Российский дальнемагистральный авиалайнер готовится к ребрендингу. Авиация россии Чем будет отличаться модернизированный ил 96 400

Будущий российский широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский лайнер Ил-96-400М ожидает ребрендинг. Он получит новое обозначение - Ил-496. По информации «Известий», принципиальное решение уже принято, но в официальных документах это название начнет фигурировать со следующего года. Первый опытный образец будет построен до конца того же 2019 года. По мнению экспертов, рынок для подобных самолетов в России невелик. Но проект Ил-96-400 важен с точки зрения развития компетенций в авиастроении.

Как рассказали «Известиям» три источника в авиационной промышленности, знакомых с ситуацией, создаваемый в ПАО «Ил» широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер получит новое обозначение - Ил-496. Данное решение уже принципиально одобрено на правительственном уровне.

- Необходимость ребрендинга связана с тем, что создаваемый самолет является не просто модификацией Ил-96, а его глубокой модернизацией. Фактически речь идет о новом самолете, - пояснил один из собеседников.

В ПАО «Ил», компании - разработчике самолета, «Известиям» не стали комментировать планы ребрендинга. При этом отметили, что рассчитывают до конца нынешнего года подготовить всю техническую документацию на постройку первого опытного образца Ил-96-400М.

- Особенностями проектируемого самолета станут установка современного отечественного пилотажно-навигационного оборудования, а также современный пассажирский салон, который обеспечит комфортные условия пассажирам, - отметили в пресс-службе «Ильюшина». - Презентация Ил-96-400М намечена на конец 2019 года.

К отечественному навигационному оборудованию в данном случае относятся инерциальная система (отвечает за определение положения самолета в пространстве), ответчики (автоматически передают данные наземным радиолокационным станциям), системы навигации и посадки. На первом этапе в 2018–2019 годах такими системами планируется оснастить все самолеты Ил-96-300.

Программа создания Ил-96-400М предполагает производство одного опытного образца и шести серийных самолетов. Постройка первого опытного образца на авиазаводе в Воронеже намечена на конец 2019 года, первого серийного самолета - на 2020 год. В том же году планируется завершить сертификационные испытания лайнера.

В пресс-службе Минпромторга «Известиям» рассказали, что реализация проекта Ил-96-400М проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком. Работы получают финансирование в пределах лимитов средств федерального бюджета.

По мнению главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого, ниша широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов в России невелика - эксплуатируется немногим более 80 машин такого класса. Более 60% из них - в группе компаний «Аэрофлот», несколько машин есть у Utair, остальные - у туристических перевозчиков. Эти лайнеры могут найти применение на Дальнем Востоке РФ или на международных туристических маршрутах. В специальных версиях самолет может заинтересовать специализированных госзаказчиков.

Ил-96-400 в его нынешнем виде по экономическим характеристикам и оборудованию остается на уровне самолетов предыдущего поколения. Но он ненамного дешевле новых современных лайнеров зарубежного производства. По стоимости владения на протяжении жизненного цикла проигрыш получается очень большой, - отметил Алексей Синицкий.

Тем не менее проект Ил-96-400М должен помочь отечественному авиапрому сохранить компетенции и загрузить производственные мощности. В долгосрочной перспективе гражданская линейка самолетов должна пополниться широкофюзеляжным лайнером нового поколения, к созданию которого Россия приступила вместе с китайскими партнерами - корпорацией COMAC.

Ил-96-400М создается как удлиненная модификация пассажирского Ил-96-300. Взлетная масса нового лайнера составит 270 т. Самолет сможет взять на борт до 400 пассажиров. В этой машине будут использованы авионика, материалы и комплектующие российского производства. Как «Известия», суммарный планируемый бюджет программы создания лайнера - 53,4 млрд рублей.

Ил-96 – это широкофюзеляжный пассажирский самолет, создание которого началась в ОКБ Ильюшина еще в конце 70-х годов прошлого века. Этот самолет стал первой машиной подобного класса, разработанной в Советском Союзе. Первый полет Ил-96 совершил в 1993 году.

Серийное производство самолета Ил-96 было развернуто на Воронежском авиазаводе, всего с момента его начала было изготовлено 30 аэробусов.

В настоящее время Ил-96 эксплуатируется Специальным летным отрядом «Россия», в состав которого входит и президентский борт. С 1996 года российские лидеры летают на Ил-96-300ПУ – модификации лайнера, созданной специально для главы государства. В 2003 году для Путина был построен новый самолет этой модификации.

Ил-96 по праву считается одним из самых надежных пассажирских самолетов в своем классе. С момента начала эксплуатации с этими машинами не произошло ни одной аварии, которая бы привела к человеческим жертвам. Правда, и общий налет у этих самолетов гораздо ниже, чем у их зарубежных аналогов.

Также Ил-96 эксплуатирует кубинская компания Cubana. В 2014 году «Аэрофлот» списал шесть последних Ил-96, мотивируя такой шаг дороговизной их эксплуатации.

Можно сказать, что этому самолету очень не повезло, ибо момент его рождения пришелся на период распада страны и экономического кризиса, когда отечественная авиационная отрасль буквально выживала, и ей было не до обновления самолетного парка. В конце 90-х годов была предпринята попытка модернизации самолета, результатом которой стало появление модификации Ил-96-400. Однако и она не слишком заинтересовала отечественных авиаперевозчиков, заказов на нее от авиакомпаний не последовало.

Ил-96 можно назвать одним из самых известных и обсуждаемых отечественных пассажирских самолетов. С завидной периодичностью в прессе появляются интервью высокопоставленных российских чиновников с обещаниями скорого возобновления производства самолета Ил-96. Но воз и ныне там.

Если говорить о последних новостях, связанных с этим самолетом, то в начале нынешнего года вице-премьер Рогозин посетил Воронежский авиазавод и пообещал государственную поддержку авиастроителям. По словам чиновника, Ил-96-400 вполне способен закрыть потребности отечественных авиакомпаний в дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетах, пока не будет готов новый российско-китайский аэробус.

Ранее министр промышленности Мантуров обещал выделить на реанимацию производства Ил-96 50 млрд рублей. Правда, по его словам, сначала необходимо решить проблему чрезмерной топливной «прожорливости» машины, ибо по этой характеристике Ил-96 не может конкурировать с Boeing-767 и 777 или Airbus 330 – своими основными конкурентами.

Несмотря на все трудности начала 90-х годов, у нового Ил-96 были неплохие перспективы. В то время машиной всерьез интересовались иностранные компании. Специально для продвижения за рубежом была разработана модификация Ил-96М с двигателями Pratt&Whitney и продвинутой западной авионикой. В 1993 году прототип этого самолета уже летал, а вскоре он получил российский и американский сертификаты. Почему же этот проект так и не смогли довести до ума? И есть ли у него шанс занять достойное место в небе?

История создания

Работы над созданием советского широкофюзеляжного пассажирского самолета начались еще в первой половине 70-х годов. В то время большинство дальнемагистральных перевозок в Советском Союзе и странах социалистического лагеря осуществлялись на авиалайнере Ил-62. Однако этот самолет, построенный еще в начале 60-х годов, в тот момент уже не справлялся со значительно увеличившимся пассажиропотоком. Из-за его малой вместимости приходилось увеличивать количество рейсов, что создавало чрезмерную нагрузку на аэропорты. К тому же этот самолет по уровню комфорта значительно уступал своим западным аналогам.

Широкофюзеляжный пассажирский самолет – это машина с диаметром фюзеляжа 5-6 метров. Такие размеры позволяют разместить в одном ряду от 6 до 10 кресел. Следует отметить, что появление дальних широкофюзеляжных пассажирских лайнеров практически сразу же сделало узкофюзеляжные самолеты нерентабельными. Их пришлось переводить на маршруты с небольшим пассажиропотоком. Анализ, проведенный в СССР в середине 70-х годов, показал, что уже через десять лет «Аэрофлот» не сможет обеспечивать перевозки на дальних линиях без наличия вместительного широкофюзеляжного лайнера.

В это время в ОКБ им. Ильюшина занимались разработкой нового пассажирского самолета большой вместимости Ил-86. Именно на базе этой машины было решено построить новый дальний пассажирский самолет. Он получил наименование Ил-86Д. Он мало чем отличался от базовой модификации: увеличилась только площадь крыла и силовая установка, которая состояла из более экономных двигателей с более высокой степенью двухконтурности. Идея создать два самолета с высокой степенью унификации серьезно уменьшала сроки разработки новых машин, уменьшала их стоимость, а в будущем должна была значительно упростить техническое обслуживание.

Однако Ил-86Д так и не был воплощен в металле. В конце 70-х годов на его базе было решено создать новую дальнюю пассажирскую машину – самолет Ил-96. В конструкцию этой машины были внесены изменения, позволившие значительно повысить ее техническое совершенство.

На рубеже 70-х и 80-х годов авиационные технологии развивались настолько стремительно, что после окончания работ над Ил-96 конструкторам пришлось еще раз браться за работу заново и создавать принципиально новый проект, ибо самолет, созданный ими, уже на старте своей карьеры серьезно отставал от западных аналогов. Новый перспективный лайнер получил наименование Ил-96-300, и при его разработке уже не использовались узлы и агрегаты лайнера Ил-86.

Первый взлет Ил-96-300 состоялся в сентябре 1988 года, испытания продолжались до конца 1992 года, после чего лайнер был сертифицирован. В 1989 году самолет был продемонстрирован на авиасалоне в Ле Бурже. Если говорить о летно-технических характеристиках новой машины, то можно отметить, что конструкторам удалось выйти на новый уровень, по сравнению самолетами, созданными в ОКБ им. Ильюшина ранее. Так, например, расход топлива у Ил-96-300 на пассажиро-километр был в два раза ниже, чем у дальнемагистрального Ил-62.

За работу над созданием нового самолета коллектив ОКБ им. Ильюшина был награжден Государственной премией.

Первые Ил-96-30 были переданы Домодедовскому авиаотряду, коммерческая эксплуатация аэробуса началась в 1993 году. Первоначально лайнеры в основном использовали для полетов на международных маршрутах.

Серьезным ударом для дальнейшего развития проекта Ил-96 стало решение российского правительства о снятии пошлин на ввоз в страну иностранных самолетов большой вместимости. Его откровенно лоббировал «Аэрофлот», пообещав в случае снижения пошлин приобрести большую партию Ил-96. Решение было принято, но закупка отечественных самолетов так и не состоялась.

В 2000 году была разработана новая модификация лайнера – Ил-96-400, которая имела большую пассажировместимость и увеличенную дальность полета. Однако отечественных авиаперевозчиков эта машина не заинтересовал, было закуплено лишь несколько Ил-96-400Т – транспортной версии этого самолета.

В середине нулевых годов три Ил-96-300 были проданы на Кубу, причем один из них был выполнен в «президентском» варианте. Сейчас на Ил-96 летает не только Путин, но и высшее руководство «Острова Свободы».

В разные годы переговоры о поставках самолета вели с Китаем, Сирией, Ираном, Перу и даже Зимбабве. Особого успеха они не имели.

В 2009 году в правительстве заявили о необходимости снятия с производства Ил-96-300, якобы, из-за того, что он не может на равных конкурировать с последними европейскими и американскими аналогами.

В 2014 году «Аэрофлот» вывел из эксплуатации все принадлежащие компании Ил-96.

Однако уже в следующем году в ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» заявили о планах очередной модернизации Ил-96 и возобновлении его серийного производства. В следующем году представители предприятия сообщили, что занимаются повышением топливной эффективности лайнера и планируют довести ее до уровня современных западных аналогов. Генеральный директор Воронежского авиазавода сообщил, что Ил-96-400М будет готов к 2019 году. А в правительстве уже пообещали выделить средства на этот проект.

В феврале нынешнего года в СМИ появилось сообщение, что между производителем и ОАК подписан твердый контракт на проведения конструкторских работ по Ил-96-400М. Срок изготовления прототипа самолета – 2019 год.

Описание конструкции

Ил-96-300 – это свободнонесущий широкофюзеляжный низкоплан с четырьмя двигателями, вертикальным оперением и стреловидным крылом.

Фюзеляж самолета имеет диаметр 6,08 метра, в зависимости от компоновки пассажирского салона он может вмещать от 235 до 300 пассажиров. При стандартной компоновке (300 мест), пассажирская кабина разделена на два салона, в переднем салоне находится 66 кресел, а в заднем - 234 кресла. Они расположены в ряд по девять кресел с шагом 870 мм и двумя проходами по 550 мм. Самолеты с пассажировместимостью в 235 человек имеют пассажирскую кабину, разделенную на три салона: первого класса (22 места с расстоянием между рядами 1020 мм), бизнес-класса (40 кресел) и экономкласса (173 места). Салон Ил-96 по уровню комфорта для пассажиров ничем не уступает лучшим иностранным аналогам.

Нижняя палуба Ил-96-300 занята грузовыми отсеками. Их три, первые два могут принять девять стандартных авиационных контейнеров АБК-1,5, а третий предназначен для перевозки штучного груза.

Ил-96 имеет крыло с размахом более 60 м и площадью 391 м2 с крупными вертикальными законцовками на краях. По площади оно значительно (на 70 м2) превосходит крыло Ил-86 и оснащено сложной механизацией. В ее состав входят предкрылки, занимающие всю длину передней кромки, и двухщелевые закрылки.

Вертикальное оперение самолета также имеет значительные размеры, оно на полтора метра выше, чем у Ил-86. Подобная особенность лайнера позволяет ему сохранять устойчивость в полете даже при отказе одного из двигателей.

Ил-96 имеет четыре стойки шасси: три основных, находящихся под центропланом, и переднюю стойку. Каждая из основных стоек имеет четырехколесную тележку с тормозными колесами, а передняя стойка снабжена двумя нетормозными колесами. Размер всех колес шасси самолета одинаков.

Силовая установка лайнера состоит из четырех турбовентиляторных двигателей с высокой степенью двухконтурности ПС-90А, которые могут создавать тягу 16 тыс. кгс. Они установлены в пилонах, которые крепятся к консолям крыла. ПС-90А выполнен по двухвальной схеме, есть реверс. Двигатель оснащен четырехступенчатой турбиной низкого давления и двухступенчатой – высокого. ПС-90А отличается модульной конструкцией, что облегчает его обслуживание: в случае необходимости тот или иной модуль — из одиннадцати имеющихся — можно быстро заменить.

Впервые в истории советского авиастроения силовая установка самолета была оснащена электронной системой управления и контроля «Диагноз-90», которая располагала двумя каналами. Данная система автоматически следит за расходом топлива и защищает двигатели от помпажа. Перспективный Ил-96-400М планируют оснастить новым двигателем ПД-35, который разрабатывается в настоящее время.

На Ил-96-300 был установлен новейший (для своего времени, конечно же) пилотажно-навигационный комплекс, который позволил отказаться от штурмана и обходиться экипажем из трех человек. Ил-96-300 – это первая советская машина, на которую была оснащена электронной системой управления полетом ВСУП-85-4 — кроме традиционных аналоговых приборов, в кабине Ил-96-300 появились еще и электронные индикаторы. Этот самолет оснащен системой ЭДСУ.

Топливная система аэробуса во многом напоминает аналогичную систему Ил-86. Топливо находится в девяти кессонных баках, откуда перекачивается в предрасходную емкость и, далее, в расходный отсек, который есть у каждого из двигателей. По четыре бака находятся в консолях крыла, еще один расположен в центроплане.

Ил-96-300 оснащен автоматической системой кондиционирования. Воздух в кабину подается от двигателей.

Самолет оснащен электроимпульсной противообледенительной системой. Воздухозаборники обогреваются воздухом, который подается из компрессорной камеры.

Модификации

С момента начала серийного производства самолета Ил-96 было разработано несколько модификаций машины. Ниже представлены основные из них:

  • Ил-96-300. Базовая модификация, оснащенная четырьмя двигателями ПС-90А. Лайнер впервые поднялся в небо в сентябре 1988 года и поступил в эксплуатацию в компанию «Аэрофлот» в 1993 году. Всего было выпущено двадцать самолетов этой модификации, в 2009 году было принято решение снять его с производства. Эта машина имеет максимальную дальность полета 13,5 тыс. км, она может принимать на борт до 300 пассажиров;
  • Ил-96-300ПУ/ПУ(М1). «Президентская» модификация лайнера, которая была специально разработана на базе Ил-96-300 для перевозки первых лиц страны. Всего было построены пять самолетов этой модификации. Буквы «ПУ» в обозначении машины обозначают «пункт управления». По своим характеристикам он практически не отличается от базовой версии машины, немного увеличена дальность полета лайнера. По сути, Ил-96-300ПУ – это воздушный командный пункт, который позволяет управлять страной и вооруженными силами в период ядерного конфликта. Внешне этот лайнер практически ничем не отличается от обычного серийного самолета. Данная машина была изготовлена в 1995 году для первого российского президента Бориса Ельцина. Второй Ил-96-300ПУ был создан для Владимира Путина, он впервые поднялся в воздух в 2003 году. Последний самолет этой модификации был изготовлен в конце 2019 года;
  • Ил-96-400. Модификация самолета, которая была разработана в 2000 году. Машина имеет более длинный фюзеляж по сравнению с Ил-96-300, на ней установлены двигатели ПС-90А-1 (тяга 17,4 тыс. кгс) и более совершенная авионика. Этот лайнер может принимать на борт 435 пассажира;
  • Ил-96-400Т. Транспортная версия лайнера Ил-96-400. Первая машина была собрана в 2007 году, всего же было изготовлено четыре самолета. В 2014 году один из Ил-96-400Т было решено переоборудовать в воздушный пункт управления для нужд ФСБ РФ. В 2019 году российское Министерство обороны заявило о закупке двух самолетов в модификации «топливозаправщик». Если эксплуатация этих воздушных судов пойдет успешно, то военное ведомство готово заказать еще 30 машин;
  • Ил-96-400ТЗ. Это самолет-топливозаправщик, созданный на базе Ил-96-400Т. Он будет способен передавать 65 тонн топлива на расстоянии в 3,5 тыс. км;
  • Ил-96ВКП. Данная модификация лайнера представляет собой стратегический воздушный командный центр. В настоящее время ильюшенцы работают над его созданием, в будущем этот самолет заменит Ил-86ВКП;
  • Ил-96М. Модификация базовой модели Ил-96-300 с удлиненным фюзеляжем, двигателями Pratt&Whitney и западной авионикой. Прототип этой машины впервые взлетел в апреле 1993 года, позже неоднократно демонстрировался на различных авиасалонах. В 2009 году порезан на лом;
  • Ил-96МД. Модификация самолета, оснащенная двигателями Pratt & Whitney PW4082;
  • Ил-96МК. Модификация с четырьмя двигателями НК-92.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

ИЛ-96-300 и ИЛ-96-400, как явствует из названия, - две модификации одного самолета, созданного российскими конструкторами. Вторая версия должна была стать логическим продолжением первой, но в силу целого ряда причин получилась совершенно другая машина. Самолеты различаются интерьером, техническими параметрами, летными характеристиками и... судьбой.

Изначально это были лайнеры для перевозки пассажиров, соответственно, на средние и дальние расстояния. Но сейчас 300 модель служит только в президентском отряде, а 400-я... Собственно, обо всем по порядку. Технические характеристики, особенности и фотографии модели ИЛ-96-400 мы и рассмотрим.

История

В начале 80 годов ОКБ Ильюшина разрабатывает среднемагистральный самолет, получивший имя Ил-86. Машина создавалась по принятым стандартам того времени. В отличие от более раннего 62-го и некоторых разработок Туполева, двигатели 86-го находятся на пилонах под крыльями. Это широкофюзеляжный самолет, имеющий современные (на то время) моторы и системы управления. Одно но: полностью заменить морально устаревший ИЛ-62 данная машина пока не может.

В конце 80 годов появляются данные о пассажирском самолете ИЛ-96. Эта разработка должна тоже относиться к широкофюзеляжному типу, но стать дальнемагистральной машиной. Основой нового самолета должен послужить 86, но с соответствующими поправками, касающимися скорости, объема топливных баков, и возможности длительного полета. В 1988 году проводятся первые летные испытания, а с 1993 года начинается серийное производство. В 2009 году объявлено о сворачивании производства модели, как бесперспективной. За эти годы свет увидели всего 22 (по другим данным 28) машины. Из оставшихся в эксплуатации, работает на Кубе, еще несколько модифицированных версий использует авиакомпании «Россия» для обслуживания первых лиц государства.

Модель 300

После начала серийного производства новая модель, получившая индекс 300, поступает в «Аэрофлот». За машину, способную потягаться силами с ведущими разработками "Боинга" и "Эйрбаса", коллектив разработчиков получает Государственную премию. И хотя этот самолет был дешевле, безопаснее, а по некоторым параметрам даже превосходил разработки американцев, отечественные перевозчики покупали "Боинг". При этом мотивация такой покупки порой принимала самые смехотворные формы. Например, что на "Боинге" два члена экипажа, а на ИЛе три. Или же что "Боинг" более безопасен, хотя проектные испытания нашей разработки доказывали обратное.

Подробные технические характеристики самолета ИЛ-96-300 практически повторяют версию 400, просто отметим, что наличие этого лайнера позволяло "Аэрофлоту" совершать беспересадочные полеты из Москвы в любой город обеих Америк, и при этом перевозить до 300 человек (односалонная планировка).

Рождение 400

Первым грузовиком в линейке стал ИЛ-96Т. Он родился в 1997 году в рамках российско-американского договора. Россия предоставила планер, а американцы предоставили 4 двигателя от "Пратт-Уитни" (такие же использует и бортовую авионику от Коллинза. Самолет получил немного удлиненный фюзеляж, грузовое оборудование, и даже прошел сертификацию по американским стандартам FAR25. Но в дальнейшее производство так и не вышел. Именно на его основе был впоследствии сконструирован первый 400-й. В самолете установили русскую авионику и российские же двигатели.

Модель 400

На рубеже веков разработчики выпускают лайнер, способный лететь на 500 км дальше, и при этом взять на борт уже 435 человек. Но сложная финансовая обстановка в России практически ставит крест на пассажирском самолете, однако на его основе проектируется транспортная версия. Меняются пассажирские, добавляются грузовые двери, и в 2007 году на авиасалонах демонстрируется следующая разработка воронежского предприятия — ИЛ-96-400Т. Это не новая разработка, так как летные характеристики остаются неизменными. Два года самолет простаивает, меняя хозяев, как перчатки, но в 2009 году машиной заинтересовалась российская компания «Полет», и первые три самолета отправляются к ней (два были собраны ранее 2007-го и существовали, как экспериментальные образцы). Таким образом, датой начала эксплуатации принято считать 23 апреля 2009 года. Карпов, президент «Полета», планирует довести число машин до 6 штук, но в 2013 году перевозчик признается банкротом. Воронеж собрал четвертый самолет, но он, по понятным причинам, так и не был выкуплен компанией.

Но транспортной версией заинтересовался другой покупатель — ВВС России. На сегодняшний день ходят слухи о 30 транспортных самолетах и стольких же модели 300. Официальные источники из Минобороны говорят, что программа распланирована на 10 лет, с таким расчетом, чтобы последнюю машину получить в 2024 году.

Модельный ряд

За свою непростую жизнь ИЛ-96 претерпел несколько модификаций. Кроме основных моделей — 300 и 400, было выпущено еще несколько вариантов, большинство из которых было либо переделано в другие версии, либо оставлено, как опытный образец. К их числу можно отнести:

  • ИЛ-96Т — первый прототип современной 400 модели. Единственный экземпляр из всей линейки, какое-то время носивший американское оборудование.
  • Ил-96М — второй экземпляр-прототип. Основным отличием был удлиненный фюзеляж.
  • Ил-96-300 — пассажирская модель широкофюзеляжного самолета. Почти 20 лет эти модели в ограниченном числе использовались Аэрофлотом (по неофициальным данным, на балансе компании находилось всего 6 машин).
  • ИЛ-96-400 и 400Т — соответственно пассажирская и транспортная модели самолета. Либо до 92 тонн багажа, либо свыше 400 человек.
  • ИЛ-96-400ТЗ — модель переделана из предыдущей версии. Топливозаправщиком заинтересовались ВВС России. Именно в таком варианте заказана 400 модель, для планового замещения ИЛ-78.
  • Ил-96-550 — опытный образец двухпалубного самолета. Аналог Будет ли дальнейшая разработка — пока не известно.

В список специально не включены еще несколько моделей рязряда "ПУ" (пункт управления) эти модифицированные 300 и 400 модели которые служат в отдельном отряде авиакомпании "Россия" и по международной классификации именуются как "Борт №1"

Особенности

Российский самолет ИЛ-96-400 в процессе создания получил несколько особенностей, которые выгодно отличают его от самолетов других компаний.

Самолет-топливозаправщик, заинтересовавший военных, является моделью «два в одном». размещаемые в фюзеляже, подключаются к основной топливной системе и способны вместить 62 тонны дополнительного горючего. Самолет может доставить этот запас на расстояние 3 500 км. Если необходимость в топливозаправщике отпадает, его легко переделать в обычный транспортник. Дальность полета не изменится, но груза можно принять до 92 тонн.

Вторая особенность этого лайнера касается безопасности полетов. 96-й стал единственным самолетом в мире, который способен нормально сесть даже при отказе всех 4 двигателей на борту. Такая проверка проводилась при первых испытаниях российскими летчиками-испытателями. В полете выключались все 4 двигателя, после чего самолет спокойно сажали по обычной схеме посадки.

Технические параметры

Ниже рассмотрим другие особенности и параметры самолета ИЛ-96-400. Технические характеристики транспортной версии:

  • длина — 64 м;
  • высота — 15, 7м;
  • ширина — 6,1м;
  • размах крыла — 60,1м;
  • площадь крыла — 392 кв. м;
  • взлетная масса (max) — 270 т;
  • крейсерская скорость — 850 км/час;
  • потолок — 13100 м;
  • дальность — 10000 м;

  • пассажировместимость — 435 человек (для одного класса размещения);
  • ВПП для взлета — 2600м, для посадки — 1980 м.

Запрет полетов

Не обошлась история этого самолета и без кратковременного, но тем не менее принесшего большие убытки российским перевозчикам, запрета на полеты. Решение было принято в результате инцидента в августе 2005 года, когда при вылете из Финляндии президентский борт не смог набрать необходимой для отрыва скорости. По мнению главного конструктора, данное решение было неправомерным. Дело в том, что у самолета ИЛ-96-400 характеристики предусматривают возможные отказы агрегатов по разным причинам. Гидравлика имеет резерв, превышающий потребление, в 4 раза. Такого запаса вполне хватит для поддержания штатного режима торможения для всех 12 колес лайнера, даже при выходе системы из строя на одном или двух колесах. Их функции переключатся на другие.

Заключение

В силу целого ряда причин самолет ИЛ-96-400, разработанный изначально как дальнемагистральный лайнер, перешел на военную службу. В то же время в силу пассажирского прошлого, ВВС получают машину, которая способна выполнять несколько задач: от обычного транспортника до самолета сопровождения. Сложись ситуация иначе, эти стальные птицы летали бы по территории бывшего Союза на средние и дальние дистанции. Ведь вся линейка 96 изначально планировалась, как замена двум машинам: Ил-86 и Ил-62.

Перспективный российский широкофюзеляжный лайнер Ил-96-400М получит два двигателя вместо четырех - и это, уверяют разработчики, позволит ему на равных конкурировать с лучшими самолетами Boeing и Airbus. Однако это произойдет в лучшем случае через семь лет. Зачем Россия модернизирует старый советский лайнер и не помешает ли он созданию аналогичного российско-китайского самолета? Россия запускает процесс глубокой модернизации Ил-96-300 и создания на его базе нового широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-400М.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД главный конструктор ОАО «Ил» Николай Таликов, в 2019 году планируется построить опытный экземпляр самолета, провести испытания и сертификацию. В 2020 году должно начаться его серийное производство с финальной сборкой на Воронежском авиастроительном предприятии (ВАСО). За пять лет к 2025 году планируется собрать 7 таких самолетов, то есть по 1-2 самолета в год. Хотя если к самолету будет интерес, то ВАСО сможет выпускать и по три самолета в год. «В свое время завод выпускал по восемь-десять самолетов Ил-86 в год», - напоминает Таликов.

В отличие от предшественника (ИЛ-96-300), фюзеляж Ил-96-400М будет увеличен на 9,35 метра за счет двух вставок перед крылом и за ним. Кроме того, модернизированный лайнер получит новое сердце. На нем будут установлены более мощные двигатели ПС-90А1 с максимальной тягой 17,4 тонн взамен ПС-90А (16 т). В результате Ил-96-400М сможет брать на борт до 415 пассажиров - на 115 больше, чем Ил-96-300.

Лайнер получит новое радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование. Появится более комфортный салон с дополнительной центральной багажной полкой и делением на классы, новейшее бортовое оборудование и развлекательная система. Иными словами, начинка лайнера планируется довести до современного мирового уровня.

Модернизация давно спроектированных самолетов - традиционная мировая практика. Например, Боинг-747 старше Ил-96, но он до сих пор летает благодаря тому, что его начинка постоянно модернизируется, замечает директор портала Авиа.ру Роман Гусаров . В том числе - двигатели.

И двигатели - это главная проблема нового лайнера. Даже новый пермский ПС-90А1 по экономичности все же уступает западным аналогам. Более же достойный двигатель только разрабатывается. Речь идет о перспективе установки на Ил-96-400М вместо четырех ПС-90А1 двух двигателей ПД-35 со взлетной тягой 35 тонн. «При одинаковой массе коммерческой нагрузки в 58 тонн можно будет увеличить дальность полета с 8 750 км до 10 800, а расход топлива будет существенно ниже», - говорит Таликов. Как ожидается, при оснащении двумя двигателями Ил-96-400М сможет на равных конкурировать с зарубежными А-330-300Neo, В-787-8 и В-787-9, в том числе по показателю топливной эффективности. Разработчик заявляет, что по себестоимости кресла-километр она будет лучше аналогичных показателей у конкурентов. Однако сертифицировать ПД-35 планируется только в 2024 году.

Отсутствие современного двигателя может означать одно - авиакомпании вряд ли проявят большой интерес к модернизированному лайнеру. «Ил-96-400М имел бы хорошие коммерческие перспективы, если бы у него уже сейчас был современный двигатель. Когда будет двигатель ПД-35, тогда самолет станет сопоставимым с импортными аналогами по основным характеристикам. Пока же лайнер будет проигрывать по двум параметрам - расходу топлива и количеству двигателей. Западная техника летает на двух двигателях, а у нас четыре, а значит, эксплуатационные расходы выше», - говорит Гусаров.

Отсюда и такой небольшой план по выпуску самолетов - 1-2 в год. «Этого будет вполне достаточно. Семь самолетов до 2025 года, я думаю, пристроить удастся через госавиацию», - говорит Гусаров.

Однако зачем через семь лет будет нужен Ил-96-400М с новым двигателем ПД-35, если к тому времени должен взлететь его конкурент - широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, который Россия разрабатывает вместе с Китаем ? В России этот самолет называется пока ШФДМС, в Китае - С929. По плану первый полет лайнер должен совершить в 2023 году, а первые поставки начнуться в 2026 году. Этот лайнер обещает быть не просто сопоставим по основным характеристикам с западными аналогами, но и превосходить их - благодаря новейшим двигателям, композитным материалам и последним достижениям в аэродинамике. Предполагается, что российско-китайский лайнер будет на 10-15% эффективнее, чем Боинг 787 Дримлайнер и Аэрбас 350.

Разработка и создание производства потребует 13 млрд долларов инвестиций, и еще 7 млрд долларов на создание системы поставок запчастей, поддержку продажи и маркетинг. Расходы между Россией и Китаем делятся поровну. Для сравнения: на программу модернизации Ил-96-400М на 2016-2023 годы планируется потратить в общей сложности 53,4 млрд рублей (или 940 млн долларов).

И все же есть причины, почему проект модернизации уже довольно старого советского самолета был поддержан и будет профинансирован государством.

Во-первых, этот относительно недорогой проект позволит российскому авиапрому сохранить технологии и компетенции - иначе говоря, умение разрабатывать и строить большие широкофюзеляжные самолеты. Это крайне важно, потому что такие лайнеры сегодня умеют строить лишь три страны (региона) в мире - США , Европа и Россия. К тому же на Ил-96-300 летает президент, таких самолетов в президентском парке пять, и сложно представить, что первое лицо российского государства пересядет на иностранный, пусть даже и российско-китайский самолет.

Во-вторых, никто не даст гарантии, что у российско-китайского проекта все пойдет по плану. Китай - очень сложный, хотя и очень перспективный партнер, и есть множество примеров того, как совместные российско-китайские планы срывались по тем или иным причинам.

Наконец, «многое из того, что будет установлено в новой версии Ил-96-400М, можно будет использовать и в новом российско-китайском проекте», - говорит Гусаров. К примеру, тот же двигатель ПД-35 может лечь в основу двигателя и для этого проекта.

Кроме того, если вдруг отношения с Западом обостряться и затронут авиационную сферу, то Ил-96-400 закроет собой нишу широкофюзеляжных Боингов и Аэрбасов.

«В любом случае, чтобы ни случилось с китайским проектом или как бы ни обострились отношения с Западом, мы сохраним компетенции и производство широкофюзеляжных самолетов, сохраним кадры и технологии. При необходимости можно будет расширить производство до 10 самолетов в год, чего для нашего рынка будет вполне достаточно, и останется еще на экспорт. Во всем мире большие широкофюзеляжные самолеты производятся не в таких больших объемах, как традиционные узкофюзеляжные», - говорит собеседник.

Наконец, есть и еще одна крайне важная причина, по которой нельзя допустить потери Россией технологий создания подобных лайнеров. На основа данного самолета создать воздушные пункты управления третьего поколения, так называемые самолеты «судного дня». Они могут быть задействованы в случае ядерной войны, если наземные структуры управления будут уничтожены. Самыми известными из таких специализированных самолетов являются американские E-4B на базе лайнеров Boeing-747 и российские Ил-80, разработанные на основе пассажирских Ил-86.

На самом деле, созданный еще в 70-х годах широкофюзеляжный Ил-86 в техническом плане был прорывом советского авиапрома. Но после распада Советского Союза про него просто забыли: и денег не хватало, и технологические цепочки были разорваны.

В современной России Ил-96-300 использовал лишь «Аэрофлот» (уже давно вывел из своего парка) и обанкротившаяся авиакомпания «Трансаэро» . Хотя несколько самолетов по-прежнему имеется в авиапарке Управделами президента и в государственной кубинской авиакомпании.

Место собственного большого лайнера заняли иностранные конкуренты, в основном, поддержанные Аэрбасы (A310, 340) и Боинги (747,767, 777). Есть версия о том, что беда была даже не в том, что импортные лайнеры были экономичней и конкурентоспособней, чем наши, а в том, что американцы и европейцы за каждую заказанную партию своих самолетов отдавали условные 10% от сделки (попросту подкупали). Даже если и так, то менять ситуацию в ближайшем будущем стоит только рыночными мерами, сделав российское предложение привлекательней.

Главное, чтобы государство не переходило границы и не решило заставить российские авиакомпании покупать Ил-96-400М из-под палки без видимой на то необходимости. «Если не будет навязывания неконкурентного пока самолета всем и вся, тогда все нормально. Все-таки авиакомпании должны зарабатывать деньги», - говорит Гусаров. Другое дело, если будут предложены выгодные для авиакомпаний условия покупки и владения такими лайнерами, и они сами захотят перейти на их эксплуатацию.

Источник в авиационной отрасли назвал газете ВЗГЛЯД и предполагаемую стоимость будущей машины. С точки зрения цены - 7 млрд рублей или 120 млн долларов - Ил-96-400М уже выглядит привлекательным, по крайней мере, по текущему курсу рубля. «Получается, что мы продаем широкофюзеляжный самолет по цене узкофюзеляжного. Это примерная цена узкофюзеляжного А-320», - отмечает Гусаров. Однако для авиакомпаний важно, сколько будет стоить владение самолетом в целом за весь период его эксплуатации. Когда появится двигатель ПД-35, эта стоимость может оказаться и не хуже западных аналогов. А к тому времени у российских авиакомпаний как раз появится необходимость пополнения парка широкофюзеляжными лайнерами. Например, по данным «Коммерсанта», «Аэрофлот» к 2025 году выедет из своего парка все 22 Airbus 330 и четыре из 15

О планах начать производство широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М (модернизированная версия Ил-96-300) и регионального самолета на базе Ил-114 заявлял 27 мая на коллегии Минпромторга российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. Их выпуском займутся предприятия, входящие в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), – Воронежское авиастроительное объединение и нижегородский завод «Сокол» соответственно.

Стоимость обеих программ разработки – по 50 млрд руб. Но масштаб планируемого выпуска оказался невелик.

Дальнемагистральных судов планируется произвести шесть, региональных – максимум 100, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и человек, близкий к ОАК. Эти цифры подтвердил другой федеральный чиновник, уточнив, что количество Ил-96 может быть увеличено до восьми.

Ил-96-400М (более 400 кресел, выпуск должен начаться в 2019 г.) будут предназначены прежде всего для госструктур, в первую очередь для специального летного отряда «Россия», который перевозит высших чиновников, говорят два собеседника «Ведомостей». Коммерческого потенциала у него не будет, так как это устаревший, неэффективный по потреблению топлива самолет, объясняют они. Предыдущая модификация Ил-96-300 не производится с 2009 г. Обсуждается идея субсидировать лизинг этого самолета, чтобы платеж получался примерно вдвое более низким, чем за конкурирующие Boeing-777 и Airbus330; это может заинтересовать отдельных перевозчиков, учитывая, что топливо подешевело и выигрыш в эффективности уже не так принципиален, возражает второй чиновник.

Модернизированных Ил-114 (разработан в 1980-е гг.) будет выпущено 50–100, планируемая вместимость – 64 кресла, говорит федеральный чиновник. В 2019–2023 гг. предполагается выпустить 20–25 машин, а потом в зависимости от спроса довести их число до 100, знает человек, близкий к ОАК. До 2019 г. будут достроены шесть Ил-114, находящихся на заводе в Ташкенте, рассказывал «Ведомостям» источник в ОАК ранее.

Сейчас в России эксплуатируются 100–150 региональных самолетов разной вместимости еще советской разработки, продолжает чиновник. Глубоко этот рынок не исследовали, признается он, но опрос эксплуатантов выявил потребность примерно в 50 новых судах. У Ил-114 перепроектируют фюзеляж, чтобы сделать самолет легче, доработают двигатели, поясняет человек, близкий к ОАК. Если обновленная версия получится удачной, то у самолета может появиться экспортный потенциал, надеется он.

«С такими масштабами выпуска ни одна программа, конечно, не окупится, – рассуждает федеральный чиновник. – Но у ОАК локальные задачи: сколько-то собственных широкофюзеляжных самолетов нужно госструктурам, сколько-то региональных самолетов – отечественным авиакомпаниям; к тому же будут загружены производственные мощности». Правда, распыляются ресурсы, добавляет он, ведь дальнейших перспектив у этих моделей нет, в отличие от выпускаемого ОАК ближнемагистрального SSJ100 и разрабатываемого среднемагистрального МС-21 – экспортный потенциал этих воздушных судов поможет создавать новые самолеты.

Выпуск Ил-96 и Ил-114 будет профинансирован в IV квартале при внесении корректировок в бюджет, говорит представитель Минпромторга. Представитель ОАК от комментариев отказался.