Главный символ Америки — Статуя Свободы в Нью-Йорке. История и интересные факты

Статуя Свободы или Леди Свобода - это один из узнаваемых символов США. Архитектурный памятник, подаренный французами американскому правительству в 19-м веке, располагается вблизи от Нью-Йорка.

Монумент со временем стал олицетворять освобождение от рабства и демократию. Именно он вселял надежду во многих европейцев, которые в начале 20-го века иммигрировали в страну.

Изваяние расположено на одноименном острове. Ранее назывался Бедлоу. Удален он на 3 километра от города. Ближе всего к обелиску находится Манхэттен. Из-за такого расположения все корабли, заходящие в порт, сначала встречаются с памятником.

Кто это такая

Существует всего одна теория, почему она так называется. Это монумент олицетворяет независимость народа, победу демократии.

Значимость

Изначально она обозначала крепкую дружбу между США и Францией. Однако позднее смысл изменился. Немалую роль в этом сыграли иммигранты, которые в конце 19, начале 20 веков устремились из Европы в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Именно обитатели Старого Света по-своему изменили значение символа мира. Изваяние превратилось в мемориал, который подчеркивал основные особенности: единство нации и независимость.

К этому и стремились иммигранты из Европы, которые, прибывая на кораблях в порт, видели сначала ее, а затем и североамериканскую землю.

Общая информация и описание

Существует множество фактов о скульптуре. Доподлинно известно, кто и когда работал над этим монументом, точные размеры, предназначение и другое. Более чем за 100 лет она стал полноценным обозначением США, появившись на денежных купюрах, марках, сувенирах. При этом в других странах есть подобные объекты. В России – Родина мать зовет, в Японии - Будда, которые превосходят ее по размерам.

https://youtu.be/x1OXesLVWPg

Создатель и архитектор

Концепция родилась в голове Эдуарда Рене Лефевра, французского писателя и политика. Однако реализовать проект поручили архитектору Фредерику Огюсту Бартольди, который не только создал, но и спроектировал обелиск на острове Бедлоу. Также участие в проекте принимал Гюстав Эйфель, из-под руки которого вышла известная башня, получившая имя прославленного французского архитектора.

Статуя Свободы, выполненная в форме женщины в просторной накидке, отличается следующими особенностями:

  • в правой руке, которая вздымается над головой большой Леди, расположился факел;
  • в левой длани располагается скрижаль с римскими цифрами;
  • одна нога наступает на оковы, что символизирует борьбу за отмену рабства;
  • на голове располагается корона.

Вдоль венца зодчие разместили окна, из которых открывается вид на New York Bay и остров Манхэттен.

Архитектурный стиль

Основная эмблема Нового Света выполнена в стиле неоклассицизм.

На что опирается

45-метровый колосс установлен на пьедестале, в котором сегодня открыт музей. Основу проектировал Бартольди, но возводили американцы.

Куда смотрит

Существует несколько теорий, объясняющих, куда направлен «взгляд» Леди. Некоторые предполагают, что она глядит на весь мир. Другие уверяют, что «глаза» развернуты на . Но в действительности «взгляд» направлен в верхнюю бухту New York Bay, через которую в США прибывали иммигранты.

Из чего сделана

Она изготовлена из металла, добытого на территории России. Медь, которую использовали при создании, отправлялась из Башкирии во Францию. Для каркаса применялась сталь. Постамент под Леди отлит из немецкого цемента.

Цвет

Несмотря на широкую известность, многие не знают, какого она колера. На ряде фотографий она кажется белой. Однако изначально окрас был красно-коричневый. Под воздействием времени и окислительных процессов медь, из которой изготовлена Леди, приобрела зеленый оттенок.

Высота и вес

Общая высота с учетом факела составляет 93 метра. Эти размеры учитывают пьедестал, на котором стоит Леди. Основание вытянулось на 47-метровую высоту, а колосс - 46-метровую. Общий вес конструкции достигает 156 тонн. На изготовление основы ушло 27 тысяч тонн бетонной смеси.

Что написано на табличке

На скрижали, которую «держит» колосс, высечена римскими цифрами дата 4.06.1776. В это день страна официально получила независимость.

Корона

Корона содержит 7 лучей. Согласно представлениям 19-го века, именно столько континентов насчитывает Земля.

Длина отдельных элементов

Отдельные элементы изваяния отличаются следующими габаритами:

  • кисть - 5 м;
  • расстояние от макушки до подбородка - 5,26 м;
  • указательный палец - 2,44 метра;
  • одного глаза - 76 сантиметров;
  • ширина лица - 3,05 метра;
  • ширина рта - 91 см;
  • длина носа - 1,37 метра;
  • длина вытянутой руки - 12,8, а толщина - 3,66 метра;
  • толщина талии - 10,67 м.

В руке Леди располагается табличка с габаритами 7,19х4,14 метра. Толщина этого элемента составляет 61 см.

Что внутри

При взгляде на статую Свободы изнутри становится понято, что монумент полый. Здесь между металлическим каркасом протянулась стница с 356-ю ступенями, ведущими к короне. Также наверх можно подняться на лифте.

История

Лефевр, который придумал концепцию такой скульптуры, заявил о своей идее еще в 1865 году. Тогда известный французский мыслитель, одухотворенный борьбой с рабством, придумал создать памятник, которая мог бы отразить это событие. Причем изначально обелиск планировали отправить на остров, расположенный в Суэцком канале. Однако недостаточное финансирование и заинтересованность Соединенных Штатов привели к появлению архитектурного чуда.

Идея

После того, как проект отправки в Египет свернули, французы решили приурочить создание к столетнему юбилею подписания Декларации Независимости.

Создание

Согласно условиям соглашения, французские инженеры должны были создать колосс, а американские – подготовить пьедестал. Первые чертежи появились еще в 1870 году. Однако на завершение конструкции ушло более 10 лет.

Через 6 лет после начала работ на выставку, проходившую в Филадельфии, Бартольди привез полноценную руку, держащую факел. Это событие взбудоражило общественность, что позволило найти дополнительные источники для финансирования.

Год постройки

Как было сказано, от идеи до реализации проекта прошло более 10 лет. За это время французские и американские инженеры, а также иные лица, причастные к созданию, занимались не только возведением конструкции, но и сбором средств. В результате, благодаря усилиям множества человек, проект завершился в 1886 году, через 10 лет после 100-летнего юбилея подписания Декларации. На открытии присутствовал Президент Соединенных Штатов.

Примечательно в этой ситуации то, что во время постановки конструкции на пьедестал Бартольди несколько раз ошибался в собственных расчетах. Поэтому на завершение сборки ушло 4 месяца.

Финансовый вопрос

Еще до того, как началось строительство, архитекторы столкнулись с трудностями: не хватало денег для реализации проекта. Французской и американской стороне пришлось прибегнуть к различным способам для привлечения финансирования.

Жители неохотно расставались со своими средствами. Даже многочисленные благотворительные акции, лотереи и другие мероприятия, призванные помочь в сборе денег, не смогли привлечь достаточного финансирования. К делу подключились журналисты, которые в газетных статьях призвали средний класс дать денег архитекторам на завершение проекта. Отчасти именно отсутствие финансов привело к существенной задержке в претворении идеи.

Парижский след

Основная часть конструкции будущего символа возводилась во Франции. Помимо Бартольди и Эйфеля, к проекту подключились лучшие инженеры страны. Однако, как было сказано ранее, из-за недостатка финансирования построили монумент только к 1884 году.

Возведение

Американская сторона приступила к сооружению пьедестала позднее французских коллег. Но к 1885 г. обе группы инженеров завершили строительство и приступили к воссоединению двух частей. Процесс затянулся на 4 месяца, в течение которых пришлось не раз вносить коррективы в расчеты.

Выход в свет

Официально открытие состоялось 28 октября 1886 года. На мероприятие допустили только мужчин. Единственной женщиной оказалась супруга Бартольди.

В процессе создания скульптура обросла различными легендами. Из тех, что подтверждены фактами, можно выделить следующие:

  • обелиск добирался до США в разобранном виде;
  • сначала планировалось установить на острове возле города фигуру фермера, одна рука которого держит факел;
  • изначально проект разрабатывался для Египта, но позднее, из-за недостатка средств, памятник отправили в Новый Свет;
  • по некоторым предположениям, Бартольди срисовал лицо изваяния со своей матери;
  • в 19-м веке пьедестал считался крупнейшим бетонным объектом в мире;
  • при открытии символа присутствовали только два представителя женского пола, причем одним из них была девочка восьми лет;
  • в первые годы открытия туристам разрешалось подниматься на факел, доступ закрыли в 1916 г.

Из-за расположения в заливе Атлантического океана, где часто поднимаются сильные ветра, факел регулярно отклоняется от исходного положения на 12, а памятник - на 7 см.

Что происходило в разные годы

В первые годы после открытия в факеле был вмонтирован маяк. Но из-за особенностей конструкции от этого решения пришлось отказаться. Позднее скульптура переходила в ведение военного ведомства и Службы национальных парков. В настоящее время вопросами ведают федеральные органы. Через 100 лет после создания власти решили провести масштабную реставрацию, выделив для этих целей 2 миллиарда долларов.

В течение века ее трижды закрывали для посещения туристов: 1962-1986, 2001-2004 и 2013 года. Примечательно то, что в первое время остров, на котором она установлена, относился к Нью-Джерси. Но позднее бразды правления над мемориалом перешли в руки городских властей.

Сравнение

Статуя Свободы в Нью-Йорке, хоть и достигает в высоту 93 метров, не является самым большим обелиском. Оспорить это звание способны фигуры, «разбросанные» по всему миру. Выше символа - московский , японский Будды и колосс Петра Первого на Москве-реке. А если рассматривать только скульптуру, без учета пьедестала, то волгоградская и киевская Родина-мать также превосходят Леди Свободу.

Место в культуре

Значение объекта сложно полностью передать. Он отражен на государственных бумагах и в произведениях искусства. Встретить стилистические изображения можно и в других странах либо на эмблемах организаций США.

В поэзии

Впервые упоминания в стихотворениях о ней появились за 3 года до официального открытия. Поэтесса Эмма Лазарус написала стих об изваянии, который затем был высечен на табличке и прикреплен к пьедесталу. Позднее литераторы не раз упоминали ее в собственных произведениях, постоянно проводя ассоциации с волей и независимостью.

Изображения

Изображения целой или отдельных частей скульптуры регулярно появляются на американских долларах и центах, почтовых марках. ФРС США выпускала в обращение памятные купюры и монеты, посвященные различным событиям, в том числе и 100-летнему юбилею символа.

Изображения монумента встречаются на эмблемах спортивных клубов НХЛ и НБА. Либертианская партия также использовала его на собственных логотипах.

Репродукции

Копировать Леди Свободу начали давно. Только на территории страны располагается 10 стилизованных копий. В Париже, недалеко от , в 80-х годах прошлого века появилась официальная репродукция памятника размером 11 метров.

В украинском Ужгороде установлена самая маленькая репродукция. Высота этой скульптуры не превышает 30 сантиметров, а вес достигает четырех килограмм.

Встречаются подобные репродукции на территории Львова, Токио и других городов.

Знакомство с помощью веб-камер

Во многих мегаполисах на улицах, возле важных объектов установлены камеры, подключенные к сети интернет и позволяющие пользователям из любой точки мира осмотреть через экран компьютера достопримечательности определенной страны. Не обошло это веяние и Соединенные Штаты Америки.

Власти Нью-Йорка установили возле нее камеру, посредством которой в любое время суток пользователи со всего мира могут посмотреть, что происходит рядом с монументом. Более того, на факеле установлен еще один видеорегистратор, который открывает доступ к острову Манхэттену.

Ознакомиться с видами с этих камер можно по данной ссылке

Как можно добраться

Чтобы осмотреть главный символ США, необходимо приехать в Нью-Йорк и добраться до Манхэттена. Отсюда до острова, на котором размещена скульптура, ходят паромы регулярными рейсами. Дорога занимает несколько минут, так как монумент отдален от Манхэттена на 3 километра.

Часы работы

Посетить музей, организованный в пьедестале, и подняться на корону, чтобы обозреть окрестности мегаполиса и Мантхэттен, можно с 9 до 16:30. В летнее время режим работы удлиняется. Нужно помнить, что последний паром уходит с острова в половине четвертого. 25 декабря - это единственный день в году, когда доступ на корону закрыт.

Цены

Стоимость посещения варьируется в зависимости от возраста туристов. Лицам старше 13 лет нужно заплатить за вход 18,5 $, детям от 4 до 12-ти лет - 9 долларов. Туристы старше 62 лет посещают памятник за 14 $. Дети младше четырех лет могут проходить бесплатно.

А вот смотрите еще какая тема бродит по сети:

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости. Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года. «Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран. Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым. Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки:

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок - к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя. Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море. При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories. Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники. Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь». Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год. Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы. У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода. Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей». При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье. «Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов. Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже. В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле. В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди. Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

С реализацией затеи пришлось подождать до окончания Франко-Прусской войны. В 1871 году Лабуле предложил Бартольди отправиться в Америку и сделать все необходимое, чтобы монумент был открыт 4 июля 1876 года – в столетний юбилей подписания Декларации о независимости. Без денег и эскиза памятника, зато с ворохом рекомендательных писем к американским братьям, скульптор поплыл в Америку. Замысел статуи возник в его голове, когда он уже подплывал к Нью-Йорку – Фредерик быстро сделал набросок.

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П. Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар. Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи. Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе. Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков». С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами. Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна. Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции. В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков. Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов. На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом. После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек , а вот с . Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

28 октября 1886 под пушечные выстрелы, рев сирены и непрекращающиеся фейерверки был открыт самый знаменитый памятник Соединенных Штатов Америки - легендарная Статуя свободы. С этого дня каждый корабль, входящий в порт Нью-Йорка встречает каменное изваяние женщины с факелом свободы в руке, протянутой к небу.

История Статуи свободы

Как ни странно, главный символ свободы Соединенных Штатов - детище французских мастеров. Именно в в Париже Статуя появилась на свет. Затем ее разобрали на части и переправили через . Здесь ее снова собрали и установили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили Бедлоу (Bedloe’s Island), ныне остров свободы (Liberty Island). Остров свободы, на котором расположена статуя, является федеральной собственностью на территории штата Нью-Йорк. Остров располагается ближе к берегу Нью-Джерси, из-за чего некоторые ошибочно относят его к штату Нью-Джерси.

Идея о создании Статуи свободы появилась в 1865 году у академика Эдуарда де Лабулайе. Автором самой Статуи свободы является скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бар-тольди (Frideric Auguste Bartholdi), в то время еще молодой и никому неизвестный мастер. За несколько лет до этого Бартольди задумал постройку огромного маяка на Суэцком канале. По его планам этот маяк должен быть в виде женской фигуры. В руках скульптура должна была держать факел, свет от которого должен был освещать дорогу морякам. Но в свое время затею с маяком на Суэцком канале отвергли. Именно поэтому молодой скульптор отозвался с большим энтузиазмом на идею Эдуарда де Лабулайе.

При создании скульптуры Бартольди не раз обращался к картине Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Именно образ Свободы с этого полотна стал главным прототипом для Статуи свободы. По одной из версий, у Бартольди даже была американская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Айзека Зингера, предпринимателя в области швейных машин. «…Будучи красивой, французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для Статуи свободы Бартольди». (Рут Брэндон, «Зингер и швейная машина: капиталистический романс»).

Для создания статуи был приглашен инженер Густав Эйфель (Gustave Eiffel), который впоследствии прославится как автор знаменитой . Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой фигуры, всего 1,2 метра величиной, а потом изготовил еще три другие, постепенно делая их все больше. Они корректировались и доделывались до тех пор, пока не был достигнут оптимальный вариант.

По взаимной договоренности, Америка должна была построить пьедестал, а - создать статую и установить её в США. Чтобы избежать финансовых трудностей, были организованы специальные фонды, которые занимались поиском средств. Во Франции средства собирали, устраивая увеселительные мероприятия и лотереи. В организовывали театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои. Однако накопление средств для пьедестала происходило медленно, и Джозеф Пулицер (известный как основатель премии Пулицера) в своей газете «World» обратился с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта. Это возымело действие и способствовало увеличению пожертвований со стороны американцев.

Статуя была завершена во Франции в июле 1884 года, и в нью-йоркскую гавань была доставлена 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие Статуи свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей.

В 1984, Статуя свободы была внесена в Список Всемирного Наследия . В 1986 году, перед столетней годовщиной, монумент был временно закрыт для тщательной реставрации и вновь открылся для посетителей 5 июля 1986 года.

Особенности Статуи свободы

Сегодня Статуя свободы - один из национальных символов США. Возвышаясь в устье Гудзона у входа в Нью-йоркскую гавань, женщина в изящных, ниспадающих одеждах, несущая факел, олицетворяет свободу и широкие возможности страны. На голове у нее корона с семью зубцами, обозначающими семь морей и семь континентов. У ног женщины - разорванные путы тирании. В левой руке женщина она держит плиту с нанесенной на нее датой американской Декларации независимости - 4 июля 1776 года.

Статуя была изготовлена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Высота Статуи (кстати, первоначально ее называли более пафосно - «Свобода, несущая свет миру») - 46 метров, таким образом, если еще брать в расчет 47-метровый постамент, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес монумента - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр.

Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке. Обычно статуя открыта для посетителей, которые, как правило, прибывают на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань.

В 1972 году внутри самой Статуи был открыт Музей заселения Америки, в который можно попасть на специальном лифте. Здесь представлена вся история страны: от предков - индейцев, которые населяли неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.

Мнения о Статуе свободы совершенно противоречивые. Ничего подобного до возведения этой скульптуры в Америке не видели. Ценители отмечали высокую технику исполнения, четкость пропорций и грациозность линий. Но оппоненты тех, кто признавал монумент Свободы восьмым чудом света, отмечали, что символ Свободы в образе статуи трактуется слишком холодно и бесстрастно. Не случайно появился эпитет, что Свобода «слепа», а величие передается только большими размерами.

Однако злые языки Свободе не помеха. Во всем мире Статую считают Символом США, олицетворяющим демократические принципы, которыми так гордится эта страна.

Период строительства 1876-1886 Дата открытия 28 октября 1886 года Национальный памятник с 15 октября 1924 года Входит в NRHP с 15 октября 1966 года Статус NYCL с 14 сентября 1976 года Высота 93 Архитектор Гюстав Эйфель Скульптор Фредерик Огюст Бартольди Расположение Адрес Манхэттен , остров Либерти Emporis SkyscraperPage Skyscraper Center Structurae Сайт nps.gov/stli Аудио, фото и видео на Викискладе

С 1984 года статуя Свободы входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости . Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI » (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США . Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

    Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).

    Общий вес меди, использованной для отлива статуи, - 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес бетонного основания - 27 000 тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,57 мм.

    Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.

    Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

    Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте .

    Территория острова Либерти первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении . До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe"s Island ), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

    Статуя Свободы в цифрах

    Части скульптуры Метры
    Высота от земли до верхушки факела 93 м
    Высота статуи 33,86 м
    Длина кисти руки 5,00 м
    Длина указательного пальца 2,44 м
    Голова от макушки до подбородка 5,26 м
    Ширина лица 3,05 м
    Длина глаза 0,76 м
    Длина носа 1,37 м
    Длина правой руки 12,80 м
    Толщина правой руки 3,66 м
    Толщина талии 10,67 м
    Ширина рта 0,91 м
    Высота таблички 7,19 м
    Ширина таблички 4,14 м
    Толщина таблички 0,61 м
    Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

    Создание статуи

    Идея создания монумента приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ , видному французскому мыслителю, писателю и политическому деятелю, президенту французского антирабовладельческого общества. По словам французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди , она была высказана в беседе с ним в середине 1865 года под впечатлением от победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США . Несмотря на то, что это не было конкретным предложением, идея вдохновила скульптора .

    Репрессивная политическая обстановка времён царствования Наполеона III во Франции не позволяла заниматься осуществлением идеи. В конце 1860-х годов Бартольди на какое-то время сумел заинтересовать сооружением огромной статуи, напоминающей Колосс Родосский , правителя Египта Исмаила-пашу . Статую первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием Свет Азии (англ. The Light Of Asia ), но в конечном итоге правительство Египта решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для экономики Египта слишком дорогостоящими .

    Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция - создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана . Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединённых Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксёрские бои.

    Создать статую было поручено Бартольди. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица : красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера , создателя и предпринимателя в области швейных машин.

    Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям Морису Кехлину. Медь для статуи была закуплена из имеющихся запасов на складах фирмы Société des métaux предпринимателя Эжена Секретана . Её происхождение не было задокументировано, но исследования 1985 года показали, что в основном она была добыта в Норвегии на острове Кармёй . Легенда о поставках меди из России была проверена энтузиастами, но не нашла подтверждения . Кроме того, железные дороги в Уфе и Нижнем Тагиле были проведены позже строительства; соответственно, версия о поставках руды не может рассматриваться серьёзно. Примечательно также, что бетонное основание под статуей изготовлено из немецкого цемента. Фирма «Дикерхофф» выиграла тендер на поставку цемента для строительства фундамента Статуи Свободы в Нью-Йорке, который должен был стать крупнейшей в мире бетонной конструкцией того времени .

    Ещё до завершения проектных работ Бартольди организовал в мастерской Gaget, Gauthier & Co начало работ по изготовлению правой руки статуи, держащей факел .

    В мае 1876 года Бартольди участвовал в составе французской делегации на Всемирной выставке в Филадельфии и организовал показ многочисленных картин статуи на торжествах в Нью-Йорке, посвящённых этой выставке . Из-за опоздания на регистрацию рука статуи не была включена в каталоги экспонатов выставки, тем не менее она была показана посетителям и произвела сильное впечатление . У посетителей был доступ на балкон факела, откуда они могли любоваться панорамой выставочного комплекса . В репортажах её называли «Колоссальная рука» и «Электрический свет Бартольди» . После окончания выставки рука с факелом была перевезена из Филадельфии в Нью-Йорк и была установлена в Мэдисон-сквере , где простояла несколько лет вплоть до своего временного возвращения во Францию для соединения с остальной частью статуи .

    Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 года, было выбрано генералом Уильямом Шерманом , с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где ещё с начала XIX века стоял форт в форме звезды.

    Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер (известный по премии Пулитцера) в своей газете «World» выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.

    К августу 1885 года проблемы с финансированием пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом , были решены, и первый камень был заложен 5 августа . Строительство завершилось 22 апреля 1886 года. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского (напоминающего каркас Эйфелевой башни) каркаса самой статуи. Таким образом, статуя и пьедестал являются единым целым.

    Статуя была завершена французами в июле 1884 года и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Её правая рука с факелом, законченные раньше, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в , а затем в Мэдисон-сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд , состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.

    Национальный памятник - статуя Свободы - официально отметил своё столетие 28 октября 1986 года.

    Статуя как памятник культуры

    Статуя была помещена на гранитный пьедестал внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года , стены которого выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта.

    28 октября 1936 года на 50-летнем юбилее открытия статуи президент США Франклин Рузвельт сказал: «Свобода и мир - вещи живые. Чтобы они продолжали существовать, каждое поколение должно охранять их и вкладывать в них новую жизнь».

    В 1933 году обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала «Статуя Свободы». В мае 1982 года президент Рональд Рейган поручил Ли Якокке возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации «Статуя Свободы - остров Эллис», которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 года, в начале работ по её реставрации, статуя Свободы была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО . 5 июля г. отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного её столетию.

    Статуя и безопасность

    Лестницу на факел закрыли по соображениям безопасности в 1916 году. В 1986 году статуя была восстановлена, а её разрушенный и подвергшийся коррозии факел был перенесён к главному входу и заменён на новый, покрытый 24-каратным золотом .

    Статую, в том числе пьедестал и базу, закрыли 29 октября 2011 года, на следующий день после празднования 125-летия статуи, для установки новых лифтов и лестниц. Хотя Статуя Свободы и была закрыта для публики, остров Либерти остается открытым для общественности. Ровно через год после закрытия на ремонт и установки нового сложного эскалатора, с 28 октября 2012 года, открыли полный доступ к статуе вплоть до короны.

    Изображения статуи широко использованы в символике региональных организаций и учреждений США. В штате Нью-Йорк её контур был на номерных знаках транспортных средств между 1986 и 2000 годами . New York Liberty , профессиональный женский баскетбольный клуб, выступающий в Восточной конференции Женской национальной баскетбольной ассоциации , использует имя Статуи в своём названии и её изображение в своей эмблеме, в которой пламя статуи ассоциируется с баскетболом . Голова Свободы изображена на дополнительной форме хоккейного клуба НХЛ New York Rangers начиная с 1997 года . Национальная ассоциация студенческого спорта для эмблемы баскетбольного мужского финала 1996 года использовала символическое изображение статуи . В эмблеме Либертарианской партии США использовано стилизованное изображение факела Свободы .

    Репродукции

    Сотни репродукций экспонируются в самых разных частях мира. Копия размером в четвёртую часть оригинала, переданная городу Парижу Американским обществом, установлена лицом на запад, в сторону главной статуи, на Лебедином острове Сены . Девятиметровая копия, много лет украшавшая верх здания «Liberty Warehouse» на 64-й улице Манхэттена , сейчас экспонируется на территории Бруклинского музея . Организация американских скаутов в ходе празднования своего сорокалетия в 1949–1952 годах безвозмездно передала около двухсот копий из штампованной меди, высотой 2,5 м, различным американским штатам и муниципалитетам .

    См. также

    • Статуя Свободы в Москве (1918-1941).

    Другие высочайшие скульптуры

    Примечания

    1. Статуя Свободы (в Нью-Йорке ).

    Самый узнаваемый во всем мире символ Нью-Йорка и Соединенных Штатов — монументальная статуя Свободы. Полное название скульптуры — «Свобода, озаряющая мир» (англ. — Liberty Enlightening the World).

    Статуя возвышается в Нью-Йоркской бухте, на острове Свободы, расположенном в 3 км от южного берега всегда оживленного Манхэттена. В честь статуи бывший остров Бедлоу в народе стали называть еще в начале XIX века, официально его переименовали в 1956 году.

    Скульптурный образ богини Свободы глубоко символичен. Надпись на скрижали, которую держит Свобода в левой руке: «JULY IV MDCCLXXVI» — «4 июля 1776 года» — официальная дата принятия Декларации независимости США. Одной ногой богиня стоит на разбитых оковах. Корона Свободы имеет семь лучей — это количество перекликается с числом континентов и морей (по семь — согласно западной географической традиции).

    Монументы-копии статуи Свободы Бартольди сейчас можно обнаружить в разных странах мира. Наиболее известные из них находятся в Париже, Токио и Лас-Вегасе.

    Вес и высота статуи Свободы в США

    По разным данным, вес меди в статуе — от 27,22 до 31 тонны, вес стальной конструкции — 113,4-125 тонн. Общий вес статуи Свободы превышает 200 тонн.

    Высота статуи Свободы в Нью-Йорке — 93 метра, в нее входят бетонно-стальной пьедестал и 46-метровая женская фигура с факелом в правой руке и скрижалью — в левой.

    Внутри пьедестала имеется лифт. Чтобы подняться к короне Свободы с уровня ее ног, необходимо преодолеть 377 ступеней.

    Вопреки распространенному мнению, по своей высоте статуя Свободы в США не входит в десятку самых высоких монументов мира. Однако с учетом пьедестала она занимает 6-8 место в списке крупнейших памятников (в зависимости от классификации), является самой высокой статуей в США.

    История Статуи Свободы

    Франция — страна, подарившая статую Свободы США к столетней годовщине американской революции.

    Медная неоклассическая скульптура создана по проекту Фредерика Огюста Бартольди. Опорная конструкция была тщательно продумана Гюставом Эйфелем и его помощником инженером Морисом Кехлином. Согласно договоренности, монумент возводился американской стороной по проекту Р. М. Ханта.

    Место для установки памятника в гавани Нью-Йорка было утверждено Конгрессом в 1877 году с учетом пожеланий скульптора Бартольди, выбравшего остров, мимо которого проплывали все суда, прибывавшие в Нью-Йорк.

    По ряду причин статуя была установлена позже юбилейной даты. Проблемы с финансированием были актуальны для обеих стран. Для привлечения инвесторов в первую очередь была завершена правая рука с факелом: они экспонировались в 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году, а затем выставлялись в нью-йоркском Мэдисон-сквере.

    Французская часть памятника — фигура Свободы — была завершена в 1884 году. Фрегат «Изере» доставил статую в Нью-Йорк 17 июня 1885 года. 350 составных частей будущей конструкции были упакованы в 214 ящиков. На сборку ушло примерно 4 месяца.

    Открытие статуи Свободы 28 октября сопровождалось торжественным парадом на улицах Нью-Йорка. В церемонии на острове принимали участие высокопоставленные политики под председательством президента США Стивена Гровера Кливленда. Первый камень пьедестала строители заложили 5 августа 1885 года. Для упрочения конструкции в каменную кладку были встроены стальные перемычки и уходящие вверх анкерные балки (по типу каркаса Эйфелевой башни) для монтажа статуи.

    Характерный для меди зеленый налет покрывает статую приблизительно с 1900 года, естественное окисление предохраняет металл от атмосферных воздействий.

    С 1933 года статуя находится под управлением Службы национальных парков США (NPS).

    В годы Второй мировой войны достопримечательность-символ оставалась открытой для экскурсантов, однако не подсвечивалась в ночное время. В день успешно проведенной Нормандской операции 6 июня 1944 года огни статуи-маяка передавали весть о победе (букву V на азбуке Морзе).

    В 1946 году внутренняя часть статуи была покрыта в пределах досягаемости посетителей специальным пластиком, с которого можно легко смывать надписи.

    Первоначальный факел статуи Свободы сейчас находится в музее внутри пьедестала. Как известно, он был сильно поврежден в результате взрыва на полуострове Блэка Тома в 1916 году, в дальнейшем модернизирован, но все же требовал реставрации, поскольку через него внутрь монумента стала проникать вода. В рамках масштабной реставрации 1984 года факел заменили на его точную историческую копию: он отражает солнечные лучи в дневное время и подсвечивается прожекторами ночью.

    В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО американская статуя Свободы включена в 1984 году — как «шедевр человеческого духа, мощный символ мира, права человека, отмены рабства, мировой демократии и возможностей».

    В отреставрированном виде статуя стала доступна для посетителей в 1886 году. Повторное временное закрытие произошло вскоре после терактов 11 сентября до конца 2001 года, но пьедестал стал доступен только в августе 2004 года. Позднее памятник дважды закрывался для посетителей: на период установки новых лифтов (на год с октября 2011 года), в связи с приостановкой работы правительства (1—13 октября 2013 года).

    Как добраться

    Вход в национальный парк острова Свободы бесплатный, однако доступ к нему возможен только на пароме, за поездку на котором нужно заплатить фиксированную сумму. Маршрут охватывает также остров Эллис, где сейчас находится музей иммиграции. Для частных судов причалы острова закрыты.

    По направлению ежедневно (кроме 25 декабря) курсируют специальные круизные паромы (Statue Cruises ferries), отправляющиеся с двух причалов: от манхэттенского Бэттэри-Парка и с Либерти-Стейт-Парка в Джерси-Сити (Нью-Джерси). Первый паром к острову отбывает в 9:30, последний — в 15:30.

    Видео «Статуя Свободы»