Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха. Готические тайны собора святого вита в праге Собор св вита в праге чехия

Собор Святого Вита — готический католический кафедральный собор, хранилище коронационных регалий и усыпальница королей Богемии. Собор Святого Вита находится в в Пражском Граде в Градчанах. Градчаны — это один из четырёх исторических районов Праги.

Пражский Град представляет собой древнюю крепость-кремль (замок). По площади это самый большой замок в мире. Пражский Град является резиденцией президента Чехии, бывших чешских королей и президента Чехословакии. В резиденции жили и некоторые императоры Священной Римской империи.

Сегодня Пражский Град — это огромный административный центр, расположенный на холме в Градчанах и возвышающийся над Прагой и . Пражский Град является самой большой президентской резиденцией в мире. Кафедральный готический католический собор Святого Вита – главная архитектурная доминанта Пражского Града.

Собор Святого Вита строился 600 лет. В 925 г. первый храм-ротонду построил Святой Вацлав, который захоронен в Соборе Св. Вита (полное название собора — кафедральный Собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха). Официально строительство началось в ноябре 1344 года под покровительством короля Чехии Карла IV и архиепископа Эрнеста из Пардубице и закончено в 1929 году.

В 1419 году собор пострадал от гуситских войн, из-за чего не сохранились до наших дней многие иконы и скульптуры. Строительство много раз останавливалось не только из-за войн, но и из-за недостатка средств.

Архитекторы, которые творили и строили собор — Маттиас из Арраса, Петер Парлер, Йозеф Краннер, Йозеф Мокер, Камил Гилберт. Великие строители собора — Петер, Вензел и Йоханс Парлеры, Мастер Петрилк, Альфонс Муха, Франишек Кисела, и мн. другие. Неповторимая архитектура собора обусловлена математическими расчётами Маттиас из Арраса и художественным дарованием скульптура Петера Парлера.

Собор Святого Вита задумывался его создателями как фамильный склеп, место для коронации чешских королей. Архитектура Собора Св. Вита изобилует бюстами и карнизами с изображением представителей королевской династии, епископов Чехии и пражских архитекторов. Архитектура Собора Святого Вита поражает своим готическим и неоготическим великолепием. Cнаружи это здание, состоящее из нескольких башен высотой под 100 метров, огромные балконы по периметру, круглое окно-розетта диаметром 10 метров с библейскими рисунками, поражающие декоративностью своды. Внутри собора высотой 33 метра, витражные окна, хор и алтарь.

Собор Святого Вита является основным архитектурным и историческим памятником древней Праги, духовным ориентиром Чехии, местом паломничества католиков со всего мира. В Пражском Граде в Градчанах проходят различные фестивали и выставки. Вблизи Собора Святого Вита расположена знаменитая платная , известная своими маленькими домишками-карликами, встроенными в крепостную стену. На Золотой улочке расположены сувенирные лавки, выставки и галереи.

В Градчанах, наряду с возвышающимся над ними Собором Святого Вита, расположены и такие исторические достопримечательности, как Чумной столб с Девой Марией и Костёл св. Яна Непомуцкого, Градчанская ратуша, Монастырь капуцинов на Лоретской площади. А так же Шварценбергский дворец, Штернбергский дворец, Тосканский дворец, Сальмский дворец и ещё ряд архитектурно-исторических дворцов, окружающих современную президентскую резиденцию Чехии и Собор Святого Вита.

Собор Святого Вита в Праге — это колыбель раннего готического стиля, где сохранились шедевры архитектуры и искусства, и где покоится прах тысячелетней истории.

Собор Святого Вита фото.

На правом высоком берегу чешской столицы возвышается над Влтавой Пражский град. Когда-то это был оборонительный первых князей, а затем и королей. Здесь зарождалась Прага, ставшая с X века столицей чешского государства. Душа Пражского града — собор Святого Вита. Шпиль этого великолепного храма словно страж высится над историческими районами города, черепичными крышами домов, набережной и мостами. Комплекс считается одним из наиболее красивых соборов Европы, самым значимым в стране религиозным центром, объектом любви и гордости горожан.

Общее описание

У Собора святого Вита очень продолжительная история строительства. Свою современную форму храм приобрел не сразу, на это ушло шесть веков - с 1344 по 1929 год. Сооружение было проектом готической архитектуры, но за столетия на его отделке и общей конфигурации отложились отпечатки эпох Средневековья, Ренессанса, Барокко. В разных частях здания можно заметить также элементы неоготики, классицизма и даже модерна. Но общий архитектурный стиль характеризуется как готический и неоготический.

Сейчас в соборе Святого Вита (адрес: Прага 1-Градчаны, III. nádvoří 48/2, 119 01) находится кафедра архиепископа Пражского. С десятого века строение было резиденцией епископов Пражской епархии, а с 1344 года возвышено до уровня архиепископии. По этому поводу началось возведение трехнефного готического собора с тремя башнями. Несмотря на все столетние усилия, строительство со всеми изменениями и дополнениями завершилось лишь к 1929 году, когда закончились работы по западному нефу, двум башням центрального фасада и множеству декоративных элементов: скульптуры и ажурный декор окна-розы из песчаника, витражи, другие детали.

Некоторые части кафедрального собора являются выдающимися произведениями искусства разных веков, включая период завершающих работ. Например, мозаика Последнего Суда, часовня Св. Вацлава, галерея портретов на трифории, витраж и другие.

Основание и первая постройка

Началом истории собора Святого Вита следует считать 929 год. В тот год князь Вацлав основал первую церковь на месте будущего костела. Она стала третьим христианским храмом города. Церковь была возведена на возвышении акрополя в укрепленном поселке Праги и посвящена святому Витусу, итальянскому святому, часть мощей которого (руку) князь Вацлав получил от герцога Саксонии Генриха I Птицелова. Эта первая церковь являла собой ротонду, по-видимому, только с одной апсидой.

После смерти Вацлава его останки были перенесены в церковь св. Вита по окончании строительства, и, по сути, князь стал первым святым, погребенным в ней. В 973 году храм получил статус главной церкви княжества новосозданного Пражского епископства. После экспедиции (1038) Бретислава I в польский город Гнезно, князь привез в ротонду частицы мощей Иоанна Крестителя, которые составили трио святых, освященных и находящихся с тех пор в церкви.

Первоначальная ротонда, дополненная южными и северными апсидами, была снесена из-за неудовлетворительных размеров и заменена после 1061 года базиликой. Однако небольшие фрагменты сохранились под часовней Св. Вацлава, указывая на первоначальное местоположение гробницы основателя церкви.

Строительство базилики

Сын Бретислава I и его наследник князь Спытигнев II вместо небольшой ротонды построил гораздо более представительную романскую базилику св. Витуса, Войтеха и Девы Марии. По словам летописца Космы, строительство было начато на праздник Св. Вацлава. С 1060 года на месте ротонды возводилась трехнефная базилика с двумя башнями, которая стала новой доминантой Пражского Града. Это была, по сути, огромная надстройка над святыми могилами.

Вскоре после начала строительства князь Спытигнев II умер, и строительство продолжил его сын Вратислав II, ставший первым чешским королем. Он сам составил проект и расположение здания. Строительство завершилось в 1096 году. В горизонтальном плане базилика представляла собой крест длиной 70 и шириной 35 метров. Постройка имела две башни, ее толстые стены и колонны разделяли темное пространство на три нефа с парой хоров на восточной и западной стороне, и поперечным нефом в западном конце. Проекция базилики хорошо прослеживается в подполье южной части сегодняшнего собора, где сохранились богато украшенные колонны западных и восточных склепов, фрагменты кладки, мощения и опорных столбов.

Начало возведения собора

30 апреля 1344 года Прага была переведена в архиепископство, и шесть дней спустя архиепископу пражскому Арношту Пардубицкому была передана папская булава вместе с правом короновать королей Чехии. А через полгода, 21 ноября, десятый чешский король Иоанн Люксембургский в честь этого события заложил в фундамент первый камень нового собора - Святого Вита.

Главным архитектором стал 55-летний Матьяс Аррасский. Строительство началось с восточной стороны, где находится алтарь, чтобы он как можно скорее мог служить мессе. Матьяс спроектировал здание согласно французским готическим канонам. Он успел возвести подковообразный хор с восемью капеллами, хранилища, восточную часть длинного хора с одной часовней на севере и двумя с южной стороны, аркады и галереи. Началось строительство южной стороны здания, в том числе стены по периметру Часовни Святого Креста, которая сначала размещалась отдельно от конструкции собора. Все создавалось простым и аскетичным.

В 1352 году Маттиас умер, и с 1356 года управлял строительством Петр Парлер из Швабии. Он происходил из известной германской семьи строителей и в 23 года приехал в Прагу. В соборе Святого Вита Парлер применил необычный сетчатый свод, поддерживаемый ребрами, которые соединились в красивые геометрические формы и стали самостоятельным украшением потолка.

Капелла Св. Вацлава

Из всего венца капелл часовня Св. Вацлава является наиболее важной в соборе. Это отдельное святилище, построенное над местом захоронения основателя церкви, причисленного к лику святых. Капелла сразу планировалась как хранилище королевских драгоценностей и одна из точек коронационной церемонии. Небольшое, почти кубической формы помещение, встроенное в стены церкви, было спроектировано до Парлера. Зодчий создал в святилище неизвестный прежде архитекторам свод, переплетения ребер которого напоминали очертания звезд. Удерживающие конструкции смещались от углов комнаты до третей стены, что было непривычно по сравнению с традиционными сводами. Помимо часовни, Парлером построена южная прихожая в 1368 году, а на ее полу была устроена потайная камера, в которой хранилась корона и чешские королевские драгоценности. Часовня Святого Вацлава была освящена в 1367-м и украшена в 1373 году.

Дальнейшее строительство

Занимаясь строительством собора, Парлер также работал над Карловым Мостом и несколькими столичными церквями. В 1385 году был закончен хор. После смерти (1378) Парлер продолжал работать. Когда он умер (1399), установленная им башня осталась незаконченной, были завершены лишь хор и часть трансепта собора. Работу зодчего продолжили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили главную башню, возведя ее до высоты 55 метров, и южную часть костела. Но через двадцать лет после смерти великого короля интерес последователей к строительству угас, и собор остался еще на пятьсот лет недостроенным.

При царствовании царя Владислава II Ягеллонского (1471-1490) была построена позднеготическая королевская молельня архитектора Бенедикта Рейта, а собор соединили со Старым Королевским дворцом. После великого пожара 1541 года было разрушено много зданий, и часть собора пострадала. Во время следующего ремонта 1556-1561 гг. незавершенный собор обрел элементы ренессанса, а с 1770 года появился барочный купол колокольной башни.

Завершение строительства

Под влиянием романтизма и в связи с экономическим ростом Чехии было принято решение возобновить строительство. Проект 1844 года по реконструкции собора был представлен архитекторами Ворцлавом Песиной и Йозефом Краннером, последний руководил работами до 1866 года. Его сменил до 1873 года Йосеф Моцкер. Был восстановлен интерьер, демонтированы элементы барокко, сконструирован западный фасад в стиле поздней готики. Удалось достичь гармоничного композиционного единства всей постройки. Последним архитектором был Камил Гильберт, проработавший до момента завершающих работ 1929 года.

Интерьер собора

Внутри стены главного нефа вертикально разделены трифориями (галереей из узких проемов). На столбах хора установлен 21 бюст епископов, монархов, королев и мастеров Петра Парлера. За главным алтарем расположились гробницы первых чешских епископов и статуя кардинала Шварценберга работы Мысльбека.

Южная галерея содержит монументальное серебряное надгробье 1736 года, установленное Св. Яну Непомуцкому по проекту Э. Фишера. С двух сторон высокого хора стоят две большие барочные статуи, изображающие разорение храма 1619 года и побег Зимнего короля (1620). В середине нефа расположен ренессансный мавзолей Максмилиана II и Фердинанда I с супругой Анной работы Александра Коллина 1589 года. На сторонах мавзолея изображены персоны, которые захоронены под ним.

Разрушенный во время прусской бомбардировки (1757) ренессансный орган в соборе Святого Вита заменен инструментом периода барокко.

Хранилище и мавзолей

Помимо центра религиозного поклонения, храм служит сокровищницей драгоценностей чешской короны и королевской усыпальницей.

Одна из многих достопримечательностей собора Святого Вита в Праге — коронационные инсигнии. Здесь некогда короновали, возводя на престол, чешских королей. В храме хранятся королевские регалии, оригиналы которых выставляются для обозрения каждые пять лет в честь инаугурации Исключением стал 2016 год, когда город праздновал 700-летнюю дату рождения великого чешского короля Карла IV. Вот эти драгоценные символы королевской власти: корона и меч Святого Вацлава, королевские скипетр и держава, коронационный крест. Все эти предметы выполнены из золота с обильной отделкой жемчугом и крупными драгоценными камнями.

В соборе Святого Вита крестили будущих государей, венчали, короновали, здесь же хоронили их останки. Саркофаги некоторых князей и монархов находятся в церковных помещениях, но большинство правителей обрели вечный покой в подземелье храма, где расположена Королевская усыпальница с гробницами. В общей сложности здесь находятся останки пяти чешских князей, включая основателя церкви Святого Вита, а также 22 королей и королев. Храм стал последним земным приютом и для многих духовных лиц.

Внешний вид

Сейчас общая ширина собора достигает 60 м, а длина по центральному нефу — 124 м. Большая святовитская башня с южной стороны здания поднимается до уровня 96,6 м и является третей по высоте среди церковных башен Чешской республики. Первый этаж занимает Хазмбуркская часовня, над которой находится колокольня и башенные часы. До высоты 55 м четырехгранное строение выполнено по готическому образцу. Верхняя восьмигранная часть с галерей отражает архитектуру позднего ренессанса с куполами стиля барокко. Здесь же, возле башни, находится южный вход: Золотые ворота Святовацлавской капеллы со знаменитой мозаикой «Последний Суд».

Формы богатой поддерживающей системы и венцы капелл северной стороны собора Святого Вита — прекрасный образец французской готики. К позднеготическому периоду относятся спиральные лестницы в углах обоих поперечных нефов.

Западная часть нефа и фасад с двумя башнями возведены между 1873 и 1929 годами. Эта часть церкви полностью соответствует неоготическому направлению. Во время работы над собором Святого Вита в украшении его западной части принимали участие многие известные скульпторы и художники Чехии: Франтишек Хергесел, Макс Швабинский, Альфонс Кастнер, Йосеф Калвода, Карел Сволинский, Войтех Сухарда, Антонин Запотоцкий и другие.

Колокола

В колокольне над Хазембуркской часовней размещены в двух этажах семь колоколов. Говорят, что их звон — это голос Праги. От собора Святого Вита колокольный перезвон раздается по городу каждое воскресенье перед утренней мессой и в полдень.

Крупнейший во всей Чехии, а не только в столице, - это колокол "Зикмунд", названный в честь святого покровителя страны. Этот гигант с нижним диаметром 256 см и общей высотой 241 см достигает веса 13,5 тонны. Чтобы раскачивать такую махину, требуются усилия четырех звонарей и еще пары помощников. "Зикмунд" звучит лишь в дни больших праздников и в особых случаях (похороны президента, приезд папы римского и другие). Колокол отлит в 1549 г. мастером Томашем Ярошем по приказу короля Фердинанда I.

Этажом выше находятся остальные колокола.

Колокол "Вацлав" 1542 года отлит мастерами Ондрежем и Матьясом Пражскими. Высота — 142 см, вес — 4500 кг.

Колокол Иоанна Крестителя 1546 года от мастера-колокольщика Станислава. Высота — 128 см, вес — 3500 кг.

Колокол "Иосиф" работы Мартина Нильгера. Высота — 62 см.

Три новых колокола 2012 года из мастерской Дитрычовых из Бродки заменили старые колокола с теми же названиями, которые были сняты в период военных лет с 1916 года:

  • "Доминик" — колокол, призывающий к мессе, высотой 93 см.
  • Колокол "Мария" или "Мари".
  • "Иисус" — самый маленький колокол высотой 33 см.

Легенды о колоколах

Сложено немало преданий о колоколах кафедрального собора Святого Вита.

Когда умирал (1378 г.) великий чешский цесарь Карл IV, колокол на башне собора начал звонить сам по себе. Постепенно к нему присоединились все колокола Чехии. Услышав звон, умирающий король воскликнул: «Дети мои, это призывает меня Господь Бог, да пребудет он с вами навеки!»

Хазембуркская часовня после пожара 1541 года долго не использовалась по назначению и служила звонарям кладовой. Как-то там уснул подвыпивший звонарь, но в полночь он был разбужен призраком, который выгнал выпивоху прочь из церкви. Утором этого звонаря увидели седым.

Только что отлитый колокол "Зикмунд" к замку притащили 16 пар лошадей, прикованных к специально изготовленной для этой цели телеге. Но как его втащить на колокольню, никто не знал, кроме того, ни одна веревка не выдерживала подобной тяжести. Так и стоял колокол долгое время. Правил тогда страной Фердинанд I (1503-1564). Его старшая дочь Анна (1528-1590) предложила построить странную машину, при помощи которой "Зикмунда" подняли на башенную колокольню. Прочный канат был сплетен из кос пражских девушек, в том числе и самой принцессы. Когда ученые хотели рассмотреть механизм, Анна приказала им разойтись, а устройство сломать.

Во время христианских реформ в период правления Фредерика Фалька (1596-1632) собор находился в распоряжении кальвинистов. Их представители хотели звонить в святовитовские колокола на Страстную пятницу, что для католиков неприемлемо. Однако колокола были настолько тяжелыми, что их невозможно было раскачать. Администратор собора рассердился и запер башню, чтобы никто не мог звонить даже в Великую субботу, но колокола в положенное время зазвонили сами (со времен позднего Средневековья и до реформы XX века католическое пасхальное бдение совершалось в субботний полдень).

Святовитовские колокола могут изменить свой тембр в соответствии с настроением чешской нации. После битвы при Белой Горе их звон казался таким грустным, что, говорят, упокоенные чешские святые проснулись в склепах собора.

Считается, что никто не может убрать колокола из башни. Тот, кто попытается — умрет, а загруженные в телегу колокола станут настолько тяжелыми, что телега не сдвинется с места. Но местные жители уверены: даже если бы такое удалось, то колокола вернулись бы на место сами.

Последняя из легенд принадлежит нашему тысячелетию. Существует предание: если трескается колокол, то городу, где он находится, грозит беда. В Праге и большей части Чехии в 2002 году произошло крупнейшее наводнение. За два месяца до несчастья треснул язык "Зикмунда" - колокола, который был назван в честь покровителя всего Королевства Чешского.

Время работы и транспорт

Пражский Град — пешеходная зона. Как добраться до собора Святого Вита? Это можно сделать двумя способами:

  • 22-й трамвай доставит до остановки Pražský Hrad, откуда к воротам Пражского Града пройти останется 300 метров;
  • от станции метро Malostranská следует подняться метров 400 по замковой старой лестнице.

В собор попасть можно ежедневно с девяти часов утра до пяти вечера. Только по воскресеньям храм открывается с полудня. Южная башня работает с десяти часов утра и до шести вечера.

, – а случилось это в 2006 году – меня, без преувеличения, ошеломил собор Святого Вита. К тому времени я уже не раз слышала о главном храме в Праге. Но, когда я оказалась на площади перед ним, была поражена его размахом и величием. Сразу появилась масса вопросов: кто и как построил всю эту красоту, почему назвали в честь Святого Вита и т. п. Возможно, вас тоже интересуют подобные вопросы. Читайте эту статью, на некоторые из них я постараюсь ответить.

Сразу поясню, где мы с вами будем искать ответы, чтобы они не оказались обычной обывательской фантазией. Во-первых, за несколько посещений Чехии я собрала неплохую подборку справочных материалов по Праге, а во-вторых, в маленьком книжном магазинчике… на маленькой … Пражского Града я приобрела солидное издание чешских историков «Прага историческая». Изучив это пособие и сопоставив ряд фактов, можно многое понять.

Но, пока мы проясняем с названием, уделим немножко внимания самому собору. Согласитесь, даже издалека видно, какой он огромный и величественный:

Кафедральный собор Святого Вита приобрел тот вид, в котором он предстает сегодня, почти за 600 лет. Первый камень закладывал Карл IV в 1344 году, а завершающие строительные paботы были закончены в 1929. Собор строили с большими перерывами. За это время несколько архитекторов успели внести свою лепту в проектирование внешнего вида и конструктивных составляющих собора.
Выбирать место для строительства храма не было необходимости, оно уже было определено самой историей.

Еще в 929 году особо почитаемый чехами правитель Вацлав построил в самой высокой точке крепости небольшую каменную ротонду, посвященную Святому Виту. Вацлав к тому времени проникся идеями христианства, которое только начало распространятся в Европе. Он стремился привить своему народу христианские ценности. Веру Вацлава поддержал германский король Генрих I, подарив ему реликвию – мощи (часть руки) юного сицилийца Вита, погибшего за свои христианские взгляды в Римской империи еще в III веке и причисленного к лику святых.

Наверное, это довольно скучные факты, но именно они и важны для понимания, почему так назван собор Св. Вита. Добавлю еще немножко.

Когда сам Вацлав погиб в результате заговора родного брата, придерживающегося других религиозных взглядов, народ и церковь наделили святостью и Вацлава. Его похоронили в святовитской ротонде. Там же похоронили еще одного человека, активно проповедующего христианство и погибшего за свою деятельность в конце X века – чешского епископа Войтеха. И когда в 1060 году на месте ротонды воздвигли базилику, то назвали ее в честь трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха.

Когда же самый просвещенный чешский монарх Карл IV собрался обновить весь Пражский Град, первым делом он запланировал воздвигнуть грандиозный собор в самом святом и почитаемом месте – на площади, вмещающей святовитскую ротонду и окружающую ее базилику трех святых. В будущем соборе король планировал проводить самые торжественные церемонии, а также хранить самые ценные государственные сокровища и реликвии.

Собор посвящался все тем же святым, что и базилика. И кстати, нынешнее официальное название воздает почести трем святым, отдавшим свои жизни за христианство: Кафедральный собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха. Но много ли официальных наименований закрепилось в народе? Риторический вопрос. О полном названии не вспоминают даже чехи, а нам тем более храм известен как собор Св. Вита.

Немного из истории возведения собора Св. Вита

Проектирование собора Карл IV доверил зодчему папского двора Матье Арраскому . Потом его paботу продолжил молодой талантливый чешский архитектор Петр Парлерж . 47 лет занимался строительством Парлерж, потом его сыновья, но успели построить только восточную часть собора. Если посмотреть на фотографию, то это правая часть, только доходящая до центральной башни. А восточные стены собора выглядят вот так:

Но заслуги Парлержа огромны. В я упоминала, что Парлерж строил самые важные объекты. Что касается собора Святого Вита в Праге, то по его проекту были сконструированы те красивые своды, которые и сейчас украшают храм.

Он же проектировал и Золотые ворота, отделанные венецианской мозаикой и прекрасно сохранившиеся до наших дней. долгое время служили центральным входом в храм. Посмотрите фрагмент мозаики из позолоченного стекла на фото:

Когда же появилась та высоченная центральная колокольня? Это южная башня, и она реально высокая – 96 м. Во всяком случае, доставит вам проблемы, когда вы будете пытаться сфотографировать собор в полный его «рост». Центральной башней занимались еще при Парлерже, но вот тот вид, который мы видим сегодня, был отстроен только в 1556—1593 гг. Посмотрите, какие необычные часы украшают башню. Видите два циферблата? И на каждом из них только одна стрелка. Так вот, верхний показывает только часы, а диск ниже – только минуты. Вопрос напрашивается сам собой: во сколько я сделала этот снимок?


Между циферблатами находится утонченная золотая решетка, за которой притаился главный колокол собора, именуемый Зигмунд. Его вес – 16 тонн!

Так что у нас со строительством? До конца XIX века собор все еще заканчивался с левого крыла колокольней, а тех парных башен, которые представляют западный фасад собора, и в помине не было. Только в 1873 году архитектор Йозеф Краннер , работающий в стиле неоготики, приступил к последнему этапу строительства. Но и его жизни не хватило, чтобы завершить строительство храма в Пражском Граде. Его преемником стал Йозеф Мокер , который уже прославился к тому времени реконструкцией готической . Так был воздвигнут западный фасад с 82-метровыми башнями и прекрасной розой-окном 10 м в диаметре. Только один собор в Европе обладает подобным окном, которое превышает по размерам розу собора Св. Вита. Это храм Св. Теклы — .

Как раз перед западным фасадом оказываются посетители, если заходят в Пражский Град через центральные ворота. Здесь сейчас находится основной вход.

Посещение собора

Для того чтобы войти в собор Святого Вита в Праге, билeты покупать не нужно. Только территория для бесплатного доступа, к сожалению, весьма ограничена. Она заканчивается на уровне третьей капеллы. Да, отсюда видна вся красота центрального нефа, окно-роза, несколько витражей знаменитого Альфонса Мухи .

Но алтарь, королевский мавзолей, серебряный саркофаг Яна Непомуцкого, множество капелл (всего в соборе 21 капелла), орган и многие другие достояния храма доступны только по билeтaм. Нужно посмотреть обязательно! Сейчас у вас есть возможность увидеть внутреннее пространство храма, обратившись к .

Отдельный интерес представляет подземная часть Королевской усыпальницы. Это Крипта, вход в которую расположен ближе к алтарю рядом с капеллой Св. Креста. Посещать? Ну, скажем, это на любителя. В Крипте похоронены все королевские особы Чехии. Лично меня больше привлекает наземное пространство собора: огромное, величественное, прекрасное в своих строгих готических линиях.

Смогла ли я пролить хоть немножко света, почему именно так назван собор Святого Вита в Праге, и кто подарил стольким поколениям этот архитектурный шедевр? Друзья, может, вам известны какие-то интересные факты, касающиеся этой самой значимой достопримечательности Праги. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Ваш euro-проводник Татьяна

Пражский Град (Prazsky hrad) вот уже более тысячи лет является символом и выдающейся жемчужиной Чехии. В настоящее время Пражский Град является одним из самых больших крепостных комплексов в мире, заложенном ещё в 9-м столетии. Увидеть Пражский Град и прогуляться по его территории стремится каждый турист приехавший в Чехию.

На протяжении веков Пражский Град был резиденцией чешских королей, а потом и президентов. Общая площадь комплекса составляет 45 гектаров, на которых разместились башни, живописные узенькие улочки и сады, а также дворцовые, служебные, фортификационные и религиозные сооружения, в большинстве которых в настоящее время размещены различные музеи и экспозиции.

Доминантой Пражского Града является знаменитый и величественный Кафедральный Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха.

Именно Собор Святого Вита хорошо виден практически со всех точек исторического центра Праги. А панорама Пражского Града, которую можно видеть со смотровых площадок старой Праги представляет собой незабываемое зрелище, остающееся в памяти на долгое время.

Всё-таки панорамный вид на Град, более прекрасен, нежели смотреть на все это вблизи.

Как мы уже говорили, Пражский град это целый дворцовый комплекс, состоящий из множества зданий, соборов, площадей, улочек и прочих построек, расположенный на левом берегу реки Влтавы у Малой Страны в одном из исторических районов Праги, так называемых Градчанах.

Центральный вход в Пражский град находится на Градчанской площади /Hradсanskу namesti. Именно с этого места лучше всего начинать свою экскурсию по Граду.

В центре Градчанской площади красуются центральные ворота Пражского Града . У ворот дежурит почетный караул. Ежедневно в 12:00 часов можно видеть торжественную смену караула, далее каждый час стандартную.

Пройдя в главные ворота, попадаем на небольшую площадь (второе подворье Пражского града), больше похожую на зал, окруженную по периметру стенами зданий.

В настоящее время здесь располагается /Obrazarna Prazskeho hradu.

Ранее в этих стенах располагались конюшни, сейчас же в оригинальных помещениях бывших конюшен можно видеть картины придворных живописцев, старых мастеров немецкого и голландского Ренессанса, итальянского Ренессанса и маньеризма, а также работы художников центрально-европейского и голландского барокко.

В центре площадь украшает Леопольдов фонтан , который также называют Львиным фонтаном/Kohl"s Fountain.

Здесь же находится Часовня Святого Креста /Kaple sv. Krize. Часовня Св. Креста ранее называлась «сокровищницей». Сокровищницей часовню называли потому, что в начале 60-х годов 20-го века она была оборудована под экспозицию ценнейших украшений и сокровищ, накопившихся в закромах Собора Св. Вита начиная с 11-го столетия.

В настоящее же время доминантой часовни является алтарное полотно с изображением Христа размерами в полный человеческий рост. На фото Часовня Креста белое, закругленное с одной стороны строение.

По Пражскому Граду проводят экскурсии. Билеты можно приобрести в кассе картинной галереи. Можно купить билеты как на большой круг А, так и на малый Б, а также отдельно в некоторые экспозиции.

Прейскурант цен на билеты по Пражскому Граду:

А можно и не покупать билеты и бесплатно походить по территории и посмотреть на достопримечательности Града. Тем более что особо ничего интересного в строениях Пражского Града нет, кроме разве что Собора Святого Вита и Золотой улочки, которые мы рекомендуем увидеть. Это единственные два пункта в Пражском Граде, которые нам запомнились и произвели впечатление.

Выйдя с площади картинной галерее, попадаем прямиком к центральному входу Кафедрального Собора Святого Вита, Вацлава и Войтеха /Katedrala sv. Vita, Vaclava a Vojtecha. Огромный готический собор высится над стенами и другими строениями Града, конечно, производя неизгладимые впечатления. Разглядывать детали собора можно часами обходя его по периметру. Собор настолько огромен, что с узких улочек Пражского Града сделать его фото целиком практически не представляется возможным.

Католический Собор Святого Вита является духовным символом всего чешского государства и жемчужиной европейской готики. Он был заложен в 1344 году на месте романской ротонды. Строительство этого монументального здания продолжалось почти 600 лет, и было завершено лишь в 1929 году.

Выдающимся элементом Собора Вита является Святовацлавская часовня, инкрустированная полудрагоценными камнями и украшенная росписями, именно здесь покоятся останки Святого Вацлава. А в подземелье находится гробница, где погребены чешские короли и архиепископы Праги, а также Коронная палата с королевскими регалиями.

За Собором Св. Вита раскинулась небольшая, но очень уютная Йиржская площадь . Главной доминантой площади является Базилика Святого Йиржи/Bazilika sv. Jiri, её также называют Базиликой Святого Георгия, а площадь соответственно Георгиевской.

Базилика Св. Георгия , это один из ценнейших памятников романской архитектуры, второй по уровню древности пражский костел, заложенный около 920 года. Его доминантой являются две белые известняковые 41-метровые башни: широкая, на южной стороне именуется Адам, а узкая на северной стороне и наклоненная на 40 сантиметров - Ева. Здесь же находится музей/Narodni galerie.

Справа от Базилики Святого Георгия, можно видеть здание с красивым колонным входом и полукруглым навесом. Это /St. George"s Convent at Prague Castle. В настоящее время в стенах монастыря можно видеть коллекцию Национальной галереи.

С Йиржской площади хорошо видна тыльная сторона Собора Святого Вита

От площади идет , в строениях вдоль улицы размещены небольшие кафе и сувенирные лавки.

Свернув с главной улицы Jirska влево, выходим ко второй интересной достопримечательности Града - Золотой улочке или как её ещё называют Злата улочка/Zlata ulicka. Улочка эта расположена у оборонительной стены Града, между Белой башней и Далиборкой.

Эта маленькая улочка с совокупностью крошечных цветных домишек, имеет сказочный вид. Прежде в этих некогда неброских строениях жили стражи Пражского Града. Позже эти дома заняли мастера-ювелиры. Им было удобно и безопасно работать и жить на охраняемой территории. В этих крошечных домиках они и жили со своими семьями, работали и здесь же торговали своими изделиями. Именно тогда эту улицу стали называть Золотой.

В настоящее время эти домики реставрированы и выкрашены разноцветными яркими красками, для антуража. В них расположены магазинчики и сувенирные лавки, а также экспозиция о жизни улочки на протяжении последних 5-ти столетий.

Существует красивая легенда, что на Золотой улочке когда-то проживали алхимики, умевшие превратить свинец в золото и изготовить эликсир вечной молодости для императора. Естественно это всё выдумка, сказанная для привлечения большего количества туристов.

Вход на Золотую улочку до 17:00 часов платный, после бесплатный. Говорят, после 17:00 часов всё на улице закрыто. Мы пришли на Злату улицу около 18:00 часов, зашли бесплатно и лавки ещё работали. К тому же работал и оборонительный музей, вошли в него также бесплатно.

Сразу за турникетом, напротив, заходим в первый дом и попадаем в двухэтажный музей

В музее на Золотой улочке представлены экспонаты оружия и доспехов , принадлежавших стражам Града. Естественно в настоящее время все доспехи не оригинальные, а копии, изготовленные по эскизам.

Небольшой закуток, в котором собраны орудия пыток средневековья. Жутко впечатляющее зрелище.

На улице, возле музея несколько экспонатов пушек

Выходим с Золотой улочки, видим стены Пражского Града, их как будто не тронуло время и мы попали в средневековье. Это, пожалуй, самое мрачное и серое место во всем Пражском Граде.

Каждый уважающий себя турист считает своим долгом сфотографироваться с обнаженным юношей, при этом дотронувшись до его причинного места. Считается, что такое действо привлекает удачу, а дамам, имеющим сложности с зачатием, помогает забеременеть.

Сразу за скульптурой голого мальчика находится музей игрушек , ранее в этом здании располагался Бурграффский дворец.

Выйдя со двора на улицу Jirska, с правой стороны расположена Художественная галерея, а прямо - Восточные ворота , ещё один вход в Пражский Град. Над восточным входом возвышается серая башня, её именуют Черной башней /Cerna vez, поскольку она, как и большинство башен Града в основном использовалась в качестве тюрьмы.

За Восточными воротами расположена знаменитая смотровая площадка , с которой открывается прекрасный вид на Малую Страну и окрестности.

От Восточных ворот Пражского Града и смотровой площадки спускается Старая замковая лестница /Stare zamecke schody, которая ведет на улицу Pod Bruskou, к станции метро Malostranska. Спустившись по замковой лестнице, мы вышли в центр старой Праги.

Дешевые авиабилеты →

Как это характерно для многих религиозных сооружений, собор Святого Вита возник не на пустом месте. Примерно за 4 века до него был построен компактный круглый храм в романском стиле, позднее – более просторная базилика, в которой короновали монархов первой чешской династии Пржемысловичей. Перед новым зданием, заложенным в 1344 году, ставились не менее серьезные задачи: собор должен был стать местом для коронации и упокоения царственных особ, а заодно – главной сокровищницей страны.


Начинал работу над проектом известный фламандский архитектор Маттиас из Арраса, но из-за его смерти задачу перепоручили немецкому специалисту Петеру Парлержу, определившему архитектурный облик всего исторического центра Праги. К числу его работ принадлежит Карлов Мост и церковь Всех Святых в столице, а также множество небольших храмов в Чехии и Германии. Новый мастер был опытным скульптором, поэтому он сделал акцент на объемном декоре собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни. Ему не удалось завершить начатое, слишком масштабен был замысел. В последующие столетия строительство продвигалось крайне медленно по финансовым причинам или из-за военных действий.

В XV – XVI веках работу над собором Святого Вита продолжили архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут. Благодаря их стараниям была построена северная часть собора с башней, что позволило в еще незавершенном храме проводить богослужения и совершать торжественные церемонии.

Строительство собора закончилось только в начале XX веке. Западную часть достроили по проекту Петера Парлержа чешские зодчие. Основные работы по оформлению храма завершили к 1929 году.

Название собора


Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Значение храма для современной Чехии

Каждая новая эпоха добавляла собору Святого Вита свои характерные черты. Новый всплеск патриотических чувств в XIX веке заставил чехов в очередной раз вернуться к вопросу завершения строительства. Группа архитекторов, знатоков готики, спроектировала западную часть здания в максимально приближенном к оригиналу варианте. Яркие витражи в северной части собора появились уже в ХХ веке. Наконец, только в 1929 году, строительство было официально завершено. Сейчас это крупнейший музейный и религиозный центр столицы, органный зал с великолепной акустикой, хранилище чешской истории и символ сплоченности нации. Здесь до сих пор проводятся важные церемонии, такие как прощание с Вацлавом Гавелом, первым президентом Чехии.

Элементы фасада собора Святого Вита

Архитектурные особенности

Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.

Величие здания постигается в полной мере, когда гости оказываются внутри. Высокие своды, стрельчатые арки и окна, сохранившиеся со Средних веков, таинственные галереи в боковых нефах, отделенных от основного пространства мощными колоннами, – все это можно рассматривать часами. Свет проникает внутрь собора через красочные витражи, выполненные по мотивам библейской истории. Самые поздние из них изготовлены мастерами по эскизам Альфонса Мухи, крупнейшего чешского художника эпохи модерн. В верхних ярусах по периметру храма проходит балкон с бюстами: для истории запечатлены не только монархи и деятели церкви, но и архитекторы, участвовавшие в строительстве.

Королевские регалии

Точная копия короны св. Вацлава

Собор Святого Вита по-прежнему остается хранилищем королевских сокровищ, хотя Чехия уже давно перестала быть монархией. Сокровищницей готического искусства называют капеллу Святого Вацлава, построенную во времена Карла IV Петером Парлержем (закончена к 1367 г.). Здесь покоится тело вечного правителя и защитника страны, а над часовней в Коронной палате тщательно оберегается от посторонних глаз золотая корона Святого Вацлава, состоящая из 4 геральдических линий, украшенных крупными камнями – кроваво-красными шпинелями и рубинами, бездонно-синими сапфирами и темно-зелеными изумрудами. Легенда гласит, что тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Говорят, что на это решился только гитлеровский протектор Р. Гайдрих, и меньше чем через год погиб при покушении (1942). Шедевр ювелирного искусства, слегка перенасыщенный драгоценностями, был создан в XIV веке, более скромная держава с рельефами из истории царя Давида и Адама и скипетр – несколько позднее. На обозрение реликвии выставляются не чаще раза в десятилетие, но в утешение туристам экспонируются точные копии монарших регалий. Увидеть их можно в Зале заседаний сейма, в Старом королевском дворце, расположенном прямо у южной стены собора.

Шпиль собора Орган собора Святого Вита

Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора Святого Вита считают одним из самых красивых в Европе.

Стены часовни украшены искусными фресками, декорированы золотом и мозаикой из самоцветов. Посредине установлена фигура Святого Вацлава в боевых доспехах.

Витраж работы Альфонса Мухи

В капеллах хора можно увидеть надгробия чешских правителей и епископов. В капелле Святой Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петера Парлержа. В часовне Яна Непомука установлено надгробие из серебра весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

Пространство храма разделено надвое трифориумом. Этот балкон-галерея делит собор Святого Вита по горизонтали на земную часть и небесную сферу. В трифориуме хранятся бюсты представителей королевских династий, архиепископов и архитекторов – создателей собора.

Перед главным алтарём, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги – Анны Ягеллонки, их сына – Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея – внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.

Спустившись в крипту, посетители увидят остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других правителей Чехии.

Собор Святого Вита включен в число достопримечательностей, которые обязательно осматривают во время экскурсий по Пражскому граду.

Информация для туристов

Собор открыт для гостей с 9 до 18 часов в разгар туристического сезона, с апреля по октябрь. С ноября по март он закрывается раньше, в 16 часов. В воскресенье визитеров ждут с полудня. Вход в собор Святого Вита свободный, но осмотреть все капеллы и потайные комнаты можно только в рамках платной экскурсии по Пражскому граду. Знакомство с так называемым «малым округом» стоит 250 чешских крон, «большим» – 350. В храме проводятся концерты органной музыки по особому расписанию, уточнить которое можно на официальном сайте.

Как добраться

Пражский Град закрыт для транспорта, поэтому туристам приходится много ходить пешком. Чтобы попасть в собор Святого Вита, удобнее всего выйти на трамвайной остановке 22-го маршрута «Пражски Град». Трамвай в Праге – основной вид общественного транспорта наравне с метро, в часы работы храма он ходит строго по расписанию в среднем раз в 10 минут. От остановки нужно пройти около 300 м на юг, свернув на восток сразу за Картинной галереей Пражского града. Если останутся силы после осмотра собора, можно за 150 крон посетить этот интересный музей с полотнами Тициана и Рубенса.