Интернет-проект Р. Римша: "Средневековые замки Эстонии" - доминиканский монастырь в Таллине

«Таллинн и острова - Муху и Сааремаа»
…Существует легенда, что мать основателя доминиканского ордена - Святого Доминика - перед рождением сына видела во сне, что родит черно-белую собаку, которая будет факелом освещать мир. Отсюда и прозвище доминиканцев - «domini canes», т.е. божьи собаки.
…Парни-«монахи» в коричневых рясах торжественно провели нас к наковальне, вручили по монетке с дырочкой и каждый из нас вложил монетку в специальное отверстие, придавил чугунной крышечкой и тюкнул тяжеленным молотком. На монетке прочеканилась собака и надпись, потом её нанизали на мохнатую бечёвку и повесили нам на шеи. Это билет-презент.
…Наконец входим в тот самый капитульный зал. Он тёмный, свет льётся из единственного маленького и узкого окошка, вдоль стен стоят полуразрушенные каменные плиты, в центре стоит стульчик. Это знаменитая мистическая комната энергии, считается, что по центру под куполом расположен энергетический столб.

Я в и

DOMINIIKLASTE KLOOSTRI & MUSEUM/ ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ И МУЗЕЙ

Во второй день после поездки в Кадриорг, где провели полдня, мы решили пойти в Доминиканский монастырь. На монастырской вывеске-указателе изображена собака с горящим факелом в пасти. Существует легенда, что мать основателя доминиканского ордена - Святого Доминика - перед рождением сына (в 1215г.) видела во сне, что родит черно-белую собаку, которая будет факелом освещать мир. Именно поэтому, Святой Доминик зачастую изображается средневековыми живописцами с факелом в сопровождении собаки. Отсюда и прозвище доминиканцев - «domini canes» , т.е. божьи собаки. Однако есть одна хитрость. Вход в монастырский музей - с ул. Vene. Купили билеты. А я мечтала попасть в сам загадочный монастырь. После долгих переговоров с парнями, переодетыми монахами, на смеси эстоно-русско-английского выяснилось, что нужный нам вход находится на ул. Müürivahe .

МУЗЕЙ ДОМИНИКАНСКОГО МОНАСТЫРЯ (kloostri.ee )

Парни-«монахи» в коричневых рясах торжественно провели нас к наковальне, вручили по монетке с дырочкой и каждый из нас вложил монетку в специальное отверстие, придавил чугунной крышечкой и тюкнул тяжеленным молотком. На монетке прочеканилась собака и надпись, потом её нанизали на мохнатую бечёвку и повесили нам на шеи. Это билет-презент. Очень здорово.

Сам музей - это открытый внутренний дворик, где по серым каменным стенам ползёт дикий виноград и две гулкие тёмные высокосводчатые галереи, в конце, которых замурованные проёмы дверей, горят свечи в плошках и включена запись мужского хора. Внутри дворика - зелёная площадка, где установлены узкие скамейки, (очевидно, здесь проходят концерты), и большой каменный древний колодец. Раньше колодец был чистым и монахи варили в нем пиво, а сейчас туристы кидают на дно монетки и загадывают желания, это «колодец желаний». Здесь мы сделали несколько чудных фоток в ретро-режиме фотоаппарата. Когда уходили, пришли две молодые эстонки сели на лавочку и стали распеваться. У них были дивные оперные голоса и в окружении средневековых стен ощущения мы испытали фантастические.

ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (mauritanum.eu )

Войти в сам Kloostri, т.е. монастырь, нужно с ул. Müürivahe , мы нырнули в переулок Катарины и вышли на неё (переулок Катарины это перекладинка в букве «Н» между двумя параллельными улицами - Vene и Müürivahe ).

Купили билеты. Поднялись по узкой каменной лестнице и попали в плохо освещённую комнату. Людей никого, к нам вышла немножко странноватая женщина и провела нас в библиотеку. В общем, с этого момента началось странное кино: тёмная длинная библиотека, на стене пляшут тени от свечи на столе, наверху два тёмных портрета, это «монах Доминик направил во все концы света по два человека и эти двое пришли в Таллинн и основали здесь доминиканский монастырь» - рассказывает нам странная женщина.

Дальше слышим что-то типа: «сейчас спуститесь в подземелье, не бойтесь, всё может быть, посидите в капитульном зале на стульчике, больше 2-х минут нельзя, вряд ли у вас получится что-то сфотографировать» . Потом она показала нам две фотографии: на одной - над группой туристов зависали какие-то белые тени, на другой - почему-то как будто засвеченное изображение таинственного капитульного зала, куда я так мечтаю попасть. Мы разволновались, наконец встаём и по стрелкам на полу направляемся к лестнице вниз.

Сначала попадаем в некое подвальное помещение с книжными полками, на двух столах раскрытые средневековые спиритические книги.

Я фотографирую, но фотик зависает… Потом материалистически настроенный муж объяснил мне, что просто ночной режим фотоаппарата требует времени на настройку. Ну ладно, сделаю вид, что поверила. Наконец входим в тот самый капитульный зал .

Он тёмный, свет льётся из единственного маленького и узкого окошка, вдоль стен стоят полуразрушенные каменные плиты, в центре стоит стульчик. Это знаменитая мистическая комната энергии , считается, что по центру под куполом расположен энергетический столб. Здесь в средневековье подпитывали свои истощённые постами физические и душевные силы доминиканские монахи. Ощущения очень сильные, я задерживаюсь там чуть более 2 минут, но потом приходит чёткое понимание, что всё - достаточно. Фотик, кстати еле фотографирует. Ночной режим, конечно же…

Попадаем, очевидно, в дормиторий, или бывшие спальни монахов.
Мне вспоминается почему-то любимая книжка детства «Последние Каролинги», А.Говорова. На стене разглядываем осколок очень любопытной древней каменной фрески: называется она нейтрально “Fool’shead”, т.е. «Голова шута», но на ней изображен странный неземной человечек с двумя рожками. Муж-материалист не питает не тени сомнения, несмотря на перепончатые уши этого странного создания.


(с) фото из интернета

Дальше попадаем в каменную галерею, откуда виден дворик музея, где мы только что побывали и откуда странная женщина, через застеклённую арку, сфотографировала странные тени. Муж-материалист радостно развенчивает и этот миф - он уверен (им лично сделан проверочный снимок), что это отражение вспышки в стекле. Ну что ж, опять придётся делать вид, что поверила…

Монастырский комплекс, расположенный у пересечения улиц Jalovcova (Можжевельниковая), Husova (Яна Гуса), Jilská (Ильи) и знаменитой Zlatá, сегодня является одним из центров культурной и духовной жизни столицы.

Архитектура

Строительством монастыря в стиле барокко, начатым в 1663 году, занимался выдающийся итальянский архитектор Карло Лураго, которого позже заменил его земляк Джованни Доменико Орси. Заключительный этап строительства приходится на начало XVIII века, хотя позже все же были совершены незначительные изменения в экстерьере и интерьере, а северная часть комплекса - скорректирована в первой половине XIX века.

Пространственно Доминиканский монастырь занимает вытянутый трапецевидный участок в непосредственной близости от церкви св. Ильи. Здание с большим внутренним двором, разделенным на две части поперечным крылом, достигает высоты двух этажей, за исключением северо-восточной части, где надстроен третий этаж.

Среди относительно простых барочных фасадов монастыря стоит выделить портал в стиле раннего барокко на Можжевельниковой улице, исторические интерпретации на улице Яна Гуса и входные порталы первой половины XIX века на улице Ильи.

Интерьер монастыря также сохранил черты барокко. Так, на первом этаже здания можно увидеть своды в раннебарочном и готическом стилях, арочные проходы и лестницы эпохи Возрождения. Особого внимания заслуживает монастырская трапезная с лепниной и расписным потолком, а также библиотека с не менее впечатляющим лепным убранством и книжными шкафами в стиле барокко.

Барочная трапезная

Роскошная барочная трапезная была создана в конце XVII века в качестве главного помещения Доминиканского монастыря и чешского ордена доминиканцев в целом. Богатый лепной декор стен и арок дополняет около пятидесяти картин, разделенных на несколько тематик различного содержания и формата. Доминантой зала является монументальная арка, изображающая сцену свадьбы в Кане, а именно тот момент, когда слуги вносят кувшины с водой, которую Дева Мария должна превратить в вино. Рядом находятся картины с изображением св. Ильи и св. Доминика, покровителя церкви и основателя ордена доминиканцев. Ниши боковых стен занимает серия из восемнадцати портретов святых, чьей миссией являлось превозношение духовной значимости ордена: Фомы Аквинского, св. Винсента Фирерра, св. Екатерины Сиенской и других. Тематика остальных картин связана с библейскими притчами и цитатами. Сегодня отреставрированное помещение трапезной сдают в аренду в качестве эффектного места для проведения свадеб, приемов, концертов, конференций и тренингов.


История

Первое письменное упоминание о церкви св. Ильи, прилегающей к монастырю, датируется 1238 годом, но археологические исследования показали, что святилище в этом месте находилось уже на рубеже XI-XII веков. Когда-то ее занимали утраквисты, затем гуситы, а в 1626 году церковь перешла во владение ордена доминиканцев, который находится в Праге с первой половины XIII века. Доминиканцы восстановили костел и пристроили к нему монастырь в стиле барокко, ставший центром интеллектуальной и художественной жизни города.

Сегодня доминиканский орден активно работает над реконструкцией и развитием монастыря. В дальнейшем планируется открытие литературного кафе и центра для проведения различных культурно-образовательных мероприятий, а уже сейчас у всех желающих есть возможность провести несколько дней в монастырском отеле. Простые 1,2,3,5 – тиместные номера оборудованы необходимой мебелью, современным санузлом, общей кухней и бесплатным wi-fi. Стоимость проживания находится в пределах 300-700 Крон с человека.

Кроме того, историческая среда трапезной и всего монастырского комплекса, конечно же, привлекает кинематографистов. Одним из самых знаменитых фильмов, снятых в стенах монастыря, является Амадеус чешского режиссера Милоша Формана.

Доминиканский монастырь в комплексе с церковью св. Ильи интересен не только своим барочным оформлением, но и особой атмосферой, которую создают многовековые традиции ордена.


(1349 г.)

(текст Елены Бобровой)

Комплекс зданий, оставшихся от Доминиканского монастыря в Таллине, расположен между улицами Мююривахе и Вене, которые пересекает улица Мунга. Как известно, Доминиканский орден был основан испанцем святым Домиником де Гусманом в 1216 году. Члены ордена, путешествуя по Европе по двое, должны были проповедовать Евангелие в самых отдаленных ее областях (раньше проповедовать могли только епископы, а их на всех не хватало). Так два доминиканских монаха прибыли в Таллин в 1229 году и основали монастырь на Тоомпеа, но уже в 1233 г. были вынуждены откуда уйти из-за разногласий с немецкими рыцарями. В 1246 году доминиканцы вернулись в Таллин и получили право основать в городе новый монастырь, посвященный Св.Екатерине - первый монастырь в Нижнем городе.

В четырех корпусах монастыря располагались соединенные ходами помещения: церковь, спальня, трапезная, библиотека, усыпальница, зал капитула, кухня, амбары. Вот схема монастыря тех лет.

1 - church (церковь), 2 - reguiem chapel (капелла),
3 - dormitory (спальня), 3a - chapter hall (зал капитула),
4 - supposable library (предполагаемая библиотека),
5 - old refectory (старая трапезная), 6 - new refectory (новая трапезная),
7 - supposable kitchen with its auxiliary rooms (предполагаемая кухня со вспомогательными помещениями),
8 - rooms for lay brethren (помещения для мирских братьев), 9, 10, 11 - cloister (крестовый ход монастыря),
12 - inner courtyard (внутренний двор), 13 - well (колодец), 14 - granary (амбар).
Единственно, что на этой схеме неточно: под спальней (dormitory) еще находится зал капитула.

С первых лет существования монастыря при нем действовала школа для эстонских детей. Участок для постройки монастыря выбирался очень тщательно для того, что территориальное расположение полностью соответствовало не только духовным, но и материальным интересам монахов. Послушники занимались торговлей (в основном рыбой) для того, чтобы заработать себе на пропитание. В 1517 году в Германии началась реформация, которая затем быстро распространилась на Прибалтику. Лояльное отношение монахов к власти римского Папы сделало их врагами протестантов. Доминиканский монастырь в Таллине был уничтожен 15 сентября 1524 года - здания перешли в распоряжение городской школы, а церковь отошла эстонскому приходу.

В 1531 г. церковь настолько пострадала от пожара, что стала непригодна к использованию. В 1799 г. северное крыло монастыря перешло во владение католической церкви и на месте монастырской трапезной в 1844 году была построена новая неоготическая церковь Св. Петра и Павла. В 1924 году бывшие жилые помещения, церковь, сад, и трапезная доминиканского монастыря были восстановлены и открыты для посетителей. От монастырского комплекса до сего дня сохранилась лишь западная стена с двумя порталами, часть южной стены с фрагментами трех контрфорсов, оконными проемами и нижней частью юго-восточной башни, а также фрагменты северной стены и церкви Св.Екатерины.

Фрагмент портала церкви Св. Екатерины (1), который можно увидеть в переулке Катарины (фото Е. Бобровой)

В 1954-1965 гг. монастырские здания были отреставрированы, и в них был открыт музей камнерезного искусства, экспонаты для которого собирались по всему Старому городу. Сейчас комплекс монастырских зданий поделен между тремя владельцами, два из которых - это разные музеи доминиканского монастыря, а третий - художник, торгующий своими произведениями. Сейчас мы пройдем по тому из музеев, вход в который находится со стороны улицы Мууривахе. Поднявшись по лестнице, мы попадаем на второй этаж в бывшую спальню. Из комнаты выходят три двери. Левая - эта лестница, ведущая вниз; центральная ведет на крытую галерею (это рядом с ней висит тот самый "Шут" - см. фото), но мы пойдет в правую и окажемся в библиотеке. Над книжными полками висят два барельефа, на которых изображены портреты тех самых двух доминиканцев, которые первыми добрались до Таллина и основали здесь монастырь.

"Голова шута", рельеф 16 века (фото Е. Бобровой)

По лестнице спускаемся на первый этаж. Здесь тоже библиотека. Теперь войдем в дверь, ведущаю в помещение капитула. Посредине зала поставлены два стула, чтобы посетители могли испытать на себе воздействие энергетического столба. Признаюсь, я ничего не почувствовала. По углам помещения у стен стоят различные образчики камнерезного искусства, а свод зала, хоть и низкий, но готический. Осмотревшись, по каменной лестнице, освященной только свечами, вернемся в спальню. Теперь через центральную дверь выйдем на крытую галерею. В ней тоже демонстрируются образчики камнерезного искусства.

Из окна галереи виден монастырский двор и та часть монастырского комплекса, которая принадлежит другому музею. Раньше во двор можно было спуститься, но теперь лестницу заложили. Напротив окна находится вход в монастырскую часовню. Ее также используют для экспонирования камнерезного искусства. На этом наша экскурсия заканчивается, потому что в этом музее смотреть больше нечего. Спустившись на улицу, можно еще зайти в красивую дверь и попасть в магазин художника.

Члены доминиканского ордена обосновались в Таллинне в 13 веке. Известно, что этот орден был основан в 1216 году испанцем святым Домиником де Гусманом. Считается, что матери основателя ордена перед рождением сына приснился сон, будто бы она родила черно-белую собаку, которая будет освещать факелом весь мир. Именно по этой причине Доминик в изобразительном искусстве предстает перед нами с факелом, в сопровождении собаки. Отсюда же и название ордена - «domini canes», что значит «божьи собаки». Миссией ордена являлось проповедование Евангелия по всей Европе. В 1246 году доминиканцы получили право основать в Таллинне монастырь.

Место для строительства выбиралось очень тщательно и соответствовало духовным и материальным интересам монахов. Для расширения своего влияния, вскоре после постройки, при монастыре была создана школа, где эстонские мальчики получали образование на латинском языке. Самым знаменательной постройкой в типичном монастырском комплексе являлась церковь Святой Екатерины, сооруженная приблизительно в 14 веке. В те времена 68-метровое здание церкви было самым большим и заметным во всем Таллинне.

За время своего существования здания монастыря неоднократно перестраивалось и расширялось вплоть до 16 века. Однако монастырь серьезно пострадал во время лютеранской реформации в 1525 году, тогда он подвергся разграблению. А в 1531 году в здании был сильнейший пожар, разрушивший церковь настолько, что она стала непригодной к использованию. В 1844 году на месте монастырской трапезной была сооружена Церковь Св. Петра и Павла.

До наших времен, к сожалению, вся монастырская постройка не сохранилась. Сегодня можно сохранившиеся монастырский сад и окружающие его крестовые ходы, часовню, дормиторий, монастырский амбар, капитульный зал и др. Также частично сохранилось церковь Святой Екатерины

В наши дни в зданиях монастыря располагается музей, а также представлены работы средневековых таллиннских камнерезов. Есть возможность заказать экскурсию по монастырю. В летние дни во внутреннем дворике, увитом плющом, частенько проводятся концерты, различные программы, театральные постановки. В подвале находится «энергетический столб». Считается, что прислонившись к нему, можно черпать физические и духовные силы.

Достаточно сложно найти путешественника, который не любит средневековую архитектуру. Именно она может перенести нас в те далекие времена и поможет прочувствовать на себе, всю невероятную атмосферу того времени. Благодаря древней архитектуре, каждый человек переносится на много лет назад, словно нашел машину времени. В столице Эстонии старинных средневековых строений не мало, одним из них является Доминиканский монастырь.

Первые члены доминиканского ордена появились в Таллине в начале XIII века. Основание ордена легло на плечи известного на тот момент испанского деятеля Доминика де Гусмана в 1216 году. Существует небольшая легенда относительно этого человека. Перед рождением Доминика его матери приснился сон, в котором была черное-белая собака с факелом, который освещал весь мир.

Вероятнее всего благодаря этой легенде, Доминик на многих картинах изображался с собакой, которая держит горящий факел. Отсюда и пошло название ордена – «domini canes», что в переводе на русский язык означает – «божьи собаки». Главной задачей этой общины было массовое проповедование Евангелия по всей Европе. Так как популярность ордена постепенно росла, в 1246 году им разрешили возвести свой монастырь в столице Эстонии.

Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»)

К возведению данного сооружения члены ордена отнеслись со всей серьезностью и очень тщательно подбирали место для строительства. Чтобы увеличить влияние ордена, было принято решение о создании школы на территории монастыря. Благодаря этому молодые мальчики получали образование на латыни. Наиболее грандиозной постройкой в этом монастырском комплексе была церковь Святой Екатерины. К сожалению, до наших дней не сохранились документы, которые указывали бы на год строительства этого сооружения. Однако историки отмечают, что случилось это примерно в XIV веке. Церковь построили достаточно высокой – 68 метров. На то время это сооружение было самым заметным в столице.

На протяжении 4 веков этот монастырский комплекс постоянно расширялся, перестраивался, реконструировался. Но, когда в 1525 году в стране наступила лютеранская реформация, тогда все это было разграблено. Спустя еще 6 лет случился очень сильный пожар, тогда церковь сгорела практически дотла, ее дальнейшее использование было невозможным. Лишь только спустя несколько столетий, а именно в 1844 году была возведена новая церковь Святых Петра и Павла.

К сожалению, частые пожары, реформации и прочие факторы не дали полностью сохраниться монастырской постройке. На сегодняшний день можно увидеть только сад при монастыре, крестовые ходы, часовню, амбар, капитульный зал и некоторые другие места. Стоит также отметить, что даже до нынешнего времени осталась часть церкви Святой Екатерины.

Посетить Доминиканский монастырь в Таллине может любой желающей. Сейчас здесь находится музей, который представляет работы различных камнерезов Таллина. При желании можно заказать экскурсию по монастырю, а профессиональный гид в подробностях расскажет его историю. Летом во дворике часто можно увидеть, как проходят различные театральные постановки или небольшие концерты. Любимое место для всех туристов – это подвал, в котором находится «энергетический столб». Считается, что если к нему прикоснуться, зарядишься положительной жизненной и духовной энергией.

Адрес на карте

Доминиканский монастырь Святой Катарины (Екатерины) можно найти в Таллине неподалеку от Ратушной площади, по адресу:

  • Müürivahe tänav 33

Как добраться

В первую очередь нужно добраться до Старого города любым удобным видом транспорта, сюда ходит очень много маршрутов, как автобусных, так и трамвайных. Далее от Ратушной площади нужно свернуть на улицу Viru, а затем через несколько минут будет поворот налево — на улицу Müürivahe. Пройдя немного прямо, по левой стороне Вы найдете Доминиканский монастырь. Стоит отметить, что от ратушной площади до места назначения нужно идти пешком максимум 10 минут.

Время работы

Если посещение Доминиканского монастыря Святой Катарины в Таллине является для Вас одним из приоритетных направлений, тогда планировать поездку стоит на весенне-осенний период, так как во второй половине осени и всю зиму монастырь закрыт для посещений. Работает Таллинский Доминиканский монастырь ежедневно с 15 мая по 30 сентября, посетители принимаются с 11:00 до 17:00.

Стоимость входа

Вход на территорию монастыря платный и обойдется в 1 евро.

Официальный сайт

Если требуется какая-либо актуальная информация или новости, касающиеся этого места, то всегда можно посетить официальный сайт:

  • claustrum.eu