Суровая красота Северной Индии. Долина Спити

«Эти места так величественны и чисты, что здесь могут проживать только боги».
Р. Киплинг.

Долина Спити - это одно из тех уникальных мест на земле, которые сохранили первозданный вид благодаря своей малонаселенности и труднодоступности. В переводе с санскрита «спити» - это «драгоценное место». Эта местность представляет собой горную долину, практически лишенную растительности и расположенную на высоте 4500м над уровнем моря. По всей территории долины разбросаны буддистские монастыри. Не зря ее называют «Индийским Тибетом». Еще одно название долины - «Малый Тибет». Жизнь местного населения подверглась большому влиянию тибетских обычаев и традиций, и на сегодняшний день основное население Долины Спити составляют тибетцы. В отличие от тибетцев, которые остались на тибетских землях, оккупированных китайцами, этот народ, благодаря тому, что Долина Спити является частью Индии, полностью сохранил свою культуру и традиции, продолжая оставаться у себя на родине. Когда-то через эту долину проходил торговый путь в Лхасу. Буддистские монахи в те времена беспрепятственно путешествовали по всем монастырям, расположенным вдоль рек Спити, Биас, Парбати, Сутлеж и Чандра.

Картa Долины Спити.

Буддизм впервые появился на территории Спити в 8-м веке вместе с великим Падмасамбхавой, индийским проповедником, который шел через эту долину в Тибет. Буддизм здесь сохранился до сегодняшнего дня в своем первозданном виде. Поэтому паломники и туристы со всего мира едут сюда для того, чтобы прикоснуться к нему, а также увидеть древние монастыри и гомпы этого региона, которые считаются одними из древнейших святынь буддизма, сохранившихся до наших дней. Традиции буддистской религии этой местности сходны с тибетской традицией Бон. Тысячу лет назад в Тибете буддизм подвергался гонениям со стороны тибетского правителя, а здесь, в долине Спити жил и проповедовал Великий учитель, Ринчен Цзампо. Он известен также как переводчик буддистских текстов на тибетский язык. Великий учитель был основателем множества монастырей в Спити. Сегодня он живет в своем очередном воплощении - настоятеля монастыря Ки.

Спити, также как и Лахол с Занскаром, начиная с 10-го века, в течение нескольких столетий были частью западно-тибетского царства Гуге. Позднее долина перешла в собственность царей Ладакха и стала частью их королевства. В 1847 году Спити была захвачена кашмирскими князьями, а спустя два года перешла во владения Британской Индии. Но этот регион всегда поддерживал тесные связи с Тибетом до самой оккупации последнего китайцами в 1949 году. Тибетское правительство, находясь в изгнании, со штаб-квартирой в Дарамсале, продолжает по сегодняшний день оказывать поддержку буддистским монастырям в Спити.

Долина имеет вытянутую с северо-запада на юго-восток форму. На северо-западе она перекрыта перевалом Кунзум Ла (4550 м). Недалеко от линии границы с китайским Тибетом через долину протекает река Спити, которая сливается с рекой Сутледж. Обе стороны долины окаймлены хребтами средней высоты 5000м, а вдоль берегов Спити местные жители разбили поля. Зелеными заплатами они лежат на каменистых холмах, а по склонам гор разбросаны белые глинобитные хижины. Здесь в основном выращивают ячмень и горох, который в Индии считается самым вкусным.

Благословенная тишина, небо и горы - это то, чем приветствует Долина Спити своих гостей. Лучшее время для ее посещения - это июль-сентябрь. В остальное время долина практически отрезана от мира и, начиная с середины октября, практически завалена снегом. То же самое касается и дороги в долину Куллу. Дорога в долину Киннор официально открыта круглый год, но на самом деле, даже летом она зачастую не проходима для транспорта, несмотря на то, что на этой территории нет сезона муссонов. Летняя температура в долине Спити - это не больше 15 о С выше ноля, а зимние морозы характерны температурой до -40 о С.

Эти места напоминают Ладакх или Тибет, но они гораздо более доступны простому путешественнику. Сюда можно попасть всего за десять часов езды на автобусе в Казу из Манали.

Долина Спити является частью интереснейшего туристического маршрута, который лежит вокруг восточного Химачал-Прадеша и соединяет Долину Куллу, Долину Киннор и Долину Спити в единое кольцо. Некоторые бывалые туристы предпочитают проделывать этот путь на мотоциклах, которые можно арендовать в Манали, а также на горных велосипедах, которые лучше привезти с собой. Можно также совершить поездку и в рабоче-крестьянском автобусе. Это станет своего рода знакомством с местным населением. Для того чтобы попасть из долины Спити в Долину Киннор, необходимо будет получить специальный пермит (погранпропуск). Его можно оформить в Реконг Пио, в Казе, или в Шимле. Кстати, до 1994 года доступ в долину был полностью закрыт для иностранных туристов.

Районный центр долины - это Каза. Здесь находится монастырь традиции Сакья. На пути в Казу необходимо пересечь два высокогорных перевала - Ротанг (3900м над уровнем моря) и Кунзум (4500 м над уровнем моря). Перевал Ротанг - это священное место. Считается, что здесь происходит очищение космическими энергиями. Название «Кунзум» в переводе звучит как «место встречи ибексов». Горный (или альпийский) козел, ибекс, сегодня встречается довольно редко, а по тибетским поверьям, встреча с ибексом - это предвестник большой удачи в жизни для путника. Тут же на перевале есть буддистская ступа, древнейший чортен.

В долине Спити находится самое высокогорное поселение в мире с подведенной к нему автомобильной дорогой и электричеством. Это поселок Киббер. Здесь в 1983 году скончался Лама из монастыря Табо Серканг Ринпоче. Он был кремирован на площадке, которая сегодня окружена забором. Во время кремации из камней внезапно забил источник. Он действует и сегодня. Вокруг этого источника разбит замечательный сад, который кажется чудом в такой бесплодной местности. Немного ниже выстроен небольшой храм. К этому священному месту собираются паломники всей долины.

В деревне Комик находится известный монастырь Тангут. Этот монастырь - самый высокогорный в Малом Тибете. Здесь находится комната Махакалы - грозного божества, защитника буддизма. Атрибуты Махакалы - это четки из черепков грешников, бубен, веревка для ловли грешников и чаша из черепа. Устрашающий и грозный вид докшитов (гневных защитников веры) говорит об отстранении от греха и телесных страстей. В комнату махакалы вход разрешен только мужчинам. Но даже пребывание возле комнаты этого божества дает не менее ощутимый эффект - чувство энергии защиты и умиротворения.

В девятом веке на территории Долины Спити было образовано поселение Данкар. А в конце 16-го века, в честь победы князей Долины Спити над ладакцами, на вершине горы был построен одноименный монастырь. Он находится в трех часах езды от Казы, и считается «столицей Спити». Здесь всегда находилась и находится до сих пор резиденция князей Спити. Сегодня здесь проживают 160 лам. В монастыре имеется отличная библиотека, а также хорошо сохранившаяся статуя Будды Вайриочаны, одного из пяти будд Мудрости в буддизме Ваджрояны. Данкар Гомпа, окруженный скалистыми горами, меняющими цвет в зависимости от положения солнца от бежевого до красно-оранжевого, производит незабываемое впечатление.

Знаменитый монастырь Табо является «домом тысячи танок» вместе с Колонной Тысячи Будд. Он был построен более тысячи лет назад и является одним из старейших буддистских монастырей. Табо знаменит своими фресками, орнаментом и фигурами из стука (смеси глины и алебастра). Но, к сожалению, в монастыре запрещены фото- и видеосъемка. К северу от монастыря расположены несколько пещер для медитации. В этом месте осуществлялась Калачакра («колесо времени») его преосвященством Далай-Ламой XIV. А для передачи учения Калачакры в 2001 году был выбран монастырь Ки (16 век).

В последнее время Долина Спити привлекает многих путешественников тем, что в маленькой деревне Гуен хранится мумия монаха Сангха Тензин. Она была найдена в 1975 году после землетрясения, на высоте 6000м. Методом радиоуглеродного датирования исследователи установили возраст мумии - 500 лет. Эта мумия уникальна тем, что умерший монах сидел в особенной позе медитации, плотно прижав колени к груди для того, чтобы после смерти стать посредником между людьми и животными. К тому же мумия не была сделана искусственно с помощью растворов и других химических веществ. Монах, используя древние методики, мумифицировал себя сам, естественным путем, перевязав себя джутовым поясом, благодаря которому мумия так хорошо сохранилась до наших дней.

Когда-то, как и Ладакх, Спити была частью Тибета, но сейчас осталась за пределами его границ. Этот безумно красивый край изолирован от шумной всеразрушающей цивилизации горами и снегами. Сюда не летают самолеты. В распоряжении местных жителей и туристов только плохие дороги и перевалы за 4,5 тысячи метров. Обнаженные горы, лишенные растительности, и лунные пейзажи. В этом месте энергия и мощь земли ощущаются на физическом уровне. Когда-то в этот горный заснеженный край организовывал свои конные экспедиции знаменитый русский художник, писатель и путешественник Николай Рерих. Именно здесь собирается отдыхать от мирской суеты Далай-Лама. И потенциал этих удивительных мест настолько велик, что они будут привлекать к себе еще не одно поколение поклонников горных вершин, чистого воздуха и неповторимых буддистских традиций.

Долина Спити
Си (Si)- мани (Mani) - санск. - «драгоценность».
Piti (Пити)- «место».
Спити (Spiti) - место драгоценности.
Монастыри Спити – одни из самых древних из сохранившихся. Долина находится на восточной окраине штата Прадеш. Ее называют Малым Тибетом, потому как уклад жизни местного населения подвергся большому влиянию тибетских традиций и обычаев. Этот район граничит с западным Тибетом. Население Спити также составляют тибетцы. Благодаря тому, что Спити находится в Индии, они полностью сохранили свою культуру и , оставаясь у себя на родине, в отличие от тех тибетцев, которые остались в Тибете после китайской оккупации. Дорога в долину Спити из лежит через два перевала – и Кунзум. Перевалы эти не высокие, по гималайским меркам, но открыты лишь три месяца в году.

Перевал Кунзум
Означает «место встречи ибексов». Ибекс – горный козел, который практически исчезает из гималайских долин. Встреча ибекса сулит удачу в жизни. На перевале находится древнейший чортен (санскр. ) - буддийское ритуальное сооружение определенных пропорций, воздвигаемое над мощами Будды, великих святых лам и т.п. Здесь также находится Гефанг (Гейпан), главного божества земли Лахула, который покровительствует путешественникам, пересекающим перевал.

Монастырь Табо
Один из старейших буддистских монастырей. Построенный около 996 года монастырь знаменит фресками, орнаментом и фигурами из стукка - смеси алебастра и глины. Монастырь входит во всемирно известный исторический памятник архитектуры. Здесь проводилась Калачакра его Преосвященством Далай-ламой ХIV. Фотографировать в монастыре запрещено. Севернее монастыря находятся несколько пещер, которые монахи используют для медитаций.

Данкар Гомпа
Поселение Данкар, образованное в 9 веке традиционно считается «Столицей Спити». Здесь находилась и находится резиденция князей Спити. Монастырь расположен на вершине горы и построен в честь победы князей Спити над ладакцами в конце 16 века. Окруженная скалистыми горами, меняющими свой от розового, бежевого до оранжево-красного, гомпа оказывает неизгладимое на путешественника. Сейчас здесь находятся 160 лам. В монастыре прекрасная библиотека и хорошо сохранившееся статуя (четыре в одной) Будды (Вариочаны), состоящей из 4 фигур.

Монастырь Ки
Один из самых крупных в долине Спити. Здесь проводил Калачакру . Находится недалеко от столицы долины – Казы. Очень живописно расположен.

Комик
В этом месте расположен известный монастырь Тангут. Это один из самых высокогорных монастырей в Малом Тибете. Линия Сакья. Пребывание здесь требует определенной физической подготовки. В монастыре находится комната Махакалы.
Махакала – дхарманал или докшит - грозное божество, являющееся защитником буддизма. Его атрибуты: четки из черепов грешников, бубен, чаша из черепа, веревка с крюком для ловли грешников. Грозный, устрашающий вид докшитов говорит об отвращении от телесных страстей и греха. в комнату Махакалы не допускаются. Пребывание около комнаты этого божества дает не менее мощные результаты. Вы чувствуете энергию защиты и одновременно сострадания ко всем живущим.

Мумия монаха Сангха Тензина
Мумия, о которой было известно еще с 1975 года, называется местными жителями как – монах Сангха Тензин. Она была найдена в деревне Гуен на высоте 6000 метров после землетрясения. Радиологи определили методом радиоуглеродного датирования возраст мумии. Со времени как монах ушел из жизни, прошло 500 лет. В Тибете подобные мумии были уничтожены во время китайской культурной революции. Но повсеместно они считались священной реликвией для буддистов.

Транспорт
Вы можете добраться до города - главный посёлок долины из на автобусе или джипе. В Казе вы можете арендовать машину по интересным местам, а до некоторых добраться пешком.

Проживание
Рекомендуем отель Спити , который относится к цепочке отелей Химачал . Преимущество заключается в том, что во время вашего вы сможете с лёгкостью забронировать отель через агентство Химачал Туризм в Дели или любом другом городе. Вам выдадут ваучер и вы сможете со спокойной душой путешествовать дальше. А, на месте вы сможете подобрать себе гест хаус подешевле. Их там достаточно много, но они не бронируются заранее. В Спити часто бывают с местами в гест хаусах, особенно во время проведения праздников. Стоимость номеров в этом отеле 1050 рупий+10% таксы (Spiti tourist lodge) и от 1300 до 1500 рупий (Hotel Spiti).


) - уникальное место, сохранившееся практически в первозданном виде благодаря своей труднодоступности и малонаселенности. Спити справедливо называют "индийским Тибетом". Практически лишенная растительности горная долина с попадающимися то тут, то там древними буддистскими монастырями - места, напоминающие Ладакх или Тибет, но гораздо более доступные. Всего 10 часов на автобусе из Манали в Казу - и вы попадаете в совершенно другой мир - мир суровой горной пустыни, святых обителей и поселений из тибетских глинобитных хижин, лепящихся к склонам гор.

Буддизм был принесен в Спити в 8 веке великим индийским проповедником Падмасамбхавой по пути в Тибет. Как Спити, как и Лахол с Занскаром, в течение нескольких столетий, начиная с 10-го века, входили в состав западно-тибетского царства Гуге. Потом власть над Спити перешла в руки царей Ладакха и долина стала частью этого королевства. В 1847 году Спити попала под власть кашмирских князей, а двумя годами позже вошла в состав Британской Индии. Регион поддерживал тесные связи с Тибетом вплоть до китайской оккупации Тибета в 1949 году. Тибетское правительство в изгнании со штаб-квартирой в Дарамсале продолжает оказывать помощь буддистским монастырям в Спити.

Долина вытянута с северо-запада на юго-восток. С северо-запада ее перекрывает перевал Кунзум Ла (4550 м), а на юго-востоке, недалеко от границы с китайским Тибетом, протекающая по долине река Спити сливается с рекой Сутледж. По обеим сторонам долины возвышаются хребты средней высотой в 5000 м. Вдоль речных берегов виднеются зеленые заплаты полей. Деревьев практически нет. Жители Спити заняты в основном сельским хозяйством, основу которого составляют выращивание самого вкусного в Индии гороха и ячменя.

Долина Спити составляет часть очень интересного летнего маршрута вокруг восточного Химачал-Прадеша, который соединяет Долину Куллу, Долину Спити и Долину Киннор в единое кольцо. Многие проделывают этот путь на мотоциклах (можно арендовать в Манали) или горных велосипедах (везите с собой). Другие ездят на государственных рабоче-крестьянских автобусах, что тоже довольно экстремально:). Для проезда из Спити в Долину Киннор требуется специальный погранпропуск (пермит), который можно сделать в Казе, Риконг Пио или Шимле.

Туристический сезон в Спити длится с июля по сентябрь. В остальное время долина по большей части отрезана от остального мира. Если вы приедите сюда в середине октября, у вас есть замечательный шанс остаться в Спити на зимовку. Дорога в Долину Куллу завалена снегом. Есть еще дорога в долину Киннор, которая официально открыта круглый год, однако, в реальности, она даже летом бывает непроходима для транспорта. Сезона муссонов в Спити нет. Летом температура редко преодолевает отметку в 15 градусов выше ноля. Зимой стоят морозы до -40.

Лев Боркин, руководитель Центра гималайских научных исследований Санкт-Петербургского союза ученых Высокогорная долина Спити (Spiti Valley) находится на северо-востоке штата Химачал-Прадеш в административном округе Лахул и Спити (Lahaul and Spiti District). Экспедиции Санкт-Петербургского союза ученых побывали в этом удивительном отдаленном уголке Индии дважды, выбрав для поездок разные сезоны: в начале октября 2011 и в начале июня 2015 года.

Не следует путать этот район со всей рекой Спити (Spiti River), которая значительно протяженнее. Спити — правый приток реки Сатледж. Ее бурный поток неистово прорывается сквозь каменистое ущелье совсем недалеко от китайского Тибета, откуда течет Сатледж. Слияние вод происходит в безлюдном мрачноватом месте среди отвесных голых скал на севере соседнего округа Химачал-Прадеша (Kinnaur District).
Дорога сквозь ущелье около места впадения реки Спити в Сатледж. 4 октября 2011 года. Фото С. Литвинчука Близ места впадения Спити построен небольшой железный мост через Сатледж. Проехав по нему, попадаешь в ущелье, где узкая дорога пробита прямо сквозь мощную скалу. Совсем рядом с вами шумно проносится пенистая, непокорная Спити. Теснина, как некие ворота, пропускает вас в иной, незнакомый мир. Дорога по склону крутого сухого хребта, практически лишенного растительности, поднимается высоко над лентой реки и выходит в более широкую долину. Перед путником открывается своеобразная красота пустынного горного пейзажа с небольшими зелеными вкраплениями возделываемых участков и скромными рощицами тополей и ив внизу около поймы реки . Осенью сверху они выглядели как изящные золотистые пятна.
Долина Спити. 4 октября 2011 года. Фото Д. Скоринова В октябре 2011 года меня поразил цвет реки, неодинаковый на разных участках течения. На более крутых и узких местах среди больших валунов бешеный, как будто кипящий от ярости поток становился белым. Местами успокоенная вода приобретала чудный голубой или бирюзовый цвет, местами же окрашивалась в мутный буроватый. При лунном свете Спити загадочно серебрилась, завораживая и приглашая к свиданию. Лишь мрачные тени горных склонов своей тревожностью заглушали романтику пейзажа.

В начале июня 2015 года вода, как и в Сатледже, была только серо-грязного оттенка. По-видимому, мощное таяние ледников превращало горные ручьи и речки в сильные потоки, смывающие прибрежный грунт со склонов.

Весь район реки Спити — довольно суровый край, лежащий в зоне так называемой дождевой тени, куда из-за высоких горных хребтов не доходят летние муссоны. Это типичный участок холодных высокогорных пустынь, для которых характерно безлесье, небольшое количество осадков (около 170 мм в год), высокая инсоляция, суровые зимы, сильные ветра, глубокие узкие долины и каньоны, зажатые между крутыми хребтами со снежными вершинами . Неудивительно, что местность относится к наименее заселенным территориям Индии.

Собственно долина Спити начинается за Сумдо (Sumdo), к северу от устья реки. Около этой деревни та делает резкий поворот, меняя направление течения с северного на западное, а затем на северо-западное. Достигая в длину примерно 150 км при ширине до 1,5−3,0 км, долина Спити заканчивается у перевала Кунзум (Kunzum Pass, 4551 м над уровнем моря), где находятся истоки реки.
Перевал Кунзум. 9 октября 2011 года. Фото А. Андреева Значительную часть года жители Спити изолированы от внешнего мира. Перевал Кунзум может быть закрыт для проезда от 6 до 8 месяцев в году, с октября — начала ноября до мая. В 2011 году первый легкий снег в долине выпал 8 октября, но мы благополучно преодолели перевал. Летом 2015 года нам пришлось резко поменять планы экспедиции из-за большой снежной лавины, похоронившей дорогу около перевала. 11 июня мы вынуждены были повернуть обратно к Сатледжу . На юге связь долины Спити с остальной частью страны с ноября по июнь периодически прерывается мощными штормами.

Несмотря на слабую заселенность, в долине Спити, судя по картам 2010−2011 годов, около двух с половиной десятков небольших деревень, не считая боковой долины Пин . В городке Каза (Kaza, 3670 м) — административном центре и наиболее крупном поселении — проживает порядка 3200−3300 человек. Любопытно, что в 1891 году сопоставимое число жителей было зарегистрировано во всем районе Спити ; сейчас в нем насчитывается более 10 тыс.

Следует указать, что бассейн реки Спити находится в пограничной зоне с Китаем (Тибет). Ранее долгое время район был закрыт для иностранцев. Чтобы попасть сюда сейчас, необходимо получить специальное разрешение (так называемый inner line permit) в городе Шимла (Shimla), столице Химачал-Прадеша.

У долины Спити, по-видимому, долгая история, хотя в различного рода записях (и надписях) она упоминается лишь с конца X века нашей эры. Британцы, посещавшие Спити в XIX веке, отмечали тибетский характер (в этническом, культурном и религиозном отношении) этого гималайского уголка Индии («a Tibetan country»). Действительно, Спити — это мир тибетского буддизма, однако так было не всегда.

В Средние века (до X века) район находился под влиянием западно-тибетского царства Шаншунг (Shang Shung) со столицей в районе горы Кайлас; в нем господствовала религия бон . Примерно в X веке контроль над долиной Спити установило государство Гуге (Guge), сменившее Шаншунг. Правитель-лама, получивший духовное имя Еше-Од (Jangchub Eshe-Ö, или Eshe-Od, ок. 959−1040) прославился своей поддержкой буддизма, обеспечив его возрождение в Тибете и соседних районах. Вторая волна распространения тибетского буддизма захватила и Спити.

На современных туристических картах в долине Спити, включая Пин (Pin), отмечают семь буддийских монастырей, хотя в отчете 1891 года указывали лишь пять . Наиболее древним является монастырь (по-тибетски гомпа) в селении Табо (Tabo): его датируют 996 годом н. э. . После монастыря в занскарском Сани, основание которого относят ко II веку н. э , Табо и монастырь Алчи (Alchi Gompa) на реке Инд можно считать самыми старыми из ныне существующих в тибетском мире Ладака и Химачал-Прадеша.

Специалисты полагают, что название Табо (tapo), как и некоторые другие, встречающиеся в надписях на стенах монастыря, явно не тибетское, но язык надписей пока не идентифицировали. Возможно, первоначальным в этой местности был шаншунгский язык, сохранившийся в одной деревне в округе Киннор.
Вход в монастырь Табо. 5 октября 2011 года. Фото В. Скворцова Традиция связывает строительство монастыря Табо, как и Алчи, с именем знаменитого буддийского наставника Ринчен Зангпо (по-тибетски Rin-chen-bzang-po, 958−1055). Он прославился также как великий лоцава (lo-tsa-ba, буквально «переводчик»). После свирепых гонений на буддизм в Тибете в IX столетии и восстановлении власти жрецов бон буддизм был возрожден на юго-западе Тибета в Гуге.

Уже упоминавшийся Еше-Од, известный также как «благородный король», решил перевести санскритские буддийские рукописи на тибетский. Для этого он послал наиболее талантливых послушников на учебу в Индию и Кашмир. Из 21 ученика выжили лишь двое, остальные погибли от болезней, непривычного жаркого и влажного климата, а также от укусов змей. Одним из вернувшихся был Ринчен Зангпо, ставший впоследствии великим учителем (махагуру).

По преданиям, он также занимался возведением монастырей по всему Гуге и построил их якобы более сотни. Помимо деятельности в самой столице (Тхолинг на западе Тибета, 997 год) и в Мустанге (ныне Непал) ему приписывают создание храмов в Табо, Алчи и Ламаюру в Западных Гималаях. Надо заметить, что они стилистически неодинаковы. Как Ринчен Зангпо успевал заниматься тщательными, кропотливыми переводами священных текстов и повсеместным неутомимым строительством храмов, известно лишь ему одному.

Австрийские ученые , детально обследовавшие монастырский комплекс в Табо, обнаружили надпись, сообщавшую, что гомпа была основана «Бодхисаттвой», т. е. королем-ламой Еше-Од, и спустя 46 лет была обновлена его внучатым племянником. По-видимому, монастырь возник в ходе ранней миссионерской деятельности короля-буддиста еще до привлечения им Ринчена Зангпо для строительства храмов. Древняя гомпа Табо. 8 июня 2015 года. Фото В. Скворцова Гомпа Табо славна своими старинными фресками. Ее часто называют Аджантой Гималаев по аналогии со знаменитой Аджантой в штате Махараштра, пещерным храмовым комплексом с настенной росписью. К сожалению, фрески в Табо сейчас находятся в не очень хорошем состоянии. Внутри храмовых помещений царит полумрак. Фотографировать со вспышкой, как и во многих других монастырях, туристам не разрешается, чтобы не допустить разрушения красок.

Помимо фресок, внутри храмов можно видеть крупные фигуры различных божеств, выполненные из раскрашенной глины. Считается, что первоначально гомпа Табо испытала влияние индийского буддийского искусства, пришедшего с севера из Восточного Туркестана, в частности из оазиса Дуньхуан (ныне провинция Ганьсу в Западном Китае). Табо. Интерьер главного храма, зал собраний (Klimburg-Salter, 2005) К чертам дотибетского буддизма в Табо относят также изображение защитницы Wi-nyu-myin. Некогда она, по-видимому, была влиятельным местным божеством женского пола, которое постепенно трансформировалось в персонаж буддийского мира. Таким образом, монастырь Табо интересен тем, что наглядно показывает процесс тибетизации западно-гималайских окраин.

В отличие от подавляющего большинства буддийских монастырей в Западных Гималаях, гомпа Табо находится на речной равнине (высота около 3300 м), как монастыри в Сани (Занскар) и Алчи (Ладак).

Она также обнесена незамысловатой глинобитной стеной. Из этого же материала сделаны стены храмов и чортены (ступы). Поэтому внешне старинные одноэтажные здания выглядят довольно невзрачно.
Табо. Двор с чортенами. 5 октября 2011 года. Фото В. Скворцова Монастырский комплекс в Табо включает девять храмов, множество чортенов, жилище лам и помещение для гостей; есть также священные пещеры для медитации за пределами деревни. Хронологически эти сооружения относятся к X-XI (главный храм), XIII-XIV (старинные ступы) и XV-XX столетиям (остальные части комплекса). Весь комплекс рассматривается как национальное сокровище Индии и охраняется Археологической службой страны.
Табо и монастырский комплекс. 5 октября 2011 года. Фото А. Андреева За свою долгую историю гомпа Табо принадлежала к различным школам тибетского буддизма. Ньингма , кадам и сакья были представлены здесь, но затем вытеснены школой гелуг (желтошапочники), возникшей в XV веке. Нынешний Далай-лама XIV покровительствует Табо как одному из наиболее святых мест тибетского буддизма в Индии и даже выразил желание удалиться сюда в конце жизни. В 1996 году, когда праздновалось тысячелетие монастыря Табо, он провел здесь церемонию инициации Калачакры, на которую прибыли тысячи паломников из разных стран.

Мы посетили гомпу Табо дважды: 5 октября 2011 и 9 июня 2015 года. В деревне и монастыре можно обнаружить любопытные факты. Так, войдя в один из храмов, мы увидели скульптуру сына Шивы Ганеши, бога мудрости и благополучия с головой слона. На мой вопрос (в 2015 году), почему здесь находится это симпатичное индуистское божество, молодой лама, показывавший монастырь, только улыбнулся.

Изменения в жизни буддийского сообщества Табо за последние десятилетия очень заметны и подвергаются влиянию извне, на что указали австрийские исследователи . Действительно, в деревне ведется строительство, разворачивается туристический бизнес, ориентированный на иностранцев.

Так, в 2011 году мы не раз обедали в местном кафе Zion, расположенном в центре деревни и обвешанном молитвенными буддийскими флажками. Название явно говорит о потоке туристов из Израиля. О кошерности пищи ничего сказать не могу. Замечу, что сами жители Табо вегетарианцы. Мест в новой гостинице, где расположилась наша основная группа, было мало, и мне пришлось снять большую, в целом удобную комнату прямо в кафе на втором этаже, на пару суток став «сионистом». Помню, что в доме по ночам бегала, судя по топоту, большая крыса.

В 2015 году наша группа остановилась на окраине Табо в Trojan Guest House. Я спросил хозяина-индуса Рамеша Кумара, откуда такое странное название. Смутившись, он сказал, что точно не знает, но это связано с лошадью (!). Так древнегреческая легенда о троянском коне через много веков достигла укромного уголка Западных Гималаев.

Другие монастыри в долине Спити по своему расположению являются полной противоположностью Табо. Они построены на склонах горных хребтов или на вершинах отдельно стоящих холмов и скал. Если из Табо ехать вверх по реке Спити, то в поле вашего зрения неизбежно попадет импозантный монастырь Данкар (Dhankar). Наподобие большого орлиного гнезда, он вознесся на самую вершину трехсотметровой скалы и с холодным спокойствием взирает на протекающую внизу реку.

Название (пишут также Dankhar, Drangkhar, по-тибетски Brang-mkhar или Grang-mkhar) состоит из двух слов: dhang или dang означает «скала», а kar или khar — «крепость». Чтобы попасть в этот великолепный замок-монастырь, надо сначала проехать 25 км вверх по левому берегу реки Спити до деревни Аттарго (Attargo), а оттуда по сложному серпантину вернуться на 7 км назад, поднявшись по склону хребта до высоты около 3900 м над уровнем моря. Данкар. Фреска. 6 октября 2011 года. Фото С. Литвинчука В вершинном расположении Данкара и его архитектуре видят стилистическое влияние монастырей-крепостей Центрального Тибета. Основание Данкара относят чуть ли не к X веку, т. е. к начальному периоду распространения тибетского буддизма в Спити, хотя достоверных свидетельств этому нет. Однако форт упоминается в ранней истории западнотибетского царства Гуге. В XI веке сюда был сослан наследник престола.

По другим данным, нынешняя гомпа могла быть построена в XII столетии. В течение нескольких веков Данкар был местом проживания правителей Спити (так называемые ноно ). Рядом с монастырем расположена небольшая деревушка. Как и в Табо, монастырь Данкар последовательно принадлежал разным течениям тибетского буддизма (ньингма , сакья и кагью ), но примерно с середины XV столетия здесь воцарилась господствующая в Тибете школа гелугпа .

В октябре 2011 года мы смогли всласть побродить по тесным улочкам форта, заглянуть в полуразрушенные покрытые пылью помещения, услышать молитвенное бормотание лам в немногих сохранившихся помещениях. В одной покинутой пустой комнате высокого здания-башни я подошел к проему, откуда открывался захватывающий вид на подошву (конус выноса) боковой долины Пин и самой Спити.

Из комнаты можно было по узкому карнизу пройти вдоль наружной стены здания. При взгляде вниз у меня от огромной высоты закружилась голова, и даже сама мысль воспользоваться этой тропкой показалась мне безумной и фантастической. Насколько же надо быть ловким и натренированным, чтобы без ограды и перил безбоязненно шествовать над крутым обрывом. Вероятно, ламам в таком небезопасном деле помогал сам Будда!

Весь комплекс находится не в лучшем состоянии, и сейчас его пытаются отреставрировать с помощью зарубежных фондов (в частности, из США). В 2006 году Данкар был занесен в список сотни монументов мира, находящихся в наиболее угрожаемом состоянии. В мае 2015 года монастырь был закрыт.

Данкар когда-то контролировал не только проход вдоль Спити, но и въезд в район Пин. Об одноименной реке и долине, как и о расположенном там старинном монастыре я писал ранее . В 45 км от Табо вверх по Спити находится Каза. В этот торговый и административный центр стекаются жители окрестных деревень, а также приезжают туристы. Население долины Спити относится к обширной этнической группе бхотия, использующей разные языки и диалекты тибетской группы. Жителей в разнообразных национальных одеждах можно видеть на главной базарной улице.

Каза привлекает тремя буддийскими монастырями. Выше всех в горы поднялся Тангьюд (Tangyud Gompa, 4548 м), где в 2011 году был лишь один лама, хотя когда-то их число доходило до 60. Монастырь также считается весьма древним (якобы XI век), но более реально датировать его XIV столетием. Это один из двух в Спити монастырей, принадлежащих к школе сакья , которая получила влияние в Тибете в XIV веке благодаря поддержке монголов. Рядышком среди широких пологих склонов лежит селение Комик (Komik).

По холмистой дороге вдоль хребта, где на высоте более 4000 м часто попадаются ископаемые остатки давно вымерших морских животных юрского периода, можно попасть в селение и монастырь Киббер (Kibber). В 2011 году мы туда не поехали из-за недостатка времени. Визит в 2015-м оказался неудачным, так как гомпа была закрыта, и даже ламу, способного что-то внятно рассказать о ней, нам найти не удалось (зато попались приветливые индийские военные). Сам комплекс по сравнению с другими выглядит не очень заманчиво. Монастырь Ки. 8 октября 2011 года. Фото С. Литвинчука Пожалуй, самым знаменитым из тройки монастырей близ Казы следует считать Ки (Key, Kyi, Kye или Ki Gompa, около 4000 м). Это крупнейший монастырь в долине Спити вообще; в нем от 250 до 300 лам, и издали он выглядит как маленький городок со множеством различных построек. Ки находится в 7 км от Казы вверх по течению реки. В отличие от двух других упомянутых выше гомп, он расположен не глубоко в горах, а на левом берегу Спити, величественно занимая отдельно стоящий холм. Полагают, что монастырь возник еще в XI веке и первоначально относился к школе кадам , но в XVII столетии перешел под контроль желтошапочников.

Начиная с XIV века Ки не раз подвергался разрушениям, горел в 1840-е годы. Последний сильный удар ему нанесло землетрясение 1975 года. Тем не менее восстановленный монастырь сохранил настенные росписи XIV века, в которых видят китайское влияние, а также ценную коллекцию священных текстов (Ганджур), утонченных танок (матерчатых икон) из Лхасы и старинных музыкальных инструментов.

Путешествуя по долине Спити, вы не только наслаждаетесь удивительной природой Западных Гималаев, встречаетесь с людьми из разных этнических групп, но и при определенной подготовке можете странствовать во времени, осматривая селения и буддийские монастыри. Не удивляйтесь, если в какой-то момент вы почувствуете, что попали в тибетское средневековье, окруженные миролюбивыми жителями-буддистами, занятыми своими повседневными заботами.

Klimburg-Salter D.E. Tabo Art and History. Vienna, 2005.

Боркин Л., Андреев А. // ТрВ-Наука. 2015. № 188.

1 день
Вылет из Москвы.

2 день
Из аэропорта Дели выезжаем в штат Харьяна и останавливаемся в отеле Этник Индия. Отдых. Отъезд к предгорьям Гималаев. По пути - посещение Курукшетры. Размещение в гостинице.

3 день. Наггар
После завтрака выезжаем в Наггар. Размещение в гостинице.

4 день. Наггар
Наггар. Экскурсия на тему: «Великое наследие. Семья Рерихов».

5 день. Наггар
Посещение женского тибетского монастыря в Пандрамиле. Экскурсия в Манали, где осмотрим буддистский храм и тибетский монастырь, где живут монахи – собиратели лечебных трав.

6 день. Наггар - долина Спити
Выезд в долину Спити через Великие Гималаи. Размещение в гостинице.

7 день. Долина Спити
Посещение учения Далай Ламы. Экскурсия по Казе – столицы Спити. Тема: Поездка в монастырь Ки.

8 день. Долина Спити
Экскурсия в монастырь Данкар. Посещение учений Далай Ламы.

9 день. Долина Спити
Поездка к мумии и возвращение в Казу. По дороге – посещение монастыря Табо.
Тема: «Буддизм. Уникальные явления Гималаев».

10 день. Долина Спити
Поездка в высокогорный монастырь Комик. Возвращение в Казу.

11 день. Долина Спити - Наггар
Возвращение в Наггар. Отдых.

12 день. Наггар
Храм Кришны, верхние деревни Наггара, Вашишт.

13 день. Харьяна
Выезд в штат Харьяна. Размещение в гостинице. По дороге – экскурсия на тему: ««Великое наследие. Моголы».

14 день. Дели
Выезд в Дели. Размещение в гостинице. Экскурсия по Дели на тему: «Великое наследие. Моголы».

15 день
Вылет в Москву.

Стоимость тура

Уточняйте стоимость тура у наших менеджеров.

В стоимость включено:

  • Проживание в отелях класса стандарт;
  • Транспорт для переездов, экскурсий, трансферов;
  • Сопровождение русскоязычного гида и экскурсии по программе;
  • Завтраки;
  • Виза;
  • Страховка.

В стоимость не включено:

  • Авиаперелет Москва - Дели - Москва;
  • Доплата за одноместное размещение;
  • Питание, кроме завтраков;
  • Входные платы при посещении памятников архитектуры;
  • Личные расходы (прачечная, телефон, бар и т.п.);
  • Расходы, не указанные в программе.

Особенность тура: Экспедиция. Маршрут проходит по труднодоступным районам северных Гималаев и поэтому программа может меняться в зависимости от погоды и дорог. Главная идея экспедиции – спонтанность, открытие себя и посещение уникальных мест, людей и народностей.

Отели
Сады Пинджоры – "Яндравиндра Гарденс"
Наггар – отель "Шитал"
Спити, Каза - отель "Сноу Лайн"
Харьяна - отель "Этник Индия"
Дели - отель "Санберд"

Индия. Малый Тибет. Долина Спити. Описание маршрута

Ваше путешествие пройдет по 4 штатам северной Индии.

Столица Индии – Дели

Дели - город-штат и главные ворота в Северную Индию. На протяжении свыше четырех тысячелетий город был свидетелем развития и процветания великих цивилизаций, многих династий и бывших у власти правителей. Город разделяется на две части. В Дели, или «Старом Дели», сохранилось большое количество мечетей, памятников и фортов, относящихся к эпохе правления моголов. Другая часть - Новый Дели отражает наследие британского завоевания. Здесь можно увидеть образцы англо-индийской архитектуры, просторные бульвары и бунгало.

Сураджкунд – территория династии Тугхлаков – середина 14 века. Здесь есть и разрушенная крепость и водный бассейн – священный гхат, который относится к этому времени. Именно с правление султаната в Индию вошла мусульманская культура, что и представлено в Дели.

Штат Харьяна

Штат «Божественного пути» . В основном живут индусы. Занимает ведущее место по доходам на душу населения. Самые высокие. Одежда – шальвары и камиз, дупата. Язык – хинди. Много находится памятников древней истории Индии, в т.ч. Курукшетра.

Курукшетра («поле Куру», «Небеса на земле») – легендарная равнина, почитающаяся в древнеиндийской мифологии, как священная. В первом стихе «Бхагавад-гиты», Курукшетра называется «дхарма-кшетрой» - полем дхармы. Согласно упоминаниям в некоторых древних индуистских текстах, в ведические времена границы района Курукшетры примерно соответствовали границам современного индийского штата Харьяна.

Брахма-саровара - Каждый год сотни тысяч паломников-индусов приходят, чтобы совершить священное омовение в водах Брахма-саровара по случаю Сомавати-амавасья (Священного понедельника новолуния).

Сады Пинджоры . Сады Пинджоры расположены в начале гималайских гор – Шивалинке. Это место уникальное, здесь археологами были найдены орудия труда человека каменного века. По преданию здесь останавливались братья Пандавы (Махабхарата), когда были отправлены в изгнание. Сады были разбиты в 17 веке двоюродным братом могольского императора Аурангзеба – Навабом. Но сам Наваб не долго жил со своим гаремом в этом месте. Вскоре дворец и сады купил махараджа Амар Синкх. Его семья владела дворцом и садами до 1966 года. До сих пор сохранился стиль посадок – здесь растут манговые деревья, фруктовые деревья личи и другие экзотические растения.

Штат Панджаб

Штат Пятиречья . Здесь проживают и сикхи и индуисты. Но сикхов больше. В основном сельскохозяйственный штат. Много воды, потому много плотин. Экспортируют электроэнергию. Сикхи считаются самыми зажиточными людьми Индии. Язык – хинди и панджаби. Сикхизм возник в 16 веке. Является ересью на брахманизм. Брахманизм – деление общества на варны(касты), которые были выражены в законах Ману.
Основатель – гуру Нанак (учитель). Основная идея – равенство перед богом. Община равных людей, отрекшихся от каст.

Штат Химачал Прадеш

Штат «на краю снегов» . Самые древние орудия труда были обнаружены на территории штата Химачал Прадеш в 1955 году. Их возраст исчисляется 40 000 лет. Многие народы, заселяющие когда-то гималайские долины, исчезли из истории, многие известны уже под другими именами. Создав высокоорганизованное общество земледельцев и ремесленников, они выстроили города и форты по долинам рек. Арийские племена пришли с севера-запада, где-то в 3000-2500 годах до н.э. Уничтожив многие племена или ассимилировав их, арии стали главенствующим племенем и со временем их представители вошли в касты брахманов, кшатрий и вейш.

Долина Куллу (Kullu valley) . Эта долина упоминается в легендарном эпосе Махабхарата. Здесь неотлучно ходит «Золотой ковш» (7 звезд Большой Медведицы), а горы, восходящие к небу, считались исконной обителью богов. Именно на этой земле познавали божественную мудрость арийские риши (мудрецы), и отсюда пошли их законы, которые создали уникальную нравственную структуру народов Индостана. Здесь проходили пути легендарных братьев Пандавов – помощников Кришны, да и сам Кришна бывал в этих местах.

Наггар(Naggar) - бывшая столица раджей Куллу (ХI в). Расположен на высоте от 1800-1900 м. Здесь сохранились: дворец раджей - уникальный памятник гималайской архитектуры, индуистские храмы ХI в., посвященные Шиве, Парвати, Вишну, необыкновенной красоты деревянный храм Трипура Сундри и храм Кришны, откуда открывается великолепный вид на долину Куллу. Древние храмы, окруженные многовековыми еловыми и кедровыми деревьями, легенды этих мест, царящие здесь тишина и покой надолго останутся в памяти. В Наггаре более 20 лет жила и работала семья Н.К. Рериха - величайшего русского художника, философа, общественного деятеля. Здесь был создан институт Гималайских исследований, одним из направлений которого было изучение тибетской медицины.

Манали (Manali) - пестрый туристический центр. Расположен на высоте 2050 м. Здесь расположены буддистские монастыри и храмы, древние индусские святыни, связанные с героями Махабхараты и древними племенами, которые заселяли этот район до прихода арийских племен. В центре Манали стоит сказочный лес. Кругом шумят улицы городка, идет бойкая торговля, туристы из разных стран мира группами или поодиночке бродят в поисках экзотики Гималайского торгового пути. Но в этом месте никого нет. Лес бережно хранит тишину. Многовековые ели, уходящие в небо, огромные реликтовые папоротники, высочайшие дубы надолго оставляют под своей сенью усталого путника. Здесь, в этом лесу, охраняют чудесную птицу Гималаев. Символ этих мест - манал, чье оперенье переливается на солнце всеми цветами радуги. Манал строго смотрит на пришельцев. Он - немой укор человеческому безрассудству. Этих птиц осталось так мало, что увидеть их можно лишь здесь. А когда-то они радовали глаз по всем предгорьям Гималаев. Их оперенье горело на солнце, а вечером и ночью светилось, отражая сияние звезд и луны. О них слагали песни, сравнивая все краски Гималайских гор с великолепным опереньем маналов. Отведайте традиционные блюда национальной кухни в тибетском ресторане! Побродите по рынку, куда на протяжении многих веков свозились товары и произведения искусства, как из Тибета, так и из отдаленных районов Гималаев (Спити, Ладах, Лахул, Занскар) и из Кашмира!

Манали - последний известный пункт на пути к перевалу Рохтанг (Rohtang) , открывающему Великие Гималаи. Вид с перевала Рохтанг (высота 3980 м) впечатляюще живописен. Посещая перевал Рохтанг, Вы соприкоснетесь с таинством тибетской медицины. Именно здесь в августе тибетские монахи и их ученики из разных стран мира собирают лекарственные растения, а в Манали находится монастырь, где служат тибетские травники - монахи.

Долина Спити

Си (Si)- мани (Mani) - санск. - «драгоценность».
Piti (Пити)- «место».
Спити (Spiti) - место драгоценности.
Монастыри Спити – одни из самых древних из сохранившихся. Долина находится на восточной окраине штата Химачал Прадеш. Ее называют Малым Тибетом, потому как уклад жизни местного населения подвергся большому влиянию тибетских традиций и обычаев. Этот район граничит с западным Тибетом. Население Спити также составляют тибетцы. Благодаря тому, что Спити находится в Индии, они полностью сохранили свою культуру и традиции, оставаясь у себя на родине, в отличие от тех тибетцев, которые остались в Тибете после китайской оккупации. Дорога в долину Спити из Куллу лежит через два перевала – Рохтанг и Кунзум. Перевалы эти не высокие, по гималайским меркам, но открыты лишь три месяца в году.

Перевал Рохтанг
Долина Куллу – особое место. Именно ее называют долиной богов и мудрецов, которые получали здесь свои откровения. Одним из таких мест является перевал Рохтанг. Здесь происходило очищение и души и тела высокими энергиями. По преданию, через перевал Рохтанг ушли братья Пандавы и их сестра-жена Драупади искать Сваргу (сокровенное земное место богов, Рай, в тибетской традиции – Шамбалу).

Перевал Кунзум
Означает «место встречи ибексов». Ибекс – горный козел, который практически исчезает из гималайских долин. Встреча ибекса сулит удачу в жизни. На перевале находится древнейший чортен (санскр. ступа) - буддийское ритуальное сооружение определенных пропорций, воздвигаемое над мощами Будды, великих святых лам и т.п. Здесь также находится храм Гефанг (Гейпан), главного божества земли Лахула, который покровительствует путешественникам, пересекающим перевал.

Монастырь Табо
Один из старейших буддистских монастырей. Построенный около 996 года монастырь знаменит фресками, орнаментом и фигурами из стукка - смеси алебастра и глины. Монастырь входит во всемирно известный исторический памятник архитектуры. Здесь проводилась Калачакра его Преосвященством Далай-ламой ХIV. Фотографировать в монастыре запрещено. Севернее монастыря находятся несколько пещер, которые монахи используют для медитаций.

Данкар Гомпа
Поселение Данкар, образованное в 9 веке традиционно считается «Столицей Спити». Здесь находилась и находится резиденция князей Спити. Монастырь расположен на вершине горы и построен в честь победы князей Спити над ладакцами в конце 16 века. Окруженная скалистыми горами, меняющими свой цвет от розового, бежевого до оранжево-красного, гомпа оказывает неизгладимое впечатление на путешественника. Сейчас здесь находятся 160 лам. В монастыре прекрасная библиотека и хорошо сохранившееся статуя (четыре в одной) Будды (Вариочаны), состоящей из 4 фигур.

Монастырь Ки
Один из самых крупных в долине Спити. Здесь проводил Калачакру Далай Лама. Находится недалеко от столицы долины – Казы. Очень живописно расположен.

Комик
В этом месте расположен известный монастырь Тангут. Это один из самых высокогорных монастырей в Малом Тибете. Линия Сакья. Пребывание здесь требует определенной физической подготовки. В монастыре находится комната Махакалы.
Махакала – дхарманал или докшит - грозное божество, являющееся защитником буддизма. Его атрибуты: четки из черепов грешников, бубен, чаша из черепа, веревка с крюком для ловли грешников. Грозный, устрашающий вид докшитов говорит об отвращении от телесных страстей и греха. Женщины в комнату Махакалы не допускаются. Пребывание около комнаты этого божества дает не менее мощные результаты. Вы чувствуете энергию защиты и одновременно сострадания ко всем живущим.

Мумия монаха Сангха Тензина
Мумия, о которой было известно еще с 1975 года, называется местными жителями как – монах Сангха Тензин. Она была найдена в деревне Гуен на высоте 6000 метров после землетрясения. Радиологи определили методом радиоуглеродного датирования возраст мумии. Со времени как монах ушел из жизни, прошло 500 лет. В Тибете подобные мумии были уничтожены во время китайской культурной революции. Но повсеместно они считались священной реликвией для буддистов.