Лучшие достопримечательности даугавпилса с фото и описанием. Отдых в даугавпилсе Даугавпилс где

Даугавпилс (ранее Двинск , Динабург (до 1893), Борисоглебов , по русским летописям Невгин - город республиканского подчинения в Латвии, второй по величине и значению город страны после столицы . Расположен на реке Даугава (Западная Двина), рядом с границами Литвы (25 км) и Белоруссии (33 км).

История

В составе Ливонии

Старый Динабург (сейчас Вецпилс, Науенская волость) был основан рыцарями-меченосцами на берегу реки Двины, в 19 км вверх по течению от нынешнего города. В исторических источниках замок впервые упоминается в 1275 году. В 1275 году магистр Ливонского ордена барон Эрнст фон Ратцебург (эст.) русск. поставил каменный замок Динабург, который стал центром комтурии.

Вскоре после основания нового замка литовский князь Тройден осаждал его несколько недель. Несколько лет спустя штурм, предпринятый преемником Тройдена, князем Витенем, оказался более успешным, и замок был в первый раз разрушен. В 1313 году магистр ордена Герд фон Йорк вновь отстроил Динабург, а в 1347 году магистр Госвин фон Герике пристроил ещё четыре башни. В 1481 году замок был взят войсками Ивана III; позже войска были отведены.

В составе Речи Посполитой

В 1558 году началась Ливонская война. В 1559 году Динабург был уступлен ливонцами великому князю Литовскому и королю Польскому Сигизмунду II Августу. По договору между Сигизмундом II и ландмейстером Тевтонского ордена в Ливонии Готхардом Кетлером, заключённому в 1561 году, Динабург вошёл в состав Великого княжества Литовского. В 1569 году герцог Готхард Кетлер окончательно отказался от замка в пользу Речи Посполитой.

В ходе Ливонской войны в июле 1577 года замок был взят войсками Ивана Грозного, который повелел построить шанец в 19 км от разрушенного ливонского замка - в устье речки Шуница напротив селения Иерусалимка. Однако в 1578 году Иван Грозный был вынужден отказаться от Ливонской области, вернув её Речи Посполитой.

Во время войны за шведский престол между королём Сигизмундом и герцогом Карлом Седерманландским, а также при Густаве II Адольфе, шведы дважды брали Динабург, но каждый раз возвращали его Польше.

В результате Кейданской унии в 1655 году город был занят шведами. Однако год спустя, в ходе русско-шведской войны 1656-58, Динабург был осаждён и взят войском царя Алексея Михайловича, который переименовал город в Борисоглебов. В 1666 году в ходе русско-польской войны под Борисоглебовым было отражено польское наступление, однако по результатам Андрусовского перемирия город вновь вошёл в состав Речи Посполитой.

В составе Российской империи

По результатам первого раздела Речи Посполитой Динабург был включён в 1772 году в состав Псковской губернии Российской империи, с 1802 года уездный город Витебской губернии. В 1810-1878 годах в городе строится по тем временам современная Динабургская крепость.

Со второй половины XIX века город являлся одним из торговых центров Западной России.

Новое значение город приобрёл со строительством участков железной дороги Санкт-Петербург - Варшава в 1860-1862 годах, линии из Риги (1861), Витебска (1866) и Радзивилишков (1873) (подробнее см. Даугавпилсский железнодорожный узел). С середины XIX века начинается бурное развитие промышленности (см. Промышленный переворот в России).

В 1897 году население города составляло 69 675 человек, в том числе евреи - 32 064, русские - 19 153, поляки - 11 420, немцы - 3 126, белорусы - 1 525, латыши - 1 274.

В годы Первой мировой войны и Гражданской войны

В ходе Первой мировой войны большая часть промышленности была эвакуирована во внутренние регионы России. Фронт приблизился к городу осенью 1915 года, когда в ходе Свенцянского прорыва германские войска получили возможность двинуться к Двине и Двинску. Взятие Двинска, как важного стратегического пункта, открывало дорогу на столицу страны Петроград.

Вокруг города шли позиционные бои, в 1917 году после Февральской революции началось братание на фронте, к осени 1917 года разложение фронта, появление «двинцев», усиление влияния большевиков в войсках.

После Октябрьской революции и перемирия на фронте (Декрет о мире) в ноябре через Двинск проследовала полномочная делегация СНК из Петрограда в Брест-Литовск для ведения мирных переговоров с Германией. 31 декабря 1917 года постановлением СНК РСФСР Двинский уезд Витебской губернии был передан в состав Советской Латвии (Республики Исколата). 18 февраля 1918 года город заняли германские войска.

После Ноябрьской революции в Германии 9 декабря 1918 года германские войска без боя оставили Двинск в пользу Красной Армии. Двинск вошёл в состав Латвийской Социалистической Советской Республики, провозглашённой 17 декабря 1918 года.

Во время советско-польской войны в ходе боёв за Двинск 3 января 1920 года город был оккупирован польскими войсками под командованием генерала Рыдз-Смиглы. По Рижскому мирному договору с Советской Россией от 11 августа 1920 года город и уезд были закреплены за независимой Латвией и в том же году город был переименован в Даугавпилс («город на Даугаве»).

В составе 1-й Латвийской Республики

Дом Единства

В 1935 году открыт первый стальной мост в Прибалтике - Мост Единства, соединяющий Даугавпилс с Гривой.

В начале декабря 1939 года через город по железной дороге проследовал в Германию персонал эвакуированного Посольства Финляндии в Москве, из-за начавшейся войны 1939-1940 годов. Посол Финляндии прожил несколько дней в одной из гостиниц города.

В годы Второй мировой войны

С началом войны 1 сентября 1939 года Германии с Польшей на территорию Латвии в районе Даугавпилса перешли части польской армии, в крепости осенью был устроен лагерь для интернированных поляков.

26 июня 1941 года город заняли немецкие войска. В Погулянском лесу происходили массовые расстрелы. За северным валом крепости находился лагерь для советских военнопленных «Шталаг-340» (Stalag 340).

В августе-октябре 1944 года, после освобождения города 27 июля от немецких войск, город исполнял роль столицы Латвийской ССР.

Во время Второй мировой войны на территории города было уничтожено более 165 тысяч человек, а город был разрушен более чем на 70 %.

В составе СССР

5 ноября 1946 года пущен трамвай. В течение периода с 8 апреля 1952 года по 25 апреля 1953 года город был областным центром Даугавпилсской области ЛатССР. 30 мая 1953 года Указом Президиума Верховного Совета ЛатССР город Грива присоединён к городу Даугавпилс.

В 1957 году заработала даугавпилсская телебашня высотой 180 метров. В 1980-х годах было надстроено с помощью вертолёта ещё 24 метра, сейчас её высота составляет 204 метра. В 1959 году Всесоюзная Перепись населения СССР отметила в городе 65,5 тыс.человек. Были построены новые жилые районы, Даугавпилсский завод приводных цепей, завод химического волокна, авторемонтный завод, мебельный комбинат, Латремстанок и другие предприятия, например, мясокомбинат, консервный завод.

В 1970 году Всесоюзная Перепись населения СССР зафиксировала в городе 100,6 тыс. человек. В послевоенный период город входил в список НАТО ста объектов, подлежащих ядерной бомбардировке по своей значимости и военно-стратегическому положению, так как в городе находился важный железнодорожный узел, военные склады, военное училище, военный аэродром (ныне Даугавпилсский международный аэропорт).

В 1979 году начато строительство Даугавпилсской ГЭС в районе Ругели, стройка остановлена в 1987 году. В 1989 году на старых быках смонтирован новый настил моста Единства. В 1989 году Всесоюзная Перепись населения СССР зафиксировала в городе 126,7 тыс.человек. На 1 января 1992 года в городе проживало 127 619 человек, затем население начало сокращаться (численность на 1 января): 1995 г.: 120 897; 2000 г.: 115 574; 2005 г.: 107 269; 2010 г. : 95 962; 2015 г.: 86 435 человек.

Современность

Даугавпилс сегодня это современный и развивающийся город Латвии, являющийся одним из важнейших культурных центров страны. Даугавпилс знают благодаря крупнейшему фортификационному сооружению в Балтии - Даугавпилсской крепости, а также его известному уроженцу, художнику-абстракционисту Марку Ротко. Даугавпилс - важный транспортный узел между Россией и Евросоюзом. В городе имеются железнодорожная и автобусная станции, в Лоциках, рядом с городом, восстанавливается бывший советский военный аэродром, который будет преобразован в аэропорт государственного значения.

Даугавпилсский университет

В Даугавпилсе находятся как государственные так и частные университеты, театр, в котором проводятся спектакли на русском и латышском языках, краеведческий и художественный музей. Главной достопримечательностью города является хорошо сохранившаяся Даугавпилсская крепость начала XIX века, построенная под руководством инженер-генерал-майора Е. Ф. Гекеля.

Для проведения свободного времени в Даугавпилсе работает Ледовый дворец, боулинг-центр в молодёжном развлекательном центре «Orange Bowling» в торговом центре «Ditton Nams», а также Даугавпилсский музей, выставочные пространства, множество ресторанов, кафе и баров. Летом работает Стропская база отдыха «Stropu Vilnis», находящаяся у Стропского озера. В 2008 году началось строительство Даугавпилсского мультифункционального спортивного комплекса, который был сдан в эксплуатацию 29 октября 2009 года.

Зимой есть возможность посетить лыжный комплекс отдыха Эглюкалнс, находящийся недалеко от Даугавпилса. С 11 сентября 2009 года в городе доступен для посещения шестизальный кинотеатр «Silver Screen» на 1200 мест, на данный момент являющийся единственным кинотеатром в Восточной Европе с технологией показа фильмов в Sony CineAlta 4K и RealD 3D. Кинотеатр расположен в торговом центре «Ditton Nams». Ведётся реставрация архитектурной доминанты города - Даугавпилсской крепости. В сентябре 2010 года была закончена реставрация одного из самых значительных зданий города - Дома Единства.

В ближайшее время в Даугавпилсе планируется начать строительство первой в Прибалтике солнечной электростанции.

4-6 июня 2010 года Даугавпилс отметил свой юбилей - 735 лет. Юбилей ознаменовался праздником песни, в котором приняли участие более 3 000 участников со всей Латвии. Среди почётных гостей праздника были президент страны Валдис Затлерс, премьер-министр Валдис Домбровскис и выдающийся латышский композитор Раймонд Паулс.

В 2010 году Даугавпилсская крепость отметила свой 200 летний юбилей, с начала её строительства.

В городе функционируют два исправительных учреждения, расположенных на разных берегах Даугавы. Одно из них является крупнейшим в Латвии. Даугавпилсская тюрьма, известная под названием «Белый Лебедь», была построена в 1863 году на окраине города. В настоящее время она оказалась около современного центра.

Если всю остальную Латвию я осматривал в июле, приехав туда на поезде, Латгалию - в мае и на машине. И надо заметить, это был типичный случай того, как можно испортить впечатление о стране, схватившись за неё "не с того конца". Первым латвийским городом, который я посетил стал Даугавпилс (101 тыс. жителей) - второй по величине в Латвии, но более всего похожий на наши города "105-го километра". Даугавпилс - редкий пример города, который мне откровенно не понравился, скверная карикатура на Россию для европейцев и на Прибалтику для россиян.

Тем не менее, история у него богатая и тут есть, на что посмотреть. О Даугавпилсе я расскажу в трёх частях - центр, фабричные предместья и огромная Динабургская крепость.

Депилс (как его называют в народе) удалён от Риги на 230 километров: по местным меркам это почти Дальний Восток. Даугава - латышское название Двины, "пилс" значит "замок" или "город", поэтому все варианты его названия - Даугавпилс, Двинск, Динабург - на самом деле значат одно и то же: "город на Западной Двине". Его история началась с тевтонского замка, основанного в 1275 году ландмейстером Эрнстом Ратценбургским как резиденция комтура. В последующие века его осаждали и даже захватывали литовцы, шведы, Иван III (1481) и Иван Грозный, и наконец в 1577-78 ни то воеводы последнего, ни то отвоевавший Латгалию Стефан Баторий сочли восстноалвния замка нецелесообразным. Новый Динабург был заложен в 19 километрах ниже по Двине, и в 1581 году получил Магдебургское право. Русские вернулись сюда в 1656 году (когда Латгалию уже год как держали шведы), причём с явным расчётом, что это надолго - Динабург даже успели переименовать в Борисоглебск, но в 1666 году, по условиям Андрусовского мира, таки вернули Речи Посполитой - а ведь не сделай этого тогда, сейчас о его нероссийском прошлом вряд ли бы кто-то и вспомнил... По I разделу (1772) Латгалия вошла в состав России, первоначально (1772-1802) в Псковскую губернию, а с 19 века - в Витебскую. Тогда же Динабург был вновь перенесён на пять километров выше - на месте Старого города в 1810 году началось строительство крепости, ну а в нынешнем виде Даугавпилс создала, конечно, железная дорога:

Один из первых в империи железнодорожный узел сложился в 1860-73 годах, и имеет 6 направлений, в плане напоминая крест с двумя перекладинами: Петербургско-Варшавскую железную дорогу на разных берегах Двины пересекли Риго-Орловская и Либаво-Роменская. Что это означало в те времена? Конечно же, взрывной рост - в начале ХХ веека уездный Двинск (это название стало официальным в 1893 году), губернский Витебск и впоследствии столичный Минск были примерно равны по численности населения (100-110 тыс. человек), и тогда здесь основное население составляли евреи (46%), русские (30%) и поляки (16%). После жесточайших боёв Первой Мировой и распада Российской империи тут осталось около 20 тысяч жителей, к 1941 году город подрос до 59 тысяч, а затем вновь был опустошён - причём не в 1941 (когда немцы заняли его на 3-й день войны, а Красная Армия не успела даже мосты взорвать), а в 1943-44 - авианалётами и боями за освобождение. Однако индустриальный город был нужен Советском Союзу, Даугавпилс восстановили довольно быстро, при этом заселив рабочим людом со всего Союза, и пика своего населения он достиг к концу 1980-х - тут жило 127 тысяч человек, почти на треть больше, чем теперь..

3. Завокзальная часть города - сложившийся в начале ХХ века район Новое Строение. Башня слева - дроболитейня, интереснейший промышленный памятник.

Нынешний Даугавпилс - зрелище действительно удручающее. Город словно ушёл в запой, время тут остановилось в середине 1990-х - по крайней мере такой я помню Пермь своего детства. Спившиеся работяги, гопники наподобие ниггеров из фильма "Брат-2", какие-то мутные личности в подворотнях, олимпийки, бритые головы, мат даже на пороге костёла, равнодушная злоба во взглядах - все эти впечатления я уже излагал в . Дополняет ситуацию национальный состав: латышей тут всего 19%, ещё 14% составляют поляки, 7% - белорусы, ну а 55% - русские, что конечно очень радует националистов от Эстонии до Украины. Но в том-то и дело, что нормальный стотысячник в России, даже убитейшие , по своему контингенту если не приятнее, то живее.

4.

Особенно велик был контраст с соседней Литвой. Отправляясь сюда, настраиваться надо не на Прибалтику, а на места типа Донбасса или Урала, то есть быть морально готовым к возможной агрессии в свой адрес и не провоцировать её вещами типа фотографирования прохожих. Впрочем, тут и гопота своеобразна - унылая, облезлая и к мерзенькому хамству склонная больше, чем к реальному мордобою.

5.

В общем, да простят меня местные жители (среди которых, конечно, много адекватных и интеллигентных людей, которые любят свой город и осознают его упадок с искренней болью), но - такое у меня осталось впечатление. Один, впрочем, положительный момент после Литвы я сразу отметил и здесь - в Даугавпилсе есть трамвай, открытый в 1946 году - о нём (в том числе о вагонах с "троллейбусными" рогами) я уже писал в .

6.

Все кадры выше были сняты в окрестностях вокзала. Надо заметить, до войны железнодорожный узел тут был ещё сложнее, чем ныне - в городе было целых две пассажирские станции. Петербургский вокзал государственной магистрали находился за городом, где сейчас станция Даугавпилс-Сортировочный, и был одним из крупнейших в империи для своего времени (1858-60):

7.

Рижский вокзал ближе к центру был конечным пунктом частной Риго-Динабургской железной дороги (1861):

8.

Оба они были разрушены войной, и Петербургский восстанавливать не стали, а на месте Рижского построили "ободранную сталинку", вокзал большой, но совсем некрасивый. Ныне здесь тихо - его проходит лишь один дальний поезд Петербург-Вильнюс и несколько дизелей на Ригу. Вокзал мы выбрали отправным пунктом, надеясь что там будет обменник, но (дело было в воскресение) вокзальные служающие посоветовали нам пойти на базар и поменять литы на латы (звучит как "шило на мыло"!) с рук - неслыханная вещь для Прибалтики.

9.

Рядом памятник двинцам - солдатам-большевикам, летом 1917 года объявившим о неповиновении, начавшим брататься с немцами и потребовавшим "всю власть Советам!". Вскоре их (около 800 человек) повязали казаки и отправили в Москву в Бутырку, что было стратегической ошибкой - в октябре двинцы стали ударной силой красного восстания, семеро из них покоятся у Кремлёвской стены.

10.

Мои резкие высказывания о Даугавпилсе относились в первую очередь к его контингенту и к внешнему виду предместий. центр же вполне себе ухожен, в особенности пешеходная Рижская улица, начинающаяся прямо от вокзального фасада:

11.

Типичные латвийские контрасты. От запущенных дворов:

12.

До милых инсталляций... на заднем плане тот самый базар:

13.

Центр в Даугавпилсе чётко очерчен и представляет собой исторически сложившийся район, который обычно классифицируется как Новый город: Старый Динабург был почти полностью снесён в 1810 году при строительстве крепости - похожая история была в Бобруйске и Бресте. Новый город же построили на некотором удалении от крепости и по регулярному плану (1826) с прямоугольной сеткой длинных улиц. Дореволюционную застройку он сохранил куда лучше, чем равные ему в те времена Витебск и Минск, и Рижская образует западную границу этого цельного района:

14.

15.

16.

16а.

Примерно на полпути к Даугаве - старейший сохранившийся в городе храм, костёл Святого Петра в веригах (1845-48). Католичество, православие и старообрядчество (о котором позже) в Даугавпилсе примерно равносильны, и заметно преобладают над лютеранством: ведь даже здешние латыши - в первую очередь католические латгальцы.

17.

Ещё квартал (с обратной стороны, за краем кадра, остались многоэтажный отель и ТЦ, на первом этаже которого мы поменяли валюту):

18.

И выходишь на главную в городе площадь Единства (Виенибас), до революции Александровскую. Как видите, в плане благоустройства всё не беспросветно - и плиточка фигурная (а в Латвии её кладут, мягко говоря, не как у нас), и герб цветочковый:

19.

А доминирует на площади (помимо уже упомянутой гостиницы) тоталитарного вида Дом Единства (1935-37) врмён Ульманиса. Концепт в этом был: Дом объединял театр, концертный зал, музей, гостиницу, универмаг, библиотеку, книжный магазин, плавательный бассейн, банк, туринфоцентр - не все одновременно, но постоянно в нём находилось хотя бы несколько объектов из перечисленного. Поэтому и при взгляде с разных сторон он производит совершенно разное впечатление - справа явно универмаг или дом быта, слева отель или банк...

20.

А с фасада классический Дом Культуры. Это крупнейший за пределами Риги и Юрмалы памятник I Латвийской республики и едва ли не единственное в Даугавпилсе здание тех времён. Впрочем, ещё бы - если в начале I республики город был меньше дореволюционного в 5 раз, а в конце - вдвое, тут и старые-то дома было нечем заполнить.

21.

Дом Единства построен на месте торговых рядов, а расположенный за ним сквер Андрея Пумпура (создатель "Лачплесиса"), бывший Александровский сад, порядком расширен за счёт снесённого в 1969 году Александро-Невского собора (1859-66), небанальной, хотя и довольно громоздкой версии "клона ХХС":

22.

О воссоздании собора речи не идёт, а новодельная церковь Александра Невского по мне так куда изящнее своего предшественника:

23.

За сквером - группка зданий станции Петербургско-Варшавской дороги (1820-26), своей архитектурой подозрительно напоминающих корпуса Динабургской крепости - возможно, построены теми же архитекторами.

24.

А с другой стороны, ближе к Двине - типичный послеовенный обком. На самом деле обком и был: в 1952-53 годах в прибалтийских ССР решили ввести областное деление: в Литве создали Вильнюсскую, Каунасскую, Шяуляйскую и Клайпедскую области, в Латвии - Рижскую, Даугавпилсскую и Лиепайскую, в Эстонии (!) - Таллинскую, Тартусскую и Пярнусскую, и ударными темпами начали строить административные здания. Затем идею сочли нецелесообразной, а обкомы (в хозяйстве всё пригодится!) по мере ввода в эксплуатацию отдавали вузам. Подобные памятники сохранились ещё как минимум в и Лиепае.

25.

26.

27.

28.

29.

Хотя много и послевоенных "заплат", характерную мрачную гамму которых отмечал ещё Дарриусс (у которого рассказ о куда как подробнее моего):

30.

Есть тут и своя архитектурная "фишка" - латгальское барокко. Вернее, необарокко - кирпичный стиль с характерным декором:

31.

32.

Среди образцов которого были и синагоги:

33а.

Как нетрудно догадаться, Двинск входил в "черту оседлости" и как крупнейший в ней уездный город, обладал едва ли не самой большой в белорусских губерниях еврейской общиной (около половины населения). Отсюда родом американский художник Марк Ротко и Авраам Ицхак Кук - первый главный раввин Израиля. О месте, где двинские евреи сгинули, я ещё расскажу в следующих частях. Не уцелела и Хоральная синагога:

33б.

Но две синагоги ещё стоят на углу улиц Циетокшня (Крепостная, по прямой ведёт в крепость) и Лачплесиса - одна бывшная:

34.

Другая, построенная в 1850 году как молитвенный дом "Кадиш" ("Поминальный"), восстановлена, в том числе на пожертвования родных Марка Ротко. Показательно, что окрестности синагог - самое ухоженное место в центре Даугавпилса:

35.

Но вернёмся на Площадь Единства - с нижней стороны по Рижской к ней примыкает пожарное депо:

36.

А за ним до самой Даугавы длинный сквер с фонтаном, памятником городскому голове (1876-90) Павлу Дубровину и воинским мемориалом "День Победы":

37.

На который глядит самый запоминающийся в центре города Дом с орлами (1883), с 1959 года краеведческий музей (основан, в свою очередь, в 1938 при Доме Единства):

38.

От Двины центр отделяет высокая дамба (1833-41) - оказалось, что место для нового города периодически заливает, и эту проблему надо было как-то решать. Дамба приподнята примерно на уровень второго этажа, по ней проходит оживлённая улица Даугавас, и так как автопарк тут представлен в основном б/ушками, под дамбой реально нечем дышать.

39.

Даугава широка и сурова:

40.

На том берегу - предместье Грива, куда ведёт Мост Единства (1935, полотно заменено в 1980-е). Дело в том, что Латгалия не зря соотносилась при Речи Посполитой с Задвинским герцогством - всё экс-ливонское левобережье вошло в состав независимого Курляндского герцогства, и его восточная треть - историческая область Селия (к которой, кстати, в древности принадлежал и Зарасай, даже название его селонское), поэтому мост действительно связывал Латгале и Курземе.

41.

По дамбе и вдоль неё мы пошли на восток. Городская дума в здании бывшего Дивизионного собрания (1889) - пожалуй, ярчайший образец "латгальского барокко".

42.

Впереди виден резкий поворот дамбы, за которым маячит труба ТЭЦ:

43.

44.

Граница центра - дамба идёт перпендикулярно берегу до естественного повышения рельефа. С её внешней стороны - фабричное предместье Гаёк, но пока - виды только "вовнутрь":

45.

46.

47.

О Гайке, Гриве и Новом Строении - в следующей части.

Церковь Александра Невского - это православный храм во имя князя Александра Невского. Этот деревянный храм находится в городе Даугавпилс в Латвии. Он расположен на старом кладбище возле Динабургской крепости.

Церковь построена в 1897 году без гвоздей, в характерном для северной части России стиле. И освящена в августе 1897 года. Сооружение украшено деревянной резьбой.

Воины повредили церковь, но она сохранилась и до наших дней. Охраняется как памятник деревянного зодчества. В 1991 году над церковью установили крест. Долгое время храм был без священника, лишь изредка проходили службы священнослужителями Борисоглебского собора.

В 2002 году на служение этой церкви был благословен иерей Владимир.

Даугавпилсский международный аэропорт

Даугавпилсский международный аэропорт расположен в 12 км к северо-востоку от центра Даугавпилса в поселке Лоцики. На данный момент его техническая инфраструктура представляет собой здания, оставшиеся от бывшей советской военно-воздушной базы, и взлетно-посадочную полосу. В конце 90-х годов отсюда некоторое время взлетали пассажирские самолеты и действовали рейсы в Копенгаген, Ригу и Лиепаю. Через некоторое время аэродром был закрыт, а его здание использовали как кафе. В наше время все объекты аэропорта (кроме метеостанции) находятся в нерабочем состоянии, большинство из них разрушены.

С 2005 года проект по развитию аэропорта ищет потенциальных инвесторов. Его целью является организация принятия как региональных, так и международных авиарейсов, в том числе чартерных и грузовых. В наше время здесь ведутся работы по реставрации бывшего военного аэродрома, включающего основную взлетно-посадочную полосу длинной 2500 метров и шириной 46 метров.

Восстановление международного аэропорта станет большим вкладом в развитие экономики, транспортной инфраструктуры и культуры, а также привлечет за собой новые инвестиции не только в Даугавпилс, но и во весь регион.

А какие достопримечательности Даугавпилса вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Даугавпилсская тюрьма

Даугавпилсская тюрьма («Белый лебедь») находится в Латвии в центральной части города Даугавпилс, в районе Гаёк. Она является архитектурным памятником местного значения.

Тюрьма построена в 1863 году. Изначально фасад здания был красного цвета, и называли её «Красный дом». Сейчас тюрьма имеет белый цвет, ограждена высокими стенами с вышками на каждом углу. На здании находится флюгер в виде лебедя. Отсюда и походит теперешнее название.

«Белый лебедь» является единственной тюрьмой в Латвии, где нет часовых на вышках. Наблюдение осуществляется с помощью электронного оборудования, а также вооруженной охраны.

В 2008 году тюрьму объединили с Гривской тюрьмой, которая тоже находиться в Даугавпилсе. Объединение получило название Даугавгривас.

Площадь Виенибас (или площадь Единства) расположена в центре второго по величине и значимости города Латвии – Даугавпилса. Рядом расположен Дом Единства и гостиница «Латвия».

Площадь Единства за свою историю пережила немало перемен, она неоднократно переименовывалась, реконструировалась и даже переносилась на другое место. На старом месте расположения площади сегодня находится Дом Единства. Часть площади занимают посадки голубых елей. Каждый год горожане приходят на площадь к главной городской ёлке, которая устанавливается именно здесь. Площадь является местом проведения концертов, ярмарок и парадов.

Большой популярностью пользуются местные слухи о том, что под площадью расположены подземные ходы в крепость. Несмотря на то, что ни при постройке Дома Единства, ни при раскопках фундамента ходы не были найдены, легенда продолжает жить.

Самые популярные достопримечательности в Даугавпилсе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Даугавпилса на нашем сайте.

Главная жемчужина Даугавпилса - его крепость, которая на сегодняшний день является самой крупной во всей Европе. Это архитектурное сооружение было построено в начале 19 века для укреплений границ Российской империи и на своем веку повидало и пережило немало войн и боевых сражений.

Все постройки в историческом центре города относят к «Латгальскому барокко» - здания отличает своеобразная форма и фасады из красного кирпича с различными элементами украшений. Например, здание городского краеведческого музея с ажурным узором на своде парадных дверей, которое было построено во 2 половине 19 века с использованием разноцветных изразцов. Еще в центре можно посмотреть на церковный ансамбль Jaunbūve на Церховном Холме, состоящий из православного собора, лютеранской церкви и католического костела (все постройки конца 19 - начала 20 века). Центральной улицей Даугавпилса считается Ригас, вдоль которой находятся 80 памятников архитектура. В 80-х годах прошлого столетия она стала первой пешеходной улицей Латвии. Между улицей Ригас и Саулес в середине 20 века был построен Дом Единства, в котором сегодня размещаются библиотека, театр, магазины, кафе, банк. Здесь проходят все главные городские мероприятия.

За детализированной информацией «на что посмотреть и куда сходить», а также обо всех мероприятиях и представлениях в городе отправляйтесь в центр туристической информации Даугавпилса: улица Ригас, 22а.

В конце 19 века глава города Павел Дубровин создал парк размером в 3 га в центре Даугавпился - сегодня этот парк носит имя своего основателя и является излюбленным местом отдыха всех горожан. В северо-восточной части города, Stropi, в районе озера Lielais Stropu находится популярная рекреационная зона. Даугавпилс также гордится своим спортивным комплексом с Ледовым Дворцом и самым большим в прибалтийских государствах бассейном под открытым небом.

По дороге из Даугавпился в Краславу на живописных берегах реки Даугавы расположился национальный парк Daugavas loki. На его территории была сооружена модель Динабургской крепости 13 века, положившей начало истории города. Также недалеко от Даугавпился, в местечке Пилскалне, находится лесной пейзажный парк Пилскалнес Сигулдина с познавательными тропами и тематическими деревянными фигурками.

Вообще, Даугавпилс как никакой другой латышский город, окружен водными и лесными ресурсами: 15 озерами, 8 реками, бесчисленными ручьями и 10000 гектарами лесов и парков.

Как добраться

Ежедневно из Риги в Даугавпилс ходят 4 поезда (4 часа в пути) и 8 автобусов (каждые 2 часа, 3 ч 30 мин в пути; www.autoosta.lv). На автобусе также можно добраться из Резекне (каждые 7 часов, 2 часа в пути) и Аглоны (3 рейса ежедневно, 1 ч 30 мин). Расписание маршрутов из Даугавпилса можно посмотреть на официальном сайте www.buspark.lv. Поезда также курсируют из Гомеля, Санкт-Петербурга и Вильнюса (3 поезда ежедневно, 3 часа в пути).

Ближайший аэропорт находится в Риге, но латышские власти обещают в скором времени открыть авиасообщение и в самом Даугавпилсе.

Дорога на машине из Риги займет порядка 3 часов. Также есть международная трасса E262, идущая из Литвы (Каунас) в Россию.

История

Истоки Даугавпилса связаны с торговым путем, который во времена феодализма был одной из крупнейших магистралей в Восточной Европе. Он упоминается в скандинавских сагах V в., когда жители Готланда по Даугаве отправлялись в Россию и дальше, в Грецию. О древней заселенности даугавпилской округи свидетельствуют находки римских монет I в. до н. э. - IV в. н. э. на правом берегу Даугавы недалеко от Даугавпилса.

В источниках Даугавпилс впервые упоминается в 1275 году, когда Ливонский орден по приказу магистра ордена Эрнста фон Ратцебурга на месте латгальского деревянного замка в Вецпилсе начал строить каменный замок - Динабург. Территория замка охватывала Резекненский, Лудзенский, Ликсненский и Илукстский округ. Возле замка образовалось поселение, которое в XIII - XIV вв. имело важное торговое значение.

В начале XV в. Динабург дважды завоевывали литовцы, в 1481 году его разгромило войско царя Ивана III, однако замок всякий раз восстанавливался. Ливонская война подорвала позиции Ливонского ордена, и вместе с рядом других замков орден в 1559 году отдал крепость в залог королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду II Августу. В 1566 году, после ликвидации Ливонского ордена, когда территория нынешней Латгалии и Видземе была включена в Княжество Литовское, Динабург стал центром одного из воеводств и обрел свой герб.

В 1577 году войско Ивана Грозного полностью разрушило Динабург. Пограничный пункт, где соприкасались интересы России и Польши и до которого временами доходили шведы, не мог оставаться неукрепленным, поэтому Иван Грозный начал строительство новой крепости. Крепость, возведенная ратниками русского царя на берегу Шунюпе, как и вся Латгалия, после Ливонской войны отошла к Польше. В 1582 году польский король Стефан Баторий даровал Динабургу «Магдебургское право», открыв городу путь к более широкому развитию.

Значительные изменения в развитии города произошли с обоснованием здесь миссионеров-иезуитов. Он становится центром Латгальской христианской миссии. Среди деревянных домов горожан выросли деревянный костел и двухэтажный монастырь. В 1625 году иезуиты открыли первую школу в Латгалии. После подписания Альтмаркского мирного договора Динабург становится и административным центром Латгалии.

По решению польского сейма в 1647 году Динабург стал местом перевалки зерна и других товаров. В 1656 году на Даугаве проходили сражения между Россией и Швецией. В день святых Бориса и Глеба русские овладели Динабургом, и царь Алексей. Михайлович переименовал город в Борисоглебск. Начались работы по восстановлению крепости, была возведена деревянная церковь Бориса и Глеба, однако уже в 1667 году Динабург был отдан Польше и преобразован в административный центр Латгалии и резиденцию епископа.

В результате активной деятельности иезуитов появились собор и школа католического духовенства, сюда переселялась польская шляхта. В 1772 году, после первого раздела Польши, Динабург был присоединен к России и стал уездным городом Полоцкой губернии. Затем он был включен в Витебскую губернию. В 1810 году, с обострением русско-французских отношений, было решено небольшую Динабургскую крепость перестроить в перворазрядную крепость с оборонным поясом.

У иезуитов и горожан была откуплена земля, и под руководством инженера-полковника Е. Гекеля началось строительство. До вторжения Наполеона были закончены только временные укрепления. В 1812 году, отбив наступление французов, русская армия покинула крепость. Французы сожгли деревянную застройку и разрушили каменные фортификационные сооружения. Строительство крепости возобновилось в 1813 году и продолжалось вплоть до 1878 года. Крепость утратила стратегическое значение и в дальнейшем служила складом оружия и продовольственных запасов и тюрьмой.

В 1830-е гг. XIX в. начал складываться Большой Форштадт - нынешний центр города. Архитектор А.Штауберт, работавший над застройкой крепостного ансамбля, проектировал также административные здания новой уездной управы. Для защиты города от весенних наводнений по проекту инженера Мельникова была сооружена 8-километровая дамба (закончена в 1841 году). Этот архитектурный ансамбль сейчас является наиболее популярным среди туристов, посещающих этот город. Значительные перемены в хозяйственную жизнь города внесло железнодорожное сообщение: в 1860 году линия Петербург - Варшава соединила Динабург с Петербургом, а в 1862 году - с Варшавой и Ригой. Закономерным стало открытие в 1866 году паровозоремонтных мастерских. В 1893 году указом российского императора Александра III Динабург был переименован в Двинск.

Экономический рост города прервала первая мировая война. Часть промышленных предприятий вместе с рабочими была эвакуирована в Россию. В феврале 1918 году в Двинск вошли немецкие войска, а в 1919 году он без боев перешел в руки большевиков. Польские войска вместе с отрядами Латвийской армии освободили город 3 января 1920 года. Город обрел новое название - Даугавпилс. 17 июня 1940 в город вошли советские танки. В 1941 году советскую оккупацию сменила немецкая. В форте предмостных укреплений было оборудовано еврейское гетто, за северным валом крепости находился лагерь для русских военнопленных Сталаг 340 (Stalag). За годы второй мировой войны в бомбардировках и пожарах было разрушено 2/3 городских застроек: полностью были разрушены Гаёк и центр города, сгорела большая часть Нового Строения. 27 июля 1944 года в Даугавпилс вошли части Красной Армии. Вторая советская оккупация продолжалась до 1991 года, когда народное движение Атмода подняло в Даугавпилсе красно-бело-красные флаги.

Даугавпилс от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Даугавпилсе.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Второй по величине латышский город Даугавпилс за свою историю был переименован четыре раза. И хотя оригинально его история пошла от Динабургской крепости, принадлежавшей Ливонскому ордену, впоследствии город переходил «из рук в руки» то литовцам, то полякам, то россам. Слияние историй, культур и судеб породило особую атмосферу и очарование в современном городе Латгальского региона.

Поиск авиабилетов в город Рига (ближайший а/п к Даугавпилсу)

Как добраться

Ежедневно из Риги в Даугавпилс ходят 4 поезда (4 часа в пути) и 8 автобусов (каждые 2 часа, 3 ч 30 мин в пути; www.autoosta.lv). На автобусе также можно добраться из Резекне (каждые 7 часов, 2 часа в пути) и Аглоны (3 рейса ежедневно, 1 ч 30 мин). Расписание маршрутов из Даугавпилса можно посмотреть на официальном сайте www.buspark.lv . Поезда также курсируют из Гомеля, Санкт-Петербурга и Вильнюса (3 поезда ежедневно, 3 часа в пути).

Ближайший аэропорт находится в Риге , но латышские власти обещают в скором времени открыть авиасообщение и в самом Даугавпилсе.

Дорога на машине из Риги займет порядка 3 часов. Также есть международная трасса E262, идущая из Литвы (Каунас) в Россию.

Популярные отели Даугавпилса

Развлечения и достопримечательности Даугавпилса

Главная жемчужина Даугавпилса - его крепость, которая на сегодняшний день является самой крупной во всей Европе. Это архитектурное сооружение было построено в начале 19 века для укреплений границ Российской империи и на своем веку повидало и пережило немало войн и боевых сражений.

Все постройки в историческом центре города относят к «Латгальскому барокко» - здания отличает своеобразная форма и фасады из красного кирпича с различными элементами украшений. Например, здание городского краеведческого музея с ажурным узором на своде парадных дверей, которое было построено во 2 половине 19 века с использованием разноцветных изразцов. Еще в центре можно посмотреть на церковный ансамбль Jaunbūve на Церховном Холме, состоящий из православного собора, лютеранской церкви и католического костела (все постройки конца 19 - начала 20 века). Центральной улицей Даугавпилса считается Ригас, вдоль которой находятся 80 памятников архитектура. В 80-х годах прошлого столетия она стала первой пешеходной улицей Латвии. Между улицей Ригас и Саулес в середине 20 века был построен Дом Единства, в котором сегодня размещаются библиотека, театр, магазины, кафе, банк. Здесь проходят все главные городские мероприятия.

За детализированной информацией «на что посмотреть и куда сходить», а также обо всех мероприятиях и представлениях в городе отправляйтесь в центр туристической информации Даугавпилса: улица Ригас, 22а.

В конце 19 века глава города Павел Дубровин создал парк размером в 3 га в центре Даугавпился - сегодня этот парк носит имя своего основателя и является излюбленным местом отдыха всех горожан. В северо-восточной части города, Stropi, в районе озера Lielais Stropu находится популярная рекреационная зона. Даугавпилс также гордится своим спортивным комплексом с Ледовым Дворцом и самым большим в прибалтийских государствах бассейном под открытым небом.

По дороге из Даугавпился в Краславу на живописных берегах реки Даугавы расположился национальный парк Daugavas loki. На его территории была сооружена модель Динабургской крепости 13 века, положившей начало истории города. Также недалеко от Даугавпился, в местечке Пилскалне, находится лесной пейзажный парк Пилскалнес Сигулдина с познавательными тропами и тематическими деревянными фигурками.

Вообще, Даугавпилс как никакой другой латышский город, окружен водными и лесными ресурсами: 15 озерами, 8 реками, бесчисленными ручьями и 10000 гектарами лесов и парков.