Храмовый комплекс филе. Филе – остров посредине Нила Светомузыкальное представление на острове Филе

Храмовый комплекс Филе - это один из трёх наиболее сохранившихся до современных дней храмов времен Птолемея. Сам остров Филе занимает порядка 400 метров в длину и в районе 136 метров в ширину. Филе - самый крупный по площади остров из расположенных на юге от первого порога реки Нил. Такая интересная географическая особенность нашла отражение в самом названии острова.

Здесь нужно отметить тот факт, что древнегреческое название острова звучало как "Пилак", что в переводе на русский язык означает "угловой". В некоторых исторических документах прошлых, давно минувших, лет встречаются такие его названия, как "крайний остров" или "последний остров". В те далекие времена остров Филе располагался неподалеку от восточного берега Нила в непосредственной близости к небольшому заливу, в южной стороне от первого порога реки.

Как уже говорилось ранее, Филе - это самый крупный из трех островов. Два других острова - это Агилкия и Биге. Агилкия знаменит тем, что именно сюда перенесли всемирно известный храм Исиды с затопленного в настоящее время острова Филе. Остров был затоплен из-за строительства Асуанской плотины. Постоянные приливы и отливы постепенно подмывали бы подножие храма, что привело бы к его гибели. Поэтому были принято решение перенести храм в безопасное место, а остров - затопить, чтобы плотина могла выдержать натиск вод Нила. Исида – это жена бога Осириса, которая смогла невероятной силой своей любви соединить разрозненные части тела убитого врагами мужа, тем самым воскресив его. Традиция тех далеких времен требовала, чтобы верующие египтяне не реже одного раза в год совершали паломничество на этот остров и поклонялись богине Исиде.

Биге же, который сегодня является частично затопленным островом, считался у египтян самым священным из всех островов (и не только этих трех). Считалось, что именно на этом острове был погребен бог Осирис. По этой причине ни одна живая душа простого смертного не могла ступить на священную землю этого острова. Право на это имели лишь жрецы и священнослужители, которые совершали многочисленные обряды. На острове для ритуала специально выстраивалось несметное количество столов для жертвоприношений, Причем столы стояли таким образом, чтобы они показывали на место захоронения Осириса.

Храмовый комплекс состоит из целого ряда сооружений: храма Нектанеба Первого, храма в честь богини любви Хатхор, павильона императора Траяна, упомянутого выше храма Исиды. Храм Нектанеба Первого представляет собой небольшую беседку с четырнадцатью колоннами. Строительство павильона относится к четвертому веку до нашей эры, поэтому павильон считается древнейшей постройкой храмового комплекса. Именно от него начинается гигантских размеров открытый колонный зал с галереями по каждой стороне. Левая состоит из тридцати двух колонн, а правая незакончена. В конце галереи возвышается храм богини Исиды. На уцелевшем гранитном алтаре храма выбит коптский крест невероятных размеров. Этот же символ расположен и в алтарной части - он нанесен поверх иероглифов, прославляющих Исиду.

Храм Хатхор, также находящийся на острове Филе, маленький по своим размерам, но они вовсе не мешают ему вызывать неописуемый восторг и восхищение туристов удивительным сочетанием египетских, греческих и римских традиций. Стены храма украшены замечательными рельефами. Храм Хатхор раньше стерегли гранитные львы, но до наших дней они не сохранились.

Нельзя не обратить внимание на очень изящный павильон, украшенный четырнадцатью колоннами с красивыми резными капителями. Это павильон Траяна - египетского императора. Благодаря своей элегантности, кажущейся невесомости и идеальным пропорциям это сооружение стало своего рода символом всего острова Филе.


Филе. Храм Исиды со стороны тайной пристани. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

Остров Филе, расположенный неподалеку от современного Асуана – один из важнейших культовых центров богини Исиды. Его древнее название Паиурек восходит к выражению «остров времен (Ра)», т.е. предвечный холм, сотворенный богом в начале времен. Остров также был посвящен Хатхор, «Владычице Нубии». Согласно традиции, именно на этот остров впервые ступила нога благой «золотой» богини, возвращающейся в облике Тефнут из далеких южных земель. Здесь почитался и Осирис, супруг Исиды, одна из гробниц которого находилась на соседнем «запретном» острове Абатон (совр. Биге).

Исида, скрывающаяся с Хором в болотах Ах-Бит. Рельеф из маммизи храма Исиды на о-ве Филе. 4 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Неизвестно, когда на Филе был воздвигнут первый храм. Здесь были обнаружены архитектурные фрагменты с именами фараонов Нового царства, однако все основные храмовые сооружения острова, дошедшие до нашего времени в превосходном состоянии, были возведены при царях XXX династии и в греко-римское время. Древнейшее сохранившееся сооружения на Филе, это небольшой портик, надписанный именами фараона Нектанеба I, расположенный около древней пристани, от которой дорога ведет к главному храму Исиды. Поврежденный наводнением, он был перестроен Птолемеем II. Расположенные между портиком и первым пилоном храма изящные колоннады с композитными капителями возвели римляне – Август и Тиберий. К восточной колоннаде, которая так и не была завершена, примыкают небольшие храмы нубийских богов Мандулиса и Ирихемеснефера. Третий храм, находящийся ближе всего к храму Исиды был посвящен обожествленному Имхотепу.

Осирис и Исида. Рельеф зала жертвоприношений храма Исиды. 1 в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Перед первым пилоном храма Исиды некогда возвышались два обелиска Птолемея VIII, в настоящее время находящиеся в Кингстонхолл, в Англии. Между первым и вторым пилонами расположено маммизи, строительство которого началось при Птолемее VIII, а закончилось при Тиберии. Второй пилон, не такой массивный как первый, покрыт рельефами, изображающими Птолемея XII побивающим иноземцев перед великой богиней. Фрагменты красивейшей полихромной росписи, которыми некогда были покрыты колонны гипостильного зала, все еще видны на капителях, несмотря на то, что после сооружения в начале XX века первой Асуанской плотины уникальный храм затапливался водами Нила на девять месяцев в году в течение нескольких десятков лет. Зеленые пятна водорослей, въевшихся в песчаник храмовых стен и уничтоживших росписи, и поныне свидетельствуют о бездумном и варварском отношении человека к наследию былых веков.

Хаторическая капитель колонны на входе в маммизи храма богини Исиды. (с) фото - Виктор Солкин, 2007 г.

Само святилище Исиды состоит из двенадцати помещений и крипты, стены которых богато отделаны рельефами; в число этих залов входила и знаменитая храмовая библиотека, посвященная богу Тоту. Из покоев, примыкающих к Святая святых лестница ведет на террасу и тайное святилище Осириса, стены которого покрыты рельефными композициями, повествующими о том, как Исида собирала воедино части тела своего убитого супруга. Рельефы, которыми покрыты внешние стены храма, были выполнены при римских императорах. В центральном святилище и поныне стоит подстава для ладьи Исиды, установленная при Птолемее III; гранитный наос для статуи богини был вывезен в Европу в XIX веке.

Центральный проход храма Исиды и подстава для священной ладьи. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К западу от храма Исиды, перпендикулярно к плоскости II пилона расположены ворота Адриана и один из двух ниломеров, существовавших на острове. На поверхности ворот сохранились уникальные изображения, связанные с осирическими ритуалами Филе. На одном из них Исида наблюдает за крокодилом, который выносит из вод тело Осириса на остров Биге, некогда располагавшийся напротив ворот Адриана. Севернее находятся развалины храма Хора Неджитефа, построенного при императоре Клавдии.

Таинство Абатона. Рельеф на воротах Адриана на Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2003.

К востоку от храма Исиды при Птолемее VI был возведен небольшой храм Хатхор, а несколько южнее от него – одно из самых красивых сооружений на острове – знаменитый киоск Траяна с четырнадцатью капителями в виде цветов, над которыми должны были быть вырезаны скульптурные лица Исиды-Хатхор. К сожалению, поражающий своей монументальностью и, одновременно, изяществом киоск, считавшийся в древности официальными воротами острова Исиды, так и остался незавершенным.
Огромное количество граффити, оставленных в храме паломниками, свидетельствует о популярности храма, считавшегося одной из величайших святынь Египта. Исиду чтили здесь не только египтяне, но и кочевые жители Нубии, которые, несмотря на постоянные столкновения с наместником близлежащей Сиены, всегда с почтением относились к острову Исиды и даже, согласно договору 453 г. н.э. получили право освящать статуей богини свои земли. Культ Исиды процветал на Филе и после того, как весь остальной Египет был христианизирован. Храм был закрыт лишь в 550 г. н.э. при Юстиниане после долгих боев за древнюю святыню, во время которых погибли последние жрецы, хранившие основы культуры земли фараонов.

"Киоск" Траяна на острове Филе. (с) фото - Виктор Солкин, 2007.

Во время строительства Высотной Асуанской плотины в 60-х годах XX века храм Исиды, по праву считающийся жемчужиной древнеегипетского зодчества, был перенесен на соседний, более высокий остров Агилкия и тем самым спасен от полного затопления.

Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.
Junker G. Der grosse Pylon des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1958.
Junker H., Winter E. Das Geburtshaus des Tempels der Isis in Philä. Vienna, 1965.
Kákosy L. Zu einer etymologie von Philä: die “Insel der Zeit”.// Studia Aegyptiaca VII. Budapest, 1981, pp. 185-194.
Peters-Destéract M. Philae. Le domaine d’Isis. Paris, 1997.
Sauneron S., Stierlin H. Edfou et Philae, derniers temples d’Egypte. Paris, 1975.
Vassilika E. Ptolemaic Philae. Leuven, 1989.

Цит. по: Солкин В.В. Филе // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, 2008

Исида, «украшение сокровенное». Глава VIII из книги

Египетский остров Филе был центром культа богини Исиды. Оригинальный древний храмовый остров полностью погрузился в воды озера Насер после строительства Асуанской плотины. В рамках спасательной операции все великие храмы и памятники Филе были извлечены из воды и вновь отстроены на соседнем острове, который переименовали в Филе.

Этот остров был одним из последних форпостов египетской религии, пережив на два века обращение в христианство Римской империи. Самым ранним сооружением на острове считается небольшой храм Исиды, построенный около 370 г. до н. э. Ряд правителей позже расширили его до размеров Великого храма Исиды. Другие руины датируются преимущественно царством Птолемеев (282-145 до н. э.), много следов римской эпохи.

Священный остров привлекал многих греческих и римских паломников, которые шли, чтобы помолиться об исцелении таинственной египетской богине Исиде. Даже после запрета иных верований императором Маркианом в 451 году нубийским жрецам было позволено делать подношения Исиде на острове Филе. Храмы острова были окончательно закрыты в 535 году н. э. по приказу императора Юстиниана. Некоторые из зданий были переделаны для христианского богослужения, на Филе поселилась коптская община, которая жила на острове до прихода ислама.

К древнему храму Исиды проход от реки вел через двойную колоннаду. Перед пропилеями (парадными вратами) располагались два огромных льва из гранита, за ними возвышались парные обелиски по 13 метров в высоту. Врата были пирамидальной формы и колоссальных размеров. На каждом углу святилища стоял монолитный храм - «клетка Священного ястреба». Эти святыни сейчас перевезены в парижский Лувр и музей во Флоренции.

Далее следовали храмы поменьше, посвященные Исиде, Хатор и разным божествам, связанным с медициной и плодородием. Их стены покрывали барельефы со сценами, изображающими рождение Птолемея под фигурой бога Гора. Повсюду на стенах есть образы Осириса, а два внутренних помещения особенно богаты древними символами. На двух пропилеях высеченные греческие надписи пересекаются с частично разрушенными египетскими фигурами.

Изображения были сильно повреждены еще первыми христианами и иконоборцами. К югу от монументального сооружения находится небольшой храм, посвященный Хатор, несколько уцелевших колонн увенчаны головой этой богини. Его портик состоял из двенадцати колонн. Их вершины выполнены в различных формах и сочетаниях пальмовых ветвей и цветов лотоса. Колонны и скульптуры на них, потолки и стены были расписаны яркими красками, которые потеряли первоначальный блеск вследствие сухости климата.

В 18 и 19 веках остров стал известен как красивое место отдыха и популярный курорт с благотворным климатом. Когда построили первую Асуанскую плотину, остров стал уходить под воду в течение большей части года. Серая окраска в нижней части храмов напоминает об этом периоде.

Новый проект высотной плотины поставил под угрозу существование острова, тогда было решено разобрать и перевезти храмы. Международные организации под эгидой ЮНЕСКО провели ряд работ в период между 1972 и 1980 гг. Остров Филе был окружен защитной дамбой, вода с него слита, на соседнем острове Агилкиа расчищено и подготовлено место под архитектурные шедевры. Храмы были разбиты на секции и тщательно пронумерованы, а затем вновь установлены в тех же позициях на новом месте. Пока не удалось переместить две коптские церкви и монастырь, руины храма Августа и крупные римские городские ворота, они остались там, на подводном острове Филе. Правительство надеется восстановить их позже.

В продолжение

Элефантина располагалась на границе Египта с Нубией. Остров служил превосходной защитой для города и отличным пунктом для речной торговли. Город, лежащий в юго-восточной части острова, являлся столицей первого нома Вехнего Египта.

Большинство памятников Элефантины были уничтожены еще до XIX века, но зарисовки этих архитектурных чудес сохранились и по сей день. На острове бы-ли об-на-руже-ны ос-татки нес-коль-ких древ-них хра-мов, са-мым боль-шим из ко-торых яв-ля-ет-ся храм Хну-ма, рас-по-ложен-ный в юж-ной час-ти ос-тро-ва.


От древнего храма Хнума и расширенного во время правления Нектанеба (якобы в 400-х годах до н.э.), а также в греко-римcкую эпоху, до наших дней дошел только фундамент.

К се-веру от хра-ма Хну-ма рас-по-лага-ет-ся мень-ший по раз-ме-рам храм богини Сатет.
Во время раскопок, произведенных с 1906 по 1909 годы, между храмом Хнума и храмом Сатет был найден некрополь священных овнов с захоронениями мумифицированных овнов, покрытых позолоченными картонажными футлярами, один из которых входит в экспозицию Нубийского музея.

/

Во времена правления царицы Хатшепсут был возведен храм в честь богини Сатет. Храм был расположен в таком месте, где шум приближающихся масс воды можно было услышать еще до того, как они становились видимыми глазу. Таким образом, укреплялась ее функция охранительницы границ, хозяйки наводнения Нила и богини, от которой зависело изобилие и плодородие.
Фараон XII династии Аменемхет II (ок.1917-1882 гг. до н.э.) в Асуанской надписи назвал себя «Любимым Сатис, госпожой Элефантины». Фараон той же династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 до н.э.) построил канал в ее честь. Фактически весь Верхний Египет называли Ta-Satet или «Землей Сатет».

Рядом с храмом находился один из самых важных «ниломеров» Древнего Египта, с помощью которых измерялась высота разлива Нила.
Ниломер (измеритель уровня воды) состоит из наклонной шахты со ступенями, ведущей к Нилу, высота воды в котором отмечена на измерительных шкалах, нанесённых сбоку. Белые мраморные таблички показывают, что Ниломер римского времени в XIX веке был отреставрирован.
Так как теперь, после строительства плотины ГЭС, уровень воды всегда остаётся низким, Ниломер потерял своё значение.



Впер-вые имя Са-тис по-яв-ля-ет-ся на кув-ши-нах, най-ден-ных под сту-пен-ча-той пи-рами-дой в Сак-ка-ре.
Са-тис упо-мина-ет-ся в "Тек-стах пи-рамид", где она очи-ща-ет умер-ше-го ца-ря свя-щен-ной во-дой раз-ли-ва, при-несен-ной в кув-ши-нах с ос-тро-ва Эле-фан-ти-на. Обыч-но ее пред-став-ля-ли в об-ра-зе вы-сокой, строй-ной жен-щи-ны с бе-лой ко-роной Вер-хне-го Егип-та с уреем, по бокам который обычно находятся рога антилопы или перья.
Храм Сатис украшен удивительными рельефами и несколькими хаотическими пилястрами. Также в храме изображена сама богиня Сатет в короне верхнего Египта с рогами антилопы.

Храм Сатис был воздвигнут на месте еще более раннего преддинастического святилища, представлявшего собой пещеру, вырубленную в скале. Храм расстраивался и украшался на протяжении многих веков.
Ар-хе-оло-гичес-кие дан-ные сви-детель-ству-ют, что ос-тров был на-селен еще в до-динас-ти-чес-кую эпо-ху, а эк-спе-диция Не-мец-ко-го ин-сти-тута ар-хе-оло-гии в Ка-ире наш-ла под хра-мом Са-тис ос-татки бо-лее древ-них хра-мов, от-но-сящи-еся к пе-ри-оду пер-вых ди-нас-тий. И дей-стви-тель-но, осо-бен-ность хра-ма Са-тис зак-лю-ча-ет-ся в том, что он пос-тро-ен на раз-ва-линах нес-коль-ких древ-них хра-мов, ухо-дящих под зем-лю сло-ями, как сва-деб-ный пи-рог.
Археологи уверены, что под храмами 18-й, 11-й, 6-й династии фараонов была найдена Раннединастическая структура. Эти постройки сильно отличаются от многих других храмов в Египте, где «старые» структуры - фундаменты просто удалялись, чтобы построить «новые».

Этот храм раннединастической структуры является одним из самых ранних, найденных в Египте .
Для этого небольшого святилища была использована естественная ниша в скале, которая расширялась в маленькие комнаты, в которых были найдены много мелких предметов быта.

Са-мое пер-вое свя-тили-ще от-но-сит-ся к эпо-хе пер-вых ди-нас-тий и да-тиру-ет-ся приб-ли-зитель-но 2900 го-дом до н. э., за-тем идет свя-тили-ще эпо-хи Древ-не-го Царс-тва (2200 год до н. э.), храм эпо-хи Сред-не-го Царс-тва (1800 год до н. э.), храм эпо-хи Но-вого Царс-тва и, на-конец, рес-таври-рован-ный храм эпо-хи Пто-леме-ев, ко-торый мож-но ви-деть се-год-ня и ко-торый да-тиру-ет-ся вто-рым ве-ком до н. э.
Нынешний храм реконструирован Немецким археологическим институтом из блоков последнего храма эпохи Птолемеев.

Раз-но-об-разные эпи-теты бо-гини сви-детель-ству-ют о тес-ной свя-зи Са-тис со звез-дным ми-ром и на-мека-ют на ее отож-дест-вле-ние с Си-ри-усом: "Гос-по-жа звезд", "Хо-зяй-ка вос-точно-го го-ризон-та не-ба, взгляд ко-торой при-носит ра-дость", "ве-ликая в Не-бе, пра-витель-ни-ца звезд", "Са-тис, чья кра-сота ос-ве-ща-ет две зем-ли".
В 1983 году астроном Рон Уэллс из Калифорнийского университета заинтересовался храмом Сатис и решил исследовать его ориентацию. Уэллс знал, что Сатис была тесно связана с разливом Нила, а значит, и с гелиакическим восходом Сириуса. Последний храм Сатис на этом месте был сооружен в эпоху Птолемеев, и он видел (заметно даже невооруженным глазом), что его ось повернута на несколько градусов к северу по отношению к оси более древнего храма, на развалинах которого он был построен.
Уэллс понял, что этот сдвиг в северном направлении может быть объяснен смещением Сириуса (тоже на север) в результате прецессии. Он вычислил, что храм эпохи Птолемеев имел ориентацию 24,65 на юго-восток, тогда как ось предыдущего храма располагалась под углом 30,60 к югу от восточного направления. Затем он обнаружил, что эта разница в 5,95 соответствует прецессионному смещению Сириуса за время, прошедшее между строительством двух храмов.

Несмотря на то, что точную ориентацию более древних храмов вычислить труднее, совершенно очевидно, что их оси еще больше смещены в южном направлении, и это подтверждает, что древнеегипетские топографы знали о влиянии прецессии на звезду Сириус и, что еще интереснее, следили за этим влиянием на протяжении трех тысячелетий.

Известно, что гелиакический восход Сириуса - это первое появление звезды на небосводе после длительного периода.
Период невидимости Сириуса начинается с момента, когда после захода солнца Сириус еще виден над западным горизонтом. В Египте это происходит в конце мая. После этого звезда приближается к солнцу и становится невидимой на фоне его яркого сияния . На самом же деле это происходит вследствие движения Земли вокруг Солнца.
На небосводе же это выглядит так. В процессе годового движения Солнце перемещается среди звёзд прямым движением с запада на восток . Поэтому для звёзд, заходящих на данной широте наблюдения, существуют промежутки времени, когда они находятся на дневном небе вместе с Солнцем, поэтому мы их не наблюдаем.
С течением времени Солнце перемещается на восток, именно поэтому Сириус начинает восходить утром раньше, чем Солнце. В какой-то момент времени звезда перестаёт теряться в лучах утренней зари и становится доступной для наблюдения . Считается, что в данный день произошёл гелиакический восход звезды.

Очевидно, что если мы наблюдаем звезду, восходящую на рассвете, то чем ближе этот момент к восходу солнца, тем труднее ее наблюдать. Поэтому возникает резонный вопрос, какое время должно быть между восходами двух светил, чтобы можно было четко наблюдать восход звезды в лучах восходящего солнца?
На сколько градусов должно быть Солнце ниже горизонта для четкого наблюдения восхода Сириуса и ориентации храма на восход звезды?

В своей книге «Эхо древних небес» специалист по археоастрономии д-р Эд Круп пишет:
«После исчезновения с ночного неба (на семьдесят дней) Сириус вновь появляется на рассвете, перед восходом Солнца. Это событие, происходящее каждый год, называется гелиакическим восходом звезды. В этот день Сириус остается видимым только в течение короткого промежутка времени , пока небо не станет слишком светлым, чтобы различить звезду. В Древнем Египте ежегодное повторное появление Сириуса выпадало близко к летнему солнцестоянию и совпадало по времени с разливом Нила. Исида, как и Сириус, была «хозяйкой начала года», поскольку египетский Новый год увязывался с этим событием. В новогодних церемониальных текстах в Дендере говорится, что Исида уговаривает Нил выйти из берегов. Метафора астрономическая, гидравлическая и сексуальная, она параллельна функции Исиды в мифе. Сириус оживляет Нил так же, как Исида оживляет Осириса. Ее черед прятаться от Сета, когда Сириус уходит (на семьдесят дней) с ночного неба. Она (Исида) дает жизнь своему сыну Гору, а Сириус дает начало новому году, и в текстах Гор и новый год отождествляются. Она является связующим звеном для возрождения жизни и порядка. Воссияв на один миг, только в одно утро летом , она пробуждает Нил и начинает год ».
Археоастроном говорит о коротком промежутке времени.

В свою очередь, период перед восходом или заходом Солнца называется сумерками. В это время солнечный диск находится недалеко от горизонта, а потому часть лучей, попадая в верхние слоя атмосферы, отражаются от неё на земную поверхность.
Принято различать три вида сумерек: гражданские, навигационные и астрономические, в зависимости от максимального угла нахождения Солнца (центра солнечного диска) под истинным горизонтом. Светлая граница сумерек составляет 0°50′.
Большинство источников даёт следующее разделение по виду сумерек:

Сумерки Угол нахождения Солнца под горизонтом
гражданские от 0°50′ до 6°
навигационные от 6° до 12°
астрономические от 12° до 18°

Навигационные сумерки . Считается, что в интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 6° до 12° уже хорошо видны все навигационные звезды и всё еще видна линия горизонта, что позволяет судоводителю использовать секстант для измерения угла между небесными светилами и видимым горизонтом.

Астрономические сумерки . В интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 12° до 18° большинство случайных наблюдателей отмечают, что все небо уже полностью тёмное и практически не отличается от ночного. В это время астрономы могут легко проводить наблюдения за небесными светилами, например звёздами.
Во многих случаях под названием "астрономические сумерки" понимается все время, когда Солнце находится между пределами 6 и 18°.
Можно сделать вывод, что после погружения Солнца ниже 12° сумеречное освещение на земле практически прекращается и на небе остается только слабый свет зари.

Во времена Птолемея, в случае гелиакических восходов и заходов звезд первой величины, если звезда и солнце находились на одном горизонте, то угол погружения солнца за горизонт принимался равным 11°; если на противоположных горизонтах, то угол погружения принимался равным 7°. Для звезд второй величины эти значения составляли 14° и 8,5°.
Однако не надо думать, что даже в Египте все звезды можно наблюдать в тот самый момент, когда они появляются над горизонтом. По утрам особенно часто бывают туманы, поэтому нередко из-за постоянной полосы испарений вдоль горизонта видны только самые яркие звезды, а остальные только когда они поднимутся на 1° или 2°.

Солнечный диск перемещается со средней скоростью 0,25° в минуту, или 15° в час (360° за сутки), но перемещение при восходе и закате происходит, как правило, не под прямым углом к горизонту, поэтому продолжительность любого интервала сумерек определяется этим углом, увеличиваясь при более острых углах. Угол траектории перемещения солнечного диска вблизи горизонта зависит:
- от географической широты места;
- от времени года (из-за изменения угла наклона земной оси по направлению к Солнцу).
Наименьшая среднегодовая продолжительность сумерек наблюдается на экваторе.

Астрономы утверждают, что в целом в Египте во время гелиакического восхода звезды Сириус, Солнце находилось примерно на 10° ниже горизонта.
Так и примем эту угловую величину в дальнейших расчетах.

Итак. Сатет - Са-тис бы-ла тес-но свя-зана с раз-ли-вом Ни-ла и с ге-ли-аки-чес-ким вос-хо-дом Си-ри-уса. Пос-ледний храм Са-тис на этом мес-те был со-ору-жен в эпо-ху Пто-леме-ев.

Храм Сатет 24°05′28″ с. ш. 32°53′12″ в. д.
Ис-сле-дуем его ори-ен-та-цию, используя для вычислений, Google Earth и небесный калькулятор StarCalc 5.72.


Храм Сатет в нынешнем виде имеет ориентацию по азимуту 114,66 градусов, или ори-ен-та-цию 24,66 на юго-вос-ток, что соответствует ориентировки храма эпохи Птолемеев.

29.07.2000. Гелиакический восход Сириуса. Азимут = 108,65°.

Восход Сириуса - 1° (0.992) над горизонтом. Горизонтальные координаты - высота Солнца ниже на 9.63° Сириуса (8.642+0.992).
Разница между восходами Сириуса и Солнца 42 минуты (04.34 и 05.16)

Направление на Сириус, азимут 108,65°.

Даты (год, день) и азимуты, прямое восхождение, склонение гелиакического восхода Сириуса, на основании вычислений небесного калькулятора StarCalc 5.72
Сводная таблица.

Храм был построен по подсчетам почти 5000 лет назад, одним из первых и был практически уничтожен.
В районе 2000 -х годов до нэ. гелиакический восход Сириуса происходил во время летнего Солнцестояния (склонение Солнца максимально 23.55).

Обратим внимание, что на протяжении 500 летнего периода (1 - 500 гг. нэ.) дата 13.07 гелиакического восхода не меняется. Сириус лишь на 5 минут позже стал подниматься над горизонтом.
Стоит заметить, что именно на рубеже 500 лет нэ. прецессионный ход Сириуса изменил направление. Азимут (амплитуда) Сириуса раньше смещался ближе к востоку, после 500 года (107.52) движется ближе к югу на небосводе. Связано это с аналогичным изменением склонения (широты) Сириуса. До этого рубежа склонение звезды однозначно указывало ее смещение ближе к небесному экватору (-16.27 ; -15.45). Сейчас звезда смещается южнее от экватора (-16.43).
Все эти изменения наблюдаются на фоне линейного поступательного смещения Азимута Солнца к восточной точке горизонта от 2000 г.до нэ до настоящих дней (63.2; 69.03). Склонение Солнца менялось неуклонно в направлении небесного экватора (+23.55; +16.43)

Исходя из расчетов, и вышесказанного можно констатировать в первую очередь, что никаких глобальных смещений земной оси, за исключением прецессионных движений, не происходило.
А изменения склонения Сириуса на рубеже 500-х годов нэ, вероятно, происходило из-за движения самой системы Сириус относительно Солнечной системы.
К тому же звезда в системе Сириуса не одна.

Храм Исиды

Храмовый комплекс Исиды расположен на острове Филэ, поэтому добраться до него можно только на моторной лодке. Перед вами откроется великолепный неповторимый пейзаж, который вдвойне красив ночью.

Если вам повезет – обязательно отправьтесь на светопредставление в вечернее время, это великолепное, ни с чем не сравнимое романтическое зрелище.

Храм Исиды называют «подводным» храмом из-за его затопления во время строительства Асуанской плотины в конце XIX века.

Храм Исиды. Остров Филэ

Остров Филэ назывался в древности Паиурек, или «Остров времени». Здесь почиталась не только Исида, но и богиня Хатхор-Тефнут, которая, по легенде, возвращаясь в Египет из Нубии, омылась в озере Исиды и Осириса близ Филэ. Священные воды превратили разъяренную божественную львицу сначала в кошку Бастет, а потом и в саму «золотую» богиню любви Хатхор, возвращение которой несет Египту паводок Нила и благополучие.

Небольшой храм Хатхор показан в центре этой фотографии, а перед ним – часть древней колонны, которую хотели превратить в мельничный жернов.

Параметры съемки:

фокусное расстояние объектива: 17 mm

режим приоритета диафрагмы f8 (выдержка составила 1/160 сек)

вспышка не использовалась

чувствительность: ISO 100

Храм Исиды

Помимо общих панорамных кадров обращайте внимание на детали. В каждом храме найдется что-то уникальное, представляющее интерес. К примеру, у этого кадра интересная композиция: на переднем плане окно с рельефным изображением Исиды, на заднем плане бесформенное нагромождение камней.

Параметры съемки:

фокусное расстояние объектива: 35 mm

режим приоритета диафрагмы f8 (выдержка составила 1/125 сек)

вспышка не использовалась

баланс белого – «дневной свет»

чувствительность: ISO 200

Чтобы восстановить храм в первозданном облике, итальянские специалисты распилили его на блоки в те недолгие месяцы, когда вода отступала. В 1984 году последний египетский храм был вновь собран на соседнем острове Агилика, которому была искусственно придана форма священной птицы Исиды, сходной с древним Филэ. И сегодня на блоках храма можно увидеть номера частей, на которые он был некогда разобран.

Оказавшись в храме Исиды, трудно поверить в тот факт, что этот огромный храмовый комплекс камень за камнем был перенесен с затопленного острова на другой!

Особенно красив павильон Траяна – он стал символом храма, формально не являясь его частью. Павильон великолепно получается на фотографиях, поэтому обязательно сделайте кадр на память.

Богиня Исида была покровительницей женщин и семейных отношений. Поэтому неотъемлемой частью храма является «дом рождения», или маммизи. Здесь фараоны подтверждали законность своей власти, а женщины, возжелавшие иметь детей, приходили сюда для молитвы. Покровителем женщин, носящих детей, являлся забавный бог-карлик Бэс.

В течение первых двух веков нашей эры культ Исиды был главным соперником христианства. Он пользовался широкой популярностью не только в Египте, но и далеко за его пределами. В греко-римском мире Исиду называли «богиней тысячи имен».

Повествования об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе, в них Исида обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мертвого Осириса, родила сына Xора, который должен был отомстить Сету. Когда Xор подрос, Исида явилась с ним на суд богов и стала требовать для него как законного сына Осириса царский престол. В итоге Исида добилась осуждения Сета и признания царем Египта своего сына.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Египетский храм Египет времен фараонов был отражением неба на земле. Любое святилище наполняла космическая сила, которая нисходила на землю, только если для нее там было приготовлено особое жилище. Это жилище – храм. Построенный зодчими, владеющими законами гармонии,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Храм Рамсеса II Храм Рамсеса II, расположенный на северо-западе от храма его отца Сети I, весьма скромен, судя по тому, что от него осталось. Плафоны, верхние части стен и опоры исчезли, но до нас дошли прекрасные рельефы. На них можно увидеть животных бога Сета – сернобыка и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Храм Мут Аллея сфинксов (№ 28), которая следует за десятым пилоном, приводит к ограде храма богини Мут (№ 29), приблизительно в 300 м от ограды храма Амона-Ра. Имя Мут означает «мать».Святилище Мут, по-видимому, существовало на этом месте еще в период Среднего царства. Во время

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХР) автора БСЭ

36. ФИЛЭ. СВЯТИЛИЩЕ ИСИДЫ «Жемчужина Египта», «восхитительный остров» Филэ принадлежит богине Исиде. До строительства первой Асуанской плотины путешественники могли восхищаться красотами этого места. Но плотина стала проклятием для острова, который на несколько месяцев

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Храм Нефертари В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце».Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают

Из книги Египет. Путеводитель автора Амброс Ева

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Храм Храм, культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

16. Храм Соломона Хотя Первый Иерусалимский Храм был построен царем Соломоном, но приготовления к его постройке были начаты еще в предшествующее царствование. Царь Давид приобрел место для храма, сделал обширные заготовления строительного материала, составил план храма,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

**Храм Исиды с острова Филе Самой северной из них является **храм Исиды эпохи Птолемеев с острова Филе (Philae) (5). Сейчас он оказался на острове Агилика (Agilika), но название прежнего острова до сих пор в ходу, и даже более употребительно. Ниже старой плотины находится пристань, от

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Храм на дне пропасти Храм Кайласа Натха (владыки Кайласа), названный так по имени священной горы, вершина которой считалась райской обителью Шивы, был построен совершенно особым образом.Для создания храма строители вначале высекли в скале ров в форме буквы «п» длиной

Из книги автора

Так храм оставленный - всё храм, / Кумир поверженный - всё Бог! Из стихотворения «Я не люблю тебя» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814- 1841).Иносказательно: даже если какая-либо святыня, авторитет и т. п. и развенчаны, тем не менее есть люди, у которых они по-прежнему вызывает уважение, и

Храм Девы Марии перед Тыном - Тынский храм Kostel Panny Marie p?ed Т?пет - T?nsk? chr?m Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь. Как добраться: станция метро «Staromestska». Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений