Как передвигаться в Индии: транспорт Индии. Способы передвижения в индии или индийский транспорт Транспортная система индии

В Индии для передвижения по стране доступны как стандартные, так и не очень стандартные виды транспорта — от государственных и частных автобусов и разветвленной сети железных дорог до самолетов лоу-кост сегмента и экзотических для российского туриста рикш. Из нашей статьи вы узнаете обо всех тонкостях передвижения по Индии.

Самолёт

В последние годы бурно развивается авиасообщение между городами Индии, цены на билеты в самолёты часто сравнимы с железнодорожными билетами на поезда дорогих классов, но с ощутимой экономией времени в пути. Так, внутренние перелеты обслуживают следующие местные перевозчики и лоукостеры:

Поезд

В Индии хорошо развит железнодорожный транспорт. Железные дороги появились в стране в 1853 году, сегодня они управляются государственной компанией Indian Railways .

На больших вокзалах есть отдельные кассы для туристов, где можно купить билеты без очереди по специальной туристической квоте (если вы расплачиваетесь за билет рупиями, нужно предоставить квитанцию обменного пункта или чек из банкомата).

Виды индийских поездов

Скорый «Шатабди» (Shatabdi Express), курсирует между основными городами. В нём имеется два вида вагонов — «сидячий кондиционированный» (AC chair) и «сидячий кондиционированный повышенной комфортности» (AC executive chair).

Скорый «Радждхани» (Rajdhani Express), соединяющий Дели и столицы штатов. Располагает вагонами следующих классов: «I кондиционированный» (AC 1st class, 1AC), «двухполочный кондиционированный» (two-tier AC, 2AC), «трехполочный кондиционированный» (three-tier AC, 3AC), «второй класс» (2nd class).

Экспрессы без названия , имеют вагоны следующих классов: 2AC, «сидячий» (chair car), «некондиционированный спальный» (non-AC sleeper, нужно брать собственное постельное белье), «некондиционированный II класс» (non-AC 2nd class).

Пригородные поезда отличаются весьма условным сервисом (билеты без мест, деревянные сиденья, отсутствие туалета, вентилятор вместо кондиционера и т. д.)

В кондиционированных вагонах АС работает проводник, предоставляется постельное бельё, одеяло, имеется кондиционер, а билеты в них продают на определённые места. В некондиционированные вагоны билеты продают без мест (часто оказывается несколько человек на одно место). В поездах «Шатабди» и «Радждхани» в стоимость билета входит питание.

Для туристов, намеревающихся много путешествовать индийскими поездами, может быть полезным проездной билет Indiarail Pass. Его продают за доллары или рупии (нужно предоставить обменную квитанцию) на ж/д вокзалах больших городов и в туристических офисах Индии. Он различается периодом действия и классом вагона. Стоимость указана в долларах США.

Длительность Indiarail Pass

AC Class, взр/детс

First
Class/AC-2 Tier, AC-3 Tier/AC Chair Car, взр / детс

Sleeper
Class/Second Class, взр / детс

Если расстояние до города вашего назначения превышает 500 км, купив билет на поезд, вы имеете право сделать одну остановку на вашем пути длительностью не более двух дней. Для этого, сойдя на промежуточной станции, необходимо отметить ваш билет у начальника станции (station master) или у билетного контролёра (ticket collector).

Если вы, купив билет на поезд, желаете ехать в вагоне лучшего класса (при наличии там свободного места), можете доплатить проводнику разницу в цене.

Расписание поездов между основными станциями можно увидеть .

Полную информацию о ценах билетов можно получить на .

Автобус

Автобусы — очень популярный в Индии вид общественного транспорта, и гораздо более удобный, чем поезда (особенно на дальние расстояния): автобусы ходят чаще, билет на проезд в них стоит дешевле.

Автобусы бывают государственные и частные.

Государственные автобусы отправляются по расписанию от официальных автобусных станций и вокзалов, билеты на них можно купить в кассе и у контролёра в салоне. Автобусные маршруты соединяют крупные и близкорасположенные города (в пределах 3-4 часов пути), их интервал движения — 15-30 минут. Расписание движения государственных автобусов можно найти на вокзалах и станциях. В пути автобусы, следующие на дальние расстояния, останавливаются по просьбе пассажиров крайне редко.

Стоимость билета зависит от дальности поездки, и должна уточняться в кассе в каждом отдельном случае (в среднем — около 1 рупии за 1 км). Билеты могут быть написаны от руки или представлять собой чек мини-кассового аппарата.

Частные автобусы отправляются как от государственных вокзалов, так и от собственных станций. Они курсируют по собственному расписанию, и в пути делают санитарную остановку каждые 3 часа. Частные автобусы бывают различных видов, в том числе туристические (с мягкими сидениями и входящей в стоимость билета водой) и ночные автобусы — «слиппер — басы» (с 2-мя ярусами мест — нижними сидячими и верхними лежачими), составляющие конкуренцию поездам.

Билеты на частные автобусы продают в туристических офисах (там же — расписание движения) или в салоне автобуса. Стоимость билета — в зависимости от расстояния, от нескольких десятков до нескольких сотен рупий.

В Индии имеется ещё один вид автобусов — маршрутные такси (на 10-12 человек) «шеред», большие внедорожники Tata и Mahindra, курсирующие в труднодоступных (чаще — горных) районах. Стоимость проезда — чуть дороже автобуса, отправляются по мере наполнения.

Такси

Такси в Индии бывают частными и государственными.

Государственные такси, как правило, черно-желтые и черно-зелёные старые авто Ambassador, черные, желтые и белые машины Tata и джипы Mahindra (с голубой полосой и надписью tourist), принадлежащие министерству туризма Индии. Частные такси — машины Ambassador белого цвета или маленькие Tata. О цене поездки с водителем нужно договариваться до посадки, торг приветствуется. В туристических такси имеется примерный прейскурант стоимости поездки, зависящей от расстояния, торг неуместен.

Такси можно взять на стоянках (частных и государственных), заказать из отеля. Из аэропортов и с вокзалов можно уехать на государственном такси, кассы которых в обязательном порядке расположены неподалеку от выхода. Это так называемые Prepaid Taxi — такси по предварительной оплате. Вы оплачиваете проезд, берёте квитанцию для водителя (но не отдаёте ему в руки до окончания поездки!), который не имеет права просить дополнительную сумму денег за проезд. Также сразу предупредите водителя, что вояж по магазинам его друзей и родственников не входит в ваши планы.

Рикши

Аутентичный индийский общественный транспорт — рикши. Рикши бывают мото-, вело- и беговые (сохранились только в Калькутте).

Велорикша представляет собой небольшой двухколёсный двухместный экипаж, прикреплённый к велосипеду. Подобный транспорт может быть удобен только для обзорной прогулки в пешеходной зоне какого-либо старого города.

Моторикша — трехколесная модификация мотороллера фирмы Bajaj Auto, с кабиной для пассажиров, напоминающая повсеместно популярный в Азии тук-тук. Цена поездки на моторикше обычно составляет половину или даже 2/3 стоимости поездки в такси. О цене нужно договариваться заранее. Некоторые моторикши оснащены счетчиками, чаще цена поездки по определённому маршруту указана в прейскуранте в кабине.

Моторикши также представлены в грузовой и общественной модификации (аналог тайского «сонгхтео»), в Индии они называются «темпо». Темпо больше моторикши, имеет 2 деревянные скамейки в кузове и вмещает от 6 человек. Цена проезда фиксирована.

Рикши всех видов можно взять у туристических достопримечательностей или «поймать» на улице.

Индия имеет очень крупную сеть внутренних авиалиний. Аэропорты расположены в каждом крупном городе и районном центре. Основными аэропортами страны являются аэропорты в Дели, Бомбеее, Гоа, Калькутте, Ченнае и Бенгалоре. Большая часть из них имеет хорошо развитую инфраструктуру.

Городской транспорт страны представлен в основном автобусами.В крупных городах и курортных районах автобусы современные и оборудованы кондиционерами. Автобусы пригородных линий и частных компаний обычно имеют плохое техническое состояние.

В Индии плохие дороги, автобусы сильно переполнены, кроме того, здесь процветает карманное воровство. По этим причинам, туристам пользоваться автобусами не рекомендуется. Однако автобусы считаются самым дешевым способом передвижения по стране.

Водный транспорт в Индии развит не очень хорошо. Морское сообщение имеется между Порт-Блэр (Андаманские острова), Калькуттой и Мадрасом, а также между Калькуттой и Мадрасом, но только в туристический сезон.

Более современная линия осуществляет перевозки между Кочином и Лакшадвипскими островами.

Пассажирские суда регулярно ходят вдоль побережья Кералы. Есть рейсы, связывающие Аллапуджу и Ковалам.
Между Мумбаем и Гоа ходит современный катамаран, оборудованный кондиционированными салонами. Иностранцы имеют возможность оплачивать проезд в рупиях, если у них есть квитанция об обмене валюты.

В Нью-Дели есть метрополитен. Проезд стоит недорого. Поезда и станции метро имеют мощные кондиционеры. Имеется также надежная система противопожарной безопасности.

Очень большой объем пассажирских и грузовых перевозок приходится на железнодорожный транспорт. В крупных городах страны имеются современные скоростные поезда. Поезда-экспрессы отличаются меньшей комфортабельность, но проезд стоит дешевле.

В Индии существует три вида такси: обычное такси, моторикши и велорикши. Проезд стоит совсем недорого. Ночью тарифы выше в полтора раза.

Очень часто таксисты обманывают и обсчитывают туристов. В городах можно найти будки

предоплаты за услуги такси, что достаточно удобно. Переплата здесь меньше.
Туристы также могут арендовать автомобиль. В стране работают все основные международные прокатные компании. Их офисы можно найти в аэропортах и отелях. Также имеются офисы местных небольших компаний.

Почти все дороги Индии имеют очень плохое состояние. Трассы здесь слишком узкие, часто отсутствуют разметка и дорожные знаки. Поток машин достаточно плотный. Движение в Индии левостороннее.

Местные водители не соблюдают правила движения. Машины находятся в очень плохом техническом состоянии. На дорогах часто появляются коровы и слоны. Люди ходят пешком по обочинам дорог.

Для аренды автомобиля требуются международные водительские права, а также полис страхования гражданской ответственности. Тарифы очень высокие.

Индия — это великая страна, где люди вечно куда-то спешат. На дороге очень трудно понять какими правилами руководствуются водители машин, рикш, мотоциклов, велосипедов и мопедов — никто не соблюдает правил дорожного движения. Все просто едут, куда им нужно.

Воздушный транспорт Индии

— страна с хорошо развитой сетью международных перевозок, которые осуществляют индийские авиакомпании . Наиболее крупной из них является "Air India". Внутренние рейсы, а также рейсы в страны ближнего зарубежья ( , Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Непал) обеспечивает компания "Indian". С недавних пор большой популярностью в Индии пользуются небольшие частные авиакомпании, которые называются "Авиатакси". Подобных компаний в Индии насчитывается 9, и они вместе с государственными авиакомпаниями предлагают пассажирам достаточно выгодные условия перелетов. С расписанием рейсов пассажиры могут ознакомиться на страницах журналов "Excel" и "Divan", в телетекстах, а также обратившись в туристические агентства или справочные службы крупных аэропортов страны.

В Индии есть 4 крупных аэропорта — 2 из которых международные, расположенные в и Бомбее. "Дели Интернешнл" — аэропорт, который находится примерно в 20 км от Дели. "Мумбай" аэропорт Бомбея, расположенный в 30 км от города. Добраться из аэропортов до крупных отелей или офисов авиакомпаний можно на чартерных автобусах или на такси с установленным единым тарифом (если заказывать машину в зале аэропорта).

Кроме этого, в Индии есть примерно 70 аэропортов, обеспечивающих перелеты внутри страны. Это дает возможность летать в самые отдаленные индийские штаты с комфортом. Из близлежащих городов до аэропортов курсируют автобусы и поезда.

Все внутренние аэропорты Индии оборудованы комнатами отдыха, туалетами и другими удобствами для пассажиров, здесь можно воспользоваться банкоматами, посетить многочисленные магазины или кафе. Возле аэропортов, как правило, есть стоянки такси.

Обратите внимание, что во время туристического сезона авиарейсы перегружены, поэтому с покупкой билетов могут возникнуть проблемы. Лучше всего бронировать билеты заранее. Регистрация пассажиров на рейс начинается за 2 часа до вылета.

В международных аэропортах пассажиры, летящие в Шри-Ланку, Бирму, Бутан, Афганистан, Пакистан, Непал, Бангладеш или на Мальдивы, обязаны оплатить таможенный сбор, составляющий 50 рупий. Пассажирам, летящим в другие страны нужно оплатить сбор в размере 100 рупий.

Пассажиры, возраст которых составляет от 12 до 30 лет, могут воспользоваться специальной программой, которая называется «Молодежные тарифы Индии» и позволяет осуществлять перелеты внутри страны, а также рейсом Индия-Непал.

Рейсы индийских авиакомпаний очень часто отменяются или задерживаются. Это происходит на фоне частого несоблюдения прав авиапассажиров.

Железнодорожный транспорт Индии

Железнодорожный транспорт является наиболее популярным в Индии . По размеру сети международных железнодорожных перевозок Индия занимает первое место в Азии и второе в мире. Практически все крупные города страны соединены между собой железной дорогой, а билеты на проезд в поездах сравнительно дешевые. В некоторых местах железная дорога может прерываться, в таком случае добраться от одной станции до другой можно на автобусе.



«Indian Pass» — это название специальной программы, действующей в стране, что в переводе означает «Пропуск в Индию». Данная программа предназначена исключительно для иностранцев и проживающих за границей индийских граждан, и позволяет совершать переезды на железнодорожном транспорте на протяжении определенного промежутка времени по одному билету. Оформить подобные билеты можно у представителей туристических агентств Индии или других стран, сотрудников международных аэропортов , Бомбея и Дели. Приобретение данного билета дает право его владельцу не оплачивать сборы за резервирование мест и надбавки за места в спальных вагонах. Воспользоваться билетом нужно в течение одного года с момента его приобретения. Стоит учитывать также, что данный документ является именным, и другой человек воспользоваться им не сможет. Для детей работает программа «Детский пропуск в Индию», которая дает скидку 50 % на проезд в железнодорожном транспорте детям в возрасте от 5 до 12 лет. Дети, не достигшие 5-летнего возраста, могут путешествовать на поездах бесплатно.

В индийских поездах существует насколько классов комфортабельности:

1. 2-х местное купе с кондиционером (класс 1А);

2. 4-х местное купе с кондиционером (класс 2А);

2. 6-ти местное купе с кондиционером (класс 3А);

3. Спальный вагон (Sleeper Class);

4. Общий вагон (II Second Class Seat).

В зависимости от класса стоимость билета значительно колеблется.

В местных поездах есть по два умывальника и четыре туалета в каждом вагоне (индийского и западного образцов). Вода здесь очень низкого качества, поэтому с её помощью можно только вымыть руки.

Проводники в вагонах предлагают пассажирам горячие обеды (в некоторых поездах они входят в стоимость билета).

На железнодорожных вокзалах страны для иностранных туристов работают отдельные билетные кассы. Однако лучше всего резервировать проездные билеты заранее с помощью специальных автоматов, установленных на станциях.

Кроме этого, на вокзалах рядом с железнодорожными кассами обычно расположены экскурсионные бюро, с помощью которых можно наиболее четко распланировать свое путешествие и заказать необходимые билеты.

Скорость движения поездов в Индии заметно ниже, чем в странах Европы. Поэтому, лучше всего ездить на экспрессах.

Во время поездки по индийским железным дорогам следует внимательно следить за багажом — лучше всего пристегнуть его под сиденьем с помощью цепочки с замком.

В нескольких крупных городах Индии ( , Мумбае, Нью-Дели) есть метрополитен, на станциях и в поездах которого установлены мощные системы кондиционирования и противопожарной безопасности.

Автомобильный транспорт Индии

Протяженность индийских автомобильных дорог составляет более 3,3 млн. километров. По этому показателю Индия занимает третье место в мире. Исходя из статистических данных, с помощью автодорог обеспечивается примерно 80% пассажирских и 65% грузовых перевозок Индии.

Состояние покрытия индийских автомобильных дорог очень плохое, при этом они очень узкие и на них часто отсутствует какая-либо разметка и дорожные знаки.





Разветвленная сеть автобусных маршрутов соединяет между собой все части Индии, что является особенно актуальным для районов без железных дорог, а также для высокогорий. По крупным магистральным трассам страны ездят преимущественно современные экспрессы со всеми удобствами, однако на деревенских дорогах встречаются старые автобусы. Практически всегда автобусы заполнены людьми до предела, поэтому багаж перевозится на крышах, в результате чего его часто воруют или теряют.

В Индии есть множество автомобилей такси, которые окрашены в желтый цвет. В них часто отсутствуют или сломаны счетчики, поэтому о стоимости поездки договариваться с водителем нужно заранее. Если все-таки в машине есть исправный счетчик, обязательно нужно требовать, чтобы его переключали при посадке. Водитель такси по требованию обязан показать пассажиру копию действующего на данный момент тарифа, так как цены здесь часто меняются. Стоимость поездки по городу может варьироваться от 325 до 450 рупий за 80 км. Ночная поездка на такси обойдется в 100 рупий. Если возникнет необходимость отправиться за пределы города, то пассажир должен будет заплатить от 2-х до 3-х рупий за километр в равнинной и 6 рупий за километр в гористой местности.

Полезно знать, что в отдельных штатах Индии (например, ) на официальном уровне утверждены «дни таксиста». В эти дни на территорию гостиниц допускаются исключительно автобусы, которые привозят туристов из аэропорта и отвозят их туда. Право на осуществление остальных перевозок, в том числе и экскурсий, принадлежит только водителям такси.

В крупных городах страны туристам предлагают автомобили с водителями, однако их стоимость будет несколько выше, чем услуги такси.

В Индии можно взять в аренду автомобиль , для чего необходимо наличие международных водительских прав и полиса страхования гражданской ответственности. Пункты аренды машин находятся при большинстве гостиниц.

Рикши — наиболее популярный индийский транспорт. Они разделяются на велорикши и моторикши. Водители этих транспортных средств помогут добраться в любую точку города максимально быстро, а стоимость поездки составит вдвое меньшую сумму, чем за услуги такси.

Авторикша или тук-тук двигается со скоростью до 60-ти километров в час. Этот вид транспорта с колесом впереди может делать резкие повороты. Три главные вещи, по мнению водителей авторикши, — громкие мощные гудки, хорошие тормоза и удача.

Перемещаться по городу удобно на велорикше. Велорикша — это такси на человеческой тяге. Этот вид транспорта бывает причиной ужасающих пробок, но в то же время, он компенсирует загрязнение от автомобилей.

Нужно иметь ввиду, что на индийских дорогах левостороннее движение, а также здесь очень много нарушений правил дорожного движения. Транспортные средства находятся в ненадлежащем техническом состоянии, в потоке автотранспорта можно встретить телеги, которые запряжены волами, на дорогу выходят слоны, а иногда и коровы, которые считаются здесь священными животными (в таком случае весь поток автотранспорта будет ждать, пока корова добровольно не покинет дорогу).

Кроме этого, туристов-автомобилистов могут ввести в заблуждение условные знаки и сигналы, с помощью которых, в основном, общаются местные водители.

Встречные автомобили начинают обгон, предупредив об этом только звуковым сигналом и, заставляя, таким образом, едущий навстречу транспорт выезжать на обочину. У моторикш практически всегда не работают или отсутствуют сигналы поворотов, вследствие чего они обозначают смену направления коротким взмахом руки.

Страница 3

8. Развитие транспортного комплекса.

Индия – одна из крупнейших железнодорожных держав мира. Протяженность ее железных дорог составляет около 62 тыс. км.

На железные дороги приходится 55% наземных перевозок Индии, что составляет 800 тыс. т. грузов и 9 млн. пассажиров ежедневно. По объему грузоперевозок – 173 млрд т./км в год – Индия занимает 5-е место в мире. К 2000 г. объем перевозок на железных дорогах Индии должен практически удвоиться по сравнению с 1985 г. Основной прирост перевозок ожидается на железнодорожных магистралях, связывающих четыре крупнейших города – Дели, Калькутту, Бомбей и Мадрас. В настоящее время планируется электрифицировать еще более 10 тыс. км. Железные дороги Индии рентабельны. В 1984/85 г они принесли центральному правительству Индии 14,57 млрд. рупий дохода.

Основные города Индии соединены между собой национальными автострадами, которые постоянно расширяются и реконструируются На этих магистралях весьма оживленное движение, развито междугородное автобусное сообщение. Общая протяженность автомобильных дорог Индии с твердым, так называемым «всепогодным» покрытием за период с 1950/51 г. по 19984/85 г. увеличилась со 157 тыс. км. До 833 тыс. Однако выход к таким дорогам имеют лишь 1/3 населенных пунктов.

Большинство индийских дорог, особенно в глубинке – грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира.

При относительно небольшом числе автотранспортных средств (5,2 млн. в том числе 218 тыс. автобусов, 734 тыс. грузовиков и 1,5 млн легковых автомобилей) Индия отличается высокими показателями дорожно-транспортных происшествий.

Индия – морская держава. Она располагает 736 судами морского торгового флота общей вместимостью 6,5 млн.т. Однако 62,9% морского товарооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них – Бомбей.

Значительного развития достиг в Индии воздушный транспорт – как на международных, так и на внутренних линиях. Бомбей, Дели и Калькутта – крупнейшие международные аэропорты Индии, они обслуживают также большое число транзитных рейсов иностранных авиакомпаний из Европы в Юго-Восточную Азию и Австралию. Международные аэропорты существуют также в Мадрасе и в Тривандруме.

9. Социально-экономическое развитие отдельных районов. Причины, обуславливающие неравномерность в их социально-экономическом развитии. Выравнивание уровней экономического развития.

Отдельные районы Индии значительно различаются между собой по уровню социально-экономического развития и хозяйственной специализации. Каждый такой район охватывает несколько штатов, связанных единой географической и хозяйственной общностью, реже ограничивается одним штатом.

Экономико-географическое районирование Индии проводится разными исследователями – индийскими и зарубежными- по-разному. В Индии есть семь крупных экономико-географических районов: Северный (Уттар-Прадиш),Северо-Западный (Пенджаб, Харьяна, Раджастан, Джамму и Кашмир, Химачал-Прадиш), Восточный (Западная Бенгалия, Бихар, Орисса), Северо-Восточный (Ассам, Мегхала,Нагаленд, Трипура, Манипур, Мизорам, Аруначал-Прадеш), Центральный (Мадхья-Прадеш), Западный (Махараштра, Гуджарат, Гоа) и Южный (Тамилнад, Андхра-Прадеш, Карнатака, Керама, Путтучери, Лакшадвип). При этом союзной территории Дели отводится особое место.

Дели сочетает функции политико-административного центра Индии с транспортными, промышленными, культурными. В старым отраслям производства – текстильной и пищевой добавилось точное машиностроение, металлообработка, химическая промышленность. В Дели работают три университета, десятки научно-исследовательских институтов. Северный район - аграрный штат. Он располагает 18,8 млн. га. Орошаемых площадей и является крупнейшим производителем зерновыз, в том числе пшеницы, риса, ячменя, кукурузы, картофеля, фруктов. Район дает половину индийского сахарного тростника. Северная Индия стоит на одном из последних мест в Индии по уровню промышленного производства и по экономическому развитию.

Для Северо-Запада Индии показательно отсутствие крупной индустрии.

Уникальное сочетание полезных ископаемых Восточной Индии обуславливает активную индустриализацию района, главная угольно-металлургическая база Индии.

Северо-Восток богат гидроэнергетическими ресурсами, но из-за удаленности района используются они крайне слабо.

Центральная Индия – это крупнейший по площади штат, ведущий центр хлопчатобумажной промышленности.

Западная Индия – главный нефтеносный район страны.

Южный район важный для рисосеяния, крупный производитель хлопка и масличных, кокосовых орехов.

10. Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт. Участие в интеграционных экономических союзах

Удельный вес Индии в мировой торговле сравнительно невысок, более того, этот показатель имеет тенденцию к понижению: доля Индии в мировом экспорте сократилась с 1,05% до 0,43%. Вместе с тем абсолютный объем как экспорта так и импорта Индии неуклонно увеличивается. Главные статьи импорта Индии: нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, жемчуг и драгоценные камни, минеральные удобрения, растительные масла, черные и цветные металлы, химические товары.

Главные торговые партнеры Индии: по экспорту – США, Россия, Япония и Великобритания, по импорту – Россия, США, ФРГ, Великобритания, Канада.

Основные экспортные товары: чай, железная руда, хлопчатобумажные ткани, готовая одежда, джут, кожи и товары из нее, жемчуг и драгоценные камни, машины и оборудование.

Название: Экономическая характеристика Индии
Раздел: География, Экономическая география
Дата публикации: 2007-04-28 20:30:43
Прочтено: 3256 раз

Транспорт Индии

Международное сообщение

Хорошо развита в Индии сеть международных воздушных перевозок, осуществляемых "Air India" и другими авиакомпаниями. Компания "Indian airlines" обеспечивает перелеты по внутренним линиям и в близлежащие страны. Кроме воздушных, есть морские и наземные пути сообщения со странами: Шри-Ланка (паромы из Рамешварама (линия не обслуживается во время муссонов); Пакистан (на сегодняшний день единственный маршрут наземного транспорта, соединяющий Амритсар и Лахор); Непал (самый практичный и популярный маршрут - железнодорожный, до Раксаула (Бихар), а затем автобусом до Катманду; есть поезд до Нантанва (Уттар-Прадеш), а затем автобусом до Катманду/Покхары или от Бхайравы до Лумбини транзитом на Покхару; можно доехать автобусом через южные долины от Дарджилинга до Катманду); Бутан (поездом до Силигури, затем автобусом до Пунтшолинга; есть также авиарейсы от Калькутты до Паро (Тхимпху), осуществляемые "Друк Эйр"); Бангладеш (поездом от Калькутты до Бангаона (Западная Бенгалия), рикшами через бенгальскую границу с пересадкой в Кулне или Джессоре для дальнейшего следования в Дакку или из Дарджидинга через Силигури, затем поездом или автобусом до Хальдибари); Бирма (наземного сообщения нет); Китай (наземного сообщения нет).

Авиационный транспорт

В Индии расположены 4 наиболее крупные аэропорта, из которых два международных - Дели и Бомбей.

Дели ("Дели Интернэшнл"), 21 км на юго-запад от города. Из аэропорта ходят чартерные автобусы по "Конат плейс" и такси (по фиксированному тарифу заказ внутри аэропорта).

Мумбай (Бомбей), 29 км севернее города (время в пути 40 минут). Чартерные автобусы до офиса "Air India" и крупных отелей. Такси до города по фиксированному тарифу.

Калькутта, 17 км на северо-восток от города (время в пути 20 минут). Идут чартерные автобусы до офиса "Индийских авиалиний" и крупных отелей. До города можно добраться и на такси.

Ченнай (Мадрас), 16 км на юго-запад от города. Чартерный автобус встречает все рейсы, пребывающие с 09:00 до 23:00. Поезд каждые 20-30 минут с 05:00 до 23:00. Рейсовый автобус каждые 35 минут с 05:00 до 22:00. Такси.

Авиакомпания "Indian airlines" обслуживает одну из крупнейших в мире сетей внутренних рейсов - около 70 городов. "Indian airlines" осуществляют также регулярные рейсы в соседние страны - Пакистан, Непал, Бангладеш, Шри-Ланку, Афганистан и Мальдивы.

Если вы путешествуете в пик туристического сезона (сентябрь-март), то заказывайте билеты заранее, потому что в это время рейсы сильно загружены. В аэропорт следует прибывать за 2 часа для регистрации и специального контроля в аэропорту. В некоторых городах имеются аэровокзалы, откуда автобусы доставят вас в аэропорт.

С пассажиров, вылетающих в Афганистан, Бангладеш, Бутан, Бирму, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланку, включая детей, взимается сбор в размере от 50 рупий; с пассажиров, вылетающих в другие страны - от 100 рупий.

Обслуживание в полете на уровне мировых стандартов, но алкогольные напитки подают только на международных рейсах. Взрослый пассажир может провозить 20 кг багажа, а в бизнес-классе - 30 кг.

Сбор на возврат билетов, приобретенных на месте, очень высокий, но это не касается билетов на местные рейсы, включенные в единый международный билет.

На территории Индии работает программа "Откройте Индию" ("Discover India"), которая предполагает неограниченное количество перелетов экономическим классом на всех внутренних авиалиниях. Один и тот же пункт можно посетить только один раз, за исключением пересадок. Цена: 750 долларов США. Программа действительна в течение 21 дня, начиная с даты первого перелета.

Программа "Молодежные тарифы Индии". По молодежному тарифу могут путешествовать пассажиры от 12 до 30 лет в экономическом или бизнес-классе на внутренних индийских линиях и рейсах Индия-Непал. Скидка 25% от цены билета в долларах США. Срок действия 120 дней.

Программа "Экскурсия в южную Индию". Полет в экономическом классе между любыми пунктами Южной Индии - Ченнай (Мадрас), Тричи, Мадурай, Тируванантапурам, Кочин, Коямпуттур и Бангалор. Для одиночных туристов эта программа действует при условии покупки ими билетов на рейс с Мальдивских островов или из Шри-Ланки в Индию через Ченнай (Мадрас), Тируччираппаллиили Тируванантапурам.

Новые внутренние авиалинии

В последнее время индийское правительство дало разрешение на работу авиарейсов частных авиакомпаний, которые работают под названием "Авиатакси". Наряду с государственными "Indian Airlines" девять частных компаний могут предложить удобные и выгодные программы по всей стране.

Частные авиакомпании "Jagsons", "Modiluft", "Jet Airways", "East-West Airlines", "Sahara" обслуживают только определенные внутренние авиалинии.

Расписания авиарейсов публикуются в журналах "Divan" и "Excel" и демонстрируются в телетекстах. Узнать их вы также можете в туристических агентствах и в крупных аэропортах.

Железная дорога

Индийская сеть международных железнодорожных перевозок крупнейшая в Азии и вторая по величине в мире. Она состоит из 62300 км рельсов, более 7030 железнодорожных станций и более 11200 локомотивов. Стоимость проезда сравнительно недорогая. Большое количество экспрессов соединяют крупные города. Там, где железнодорожное сообщение прерывается, можно добраться от станции до станции автобусом.

Категории проезда различны, начиная с самого дорогого I класса с кондиционером (стоимость билета сопоставима со стоимостью проезда подобного класса в других странах), и заканчивая самым дешевым вариантом - общим вагоном с билетом без места. Существуют также спальные вагоны с кондиционером и двухместными купе, а также сидячие вагоны с кондиционером (оба II класса); есть вагоны II класса с вентиляторами.

По приезде в страну желательно заранее заказывать билеты на поезда, по своему маршруту. На многих железнодорожных станциях имеются компьютерные системы, позволяющие резервировать билеты для поездки из каких-либо других городов. В крупных городах есть специальные туристические секции, персонал которых говорит по-английски, где обеспечивают билетами иностранцев, но платить за них надо долларами США (принимаются дорожные чеки или наличные). Если нет возможности заказать билет, но существует огромная необходимость поехать, попробуйте поговорить с начальников вокзала, возможно, он сможет выделить вам билет из туристической брони или кассы возврата билетов.

Экскурсионные бюро при железнодорожных кассах могут оказать помощь в планировании путешествий и заказе билетов.

Любители путешествий по железной дороге могут приобрести детальное расписание движения проездов - "All India Railway Time-Table" или краткие, но подробные расписания "Trains At A Glance".

Не забудьте уточнить, с какого вокзала отправляется ваш поезд, и приезжайте на вокзал хотя бы за час - полчаса до отправления поезда, чтобы найти свой вагон и место. Списки пассажиров с указанием номеров купе и мест выставляется за час до отправления поезда. Вам смогут оказать помощь служащий вокзала и кондуктор, отвечающие за отправку поезда.

Поезда в Индии движутся медленнее, чем в Европе, поэтому, если вы торопитесь, пользуйтесь экспрессами. Стоимость проезда в поездах относительно небольшая.

Будьте внимательны с багажом в поезде. Заранее запаситесь замками и цепочками для того, чтоб пристегнуть его внизу под сидениями.

Еду можно заказать через проводника вагона, а в некоторых поездах стоимость питания входит в стоимость билета. Спальные матрасы выдаются за отдельную плату на определенных маршрутах в вагонах I и II классов, но заплатить стоимость можно и во время заказа билета. Постельное белье выдается только в вагонах I класса с кондиционерами.

Комнаты отдыха (только на небольшой срок пребывания) имеются более чем на 1100 станциях; попасть в них можно в порядке живой очереди, но обычно они все заняты. Во всех залах ожидания первого класса имеются кушетки для пассажиров, но пользоваться придется своим постельным бельем. На вокзалах в Нью-Дели и Калькутте построены залы для транзитных пассажиров, комнаты отдыха в них можно заказать заранее.

Камеры хранения, где пассажиры могут оставить свой багаж, имеются на большинстве вокзалов, но обязательно запирайте чемоданы и сумки и не теряйте квитанции. Уточняйте время работы камер хранения, чтобы получить свой багаж вовремя.

В Индии действует специальная программа "Пропуск в Индии", когда по одному билету турист может путешествовать без ограничений на любых поездах в течение периода действия билета. Пользоваться этой программой могут только иностранцы и индийские граждане, проживающие за рубежом, при наличии действующего паспорта. "Пропуск" возможно приобрести находясь в Индии или через туристические агентства за рубежом. Оплата принимается только в свободно конвертируемой валюте. Дети от 5 до 12 лет могут путешествовать по "Детскому пропуску в Индию" всего за половину взрослого тарифа. Дети до 5 лет путешествуют бесплатно. Билет должен быть приобретен до прибытия в страну. В Индии не продается. "Пропуск" является именным и не может быть передан для пользования другому лицу. Путешественники обязаны иметь наготове паспорт на случай контроля. Держатели "Пропуска" освобождены от уплаты сборов за бронирование мест и надбавок за места в спальном вагоне. Купив "Пропуск", вы освобождаетесь от необходимости проходить все остальные формальности или заботиться о приобретении дополнительных проездных документов, куда бы вы ни отправлялись. "Пропуск" должен быть использован в течение года с даты приобретения. Срок действия исчисляется с момента начала первой поездки и заканчивается в полночь по истечению даты, указанной на нем. Стоимость "Пропуска" не компенсируется, и он не может быть восстановлен в случае утери или повреждения. "Пропуск" возможно вернуть только в офисе, где он был куплен, причем стоимость компенсируется в случае, если не было начато использование документа, и если еще не были забронированы места на поезд. "Пропуск в Индию" можно приобрести (рекомендуется делать это не менее чем за месяц) в некоторых агентствах разных стран или в Индии, в желенодорожных бюро сопровождения туристов, а также у ряда официальных распространителей "Пропуска" в Нью-Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе. Также вы можете приобрести "Пропуск" в международных аэропортах Дели, Бомбея и Мадраса.

Автотранспорт

Внутри Индии существует разветвленная сеть автобусных маршрутов, соединяющих между собой все части страны. Это особенно актуально для тех районов, в которых нет железнодорожного сообщения, в частности для высокогорных территорий. По большинству сельских дорог ходят старенькие автобусы, но на магистральных трассах все больше появляются автобусы-экспрессы с системой кондиционирования. На многих маршрутах, даже местных, билеты можно заказать заранее. Основная часть багажа перевозится на крыше автобуса, поэтому чемоданы надо запирать, а во время остановок проверять их наличие.

Во многих городах имеются автобусные службы.

В больших городах работают такси и авторикши, оплачиваемые по таксе. У них не всегда имеются счетчики, но если счетчик установлен, требуйте, чтобы его переключали при вашей посадке. Цены на услуги такси время от времени меняются и поэтому не всегда соответствуют показаниям счетчика, однако у водителя обязательно должна быть копия действующего тарифа. Такси бывают с кондиционером и без них. Цены колеблятся от 325 до 450 рупий, если машина с кондиционером. Для поездок за город существует покилометровый тариф, обычно в размере 2,30-3 рупии за километр в равниной местности (в гористой обычно 6 рупий за 1 км), а тариф ночной поездки - 100 рупий.