В италию на машине. Путешествие в Италию на машине

Фото-статья про поездку в Италию на машине. Цены на бензин, платные дороги и парковки. Где арендовать авто, где заправляться и парковаться. Плюсы и минусы путешествия по Италии на своем транспорте.

Наша поездка по Европе продлилась 25 дней. За это время проехали из Чехии (Праги) через Австрию и Германию до юга Италии по восточному побережью, около 1000 км намотали по Сицилии, а потом вернулись по западному побережью Италии обратно в Прагу. Всего около 6000 км.

Маршрут и детали поездки опишу в другой статье, а здесь лишь рассказ о том, что следует знать каждому, кто соберется путешествовать по Италии на своей или арендованной машине.

Машина, на которой проехали всю Италию
Автострада в Италии

Аренда авто и путешествие по Италии

  • Арендовать машину в Италии и других странах Европы можно на сайте rentalcars.com
  • Мы путешествовали на чешских номерах. Дорожная полиция остановила один раз при въезде в Италию. Проверили паспорта. Документы на машину, права и страховку не проверяли. Больше дорожную полицию не видели
  • Разрешенная скорость на автостраде 130 км в час, но итальянцы ездят быстрее. Стоят камеры, фиксирующие скорость. О том, что скоро будет камера, предупреждают знаки на табло. Также навигатор звенел, предупреждая о контроле скорости.
  • В день выезда из Чехии сломался навигатор, поэтому в Италии купили новый навигатор компании Tomtom с пожизненным обновлением карт Европы. Пока ездили без него по приложениям на айфоне, неоднократно забирались не туда, куда нужно из-за развязок и поворотов на 180 градусов.
  • Если ваша цель — только Сицилия или только отдых на юге Италии, а не путешествие как таковое, то дешевле и логичнее будет купить билет на самолет, прилететь на Сицилию или на юг Италии и арендовать машину на месте. О том, как искать авиабилеты, в том числе на рейсы лоукостов, рассказывала в статье: . По Италии летает ryanair, у Аlitalia нормальные цены на полеты внутри страны.
  • Берите страховку с полным покрытием при аренде машины. В 8 случаях из 10 вам оторвут антенну, поцарапают двери или покоцают задний бампер.
  • Вдоль автострады есть кафе, но цены в них довольно высокие (наценка 300% к ценам в супермаркетах), поэтому если есть цель сэкономить, закупайте еду и воду в дорогу заранее в городах
  • Если планируете успеть на самолет или еще куда-то, заклыдывайте на дорогу больше времени. Например, когда мы возвращались на север, ехали по Калабрии. Автострада внезапно закончилась. Там шли ремонтные работы, о которых заранее не предупреждалось. Не было никакой объездной дороги. Просто перекрытая автострада и ремонт. Пришлось ехать по серпантинам к побережью, из-за чего потеряли 4 часа. В Италии всякое бывает.

Въезд в Италию со стороны Австрии

Цены на бензин в Италии

Бензин в Италии стоит 1.6-1.8€

  • Самый дешевый бензин, который удалось найти в Италии, стоил 1.53€ на полузаброшенной сицилийской заправке. В среднем готовьтесь платить 1.64-1.7€ , заправляясь на севере и 1.55-1.74€ , заправляясь на юге Италии в Калабрии
  • Заправляться лучше в городах, а не на платной автостраде — так будет дешевле. Бензин и дизель на автостраде стоит на 20 — 30 центов дороже за 1 литр, чем в городах. Цены на бензин на автостраде доходят до 1.9-2€
  • В Италии дизель дешевле бензина в среднем на 20 центов за литр, поэтому если путешествуете на арендованном авто, лучше брать машину на дизеле
  • Natural benson — это 95-й. Есть почти на всех заправках. Обычно шланг с 95-м бензином окрашен в зеленый цвет.

Цены на 95 бензин в Европе:

Чехия 1.2€
Германия 1.5€
Австрия 1.3-1.4€
Италия — 1.6-2€

Цены на дизель в Европе

Чехия — 1.15€
Германия — 1.25-1.3€
Австрия — 1.2€
Италия — 1.4-1.7€


Senza Piombo — это тоже бензин
Super SP — это тоже бензин

Заправки в Италии

В Италии есть такое понятие, как заправщик. Что это значит? На одной и той же заправке есть два вида бензоколонок:

Self

  1. Заправляетесь самостоятельно. Цена на бензин соответствует указанной на табличке при въезде на заправку.
  2. Чтобы заправиться, нужно вставить купюру в автомат по приему платежей (он стоит возле одной из колонок). Например, вставляем 20 евро. Появится надпись “Credito 20 euro”
  3. После этого нужно выбрать колонку, у которой будете заправляться. Далее вставить шланг в бензобак. Если вставили 20 евро, в бак зальется бензин ровно на 20€ .
  4. Заправочные автоматы принимают купюры в 10, 20, 50€. 100 и 500 евро не берут, сдачу не дают.

На колонке написано Self. Слева чуть поодаль стоит другая колонка, на которой написано «Serv» — там цены выше
Показано количество литров, цена топлива и сумма
Чудо природы — терминал на заправке, который принимает к оплате банковские карты Стандартный терминал, который принимает к оплате только наличные евро

Servado или Servito или SerV

Если на колонке написано «Servado» или «Servito», это значит, что заправлять вас будет заправщик. Этот человек может принять оплату наличными, иногда берут карты, дают сдачу. Единственный минус в том, что бензин при таком варианте обойдется на 10-15 центов за литр дороже, чем цена, изначально указанная на табличке при въезде на заправку. Чаевые заправщику давать не нужно — они уже включены в цену бензина.

Если хотите сэкономить, подъезжайте к колонке “Self” и заправляйтесь самостоятельно.


Заправка с надписью «Serv» и более высокими ценами

Платные дороги в Италии

Всю Италию с севера на юг можно проехать по платной автостраде. Чтобы доехать с севера на юг по восточному побережью, нужно потратить 70€ , по западному побережью — 60€. Порядок действий на автостраде:

  • Когда въезжаешь на автостраду, нажимаешь на красную кнопку в автомате, получаешь билет. Либо же билет уже есть в автомате, его нужно только забрать.
  • На выезде вставляешь билет и платишь указанную на автомате сумму. Если в окошке сидит человек, даешь ему билет, деньги или банковскую карточку.
  • Не подъезжайте к выходу, над которым большими синими буквами на желтом фоне написано Telepass — эта очередь только для тех, у кого есть Telepass. Если Телепаса нет, то выбирайте выезд, на которой написано biglietto, нарисованы карточки или копейки.
  • Желательно иметь при себе мелкие копейки евро, так как не все автоматы берут купюры, а человек в окошке есть не всегда
  • Дороги на юге Италии (южнее Неаполя) являются бесплатными.
  • На Сицилию переправлялись на пароме. Туда — 38€ , обратно — 40€
  • На Сицилии есть платные и бесплатные дороги. Дорога, ведущая по северу острова через Палермо, является платной и стоит 10€

Автострада в Италии
Билет для проезда по автостраде
Билет на паром на Сицилию

Парковки в Италии

  • Мы снимали апартаменты в Италии и отели через booking , заранее выставляя в фильтрах дополнительных удобств “наличие бесплатной парковки”
  • В городах парковка за белой линией бесплатна, за синей, желтой и красной — по тикетам. Некоторые парковки предназначены только для жителей определенного района или для людей с ограниченными возможностями.
  • На некоторых курортах парковки бесплатны даже за синей линией в низкий сезон, а с июня вводится оплата.
  • На севере Италии часто можно встретить такую картину, когда заезжаешь на бесплатную парковку, а там на свободном месте стоит некое лицо, машет тебе руками и всячески пытается помочь припарковаться (а по факту только мешает). Вышеупомянутое лицо после оказанной «услуги» просит денег и притворяется парковщиком. Просить могут от 1 до 3€. Это лицо можно понять — человек нелегально прибыл в Италию из Африки и пытается как-то выжить. Давать ли ему деньги, личное дело каждого.
  • Цена за платную парковку в Италии в среднем 1-3 евро в час или 15-25 евро в сутки. Оплачивать нужно в парковочных автоматах.
  • Если планируете останавливаться в городах (например, во Флоренции, Сиене, Риме), лучше заранее арендуйте жилье с парковкой, чтобы избежать головной боли. Например, в центр Флоренции въезд транспорта до 19.30 запрещен. Можно, не зная этого, арендовать жилье в центре и не иметь возможность подъехать к нему на машине. Подробнее о том, (агротуризмо, кемпинг, гэстхаус, хостел, апартаменты или отель)

Никаких линий на асфальте нет. Парковка бесплатная
Голубые линии на асфальте — парковка платная

Плюсы путешествия по Италии на машине

  • Свобода передвижений, независимость от расписания общественного транспорта
  • Можно арендовать жилье на трассе, останавливаться в агротуризмо или мелких городках, где цены на аренду апартаменов и отелей ниже. Все квартиры, арендованные нами во время путешествия, стоили по 50-70 евро в сутки за трехкомнатные апартаменты.
  • Возможность съехать с трассы, поменять маршрут, заехать на найденный на карте пустынный пляж.
  • Мы увидели всю страну. Проехали на машине по восточному побережью Италии до самого юга, покатались по Сицилии (около 1000 км), вернулись обратно по западному побережью. Видели и скалы, и вулканы, и голые поля, кактусы, мандариновые плантации, виноградники и высокие горы. В Италии встречаются пейзажи, которые характерны для Грузии, Армении, Мексики, Австрии, Хорватии, Узбекистана и даже Беларуси. Все это можно увидеть в масштабах одной страны.

Минусы путешествия в Италию на авто

  • Дорого. Бензин, парковки, платные дороги, паром на Сицилию. Если учесть, что по Италии проехали около 4700 км, расходы на топливо и платные дороги стали весомой статьей затрат. Подробнее про
  • Проблема с парковками. Если планируете путешествовать по городам, берите в аренду самую маленькую машину. Парковаться и кататься по узким улочкам на джипе или универсале практически нереально.
  • Нашу машину поцарапали. Если присмотреться, то в Италии поцарапаны абсолютно все машины. Улицы узкие, парковочных мест мало, поэтому типичное авто в Италии часто без бампера с болтающимися зеркалами и огромными царапинами по бокам.

Машина поцарапана
Другие машины тоже поцарапаны

Стоит ли ехать в Италию на машине?

Спорный вопрос, ответ на который каждый ищет для себя сам. С одной стороны, дорого, утомительно, есть большой риск поцарапать машину, плюс к этому постоянная головная боль с поиском парковки. С другой стороны, наша поездка была настолько насыщенной и полной положительных впечатлений, что однозначно стоила потраченных на нее денег.

Если вы едете в Италию ради отдыха на море, но хотите сэкономить, может быть имеет смысл отправиться не в Италию, а в Хорватию. Отдых в Хорватии на порядок дешевле, чем в Италии. Можете почитать мою статью о том, в прошлом году.

А вы путешествовали на машине по Италии или другим странам Европы? Понравилось? Или общественный транспорт рулит? Если у вас остались вопросы, касающиеся поездки в Италию на машине, задавайте их в комментариях к этому фото-посту.

Волшебного вам отдыха в Италии! С уважением,

Многие туристы предпочитают быть независимыми от общественного транспорта и самолетов. Поэтому передвигаются исключительно на личном или арендованном автомобиле. В данной статье будут рассмотрены некоторые нюансы передвижения по Италии на автомобиле.

При самостоятельном путешествии по Италии прежде всего следует изучить особенности классификации трасс:

  • символом «А» обозначаются автострады;
  • «SS» - это суперстрады;
  • «SR» - региональные автодороги;
  • «SP» - провинциальные дороги.

По Италии на машине

Обратите внимание! Независимо от класса, все дороги отличаются качеством и наличием дорожных знаков. Поэтому путешествие по Италии на машине будет гарантированно комфортным.

Бесплатными являются только последние два класса дорог, поэтому на некоторых участках за проезд придется платить, также платными являются некоторые тоннели. Тариф высчитывается исходя из марки авто и расстояния, но может быть фиксированным. Оплата возможна на месте, наличным или безналичным расчетом.

Путешествовать по бесплатным дорогам менее комфортно и разрешенная скорость на них гораздо ниже, но для неспешного путешествия на авто по Италии подходят идеально. Отправляясь в дальний путь, следует заправить полный бак, поскольку использовать канистры в Италии запрещено, впрочем с заправками здесь проблем нет. Но о запрете на канистры лучше знать, иначе можно получить штраф.

Въезд в туннель

Обратите внимание! В некоторых городах Италии запрещено въезжать в центр без специального разрешения.

Такими городами являются Рим, Сиена, Флоренция и ряд других. Поэтому, если турист живет в центре, он должен заранее позаботиться о наличии парковочного места, иначе придется идти домой пешком. Но подобные мелочи не должны отвлекать от главного - путешествия по стране, поэтому самое время переходить к наилучшим маршрутам.

Маршрут путешествий по Италии на автомобиле

Для путешествия по Италии на автомобиле 25 лучших маршрутов можно увидеть на карте, представленной ниже. Но топ трех самых удивительных нельзя оставить без описания:

  • первый маршрут на легковой машине включает в себя посещение Неаполя, Искьи, Капри, Помпей и Сорренто. Прилетев из Москвы в Рим, до Неаполя можно добраться на поезде. Сняв номер с видом на море, отдохнув и выпив чашечку ароматного кофе, можно отправляться на Капри - остров с шикарными пейзажами, лазурным морем и такси кабриолетами. Здесь хорошо отдыхать от городской суеты. Искья манит термальными парками, рыбой, приготовленной на гриле, и прекрасными видами на море, открывающимися с террас, расположенных у кафе. Каждый турист, посетивший Помпеи, будто погружается в эпоху Римской республики, ведь роковой случай похоронил этот город заживо. А завершается данное автопутешествие по Италии в Красивейшем месте страны - Сорренто;

На заметку! Другие маршруты можно выбрать благодаря карте, а теперь самое время поговорить о некоторых неизбежных расходах, ожидающих водителя в пути.

  • следующий интересный маршрут - это Рим-Алберобелло с посещением Бари, Монополи и Лечче. Особый интерес в данном путешествии вызывает городок Монополи. Здесь прекрасные пляжи, а в окрестностях много интересных мест. Но мимо Бари также проезжать не стоит, ведь здесь находятся мощи святого Николая Чудотворца. Посещению Альеробелло будет безумно рад ребенок - он похож на сказочное селение хоббитов или гномов. Все благодаря домам-труллям;
  • нельзя обойти стороной север Италии. Но здесь речь пойдет не об очевидном путешествии по таким городам, как Генуя, Турин, Милан и Венеция. Есть не менее увлекательный маршрут из Флоренции в Монтепульчано из Сиены и Вольтерры. Прибыв во Флоренцию, лучше задержаться на сутки и осмотреть город в утренние часы или вечером, когда основная волна туристов прошла. Далее - по Италии на машине лучше всего остановиться в Сиене. Отсюда удобно добираться до Лукки и Вольтеры, где для экскурсионных прогулок лучше воспользоваться услугами гида, особенно, посещая винодельни.

Отдых во Флоренции

Примерные расходы на путешествие на автомобиле по Италии

Платные дороги в Италии пользуются высокой популярностью. Здесь сложно заблудиться, особенно если использовать навигатор по Италии. Кроме того, на платных дорогах допустимая скорость гораздо выше, работают они без выходных дней и оплачивать стоимость проезда достаточно удобно.

Обратите внимание! Две главные автострады проложены с севера на юг вдоль всей страны. Стоимость проезда по восточному побережью составляет 60 евро*, а по северному – 70 евро.*

Теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как оплачивается проезд по платным дорогам:

  • при въезде на автостраду нужно нажать на красную кнопку в автомате и забрать билет. Иногда он там уже есть, поэтому следует просто оторвать;
  • выезжая, нужно вставить данный билет в автомат и заплатить указанную там сумму. В некоторых случаях здесь есть будка, в которой сидит человек. В таком случае можно предоставить билет ему и расплатиться наличкой или банковской картой.

Обратите внимание! Автоматы не всегда берут бумажные купюры, а сотрудник в будке тоже есть не всегда, поэтому лучше иметь при себе монеты. Кстати, выезд «Telepass» только для тех, у кого он есть. Для остальных работает выезд «Biglietto».

Плата за парковки

Парковка в Италии - это очень обширная тема, которую не уместить в нескольких абзацах, но есть главные аспекты, которые следует знать. Итак, лучше всего снять номер в отеле, который имеет собственные паркинг и бесплатную парковку. Так не придется платить лишние деньги. Если такой возможности нет, следует помнить:

  • парковки, очерченные белой линией, бесплатны. Оставить машину за синей, желтой или красной линией можно только по тикетам;
  • паркуя машину на севере Италии, можно увидеть темнокожего «сотрудника», который будет всячески «помогать» припарковаться, а затем попросит несколько евро за услуги. Это нелегал, платить ему или нет, решает каждый за себя;
  • на платных парковках подобного нет. Оплата за оставленную машину производится в автоматах - час в среднем 2 евро, сутки - около 18 евро.*

Но прежде, чем припарковать автомобиль, нужно добраться до парковки. Сделать это может быть непросто, а с чем это связано, будет рассмотрено ниже.

Парковки в Италии

Особенности ПДД в Италии

Если с полосами и разметкой на дороге русский автомобилист, пребывая в Италии разберется, то в остальном могут возникнуть трудности. Итак, основные нюансы движения по итальянским автострадам:

  • в городах максимальная скорость - 50 км/час. На дорогах следует учитывать указания на дорожных знаках;
  • все пассажиры должны быть пристегнуты, включая находящихся на заднем сидении;
  • дети младше 12 лет могут ездить только в специальном кресле, установленном на заднем сидении;
  • по мобильному телефону при движении можно разговаривать только через гарнитуру «hands free»;
  • на круговых перекрестках водители в круговом движении имеют преимущество перед другими;

Важно! Отправляясь в поездку по Италии на машине, достаточно сложно рассчитать все расходы. Это явный минус, более того, нужно найти стоянку и изучить правила парковки в Италии.

  • на автострадах для остановки предусмотрены специальные «карманы» с надписью «SOS»;
  • итальянцы любят нарушать правила, но лучше не следовать их примеру. Даже незначительное превышение скорости грозит штрафом в 200 евро.* Но движение ниже разрешенной скорости вызовет недовольство местных водителей. За вождение в нетрезвом виде водитель может быть приговорен к штрафу и лишению свободы.

Подыскивая удобный маршрут к местам, которые стоит посетить, нужно учесть стоимость платных дорог в Италии, по которым придется ехать. Все это может показаться достаточно сложным, но уже после первой поездки страхи отступят, а им на смену придет наслаждение от путешествия по качественным европейским дорогам и возможности самому выбирать путь.

*Цены актуальны на октябрь 2018 год.

По Италии на авто. Наш опыт

  • Мы с Димой живём в Бельгии. Сестра Димы живёт на севере Италии. Несколько раз в год навещаем здесь своих родных. Соответственно, по Италии катаемся на бельгийских номерах.
  • За 5-6 поездок нас ни разу не остановила полиция. Тьфу-тьфу! Ездили через Австрию, Францию и через Швейцарию. Кстати, если ехать через Швейцарию, то очень большая вероятность, что на границе таки остановят.
  • В городах видели несколько раз, как полиция или карабинеры останавливают и поверяют документы.
  • Последний раз ездили с маленькой Евой. Ей тогда было всего два месяца. 3 000 км. она выдержала очень стойко. На некоторых участках дорог очень много грузовых фур. Несмотря на то, что согласно ПДД им разрешено ехать только по отведённым полосам, на практике ПДД придерживаются не все. Грузовики могут идти на обгон там, где это запрещено, превышать допустимую скорость, а то и вообще, занять все полосы. Кроме того, многие участки дороги ремонтируют, поэтому движение может быть затруднено.
  • Каждые 30 - 50 км. автострады есть заправки, большинство из них с кафе (моя любимая с кафе AutoGrill). Цены здесь выше, как на еду, так и на бензин. Поэтому покупать продукты и заправлять машину лучше в городе.

Как арендовать машину

  • Для аренды машины в Европе пользуемся сайтом rentalcars.com, у них большой выбор авто и лояльные цены.
  • Берите машину с полной страховкой. Итальянцы ездят очень беспорядочно. Стоит только пересечь границу, как становится понятно — мы в Италии! К тому же, узкие улочки и резкие повороты только увеличивают шанс повредить авто. Поверьте, страховка — это не то, на чём нужно экономить.
  • Почти все прокатные сервисы блокируют залог на вашей карте. Как правило, это 400-800 евро. После сдачи авто, сумму разблокируют.

Платные дороги Италии

Большинство итальянских автострад платные. Рассчитать приблизительные затраты на дорогу можно с помощью этого сайта. Нужно ввести пункт отправления и прибытия, а программа сама рассчитает стоимость проезда по выбранному участку. Кроме того, здесь же, в режиме реального времени, можно посмотреть и трафик по маршруту: какие участки закрыты, какие ремонтируют, а какие очень загружены.

На этом сайте можно получить информацию по автострадам. Описана вся имеющаяся инфраструктура: парковки, заправки, съезды в города и многое другое. Два вышеупомянутых ресурса стали для нас палочкой-выручалочкой.

Как оплачивать проезд

  • При въезде на автостраду нажимаете кнопку, чтобы получить талон, ничего не оплачиваете. Талон ни в коем случае не выкидываете. При выезде с автострады он вам понадобится для оплаты.
  • Оплачиваете на въезде фиксированную сумму и продолжаете движение, на выезде с автострады уже ничего платить не нужно.

Для оплаты проезда заранее подготовьте наличные. Многие пункты автоматизированы (то есть, без человека в окошке), но не все принимают карты.

Туристам необходимо выбирать пункт с надписью «Biglietto», на котором нарисованы банковские карты или копейки. Пункты, поддерживающие «Telepass» - для местных, у которых есть депозитный чип.


Заправки Италии

Средние цены на бензин в Италии такие:

  • Super 95 - 1,6 евро,
  • Premium 98 - 1,7 евро,
  • Diesel - 1,45 евро.

В Италии можно заправиться двумя способами: с помощью и без.

  1. Заправка с пометкой «Servito» обозначает обслуживание на станции. То есть, вы можете даже не выходить из машины, всё сделают за вас. Говорите что заправить, сколько и отдаёте деньги. Сотрудник станции оплатит бензин в кассе и вернёт вам сдачу. Бензин с пометкой «Servito» стоит дороже, чем если бы вы всё делали самостоятельно. В среднем наценка 10-20 центов за литр. Чаевые оставлять необязательно, оплата за помощь уже заложена в более высокую стоимость бензина.
  2. Второй вариант — заправить машину самостоятельно. В таком случае на бензин действует регулярная цена, которая указана на табло при въезде на заправку. Имейте в виду, некоторые станции закрыты в выходные и праздничные дни. Рассчитаться за бензин можно картой или наличными в терминале.

Где парковаться

Парковочные места обозначены знаком или дорожной разметкой. Чаще всего на знаках указаны дни и время, когда парковка платная. Что касается дорожной разметки, тут тоже есть свои нюансы.

  • Голубая — зона платной парковки. Необходимо купить талон в паркомате и положить его под лобовое стекло. Паркоматы принимают копейки, реже карты и купюры.
  • Парковка с разметкой белого цвета бесплатная, но авто можно оставить на ограниченное количество времени. Время разрешенной стоянки указано на знаках. Как правило, это один или два часа. Для остановки в этой зоне необходим парковочный диск. Очень редко встречаются белые зоны, в которых нет ограничения по времени.
  • В среднем парковка стоит 1-2 евро в час.
  • Хороший способ сэкономить — бронировать жилье с бесплатной парковкой. Однако, имейте в виду, въезд в центр города некоторых городов может быть запрещен. Учитывайте этот факт, если планируете жить в центре.


Минусы путешествия по Италии на авто

  • Как я писала выше, дороги платные. Расходы на бензин и оплату автострад съедают львиную долю отпускного бюджета. Если в целом , то на транспорт это, к сожалению, не распространяется.
  • Север Италии, особенно та часть, которая возле побережья, очень холмистый. То спуск, то подъем, то затяжной серпантин, то тоннель, то ремонт — в общем, ехать достаточно сложно! Нужно очень внимательно следить за дорогой. А в крупных городах ещё и трафик, можно надолго застрять в пробке.
  • В сезон могут быть проблемы с парковой. Желающих много, а мест мало.

На мой взгляд, путешествовать по Италии на машине дорого и утомительно. Такая поездка точно не для всех! Но если посмотреть с другой стороны, то и хорошего здесь много. Затраты на проезд — цена за свободу выбора и действий. В любой момент можно переиграть маршрут или заехать в такие места, в которые на общественном транспорте не попасть.

В феврале этого года прокатились по Италии на авто, и это помогло взглянуть на жизнь в стране с нового ракурса. Как арендовать машину, научиться местному стилю вождения, увидеть невероятный природный заповедник и ночевать на улице в одном из самых криминальных регионов страны – слово Анне.

Италия – не самое экзотическое направление, чтобы ждать от него каких-то невероятных приключений. Поэтому мы решили сами добавить себе сложностей и впечатлений и отправились в страну максимально самостоятельно: без заранее приготовленных броней, избитых маршрутов и экскурсий группками. Мы хотели проехать по винно-оливковой Тоскане, спуститься на солнечный Amalfi-coast в лимонах, узнать о неаполитанской мафии и взять наездом римские аутлет-деревни.

Мы – это Аня, журналист и SMM-менеджер, и Ваня – IT-разработчик, а вместе – двое, которые давно мечтали путешествовать на машине. Это всегда казалось нам и полезно – увидеть нетуристические места, и по-взрослому, что ли. И вот краткое резюме нашего путешествия: «Просто и дешево ли арендовать авто в Италии?» – нет и нет, «Как водят в этой стране?» – отвратительно лихо, «Будем ли мы еще путешествовать на машине?» – да.

«Нас услужливо предупредили, что на территории Кампании – региона Италии, где планировался основной трип – страховка не действует. Такая там, мол, мафия и разбой, что лучше не соваться»

Аренда авто

Москва – Пиза – Флоренция – так начался маршрут к заветной цели. В аэропорту Флоренции, по пути к которому мы увидели весь город, нас ждала заветная тачка. По первым подсчетам, главными статьями расхода должны были стать бензин (порядка € 1,6 за литр) и сама аренда. В многочисленных сервисах (Europcar, Herz, GoldCar) цены варьируются, есть горящие предложения и множество «условий со звездочкой». Мы выбрали GoldCar, поскольку здесь такса one way – за то, что ты оставишь машину в другом городе – была самой низкой (€ 65). Аренда в целом тоже стоит адекватно – за 6 дней мы отдали около € 40 + € 65.

За потенциально потраченный бензин на карте блокируют € 149. После возврата авто их тоже возвращают. Но уже в самом пункте выдачи в аэропорту Флоренции мы узнали, что для брони нужна кредитная, а не дебетовая карта. Ведь только с нее прокат может взыскать деньги, если тебя занесет на каком-нибудь серпантине. А поскольку мы кредитками не располагали, аренду обложили full cover – приятной опцией страхования от всего, но с кусачей стоимостью в € 136. Правда, нас также услужливо предупредили, что на территории Кампании – региона Италии, где планировался основной трип – страховка не действует. Такая там, мол, мафия и разбой, что лучше не соваться. Или лучше без машины. Ну, или пеняйте на себя. «Grazie», – промямлили мы и сели в машину.

Тоска по Тоскане и Умбрии

Нам очень хотелось увидеть Кьянти с его знаменитым вином, туманными холмами и оливами и кипарисами. Кастеллина-ин-Кьянти, Бастия-Умбрия, Спелло, Монтефалко, Сполето – это городки на возвышениях со средневековыми стенами и брусчаткой, которые мы успели объездить за пару дней. На каждый у нас уходило всего час-полтора, но главное – не попасть в «мертвое» время с 14:30 до 18:00 – даже местные коты не мяукают эти часы, потому что сиеста. Из еды можно надеяться разве что на чашечку эспрессо. Магазины, рестораны – категорически нет.

Солнце и в феврале было очень ярким, и казалось, что можно выбегать из авто и снимать очередные башенки городов в одном свитере. Как мы и делали, а Тоскана обманула наши питерские наивные души. Итог – я с насморком, а мой спутник готовит план-перехват простуды: по приезде в гостевой дом в Бастии-Умбрии в ход пошли душ-кипяток (похвастаться которым может не каждый b&b-отель), растирания, сон под тремя одеялами и горячий чай. Лекарства на форумах советовали исключительно лимонно-медовые, по поводу аптек – единогласно предостерегали о ценах и сложностях покупки чего-то действенного.

Зато на следующий день тосканская Сиена вознаградила нас свободными улицами и исторической живописностью. А еще чаем. Мы снова как будто поплыли против течения и вместо кофе пошли пить чай в интересное место – TeaRoom. Кстати, в этот вечер мы впервые совершили ошибку, о которую споткнулись потом еще пару раз: не предупредили объект размещения о позднем прибытии. И не стали покупать местную симку (мы же так хотели поездку оффлайн), а потом пристраивались ко всем общественным местам в поисках wi-fi. Итог – в одном из гостевых домов мы просто разбудили хозяина, а вот в Кампании (это та самая с дурной славой) вообще остались ночью на улице.

Мафия, мандарины и макаронный бог

Теперь путь лежал от Тосканы к Кампании, деревеньке Гаэта, а это примерно 300 километров дороги. На этом участке ехать уже не так интересно: сама Кампания на вид кажется довольно бедным регионом, а мусор и кочки на дороге здесь есть по умолчанию. Мы еще и решили объехать Рим по кольцевой и вляпались сразу в две истории: внезапная платная трасса А1 (главная, по ней всегда можно ориентироваться на крупные города) и трафик около города.

В Гаэту на побережье, где весь колорит сменился пальмово-южным, мы причалили аж к 23 часам. Вместо адреса via Bologna, 22, где должен был быть наш ночлег, карта показывала пустое место около дороги. Тут мы познакомились с особенной нумерацией в Италии, когда в одном доме несколько входов, и все они считаются отдельными домами. Итого: два часа искали наш отель без единого опознавательного знака, полчаса писали туда, попросив wi-fi у соседнего отеля, и остались спать в машине. Но каждые полтора часа просыпались, чтобы прогревать ее (температура ночью опустилась до +4).

На самом деле, спать в авто вполне удобно. Но € 32 за «ночевку» с нас слетели, как сумочка с зазевавшейся туристки в Неаполе. В этот город, к слову, мы заезжать не стали, а сразу двинулись на побережье Амальфи. Здесь уже можно было безнаказанно выбегать ради фото в одном свитере, залезать на утесы и свешиваться над морем. Природа горно-морского региона нам подарила просто детский восторг, хотя нас укачало на остросюжетных серпантинах.

«На самом деле, спать в авто вполне удобно. Но € 32 за «ночевку» с нас слетели, как сумочка с зазевавшейся туристки в Неаполе»

С парковками в Кампании еще большая беда, чем в Умбрии и Тоскане, но все спасает поведение итальянцев. Да, даже если ты тупишь и врываешься на одностороннее движение не в свой светофор, никто не сигналит и не материт – они просто улыбаются. Причем и авто, и пешеходы движутся так, как повелит им макаронный бог.

На амальфитанском побережье мы притормозили в безызвестной деревушке Четара, и были так рады, что остались там на двое суток. Нам наконец повезло с отелем (все в керамике, шикарная мебель, 3 минуты до моря и все это за € 38). Мы обследовали все в радиусе 40 километров: в Прайано ходили по ликерным магазинчикам на дегустации, в Амальфи любовались на лодки и катера, а ближе к своей Четаре вечером засели в отличном рыбном ресторане. Что обязательно нужно сделать в этой местности? Попробовать локальную кухню, купить керамическую посуду и украсть лимон.

Когда побережье было обкатано во всех направлениях, мы выбрали пешую тропу, которая называется Pogerola – Noce Fica (Valle delle Ferriere). Туда путь лежит через лимонные и мандариновые плантации, где с виду все уже созрело, но на самом деле еще очень кислое. Привал и самодельный обед из моцареллы, томатов, тунца и чиабатты в оливковом масле мы устроили около развалин аббатства 15 века. Потом тропа зашла в тупик: впереди шумит вода и чуть виден водопад, но все обнесено забором. «Attenzione!» на табличках нас поначалу остановило, но такой долгий путь просто должен был вознаградиться чем-то впечатляющим. Мы миновали забор и обомлели. Со скал, с папоротников, с моховых прядей стекала вода мелкими кристаллами. Тут мы сделали пару панорам на 360 градусов, чтобы унести с собой хоть какую-то часть этой красоты!

Можно сказать, что мафиозная Кампания склонила нас к нарушению закона и проникновению в заповедник. Но мы уверены – это был зов природы. И, кстати, здесь мы в сотый раз поблагодарили себя же за то, что решили взять авто – без четырех колес увидеть все это не получилось бы.

Все пробки ведут в Рим

Столицу мы оставили на десерт, и это было верно: даже итальянцы советуют делать так, иначе римское очарование не отпустит все путешествие. Только вот добраться до Рима по автодорогам не всегда самый удобный вариант: впервые мы реально застряли в пробках, и даже мастерам ювелирного вождения приходилось стоять. Очень часто дорога сужается, переходит из автострады в населенные пункты, везде много ограничений скорости. Мотоциклистов это не смущает, но вот если за твоей спиной полыхнула вспышка – наверняка запечатлели скоростную езду. Это еще одна причина, по которой сервисы авто-аренды просят кредитную карту: штрафы в Италии немаленькие. Но об этом ли ты думаешь, когда мчишься в Вальмонтоне в аутлет-деревню, чтобы купить пиджак Trussardi всего за € 69?

Конечной точкой нашего путешествия на машине был аэропорт Фьюмичино – самый крупный в Риме. Мы решили приехать до указанных 20.00 – и это было верным решением! Учтивый GoldCar дает еще час сверху, прежде чем взимать с вас штраф за просрочку, но учитывая, каким лабиринтом оказался главный римский хаб, мы были как раз вовремя. Не забываем про Fuel-to-fuel – систему, по которой машина и выдается, и принимается полностью заправленной. Только не стоит расплачиваться с автоматом на заправке крупными купюрами: вечером касса не работала и сдачу в € 5 нам никто так и не выдал.

«Штрафы в Италии немаленькие. Но об этом ли ты думаешь, когда мчишься в Вальмонтоне в аутлет-деревню, чтобы купить пиджак Trussardi всего за € 69?»

А теперь – пешком

Оставив авто, мы даже обрадовались, что не очень основательно закупились в аутлетах, поскольку все перекочевало в руки и на спины. Оставшиеся три дня в самом Риме мы не нуждались в машине. Но чтобы посмотреть не один город и просто увидеть другую Италию, авто – маст-хэв, как говорят знатоки английского. Даже все нервы с навигатором, привыкание к итальянской экспрессивной езде и трата за аренду тачки почти € 350 вместо ожидаемых € 170 – все было компенсировано впечатлениями.

Рим – Пиза – Москва – так путешествие под хештэгом #другаяиталия завершилось. Но не навсегда – надо же угодить итальянцам и отметить в паспорте побольше дней «на территории страны, выдавшей визу»!

Фото – Иван Яковлев

Большинство туристов предпочитают морское побережье Италии, горнолыжные курорты или большие города, с их музеями и архитектурными шедеврами. Тем же, кто хочет повидать горные вершины и альпийские луга, лимонные рощи и виноградники Тосканы, старинные городки и средневековые замки, мы советуем взять в аренду автомобиль и отправиться по одному из следующих маршрутов.

1. Дорога S163 по Амальфийскому побережью: море, тихие бухты и горный серпантин

Фото: @stepcar73 / @emianofficial / Instagram.com

Побережье Амальфи находится на юго-западе Италии, недалеко от Неаполя, на полуострове Соррентино. В 1997 году все 40 километров побережья были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Трасса S163, которую не раз называли самой красивой дорогой Италии, пролегает по горному серпантину через лимонные рощи и старинные города, рядом с пляжами, бухтами и виноградниками. Городки и рыбацкие деревни на побережье особенные - они, как птичьи гнезда, крепятся к почти отвесным скалам и нависают над морем.

S163 проходит через шесть (Пирано, Амальфи, Минори, Мажори, Четара и Виетри суль Маре) из шестнадцати населённых пунктов побережья. Остальные десять находятся в нескольких километрах от дороги. Если есть возможность, советуем посетить их все, ведь каждый из них уникален: в Амальфи есть собор редчайшего нормано-византийского стиля и старинный арсенал, в Минори - отменные рестораны и кондитерские, а также песчаные пляжи. Равелло лежит выше других городов,с его смотровых площадок видно всё побережье, а в Конка-дей-Марини есть огромный грот со сталактитами, средневековые башни, монастырь и церкви.

2. Дорога Кьянти в Тоскане: виноградники, соборы, замки и холмы

Фото: @allie.blaire / @walre037

Кьянти - самое известное итальянское вино, его производят из винограда Санджовезе в Тоскане. Этот регион славится отличными вином и кухней, удивительной природой и богатым культурным наследием. Побывать в природных заповедниках и средневековых городах, попробовать лучшие вина и увидеть старинные замки и монастыри можно, отправившись по дороге Кьянти (Via Chiantigiana) S222, которая соединяет Сиену и Флоренцию.

Итальянские путеводители советуют выезжать из Флоренции и, минуя поля пшеницы, виноградники и оливковые рощи, неторопливо ехать от одного средневекового городка к другому. В Импрунете есть старинные винодельни и маслодавильни, ренессансный собор и вилла семейства Медичи, расписанная Джованни Маноцци. Греве-ин-Кьянти славится винными погребами с самым ценным сортом кьянти - «Кьянти классико», старинными фресками, замками и тавернам, отделанными терракотой. Панцано окружён кипарисовыми и оливковыми рощами, а в центре города стоит средневековый замок.

3. Путь по Доломитовым горам на северо-востоке Италии: озёра, розовые горы и средневековые замки

Фото: Shutterstock.com

Доломитовые Альпы - один из самых красивых горных массивов Европы, внесённый в Cписок Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. У этих гор удивительный цвет - днём они почти белые, а на закате окрашиваются в сотни оттенков красного и розового. Ле Корбюзье, один из самых известных архитекторов ХХ века, называл их самым прекрасным архитектурным творением в мире. 110-километровая дорога из Больцано в Кортина-д’Ампеццо, которую называют Большим доломитовым путём (Grande Strada delle Dolomiti), пролегает рядом с высочайшими пиками, озёрами и водопадами, через альпийские луга и старинные города.

Дорога начинается в Южном Тироле, в городе Больцано, где есть средневековые замки и романо-готический собор, а в археологическом музее хранится мумия Эци, Тирольского ледяного человека, жившего в горах около 5300 лет назад. Дальше путь лежит через озеро Карецца, чьи воды переливаются разными цветами, и горный массив Катеначчо, который называют «воротами в Доломиты». Дальше путь лежит по извилистым горным дорогами, через лыжные курорты, хвойные леса и мимо древнего замка Андраз. Вскоре после замка дорога спускается в долину Ампеццо, в курортный город Кортина-д’Ампеццо, где в 1956 году проводились зимние Олимпийские игры.

4. Три дороги древней Сицилии: море, вулкан, древнегреческие развалины и пышное барокко

Фото: @nikko1983 / @akselz / Instagram.com

Сицилию омывают три моря, здесь чистейшие пляжи, отменная кухня и удивительная архитектура. Древнегреческие и раннехристианские памятники соседствуют с барочными церквями, мрачными катакомбами и современным новостроем. А ещё здесь находится единственный действующий вулкан Европы. Через самые красивые места и главные достопримечательности острова пролегают три дороги: S114, S115, S113.

S114 тянется по восточному побережью, соединяя Мессину и Сиракузы. Дорога проходит по побережью и равнинам, рядом с вулканом Этна, через средневековую Таормину, лежащую на вершине холма, и портовую Катанию с барочными соборами, мраморными фонтанами и домами из черного вулканического камня.

Трасса S115 идёт от Сиракуз до Трапани на западе острова, через тихие деревни и леса, по побережью и долинам с руинами древних городов. В долине Валь-ди-Ното дорога пролегает через барочные города Рагузу и Ното к побережью, сворачивает к средневековому городку Агридженто и дальше ведёт к Долине храмов - известнейшим древнегреческим руинам на острове.

S113 соединяет два морской порта - Трапани на северо-западе Сицилии и Мессину - на северо-востоке, пролегая по горам и северному побережью через Палермо, столицу острова и Тиндари, тихий город с древнеримскими развалинами и средневековыми монастырями, который окружают пляжи и пещеры.

5. Дорога вокруг озера Комо в Ломбардии: Альпы, замки, парки и виллы королей

Фото: Shutterstock.com

Озеро Комо - одно из красивейших озёр Европы, находится в 40 километрах от Милана, на северо-западе Италии. На протяжении столетий сюда приезжали отдыхать европейские аристократы, и сегодня их виллы с огромными садами, парками и роскошными интерьерами - популярные достопримечательности региона. Озеро окружают Альпы, на его берегах находятся роскошные виллы 18-20 веков, парки, средневековые церкви, музеи, старинные замки и крепостной вал. У Комо редкая вытянутая форма, в которой одни видят перевернутую букву Y, а другие - силуэт бегущего человека. Длина дороги, идущей по берегам и окрестностям, - 140 километров.

Начинать маршрут можно в любом из городов на берегу озера. При желании можно не объезжать озеро по кругу, а воспользоваться паромом, которым соединяет 4 города (Варенна, Белладжо, Менаджо, Каденаббия) на разных концах озера. Советуем посетить следующие места: Замок Кастелло ди Вецио, откуда с высоты птичьего полёта просматривается всё озеро, и смотровую площадку в Белладжио, с которой, по мнению местных жителей, открывается лучший вид на Комо. На вилле Бальбьянелло в в Ленно снимался один из эпизодов «Звёздных войн», на вилле д’Эсте в Черноббио жили английские короли, а Вилла Карлотта в Тремеццо славится своим парком и шедеврами живописи. Самые красивые города маршрута - Комо и Лекко, со средневековыми соборами, ратушами, домами и прекрасными набережными.

Об авторе

Живу в Марселе, учусь на иллюстратора и постоянно путешествую. Я обожаю открывать для себя новые места и рассказывать про то, как сделать поездку дешевле и приятней, о необычных маршрутах, которые изменили мой взгляд на мир и которые, надеюсь, вдохновят кого-то отправиться в дорогу.

А ещё у нас есть