Калмыкия золотая обитель. Храм Будды в Элисте — крупнейший буддийский монастырь в Европе


Золотая обитель Будды Шакьямуни не только одна из главных достопримечательностей Элисты, но и крупнейший буддийский храм в Европе. На территории Калмыкии буддийские храмы называют хурулами.

01. В Элисту я попал по рабочим делам и времени на посещение достопримечательностей совсем не было, а попасть в буддийский храм очень хотелось, тем более заселились мы как раз напротив комплекса. Встав на пол часа раньше, я отправился на прогулку.

02. Северные ворота комплекса являются не основными, но зайти можно с любой стороны: ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: земли, огня, воды и ветра. По периметру хурул обнесен оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего 108 ступ.

03. Архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда. Время посещения я выбрал очень подходящие: буквально на несколько минут показалось солнышко, а потом начался холодный дождь.

04. Калмыкия - единственный в Европе регион традиционного распространения тибетской формы буддизма, исповедуемого калмыками с конца XVI века.

05. Здание хурула имеет высоту 63 метра и вмещает в себе самую большую в России и Европе 9-метровую статую Будды. Внутри фотографировать нельзя, но побывать там обязательно стоит. Поверхность статуи покрыта золотом и бриллиантами, а внутри статуи заложено множество предметов, священных для буддистов: мантры, различная благовония, земля из разных районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки.

06. Обходить хурул необходимо по часовой стрелке, по углам установлены большие молитвенные барабаны.

07. Трубы котельный на заднем фоне оформлены соответствующим образом.

08. Место под строительство нового хурула было освящено 1 декабря 2004 года Далай-ламой XIV.

11. Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень - это молельный зал с 9-метровой статуей Будды Шакьямуни. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Четвертый уровень - резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне - резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

12. Молитвенные барабаны на протяжении многих столетий являются неотъемлемой частью буддийской культуры. Традиционно барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами. Одно вращение барабана равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.

14. Главные ворота Золотой обители

16. У южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Аавы

18. Бесконечный узел счастья символизирует переменчивый характер бытия.

19. На верхней площадке храма расположены 108 малых барабанов.

20. Не прошло и 10 минут как начался дождь и я вернулся в гостиницу.

21. Золотая обитель Будды Шакьямуни в вечернее время.

Могу сказать одно - мне понравилось! Храм впечатляет своей величественностью и красотой. Обязательно стоит побывать в этих краях.

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Золотая обитель Будды Шакьямуни - значимый буддийский храм в Европе и Республике Калмыкия, величественное и светлое место, доминанта всей Калмыкии и Элисты, расположенная в самом ее сердце и которую видно из каждого уголка города.

Раньше здесь был завод ЖБИ, но по благословению буддийского лидера Его Святейшества Далай-ламы XIV, приезжавшего в Элисту (город контрастов) в ноябре 2004 г., возвели потрясающий буддийский храм. Перед отлетом из Элисты в Индию Его Святейшество Далай-лама освятил место, на котором должен был строиться будущий хурул. Золотую обитель Будды Шакьямуни возвели за 9 месяцев по проекту С. Курнеева, В. Гиляндикова и Л. Амнинова.

По центру зала находится огромная золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом, авторами которой были калмыцкие художники под руководством заслуженного художника-скульптора России Владимира Васькина.

В великолепном здании хурула (56 м в высоту), освященном 27 декабря 2005 г., установлена крупнейшая в стране и Европе статуя Будды (12 м). Здесь совершаются молебны, праздничные божественные службы и ритуалы. Золотая обитель Будды Шакьямуни окружена оградой с четырьмя входами с четырех сторон света, в которой с пятиметровым интервалом чередуются 108 белоснежных ступ.

Главные ворота - южные, именно через них, по традиции калмыков, заходят в храм. Вокруг хурула возведены семнадцать пагод с установленными статуями прославленных буддийских учителей монастыря Наланда и молитвенные барабаны «кюрде» с заложенными в них молитвами, около которых можно загадывать желания, положив в начале барабанов и в конце монетки.

У основания величественного белого храма, возведенного в характерном для буддизма стиле, верующих приветствует Белый старец (Цаган Аав) - языческий бог калмыков, покровитель окрестностей.

Между двумя лестницами построен красивейший фонтан. Вход в «обитель Будды» обрамляют красные колонны и охраняют львы особенной окраски, а массивные двери красного цвета с резными украшениями в виде золотых узоров вызывают особенное восхищение.

Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста

Входить в храм обязательно нужно разутыми, надев носки, принесенные с собой, женщины должны быть в юбках или набедренных платках (даются напрокат при входе), с закрытыми ногами. Для правильной циркуляции энергии храмовые скульптуры нужно обходить по часовой стрелке.

Внутреннее убранство храма приводит в восхищение не менее его внешнего облика. Стены искусно расписаны сюжетами из буддийской культуры. Девять художников-танкописцев оформляли внутренний интерьер, и время от времени роспись до сих пор подновляют. Здесь хранится также полная монашеская амуниция Далай-ламы XIV. В сувенирной лавке при храме можно купить благовония и украшения.

Центральный храм Элисты составляют семь уровней, у каждого из которых - свои функции. Первый уровень хурула вмещает в себя музей истории буддийской культуры, библиотеку, читальный зал, конференц-зал.

Второй этаж хурула отдан под молельный дуган. Здесь стоят скамейки для молящихся, а по центру зала находится огромная золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом, авторами которой были калмыцкие художники под руководством заслуженного художника-скульптора России Владимира Васькина. Внутри Будды хранятся святые предметы (мантры, благовония, молитвы, калмыцкая земля со всех уголков).

На остальных уровнях устроены административные кабинеты, выставочные залы, комнаты индивидуального приема, резиденция президента республики и главы буддистов Калмыкии, монашеские комнаты, резиденция Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо, общетехнические и обрядовые помещения.

В Золотой обители Будды Шакьямуни Элисты, значительном центре развития мирового буддизма, бывают каждый год тысячи туристов и верующих. Именно здесь можно ближе ознакомиться с буддизмом и его отличительными чертами. Центральный элистинский хурул, «жемчужина среди степей», выделяется среди скромности, миниатюрности города своей невероятный мощью и красотой, захватывающей дух!

Как добраться

Адрес: Элиста, перекресток ул. Ленина и ул. Илюмжинова.

Время работы хурула

С 9:00 до 10:30 - ежедневный общий молебен о благополучии всего калмыцкого народа и всех живых существ; с 11:30 до 16:00 - ежедневный индивидуальный прием (кроме понедельника); с 14:00 до 16:00 - поминальный молебен (йорял) каждую пятницу.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддистов в России довольно много, и и большинство из них проживает в крупных городах или в краях, граничащих с Монголией. Поэтому мы не могли пройти мимо столицы Калмыкии – Элисты, этого небольшого города, который прекрасен своими контрастами.

Окруженная кольцом из крупных, исконно русских городов: Ростова-на-Дону, Астрахани, Ставрополя и Волгограда, – Калмыкия сосредоточила в себе приверженцев . Элиста стала сердцем буддийской мысли на русском юге, привлекая на свои просторы тысячи паломников и любопытных туристов каждый год.

Сегодня мы поговорим про храм Будды в Элисте. Статья расскажет, как он появился, как выглядит снаружи, какие ценности прячет внутри себя, как проехать туда и что можно почерпнуть из путешествия к центру русско-буддийской земли. В добрый путь!

Строительство

Свою историю Главный буддистский храм начал со знаменательного события – визита в Элисту действующего (Тэнцзиняа Гьямцхо) в конце 2004 года. Здесь Его Святейшеством была освещена территория, где должен был возникнуть Храм Будды.

Элиста снова оправдывает статус города контрастов: здесь раньше находился завод, занимавшийся производством железобетонных конструкций, а сейчас возвышается великолепный фасад духовного центра.

Возведение храма шло очень быстрыми темпами: всего девять месяцев строилось здание, возводились статуи, облагораживалась территория и проводилась внутренняя отделка. 27 декабря 2005 года было проведено торжественное открытие храма.

Традиционное название калмыцкого буддийского храма – хурул .

Официальная часть церемонии началась на рассвете – в 6 часов утра хурул освятили. По правилам при этом обряде могут находиться люди, принявшие монашество, поэтому для остальных верующих проводился прямой эфир по телевизору.

В грандиозном торжестве участвовали главные духовные и светские деятели Калмыкии, Тувы, Бурятии, Москвы, Монголии, Непала, а гостями стали важные индийские, японские, американские и европейские делегации.


Элистинский хурул стал самым большим центром буддистов в Калмыкии, России и даже в Европе. Основное здание, которое высится больше чем на шестьдесят метров, может похвастать своей главной драгоценностью – золотой статуей Будды, превышающей десятиметровую мощь.

«Золотая обитель Будды Шакьямуни» – так любовно называют местные жители хурул, который стал олицетворением духовности города.

Храмовый ансамбль

Центральный фасад комплекса носит название «Гол-сюме», а его прекрасные белоснежные стены, находящиеся на пятиметровом возвышении, видны почти из каждого уголка «одноэтажной» Элисты. По традиции святыня окружена оградой из 108 белых ступ, которые стоят друг от друга на расстоянии пяти метров.

На святую землю можно войти через одни из четырех ворот, установленных по разным сторонам света. Они символизируют главные стихии: огонь, воду, землю и ветер.

Главными считаются ворота с южной стороны, поражающие своей величественностью: их красные колонны поддерживают массивную золотую крышу с удивительной скульптурной резьбой, а на насыщенном синем фоне золотистым буквами высечена священная мантра: «Ом мани падме хум».


Хурул окружили семнадцать пагод с шедеврами скульптуры в честь выдающихся монахов монастыря Наланда, который был важнейшим буддистским университетом со второго столетия до нашей эры. Учителя в совершенстве владели науками и духовными практиками – о каждом можно прочитать на специальной табличке.

Неотъемлемый атрибут буддистов – – можно встретить и покрутить по всему храмовому комплексу. С каждой стороны света стоит большой хурдэ. А по периметру трех стен основного здания расположились два ряда по 18 барабанов с каждой стороны – так, нехитрые вычисления дают в сумме снова сакральное число 108.

Привычное буддийскому уху альтернативное название молитвенного барабана «хурдэ» у калмыков произносится как «кюрдэ».

С высоты птичьего полета главный хурул Элисты открывается в виде чудесной мандалы. Важно помнить, что совершать обход и вращать кюрдэ следует по часовой стрелке.


Главная постройка «Золотой обители» выполнена в классическом буддийском стиле, в несколько ярусов, с характерными, вздернутыми к небу золочеными крышами. С входом посетителей разделяют две лестницы, но перед ними – белое изваяние старца Цаган Аав.

И снова парадоксальность калмыцкой веры: этот старец – покровитель калмыцкого народа, корни которого уходят в язычество.


Между лестницами красуются завораживающие струйки фонтана, а перед самим входом восседают золотые львы. Красными колоннами обозначен вход в святыню, и это сочетание золотистого и красного продолжается в оформлении красивых бордовых дверей с резными узорами. Они скрывают за собой тайну, которую можно приоткрыть, увидев храмовое богатство изнутри.

Внутреннее убранство

Хурул поражает великолепием снаружи так же, как и внутри. Над интерьером, статуями и росписью стен трудились лучшие творцы искусства из Калмыкии под чутким предводительством выдающегося российского скульптора-художника Владимира Васькина. Здание составлено из семи уровней, у каждого из которых свое предназначение.

На первом этаже расположился гардероб, туалет, библиотека, конференц-зал, музей.

Второй этаж – это зал, в который можно попасть непосредственно через главный вход. Взору сразу же открывается крупнейшая на российских и европейских просторах статуя Шакьямуни, окутанная слоем сусального золота и настоящих драгоценных камней.


Нутро заполнено священными предметами, например, свитками с мантрами, ароматическими палочками, землей разных уголков республики, важнейшими для человека растениями.

Считается, что к статуе могут подняться только приверженцы буддистской традиции. Вокруг нее расположились места для молитв, трон ламы и даже скамья с едой для верующих.

На третьем этаже расположились комнаты для лекарей, лам, администрации. Сюда можно прийти на индивидуальный прием к специалистам астрологии и тибетской медицины. Здесь же открывается обворожительный вид на молельный зал.

Выше обычным прихожанам вход воспрещен, потому что верхние ярусы предназначены исключительно для монашеских чинов:

  • четвертый – резиденция главного духовного лица Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче;
  • пятый – покои Далай-ламы XIV, где также хранится его амуниция монаха;
  • шестой – хозяйственные кабинеты;
  • седьмой – зал, где проводят медитации высокие духовники.

Все, кто побывал в гостях у Будды в его золотой обители, делятся незабываемыми впечатлениями, смешанными с чувством полного спокойствия, умиротворения и благоговения.


Полезная информация

Основной хурул Калмыкии неспроста величают «жемчужиной среди степей». Он непременно должен оказаться в вашем списке «to-see» на тропе поисков счастья, поэтому не лишним будет узнать координаты и режим работы, чтобы посещение не влекло за собой неожиданностей.

Храм Будды расположился в центре Элисты, на перекрестке улицы Илюмжинова и Ленина, недалеко от улицы Юрия Клыкова. Впрочем, даже если не знать точный адрес, все дороги в городе приведут к цели, а каждый прохожий дружелюбно подскажет путь.

Часы службы:

  • 9.00 – 10.30 (ежедневно) – молебен о благополучии народа Калмыкии и всего живого в мире;
  • 11.30 – 16.00 (за исключением понедельника и пятницы) – индивидуальные приемы;
  • 14.00 – 16.00 (по пятницам) – поминальный молебен;
  • 9.30 – 14.00 (с понедельника по пятницу) – прием врачей, на который предварительная запись не требуется.

В особые дни по лунному календарю привычные службы не проводятся, так как определенные лунные сутки отводятся специальным молебнам:

  • 8-е – Зеленой Таре;
  • 15-е – Будде медицины;
  • 29-е – Защитникам веры.

Здесь также можно посетить практики йоги, тибетской словесности. Местный музей – филиал национального калмыцкого музея, где часто проводятся уникальные исторические, религиозные выставки.


Для обычного просмотра хурул открыт и с радостью принимает каждый день без выходных, с 7 до 19 часов.

Заключение

Элистинская обитель Будды – то место, где можно стать ближе к философии Учителя, сделать еще один шаг на нашем пути истины, очистить ум и обрести внутренний покой. В сочетании с приятным южным ветерком, воздухом калмыцких степей и ощущением внутренней свободы день знакомства с хурулом станет незабываемым.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса своими глазами.

До скорых встреч!

Буддийский

Золотая Обитель Будды Шакьямуни
Бурхн Багшин Алтн Сүм

Страна Россия
Строительство - годы
Реликвии и святыни Волосы Ламы Цонкапы. Одежда 14-ого Далай-ламы.
Статус Центральный буддийский храм Калмыкии.
Сайт Официальный сайт

Золотая Обитель Будды Шакьямуни («Бурхн Багшин Алтн Сүме» ) - крупнейший буддистский храм республики Калмыкия и Европы. Освящён 27 декабря 2005 года . В храме расположена самая высокая в Европе статуя Будды .

Строительство/Открытие

Золотая Обитель Будды Шакьямуни является самым большим в Европе буддийским храмом. Здание хурула имеет 56 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе 12-ти метровую статую Будды. Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина по благословению духовного лидера всех буддистов Далай-ламы XIV , посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом. Строительство первой очереди храма заняло менее года. Открытие хурула состоялось 27 декабря 2005 года и было приурочено к празднованию национального праздника Зул , а также к годовщине депортации калмыков в Сибирь и на Дальний Восток в 1943 году . Церемония открытия началась в шесть часов утра с ритуала освящения храма. Поскольку эта часть церемонии должна проводиться в присутствии только монахов, для мирян была организована прямая телевизионная трансляция. В официальной части приняли участие Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче , монахи центрального хурула, Хамбо-лама Монголии, представители Кымбы-ламы Республики Тыва, представитель Бурятии Еше Лодой Ринпоче, геше Чжампа Тинлей, возглавляющий Московский центр ламы Цзонкапы, а также владыка Калмыцкий и Элистинский Зосима, представитель Московского Патриархата Русской православной церкви отец Дудко. Помимо высоких духовных лиц в церемонии представители правительства Калмыкии, Тывы, Бурятии, посол Непала в России, гости из Японии, Индии, Америки и стран Европы. После официальных мероприятий Хурул открыл свои двери для всех желающих.

Внешний вид

Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения.

По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула насчитывается 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырем сторонам света. Весь архетектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда, которые не имеют аналогов.

Интерьер

Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень – это молельный зал (дуган) с 12-ти метровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы – мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвертый уровень – резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне – резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

Расписание работы хурула

  • Каждый день в 8.30 часов утра в хуруле проходит молебен для благополучия всего калмыцкого народа и каждого человека в частности.
  • Каждую пятницу в 14 часов проходит молебен (йорял) - поминальная служба.
  • Каждые 8, 15, 29 дни по лунному календарю проходят большие молебны:
    • 8-го числа - молебен-обращение к Драгоценной Ноган Дярк.
    • 15-го числа - молебен-обращение к Будде Медицины - Манла
    • 29-го числа - молебен-обращение к защитникам веры - сякусн ном.

Индивидуальный приём проводится ежедневно, кроме понедельника, с 11 часов.

В хуруле также проводятся уроки тибетского языка и йоги.

Службы

В Центральном хуруле ежедневно с 8.30 проводятся утренние ритуалы-молебны за благополучие калмыцкого народа, процветание республики, счастье и здоровье всех живых существ.

Монахи читают тексты Прибежища в Трёх Драгоценностях - в Будде, Дхарме (Учение), Сангхе (монашеской общине), тексты «100 богов рая Тушиты», высшей махаанутаройогитантры Ямантаки, защитницы Окон-Тенгр (по-тибетски Палден Лхамо), хозяина местности - Цаган Аавы, молитвы за долголетие Его Святейшества Далай-ламы XIV. Во время утренней службы также проводятся обряды продления жизни (насн уттулх), от черного языка (хар кел утлх), от плохих снов (зүднә хәрү), обряд для удаления препятствий - «Сержм». Во время молебна монахи хурула проводят визуализацию божеств, обряд призывания буддийских божеств, делают подношения, просят даровать благословение и очищение присутствующим на службе людям. Эти службы проводятся ежедневно. В пятницу проводится поминальная служба по умершим (буйн, йорәл) с 14 до 16 ч.

Дни мацк

В дни мацк - 8, 15, 30 лунные дни - монахи хурула совершают ритуалы Зеленой Тары (8 л.д.), Будды медицины Манла (15 л.д), Бурхн-Багш (30 л.д.), Окон-Тенгр (29 л.д.).

Великая Богиня Тара является воплощением активности всех будд и бодхисаттв , она быстро помогает удалить все препятствия на пути. Защитница Окон-Тенгр имеет тесную кармическую связь с Калмыкией, также помогает в решении всех проблем. Поклонение и подношение Будде медицине Манла способствует продлению жизни, улучшению здоровья. Все будды и бодхисаттвы являются воплощением ума Будды Шакьямуни (Бурхн-Багш), например, Авалокитешвара является воплощением аспекта сострадания Бурхн-Багш, Манджушри - воплощением аспекта мудрости, Ваджрапани - воплощением силы ума Будды.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Виртуальный тур по крупнейшему буддийскому храму Европы — Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте. Виртуальный тур из 14 сферических панорам. Запечатлен двор, молельный зал, молитвенные барабаны, музей и буддийская библиотека.

Побывал я в Элисте первого мая 2011 года вместе с турфирмой «Алые паруса». Знакомство с городом состояло из традиционных для экскурсионной программы объектов: церковь на въезде в город, Шахматный город, Хурул, Пагода семи дней, а на обратном пути остановка в степи и тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны.

Шахматный городок довольно интересный, но я бы сказал что интереснее не сама архитектура или содержание, а факт наличия такого объекта, целиком и полностью посвященного одному виду деятельности человека. В современной России это большая редкость, но Элиста, как я убедился в тот день, — не Россия. Калмыкия в общем и Элиста в частности это отдельное государство внутри России, и живет оно как-то по-своему.

В чем это выражается — трудно сразу ответить. Просто приведу примеры вещей, которые бросились в глаза. Улицы Элисты чистые, действительно чистые! Всюду газоны с газонной травой, к тому же подстриженной и вычищенной от сорняков. Заросли чертополоха здесь найти довольно трудно: максимум одуванчики. Бордюры, как правило, ровные, и стоят как положено. Фонари тоже стоят ровно. Изгороди покрашены. Памятники и стены домов не изрисованы юными «художниками». Вообще в Элисте у меня не проходило ощущение, что жители о своем городе заботятся. Довершила впечатление тётушка в ларьке (у нее мы покупали калмыцкий чай и пирожки), приятная, улыбчивая, пожелавшая приятного аппетита и оставившая одной своей фразой ощущение какой-то совсем другой эпохи, другого мира. Я отношусь к тем людям, которые не станут ничего покупать у продавщицы, на лице которой написана неприязнь ко всему живому.


Но я пропущу подробности, не относящиеся к Золотой обители Будды, и приберегу их для других записей. Пока же вернемся к описанию храма.

Мне изначально не было интересно слушать экскурсоводов, не возникло желания ходить вместе со всеми и фотографировать то же, что фотографируют все. Войдя в ворота Хурула, я отделился от толпы и пошел фотографировать панорамы, предварительно договорившись что могу «пропасть» и условившись о встрече возле Пагоды семи дней через пару часов. И так, я отправился снимать и рассматривать то, что вижу.

Цитата с официального сайта храма:

Территория храма обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле, отображают вступление на путь духовности и просветления. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него.

Вокруг храма есть 4 пагоды с большими молитвенными барабанами («кюрде»), а вдоль его стен установлено еще 108 малых молитвенных барабанов. Внутри у них находятся свитки с мантрами, и говорят что одно вращение барабана с чистым сердцем и помыслами равносильно прочтению вслух всех помещенных в него мантр. Не будучи уверенным в чистоте своих помыслов, барабаны я не вращал, но очень внимательно разглядывал.

Обойдя вокруг храма, я вошел внутрь. Внутри Хурул устелен коврами, и на входе обязательно необходимо снять обувь, что я и сделал. Здесь настойчиво просили не фотографировать, и мои надежды на съемку виртуальных панорам начали стремительно таять. Но решив, что слишком много километров пути проделано, чтоб взять и отступить, я начал искать, у кого можно испросить разрешение на съемк у. И скоро мне удалось поговорить с настоятелем храма (с настоятелем ли? Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что у меня плохая память на имена, которая еще более усугубляется если эти имена непривычны для русского (ладно, русско-кавказского) слуха, поэтому, простите меня, я не запомнил с кем разговаривал). Но человек был очень приветливый, открытый, и позволил мне провести съемку практически по всему храму, попросив одного из монахов сопровождать меня на случай, если у кого-то возникнут вопросы или если кто-то поблизости тоже захочет поснимать. Выяснилось, что в общем-то никто не против съемки, но главное фотографировать без вспышек, чего большинство посетителей делать не умеют, пользуясь фотоаппаратами в авторежиме. Мне же для виртуального тура вспышка не нужна, что я и объяснил.

Кстати , в храме я узнал, что разговаривать с сидящим человеком стоя — это не признак уважения, а напротив, признак непочтения, показывающий что вы ставите себя выше собеседника. Поэтому при разговоре со всеми сидящими людьми я тоже находил куда присесть, и садился.

И началась съемка.

Да, здесь нужно упомянуть еще один интересный факт: в обители нельзя стоять ! Мне это объяснили так: когда долго стоишь, через время начинаешь думать только о том, как и куда присесть или прилечь, и всё единение с божественным началом испаряется как дым, уступая место обычным материальным проблемам. Поэтому в храме все сидят — кто на лавках, кто на полу, порой даже прислонившись спиной к стенам. Такая форма посещения храма отчего-то пришлась мне по душе: она располагает к полному расслаблению, погружению внутрь своего сознания, создает чувство какой-то оторванности от всего мирского и способствует чуть ли не медитативному расслаблению. Это то состояние, в которое я обычно впадаю, лежа на траве под лучами весеннего Солнца. Да, сходство действительно есть, и для меня Природа — тот же храм.

Кстати, пообщался немного с монахами (послушниками? — не знаю, как правильно) — заметил, что они не страдают религиозным фанатизмом, широко мыслят, знают хорошо не только свою веру, но и в других ориентируются. Ничего никому не навязывают, не говорят об апокалипсисе, не пытаются вручить брошюру, не говорят о своей уникальности. А еще — они обычно не называют буддизм религией, предпочитая слово «учение» — мне это тоже нравится, ведь принять полезные зерна из учения может любой человек, независимо от вероисповедания. Учение учит, но не навязывает. Учение не отрицает что ученик может стать лучше учителя. Уж простите мне мою игру в слова.

С такими мыслями ходил я по молельному залу, а затем пришло время спуститься в музей и библиотеку. Вот тут я понял что одного дня пребывания в Элисте очень мало чтобы познакомиться со всей информацией, которую можно тут почерпнуть. И дело не в буддизме.

Тогда же появилось желание приехать сюда снова , но не с экскурсией, а рейсовым автобусом, и вдоволь нагуляться по улицам, насмотреться на людей, насидеться в Хуруле. Правда, прошло уже два года, а выбраться так и не довелось. Сейчас, когда идет сезон цветения тюльпанов в калмыцкой степи, я снова хочу рвануть в Калмыкию, и очень надеюсь что на этот раз всё получится.