Вечный город и его жители фгос. Презентация на тему "«Вечный город» и его жители"

Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие - хотели получить выгодную должность. Но всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц и триумфальные шествия.

Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны.

Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны.

На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.

Размерами и красотой выделялся огромный амфитеатр Колизей, который вмещал 50 тыс. зрителей. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Другой достопримечательностью Рима был храм Пантеон (дословно - храм всех богов). Пантеон был увенчан куполом, похожим на половину шара. Внутри храма находился огромный зал. В центре купола находилось отверстие, через него проникал свет.

Богатые, зажиточные римляни жили на холмах, где было много свежего и чистого воздуха. В главном помещении дома не было окон, 4 колонны поддерживали перекрытие. В доме находился бассейн, куда попадала дождевая вода. Здесь хозяин дома принимал гостей, пришедших по делам. И только близких друзей он приглашал в дом, в благоухающий сад. Спален в доме было много. Так же в доме находились кабинет, спальни рабов, столовая, кладовая.

Большинство римлян не могли иметь собственный дом, поэтому снимали жильё в 5-6 этажных домах. Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши. На улицах отсутствовали таблички с названиями улиц и номерами домов. Их окон на прохожих часто выливались помои. Печей не было, в сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда засыпали древесный уголь. Тут же готовили пищу. Бедняки часто ели всухомятку. В окнах домов не было стёкол и закрывались ставнями.

Город Рим отмечает в этом году свое 2766-летие. История города - это его памятники, поражавшие своей грандиозностью и размахов во все времена. Не случайно город Рим называют Вечным. На сегодняшнем занятии мы совершим необычную экскурсию по древнему городу, окунемся в атмосферу императорского Рима.

Предыстория

Во II н.э. Римская империя достигла расцвета (см. урок ). Центром огромной империи был город Рим. Из него во все концы империи (провинции) вели 372 мощенные камнем дороги, через каждые тысячу шагов появлялись таблички с указанием расстояния до Рима. Рим и его основные постройки, такие как Пантеон, были призваны воплотить идею могущества и величия империи.

События

Основные сооружения в Древнем Риме

В этот период в Риме проживало более миллиона человек. Тысячи жителей из Италии и провинций стремились ежедневно попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие хотели получить выгодную должность на службе у императора. Кто-то приезжалпосмотреть на гладиаторские игры в Колизее (Амфитеатр Флавиев), вмещавшем около 50 тысяч человек, или гонки колесниц в Большом цирке.

Главной достопримечательностью Рима был Пантеон (храм всех богов). Пантеон увенчан куполом, похожим на половину шара. Храм выстроен из кирпича и бетона, внутри облицован мрамором (рис. 1).

Центральной площадью Рима являлся Форум (рис. 2). Здесь находился храм Сатурна, храм хранительницы домашнего очага Весты, колонна Миллиарий (от которой велся отсчет расстояния не только в Риме, но и за его пределами), размещались здания курий, в которых заседал сенат и проводились судебные разбирательства.

Рис. 2. Римский Форум ()

Каждый император стремился построить собственный форум. Так в Риме появились Форум Цезаря, Форум Августа, Форум Траяна и другие.

Римляне любили посещать театр. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н. э. полководцем Гнеем Помпеем Великим. Театр Марцелла был построен в 12 году до н. э. и вмещал 11 тысяч зрителей. Актеры использовали маски и разноцветные одежды для того, чтобы зрители понимали, кто перед ними - старик или юная дева. Все роли в римском театре играли мужчины. Театральное ремесло считалось недостойным занятием.

Одним из самых посещаемых общественных заведений Рима были бани - термы (рис. 3). Всего в Риме было более тысячи общественных терм. Самые большие и роскошно отделанные термы были построены по повелению императора Траяна. Сюда римляне приходили отдохнуть и насладиться приятной беседой, здесь же располагались спортивные площадки, бассейны и библиотеки.

Рис. 3. Римские термы ()

Рим был крупнейшим городом империи, его называли вечным, золотым или же просто - Городом.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз, 1953.
  1. Slovari.yandex.ru ().
  2. Dic.academic.ru ().
  3. Theatre.helllab.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие общественные места были самыми популярными среди римлян?
  2. Какие общественные зрелища устраивались в Большом цирке?
  3. Какие общественные учреждения располагались на Форуме?
  4. Зачем римляне посещали термы?

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Цели урока:

  • Сформировать представление об облике Древнего Рима, вошедшего в историю мировой культуры, способствовать знакомству с бытом и образом жизни различных слоев римлян.
  • Закрепить умения усваивать новый материал в ходе игровой деятельности; классифицировать информацию; развивать умение решать творческие задачи – составлять рассказ по рисунку; развивать умение делать выводы по изученному материалу.
  • Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой культуры и образа жизни, готовности вести с ними диалог и достигать взаимопонимания.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.
  • Презентация “Вечный город и его жители”. (Приложение 1).

План урока

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель приветствует учеников и сообщает тему урока. (Слайд 1)

Учитель : тема нашего урока “Вечный город и его жители”, запишем ее.

  • Какой город и почему назван “вечным”?
  • Какое отношение римлян отражает это название?

Ученики догадываются, что речь пойдет о Риме. Объясняют, что римляне верили в вечное существование Рима, любили, восхищались и почитали свой город.

Учитель : сегодня мы, действительно, поговорим о самом городе Риме. Что нам важно и интересно узнать о нем? Каковы цели урока?

Ученики формулируют цели урока. Учитель их корректирует. (Слайд 2)

Учитель : нас ждет интересное путешествие в город Рим. Давайте подготовимся к нему, вспомнив некоторые важные вещи о Риме.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают. (Слайд 3)

  1. На каком полуострове и на берегах какой реки расположен Рим?
  2. Кто и когда основал Рим?
  3. На скольких холмах расположен город? Назовите главные холмы.
  4. Кого в римском государстве называли колонами?
  5. Кого в римском государстве называли “рабы с хижинами”?Почему их труд стал применяться вместо труда рабов?
  6. Кого и почему римляне считали лучшим из императоров?

Учитель : итак, мы готовы познакомиться с Римом II века нашей эры!

II. Изучение нового материала

Достопримечательности Рима (Слайд 4)

Учитель : римляне не зря гордились своим городом: большой (свыше миллиона жителей), он был наполнен достопримечательностями. Римские постройки трудно спутать со знакомой вам архитектурой других стран Древнего мира. Поэтому с помощью знаний, полученных в течение этого года, я предлагаю вам самим определить, какие сооружения находятся в Риме. Поиграем в “угадай-ку”: я покажу вам ряд построек. Если вы знаете или предполагаете, что на слайде римская постройка, поднимайте руки.

Ученики смотрят слайды, определяют римские постройки. (Слайды 5- 16)

Учитель : итак, какие достопримечательности Рима мы с вами увидели? Называем и записываем их все вместе.

Ученики : триумфальная арка, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, статуя императора Марка Аврелия, Большой цирк, акведук. (Слайд 17)

Учитель : давайте познакомимся с этими памятниками культура поближе.

Пантеон.

Учитель : название “Пантеон” означает “храм всех богов”. (Слайд 18)

На чьи храмы он похож?

Ученики : Пантеон похож на древнегреческие храмы.

Учитель : действительно, римляне заимствовали архитектурные традиции Греции.

Что нового в облике Пантеона?

Ученики : новая деталь - крыша в форме полушария.

Учитель объясняет, ученики записывают, что крыша в форме полушария – это купол.

Диаметр купола Пантеона более 43 метров!

Изобретение какого материала позволило римлянам построить такой большой купол?

Ученики :изобретение бетона.

Учитель : вошедшего в храм поражает роскошная отделка огромного зала и невероятное освещение. Свет льется из расположенного в центре купола девятиметрового отверстия – так называемое “око Пантеона”. (Слайд 19)

Колизей. (Слайд 20)

Учитель : как называется здание такой формы?

Ученики : амфитеатр.

Учитель : для чего он построен? Чем впечатляет?

Впечатляют его огромные размеры, вмещает около 50 тыс. зрителей; рассматриваем макет здания.

Большой цирк. (Слайд 21)

Учитель : Большой цирк - это ипподром. Вспомните, для чего нужен ипподром?

Ученики : для конских бегов.

Учитель : конские бега- одно из любимых развлечений римлян.

Триумфальная арка. Колонна Траяна. (Слайд 22)

Учитель : в честь чего римляне строили такие сооружения?

Ученики : триумфальные арки и колонны римляне строили в честь своих побед, для триумфальных шествий полководцев.

Учитель : в честь чего возведена колонна Траяна?

Ученики : колонна Траяна построена в честь победы императора Траяна над даками и украшена рельефом о войне с ними.

Статуя Марка Аврелия. (Слайд 23)

Учитель : помните ли вы у греков конные статуи?

Ученики дают отрицательный ответ.

Учитель : конные статуи - это новшество римской скульптуры.

Акведук. (Слайд 24)

Учитель : вспомните, что это за сооружение?

Ученики : сооружение для подачи воды.

Учитель : итак, почему же Древний Рим у его гражданвызывалгордость и восхищение?

Ученики : Рим восхищал своей красотой, величественными сооружениями.

Учитель : мы с вами теперь неплохо знаем Древний Рим. Давайте поможем приезжему с далекой Сицилии. Он совсем растерялся в большом городе и не знает,что интересного можно увидеть в Риме. Дайте ему советы, куда в Риме стоит сходить и что там можно увидеть.

Ученики советуют:

  • Сходи в Колизей, чтобы увидеть гладиаторские бои.
  • Сходи в Большой цирк, чтобы увидеть конские бега.
  • Сходи в Пантеон, чтобы помолиться всем богам и полюбоваться огромным куполом.
  • Сходи на Форум к колонне Траяна, чтобы полюбоваться на рельеф, изображающий покорение даков.
  • Сходи к Триумфальной арке, чтобы увидеть торжественное шествие полководца-победителя.

Учитель : как вы думаете, зачем приезжему стоит сходить к императорскому дворцу?

Ученики высказывают предположения: полюбоваться красотой дворца, подать жалобу, попросить выгодную должность.

Учитель : чем же привлекал Рим тысячи жителей Италии?

Ученики : город привлекал множество людей своими достопримечательностями, возможностям по службе, разнообразными развлечениями.

1. Как жили богатые и бедные римляне (Слайд 26).

Учитель : в Риме жили люди разного достатка: богатые и бедные. Ученые изучили и сделали описания их жилищ, но вот беда: характеристики жилищ перепутались. Давайте восстановим, как выглядели дома богатых и бедных римлян. Разложите карточки в два столбика: слева те, что описывают дома богатых людей, справа - бедных. Для выполнения задания можно заглядывать в учебник (с. 279-282, п.2-3).

Ученики работают с раздаточными материалом (карточками на каждой парте), выделяют две группы характеристик.

Жилище богатого римлянина: расположено на холме, атрий–парадное помещение с отверстием в центре крыши и бассейном под ним; дворик-сад, много цветов; портики; фонтаны; отдельные помещения для рабов; несколько спален; несколько столовых; кабинет хозяина; печное отопление.

2. Жилище небогатого римлянина:

Пяти-шестиэтажный дом (инсула); расположено в низине; каморка под черепичной крышей; нет кухни; обогрев с помощью жаровен с древесным углем; помои выливаются из окон; нет водопровода; окна без стекол закрываются ставнями; нет деревьев и цветников; еда готовится на жаровне.

Учитель проводит проверку задания.

Ученики читают ответы. (Слайд 27)

Учитель просит поднять руки тех, у кого нет ошибок.

Учитель просит записать определения новых слов, которые встретились при выполнении задания. (Слайд 28)

  • Атрий – парадное помещение с отверстием в крыше и бассейном под ним.
  • Инсула – многоэтажный жилой дом в Древнем Риме.

Учитель : сравните и сделайте вывод, как жили богатые и бедные римляне. (Слайд 29)

Ученики : богатые римляне жили в благоустроенном роскошном доме, а бедняки – в многоэтажных, тесных домах, лишенных элементарных удобств.

Физкультминутка. (Слайд 30)

Руки перед собой, вращение кистями.
Руки в замке перед собой.
Руки перед собой и вверх, потянулись.
Наклоны с поднятой и согнутой рукой над головой влево, вправо.
Руки на поясе, повороты.

3. Как отдыхали римляне (Слайд 31)

Учитель : как римляне проводили свободное время? О каких развлечениях римлян вы знаете?

Ученики вспоминают гладиаторские бои, конские бега. (Слайд 31)

Учитель показывает рисунок и фотографии терм и просит подумать, зачем римляне приходили сюда. (Слайд 32)

Учитель : термы – это римские бани. В Риме было около тысячи общественных бань. После изнуряющей дневной жары сходить в термы было и необходимостью и удовольствием. Самыми роскошными были императорские бани. Таким образом, свободное время римляне проводили и в термах.

Учитель : наш учебник может показать нам только картины прошлого, но в наших силах “оживить” эти картины. Предлагаю одной часть класса “оживить” рисунок в учебнике “В императорских термах” (с.282), другой части класса – рисунок “Большой цирк в Риме” (с.283). Представьте, что вы пошли в термы или Большой цирк, расскажите, что вы там увидите, что будете делать, кого встретите, опишите внешний вид здания. Для уточнения, можно заглянуть в учебник (п.4 или п.5,второй абзац). (Слайд 33)

Ученики составляют рассказы по рисункам и выступают с ними. Другие их дополняют. (Слайды 34-35)

Учитель : если бы вы оказались в термах или на скачках, о чем бы вы поговорили с римлянами? Могли бы вы подружиться с кем-нибудь из них?

Ученики предполагают, о чем бы они поговорили с римлянами и осознают, что готовы с ними подружиться.

Учитель : итак, где же римляне проводили свободное время?

Ученики : римляне проводили свободное время в термах, на скачки колесниц, на гладиаторских боях.

Учитель : о каких человеческих качествах может свидетельствовать увлечение римлян гладиаторскими боями и состязаниями колесниц?

Ученики : римляне проявляли жесткость, презрение к человеческой жизни, грубые вкусы, азартность.

Учитель : римские императоры считали необходимым устраивать бесплатные зрелища и раздавать бесплатный хлеб римской бедноте (“хлеба и зрелищ”). Как вы думаете, почему императоры это делали? (Слайд 36)

Ученики : чтобы задобрить народ, чтобы он поддерживал императора, чтобы не было восстаний.

Учитель : как вы думаете, почему беднота ждала бесплатного хлеба от императора, а не зарабатывал его сама?

Ученики высказывают предположения, учитель по необходимости их поправляет: во-первых, в Риме было трудно найти работу. Во-вторых, беднота не стремилась работать, потому что труд считался уделом рабов и римляне относились к труду с презрением. Так рабство облегчало жизнь римлян, но портило их нравы.

III. Заключительный этап

Учитель : итак, мы сегодня немало узнали о Древнем Риме и его жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (Слайд 37)

Ученики : Древний Рим - красивый, величественный, потрясающий, шумный, полный развлечений, разноликий город.

Закрепление

Учитель : давайте проверим свои знания. Скажите, верны ли следующие суждения:

  1. Рим был одним из красивейших городов древности (да).
  2. Римляне любили смотреть гладиаторские бои в Пантеоне (нет).
  3. Колизей – самый большой амфитеатр Древнего мира (да).
  4. Римляне ходили в Большой цирк смотреть на конские бега (да).
  5. Богатые римляне жили в многоэтажных домах-инсулах (нет).
  6. В каморках бедняков не было кухни, печи и водопровода (да).
  7. Термы – это римский театр (нет).
  8. Римская беднота требовала от императора “хлеба и зрелищ” (да).

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают:

  • Что интересного вы для себя узнали?
  • Что важного вы узнали на уроке?
  • Кто из вас доволен своей работой на уроке?

Учитель благодарит учеников за работу и сообщает домашнее задание:

  • пересказывать п. 58;
  • подготовить письменное сообщение об одной из достопримечательностей Рима. (Слайд 38)