Спасательные плоты и судовые спасательные шлюпки. Спасательные шлюпки:ликбез от дилетанта estimata Проекты и типы спасательных шлюпок

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструк­ции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плава­ния, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждо­го борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Рис. Спасательные шлюпки закрытого и открытого типов

Все спасательные шлюпки должны:

Иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;

Обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;

Иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки; быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

Двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;

Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;

Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным хо­дом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюп­балки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей ме­ре двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками ‑ герме­тичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской, там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают по­лосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Рис. Маркировка спасательной шлюпки

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия уста­навливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную кон­струкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непре­рывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей без­опасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изго­товляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспе­чивать круговую видимость, иллюминаторы - из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации дви­гателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спус­ковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную го­товность к использованию. Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободно­го падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Прово­диться проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения, спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управле­ния по меньшей мере один раз в 3 месяца.

Спуск шлюпки. Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанав­ливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалка ‑ это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.

Рис. Крепление спасательной шлюпки на борту судна

В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках, для этого на последних имеются односторонние кильблоки, на которые опирается шлюпка. Для более плотного прилегания шлюпки к кильблокам последние снабжены вой­лочной подушкой, закрытой парусиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с гла­голь-гаком, которые перед спуском обязательно отдают.

Перед спуском шлюпки необходимо предварительно:

Доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выжи­вания после оставления судна: переносную УКВ радиостанцию и радио­локационный маяк-ответчик, теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сиг­нализации;

Убрать леерное ограждения посадочной палубы; подготовить штормтрап; отдать найтовы; отдать стопора шлюпбалок.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, кото­рый устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан ав­томатически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически за­крывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Вываливание шлюпки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей. Перед началом спуска отдают стопор на шлюпбалках и плавно потравливают лопарь талей, для чего по­немногу отдают тормоз шлюпочной лебедки. Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки. После того как шлюпбалка достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду.

Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и прове­денные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Лопари должны пе­риодически тироваться

Для того чтобы исключить возможность спуска шлюпки до момента ее полного вываливания за борт, на шлюпбалке имеется рог, на который навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выби­рают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюпбалки.

Управление спуском шлюпки на талях может осу­ществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это поз­воляет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Рис. Спуск спасательной шлюпки Рис. Шлюпочная лебедка

После спуска шлюпки на воду выкладывают нижние блоки шлюпталей. Очень важно, особенно на волнении, оба блока выложить одновременно. Для этого шлюпки имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае одно­временная отдача обоих гаков осуществляется поворотом рукоятки привода.

Посадка людей производится по штормтрапам. На ходу и на волнении шлюпки обычно спускают с людьми. Посадка людей в этом случае производится либо в шлюпку, установленную на кильблоках, либо после спуска шлюпки до уровня палубы, с которой наиболее удобно производить посадку.

Рис. Посадка экипажа и спуск шлюпки

Каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм. Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном ме­сте (под шлюпкой), а сам штормтрап должен находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.

После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае ‑ перерубаются топорами, находящимися в око­нечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна. Рекомендуется сохранить фалини, т.к. они еще могут понадобиться.

Снабжение шлюпок . Каждая спасательная шлюпка, должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

На гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запас­ных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленны­ми к корпусу шлюпки штертами (цепочками); два отпорных крюка;

Плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, за­крепленной за вершину конуса якоря; два фалиня длиной не менее 15 метров;

Два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;

Пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого; нержавеющий ковш со штертом и нержавеющий градуированный сосуд; рыболовные принадлежности;

Сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фаль­шфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособле­нием для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало - гелиограф - с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;

Прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;

Аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиениче­скому пакету на человека;

Складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;

Ручной осушительный насос, два ведра и черпак;

Огнетушитель для тушения горящей нефти;

Комплект запасных частей и инструментов для двигателя;

Радиолокационный отражатель или SART;

Нактоуз с компасом;

Индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10% от пассажировме-сти­мос­ти шлюпки (но не менее двух).

Рис. Спасательная шлюпка внутри

Шлюпки свободного падения . Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают пере­грузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

Рис. Шлюпка свободного падения

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых по­годных условиях.

Дежурная спасательная шлюпка. Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море) и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Рис. Дежурная спасательная шлюпка

Преимущество дежурной шлюпки - быстрота и надежность спуска и подъ­ема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвес­ной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, под­нять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спаса­тельные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежур­ные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвраще­ния травм людей, находящихся в море.

Спасательные плоты

Спасательный плот ‑ это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его кон­струкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей сре­ды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Рис. Установка ПСН на борту судна

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имею­щихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

На судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайшего плота превышает 100 м, дол­жен быть установлен дополнительный плот. Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных - спасательные шкентеля с мусингами.

Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку по­садка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуще­ством при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физи­ческом и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН ‑ плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются:

Камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);

Днище ‑ водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холод­ной воды;

Тент ‑ водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Рис. Надувной спасательный плот

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независи­мых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штат­ное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и со­хранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воз­душной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автомати­чески вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

По меньшей мере, одно смотровое окно;

Устройство для сбора дождевой воды;

Устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;

Полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выклю­чателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанав­ливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, ниж­няя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые во­дой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 се­кунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы за­полнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:

Обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

Раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Запол­ненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота. Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, за­крытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ за­полняет отсеки в течение 1 - 3 минут.

Пусковой линь имеет двойное назначение:

Используется для открытия клапана на баллоне с газом;

Используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

Установка ПСН. На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.

Рис. Схема крепления ПСН к судну: 1 - найтов; 2 - глаголь-гак; 3 - пусковой линь; 4 - гидростат; 5 - слабое звено; 6 - бандажная лента

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопас­ный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с гла­голь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране. Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается вере­вочная петля, удерживающая найтовы.

Рис. Гидростат режущего типа

Гидростат разобщающего типа . Корпуса гидростатов разобща­ющего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический прин­цип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Рис. Гидростат разобщающего типа

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается из­нутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приведет к освобождению плота от найтовов.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществ­ляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При даль­нейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного кон­ца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструк­ции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая встав­ка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду. Посадка в сбрасываемый спасательный плот произво­дится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру по­садки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.

Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдержи­вать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:

Освободить найтовы;

Вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбра­сывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. До­прыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскаль­зывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может приве­сти к серьезным травмам;

Вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

Раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь. Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специаль­ные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парус­ность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;

Переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:

Можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность, что в нем нет людей;

Можно спуститься по штормтрапу;

Можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;

Можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;

Помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего суд­на на безопасное расстояние, для чего нужно:

Отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;

Выбрать плавучий якорь;

Подтянуть водяные карманы;

Использовать весла из аварийного запаса.

Рис. В спасательном плоту и на воде

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К ниж­ней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в рай­оне ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

Образование воронки при погружении судна под воду;

Возможность взрыва при пожаре;

Всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;

Возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необ­ходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спаса­тельных средств позволяет:

Равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;

Более рационально использовать средства сигнализации;

Более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, ловля рыбы и т. п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат ме­ста гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поста­вить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

1.Корпус из стеклопластика, негорючий, прочный, чтобы выдерживать:

удар о борт судна при скорости спуска не менее 3,5 м/с и сбрасывание на воду с высоты не менее 3 м, нагрузку без деформации в 2 раза, когда она полностью нагружена людьми и снабжением, отсеки плавучести, заполненные пенопластом с плавучестью по 28 кг на одного человека, посадочные места с ремнями и четкими обозначениями.

2. Элементы корпуса.

входные люки для посадки людей в том числе и на носилках, вентиляционные головки, иллюминаторы (лючки для весел), воздушные трубы топливных баков, газоотводная труба аккумуляторного ящика, приемник для подсоединения рукава от пожарной водяной системы судна, кингстонное отверстие с клапаном.

3. Механическая установка.

Механическая установка – дизель «Листер» с реверс-редукторной передачей 3:1 36 л. с., навешенным оборудованием обеспечивающими системами и двумя муфтами (для валопровода на винт и на насос водяного орошения).Управление дизелем производится дистанционно с поста рулевого. ДВС 3-цилиндровый, однорядный, 4- тактный.

4. Системы ДВС и шлюпки.

Топливная система – 2 цистерны по 130 л на 24 часа работы ДВС. Система охлаждения ДВС – 2-х контурная (антифриз и вода).Газовыпускной трубопровод ДВС – металлорукав, глушитель, выпускной патрубок. Осушительная система – ручной насос, шланг отливной, патрубок и поплавковый спускной клапан. Система вентиляции естественная

через люки и вентиляционные водоотливные клапаны.

5. Устройство шлюпки:

подъемно-спусковое устройство – гаки, их троса управления и рукоятка управления устройством в рубке рулевого, рулевое устройство – штурвал, колонка передачи вращения на руль с насадкой, швартовно-буксирное устройство – для фалиней и двух буксиров (на носу и корме), леерное устройство – поручни, подвесные трапы, лееры, якорное устройство – плавучий якорь с дректовым и ниралом.

6. Оборудование шлюпки.

1). Электрооборудование – сеть напряжением 12 вольт.

а) Источники – генератор и аккумуляторная батарея.

б) Потребители – светильники, стартер, прожектор.

Примечание:

К шлюпке подводится кабель бортовой сети напряжением 12 В постоянного тока.

2). Катафоты – полосы из светоотражающего материла.

3). Навигационное оборудование – магнитный компас с подсветкой.

1.4. Закрытая спасательная шлюпка проекта 02340. (не танкерная).

1. Устройство корпуса шлюпки.

1). Оболочка из стеклопластика наружная толщиной 8 мм, наполнитель (жесткий пенополиуретан) и внутренняя толщиной 4 мм.

2). Два бортовых люка для посадки/высадки экипажа и пассажиров и приема людей из воды.

2. Рубка рулевого:

Вращающееся кресло с ремнями безопасности

Пост управления дизелем на левом борту (рукоятка: вперед – нейтраль, передний ход, назад – задний ход)

Штурвал управления насадкой с рулем

Рукоятка управления гаками

Переключатель электрооборудования шлюпки – слева

Магнитный компас

Приборная панель контрольно-измерительных приборов и сигнальных устройств дизеля.

3. Крышка люка рулевого:

Фонарь топового огня

Прожектор

Втулка ввода троса дистанционного управления лебедкой.

4. Левый борт рубки имеет разъем ввода кабеля бортсети, кормовая стенка рубки имеет кронштейн радиолокационного отражателя.

5. 15 мест для размещения экипажа и пассажиров.

7. Моторное отделение и валопровод – в корме шлюпки.

8. Ручной осушительный насос – на кормовой стенке шлюпки.

9. Ящики для хранения имущества – в носовой части шлюпки.

10. Боковые буртики для сбора дождевой воды.

11. На боковых стенках салазки, а внутри механизмы их отдачи (рукоятки).

К конструкции корпуса предъявляется ряд требований, некоторые из которых приведены ниже:

1) Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

  • их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения; и
  • их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

2) Корпус спасательной шлюпки должен быть жестким из негорючего или не поддерживающего горения материала.

3) Шлюпка должна иметь сверху закрытие, защищающее людей от воздействий внешней среды:

  • Если закрытие полностью жесткое, то такая шлюпка является шлюпкой закрытого типа.
  • Если часть закрытия является мягким тентом, то такая шлюпка является шлюпкой частично закрытого типа. При этом носовая и кормовая оконечности должны быть защищены не менее чем на 20% длины жесткими элементами закрытия. Тент, обычно, выполняется из двух слоев водонепроницаемой ткани с воздушной прослойкой. В открытом состоянии тент скручен и закреплен над входом.

Пассажирские суда могут комплектоваться шлюпками обоих типов, а грузовые суда - только шлюпками закрытого типа (СОЛАС-74 Глава III правила 21 и 31).

Размещение шлюпок частично закрытого типа на пассажирских судах дает большое преимущество в скорости посадки пассажиров при эвакуации.

4) Спасательные шлюпки должны иметь запас плавучести, позволяющий удерживаться на плаву полностью залитой шлюпке со снабжением и находящимися в ней людьми.

Такая дополнительная плавучесть обеспечивается легкими плавучими материалами, стойкими к воздействию морской воды и нефтепродуктов. Эти элементы обеспечения плавучести обычно располагаются по внутреннему периметру шлюпки под сидениями.

5) Спасательные шлюпки должны быть остойчивы в случае, когда они заполнены 50% числа людей, допустимого к размещению, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.

6) Спасательные шлюпки закрытого типа должны быть самовосстанавливающимися при опрокидывании.

Опрокидывание может произойти, например, под ударом разрушающегося гребня волны, что наиболее вероятно при выходе шлюпки на мелководье в зону волновой деформации.

Оборудование шлюпки

Схема устройства огнезащищенной спасательной шлюпки, спускаемой на лопарях

Посадочные места.

Посадочные места оборудуются на поперечных и продольных банках или закрепленных сидениях. Способ оборудования посадочных мест обычно связан с типом шлюпки.




Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой на лопарях В шлюпке, спускаемой на лопарях, наибольшая часть посадочных мест оборудована на банках, расположенных вдоль бортов (спиной к борту). На шлюпках большой вместимости, когда ширина позволяет, дополнительные места могут оборудоваться на продольных банках в середине (лицом к борту), либо на поперечных банках.

Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой свободным падением В шлюпках, спускаемых свободным падением, устанавливают сиденья со спинками и подголовниками. Устанавливают их поперечными рядами так, чтобы люди сидели лицом к корме, что обеспечивает принятие спинкой инерции человека при входе шлюпки в воду.

Для полностью закрытых шлюпок требуется, чтобы сидения были оборудованы привязными ремнями.

Двигатель

Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания. На спасательных шлюпках устанавливаются двигатели с воспламенением от сжатия, отвечающие следующим требованиям:

1) Двигатель способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.

Это позволяет запускать двигатель для периодических проверок вне воды, а в случае оставления судна - опустить шлюпку на воду уже с запущенным двигателем и немедленно отойти от судна.

2) Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз, и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота наибольшей вместимости, установленного на данном судне, нагруженного полным комплектом людей и снабжения.



3) Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Осушение

1) Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.

2) Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном.

Спускной клапан (один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа.

Каждый спускной клапан для его закрывания снабжается колпачком или пробкой, прикрепленнымиштертом или цепочкой рядом с клапаном.

При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды.

При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Доступ в шлюпку

Входы в спасательную шлюпку делаются с обоих бортов и имеют такие размеры и положение, чтобы была возможность поднимать на борт шлюпки людей в беспомощном состоянии, как из воды, так и на носилках.

Спасательная шлюпка устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее:

  • на пассажирском судне - в течение не более 10 мин после подачи команды к посадке;
  • на грузовом судне - в течение не более 3 мин после подачи команды к посадке.

Спасательная шлюпка должна иметь посадочный трап, позволяющий людям забраться в шлюпку из воды. Как правило, трап делается съемным и хранится внутри шлюпки.

С наружной стороны по бортам шлюпки выше ватерлинии (в пределах досягаемости для находящегося в воде человека) устанавливается поручень или спасательный леер.

Если шлюпка не самовосстанавливающаяся, то такие же поручни должны быть установлены в нижней части корпуса для того, чтобы люди могли держаться за перевернутую шлюпку.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Топрик - трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.

Спасательный шкентель - растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.

Сигнальный огонь

На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов .

Аварийное освещение

Внутри шлюпки в верхней части устанавливается источник света, обеспечивающий освещение, достаточное для чтения инструкций. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов .

Устройство для крепления буксировочного фалиня

Располагается в носовой оконечности шлюпки. Это устройство должно обеспечивать возможность разобщения под нагрузкой (во время буксировки) изнутри шлюпки.

Система автономноговоздухоснабжения

Спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения должны быть устроены так, чтобы обеспечить при закрытых входах и отверстиях нормальную работу двигателя не менее 10 мин . При этом воздух должен оставаться безопасным и пригодным для дыхания.

Такие шлюпки, обычно, устанавливаются на судах, авария на которых может сделать атмосферу вокруг судна непригодной для дыхания.

Система автономного воздухоснабжения обычно основана на использовании баллонов со сжатым воздухом, снабженных индикаторами, позволяющими регулировать давление подаваемого воздуха.

Маркировка устройства запуска системы воздухоснабжения

Огнезащищенность

Огнезащищенные шлюпки, обычно, устанавливаются на судах, авария на которых может привести к разливу и возгоранию вокруг судна нефти или нефтепродуктов. Поскольку при нахождении в огне атмосфера вне шлюпки непригодна для дыхания, то такие шлюпки имеют автономную систему воздухоснабжения.

Испытания на огнезащищенность Огнезащищенные спасательные шлюпки должны обеспечивать безопасность находящихся в них людей в течение не менее 8 мин, находясь на воде в зоне охватывающего ее со всех сторон огня, а температура воздуха на уровне головы сидящего человека не должна превышать 60оС. Следует помнить об ограниченности допустимого времени пребывания в зоне огня и стремиться в кратчайший срок уйти из опасной зоны. Если кромка зоны огня не видна, то выходить следует поперек направления действия ветра, где более высока вероятность скорейшего выхода из опасной зоны, поскольку нефтяное пятно будет вытягиваться по линии ветра.

Обычно такие шлюпки для повышения огнестойкости оборудуются системой водяного орошения. Для орошения используется забортная вода.

Водозаборное устройство системы располагается в нижней части шлюпки таким образом, чтобы исключить попадание в систему горючих жидкостей с поверхности воды. Далее вода под давлением подается по наружным трубкам, в которых через определенные интервалы установлены распылители.

Маркировка устройства запуска системы водяного орошения

Аварийное снабжение

Согласно Кодексу ЛСА в спасательной шлюпке всегда должен находиться определенный комплект снабжения, необходимого для выживания людей в случае оставления ими судна:

1) Средства, обеспечивающие эксплуатацию шлюпок:

  • плавучие весла (за исключением шлюпок, спускаемых свободным падением) в количестве, достаточном для обеспечения движения;
  • 2 отпорных крюка;
  • 2 фалиня;
  • 2 топора (по одному в каждой оконечности);
  • плавучий якорь;
  • средства осушения: плавучий черпак и 2 ведра;
  • инструменты для выполнения незначительных регулировок двигателя и относящихся к нему устройств;
  • огнетушитель;
  • компас.

2) Средства сигнализации

  • 4 красные парашютные ракеты;
  • 6 красных фальшфейеров;
  • 2 плавучие дымовые шашки;
  • электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе;
  • прожектор с источником питания не менее чем на 3 ч;
  • сигнальный свисток или рожок;
  • таблица спасательных сигналов;
  • радиолокационный отражатель или радиолокационный ответчик;
  • сигнальное зеркало ("гелиограф");
  • по крайней мере, одна шлюпка с каждого борта должна иметь переносную радиостанцию.

3) Вода и пища

  • вода питьевая консервированная из расчета 3 л на человека.

Шлюпка может комплектоваться опреснителем ручного действия. Это могут быть химические реактивы для связывания солей или опреснитель вакуумного действия. В любом случае действие опреснителя не должно зависеть ни от солнечной энергии, ни от иных, чем в морской воде, химических элементов.
В этом случае запас воды может быть уменьшен на 1 л/чел., если опреснитель в состоянии произвести общее количество воды в течение двух дней.

  • пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
  • рыболовные принадлежности.

4) Медикаменты и медицинские принадлежности

  • аптечка первой помощи;
  • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 ч на человека;
  • по одному гигиеническому пакету на человека.

5) Рыболовные принадлежности

Перечень рыболовных принадлежностей Кодексом ЛСА не устанавливается. Обычно в комплект входят: леска, крючки, блесны, синтетические приманки.

6) Прочее снабжение:

  • теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
  • нержавеющий ковш со штертом;
  • нержавеющий градуированный сосуд для питья;
  • складной нож;
  • 3 консервооткрывателя;
  • 2 спасательных кольца с плавучим линем длиной не менее 30 м;
  • инструкция по сохранению жизни на спасательных шлюпках

Места размещения аварийного снабжения в различных моделях спасательных шлюпок могут отличаться. Однако, эти различия незначительны, поскольку стремление к оптимальному размещению дает похожие результаты. В качестве примера размещения аварийного снабжения может служить следующий рисунок:

Схема устройства и расположение аварийного снабжения спасательной шлюпки, спускаемой свободным падением:

1) 1 плавучий черпак 2) 2 ведра 3) 2 топора 4) 1 контейнер со средствами сигнализации: 6 фальшфейеров; 4 парашютные ракеты; 2 плавучих дымовых шашки, оранжевых; 1 сигнальное зеркало; 1 складной нож с консервооткрывателем и лезвием для клетневания; 1 электрический фонарь с 1 запасной лампой и 2 запасными батарейками 5) 2 консервных ножа 6) 1 огнетушитель 7) 1 комплект рыболовных принадлежностей 8) 1 свисток 9) 5-литровые контейнеры с питьевой водой (З литра на человека) 10) пищевой рацион (по одной упаковке на человека) 11) 2 чашки для питья 12) плавучий якорь 13) 2 фалиня, длиной 15 м, диаметром 14 мм 14) 2 спасательных кольца с плавучими линями длиной 30 м, диаметром 8 мм 15) 1 аптечка для спасательных шлюпок с препаратом против морской болезни (6 доз на каждого человека) 16) 1 компас 17) 1 ручной осушительный насос 18) 1 радиолокационный отражатель 19) дизельное топливо 20) 2 отпорных крюка 21) 1 поисковый фонарь 22) теплозащитные средства 23) 1 инструкция по выживанию/по подаче сигналов бедствия 24) 1 посадочный штормтрап Незакреплённое оснащение: 25) 1 ключ для сидений/топливного бака 26) 1 комплект подъёмных стропов 27) 1 аварийный румпель 28) 2 стропа для носилок Запасные детали для двигателя: 29) 1 V -образный ремень 30) 1 фильтр для топлива 31) 1 рабочее колесо насоса 32) 1 масляный фильтр 33) 1 набор инструментов 34) 1 насос для слива масла

Мы живем в стремительно меняющемся мире, поэтому, когда случаются катастрофы человек всё больше полагается на науку. Инженеры и ученые всей планеты постоянно работают над созданием самой современных спасательных средств , не без внимания остается и морская индустрия.

В течение нескольких тысячелетий благодаря шлюпке было спасено множество жизней, но ее технологическая эволюция проходила довольно медленно. Спустя почти сто лет после крушения пассажирского судна « » с трудом удается эвакуировать пассажиров с в случае чрезвычайной ситуации. Сотни пассажиров и членов команды гибнут в , пытаясь добраться до спасательных шлюпок. Людям, оказавшимся в западне в горящем или накренившемся судне, приходится полагаться на интуицию и собственные силы.

лаборатория «SHEBA» (Ship Evacuation Behaviour Assessment Facility)

У типичного туриста нет навыков выживания на судне, терпящем бедствие, поэтому с этой целью усилиями инженеров нескольких ведущих фирм «British Maritime Technology », «BMT Fleet Technology Limited », «Grandi Navi Veloci », «University of Greenwich » в 2005 году разработали морскую лабораторию под названием «SHEBA » (Ship Evacuation Behaviour Assessment Facility).

Эта морская лаборатория находится далеко от открытого океана, но заполненные дымом коридоры и накрененная с помощью гидравлики конструкция создает впечатление реальной чрезвычайной ситуации.

морская лаборатория «SHEBA»

Внутри установки «SHEBA » пассажиры пребывают как на борту современного судна. Конструкция оснащена видеокамерами и датчиками движения. Это позволяет операторам получать информацию о поведении людей при эвакуации с судна . Оценивая скорость и действия людей, ученые могут предположить, как пассажиры ведут себя на корабле в чрезвычайной ситуации и определяют время эвакуации с судна. Полученные данные эксперимента вводятся в компьютерную программу получившая название «Морской исход », которая позволяет кораблестроителям виртуально оценить свой проект с точки зрения спасения прежде, чем начать его создание. С помощью программы операторы прорабатывают множество сценариев аварийных ситуаций, а выделяя из них самые опасные, устанавливают причину их возникновения (блокирование выходов из-за пожаров или затопления, вследствие изъянов конструкции судна).

шлюпка будущего «ResCube»

Сегодня такие программы как «Морской исход » используются при создании . Однако даже на самых современных лайнерах пассажиры должны преодолеть несколько палуб, прежде чем оказаться на эвакуационной палубе. Сегодня находясь в , на пассажирских судах могут находиться до 6000 человек, но в ближайшем будущем это количество возрастет и разработчикам спасательных средств приходится заботиться о любителях .

«ResCube » это система морских спасательных шлюпок свободного падения, расположенных вертикально вдоль бортов пассажирского судна, благодаря чему пассажиры могут войти сразу с шести палуб. Спасательное средство «ResCube » позволяет разместить 330 пассажиров на борту, и защитить от непогоды и смертоносного огня.

«ResCube » это совершенно новый подход к спасению пассажиров больших судов. Пассажиры размещаются в трех вращающихся цилиндрах. Во время спасательной операции система поворачивается на 90 градусов - это происходит благодаря силе тяжести. Вес спасательной шлюпки составляет более 50 тонн.

шлюпка свободного падения

современная спасательная шлюпка

шлюпки свободного падения

Первые спасательные средства свободного падения были созданы специально для нефтяных , а также морских платформ, так люди этой отрасли постоянно сталкиваются с огнеопасным газом и нефтью.

Шлюпка свободного падения, висящая в 16 метрах над водой, предназначена для катапультирования команды грузовых судов в случае опасности. Спасательное средство весом 5,5 тонн можно сбрасываться и с высоты 22 метра. Шлюпка свободного падения может увезти от опасности до 44 человек. Внутри шлюпки люди пристегнуты и расположены спиной по направлению движения.

Типичная шлюпка отличается от шлюпки свободного падения тем, что изначально в нее надо сесть, затем для спуска на воду необходимо задействовать шлюпочную балку с лебедкой. Она спускается на воду довольно медленно, а на поверхности воды еще может гореть топливо. Во время спуска можно получить множество травм, но спасательная шлюпка свободного падения все это исключает. Это спасательное средство уцелеет в самых сложных условиях.

Спасательная шлюпка свободного падения изготовлена из полиэфирного стеклопластика - огнестойкого материала, которому нестрашна температура сварочной горелки. В качестве дополнительной защиты применяется система разбрызгивания воды, которая позволит команде уцелеть от горящего в воде топлива.

Буровые платформы оснащены спасательными шлюпками свободного падения, вмещающие до 90 человек, которые можно сбрасывать с высоты до 38 метров. Подобные надежные спасательные средства уже имеются на многих судах. Они не просто добавляют спокойствия, они почти наверняка помогут избежать смерти в случае опасности.

Наш мир становится быстрее и опаснее, поэтому человечество должно прилагать максимум усилий для предотвращения трагедий на море и современные морские спасательные средства увеличивают наши шансы выжить в агрессивной среде.

Спасательная шлюпка свободного падения (FFL) имеет следующие особенности:

Более прочную конструкцию, чтобы выдерживать падение на воду с полным комплектом людей и снабжения с высоты в 1,3 раза превышающей одобренную;

Вход с кормы шлюпки;

Шлюпка имеет кормовую платформу на уровне ватерлинии с целью извлечения беспомощных лиц из моря;

Сиденья специальные, обращенные спинками к носу шлюпки, с 3 ремнями крепления.

Другая конструкция системы разобщения с судном;

Система водяного орошения спринклерная.

II. Дежурные шлюпки: конструкция, оборудование и их использование

Дежурная шлюпка есть шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде . (п.19 Правила 3. Главы III СОЛАС-74).

Дежурная шлюпка должна обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек, находящихся в сидячем положении, и одного - в лежачем, на носилках. Длина дежурной шлюпки должна лежать в пределах от 3,8 до 8,5 м. Шлюпки, не обладающие достаточной седловатостью, должны иметь носовое закрытие, простирающееся не менее чем на 15 % их длины. Снаружи и внутри шлюпки закреплены спасательные леера.

Плавучесть надутой дежурной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной не менее чем на пять изолированных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами, объем каждой из которых не должен превышать 60 % их общего объема. В случае повреждения какого-либо одного отсека остальные отсеки должны обеспечивать поддержание предусмотренное к размещению на шлюпке количество людей массой по 75 кг каждый, сидящих в нормальном положении. При этом по всему периметру шлюпки должен сохраняться положительный надводный борт.

Каждый отсек плавучести оборудуется невозвратным клапаном для надувания вручную и спуска, а также предохранительным клапаном.

На нижней поверхности днища и в других уязвимых местах надутой шлюпки предусматриваются усиленные полосы.

Полоски световозвращающего материала наносятся на поверхность дежурной шлюпки так же, как и на спасательную шлюпку.

Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Топливные баки подвесного бензинового двигателя должны быть специально защищены от огня и взрывов. Двигатель должен обеспечивать маневрирование шлюпки при скорости до 6 уз в течение не менее 4 ч.

В снабжение шлюпки должен входить плавучий линь длиной не менее 50 м, обладающий прочностью, достаточной для буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательного плота, нагруженного полным количеством людей и снабжения, со скоростью не менее 2 уз.

Дежурная шлюпка должна устанавливаться так, чтобы быть в состоянии постоянной готовности к спуску в течение не более 5 мин. Надутая дежурная шлюпка должна постоянно находиться в полностью надутом состоянии.

Спусковое устройство дежурных шлюпок должно быть оборудовано лебедками с механическим приводом мощностью, достаточной для подъема шлюпки из воды с полным количеством людей и снабжения.

Спасательная шлюпка может быть дежурной шлюпкой при условии, что она удовлетворяет требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам

Шлюпка используется как спасательное средство при падении человека за борт. И может быть эффективно использована только тогда, когда каждый член экипажа хорошо знает эксплуатацию и техобслуживание шлюпки. Только регулярные тренировки и учебные тревоги позволяют добиться мастерства и опыта, которые чрезвычайно важны при реальной ситуации “Человек за бортом”. И второй важный момент для безопасности - это регулярное техобслуживание шлюпки, чтобы иметь ее всегда в безотказном состоянии.

Краткая характеристика жесткой дежурной шлюпки.

Шлюпка имеет положительную остойчивость, даже когда заполнена водой, она не потопляема и самовосстанавливающаяся. Предназначена для спасательных целей и для сбора спасательных плотов и их буксировки в случае затопления судна. Способна вмещать до 6 человек на двух поперечных банках или 1 человека на носилках на полу, тогда остальные пять человек на банках. Шлюпка изготовлена из усиленного стеклопластика.

Длина - 4.40м (с мотором - 4.90м)

Ширина - 1.75м (c кранцами - 1,80м)

Высота - 0.75м (с поднятым мотором - 1.58м)

Вес со снаряжением - 1 000кг

Скорость - минимум 6 узлов

Скорость при буксировке спасательного плота на 25 человек - минимум 2 узла

Оборудование и арматура шлюпки изготовлены из коррозионно-стойких материалов. Наиболее главная часть оборудования - устройство подъема шлюпки. Шлюпка опускается с помощью одного стропа. Включение/выключение механизма отдачи шлюпки управляется изнутри шлюпки. На баке имеется гак с рычагом для отдачи фалиня. Шлюпка приводится в движение с помощью подвесного мотора TOHATSU M 18E EPL мощностью 18 л.с. Топливные баки емкостью 2 х 22.7 л гарантируют 4 часа работы двигателя при скорости 6 узлов. Мотор снабжен автоматическим и ручным пуском. Питание 12 вольт постоянного тока подается от батарей 57 или 60 ампер. Батареи заряжаются от судовой сети через розетку в шлюпке. Портативный поисковый прожектор также может питаться от этой розетки. Навигационный огонь питается от отдельной розетки (огонь располагается на съемной мачте).

Требования Кодекса ЛСА к этому виду шлюпок

(Глава V с 118-128):

Быть жесткими, надутыми или комбинированного типа;

Обладать достаточной мобильностью и маневренностью на волнении для спасения находящихся в воде людей, сбора спасательных плотов и буксировки самого большого, из имеющихся на судне спасательных плотов, нагруженного полным комплектом людей и снабжения или его равноценной замены, со скоростью, не менее 2 х узлов (на пассажирских судах шлюпка должна производить сбор на воде не более 6 спасательных плотов и не более 9 плотов на судах, совершающих короткие международные рейсы);

Быть длиной не менее 3,8 и не более 8,5м;

Обеспечивать размещение 5 человек на местах для сидения и одного, в положении лежа на носилках. Кроме рулевого, все могут размещаться на настиле днища, но не на привальном брусе, транце или на бортовых трубах плавучести;

При недостаточной седловитости иметь носовое закрытие на 15% длины шлюпки;

Быть способными маневрировать при скорости 6 узлов и сохранять эту скорость, не менее 4 часов;

Быть оборудованы стационарным двигателем, или подвесным мотором, в т. ч бензиновым с одобренной топливной системой, если топливные баки специально защищены от пожара или взрыва;

Иметь стационарные приспособления для буксировки, обладающие достаточной прочностью для сбора или буксировки спасательных плотов;

Оборудованы эффективным средством откачки воды или быть самоосушающимися;

Оборудованы непроницаемыми при воздействии моря устройствами, для хранения мелких предметов снабжения;

Жесткие дежурные шлюпки должны отвечать требованиям к спасательным шлюпкам, указанным в пунктах 4.4.1-4.4.7.4, 4.4.7.6, 4.4.7.7, 4.4.7.9, 4.4.7.10 и 4.4.9..

Требования к скоростным дежурным шлюпкам на пассажирских судах ро-ро (циркулярное письмо MSC/Cirs 809 от 29 мая 1997г):

Шлюпка по конструкции может быть жесткой, надутой или комбинированного типа, иметь длину корпуса не менее 6м и не более 8м, включая надувные конструкции;

Команда шлюпки должна состоять из 3 х человек (рулевого и двух других членов команды)

По конструкции шлюпка должна отвечать требованиям жесткой дежурной шлюпки (за исключением пунктов 4.4.1.5.3, 4.4.1.6, 4.4.6.8, 4.4.7.2, 5.1.1.6, 5.1.1.10 Кодекса ЛСА);

Шлюпка и ее СПУ должны обеспечивать безопасный спуск и подъем шлюпки при неблагоприятных условиях погоды и моря;

Шлюпка должна быть самовосстанавливающейся или легко восстанавливаемой усилиями 2 х человек ее команды;

Шлюпка должна быть самоосушаемой или иметь способность быстро избавляться от воды;

Жесткая шлюпка должна быть такой, чтобы подвешенная за точку подъема, она обладала достаточной прочностью, выдерживать нагрузку в 4 раза превышающую ее массу, с полным комплектом людей и снабжения, без остаточной деформации;

Шлюпка должна управляться с места рулевого штурвалом, отдельным от румпеля, а также обеспечиваться аварийная система управления рулем, водометом или подвесным двигателем;

Двигатель шлюпки должен останавливаться автоматически или рулевым посредством аварийного выключателя в случае опрокидывания шлюпки. Когда шлюпка возвращена в нормальное положение, двигатель или мотор должен иметь возможность запуститься, при условии, что аварийный выключатель, если он установлен, возвращен в рабочее положение;

Конструкция систем топлива и смазки, должна предотвращать выброс более 250мл топлива или масла, в случае опрокидывания шлюпки;

Если возможно, то шлюпка должна быть оборудована стационарным, легко и безопасно управляемым устройством одноточечного подвеса или его эквивалентом;

Шлюпка должна иметь не связывающий руки и водонепроницаемый комплект УКВ радиооборудования;

Полностью оборудованная шлюпка должна быть способна маневрировать в течение не менее 4 часов на скорости не менее 20 узлов на тихой воде с экипажем из 3 х человек и на скорости не менее 8 узлов с полным комплектом людей и снабжения.

Размещение дежурных шлюпок на судах.

Конструкция надутой дежурной шлюпки.

1. Корпус – камера плавучести из многослойной прорезиненной ткани, разделенная герметичными перегородками на 5 автономных отсеков с предохранительным клапаном и клапаном надува каждого и двумя карманами для линей.

2. Носовое закрытие с замком-молнией на 15 % длины шлюпки

3. Мягкое днище с надувным кильсоном для придания седловатости

4. Деревянный транец (задняя стенка шлюпки) для крепления подвесного мотора со спускным клапаном и двумя скобами для крепления фалиня и буксирного линя

5. Пять пайол (прокладок) устанавливаемых между камерой плавучести и днищем для жесткости днища

6. Два алюминиевых стрингера (уголки), проложенные внутри вдоль бортов шлюпки для обеспечения жесткого продольного соединения пайол.

7. Три банки (сиденья для команды шлюпки).

Снаряжение надутой дежурной шлюпки

1. Подвесной мотор с бензобаком – для создания движения шлюпке.

2. Две ручки на правом борту шлюпки – для приведения шлюпки в исходное положение после ее опрокидывания

3. Наружный спасательный леер с провесами – для поддержания людей на воде

4. Внутренний спасательный леер с провесами – для поддержания людей в шлюпке

5. Трап , прикрепленный к передней банке (сиденью) – для подъема людей из воды и спускаемый с любого борта

6. Носовое и кормовое буксирные устройства – для крепления фалиней и буксирных линей.

7. Тент защитный – для защиты шлюпки от прямого воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков.

8. Компас (на средней банке) – для определения курса шлюпки

9. Два весла с уключинами и отпорный крюк – для перемещения и маневрирования шлюпки при неработающем моторе.

10. Топовый огонь (на транце у правого борта) со стойкой и источником питания – для обозначения шлюпки в ночное время.

11. Радиолокационный отражатель (на транце у левого борта) со стойкой для обнаружения шлюпки по радиолокаторам.

12. Строповочное устройство (4 стропы с серьгой одноточечной подвески) – для спуска шлюпки гравитационным способом и подъема ее электроприводом или ручным приводом.

Расположение людей в шлюпке

Шлюпка предназначена на 6 человек, один из которых может лежать на полу на носилках. Члены экипажа в шлюпке должны размещаться следующим образом:

    3 человека на кормовой банке

    3 человека на передней банке (два человека с бортов лицом назад, а один человек в центре лицом вперед по движению шлюпки)

    В случае транспортировки пострадавшего лица: три человека на кормовой банке, два на передней, пострадавший на носилках ногами в нос шлюпки. Чтобы пострадавший мог лежать на носилках

надо слегка подвинуть носовую банку.

    Снабжение спасательных шлюпок

Снабжение спасательной шлюпки включает в себя средства эксплуатации плота или шлюпки, средства жизнеобеспечения и средства сигнализации и привлечения внимания. Предметы снабжения должны быть размещены таким образом, чтобы не мешать действиям по оставлению судна.

ПРЕДМЕТЫ СНАБЖЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО

А) Средства обеспечивающие выживание людей.

1. Пресная вода в водонепроницаемых сосудах на 1 человека

2. Пищевой рацион на 1 человека калорийностью не менее

3. Нержавеющий ковш со штертом.

4. Нержавеющий градуированный сосуд для питься

5. Аптечка первой медицинской помощи с инструкцией

6. Медикаменты от морской болезни на 1 человека

7. Гигиенический пакет на 1 человека

8. Комплект рыболовных принадлежностей

9. Консервовскрыватели.

10. Теплозащитные средства для 10 % людей или

11. Складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом

12. Спасательные кольца с плавучим линем длиной не менее 30 м

13. Инструкция по сохранению жизни

Б. Средства, обеспечивающие эксплуатацию шлюпки

1. Плавучие весла для обеспечения движения на тихой воде

Достаточное количество

2. Отпорные крюки

3. Плавучий черпак

5. Плавучий якорь с дректовом и ниралом.

6. Фалини в 2 раза больше расстояние от места установки шлюпки до ватерлинии при минимальной осадке или 15 м

7. Топоры в оконечностях шлюпки

8. Ручной насос для не самоосушающейся шлюпки

9. Комплект инструментов для выполнения незначительных регулировок ДВС и относящихся к нему устройств.

10. Переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти.

В. Средства сигнализации и привлечения внимания.

1. Компас светящийся или освещаемый

2. Парашютные ракеты

3. Фальшфейеры

4. Дымовые шашки плавучие

5. Водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе.

6. Сигнальное зеркало с инструкцией (гелиограф)

7. Таблица спасательных сигналов, экземпляр

8. Свисток или равноценный звуковой сигнал

9. Прожектор с горизонтальным и вертикальным сектором луча не менее 6°, интенсивностью света 2500 кд, способный непрерывно светиться не менее 3 часов.

10. Радиолокационный отражатель, если в шлюпке не установлен радиолокационный ответчик.

Примечание: На спасательных шлюпках, спускаемых свободным падением плавучие весла не предусматриваются.

Спасательная шлюпка оборудуется прожектором, который обеспечивает эффективное освещение в ночное время светлоокрашенного объекта шириной 18 м на расстоянии 180 м в течение не менее 3 ч.