Формы парусов. Наиболее частыми дефектами нижней шкаторины грота

Факторов, влияющих на выбор парусного вооружения предостаточно. Здесь, как и в любой области, невозможно создать идеальное вооружение. Для разных целей подходят разные паруса. Но в силу привычки и стереотипа, на большинстве яхт мы наблюдаем вооружение бермудский шлюп. Попробуй производитель предложить совершенно непривычное парусное вооружение, пусть оно и будет отвечать конкретному запросу более качественно, чем классика, и он просто потеряет своих клиентов.

Так что ещё одна из важнейших причин начать – это возможность подобрать необходимое именно для себя парусное вооружение. 🙂

Стремление быть первым является важным фактором сегодняшнего прогресса, в том числе и в яхтинге. Парусные синдикаты топовых регат (Кубок Америки, и т. пр.) вкладывают большие средства в испытания, проектирование и строительство совершенных гоночных машин (бюджеты участников 33-го розыгрыша Кубка Америки превысили сумму в полмиллиарда долларов). Логично, что успешные идеи в сфере новых тенденций парусного вооружения транслируются на массовые лодки. Но насколько это правильно, ведь необходимо учитывать минимум два фактора: гоночные машины изначально идут в совершенно в другом режиме плавания, и далеко не все крейсеристы гонятся за скоростью.

Давайте немного вернёмся к истории развития паруса в Старом Свете. Буквально 100 лет тому назад, когда ещё паровой двигатель не завоевал успеха у коммерсантов, именно прямые паруса – узкие и низкие были «в моде». Они неплохо разгоняли суда, особенно на попутных курсах, но были очень плохими лавировщиками. Небольшие рыболовные суда и первые яхты, преследовали чуть другие цели, и к тому же, благодаря меньшим размерам, позволяли использовать в вооружении более сложные конструкции. Гафельное вооружение было классикой. Но вскоре двигатель окончательно «победил» парус, который остался уже только на яхтах, используемых в целях отдыха, развлечения и в спортивных состязаниях. А к гоночным яхтам предъявляется новое требование – безупречно ходить в лавировку. Именно лавировка сегодня является определяющим для победы на классических гоночных дистанциях.

Так яхтсмены отказались от гафеля, и профиля парусов становятся всё уже и выше – бермудские паруса завоёвывают популярность.

И хотя в 60-х годах прошлого столетия Чеслав Мархай и доказал, что форма паруса типа «гуари» эффективней паруса «маркони» (бермудский на жёсткой мачте), требуется ещё время, чтобы паруса эллипсоидной формы пришли на смену бермудским. Сегодня технологии и материалы позволяют без особых проблем создавать рангоут и такелаж, благодаря которому мачты отлично гнутся и не создают слишком большого аэродинамического сопротивления, но в принципе, до сих пор на массовых яхтах негнущиеся мачты и треугольные неэффективные паруса. Правда, не потому что это сегодня не позволяют сделать технологии, как ещё 40 лет тому назад, но потому что теперь удобно закручивать паруса в мачту, но мачта при этом обязана быть ровной.

Прорыв был осуществлён в 2000 году, когда голландец Йенс Никель доказал эффективность широкого грота. Улучшенная аэродинамическая форма с большим горбом грота имела большую тягу, и при большей площади, что удивительно, меньшую кренящую силу. Рыскливость яхты также значительно снизилась. Никель объясняет это что хотя ЦТ такого паруса стал выше, но ЦП, напротив, сместился вниз. И не случайно именно Йенс Никель пришёл к такому выводу – голландские рыбаки со старых времён использовали короткий изогнутый гафель, который позволял парусному вооружению развивать высокую тягу.

Однако эволюция спортивного паруса продолжилась. Теперь не в моде паруса эллиптической формы. Современный грот имеет ярко выраженный нок-бензельный угол, а самая верхняя сквозная лата уж очень напоминает гафель. На America’s Cup такое вооружение было впервые продемонстрировано в 2007 году.

Почему так, неужели знаменитейший теоретик паруса Чеслав Мархай ошибался? Нет. Эллиптическая форма паурса и в самом деле лучшая. но лишь в идеальных и стабильных условиях обтекания. Но яхты движутся по взволнованному морю, и практика вносит свои коррективы.

Кстати, небольшие нюансы, но надо понимать, что современное спортивное вооружение, грамотно уже нельзя назвать бермудским, хотя мы и продолжаем это делать. Грот сегодня имеет явно выраженную верхнюю шкаторину и четыре угла.

Интересным решением сегодняшнего развития парусного вооружения можно считать яхту класса Open 50 Adecco – “Etoile Horizon”. Возможно, кому-то это покажется странным, но! У гафельного паруса ниже расположен центр парусности, соответственно при той же площади – меньший кренящий момент. Дальше. Океанские гонщики совершенно не стремятся к лавировке – это невыгодно. Им нужна скорость, и ради поиска нужного ветра, можно сделать лишний крюк в океане, не говоря о том, что на маршрутных гонках встречного ветра изначально не так уж много. А здесь опять-таки гафельный парус лучше тянет, чем бермудский. Да и не так уж и много у бермудского преимущества на лавировке. Это можно увидеть на приведённом здесь графике. Вообще, бермудский «победил» гафель на самом деле не сколько потому что он выгоден на гоночной части дистанции против ветра, но благодаря облегчению рангоута, особенно в верхней его части. А современные технологии и материалы позволяют не только мачты делать лёгкие, но гафели 🙂

Давайте теперь вспомним и о двухмачтовом вооружении. в 60-х годах прошлого столетия вооружение иолом считалось идеальным по многим параметрам. Это большая площадь парусности при отсутствии технологических возможностей делать высокие мачты, и более легкие паруса, с которыми проще работать, и возможность вместо взятия рифов просто убрать один парус… Вообще, яхты длиной более 12-ти метров все были двухмачтовыми.

Но эволюция берет своё, и шлюпы за счёт меньшего сопротивления парусного вооружения отодвигают двухмачтовое вооружение в прошлое. Удачным ренессансом двухмачтового вооружения стала кругосветная гонка “Видбред” 1989-90 гг., когда Питер Блейк и Грант Далтон устроили восхитительную дуэль, имея преимущество на полных курсах за счёт широкого и большого по площади вооружения. Но уже следующая гонка показала несостоятельность двухмачтового вооружения, против современных шлюпов, выходящих в режим серфинга.

До сего момента мы разобрали эволюцию парусного вооружения в Европе.

Кратко резюме: прогресс отодвинул парус с коммерческого русла в развлекательное и спортивное. Конструкторские соображения, плюс обмерные формулы привели к тому результату, который мы сегодня наблюдаем. Но в странах юго-восточной Азии совсем другие паруса. Для нас не привычные, но что может показаться поразительным, куда эффективней бермудских парусов. И за счёт формы паруса, и за счёт удобства управления, и за счёт низкого центра парусности.

Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте - например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае .

Простейший парус представляет собой кусок материи, изготовленной из нитей натуральных или синтетических материалов. Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на свое место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу.

Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок.

Встречаются и совсем уж не похожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки (также, кстати, довольно сильно не похожие на обычные лодки, знакомые большинству) с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют по инерции либо «жестким парусом», либо «парусом-крылом».

Типы парусов

Прямые паруса - паруса , которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям , поднимающимся на мачты и стеньги . Имеют вид равнобокой трапеции. Ими вооружаются большие парусные суда: корабли, барки, баркентины, бриги и бригантины.

Имеет вид прямоугольного треугольника. Верхней стороной (гипотенузой) крепится к рейку , наклоненному вперед. Передний конец рейка доходит до палубы; за него берется галс .

Бермудский парус

Бермудский парус - треугольный парус, растягиваемый между мачтой и горизонтальным гиком .

На данный момент является наиболее распространённым типом паруса. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам являетсся бесспорным лидером.

Лю́герный (ре́йковый) парус - разновидность косого паруса .

Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку , нижней - к гику .

Другие

Части паруса

Рисунок, показывающий названия частей паруса.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бермудский парус" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Парус (значения). Парусное судно Парус ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения … Википедия

    ПАРУС - Движитель, предназначенный для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна. Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани, укрепленное на деталях рангоута, которое ставится поперек судна (прямой П.)… … Морской энциклопедический справочник

    Парусное судно Парус прикрепляемая к некоему объекту ткань (см. парусина) или пластина, растягиваемая относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу, приводящую объект в движение. Как правило, парус используется для… … Википедия

    Парусное судно Парус прикрепляемая к некоему объекту ткань (см. парусина) или пластина, растягиваемая относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу, приводящую объект в движение. Как правило, парус используется для… … Википедия

    Парусное судно Парус прикрепляемая к некоему объекту ткань (см. парусина) или пластина, растягиваемая относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу, приводящую объект в движение. Как правило, парус используется для… … Википедия

    Косые паруса паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.… … Википедия

    Парусное судно Парус прикрепляемая к некоему объекту ткань (см. парусина) или пластина, растягиваемая относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу, приводящую объект в движение. Как правило, парус используется для… … Википедия

    Парусное судно Парус прикрепляемая к некоему объекту ткань (см. парусина) или пластина, растягиваемая относительно ветра таким образом, чтобы его давление создавало силу, приводящую объект в движение. Как правило, парус используется для… … Википедия

    Бермуды: Бермуды группа островов в Атлантическом океане Бермуды название шорт. См. также Бермудский треугольник Бермудский парус Бермудский шлюп Бермудская шхуна Бермудский буревестник Можжевельник бермудский Бермудская трава Бермудская фондовая… … Википедия

Рис. 199. Типы парусов: а - прямой (брифок); б - рейковый (люгерный); в - разрезной фок; г - латинский; д - китайский; е - шпринтовый; ж - гафельный; з - гуари; и - бермудский.

Прямой парус в его классическом виде применяется на спортивных и туристских яхтах в исключительных случаях, например, на судах, стилизованных под старинные парусники - бриги и бригантины, в качестве штормового паруса - брифока, аварийного или вспомогательного паруса на моторных судах (рис. 199, а ). Этот парус может использоваться только при попутных или боковых ветрах.

Верхняя шкаторина прямого паруса пришнуровывается к рею ; представление об оснастке такого паруса дает рис. 252.

Люгерный (рейковый ) парус верхней шкаториной пришнуровывается к наклонному рейку , который поднимается на мачту с помощью одной снасти - фала , закрепленного к передней трети рейка (рис. 199, б ). Чтобы реек не отходил от мачты, используется ракс-бугель , скользящий по мачте и соединенный с рейком (см. рис. 255). В отличие от прямого паруса, для управления которым служат два браса, два шкота и два галса, рейковый парус управляется с помощью только одной снасти - шкота. Передняя шкаторина натягивается - «набивается» - с помощью галс-оттяжки таким образом, чтобы она сохраняла форму, близкую к прямой линии даже при встречном ветре.

Недостатком паруса, помимо низкого аэродинамического качества на острых курсах, является также то, что на одном из галсов ветер прижимает парус к мачте, вследствие чего искажается его профиль. Чаще всего рейковый парус применяется для оснащения гребных лодок и шлюпок и как вспомогательный для моторных катеров.

Вариантом рейкового паруса является разрезной фок (рис. 199, в ), у которого примерно 1 / 3 длины рейка располагается перед мачтой, а парус разрезан на две части - носовую, меньшей площади, называемую кливером , и кормовую - фок . Разрезной фок используется на сравнительно крупных шлюпках и военно-морских ялах, когда важно снизить общий центр парусности, обеспечить хорошую поворотливость судна под парусами и облегчить управление ими.

Латинский парус можно видеть на самых маленьких («пляжных») парусных тузиках, швертботах и катамаранах (рис. 199, г ). Верхняя шкаторина ставится на длинном рее, который представляет по существу наклонную мачту. Этот парус прост в постановке и управлении, позволяет идти довольно круто к ветру, если лодка снабжена швертом.

Китайский парус является разновидностью рейкового. Помимо верхнего рейка снабжается еще несколькими дополнительными, разбивающими парус по высоте на несколько равных частей (рис. 199, д ). Каждый реек крепится к мачте и имеет отдельную снасть, закрепленную на ноке рейка. Благодаря этому можно устранить недостаток, свойственный обычным рейковым парусам - стремление верхней части паруса отвалиться под ветер - во флюгерное положение, когда угол атаки верхней части становится существенно меньше угла установки гика к ветру. Выбрав соответствующим образом все снасти китайского паруса, можно добиться его работы под оптимальными углами атаки к ветру и повысить эффективность в создании тяги.

Шпринтовый парус сохранился на швертботах класса «Оптимист», а также нередко используется для оснащения рыболовных судов и байдарок (рис. 199, е ). Форма паруса близка к прямоугольнику, его верхний угол растягивается по диагонали с помощью шпринтова - рейка или дюралевой трубки. Парус постоянно пришнурован к мачте, вокруг которой его можно закрутить после освобождения от шпринтова.

Удобен в районах с частыми внезапными шквалами, так как в случае необходимости быстрого уменьшения парусности достаточно освободить верхний (нок-бензельный ) угол паруса от шпринтова. При этом площадь его сокращается наполовину; парус принимает треугольную форму.

Гафельный парус (рис. 199, ж ), имеющий форму трапеции, применяется сейчас так же редко и в тех же целях, что и прямой. При подъеме гафель ставится с помощью двух снастей - гафель-гардели и дирик-фала , который обеспечивает установку гафеля под нужным углом. Передняя шкаторина пришнуровывается с помощью слаблиня к мачте; иногда для этой цели используются сегарсы - кольца, надетые на мачту, или ползунки, скользящие по рельсу, закрепленному к мачте.

Гафельный парус имеет более стабильный профиль при ветрах различной силы, чем рейковый или шпринтовый, поэтому получил широкое распространение на гоночных яхтах в конце прошлого - начале текущего века. При слабых ветрах пространство между гафелем и мачтой может быть использовано для постановки дополнительного паруса - топселя .

На малых парусных лодках-швертботах можно встретить парус типа гуари , по форме близкий к бермудскому, но снабженный в верхней части гафелем, который при подъеме устанавливается почти параллельно мачте (рис. 199, з ). Достоинством этого типа паруса является легкий и короткий рангоут, который при необходимости может быть снят и уложен в лодку. Особенно удобен гуари для парусно-гребных лодок, байдарок и швертботов, перевозимых на трейлерах за легковыми автомобилями. В последние годы применяется только для парусов площадью не более 15 м², сверх которой гафель становится тяжелым и неудобным в обращении.

Бермудский парус (рис. 199, и ) является в настоящее время основным типом парусов, которыми вооружают прогулочные, туристские и гоночные суда. Этот парус имеет достаточно высокие аэродинамические качества, особенно на острых курсах, прост в постановке и управлении. Яхтсмены разработали целый арсенал средств регулировки и настройки бермудских парусов, позволяющих получать максимальную тягу при различных курсах относительно ветра при различной его силе.

Известными недостатками бермудского паруса являются бо́льшая высота мачты по сравнению с парусами, имеющими четырехугольную форму, а также скручивание паруса по высоте, проявляющееся в различных значениях угла атаки его нижней и верхней части.

Передней шкаториной бермудский парус крепится к мачте посредством ликпаза - продольной выемки в виде желоба, в который входит ликтрос , или при помощи ползунков, скользящих по рельсу, закрепленному вдоль мачты. Нижняя шкаторина чаще всего крепится такими же способами к гику.

В зависимости от числа мачт и парусов различаются несколько типов оснастки яхт.

Кэт - одномачтовое вооружение только с одним парусом, получившее распространение на гоночных швертботах, которыми управляет один человек, на небольших гребно-парусных лодках. Парус в этом случае называется гротом .

Шлюп - одномачтовое вооружение с двумя парусами - гротом и стакселем . Это превалирующий тип оснастки на современных яхтах, обеспечивающий высокие тяговые характеристики и хорошую управляемость судна.

Площадь рабочего стакселя, который ставится в средний ветер, составляет от 30 до 40 % общей площади парусности. В слабый ветер стаксель может быть заменен генуэзским с большей площадью, а в свежий - сменными штормовыми парусами, имеющими меньшую площадь и сшитыми из более прочной ткани.

Стаксель играет важную роль в создании силы тяги. Во-первых, он не имеет по передней шкаторине такого источника завихрений, как мачта, которая отрицательно влияет на работу грота. Во-вторых, благодаря ускорению потока воздуха в щели между стакселем и гротом увеличивается разрежение на подветренной стороне грота и предотвращается образование здесь завихрений. В связи этим в последние годы конструкторы яхт стараются как можно больше уверить площадь стакселя, тем самым распространяя его влияние по всей высоте грота. В тех случаях, когда позволяют остойчивость судна и ширина корпуса (для обеспечения правильной тяги стаксель-шкотов), применяется оснастка с топовым стакселем, фал которого проводится на топ мачты. Традиционный тип оснастки с проводкой штага на верхнюю четверть мачты получил название вооружение « 3 / 4 » или « 7 / 8 » в зависимости от положения точки крепления штага к мачте.

При большой парусности яхты становятся ощутимы недостатки шлюпа - тяжелый рангоут и такелаж, высокое расположение центра парусности, необходимость в использовании палубных механизмов - дорогостоящих шкотовых и фаловых лебедок, стопоров и т. п. Поэтому при парусности свыше 60 м² одномачтовые суда часто оснащают тендером , который имеет второй штаг для постановки перед стакселем третьего паруса - кливера . В слабый ветер тендер обычно несет один носовой парус, простирающийся от палубы до топа мачты; с усилием ветра эта площадь разбивается на два паруса.

Из двухмачтовых типов вооружения наибольшее распространение получили иол и кэч . На иоле кормовая - бизань-мачта - устанавливается в корму от головы баллера руля. Парус бизань , который на ней ставится, имеет площадь, равную всего 10-12 % общей площади парусности и в создании тяги почти не участвует. Он служит главным образом для правильной центровки яхты и обеспечения ее маневренности. В свежий ветер иол может лавировать под штормовым стакселем и глухо зарифленной бизанью. В слабый ветер парусность яхты увеличивается благодаря постановке бизань-стакселя (апселя ) и большого генуэзского стакселя.

Вооружение типа кэч более пригодно для яхт парусностью свыше 120 м² (до 250 м²), когда существенное значение имеет уменьшение площади грота и высоты грот-мачты. Площадь бизани на кэче составляет 20÷25 %, грота - 40÷50 % общей площади парусности. Кэч благодаря более равномерному дроблению площади парусности между отдельными парусами легче в управлении, лучше лежит в дрейфе под стакселем и бизанью, хотя по аэродинамическим характеристикам он несколько хуже.

Шхуна имеет на кормовой мачте парус (грот) большей величины, чем фок на передней мачте. Этот тип вооружения предпочитается для яхт парусностью свыше 250 м², если только не преследуются чисто декоративные цели. Известны, например, стилизованные под старину яхты длиной 7,5-9 м, оснащенные шхуной. Как правило, грот-мачта на шхуне выше фок-мачты. Часто фок делается гафельным и снабжается топселем.

Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных парусов.
Большие парусные суда носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром; к ветру оно может идти только под большим углом - порядка 60-70 . На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.
Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.
Различают несколько видов косых парусов.
Четырехугольный гафельный парус (рис. 12 , в и 13 , а) имеет гафель -наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) . соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.
На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту (рис. 12 , а), или шпринтом - шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним - в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе «Оптимист» (рис. 12, б).
Лет 40-50 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечивающие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.
Бермудский парус (рис. 12, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя шкаторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса. - к гику.
По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением - это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной яхты-шхуны «Вандреди 13» длиной 39м и парусностью около 100 м 2.
Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт - очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей парусности оно неудобно-парус получается высоким, поэтому и сила давления ветра на Паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.
В СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис. 12 )-господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов «ОК», «Оптимист» и «Финн»).
Для снижения высоты парусности и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до 60м 2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 13 ).
Шлюп - это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.
Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский шлюп (или, как его часто называют, «три четверти», так как стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис. 13 , б и в ). Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником.


Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).
Двухмачтовые вооружения (рис. 15) применяют на крупных крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса, можно приспособиться к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.
Не очень крупные крейсерские яхты (50-100 м 2) в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля.

Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть как гафель" ные, так и бермудские.

Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафель-ный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань - гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8- 10% общей площади парусности яхты.
Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань-мачта стоит впереди головки руля.
Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань-стакселем. Такие кэчи называют стаксельными (рис. 15 , б ). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой.
На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.
Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой , а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний). Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис. 15 , г ). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок- и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты - парусностью более 150-200 м 2 .

С о д е р ж а н и е

От авторов
Введение
Парусный спорт в России
Классификация парусных яхт
Основные части яхты
Типы парусных яхт
Различия яхт по форме корпуса
Различия яхт по типу вооружения
Спортивная классификация парусных яхт
Советская классификация
Устройство и вооружение яхты
Корпус
Основные детали набора деревянной яхты
Обшивка и палубный настил
Рулевое устройство и шверт
Дополнительные и штормовые паруса
Дельные вещи и оборудование яхты
Предметы снабжения парусной яхты
Такелажные работы
Терминология такелажных работ
Общие сведения о тросах
Выделка тросов
Прочность тросов
10 Марки
Роспуск бухт и хранение тросов
Инструмент для такелажных работ
Узлы
11 Сплесни и огоны
Кнопы
Бензели
12 Клетневание
Некоторые работы с парусами
Некоторые другие такелажные работы
13 Судовые работы
Зимовка судна
Подготовка к ремонту яхты
14 Ремонт корпуса и вооружения
Малярные работы
Спуск на воду и вооружение яхты
15

Сопротивление вытяжке определяют, растягивая ткань руками по диагонали, а также вдоль нитей - по основе и утку. Необходимо обращать внимание на однородность нитей основы и утка, так как при разной их плотности, например, как у бязи, растяжение по разным направлениям будет неравномерным. С этой точки зрения для парусов непригодны, например, ткани с лавсаном. Практически для всех основных парусов нельзя использовать капроновые ткани, имеющие очень большие упругие деформации.

В первой главе говорилось об основных требованиях, которым должен отвечать парус с точки зрения аэродинамики. Простейший способ придания парусу необходимой формы заключается в раскрое его шкаторин с заданной кривизной - серпами. Размеры серпов для различных типов парусов, рассчитанных на средний ветер, показаны на рис. 79. Для бермудского грота величины серпов принимаются по верхнему пределу, если мачта недостаточно жесткая, так как при ее изгибе парус становится более плоским.


Рис. 79. Раскрой паруса, обеспечивающий правильную форму пуза: а - бермудский грот; б - стаксель; в - грот-гуари и гафельный; г - рейковый (штриховой линией показан серп на нижней шкаторине при отсутствии гика)

Полученное за счет серпов «пузо», располагается близко к мачте - такой парус хорошо работает только в свежий ветер. Для средних ветров желательно отодвинуть пузо назад на 1/3, а для слабых даже на 1/2 ширины паруса от мачты. Это достигается применением клиновидных закладок (вытачек) по швам от передней шкаторины. На парусе для среднего ветра закладки делают равными 1/4 длины шва от мачты, а для слабого ветра - 1/3. По высоте длину закладок уменьшают, сводя постепенно на нет. В сумме в закладки должно уйти 1-1,5% длины передней шкаторины.

Заднюю шкаторину грота вычерчивают с горбом, который может увеличить площадь паруса от 10 до 30%. Горб значительной величины должен подкрепляться латами, иначе шкаторина будет закручиваться и создавать дополнительное сопротивление.

Стаксели, поднимающиеся на штаге, или просто растягивающиеся за фаловый, шкотовый и галсовый углы, подвержены искажению своего профиля под действием ветра. При провисании передней и натянутой задней шкаторин пузо в верхней части становится непропорционально большим, и поток воздуха, стекающий со стакселя, мешает эффективной работе грота. С учетом этой особенности переднюю шкаторину стакселя раскраивают с двумя серпами - в верхней части с вогнутостью отрицательный серп), в нижней части с выпуклостью (положительный серп). Вогнутость препятствует чрезмерной «пузатости» стакселя в верхней части, предотвращает загибание задней шкаторины в наветренную сторону и задувание грота. По нижней шкаторине стакселя делается небольшой серп (иногда в сочетании с закладками по полотнищам), задняя шкаторина - обычно прямая или слегка вогнутая.

Для улучшения аэродинамики грота используют карман-обтекатель, которым парус надевается на мачту. При переменах галсов форма кармана автоматически перестраивается и парус всегда принимает нужный вогнуто-выпуклый профиль.

Еще более совершенным является двухслойный парус. Между его полотнищами удается поместить не только мачту, но и латы, боуты, швы - все, что нарушает гладкость поверхности, к тому же и сшить его проще, чем парус с мачтовым карманом.

Стаксели с высоко поднятыми шкотовыми углами и «Стрижи» с прямыми мачтами, подкрепленными краспицами и ромбовантами, кроятся совершенно плоскими, без закладок. Пузо парусу задают, приближая шкотовый угол к мачте, при этом оно будет постепенно уменьшаться по мере удаления от его средней части к галсовому и фаловому углам. В оконечностях паруса перепад давлений на его сторонах будет небольшим, соответственно снизится и индуктивное сопротивление. Подъемная сила такого паруса несколько меньше максимально возможной, но на острых курсах эта потеря компенсируется уменьшением сопротивления. Против ветра яхта пойдет не только быстрее, но и с меньшим дрейфом и креном.