Главные достопримечательности руана с фото и описанием. Руан — историческая столица Нормандии Центральный храм французского города руан

– столица Верхней Нормандии, расположенная на берегу Сены.
был основан галлами, которые контролировали обширную территорию в низовья Сены. Они называли город Ratumacos . Это был второй город Галлии после Лиона , который галлы называли Lugdunum .
После завоевания римлянами, процветал, здесь строились амфитеатр и термы.
В V веке город стал резиденцией епископа, при меровингах был столицей Нейстрии.
В 841 году город был завоеван норманнами. И с 912 года являлся столицей Нормандского герцогства.
В XII веке в проживало много евреев – 6 тысяч, что составляло 20% всего населения города.
В 1204 г. французский король Филипп II Август присоединил Нормандию к своему королевству. В это время стала развиваться текстильная промышленность, используя английскую шерсть. В то время, как вино и пшеницу экспортировал в Англию.
В XIII вв. борьба захватила город, большая часть жителей была убита, богатых грабили.
В XV веке в ходе Столетней войны попал под власть Англии. В 1413 году на костре в центре была сожжена Жанна Д"Арк.
В ходе Второй Мировой войны город сильно пострадал.

Руан. Нормандия. Франция.


Руан. Нормандия. Франция.

Река Сена делит город на две части: Рив Гош (левый берег) и Рив Друат (правый берег). Старый город находится на правом берегу.
Старый - это лабиринт узких улочек, фахверковых домиков, ставень, острых крыш и вазонов с цветами.
знаменит свои собором Нотр-Дам, крупнейший собор в стиле нормандской готики. Сказочный и воздушный собор возвышается среди узких улочек.


Руанский собор. Нормандия. Франция.

Этот собор запечатлен на серии картин Клода Моне.
Строительство собора было начато в 1202 году и продолжалось до 1880 года. На фасаде собора расположенные две башни: левая была построенна в XII в. (ранняя готика), а правая - в начале XVI в. Это поздняя готика со множеством мелких деталей и усложненной формой,называемая пламенеющей готикой. Эту башню называют еще масличной за желтый цвет. Есть и другое объяснение названию башни: сливочное масло было запрещено во время Великого поста и те руанцы, которые не отказывались от масла, платили епископу во искупления этого греха, на эти средства и была построена башня.
Центральный шпиль построен позже всех в середине XIX в. Его высота 151 метр. В то время это было самого высокое сооружение в мире.
Окна собора украшены мозаикой XIII века из знаменитого голубого кобальта, называемого «голубым из Шартра ». Этот витраж рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.
В соборе находится могила короля Ричарда Львиное Сердце. В те времена было принято хранить по кусочкам, поэтому, согласно завещанию, в Руанском соборе покоится сердце короля.
Также в Руанском соборе находится могила Ролло – предка Ричарда и первого правителя Нормандии.

Церковь Сен-Маклу является ярким примером пламенеющей готики. Она была построена в 1437-1517 гг. Позади церкви находится склеп - редчайший пример средневековых захоронений жертв чумы. В Средние века трупы привозили к церкви и скидывали в яму. Значительно позже на этом месте появилось кладбище. Вокруг построили лавки гробовщиков, украсив их черепами, костями и скелетами. В XVII веке здесь открыли школу для бедняков. Потом кладбище и лавки гробовщиков были закрыты, осталось только художественное училище.


Руан. Нормандия. Франция.


Руан. Нормандия. Франция.

Город тесно связан с именем Жанны Д’Арк. Здесь ее держали в башне замка, которая сохранилась до сих пор, судили и сожгли на костре. На площади Вью Марше после второй мировой войны на месте сожжения Жанны Д"Арк был построен собор. Крыша собора выполненная в виде костра, напоминает о казни Святой.
Также есть музей, посвященный Жанне Д"Арк.


Руан. Нормандия. Франция.


Руан. Нормандия. Франция.


Руан. Нормандия. Франция.

Самая популярная в городе, улица Больших Часов (rue du Gros Horloge), названа в честь башни со старинными часами, датируемые XVI веком - это символ и визитная карточка города.
Это первая пешеходная улица Франции.


Улица Часов. Руан.


Улица Часов. Руан.


Руан. Нормандия. Франция.

Кухня Нормандии основана на 4 элементах: яблоки, молоко, мясо и морепродукты.
Из яблок делают сидр и кавальдос - яблочный бренди.
Известные нормандские сыры:
Camembert, Livarot, Pont l"Eveque, Brillat-Savarin, Neufchatel, Petit Suisse, Boursin.
Десерты:
Яблочная карамель, шоколадное печенье с орехами, миндальное печенье, трубочка с ванильным кремом обсыпанная миндалем.

Каждые четыре года в проходит Армада . Самые красивые парусники мира собираются у набережных Руана на восемь незабываемых дней.


Армада 2008. Руан.


Армада 2008. Руан.


Армада 2008. Руан.


Армада 2008. Руан.


Армада 2008. Руан.


Армада 2008. Руан.


Армада 2008. Руан.

Нормандия – страна умиротворяющих сельских пейзажей, зеленых лугов, прекрасных готических замков и древних легенд. Это земля прославленного Вильгельма Завоевателя, который практически положил начало истории соседней Англии как государства. В нормандском Руане была осуждена и казнена легендарная Орлеанская дева – Жанна Д’Арк. В наши дни рядом с местом ее сожжения возвышается элегантный храм.

Улицы Руана являются настоящим музеем готической архитектуры. Здесь построено несколько сотен домов в великолепном стиле «пламенеющая готика». Изысканные фасады и шпили Дворца правосудия, украшенные тонким каменным кружевом, и невероятные витражи Руанского собора вызывают восторг даже у людей, равнодушных к архитектурным красотам.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Руане?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

На площади Вье-Марше была сожжена легендарная Жанна Д’Арк – героиня Столетней войны, канонизированная католической церковью в XX веке. Многие постройки, окружающие это место, так или иначе связаны с ее именем. На площади находится музей, посвященный памяти Жанны, а также памятник, окруженный цветочными клумбами и обозначающий место ее казни. По периметру площади стоят нарядные фахверковые дома, украшающие городской пейзаж.

Собор является одним из самых ярких памятников готической архитектуры Франции. Он был возведен в XIII столетии на фундаменте романской церкви XI века. К храму примыкает архиепископский дворец, который составляет с ним единый архитектурный комплекс. Колокольня собора достигает в высоту 151 метр. Архитектура храма произвела сильное впечатление на художника К. Моне, который создал серию картин, посвященных собору.

Аббатство было основано в VI веке, постепенно оно превратилось в самую влиятельную обитель в Нормандии. Монастырь просуществовал до IX века, пока его не разорили норманны-язычники. Восстановление произошло в XI веке при Вильгельме I Завоевателе. Первый храм обители был возведен в романском стиле, позже в XIV-XVI вв. здание было перестроено в соответствии с канонами готического стиля.

Храм выстроен в живописном стиле пламенеющей готики. Его шпили действительно напоминают языки каменного пламени, тянущиеся к небесам. Церковь возводилась в период 1437-1521 гг. на добровольные пожертвования меценатов. Храм украшен яркими искусными витражами XV века и изящными декоративными элементами. Во время Второй мировой войны храм был частично разрушен, восстановление завершилось в 2010 году.

Бенедиктинский монастырь XI-XII столетий, который сильно пострадал во время религиозных войн между протестантами и католиками. Некоторые постройки пришлось перестраивать, поэтому на территории аббатства есть здания как XII века, так и XVII столетия, и наблюдается некоторое смешение архитектурных стилей. Вокруг обители разбит живописный французский парк с живыми изгородями, фруктовым садом и огородом лекарственных растений.

Храм расположен на площади Вье-Марше. В XVI веке на его месте стоял готический собор, от которого остались только витражи. Церковь Святой Жанны построена в современной манере с использованием асимметричных архитектурных форм и интересных инженерных решений. Крыша конструкции символизирует языки пламени, в котором погибла Жанна. В комплекс церковных зданий также входит крытый рынок.

Башня является единственной сохранившейся постройкой Руанского замка, который был возведен для Филиппа II Августа. Для строительства укреплений использовался местный известняк. Сооружение было разрушено во время религиозных войн. Башня-донжон известна тем, что здесь в 1431 году проходил суд над Орлеанской девой. Однако Жанну держали в заточении в другой башне, ныне разрушенной.

Дворец считается одним из самых живописных зданий Руана. Он был возведен в XVI столетии по проекту Р. Ле Ру и Р. Анго и использовался для заседаний городского совета. Сооружение является ярким образцом светской готики. В наши дни во дворце заседает местный суд, также здесь располагаются два музея и библиотека. Дворцовый фасад напоминает причудливое каменное кружево, настолько искусно выполнены его декоративные детали.

Галерея является одной из крупнейших в Нормандии, ее постоянная экспозиция размещена в 60 залах. Особенно значимыми и полными считаются коллекции XVII и XIX столетий. Собрание содержит работы Модильяни, Ренуара, Ланкре, Моро, Моне и других мастеров. Помимо картин, в музейной коллекции есть скульптуры, графика, ювелирные изделия и мебель. В музее постоянно проходят временные выставки известных и признанных художников.

Музей существует с XIX века, он располагается в здании церкви XVI столетия. Изначально экспозиция размещалась в Париже, позже она была перевезена в Руан. Коллекция музея содержит изделия художественной ковки с римского периода до XX века. Многие экспонаты привезены из арабских и азиатских стран, а также из России. В музее можно осмотреть кованые решетки, предметы утвари, декоративные перила, вывески и многое другое.

Интерактивная выставка, которая погружает посетителей в атмосферу различных эпох. «Панорама» представляет собой огромный цилиндр из металла 34 метра в диаметре и 35 метров в высоту. Внутри этого цилиндра находится круговая объемная фреска, которая воспроизводит цепочку событий определенного исторического периода. В 2015 году это был 312 год – время принятия христианства императором Константином, в 2016 – панорама Руана времен Жанны Д’Арк.

Коллекция расположена в историческом особняке XVI столетия. Здесь собраны экспонаты, относящиеся к периоду XVI-XIX вв. Впервые на территории Франции секрет изготовления фаянса был раскрыт именно жителем Руана. До этого момента тайной владели только итальянские мастера. К XVII веку Руан прославился на весь мир своими керамическими изделиями. Во время экскурсии с гидом можно узнать о технологии изготовления керамики.

Пешеходная улица, расположенная между Рыночной площадью и Руанским собором. Вдоль улицы располагаются городские дома с фахверковыми фасадами. Ее название пошло от старых астрономических часов, которые расположены на каменной арке XVI века. Несколько столетий назад даже нанимали специального смотрителя, который следил за исправностью механизма и жил неподалеку от арки.

Сад был заложен в XVII веке. Сначала это была частная территория, однажды ей владел даже Наполеон Бонапарт. В XIX веке сад перешел в городскую собственность и стал доступен для всех. Некоторые части парка закрыты для посещения, так как в их пределах ведется исследовательская деятельность. В городском ботаническом саду есть большой розарий, где растут сорта, выведенные специалистами Нормандии.

Мост 2008 года, оснащенный подъемными конструкциями и обладающий большой пропускной способностью. Пролеты специально размещены высоко над водой, чтобы под ними могли спокойно проходить большие суда. Опорные колонны моста возвышаются над Сеной на 91 метр, длина пролетов – более 1 км. Сооружение было спроектировано инженерами Э. Зубленом и М. Вирложо. Стоимость строительных работ составила 155 млн. евро.

Руан – нормандский город на севере Франции . Готические памятники средневековья наполняют воздух непередаваемым ощущением таинственности и романтики, присущим этому времени. Небольшие улочки с плотной застройкой специфической архитектуры северной Европы только дополняют и без того мистическую картину.

За несколько месяцев до поездки, находясь еще дома, я глядел в монитор компьютера и рассчитывал варианты путешествия. Выделяя на Париж неделю, я великодушно отрядил два дня на выезд. Открыв карту Гугла , я внимательно вглядывался в окрестности Парижа и выявлял более-менее интересные города для посещения. Параллельно мониторил сайт французских железных дорог на предмет цены перемещения. В принципе всё было логично – чем меньше расстояние, тем дешевле.

Но была еще одна небольшая особенность – чем удобнее время поездки, тем она дороже. Т.е. совсем рано или совсем поздно можно добраться практически в два раза дешевле. И это меня сильно радовало. Перепробовав массу разных вариантов и изучив информацию в сети, я определился с местом и временем. Выбор пал на город Верхней Нормандии Руан .

Руан – история города

Руан — город достаточно древний. Историки предполагают, что он был основан кельтскими племенами еще в античные времена. И назывался он тогда Ротомагус (Rotomagus) . Во времена Древнего Рима на правом берегу Сены были построены термы и амфитеатр. Это говорит о том, что Руан был достаточно важным для римлян. Ведь в те времена каждый уважающий себя город должен был иметь амфитеатр.

Своего расцвета Руан достиг в средние века. В IX веке его повадились опустошать суровые норманны. И вскоре так им понравилось сие занятие, что они решили просто его захватить, да начать там жить. Так он стал столицей герцогства Нормандия . С этого времени Руан становится крупным портовым городом и начинает вести активную торговлю с Парижем .

В начале XIII века, благодаря нескольким неудачным войнам, Нормандия теряет свою независимость и входит в состав Французского королевства .

Находясь на севере Франции , Руан частенько являлся центром боевых действий. Особенно любили завоевывать его англичане. Во времена Столетней войны между Англией и Францией город был одним из важных стратегических пунктов.

Сейчас Руан не так велик, как в далеком прошлом, но это не мешает ему своими историческими местами и панорамными пейзажами заманивать в сети разнообразных любознательных путешественников. Чаша сия не минула и меня.

Из Парижа в Руан

Выйдя из отеля с утра пораньше, мы бодрым пешим шагом отправились на уже известный, благо идти было минут 15. Там нас поджидал поезд до Руана . Утренняя прогулка окончательно раскрыла глаза, и день начался.

На руках были распечатки билетов. Сами билеты были куплены еще дома за пару месяцев до поездки по цене 40 евро на двоих туда и обратно. В 8-20 утра мы тронулись, а в 9-50 стояли на вокзале Руана . Самый прозорливый читатель уже посчитал, что в пути мы провели всего 1,5 часа. Если учесть, что расстояние от Парижа до Руана около 130 км, то всё сходится.

От железнодорожного вокзала Gare de Rouen-Rive-Droite идет улица Жанны д’Арк (Rue Jeanne d’Arc ), по которой мы и отправились на осмотр города.

После Парижа город показался тихим, скромным и провинциальным. Скорее всего, он такой и есть. Народу на улице было совсем мало. Быть может, дело в том, что было воскресенье, да еще и утро. Но с течением дня народу так и не прибавилось – тихое и безлюдное место, что лично меня весьма порадовало – так как хотелось погулять по городу в спокойной обстановке французской провинции.

По улице Жанны д’Арк дошли до небольшого парка, в который не преминули заглянуть. В пустынном парке в маленьком пруду плавали лебеди. Мы стояли и умилялись, глядя на этих невозмутимых птичек.

Также нас неописуемо (слово то какое подходящее) порадовало наличие в парке бесплатного биотуалета, так как нам он уже понадобился.

Биотуалет в Руане — хоть живи там

Туалет отличался от российских синих практичных кабинок весьма существенно. Раковина с водой, мыло, бумага, сушилка – всё в наличии. Це ж «загнивающая» Европа , куда деваться. Примерно такой же туалет я наблюдал на территории Кремля . Ну, это к слову 🙂

Сделав все свои самые важные дела, мы двинулись на осмотр основных достопримечательностей Руана .

Руан – достопримечательности

Пройдя через парк с лебедями, мы вышли к Музею Изящных Искусств . Выглядит он не менее изящно, чем то что находится внутри. Хотя мы туда не заходили, но почитав информацию в сети, я понял, что музей весьма неплох.

Музей Изящных Искусств (Musée des beaux-arts de Rouen) в Руане был основан в 1809 году. Как известно, в это неспокойное время перемен, начавшееся после Французской революции , к власти пришел Наполеон . И он осуществил немало победоносных военных походов, сопровождавшихся неслабым разграблением поверженных территорий. Это были «сытные» времена для французских музеев.

Самые «сливки», конечно же, «снимал» Лувр . Но и регионам доставалось достаточно. В том числе и руанскому Музею Изящных Искусств . Коллекции росли, и к середине века места стало маловато. Было решено возводить новое здание музея. Так в 1877-1888 годах появилось здание современного Музея Изящных Искусств в Руане .

Руан – столица импрессионистов, и поэтому в музее одна из самых больших коллекций художников данного направления живописи. Среди них 11 картин основателя импрессионизма Клода Моне , в том числе одна из 50 картин цикла «Руанский собор» . Также имеется коллекция русских икон XVI-XIX веков.

Сразу за музеем скромненько стоят два готических здания. Бродя вокруг, мы предполагали, что это церкви. Лишь потом, уже после поездки, я узнал, что одно из этих зданий – это Музей Ковки , и внутри огромное количество соответствующих изделий. Такая информация стала для меня крайне неожиданной, и я понял, что плохо не знать местного языка, так как на здании была вывеска о том, что это музей. И мы, естественно, ничего не поняли, когда ее прочли.

Руан еще со средних веков прославился на всю Европу своими умелыми кузнецами. Плюс, наличие речного порта способствовало активной продаже и популяризации своих продуктов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что музей кованных изделий открылся именно здесь.

Музей Ковки (Musée Le Secq des Tournelles) открылся в 1921 году в бывшем здании церкви, построенной в далеком XV веке. Коллекция музея считается одной из самых больших в мире, и до сих пор регулярно пополнятся. В ней представлены, как произведения искусства, не имеющие особой практичной ценности, так и простые предметы быта средних веков. Многие экземпляры неординарны и эксклюзивны. Почитателям разнообразных ажурных железных штуковин будет интересно там побродить.

А если учесть, что все эти предметы древности вписаны в интерьер готической церкви, то станет еще интереснее там побывать, и насладиться средневековым антуражем.

Мы же решили им насладиться как-нибудь в другой раз. Если бы мы остановились в Руане на 2-3 дня, то по музеям был бы резон прогуляться, а в нашем случае однодневной поездки времени особо не было на степенное расхаживание средь предметов старины. Поэтому мы двинулись далее.

Соседнее с музеем здание до сих пор является для меня загадкой. Какая-то заброшенная церковь без табличек и прочих опознавательных знаков.

Очевидно, что раньше в этом здании была церковь. Что с ней случилось совершенно не ясно. Выглядит всё запустело, уныло, и даже мрачновато. Было ощущение, что сейчас из-за угла выскочат негры и нападут. Если бы на дворе стоял вечер, точно наверняка выскочили бы 🙂

Далее, по улице Rue Jean Lecanuet дошли до площади Шарля де Голля (Place du Général de Gaulle) , на которой расположилось административное здание мэрии города, а в центре площади памятник Салавату Юлаеву (привет Уфе 😉) генералу де Голлю на лошади. Это я так подумал, блуждая в лабиринтах логики. Раз площадь де Голля, то и памятник ему.

Оказалось, что это никакой не де Голль , да и откуда у него вдруг взялась лошадь. Памятник оказался самому обыкновенному императору Наполеону I . Справа от площади возвышается готика в виде церкви Аббатства Сен-Уэн .

Аббатство Сен-Уэн

Аббатство Сен-Уэн (Abbaye Saint-Ouen de Rouen) основано в далеком 553 году. В качестве основного собора была построена небольшая базилика. До того, как норманны начали «озорничать» на этих территориях, аббатство считалось одним из самых влиятельных. Но в IX веке пришли норманны и разорили его.

В XI веке во времена сильного Нормандского герцогства на месте старой базилики выстроили новую церковь – на этот раз в романском стиле. Но и ей пришлось не сладко. В 1248 году она сгорела.

В XIV веке неугомонные монахи начали очередное возведение церкви, на этот раз в готическом стиле. Ей повезло больше остальных – она дожила до наших дней, и радует глаз каждого посетителя Руана .

В наши дни никакого аббатства там, конечно же, не сохранилось. Здание, где жили монахи, в начале XIX века сделали мэрией Руана , а монашеский сад при церкви стал садом мэрии.

В самой же церкви тоже службы давно не ведутся, так как действующей она не является. Там периодически проходят концерты и выставки.

Лично мне такие церкви нравятся, поэтому пришлось немного полазить вокруг да около, подышать запахом камня XV века. Да и вообще, весь ансамбль церковь-ратуша-площадь симпатичен – чисто, опрятно и зелено. За строениями милый зеленый садик. И нет китайских туристов, да и не только китайских, совсем никаких нет.

От церкви Сен-Уэна направились вдоль по улице Rue des Boucheries Saint-Ouen , плавно перетекающей в улицу Rue Damiette . Сама по себе улочка впечатляет – домики жмутся друг к другу, как футболисты в «стенке».

Архитектура домиков в фирменном северном стиле под названием фахверк. «Фахверк» родом из Германии, но гордые французы строили практически такие же дома. Но стиль свой называли почему-то «коломбаж». Кто у кого украл стиль спорить не будем, пусть этим займутся те, кто получает за это деньги:-).

Вертя головами направо-налево, так и добрались до следующего пункта нашего путешествия – церкви Сен-Маклу .

Церковь Сен-Маклу (Église Saint-Maclou) строилась с 1435 по 1521 года. Одна из ярких представителей стиля «пламенеющая» готика. Сильно пострадала во время знаменитой высадки в Нормандию союзных войски во Вторую Мировую Войну . Получила два снаряда в «туловище», но была разрушена не полностью, что дало возможность после войны ее восстановить.

Готика действительно «пламенеющая», как пишут интернеты. Я с ними согласился. Очень готично и очень пламенеюще. Подобраться к ней поближе толком не удалось, так как в это время она была огорожена, и там шли ремонтные работы. Говорят, сейчас они уже завершены, церковь почистили, и теперь она еще красивше.

Также церковь интересна «чумным» кладбищем Сен-Маклу , находящимся по соседству.

Мы прошли по улице Rue Martainville вдоль церкви и увидели слева небольшие раскрытые ворота и стрелочку, приглашающую пройти внутрь. Слегка заинтриговавшись, мы согласились с приглашением и вошли.

Просочившись через невероятно узкий коридор-переулок, мы оказались в странном мистическом месте. Квадрат из старинных деревянных черных и мрачных домов, внутри небольшой сад. На лужайке «растут» разнообразные части тела, видимо из камня (навряд ли настоящие).

Части тела на кладбище Сен-Маклу в Руане

На стенах домов повсюду черепушки и какие-то загадочные символы и надписи. Ощущения специфические, как – будто находишься в склепе.

Прогулявшись и впав в небольшое смятение и задумчивость, мы вышли обратно. Как обычно, постфактум мы узнали, что это старое кладбище Сен-Маклу , на котором хоронили людей, погибших от чумы. Новых мертвецов закапывали в землю, а старые кости выкапывали и заботливо размещали на верхних этажах этих самых домов.

Одно время на первом этаже была даже детская школа. Я до сих пор пребываю в легком шоке от всей этой истории. Зашли мы туда случайно и не думали не гадали о том, где мы находимся. И внутреннее чувство нас не обмануло – там действительно веет каким-то злым духом смерти. Тем не менее, сходить туда было интересно.

После посещения кладбища Сен-Маклу всё пошло более-менее стандартно. Пройдя всего пару домов, мы вышли к главному религиозному сооружению Руана Руанскому Кафедральному собору . Как всегда – готический. Симпатичен, как и всё подобного рода. Частичный ремонт шел и там. Поэтому в объектив фотоаппарата непременно попадают разнообразные сооружения, которые с натяжкой можно назвать частью собора. Огромен, внушителен, и, по традиции, – красив.

Руанский Кафедральный Собор (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) строился поэтапно с 1145 по 1506 год. До начала строительства, на месте собора была базилика, которую разнесли в пух и прах норманны в IX веке. Потом построили романский храм. И в конце концов – современный готический.

Руанский Собор сильно пострадал во время бомбардировок Второй Мировой Войны . После чего был успешно восстановлен. В нем похоронен первый правитель герцогства Нормандия Роллон – выходец из Скандинавии . До сих пор норвежцы и датчане спорят о его национальной принадлежности. Почти как мы о Рюрике .

Высота собора – 151 м. В конце XIX века несколько лет считался самой высокой церковью мира, но вскоре был «переплюнут» . На сегодняшний день его «обставили» еще две церкви – Ульмский Собор (город Ульм в Германии ) и Нотр-Дам-де-ла-Пэ (в столице Кот-д’Ивуара городе Ямусукро ).

В свое время собор был облюбован Клодом Моне . Художник сотворил целый цикл, который так и назвал «Руанский Собор» 50 картин с трех разных точек в разное время года. Основная масса картин хранится в Музее Орсе в Париже .

От собора идет улица Rue du Gros Horloge , пройдя по которой можно наткнуться на знаменитые руанские астрономические часы Le Gros-Horloge . Чем-то похожи на пражские, только немного поскромнее и чуть менее информативнее – время, дни недели и лунные фазы. Серебряный шарик сверху часов говорит о том, в какой фазе луна. Судя по шару в тот день – было полнолуние (или нет:-)).

Механизм Руанских часов (Le Gros-Horloge) был изготовлен в 1389 году. Часы по праву являются самыми древними подобными часами во Франции . А механизм самым большим в мире. Диаметр циферблата около 2,5 м. В XVI веке часы поместили на нынешнее место, облагородив красивым позолоченным готическим фасадом.

Часы находятся на самой первой во Франции пешеходной улице. И она названа в их честь Rue du Gros Horloge.

«Часовая» улица Gros Horloge

Улица соединяет два больших собора и является главной туристической артерией Руана .

По пути к часам я бросил взгляд в один проулок и не смог удержаться, чтобы не пойти туда. Так заинтересовало меня это здание, которое оказалось Дворцом правосудия . Очередное готическое архитектурное строение, состоящие из огромного количества маленьких статуек, рассматривать которые можно пару лет.

Дворец Правосудия (Palais de justice) построен в XV веке. Один из ярких представителей готического стиля не только в Руане , но и в Европе в целом. Обильно «увешан» небольшими скульптурами и «веселыми» горгульями, дружелюбно глядящими с крыши здания.

Изначально задумывался как место сбора местных богатеньких буратин купцов для обсуждения насущных проблем. Потом стал главным зданием казначейства и местом размещения парламента. А в годы Великой Французской Революции играл роль суда. Да так им и остался в последствии.

Сейчас, помимо административной задачи, выполняет культурную, вмещая в себя два небольших музея.

Жаль там имеется забор, и проникнуть сквозь него сложно, да, наверное, еще и наказуемо. Не стали проверять. Лишь обошли его кругом. За дворцом встретилась интересная арка. Явно какой-то кусочек древности. Можно домысливать что там было раньше, используя воображение.

Вернулись обратно, и, пройдя через арку с часами, вскоре вышли на оживленную площадь, на которой решили немного перевести дух и собраться с мыслями. Дальше нашей занимательной поездки в Руан .

Руан интересный город с хорошим подбором достопримечательностей, преимущественно готических. При этом сильно радует небольшое количество туристов. Спокойная и неторопливая прогулка по древнему городу, без постоянно снующих масс людей, и стояния в очереди на просмотр памятника – что может быть лучше 🙂

Нормандия - регион современной Франции с древней историей. Римляне называли эту территорию Кельтской Галлией. Тогда же возникло первое поселение на месте, где сегодня расположен город Руан (Франция). Являясь административным центром Нормандии, он ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями, в числе которых и знаменитый Кафедральный собор.

Столица герцога Нормандии

Уже в III веке н. э. Руан был процветающим городом римской Галлии с термами и амфитеатром. Когда местные жители приняли христианство, точно неизвестно, однако сохранился труд руанского епископа Виктриция, датированный концом IV века, где сообщается, что на тот момент в городе строилась христианская базилика.

Позже Галлия была завоевана франками и к середине IX века, когда начались набеги норманнов, входила в состав Западно-Франкского королевства. Во время этих набегов Руан был неоднократно разграблен воинственными норманнами. В конце концов, в 911 г. франкский король Карл III, в соответствии с заключенным мирным договором, объявил Роллона - предводителя норманнов - герцогом завоеванной им территории.

Герцогство стало называться Нормандией, а его столицей стал Руан. Роллон, как и многие его соплеменники, принял христианство, получив при крещении имя Роберт. Руанский собор - это место, где сегодня покоятся останки первого герцога Нормандии.

От романской базилики до готического собора

Первый христианский храм в Руане был разрушен во время одного из набегов норманнов. Сооружение не стали восстанавливать, но на его месте уже после образования герцогства в X веке построили другую базилику в романском стиле с баптистерием. От древнего сооружения до наших дней сохранилась лишь крипта, которую можно увидеть, посетив Руанский собор.

На смену суровой архитектуре романского стиля пришла возвышенная готика. Как и многие другие храмы Франции, кафедральный собор Руана в XII веке стали строить в согласии с новым архитектурным стилем. Работы растянулись на несколько веков, поэтому сам храм можно считать своеобразной иллюстрацией истории нормандской готики.

Башня Святого Ромена

Башня Сен-Ромен - самая старая сохранившаяся часть собора, посвященного Руанской Богоматери. Под ней находится баптистерий, напоминающий о стоявшей когда-то на этом месте романской базилике.

Башня названа в честь одного из епископов города - Ромена, жившего в VII веке, который, согласно преданию, победил обитавшее в Сене чудовище. Жаль, что святой Ромен не смог уберечь башню, носящую его имя, во время Второй мировой войны. В результате бомбардировок союзников Руанский собор очень пострадал, в частности, от башни Сен-Ромен остались только стены.

В течение двенадцати послевоенных лет в соборе велись восстановительные работы. Но вернемся к истории башни. Ее строительство началось в 1145 году, в эпоху ранней готики, а последние этажи заканчивали уже в эпоху поздней готики. На верх 82-метрового строения, возвышающегося над нефом, ведут 813 ступеней.

С XVI века башню Сен-Ромен венчал покрытый оловом деревянный шпиль, пока в 1822 году он не сгорел от прямого попадания молнии. Позднее его заменили металлическим с четырьмя башенками, правда, одну из них несколько лет назад снес сильный ураган, пронесшийся над севером Франции.

Архитектурная эклектика

Руанский собор, архитектура которого составляет единый ансамбль с дворцом архиепископа, относится к важным памятникам французской средневековой готики.

Правда, его планировочная схема с радиальными капеллами вокруг апсиды присуща более раннему романскому стилю. Колоннада, окружающая обширную алтарную часть храма, в начале XIII века также считалась устаревшим архитектурным решением.

Зато фасад с его каменной вязью, множеством арок, вереницей статуй святых и апостолов является ярким примером нормандской готики в период ее наивысшего расцвета. В этом стиле построена Тур-де-Бёр, то есть Масляная башня, желтоватый камень для которой привозили из Уэльса.

Средокрестие собора венчает башня-фонарь с самым высоким шпилем во всей Франции. Этот выкованный из железа шпиль установили в XIX в., и на фоне средневековой архитектуры выглядит он слишком технологично.

Что нельзя пропустить

Руанский собор не может не произвести впечатление, особенно на тех, кто осматривает его впервые. Высота потолка в центральной части храма сравнима с высотой современного двадцатиэтажного дома, а длина центрального прохода составляет 137 м. Под потолком вместо запланированных балконов сделали ажурные окна.

Кафедральные соборы часто служили местом захоронения правителей и церковных прелатов. Кроме гробницы первого герцога Нормандии Роллона и его сына, в Руанском соборе покоится сердце Ричарда Львиное Сердце и установлены саркофаги нескольких архиепископов.

Средневековая Нормандия славилась мастерами, изготовлявшими витражи необыкновенного лазурного цвета. Поэтому неудивительно, что этими артефактами XIII века обладает и Руанский собор.

Описание храма будет неполным, если не сказать несколько слов о часовне Девы Марии. Здесь, помимо витражей, можно познакомиться с главными иконами собора, осмотреть средневековые резные скамейки и панели.

Руанский собор Моне

Мировую известность Кафедральному собору принес цикл работ французского импрессиониста Клода Моне. Художник работал над ним более двух лет, периодически приезжая в Руан, чтобы запечатлеть западный фасад храма в разное время суток.

Всего Моне создал пятьдесят картин в одном формате. Первая из них была написана художником в номере гостиницы, расположенной напротив собора. В следующий свой приезд в Руан Моне работал в витрине магазина, окна которого выходили на площадь перед храмом. Вернувшись спустя год, художник снял для студии заводскую мастерскую с великолепным видом на Руанский собор.

Моне старался подметить и запечатлеть на холсте едва уловимые изменения световой среды в зависимости от времени дня и погодных условий. Каждые полчаса он тщательно фиксировал колебания цветовых оттенков, достигая, таким образом, постепенного преображения облика собора в лучах солнечного света.

Курьезы Кафедрального собора

Клод Моне был не единственным, кого вдохновлял Руанский собор. Интересные факты связаны также с именем французского писателя Гюстава Флобера. Как уроженец Руана, он, без сомнения, был хорошо знаком с главным храмом города. В частности, витраж, посвященный истории святого Юлиана Госпитальера, вдохновил Флобера на написание одной из его «Трех повестей».

Наблюдая за установкой железного шпиля над средокрестием собора, Флобер язвительно охарактеризовал подобное архитектурное решение капризом взбесившегося изготовителя паровых котлов. Тем не менее заклейменный писателем шпиль принес Руанскому собору славу самого высоко здания в мире в 1876-1880 гг.

Возвращаясь к Моне, заметим, что часть своих полотен с видами Руанского собора он уничтожил, а приблизительно 30 оставшихся были представлены публике в 1895 г. Некоторые из них Моне продал за 3-5 тысяч франков, а не так давно одна картина из знаменитого цикла была продана уже за 24 млн долларов.

Культурное наследие страны

Руанский собор расположен в историческом центре города, в окружении хорошо сохранившихся средневековых, барочных и фахверковых домов. Чтобы по достоинству оценить сдержанную красоту готики и почувствовать дух далекого Средневековья, требуется неспешный осмотр главного храма города.

Руан (Франция) тратит немалую часть городского бюджета на поддержание своих исторических достопримечательностей, в частности на реставрацию собора, объявленного культурным наследием страны.

Готические соборы, фахверковые дома, узкие средневековые улочки. Все это есть в Руане, причем даже в некотором избытке. Неудивительно, что я остался в полном восторге от столицы Верхней Нормандии.

До этого я никогда не видел столько фахверка. Поездки в фахверковый рай в и были еще впереди, так что по Руану я ходил с отпавшей челюстью и умилялся каждому кособокому дому.

А вот все, что уцелело от замка Руана, башня начала 13 в. Сейчас она называется башней Жанны д"Арк . Якобы в ней она была заточена во время процесса. На самом деле, Жанна содержалась в другой башне, которая до наших дней не уцелела. А в этой башне Жанну собирались подвергнуть пыткам.

"Жанну привели в застенок, показали орудия пыток и вновь предложили отречься.
- Поистине вы можете вывернуть мне члены и даже убить меня, но я не скажу ничего другого. А если и скажу, тo потом заявлю во всеуслышание, что вы заставили меня говорить насильно.
Кошон вызвал к себе нескольких асессоров и поставил перед ними вопрос, применить ли к подсудимой пытку. Десять советников высказались против, мотивируя тем, что "не следует давать повода для клеветы на безупречно проведенный процесс"... Председатель трибунала присоединился к мнению большинства, и от пытки отказались."

Искусственный водопад в парке на Square Verdrel . Солнце уже садилось, поэтому я решил не шляться по парку.

У французов популярны басни Крылова. Хмм, или Лафонтена?

Что приятно, исторический центр Руана очень цельный, в отличие от того же , разрушенного американцами и англичанами. Таких вкраплений современного дегенеративного искусства совсем немного.


Все эти фахверковые дома вполне себе живые, где-то жилые, где-то магазинчики или кафешки. Я, кстати, видел объявление о продаже квартирки в 20 м. в таком доме. Цена была около 80 тыс евро.

Средневековый фонтан de la Crosse . Правда, это новодел, оригинал был уничтожен в войну.

Тут уже стало совсем темнеть, и я наконец засел за ужин. Ужинал в этом приятном месте, рекомендую:
http://www.bar-des-fleurs.com/
Ориентир - памятник Флоберу прямо у ограды заведения.
Я заказал морепродукты по-Нормандски. За 15 евро мне принесли огромную лохань с рыбой, креветками, гребешками и прочими гадами. Местный колорит заключался в том, что все это было перемешано с тушеной кислой капустой. Очень оригинальное, вкусное, но в тоже время тяжеловатое сочетание.

На этом мой вечер не закончился, я шлялся по Руану еще наверно до полуночи. Точнее я уже шел в отель, но случайно наткнулся на толпу на площади у Руанского собора. Оказалось, что световое шоу начнется с минуты на минуту, я дождался и это было круто!

На следующее утро я пошел на уже более упорядоченную прогулку по Руану. В паре шагов от моего отеля Hotel de l"Europe торчала готическая башня. Оказалось, что это остатки церкви Saint André de la Ville . причем раздолбали церковь 15 в. (!) сами французы, когда прокладывали через весь центр Руана улицу Жанны д"Арк. Ну, правильно, тут и так этих соборов на каждом шагу.

Я пошел от отеля в сторону Старого рынка. Живописная Rue de la Vicomte .

Тут же наткнулся на еще одно "мастси". Hotel de Bourgtheroulde - это особняк конца 15 в., больше напоминающий небольшой замок. В то время из камня строили только церкви или общественные здания, так что владелец дома был человек весьма состоятельный. Сейчас здесь какой-то шикарный отель, я как раз попал на завтрак, который проходил во внутреннем дворике. Благообразные европейские старички спокойно ели свои круассаны, и тут приперся я и стал нагло крутиться между столиками, пытаясь что-то заснять.

Тут надо рассматривать детали. Есть несколько интересных и уникальных барельефов.

Во внутреннем дворике тесновато, так что общий вид сложно снять, но зайти обязательно стоит, чтобы полюбоваться барельефами.

В Руане столько всякого старья, что такая внушительная церковь, как Église Saint-Éloi de Rouen , даже не отмечена на туристической карте, как достойный объект для туристов.

За церковью проходит одна из ресторанных улиц Руана Rue du Vieux Palais . Вечером здесь можно поужинать, в каждом доме есть какое-нибудь заведение. Но мне признаться не очень понравилось сидеть на узкой, темной улице, поэтому я предпочитал обедать где-нибудь на площади.

И дворики тут тоже ниче так.

Хотя с утра выглядит она сурово.

Улица выходит на большую по меркам компактного Руана площадь Старого рынка .

Площадь "прославилась" тем, что именно здесь в 1431 г. сожгли Жанну д"Арк. На месте костра стоит огромный крест.

Впрочем, рынок тут существует до сих пор. Причем, находится он в том же здании, что и церковь Жанны д"Арк.

А вот и сама церковь Жанны д"Арк (1979 г.). Форма крыши должна напоминать языки пламени костра, и намекает на традиционную архитектуру Нормандии. Например, чем-то похожа на деревянную церковь в . Подобные вызывающие строения люди обычно или ненавидят или обожают, я, пожалуй, отнес бы себя к первой категории.

Еще несколько фасадов, выходящих на площадь Старого Рынка.

Тут я хотел посмотреть на дом, где жил драматург Пьер Корнель . Я не видел ни одной его пьесы, зато читал Веничку, цитирую:

"Как в трагедиях Пьера Корнеля, поэта-лауреата: долг борется с сердечным влечением. Только у меня наоборот: сердечное влечение боролось с рассудком и долгом. Сердце мне говорило: "тебя обидели, тебя сравняли с говном. Поди, Веничка, и напейся. Встань и поди напейся, как сука". Так говорило мое прекрасное сердце. А мой рассудок? - он брюзжал и упорствовал: "ты не встанешь, Ерофеев, ты никуда не пойдешь и ни капли не выпьешь". "

А дальше я признал свое поражение. В начале отчета я писал, что тщательным образом изучил Руан перед поездкой, так вот оказалось, что это не совсем так. Я не учел, что главная красота города - это его фахверковые улочки. И когда я понял, что у меня глаза разбегаются и хочется как-то это все обойти и ничего не пропустить, я сдался и достал туристическую карту, выданную мне в отеле. На ней дотошные французы нарисовали подробный маршрут для дурных туристов. В общем, я стал тупо ходить по этой карте и не пожалел.

В Руане сохранилось примерно две тысячи фахверковых домов ! Из них совсем старья 14-15 вв. где-то штук сто. А разгадка в том, что в этом регионе был дефицит камня, поэтому приходилось строить из дерева.

По пути встретились пара интересных храмов, но я настолько был поглощен домиками, что даже не удосужился заснять эти церкви.

Самые древние дома - это у которых верхние этажи нависают над улицей. Таким образом удавалось расширить внутренний объем дома и самое главное защитить от дождя первый этаж, на котором держалась постройка. В таком виде их запретили строить в 1520 г., чтобы не сужать улицы и для их лучшего проветривания от средневековой вони. Так что если видите подобный фасад, как на картинке ниже - значит это старье достойное внимания.

Вот эти четыре перекосившиеся домика что-то типа визитной карточки старого города Руана (улица Bons Enfants

Зато прямо рядом с ним одно из самых больших в Европе готических гражданских зданий. Дворец правосудия (1499 г.). Все, закругляюсь. Надеюсь, вам было интересно и полезно прогуляться по Руану.