Речной теплоход князь багратион судак крым. «Князь Багратион» — корабль на берегу Меганома

Как он попал на берег Черного моря, теперь точно не может сказать никто. Самая распространенная версия расплывчата: в начале 1990-х его купил и переправил в Крым некий украинский предприниматель. С тех пор и стоит под Судаком, возле мыса Меганом, огромный корабль — словно доисторический морской ящер, выползший умирать из воды на сушу...


Фотографирующиеся на фоне судакского корабля туристы уверены, что объект их внимания — это та самая «Ласточка», на которую заманил влюбленную Ларису коварный Паратов. Иными словами, если верить местной легенде, то у Меганома стоит либо «Спартак», либо «Володарский» — именно эти пароходы-близнецы снимались в роли «Ласточки» в фильме «Жестокий романс ». Построенные на знаменитой нижегородской сормовской верфи в 1914-м эти корабли были не братьями, а сестрами — они получили имена «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Великая княжна Ольга Николаевна», в честь старших дочерей императора. «Речные княжны» (так их называли) предназначались для перевозки пассажиров на линии Нижний Новгород — Астрахань и отличались большими размерами (91,4 м в длину), комфортными условиями и роскошным убранством внутренних помещений. На пароходах были парикмахерские, помещения для фотографов-любителей, ванны, специальные каюты для новобрачных; при отделке помещений использовались полированный венгерский ясень, красное дерево, зеркальное стекло, а также модный материал анаглит — прессованный английский картон. После революции пароходы были переименованы. «Татьяна Николаевна» стала сначала «Добрыней Никитичем», а затем «Спартаком», «Ольга Николаевна» превратилась в «Алешу Поповича», чуть позже — в «Володарского». В начале 1990-х, проработав рекордный срок (большинство их ровесников ушли на покой еще в 1950-х), пароходы были списаны. Один из них вроде бы хотели превратить в плавучий музей, другой — продать Англии для экзотических рейсов по Темзе. Но благие намерения так намерениями и остались, а пароходы погибли. Несколько лет простояли они у ростовской набережной, затем их отвели в дальний затон Дона, у города Аксай, и там уже в начале 2000-х корабли сгорели, а то, что от них осталось, разобрали и распилили...


Если исполнители роли «Ласточки» пароходы «Спартак» и «Володарский» погибли в водах Дона, что за судно стоит возле Меганома? Знатоки речного флота утверждают, что это пассажирский теплоход «Память товарища Маркина» — корабль, имеющий не менее славную историю и столь же почтенный возраст.


Этот теплоход — последний сохранившийся представитель первой крупной серии речных дизельных винтовых пассажирских судов, построенных в России с 1911 по 1917 год. Всего таких теплоходов было 11. «Память товарища Маркина» был построен на коломенском заводе в 1912 году и вплоть до 1919-го носил имя «Багратион».


До 1990-го он работал на пассажирских линиях Волжского бассейна, а после списания попал в Крым. В свое время этот теплоход тоже отличался комфортом и богатым внутренним убранством, но до наших дней дошло немногое: старинное пианино и люстры, некоторые элементы отделки. А вот спасательные плотики и огнетушитель, с помощью которых можно было опознать корабль (на них было нанесено название судна — «Память товарища Маркина»), не сохранились.


Довольно сильно изменился за время пребывания в Крыму и внешний вид корабля — та надстройка, которая была у теплохода «при жизни», теперь спрятана под новой. Фактически построены новые стены, и за счет этого объем внутренних помещений увеличился, а ширина открытых палуб уменьшилась. Кроме того, в кормовую часть теплохода был закачан бетон, под тяжестью которого корпус треснул, и корма сильно провисла. Так что вновь отправиться в плавание этот девяностометровый, некогда способный вместить 339 пассажиров и поднять 300 тонн груза корабль уже не сможет никогда. Станет ли он базой отдыха или рестораном, как планировалось, — этот вопрос пока остается открытым.

Между прочим

Как бы там ни было, но в кино судакский корабль все-таки снимался — недавно он сыграл эпизодическую роль в фильме «Чужая» (Россия, 2010 г.). По сюжету картины, на этом заброшенном судне прячется от преследователей влюбленная пара. Если верить кадрам из фильма, старинное пианино на теплоходе все еще в рабочем состоянии — проснувшись поутру, обнаженная героиня наигрывает на нем какую-то импровизацию.

Является представителем винтовых дизельных пассажирских судов, выпущенных в России в период 1911–1917 гг.

По праву Речной теплоход «Князь Багратион» может носить звание долгожителя, сохранившись до наших дней с момента его постройки в 1912 году. Ранее он носил другое название и до 1919 года выходил в море под именем «Багратион», позднее он был вновь переименован и его название звучало как «Память товарища Маркина».

Основные технические характеристики «Князя Багратиона» действительно впечатляют. Так, его грузоподъемность составляла примерно 300 тонн и он мог разместить на своем борту до 340 пассажиров. Ширина судна равнялась 12 метрам, а длина – 90 метрам. При этом речной теплоход «Князь Багратион» мог развивать скорость равную 21 километру в час.

Данный теплоход до 1991 года ходил в плавание по реке Волге, а в дальнейшем был продан на Украину и передан в руки частного лица. В течении двух последующих лет теплоход располагался на территории Феодосии, где его использовали как плавучий ресторанчик. В 1994 году он был выкуплен другим предпринимателем и отбуксирован из Феодосии в бухту к мысу Капсель. По задумке предпринимателя на берегу бухты должен был появиться отель, а на базе теплохода «Князь Багратион» планировалось создать ресторан. Однако местные власти так и не дали согласие на осуществление подобных идей, отказавшись предоставить предпринимателю земельный участок, и в итоге судно больше не использовалось.

По словам местных жителей, в то время теплоход находился в отличном состоянии и был рабочим. Обстановка внутри него сохранила свой первозданный вид, он был электрифицирован и все механизмы были целы. В настоящий момент теплоход разграблен и находится в удручающем состоянии.

Единственное уцелевшее судно из 11 экземпляров, построенных в период с 1911 по 1917 года на Волжском судоремонтном заводе.

Немного истории

«Князь Багратион» построен в 1912 году. Не знаю, почему он до сих пор носит такое название, если в 1919 году был переименован в «Память товарища Маркина». В то же время даже экскурсоводы называют его старым именем.

Вплоть до начала 90 годов прошлого века это было действующее судно, бороздившее просторы реки Волга. В 1992 году его продали в частную собственность. Новый владелец сделал на теплоходе ресторан, успешно функционировавший всего 2 года.

Уже в 1994 г теплоход отбуксировали к мысу Меганом, где и оставили. Изначально тут планировали организовать туристическую базу, но что-то не заладилось. Когда «Багратион» доставляли до теперешнего местоположения, он был еще в отличном состоянии. Сегодня же его вид оставляет желать лучшего. Все разграблено, разворовано, поломано.


Ходят слухи о планируемом восстановлении. Вроде бы здесь хотят сделать гостиницу для туристов. Кстати, был бы отличный вариант для отдыхающих на знаменитом . Насколько это правда, сказать сложно. О теплоходе и так сложено немало легенд, которые очень любят рассказывать экскурсоводы.

Особенно они любят утверждать, что именно на судне «Князь Багратион» снимался «Жестокий романс», в котором Никита Михалков спел знаменитый «Мохнатый шмель». Но это не более чем выдумка. В фильме в качестве съемочной площадки использовались совсем другие теплоходы: «Володарский» и «Спартак». Итак, в чем же интерес для туристов. Давайте разбираться.

Описание, характеристики

Это один из самых крупных дизельно-винтовых судов тех времен. Его грузоподъемность составляла 300 тонн. На борту комфортно могли располагаться 340 пассажиров. Длинна теплохода порядка 90 метров, а ширина – 12. В то же время эта «махина» способна была развить скорость до 21 км/час.

Примечательно, что все помещения и оборудования здесь достаточно внушительных размеров. Корабль изготовлен из немецкого метала, что придает ему особого величия и уникальности. В машинном отделении изначально располагались две паровые машины, которые позже были заменены на два мощных дизельных двигателя.

Каждый член экипажа, находящегося на судне, в свое время должен был идеально выполнять свою работу. А матросов, халатно относившихся к делу, сажали в один из трех карцеров. Двери в один из них сейчас приоткрыты, картинка еще та, жуткое место.

Корабль несколько отличается от своих собратьев. Здесь имеется не только капитанская рубка, но и помещения для помощников, в свое время выполнявшие важную роль в процессе пришвартовки. Общий вид судна вызывает несомненное восхищение.

Как добраться (доехать) до «Князь Багратион»

Добираться сюда лучше всего на собственном автомобиле. Достопримечательность находится недалеко от . Если будете ехать на авто – ориентируйтесь по карте. Карта и координаты внизу страницы .

Можно добираться и общественным транспортом или даже совершить пешую прогулку от курорта, до . В принципе теплоход приметный, так что долго искать его точно не придется. Благодаря удачному расположению сможете совместить приятное дело с полезным: после экскурсии неплохо провести время на одном из лучших пляжей окрестностей Судака.

Фото



Теплоход «Князь Багратион» однозначно будет интересен всем туристам, в той или иной степени интересующимся историей пароходостроительства. Величественное сооружение, возможно, когда-то будет отреставрировано и задуманное ранее каким-то умным человеком все же воплотят в жизнь. Я бы, например, не отказался пожить в отеле, в прямом смысле слова «на воде». А вы что думаете по этому поводу? Поделитесь с нами, напишите несколько слов в комментариях.

Большинство крымских достопримечательностей ухожено, отремонтировано, обеспечено охраной и в результате радует глаз туристам, а крымчанам дает возможность заработать. Но повезло не всем. В число неудачников попал и теплоход «Князь Багратион». Скоро 25 лет, как он ржавеет на берегу возле Судака, у мыса Меганом, и изменений к лучшему в его судьбе не предвидится.

Где находится «Князь Багратион» на карте

Он располагается в 7 км к востоку от Судака, рядом с мысом Меганом (читайте про него ). Вблизи обнаруживаются южные окрестности села Миндальное, где можно .

Счастливое начало и неудачный конец

А начиналось все хорошо – более 100 лет назад. Крупный речной теплоход в серии подобных был построен для общества «Кавказ и Меркурий» в Коломне в 1912 г. В связи с юбилейной датой было дано судну и название – в честь П.И. Багратиона, генерала, героя войны 1812 г.

Корабль получился даже шикарным. Есть сведения, что при его спуске на воду присутствовал царь. Он был рассчитан на 340 пассажиров. При размерах судна 90 на 12 м тесно им не было. При изготовлении корпуса использовали немецкий металл наилучшего качества. Двигали теплоход изначально две паровые машины, замененные позже дизелями. Максимальная скорость «Князя Багратиона» могла достигать 21 км/ч.

Судно было речным и начало карьеру на Волге. Революция не смогла ей помешать – лишь в 1919 г. официальное название теплохода заменили на «Товарищ Маркин», в честь погибшего комиссара Волжской флотилии. Но неофициально он именовался по-прежнему, продолжая выполнять добросовестно работу – возил по Волге людей. Пассажиры послевоенных лет хорошо помнят этот корабль – с красивой отделкой внутренних помещений, опытным экипажем и свободными нравами, допускавшими общение пассажиров с командой и даже проникновение «для поговорить» в служебные помещения – никто тогда не боялся террора, вредительства и промышленного шпионажа конкурентов.

Ветеран речного флота пережил всех «родственников» по серии. Его трудовой стаж составил 72 года. Но в 1991 г. старый теплоход все же списали, а вскоре (вполне в духе «свободного рынка») продали частному владельцу в Крым.

Далее в биографии судна появляются неясные моменты. Вроде бы в 1992-1994 гг. оно «работало» плавучим рестораном в и имело успех. Но неясно, почему при этих удачах корабль вдруг попал на берег в бухте Капсель возле Судака. Говорят, о намерениях сделать в нем плавучую гостиницу, но местные жители не заметили каких-либо поползновений по реконструкции и переоборудованию теплохода.

Сейчас поговаривают и об на «Князя Багратиона», о создании в нем туристической станции. На деле туристы, приезжающие на отдых к мысу Меганом, наблюдают ржавеющий корпус и «охрану» в лице порванной и накренившейся сетки-рабицы.

Сказки о кино

Не помогают брошенному теплоходу даже окружающие его сказки, создающие определенный таинственный флер вокруг честной трудовой биографии. В частности, распространен рассказ, будто именно «Князь Багратион» (в бытность «Товарищ Маркин») сыграл «Ласточку» в «Жестоком романсе», став таким образом первой площадкой для исполнения знаменитого «Мохнатого шмеля». Но прекрасная далека от истины. «Ласточку» играли целых два теплохода, но ни один из них не был «Князем Багратионом».

Вторая история появилась относительно недавно. Любители острых ощущений, перебравшие кино и игры «Сталкер», периодически забираются внутрь теплохода. И они заявляют, что недавно обнаружили открытой одну из трех дверей, ведущих в карцеры для провинившихся матросов. Мелочи? Но «сталкеры» клянутся, что прежде все эти двери были не просто закрыты, но заперты и они никогда не могли попасть внутрь. А теперь словно вышел кто-то из невеселого по виду и назначению помещения. Но даже существующие легенды пока неспособны изменить судьбу «Князя Багратиона» к лучшему.

Остатки величия корабля «Князь Багратион»

Возможно, возрождению теплохода несколько мешает и его нынешнее расположение. Он стоит на мели, почти на берегу – эта территория фактически даже не Судак. Корабль «Князь Багратион» находится в , рядом с мысом Меганом – место красивое, но лишенное инфраструктуры и нормального подъезда, что и не создает предпосылок для реставрации/реконструкции этой достопримечательности Крыма.

Его окружает условный забор из видавшей лучшие дни рабицы с предупреждающими надписями. Не перелезет через него только ленивый. Слухи о стороже не подтверждаются, о собаках же – вполне, но они не сторожевые, а просто бродячие.

Искатели острых ощущений, забиравшиеся внутрь, утверждают, что в принципе заброшенный корабль (как для 20 с лишним лет беспризорности) сохранился неплохо. Серьезно пострадали трюм и нижняя палуба, а на двух верхних сохранилась отделка кают, кое-какая мебель, зеркала, даже пианино играет (расстроено, но тем не менее). Экскурсировать по «Багратиону» опытные сталкеры советуют с осторожностью (бездомные собаки и следы их жизнедеятельности попадаются), но полагают, что для жизни это не опасно.

Однако насчет перспектив восстановления корабля их мнение не столь оптимистично. Все полагают, что это потребует весьма крупных вложений – восстанавливать и переделывать придется очень многое. Сомнительно, что какая-нибудь частная фирма сочтет такое дело перспективным. Да и на государство нет особой надежды – теплоход не является охраняемым или музейным объектом. И с каждым новым годом, проведенным на берегу, в распоряжении всех капризов погоды, уменьшают шансы судна на новую жизнь.

Среди многих тайн и загадок , которые хранит крымская природа, есть и те, что возникли совсем недавно благодаря человеку. К одной из таких загадок относится появление в бухте у мыса Капсель (Меганом) речного теплохода, носящего имя «Князь Багратион»

Местные жители сообщили, что корабль был отбуксирован на стоянку к Меганому в 1994 году из Феодосии, куда его в свою очередь пригнали из России. Теплоход «Князь Багратион», позднее - «Память тов. Маркина» выкупил один из местных предпринимателей, намеревавшийся осуществить свой проект - открыть на его базе ресторан и отель на берегу бухты.

Последний сохранившийся представитель первой крупной серии речных дизельных винтовых пассажирских судов, построенных в России с 1911 по 1917 год. Всего таких теплоходов было 11.

Это один из долгожителей Волжского пароходства . Этот пароход был построен в 1912 году. До 1919 года он носил имя «Багратион», с 1919 года, был переименован в «Память тов. Маркина».

По слухам распространяемым хитрыми экскурсоводами теплоход знаменит съемками в кинофильме «Жестокий Романс», и здесь Никита Михалков спел знаменитую песню «Мохнатый Шмель», но это неправда, в фильме снимались два других теплохода («Володарский» и «Спартак»).

До 1991 года он ходил по Волге, после он был списан, продан частному лицу на Украину. В 1992-1994 году находился в Феодосии, где использовался в качестве плавучего ресторана. С 1994 года отбуксирован в Судак на Меганом, где поставлен на вечно. Предполагалось использование в качестве турбазы, но в настоящее время судно находится в заброшенном состоянии.

Среди достопримечательностей на мысе Меганом стоит отметить заброшенный речной теплоход «Князь Багратион», который представляет собой настоящий памятник истории и является последним сохранившимся до наших дней образцом первой крупной дореволюционной серии дизельных винтовых речных пассажирских судов. Их общее число составляло 11 судов.

Пароход был спущен на воду в 1912 году и на протяжении последующих семи лет носил имя выдающегося полководца, героя Отечественной войны 1812 года князя Багратиона. В 1919 году его переименовали в пароход «Память тов. Маркина». Ходят легенды о том, что именно этот пароход стал главной декорацией к фильму «Жестокий Романс», рднако это не соответствует действительности.

Грузоподъемность парохода составляет порядка 300 тонн, он способен вместить более 300 человек. Максимальная скорость, которую он развивал, превышала 20 километров в час. Вплоть до 1991 года корабль ходил по Волге, а после списания продан частному владельцу, который использовал его в качестве плавучего ресторана. А в 1994 году судно доставили на мыс Меганом, где он и стоит по сей день.

По слухам распространяемым хитрыми экскурсоводами теплоход знаменит съемками в кинофильме «Жестокий Романс», и здесь Никита Михалков спел знаменитую песню «Мохнатый Шмель», но это неправда, в фильме снимались два других теплохода («Володарский» и «Спартак»).

До 1991 года он ходил по Волге, после он был списан, продан частному лицу на Украину. В 1992-1994 году находился в Феодосии, где использовался в качестве плавучего ресторана. С 1994 года отбуксирован в Судак на Меганом, где поставлен на вечно . Предполагалось использование в качестве турбазы, но в настоящее время судно находится в заброшенном состоянии .