Борьба за живучесть судна. Спасательные средства на судне

В целом борьба за непотопляемость включает два основных комплекса мероприятий:

1) Ликвидация водотёчности (борьба с водой).

2) Восстановление остойчивости и спрямление повреждённого судна.

Ликвидация водотёчности -- мера борьбы экипажа за непотопляемость судна под руководством капитана в соответствии с судовыми оперативными планами по борьбе за живучесть и информацией об остойчивости и посадке судна.

Общая организация борьбы за непотопляемость включает в себя следующие алгоритмы действий экипажа:

1. Обнаружение поступления воды внутрь судна.

Это возможно по явным или косвенным признакам. Как правило, явные признаки (поступление воды через пробоину) не представляется возможным зафиксировать, но по косвенным признакам обнаружить аварийную ситуацию, связанную с затоплением судна, возможно (отпотевание переборок, палуб; шум воздуха, выходящего через воздушные, измерительные трубы, через переборочные сальники электрокабелей; шум поступающей воды в отсек; фильтрационная вода в смежных с аварийным отсеках; прогиб переборок; глухой звук, издаваемый переборкой или палубой при ударе по ним металлическим предметом и т.п.).

2. Оповещение и доклад.

Первый, заметивший на судне указанные явные или косвенные признаки поступления воды, должен в первую очередь всеми возможными средствами доложить на ГКП (главный командный пункт), используя средства связи, сигнализацию или посыльных. Объявить голосом "Аварийная тревога" в том случае, если рядом имеются люди.

3. Объявление общесудовой тревоги.

Получив информацию об аварийной обстановке на судне вахтенный помощник капитана обязан объявить общесудовую тревогу с возможным пояснением района поступления воды.

4. Выявление места, размера и характера повреждения.

С этой целью производится разведка района повреждения (если это возможно).

Обследуются помещения для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждения корпуса судна, устанавливаются границы затопленного района.

В этой связи целесообразно учитывать классификацию пробоин.

Классификация пробоин

Заделка любого повреждения корпуса судна начинается с определения характера повреждения и степени опасности для судна, его размеров, расположения относительно ватерлинии. Пробоины классифицируются по следующим признакам:

A) По размерам:

малые пробоины, включая забортные отверстия, площадью 0,05 м 2 (диаметром 25 см);

средние пробоины, а также другие отверстия, площадью 0,10-0,50 м 2 ;

большие пробоины, в том числе лазы, двери горловины площадью до 2 м 2 ;

очень большие пробоины площадью более 2 м 2 .

Б) По характеру и степени опасности для судна:

значительные повреждения (большие пробоины в подводной части судна -- затопление отсека в течение нескольких секунд или минут);

незначительные повреждения (трещины, свищи, гофры -- фильтрация, медленное распространение воды, повреждения систем, нарушение непроницаемости палуб, переборок).

B) По расположению пробоин относительно действующей ватерлинии:

подводные пробоины;

надводные пробоины значительно выше ватерлинии;

надводные пробоины в районе ватерлинии.

5. Определение количества воды, поступающей внутрь судна (табл. 1).

Таблица 1

Количество забортной воды (м 3), поступающей в отсек судна через различные по площади пробоины на различных глубинах за 1 час

Глубина пробоины м (футы)

Площадь пробоины, м2

Малые пробоины

Средние пробоины

Большие пробоины

Водотечная пробоина характеризуется двумя основными величинами: площадью (размером) пробоины и гидростатическим напором воды (расстояние от поверхности воды до центра пробоины). По этим величинам судят о возможности заделки пробоины, определяют количество влившейся воды и скорость затопления отсека, а также вычисляют время, за которое аварийное помещение заполнится водой.

Количество воды, поступающей в отсек при постоянном напоре определяется по формуле:

где Q - количество воды, поступающей через пробоину, м 3 /с;

м - коэффициент истечения, принимаемый равным 0,65-0,75 (для больших пробоин значения коэффициента больше);

щ - площадь пробоины, м 2 ;

g - ускорение силы тяжести (9,81 м/с 2);

Н - глубина центра пробоины от уровня воды, м.

При переменном напоре количество воды, поступающей в отсек определяется по формуле:

где h - подпор, то есть отстояние центра пробоины от уровня воды в отсеке, м.

Время затопления отсека до уровня забортной воды в минутах приближённо можно определить по формуле:

где V - фактический объем отсека, м 3 ;

Q - количество воды, поступившей в отсек, м 3 /с;

К - коэффициент проницаемости отсека.

Коэффициенты проницаемости для различных помещений различны, но стандартно считается, что:

для помещений, занятых механизмами, он равен 0,85;

для жилых помещений -- 0,95;

для пустых рефрижераторных трюмов -- 0,98;

для трюмов с сыпучими грузами -- 0,60;

танки, заполненные жидкими грузами, -- 1,0;

отсеки междудонные и бортовые -- 0,97;

помещения, загруженные, к примеру:

бочками -- 0,3;

консервами в ящиках -- 0,2;

маслом в ящиках -- 0,29;

мукой в мешках -- 0,6.

6. Прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопущение распространения её по судну.

Здесь необходимо учитывать то, что заделать пробоину, даже малых размеров, первоначально насухо не представляется возможным, а ограничить поступление воды в аварийный отсек с тем, чтобы с откачкой справились водоотливные средства, возможно.

Заделка пробоин или повреждений на судне осуществляется с помощью аварийного снабжения, имеющегося на отечественных судах в соответствии с табелем снабжения. Наличие и полный перечень такого имущества определяется на судах РФ требованиями Регистра и зависит от типа судна. Хранится аварийное имущество на постах борьбы за живучесть, отличительная окраска постов и аварийного имущества -- синяя. Условия хранения различных видов аварийно-спасательного имущества (АСИ) должны обеспечивать их сохранность и доступность, использование АСИ разрешено только по прямому назначению (для тренировок необходимо иметь учебное аварийное имущество) и, при использовании, должно пополняться в первом порту захода до требуемых норм.

В состав аварийного снабжения входит:

аварийный инвентарь: раздвижные упоры, домкраты, струбцины, крючковые болты, болты с поворотными головками, клапанные металлические пластыри, деревянные пластыри с мягкими бортами, универсальные заглушки с тремя захватами, бугеля, хомуты и другие специальные приспособления;

аварийные материалы: деревянные пробки, клинья, доски, брусья, цемент, песок, сурик, жир технический, пакля, гвозди, скобы, жидкое стекло и другие материалы, оговорённые требованиями Регистра и, дополнительно к ним, предусмотренные экипажем судна;

аварийный инструмент: определённые нормами Регистра такелажный и слесарный наборы инструментов.

Кроме того, для временной заделки больших пробоин на судах предусматривается наличие мягких пластырей, тип пластыря для данного судна определяется Регистром в зависимости от длины судна. Различают следующие типы пластырей:

кольчужный пластырь -- предназначен для судов длиной более 150 м, имеет стандартные размеры 4,5x4,5 или 3,0x3,0 м, усиленную прочность и карманы для установки ребер жёсткости;

облегчённый пластырь -- предназначен для судов от 70 до 150 м, стандартный размер 3,0x3,0 м;

шпигованный пластырь -- предназначен для судов от 24 до 70 м, стандартный размер 2,0x2,0 м;

учебный пластырь или пластырь Макарова -- применяется на всех судах в качестве учебного, но может применяться в необходимых случаях для заделки пробоин, размер 2,0x2,0 м;

деревянный пластырь с мягкими бортами -- предназначен для заделки малых и средних пробоин на плоских и имеющих малую кривизну участках обшивки, стандартные размеры 55x250x250 мм и 125x400x600 мм, в случае необходимости деревянные пластыри изготовляются по месту непосредственно на борту судна.

Недопущение распространения воды в смежные с аварийным отсеком обеспечивается усилением прочности переборок, палуб, то есть подкреплением, используя аварийный лес, раздвижные металлические упоры. С этой целью создаются рубежи обороны по борьбе с водой (РОВ-1 и РОВ-2 резервный).

Рис. 1. Установка рубежей обороны по борьбе с водой на судне: ВЛ -- ватерлиния; ВНП -- водонепроницаемые переборки; РОВ -- рубеж обороны по борьбе с водой

Первый рубеж создаётся по внешним границам непроницаемых переборок (рис. 1), палуб и платформ затопленных помещений, второй рубеж -- по внешним границам непроницаемых помещений, смежных с затопленными отсеками. На РОВ-1 рекомендуется:

поддерживать непроницаемость контура по границе рубежа;

подкрепить повреждённые непроницаемые переборки, палубы, закрытия;

подготовить к действию средства водоотлива и осушения, запуск только по приказанию с ГКП;

установить наблюдение за водонепроницаемостью на границе рубежа;

отключить электропитание оборудования, оказавшегося затопленным или под угрозой затопления и неприспособленного к использованию под водой;

отключить поврежденные участки трубопроводов судовых систем, проходящих через затопленные отсеки;

доложить на ГКП о ходе борьбы с водой. На РОВ-2 необходимо:

поддерживать непроницаемость контура на границе рубежа;

установить подкрепления на деформированные непроницаемые закрытия;

подготовить стационарные и переносные водоотливные средства аварийно-спасательного имущества к немедленному действию;

удалить фильтрационную воду;

установить наблюдение за состоянием непроницаемости конструкций на рубеже;

доложить на ГКП о ходе борьбы с водой.

7. Восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна.

8. Удаление забортной воды из затопленного отсека (после заделки пробоин) и фильтрационной воды из смежных отсеков.

Учитывая конструкцию судна, необходимо для откачки воды использовать не только водоотливные средства, но и применять перепуск и перекачку воды в нижние отсеки (трюм).

9. Спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости.

Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов рекомендуют проводить мероприятия в следующем порядке:

прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на повреждённый борт;

удалить воду из не полностью затопленных помещений с большими свободными поверхностями, расположенных до аварии выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить в нижние помещения;

осушить повреждённый отсек и смежные с ним помещения после заделки пробоин;

переместить вниз твёрдые грузы, расположенные высоко, а в исключительных случаях удалить их за борт;

провести балластировку судна.

Жидкие грузы должны перекачиваться, по возможности, из танков (цистерн) с большей вместительности в танки с меньшей вместительности до полного их заполнения. Остаток жидких грузов перекачивается в танки, симметричные относительно диаметральной плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из танков, смежных с затопленным отсеком.

Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки минимальных объёмов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, то есть для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удалённые от диаметральной плоскости танки, а для уменьшения дифферента -- наиболее удалённые от миделя. При этом должны выбираться самые низкие днищевые танки и в первую очередь использоваться креновые и дифферентные танки, если они имеются на судне.

Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что спрямление необходимо проводить только при положительной остойчивости аварийного судна. Уменьшение крена следует проводить по этапам до 5°, с целью недопущения переваливания судна на другой борт. Продольное спрямление (уменьшение дифферента) аварийного судна должно производиться только в исключительных случаях, а именно -- для обеспечения хода и управляемости судна, а также, если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность погружения открытых частей палубы в воду, оголение винтов и руля. При продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за углом крена, не допуская его увеличения.

После спрямления аварийного судна нужно учесть общее количество принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести.

10. Обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

При этом необходимо учитывать состояние главных и вспомогательных двигателей, рулей и винтов, в целом судна, а также погодные условия .

5.1. Общие положения, характер повреждений. Место поступления воды и характер повреждения кор­пуса зависят от обстоятельств (столкновение, посадка на мель, взрыв, навал и др.). Такие повреждения прояв­ляются достаточно четко, их сравнительно легко обна­ружить.

Более сложно установить причину и место водотечности при появлении усталостной трещины и свищей, расхождении швов стальных конструкций, поврежде­нии трубопроводов.

Характерными признаками поступления воды в кор­пус являются: появление статического крена судна, изме­нение характера качки при неизменных внешних услови­ях плавания, заметное изменение осадки судна, крен судна при перекладке руля.

Косвенные признаки: шум вытесняемого из отсека воздуха через неплотности или воздушные трубы; по­явившиеся выпуклости переборок.

Принятие решения об осушении уже затопленного отсека является ответственным моментом, так как рас­четы показывают, что при затоплении и осушении отсе­ков действуют разные физические законы.

Оперативно бороться с водой можно только при малых пробоинах, когда время затопления отсека изме­ряется часами, что позволяет четко подготовить и про­вести все операции по заделке пробоины и осушению отсека.

Борьба с водой предусматривает решение трех задач: предотвращение распространения воды по судну, так как почти все транспортные суда сохраняют плаву­честь только при затоплении одного отсека; заделку

пробоины различными способами в зависимости от ха­рактера повреждения; удаление воды, уже поступившей внутрь судна.

Заделать пробоину можно двумя способами - из­нутри и снаружи.

Заделка пробоины изнутри не требует остановки судна и позволяет быстро развернуть аварийные рабо­ты по устранению водотечности. Но во многих случаях применение этого способа нереально по следующим причинам: работам препятствует гидростатический напор воды; края пробоины чаще всего загнуты внутрь и имеют рваную форму; пробоина может находиться в труднодоступном месте; при средних и больших пробо­инах затопление отсека происходит очень быстро, а осушить отсек судовыми водоотливными средствами не удается.



Заделка пробоины по внешнему контуру - постанов­кой пластыря - возможна даже при больших пробои­нах независимо от района повреждения.

5.2. Заделка малых пробоин и трещин. Незначитель­ную водотечность, вызванную трещинами, выпавшими заклепками и нарушением плотности швов соединения конструктивных элементов наружной обшивки, можно устранить различными способами, наиболее типичные из которых следующие.

Заделка с помощью аварийных клиньев и пробок (рис. 1.3, а): клин 1 (или коническую пробку 2), оберну­тый паклей (куделью), промасленной или пропитанной суриком, забивают в трещину (или отверстие от выпав­шей заклепки) кувалдой. Заделку следует начинать с самой широкой части трещины, по мере ее сужения уменьшается и толщина клиньев. Промежутки между клиньями и очень узкие участки трещины проконопачи­вают прядями промасленной или пропитанной суриком пакли. При небольшом напоре воды работу может вы­полнять один человек, а при большом напоре - не менее двух человек.

Узкие, "слезящиеся" трещины можно заделать мас­тикой, подогретой до тестообразного состояния и со­ставленной из семи частей каменноугольной смолы и одной части серы с добавлением гашеной извести.

Отверстие от выпавшей заклепки заделывают проб­кой (описано выше) или болтом споворотной головкой (рис. 1.3, б): болт 3 вводят в отверстие в обшивке 7, при этом головка 6 самопроизвольно поворачивается, с внутренней стороны ставят деревянную прокладку 5 и шайбу 4.

Крепление деревянного щита на пробоине (рис. 1.3, в): на пробоину в наружной обшивке 7 накладывают дере­вянный щит 9 с прикрепленным к нему матом 8. На щит устанавливают деревянную прокладку 5, в которую упирается распорный брус 10. Другой конец бруса упи­рается в фундамент 11 механизма и расклинивается кли­ньями 1.

Рис. 1.3. Заделка мелких пробоин: а - аварийными клиньями и пробками; 6 - болтом с поворотной головкой; в - деревянным щитом; г - подушкой с куделью; д - войлочным матом или дере­вянным щитом; е - аварийной струбциной; 1 - клинья; 2 - коническая проб­ка; 3 - болт; 4 - шайба; 5 - деревянная прокладка; 6 - головка болта; 7 - обшивка; 8 - мат; 9 - деревянный щит; 10 - распорный брус; 11 - фундамент; 12 - подушка с куделью; 13 - переборка; 14 - строительная скоба; 15 - деревянный шит; 16-войлочный мат; 17 - струбцина; 18 - винт; 19 - захват; 20 - шпангоут; 21 - деревянный пластырь

Заделка подушкой с куделью (рис. 1.3, г): на пробои­ну или трещину в наружной обшивке 7 вертикальной

стальной конструкции накладывают подушку 12 с куде­лью и через деревянную прокладку 5 прижимают распо­рным брусом 10, который упирается в переборку 13 и расклинивается клиньями 1.

Заделка войлочным матом или деревянным щитом (рис. 1.3, д) трещин и пробоин в днище судна: при по­мощи строительной скобы 14 распорные брусья 10 скрепляют в виде буквы "Т". На пробоину (трещину) устанавливают войлочный мат 16 или деревянный щит 15. Поднимают скрепленные брусья и расклинивают их клиньями 1 с упором в подволок.

Заделка пробоины при помощи аварийной струбци­ны (рис. 1.3, е): на пробоину в наружной обшивке 7 устанавливают деревянный пластырь 21 с мягкой обив­кой. Струбцину 17 крепят к шпангоутам 20 захватами 19. Обжатие пластыря производится винтом 18 через деревянную прокладку 5.

Возможны и другие варианты заделки малых про­боин: с помощью деревянного жесткого пластыря и раз­движного металлического упора или коробчатого плас­тыря и крючкового болта и др.

5.3. Устранение повреждений трубопровода. Причи­нами повреждения трубопровода могут быть: естествен­ное старение и износ; внешние силы - удар при аварии, взрыве; нарушение правил технической эксплуата­ции - гидравлический удар, замораживание магистра­ли и др.

Характер повреждения трубопровода: трещины, свищи, повреждение прокладок, ослабление крепления соединений.

В судовых условиях применяют несколько способов устранения повреждений трубопроводов.

Заварка повреждений (свищей, трещин и небольших пробоин ) является быстрым и надежным способом вос­становления работоспособности трубопровода. Для обеспечения качественной сварки поврежденный учас­ток надо тщательно зачистить. Трубопровод, по ко­торому перекачивают нефтепродукты, необходимо промыть и пропарить, а в необходимых случаях до­полнительно продегазировать. В зависимости от распо­ложения и характера перевозимого груза, условий за­грузки и стоянки судна проведение сварочных работ иногда бывает невозможно.

Клетневание поврежденных участков (рис. 1.4, а) ис­пользуют обычно в том случае, если применение других способов не возможно. Проволоку 2 укладывают на тру­бопровод 5 плотно прилегающими друг к другу кольца­ми (виды I, II) при помощи специальной лопатки 1 (виды I, III). В зависимости от рабочей среды перед клетнева­нием на поврежденный участок накладывают только ре­зину 4 или дополнительно стальную накладку 3.

При заделке повреждений на изгибах трубопровода (рис. 1.4, б) применяют прокладки из мягкой резины с накладками из листовой латуни 6.

Наложение бугелей (рис. 1.4, в) является наиболее распространенным, удобным и надежным способом устранения повреждений трубопровода. Существует не­сколько типов бугелей: универсальные, ленточные, ленточные бугели-хомуты, шарнирные и раздвижные, цеп­ные на болтах с накладками.

Рис. 1.4. Устранение повреждений трубопроводов: а - клетневанием; б - с помощью прокладок; в - наложением бугелей; 1 -лопатка; 2 - проволока; 3 - стальная накладка; 4 - резиновая прокладка; 5 -трубопровод; 6 - накладка из листовой латуни; 7 - бугели

Технология накладки бугелей:

район повреждения тщательно очистить, снять изо­ляцию;

выровнять края повреждения, загнув внутрь все за­усенцы;

забить в поврежденные места пробки или клинья из мягкой стали, обернутые ветошью, смазанной суриком; обрезать или спилить выступающие части пробок за­подлицо с поверхностью трубопровода;

промазать место заделки мастикой и наложить про­кладку 4 так, чтобы она перекрывала повреждение на 40-50 мм (материал прокладки зависит от среды, про­водимой трубопроводом);

на прокладку наложить накладку из красной меди или мягкой стали толщиной 2-3 мм, выгнутой по ок­ружности трубы;

наложить один или несколько бугелей 7 и обжать, постукивая по ним ручником; если бугелей несколько, то затяжку производят от среднего к крайним.

Постановка заглушек на трубопроводы производит­ся только в случаях, когда она обеспечивает возмож­ность включить выведенный из действия котел, ввести в действие тот или иной важный механизм, либо устра­нить парение в отсеке, в котором необходимо присутст­вие людей.

5.4. Борьба с распространением воды по судну, под­крепление конструкций. Фильтрация воды из затоплен­ного отсека в соседние происходит через неплотности водонепроницаемых переборок и закрытий: трещины, свищи, разрывы, повреждения уплотнений.

Для предотвращения распространения воды по судну при затоплении одного из отсеков необходимо тщательно проверить водонепроницаемость и проч­ность переборок со стороны смежных отсеков. При этом надо учитывать нагрузку, действующую на водо­непроницаемую переборку 4 вследствие гидростати­ческого напора воды, затопившей соседний отсек (рис. 1.5). Напор воды на водонепроницаемую перебор­ку влияет на непотопляемость и остойчивость судна. Большинство транспортных судов сохраняют запас пла­вучести при затоплении только одного отсека, так что частичное или полное затопление смежного отсека может привести к гибели судна в результате потери пла­вучести. При фильтрации воды в смежные отсеки в них могут образоваться большие свободные поверхности воды, что отрицательно повлияет на остойчивость судна.

1 - главная палуба; 2 - па­луба твиндека; 3 - упоры; 4 - переборка; 5 - двойное дно

Рис. 1.6. Подкрепление переборки: с помощью брусьев и клиньев (а) и подкрепление двери с помощью брусьев и раздвижного упора (б): 1 - брусья; 2 - клин; 3 - раздвижной упор

Борьбу с распространением воды начинают с внеш­них конструкций, ограждающих затопленный отсек, при этом основное внимание следует уделять отсекам, имеющим большие объемы, и отсекам, имеющим жиз­ненно важное значение для судна.

При появлении признаков нарушения прочности и водонепроницаемости переборок (выпучин, трещин, разошедшихся швов) необходимо произвести под­крепление переборок, используя комплекты брусьев 1 (рис. 1.6, а). Во избежание выпучивания полотна пере­борки упор брусьев должен приходиться на элементы набора.

При необходимости производят подкрепление двери (люка), ведущей в затопленный отсек (рис. 1.6, б). Для этой цели используют деревянные брусья 1 и раздвижные упоры 3. Брусья подкреплений расклинивают, для чего кувалдами, забивают клинья 2.

При выборе схемы подкрепления водонепроницае­мых судовых конструкций надо учитывать все факторы: место, характер, размеры повреждения; действующие нагрузки; комплектацию судового аварийного снаряже­ния; возможность доступа к поврежденным участкам и их конструктивные особенности.

5.5. Постановка пластыря . Мягкий пластырь ставят при больших размерах пробоины, когда осушить затоп­ленный отсек без предварительной заделки пробоины» невозможно. Перед началом постановки пластыря не­обходимо точно определить место пробоины, что иног­да удается сделать только при водолазном осмотре района повреждения.

Для подведения пластыря к пробоине и установке на нее служит специальная оснастка (рис. 1.7, а): подкильные концы 5, шкоты 3, оттяжки 1, контрольный штерт 7. Подкильные концы изготовляют из мягкого стального каната, а шкоты и оттяжки - из раститель­ного; на кольчужном пластыре шкоты и оттяжки - стальные.

Для постановки пластыря последовательно выпол­няют следующие операции (см. рис. 1.7, а, б):

Рис. 1.7. Постановка мягкого пластыря: 1 - оттяжка; 2 - таль; 3 - шкот; 4 - канат к тали (лебедке); 5 - подкильные концы; 6 - пластырь; 7 - контрольный шкерт; 8 - фальшшпангоуты; А, Б - положения подкильных концов

заводят подкильные концы 5 с носа судна, постепен­но потравливая и смещая их вдоль бортов (положения А и В), подводят к месту пробоины; подкильные концы можно заводить и с кормы в зависимости от местополо­жения пробоины, но они могут зацепиться за лопасти винта или перо руля; операция по заводке подкильных концов очень трудоемка, и должно быть предусмотрено достаточное число людей на каждый подкильный конец;

одновременно с заводкой подкильных концов рас­кладывают на палубе пластырь 6 в районе шпангоутов, определяющих положение пробоины;

нижнюю шкаторину пластыря выносят за борт и к нижним угловым коушам крепят подкильные концы при помощи скоб;

к верхним угловым коушам крепят шкоты 3, а к средним боковым коушам - оттяжки 1 и начинают выбирать подкильные концы с противоположного борта талями 2 или лебедками, потравливая шкоты и

пластырь опускают за борт до тех пор, пока он не закроет пробоину, положение пластыря по глубине ус­танавливают по контрольному штерту 7, имеющему разбивку через 0,5 м;

после установки пластыря на пробоину крепят шкоты и оттяжки и обтягивают в тугую подкильные концы - пластырь гидростатическим давлением воды прижимается к пробоине, прекращая поступление воды в корпус судна;

если пробоина большая, то во избежание вдавлива­ния пластыря внутрь отсека одновременно с подкильными концами заводят фальшшпангоуты 8 - туго об­тянутые стальные канаты, проходящие через плоскость пробоины (см. рис. 1.7, б).

5.6. Постановка цементного ящика. Бетонирование и постановка цементного ящика позволяет полностью устранить водотечность и создает необходимые условия для продолжения плавания.

Последовательность операций по постановке це­ментного ящика (рис. 1.8, а, б):

пробоину (трещину) временно заделать одним из рассмотренных выше способов: постановкой клиньев,

установкой жестких щитов или пластырей различных конструкций, постановкой мягкого пластыря;

Рис. 1.8. Постановка цементного ящика на пробоину : а - днищевую; б - бортовую; 1 - упор; 2 - опалубка; 3 - водоотливная труба; 4 - жесткий пластырь; 5 - клинья для упора; 6 - клин для пробоины.

изготовить и установить опалубку 2 - деревянный прямоугольный ящик без двух граней боковыми ребра­ми установить к пробоине, верхняя открытая часть ис­пользуется для загрузки бетона; после установки обес­печить жесткую фиксацию ящика установкой упоров 1 и клиньев 5;

зачистить металлическую поверхность в районе по­вреждения от грязи, ржавчины, следов нефтепродуктов;

установить дренажные (водоотливные) трубы 3 на случай возможной фильтрации воды так, чтобы один конец трубы был подведен к месту фильтрации, а дру­гой выходил за опалубку; диаметр трубы должен обес­печить свободный слив воды и исключить ее скаплива­ние;

при больших пробоинах вдоль района повреждения можно закрепить арматуры из стальных прутьев или труб;

изготовить творило - низкобортный деревянный ящик для приготовления бетона; приготовить бетон;

заполнить опалубку раствором бетона так, чтобы он равномерно распределился по всему объему цемент­ного ящика; бетонирование надо произвести как можно быстрее, так как при наличии в растворе ускорителей он начинает твердеть уже через несколько минут; мед­ленная, с перерывами подача бетона может привести к расслоению монолита;

удалить дренажные трубы после затвердевания бе­тона и забить отверстия деревянными клиньями 6;

после полного затвердевания бетона демонтировать мягкий пластырь, что обеспечит возможность движения судна.

Технология приготовления бетона:

приготовить сухую смесь цемента с песком в соот­ношении 1:2 или 1:3, тщательно перемешивая ее лопата­ми; применяют портландцемент марки не ниже 400 (400, 500, 600) - эти цифры означают допустимую нагрузку на бетон в единице кгс/см; цемент должен быть в пудрообразном состоянии, без комков и крупинок; песок должен быть крупнозернистый, речной или карьерный, применение мелкозернистого песка нежелательно;

малыми порциями добавлять воду и тщательно перемешивать; нормальным считается раствор бетона, легко соскальзывающий с лопаты; при избытке воды бетон налипает на лопату, при недостатке воды - труд­но перемешивается; количество воды непосредственно влияет на скорость схватывания раствора и прочность бетона; рекомендуется применять пресную воду, так как морская вода снижает прочность бетона на 10 %;

перед приготовлением раствора добавить в воду ус­коритель затвердевания, в качестве которого могут применяться: жидкое стекло (добавляют до 50 % обще­го объема смеси); хлористый кальций (7-10 %), каусти­ческая сода (5-6 %), соляная кислота (1-1,5 %); с уве­личением дозировки ускорителя снижается прочность бетона, однако в аварийных ситуациях решающим фак­тором является скорость его затвердевания; при низких температурах следует замешивать бетон на подогретой воде (не ниже 30 °С), если вода пресная - добавить в нее соль из расчета двух горстей на ведро; добавить наполнитель (гравий, щебень, битый кир­пич, шлак); наполнитель повышает прочность бетона, но в судовых условиях его, как правило, не применяют.

Все подготовительные работы по постановке це­ментного ящика должны быть сделаны заранее, что обеспечит быстрое выполнение основных работ и высо­кое качество бетонирования.

6. Борьба с паром. На судне есть котельная уста­новка с магистралью паропроводов, при повреждении которых создается аварийная ситуация. К наиболее ха­рактерным повреждениям относятся: образование сви­щей и трещин вследствие естественного износа; проби­вание прокладок, ослабление крепления; разрыв паро­провода в результате гидравлического удара.

Повреждение паропровода приводит к утечке пара, что грозит опасными последствиями: пар вытесняет кислород из помещения и резко повышает температуру; обладая высокой влажностью, может вывести из строя электрооборудование; при утечках в грузовых трюмах пар с пылью некоторых грузов образует взрывоопас­ную смесь.

Борьба с паром является одной из форм борьбы за живучесть судна, и в судовом расписании по тревогам должны быть предусмотрены конкретные действия эки­пажа в этом случае.

Каждый член экипажа, обнаруживший утечку пара, должен немедленно доложить об этом вахтенному по­мощнику или механику и, соблюдая все меры безопас­ности, приступить к ликвидации повреждения.

Вахтенный помощник объявляет общесудовую тре­вогу с указанием аварийного помещения и необходи­мости соблюдения мер безопасности.

Вахтенный механик обязан: отключить поврежден­ный участок паропровода; принять меры для защиты людей от поражения паром, а в необходимых случаях вывести их через аварийные выходы, защитив водяным орошением; открыть все световые люки и вентиляцион­ные раструбы, ведущие на открытую палубу; включить всю нагнетательную вентиляцию для создания подпора воздуха; приступить к устранению повреждения.

К аварийному имуществу относятся: аварийный инвентарь (пластыря со снаряжением, упоры раздвижные, струбцины аварийные, водоотливные средства, легководолазное снаряжение, специальный инструмент) и аварийный материал (брусья, доски, клинья, пробки, цемент, песок, сурик, жир животный, парусина, войлок и т.п.)

Водолазное снаряжение предназначено для выполнения водолазных работ как за бортом, так и внутри затопленных отсеков. В комплект снаряжения входят: аппарат дыхательный воздушный АВМ-1 с принадлежностями или АВМ-1м-2, АВМ-4-1; гидрокомбинезон ГК-2 или ГКП-4м, ГК-6-1; бельё водолазное (чулки, подшлемник, свитер, рейтузы, перчатки); нож водолазный в чехле; спусковой конец длиной 50м; сигнальный конец длиной 80м.

Дополнительное снабжение на пассажирских судах и судах специального назначения сверх аварийного имущества состоит из переносного автогенного агрегата для резки с комплектом заряженных газовых баллонов; ручного гидравлического домкрата на 50кН; кузнечной кувалды; кузнечного зубила; 2-х ломов; домкратов на 9,8кН и19,6кН.

Аварийные пробки применяют для заделки круглых пробоин, отверстий, обрывов участков трубопроводов и т.п. Для заделки иллюминаторных отверстий пробки делают по диаметру этих отверстий.

Аварийные клинья предназначены для расклинивания деревянных упоров при подкреплении ими переборок, крепления щитов, пластырей, для заделки трещин и разошедшихся швов корпуса.

Аварийные брусья применяют как упоры для подкрепления переборок, палуб, платформ, дверей, крышек люков, для крепления деревянных пластырей и щитов на пробоинах.

Аварийные доски служат для изготовления щитов, деревянных пластырей, опалубки при заделке пробоин бетонированием и разных прокладок.

Деревянный пластырь с мягкими бортами изготовляют из 2-х слоёв досок с прослойкой из парусины. Слои досок кладут перпендикулярно между собой и скрепляют гвоздями.

Парусиновую прослойку берут с припуском на каждую сторону по 150-300мм. С помощью этих припусков образуют мягкие борта, в которые вставляют валики просмоленной кудели. Свободные кромки парусины после обтягивания ими валиков кудели закрепляют на внутренней поверхности пластыря гвоздями. Пластырь может быть прижат к пробоине деревянными упорами с клиньями, раздвижными металлическими упорами и универсальными струбцинами.

Универсальные струбцины служат для крепления деревянных пластырей. Балки струбцины состоит из 2-х швеллеров, соединённых со стопорными винтами, и 1-ой или 2-х гаек-ползунов с прижимным винтом в каждой. Захваты для шпангоутов угловых профилей изготавливают в виде гаков, для шпангоутов бульбовых профилей – в виде 2-х храпцев. Рабочие части смазывают солидолом.

Раздвижные металлические упоры употребляют вместо брусьев и клиньев для поджатия деревянных пластырей к пробоине и для подкрепления переборок и других конструкций. Рабочие поверхности смазывают солидолом.

«Живучесть корабля» Тема № 2 «Организация борьбы за живучесть корабля» Лекция № 2 -2 Учебные вопросы: 1. Взрывопожаробезопасность корабля. 2. Непотопляемость корабля. 3. Живучесть оружия и технических средств. 4. Защищенность личного состава. Литература 1. Корабельный Устав ВМФ. 2. Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля РБЖ НК 81 3. Учебник «Живучесть надводного корабля» Автор В. М. Лямин. 4. Справочник «Справочник по живучести корабля» Автор В. А. Якимов 1

Основные положения по организации БЗЖ n Живучестью корабля называется его способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность. Составными элементами живучести корабля являются: n n n n взрывопожаробезопасность непотопляемость живучесть оружия и технических средств защищенность личного состава. Взрывопожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров, приводящих к выходу из строя корабля. Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву, не опрокидываясь при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие боевых или аварийных повреждений корпуса. Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои ТТХ. Защищенность личного состава корабля – это способность корабельных коллективных и индивидуальных средств защиты исключать или ослаблять воздействие на личный состав оружия противника, а также поражающих факторов, возникающих при повреждениях. 2

Взрывопожаробезопасность корабля 3 Взрывопожаробезопасностью корабля называется его способность препятствовать возникновению взрывов, возникновению и развитию пожаров до размеров, приводящих к выходу из строя корабля. Взрыво- и пожаробезопасность корабля обеспечивается: - конструктивными мероприятиями; - организационно-техническими или предупредительными мероприятиями; - действиями личного состава по борьбе с пожарами, по предупреждению взрывов на корабле. К конструктивным мероприятиям, осуществляемым при проектировании и постройке корабля, относятся: - деление корабля на противопожарные отсеки и отделения; - ограничение применения горючих материалов и применение огнестойких или пропитанных огнестойкими составами материалов; - рациональное расположение по кораблю опасных во взрывопожарном отношении материалов и обеспечение соответствующего их хранения; - применение средств предупреждения, обнаружения и ограничения распространения взрывов и пожаров; - обеспечение кораблей эффективными, надежно действующими средствами борьбы с пожарами, взрывоопасными концентрациями, дымом, токсичными газами и высокой температурой; - рациональное размещение средств борьбы с пожарами.

Организационно-технические мероприятия К организационно-техническим мероприятиям предупреждения взрывов и пожаров на корабле относятся: - соблюдение правил обращения с открытым огнем; - удаление с корабля всех лишних взрыво- и пожароопасных материалов; - постоянный контроль за хранением и соблюдением правил обращения с горючими и взрывоопасными материалами; - контроль за исправностью и поддержанием в готовности к использованию противопожарных средств; - обучение личного состава правилам предупреждения взрывов и пожаров и использованию средств пожаротушения; покраска корабля огнестойкими и негорючими красками. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С КОРАБЕЛЬНЫМИ ПОЖАРАМИ. Борьбой с пожарами на корабле руководит командир корабля с ГКП. Непосредственное руководство борьбы с пожаром обеспечивает командир электромеханической боевой части. Личный состав боевых постов ведет борьбу с пожарами под руководством командиров боевых постов. В случаях когда личный состав боевых постов не может самостоятельно справится с пожаром, командир электромеханической боевой части направляет к месту пожара аварийную партию.

Борьба с пожаром включает: оповещение личного состава о пожаре; разведку очагов и определение характера, масштаба и вида пожара; герметизацию помещений, отсеков; приведение в готовность противопожарных средств; отключение электроэнергии в районе пожара; локализацию пожара; тушение огня, борьбу с дымом; удаление воды, скапливающейся при тушении пожара; установление контроля за помещениями, в которых велась борьба с огнем. Прибыв на свои КП и БП, л/с обследует помещения, приводит в готовность к немедленному действию противопожарное имущество, о готовности поста докладывает на командный пункт своей БЧ. Л/с авари ного помещения выясняет характер и размеры повреждения, доклады вает об этом на КП своей БЧ, одновременно принимая все меры к локализации и ликвидации пожара. В дальнейшем л/с БП действует согласно расписанию по борьбе с пожаром или по приказанию с КП. В ходе борьбы с пожаром руководитель тушения должен уделять особое внимание обеспечению безопасности л/с; не допускать электро травм, отравлений продуктами горения, поражения огнем. Для тушения пожаров на корабле применяются стационарные и переносные средства. В качестве переносных средств пожаротушения на кораблях используют огнетушители ОП М, ОВПМ 8, ОУ 2, ОУ 5, АО 5 и порошковые.

Предупреждение взрывов и пожаров на корабле. Весь личный состав корабля обязан точно и своевременно выполнять мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров. В целях предупреждения взрывов и пожаров на корабле запрещается: 1. выполнять работы с открытым огнем без разрешения командира БЧ 5; 2. работать с легковоспламеняющимися жидкостями, а также с красками и лаками вблизи работающих электроме ханизмов; 3. применять легковоспламеняющиеся жидкости для про тирки палуб, линолеума, переборок и оборудования по мещений; 4. использовать бензин для промывки и протирки техниче ских средств; 5. хранить горючее и смазочные материалы в открытой таре; 6. хранить свежевыкрашенную парусину в сложенном ви де и в плохо вентилируемых помещениях; 7. хранить лакокрасочные материалы на катерах; 8. принимать на корабль и хранить на нем с истекшими сроками хранения РП и ПДУ, негерметичные, имеющие вмятины и ржавчину, а также поврежденные пусковые уст ройства к ним; 9. хранить легковоспламеняющиеся жидкости, краски и лаки совместно с обтирочными и другими волокнистыми материалами; 10. использовать переносные светильники и электрифицированный инструмент напряжением выше 27 В; 11. использовать искроопасный инструмент во взрывоопасных помещениях; 12. хранить и демонстрировать кинофильмы, выполненные на горючих пленках. Курение на корабле разрешается только в местах, определенных приказом командира корабля. В местах курения должны находиться пепельницы или сосуды с водой.

Непотопляемость корабля. Непотопляемостью корабля называется его способность оставаться на плаву и не опрокидываться при повреждении и затоплении одного или нескольких отсеков, вследствие боевых или аварийных повреждений. Смысл непотопляемости заключается в том, что пока корабль не утратил плавучесть и остойчивость, он обладает непотопляемостью. Пример требований: при заполнении любых двух автономных отсеков высота надводного борта не должна быть менее 0, 8 м, крен не должен превосходить 8°, начальная остойчивость должна оставаться положительной. Непотопляемость в целом обеспечивается: конструктивными мероприятиями, осуществляемыми при постройке корабля; организационно техническими мероприятиями, проводимыми в течение всей его службы; действиями личного состава по борьбе за непотопляемость, ведущейся после получения кораблём повреждений. Мероприятия по конструктивному обеспечению непотопляемости корабля можно разделить на следующие три группы: 1. придание кораблю достаточных запасов плавучести, остойчивости, прочности и бескреновости; 2. конструктивное ограничение потерь запаса плавучести и остойчивости при повреждении корабля; 3. конструктивное и материально техническое обеспечение борьбы за непотопляемость.

Основные организационно технические мероприятия. 1. содержание корпуса корабля, переборок, палуб, платформ и непроницаемых закрытий в исправности и постоянный контроль их состояния: 2. контроль за запасом плавучести и остойчивостью корабля; 3. содержание средств борьбы за непотопляемость в готовности к действию; 4. маркировка непроницаемых помещений, нумерация корабельных помещений и ограничение доступа в запираемые помещения 5. систематическая и целеустремленная подготовка всего личного состава корабля к борьбе за непотопляемость и повседневное обеспечение непотопляемости корабля; 6. оборудование и обеспечение командных пунктов и БП средствами борьбы за живучесть, приборами и документацией по непотопляемости. Тактика борьбы за непотопляемость. Борьба за непотопляемость – это совокупность действий личного состава, направленных на поддержание и восстановление плавучести, остойчивости и прочности поврежденного корабля, а также на приведение его в положение, обеспечивающее ход, управляемость и использование оружия. Непосредственными задачами борьбы за непотопляемость являются: 1. удержание корабля на плаву; 2. восстановление запасов плавучести и остойчивости; 3. уменьшение крена и дифферента.

Мероприятия по борьбе с водой Борьба с водой заключается в выявлении повреждений корпуса и мест поступления воды, в недопущении распространения воды, в восста новлении и поддержании непроницаемости и прочности корпуса и его разделительных элементов, в удалении фильтрационной воды из отсеков с заделанными пробоинами. Восстановление остойчивости предусматривает снижение центра тяжести поврежденного корабля за счет перемещения, приема и откачки жидких грузов, удаление проникшей внутрь корабля забортной воды и уменьшения потерь остойчивости из за наличия свободной поверхности. Спрямление это устранение или уменьшение в возможной мере крена и дифферента поврежденного корабля. Борьба с водой должна предшествовать мероприятиям по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного корабля и лишь в отдельных случаях проводится параллельно с ними. Мероприятия по борьбе с водой включают: 1. оповещение л/с о поступлении воды внутрь корпуса корабля; 2. обследование помещений для определения мест поступления воды, масштаба и характера повреждений корпуса, установления границ затопленного района корабля; 3. принятие мер по ограничению распространения воды по кораблю; 4. устранение поступления воды заделкой пробоин и удаление ее за борт; 5. заделку надводных пробоин в наружной обшивке; 6. подкрепление поврежденных непроницаемых переборок, палуб (платформ) и непроницаемых закрытий, а так же поддержание и восстановление в возможной степени прочности корпусных конструкций;

Первичные мероприятия по борьбе с водой 1. Каждый офицер, мичман, старшина, матрос на К должен уметь: доложить о поступлении воды и ходе борьбы с ней на ГКП, ДК (вахтенному офицеру), а также на свой КП и в ПЭЖ; определить затопление смежного отсека (помещения) по различным признакам (простукиванием, по отпотеванию, по выходу воздуха из воздушных труб, по фильтрации и т. д.); подкрепить переборку, дверь, крышку люка и горловины, поставить щит на пробоину; устранить фильтрацию воды через различные неплотности, трещины и разошедшиеся швы разными способами (обжатием сальников, уплотнением свинцом, проконопачиванием); заделать выше и ниже ватерлинии пробоину в корпусе корабля, рваную щель с помощью различных средств (щитов, мешков с паклей, матрацев, подушек, клиньев и др.). 2 Каждый офицер, мичман, старшина, матрос на своем БП, КП, в кубрике, заведуемых помещениях должен уметь: приготовить и ввести в действие водоотливную и осушительную системы, а также переносные водоотливные и осушительные средства; использовать средства для спуска воды в нижние и перепуска воды в смежные помещения. 3. Каждый офицер, мичман, старшина, кроме того, должен уметь руководить действиями л/с по борьбе с водой на рубежах обороны в районе своего боевого поста, командного пункта, заведуемых помещениях, смежных с ними помещениях и вблизи них.

Живучесть оружия и технических средств Живучестью оружия и технических средств называется их способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя и восстанавливая в возможной степени свои тактико технические характеристики. Технические средства корабля представляют собой сложный комплекс взаимосвязанных инженерных средств: энергетического оборудования, механизмов, систем, приборов и других элементов. Технические средства обеспечивают: движение и маневрирование корабля на всех режимах; использование и устойчивое функционирование боевых средств; снабжение корабельных потребителей всеми видами энергии; живучесть корабля при различных состояниях и готовностях; условия для эксплуатации оборудования и жизнедеятельности личного состава. Боеспособность и живучесть корабля наиболее чувствительны к нарушению работоспособности таких технических средств, как главная энергетическая установка, электроэнергетическая установка, рулевое устройство, системы обеспечения непотопляемости и взрыво и пожаробезопасности корабля. Живучесть оружия и технических средств обеспечивается: конструктивными мероприятиями; организационно техническими мероприятиями; действиями личного состава по поддержанию и восстановлению работоспособности технических средств при отказах и повреждениях.

Конструктивные мероприятия придают техническим средствам защищенность, надежность, резервирование и боевую ремонтопригодность. Организационно технические мероприятия по обеспечению живучести технических средств проводятся личным составом корабля повседневно. Эти мероприятия направлены на поддержание качеств и свойств, которые были заложены в технические средства при их проектировании и изготовлении. Кроме того, они позволяют предотвратить преждевременный выход из строя материальной части и предупредить несчастные случаи при эксплуатации и ремонте технических средств и устройств корабля. Обслуживание оружия и технических средств проводят в соответствии с действующими инструкциями. Все оружие и технические средства на корабле должны иметь наименование. Оружию и техническим средствам одинакового назначения кроме наименования присваивается номер. Паропроводы и трубопроводы, выключатели и штепсельные розетки аккумуляторного (аварийного) и дежурного освещения, средства аварийного назначения должны иметь отличительную окраску. Каждый корабль должен быть обеспечен документацией по боевому использованию оружия и технических средств, а также укомплектован запасными частями, инструментом, приборами и расходными материалами для исправления боевых и аварийных повреждений технических средств.

Организация борьбы за живучесть оружия и технических средств. Борьба за живучесть оружия и технических средств корабля должна быть направлена на восстановление утраченных или пониженных тактико технических свойств механизмов, систем и устройств корабля при боевых и эксплуатационных повреждениях Целью борьбы за живучесть ТС является обеспечение живучести и боеспособности корабля при авариях и боевых повреждениях, связанных с потерей хода, маневренности, управляемости, возможности использования оружия и других качеств корабля. Содержанием борьбы за живучесть технических средств являются обнаружение аварии и оповещение о ней, ограничение распространения и ликвидации аварии, восстановление живучести и боеспособности корабля. Руководство борьбой за живучесть ТС осуществляют командиры БЧ, начальники служб со своих КП. При обнаружении повреждений командиры подразделений и боевых постов принимают меры к исправлению механизмов, не прекращая их работы. Повреждение или неисправность материальной части необходимо устранять полностью. Если это невозможно, повреждение устранять в степени, позволяющей кораблю выполнить поставленную задачу. Переключение технических средств осуществляется в соответствии с действующими документами по использованию технических средств. При выходе из строя механизмов в первую очередь восстанавливаются механизмы, системы и устройства, от которых зависят живучесть и боеспособность корабля. Немедленно восстанавливаются освещение, средства связи, управления и сигнализации, удаляются обломки корпусных конструкций и технических средств, загромождающие палубы, площадки, помещения и мешающие действию других

Борьба за живучесть технических средств предусматривает действия личного состава, выполняемые без приказания и по приказанию. К действиям, выполняемым без приказания, относятся: отключение поврежденных механизмов, систем и устройств; включение резервных (дублирующих) механизмов для использования в бою оружия и сохранения заданного режима работы основных технических средств; изменение режима работы технических средств в целях обеспечения использования оружия, хода и управляемости корабля. Действия личного состава, выполняемые по приказанию: остановка главных двигателей; переход на резервные средства управления кораблем; отключение технических средств, обеспечивающих использование оружия, ход и управляемость корабля, если возникла угроза выхода из строя. О всех переключениях технических средств, выполняемых личным составом при повреждениях или при необходимости таких переключений, командир БП или старший по должности немедленно докладывает по команде.

Защищенность личного состав. С точки зрения влияния на жизнедеятельность л/состава в поврежденных помещениях могут возникнуть также варианты аварийной обстановки: частичное или полное затопление помещения водой; повышенная температура воздуха; заполнение вредными парами и газами. Возможны случаи, при которых условия жизнедеятельности личного состава при повреждении отсека не изменяются. В таких помещениях никаких дополнительных мероприятий по защите личного состава проводить не требуется. Может случиться, что в результате повреждений создается сложная обстановка, например повышение температуры в помещении и заполнение его вредными парами и газами. В таких помещениях требуется проведение мероприятий по защите л/состава от высоких температур и от воздействия вредных паров и газов. В полностью затопленном помещении жизнедеятельность людей может быть обеспечена только в водолазном снаряжении. Продолжительность жизнедеятельности людей в данном случае определяется максимальным временем работы в водолазном снаряжении и температурой забортной воды. При температуре забортной воды ниже 15°С потеря сознания у человека от переохлаждения наступает раньше, чем будет израсходован воздух из баллонов дыхательного аппарата. Для борьбы с переохлаждением организма полезно иметь как можно больше слоев одежды, которая по возможности должна плотнее прилегать к телу. Хотя изолирующие свойства намокшей одежды уменьшаются, она тем не менее может обеспечить тепловую защиту, особенно шерстяная одежда.

В полностью затопленном помещении могут оказаться не обесточенными электрокабели и силовое оборудование. Приближаться к ним опасно: морская вода электропроводна, можно через воду получить электрический удар. В частично затопленном отсеке люди обычно находятся в воздушной подушке. Отсек сверху загерметизирован. Если он не будет вентилироваться, время жизнедеятельности л/с в отсеке определяется из расчета, что каждый кубический метр воздушной подушки в состоянии обеспечить жизнь одного человека в течение 2 часов. Истории известны случаи, когда люди находились в воздушной подушке несколько дней. Неконтролируемое повышение температуры в помещении может произойти из за пожара или прорыва парового трубопровода. Средняя темпе ратура в помещении может подняться до 200 400°С. Длительное пребывание при температуре 50 60°С вызывает у человека тягчайшие последствия. При большом поступлении пара или при большом пожаре незащищенный л/состав должен уйти в трюм. В этих случаях попытки покинуть помещение через верхний люк приводят к ожогам и гибели. Выход личного состава через верхний люк возможен после включения системы орошения сходов. Для защиты от высоких температур вахтенных у действующих механиков имеется система орошения вахт, которая включается вместе с системой орошения сходов. Обе эти системы являются средством коллективной защиты личного состава от действия высоких температур, вода для их работы подается от противопожарной водяной системы.

Индивидуальными средствами защиты от высоких температур явля ются термостойкие и термоотражательные костюмы, асбестовые рукавицы, каски и костюм пожарника. Средствами индивидуальной защиты от дыма и других вредных газов является портативное дыхательное устройство (ПДУ) и изолирующие противогазы (ИП 6). ПДУ предназначено для экстренной защиты органов дыхания и зрения человека в аварийной ситуации при выполнении первичных мероприятий по борьбе с аварией. Использование ПДУ предусматривает последующее пере ключение в другое табельное средство защиты или выход из аварийного по мещения. Оно является средством защиты одноразового действия и выпуска ется в готовом к немедленному использованию виде. Время пребывания в ПДУ не более 30 мин. , оно надежно работает при температуре от 0 до +50°С. Масса ПДУ не более 2 кг. ИП-6 предназначен для защиты органов дыхания, зрения и кожи лица от любых вредных примесей в воздухе независимо от их концентрации, а также в условиях недостатка кислорода в воздушной среде помещений. Максимальное время нахождения в противогазе при температуре до 40°С и нормальном давлении не должно превышать в покое (сидя) – 2, 5 ч, при выполнении работ – 40 мин. .

18 Задание на самоподготовку Изучить: 1. Взрывопожаробезопасность корабля. 2. Непотопляемость корабля. 3. Живучесть оружия и технических средств. 4. Защищенность личного состава. l l 1. Корабельный Устав ВМФ. 2. Руководство по борьбе за живучесть надводного корабля РБЖ-НК-81 3. Учебник «Живучесть надводного корабля» Автор В. М. Лямин. 4. Справочник «Справочник по живучести корабля» Автор В. А. Якимов