Потопление 'Вильгельма Густлоффа'. Уничтожение вильгельма густлова Вильгельм густлофф корабль

Самая дорогая до сего времени кинокартина была выпущена экраны несколько недель назад и принесла рекордные кассовые сборы. Этот фильм, конечно, "Титаник", и он посвящен затоплению океанского лайнера "Титаник" 15 апреля 1912 года, когда погибло 1513 человек, после того как корабль столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике и затонул.

В этом фильме много прилагательных в превосходной степени. "Титаник" был самым большим судном, когда-либо построенным. Это было самое роскошное судно, предназначенное для комфортных, быстроходных трансатлантических поездок богатых и пресыщенных. При этом подразумевается, что затопление "Титаника" было величайшей морской катастрофой всех времен. Я уверен, что огромное большинство американцев уверено, что так оно и есть, однако это не так. Каждый слышал о затоплении Титаника, но мало кто слышал о потоплении корабля "Вильгельм Густлофф" (Wilhelm Gustloff) , которое и было величайшей морской катастрофой.

Легко понять, почему все слышали о "Титанике": это был очень большое, очень дорогое судно, как утверждалось, практически «непотопляемое», которое пошло на дно во время своего же первого путешествии с рекордным количеством магнатов знаменитостей на борту. Ирония затопления вызвала общественный резонанс и широкое освещение в печати. Напротив, когда затонул "Вильгельм Густлофф", где погибли свыше 7 000 человек, контролируемая медиа заняла умышленную позицию, что ничего особенного, о чем стоило бы писать или хотя бы упомянуть, не произошло. Подобно "Титанику", "Вильгельм Густлофф" был большим пассажирским морским лайнером, сравнительно новым и роскошным. Однако это был немецкий пассажирский лайнер. Он был потоплен в Балтийском море в ночь на 30 января 1945 года советской подлодкой. Он был битком набит почти 8 000 немцев, большинство из них – женщины и дети, бегущие от наступающей Советской Армии.

Многие из этих немецких беженцев жили в Восточной Пруссии, части Германии, которую коммунисты и их демократические союзники решили забрать у Германии и передать Советскому Союзу в конце Второй Мировой Войны. Другие жили в Данциге и прилегающих областях, которые демократы и коммунисты решили забрать у Германии и отдать Польше. Все эти беженцы спасались от террора красных, которые уже показали, что уготовано тем немцам, которые угодят им в руки.

Когда советские воинские части перехватывали колонны бегущих на запад немецких беженцев, то они творили такое, чего в Европе не видели со времен нашествия монголов в Средние века. Всех мужчин — большинство из которых были крестьяне или немцы, занятых в жизненно важных профессиях, и таким образом, освобожденных от воинской службы, — обычно просто убивали на месте. Всех женщин, почти без исключений, подвергали групповому изнасилованию. Такова была участь и восьмилетних девочек, и восьмидесятилетних старух, и женщин на последних стадиях беременности. Женщинам, которые сопротивлялись изнасилованиям, перерезали горло, или застреливали. Часто, после группового изнасилования, женщин убивали. Многих женщин и девочек насиловали по столько много раз, что они от одного этого погибали.

Иногда советские танковые колонны просто давили гусеницами спасающихся беженцев. Когда части Советской Армии занимали населенные пункты Восточной Пруссии, то они начинали такую бестиальную, звериную оргию пыток, изнасилований и убийств, что это не представляется возможным описать в полной мере в этой передаче. Иногда они кастрировали мужчин и мальчиков, перед тем как убить их. Иногда они выдавливали им глаза. Иногда они сжигали их заживо. Некоторых женщин, после группового изнасилования, распинали, прибив их еще живых к дверям амбаров, а затем используя их в качестве мишеней для стрельбы.

Такое зверское поведение коммунистических войск отчасти объясняется природой коммунистической системы, которая под руководством евреев свергла русское общество и русское правительство руками отбросов русского общества — озлобленных неудачников, неспособных ни к чему завистников и преступников. Их натравили на более успешных и удачливых, благородных и процветающих, обещаниями для черни, что если они свергнут лучших из числа своего народа, то займут их место: первые станут последними, а последние будут первыми.

И именно из числа такого сброда, этих отбросов русского общества, были набраны начальники местных Советов и рабочих коллективов, если эти посты еще не были заняты евреями. Советские солдаты 1945 года выросли при этой власти худших; в течение 25 лет они жили под комиссарами, выбранных из подонков русского общества. Любая тенденция к благородству или возвышенности безжалостно искоренялась. Сталин устроил бойню 35 000 офицеров Красной Армии, половины русского офицерского корпуса, в 1937 году, всего за два года до начала войны, потому что он не доверял джентльменам. Офицеры, заменившие расстрелянных в ходе чистки 1937 года, отнюдь не были более цивилизованными в своем поведении, чем сами комиссары.

Но гораздо более непосредственной и прямой причиной зверств над немецким населением Восточной Пруссии была советская человеконенавистническая пропаганда, которая умышленно подстрекала советские войска насиловать и убивать — даже малолетних немецких детей. Шефом советской пропаганды был пропитанный животной ненавистью еврей по имени Илья Эренбург. В одной из его обращений к советским войскам говорилось:

«Убивайте! Убивайте! В немецкой расе нет ничего кроме зла; ни среди уже живущих, ни среди еще не родившихся, только одно зло! Следуйте заветам товарища Сталина. Уничтожьте фашистского зверя раза и навсегда в его логове. Растопчите расовую гордость этих немецких женщин. Берите их себе как свою законную добычу. Убивайте! Неудержимо двигаясь вперед, убивайте, доблестные бойцы Красной Армии».
Конечно, не все советские солдаты были насильниками и мясниками-убийцами: только большинство из них. Некоторые из них сохранили чувство порядочности и нравственности, которые не удалось уничтожить даже еврейскому коммунизму. Александр Солженицын был одним из них. Когда Красная Армия вошла в Восточную Пруссию в январе 1945 года, он был молодым капитаном. Позже он писал в своем Архипелаге Гулаг:
Все мы хорошо знали, что если девушки были немками, то их можно было насиловать, а затем застрелить. Это было почти знаком боевого отличия.
В одной из своих поэм «Прусские ночи», он описывает сцену, засвидетельствованную им в одном из домов города Нейденбург, Восточная Пруссия:
Херингштрассе, дом 22. Он не сожжен, лишь разграблен, опустошен. Рыдания у стены, наполовину приглушенные: раненная мать, едва живая. Маленькая девочка на матрасе, мертвая. Сколько их было на нем? Взвод, рота? Девочка, превращенная в женщину, женщина, превращенная в труп… Мать умоляет, «Солдат, убей меня!»
За то, что он не принял близко к сердцу директивы товарища Эренбурга , на Солженицына донесли политическому комиссару его части как на политически неблагонадежного, и брошен в ГУЛАГ, советский концлагерь.

Итак, немецкое гражданское население в ужасе бежало из Восточной Пруссии, и для многих из них единственным спасением был путь через ледяное Балтийское море. Они набились в порт Готенхафен, возле Данцига, надеясь переплыть на запад. Гитлер приказал задействовать в спасательной операции все имеющиеся в распоряжении гражданские суда. "Вильгельм Густлофф" был одним из них. Пассажирский лайнер водоизмещением 25 000 тонн, до войны его использовала организация «Сила через радость», которая организовывала недорогие путешествия и экскурсии для немецких рабочих. 30 января 1945 года, когда он отплыл из Готенхафена, на его борту находились 1 100 офицеров и матросов команды, 73 тяжелораненых солдата, 373 молодые женщины из Вспомогательной Женской Морской Службы, и свыше 6 000 обезумевших беженцев, большинство из которых — женщины и дети.

Советские подлодки и самолеты были главной опасностью для этой спасательной операции. Они рассматривали корабли с беженцами в свете эренбурговской геноцидной пропаганды: чем больше они убьют немцев, тем лучше, и им было безразлично, были ли их жертвы солдатами, женщинами или детьми. Сразу после 21:00, когда "Вильгельм Густлофф" находился в 13 милях от побережья Померании, три торпеды советской подлодки С-13 под командой капитана А. И. Маринеско поразили корабль. Спустя девяносто минут он погрузился под ледяные воды Балтики. Несмотря на героические усилия других немецких судов подобрать утопающих, было спасено едва 1 100 человек. Остальные, более 7 000 немцев, погибли той ночью в студеной воде.


Схема попаданий торпед в корпус Вильгельма Густлофа

Несколько дней спустя, 10 февраля 1945 года, та же самая советская подлодка потопила немецкое судно-госпиталь "Генерал фон Штойбен", и 3 500 раненных солдат на его борту, эвакуированных из Восточной Пруссии, утонули. Для советских, натравливаемых еврейской человеконенавистнической пропагандой, знак Красного Креста ничего не значил. 6 мая 1945 года немецкое судно "Гойя", также принимавшее участие в спасательной операции, было торпедировано советской подлодкой, и более 6 000 беженцев из Восточной Пруссии погибли.

Отсутствие осведомленности об этих страшных морских катастрофах 1945 года повсеместно, даже среди людей, считающих себя сведущими в морской истории. И это невежество происходит изумышленной политики контролируемых средств массовой информации, политики, которая отнесла эти катастрофы в разряд нечего не значащих событий. Причина этой медиа-политики была изначально той же самой причиной, по которой еврейские медиа-боссы обвинили немцев в убийстве 15 000 польских офицеров и интеллигентов в Катынских лесах в 1940 году. Они знали, что это сделали советские, хотевших «пролетаризировать» Польшу и сделать поляков более восприимчивыми к коммунистической власти, но они не хотели порочить образ нашего «доблестного советского союзника», как называла красных контролируемая американская медиа во время войны. Они хотели, чтобы американцы думали о немцах как о плохих парнях, а о советских — как о хороших парнях, поэтому они лгали о Катынской бойне .

Точно также, даже в последние месяцы войны, они не хотели, чтобы американцы знали, что наш «доблестный советский союзник» убивал и насиловал гражданское население Восточной Пруссии и намеренно топил гражданские суда, перевозившие беженцев через Балтийское море. Это могло отрицательно отразиться на энтузиазме Америки продолжать разрушать Германию с помощью нашего «доблестного советского союзника». Вот почему контролируемая медиа не сообщала об этих вещах.

После триумфа демократических и коммунистических союзников и безоговорочной капитуляции Германии, эта причина, конечно, потеряла свою актуальность. Но к тому времени ее место занял другой мотив. Евреи начали сочинять свою историю «холокоста», и требовать симпатий от всего мира, а также репарационных денег от всех, от кого они только могли их получить. Когда они начали причитать о своих якобы убитых в «газовых камерах» шести миллионах соплеменников плохими немцами, и изображали себя невинными и безобидными жертвами величайшего преступления в истории, то они не хотели присутствия никаких фактов, могущих помешать их предприятию. И, конечно же, они не хотели, чтобы американцы были осведомлены об обеих точках зрения на этот конфликт; они не хотели, чтобы немцев также считали жертвами. Все немцы были злом, так как это сказал товарищ Эренбург; а все евреи были благом; и на этом точка. Евреи страдали, а немцы не страдали, и поэтому весь мир должен деньги евреям за то, что он не остановил «холокост».

Это могло бы серьезно повредить их «холокостной» пропаганде если бы американская общественность узнала о том, что происходило в Восточной Пруссии или на Балтийском море — или узнала бы, что наш «доблестный советский союзник» истребил слой лучших людей польской нации в Катынском лесу, и что некоторые из убийц, принимавших участие в этом чудовищном злодеянии, были евреи. Вот почему среди еврейских медиа-боссов в Америке существовал заговор молчания. Вот почему Голливуд потратил 200 миллионов долларов на постановку фильма "Титаник", но никогда не снимет фильм о потоплении "Вильгельма Густлоффа". И дело не в том, что такой фильм не принес бы прибыли, — я думаю, что фильм о Восточной Пруссии и "Вильгельме Густлоффе" пользовался бы огромным успехом, — а в том, что к немцам не должно быть никакой симпатии. Не должно быть пересмотра причин, по которым Америка вела войну против Германии, нельзя сомневаться, правильно ли мы сделали, что объединились с коммунизмом в интересах евреев. А помимо этих соображений, правда не в счет, по крайней мере, для евреев, контролирующих наши средства массовой информации.

Эта страница истории — причины участия Америки в войне в Европе, которая была совершенно не связана с войной на Тихом океане, несмотря на альянс между Германией и Японией, — эта страница история всегда поражала меня. И нежелание многих американцев исследовать эту страницу является любопытным явлением. Я понимаю, что чувствуют клинтонистские элементы. Для этого сорта людей, голосовавших за Клинтона, советские были хорошими парнями, а немцы — плохими, по идеологическим причинам. Групповые изнасилования, массовые убийства и потопления судов беженцами не являются преступлениями в глазах субъектов типа Билла-и-Хиллари, если они совершены коммунистами против «нацистов».

Но среди американцев, воевавших в Европе, было также немало порядочных людей, американских антикоммунистов, и многие из них не хотят задуматься и признать тот факт, что они сражались не на той стороне. Люди типа Американского Легиона и ВФУ не хотят слышать о том, кто на самом деле убивал польских интеллигентов и польских лидеров в Катынском лесу. Они не хотят знать о том, что происходило в Восточной Пруссии в 1945 году. Им очень не нравится, когда я спрашиваю их, почему мы воевали с Германией во имя свободы, а в конце войны отдали половину Европы в коммунистическое рабство? Они сердятся, когда я высказываю предположение, что возможно Франклин Рузвельт был такого же сорта лживый еврейский пособник и предатель, как и Билл Клинтон, и что в обмен на поддержку медиа он ложью втянул нас в войну на стороне евреев, так же как Клинтон ложью втягивает нас в войну на Ближнем Востоке на стороне евреев.

Я был слишком молод, чтобы быть на военной службе во время Второй Мировой Войны, но я уверен, что если бы я воевал в той войне, то я бы даже больше интересовался тем, что стояло за ней. Я уверен, что знание правды об этих вещах гораздо важнее, чем тщательно оберегаемое убеждение, что наше дело было якобы правое. Я уверен, что нам необходимо понимание того, как нас обманули в прошлом, чтобы не быть обманутыми в будущем.

Уильям Пирс, март 1998 года

William Luther Pierce - Sinking of the Wilhelm Gustloff

«Вильгельм Густлофф»

Во второй половине 1930 х гг. германская организация «Крафт Дюрч Фройде» («Сила через радость»), призванная обеспечить полноценный отдых рабочих и служащих, приняла решение заняться морскими круизами. Для этой цели сначала фрахтовались суда различных германских компаний, а в 1935 г. «Крафт Дюрч Фройде» заказала для себя два первоклассных круизных судна – «Вильгельм Густлофф» («Wilhelm Gustloff») и «Роберт Лей». Первый из них был заложен в мае 1937 г. на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге. Новое судно назвали в честь нацистского партийного лидера, основателя и главы швейцарского отделения НСДАП. Он был убит еврейским студентом Давидом Франкфуртером в 1936 г., после чего был объявлен в Третьем рейхе «мучеником».

«Вильгельм Густлофф»

Основные данные двух формально однотипных судов несколько различались. Валовая вместимость «Вильгельма» составляла 25 484 брт, длина – 208,5 м, ширина – 23,5 м, осадка – 7 м, силовая установка состояла из четырех восьмицилиндровых дизельных двигателей «Зульцер» общей мощностью 9500 л.с., скорость – 15,5 узлов, экипаж – 417 человек. Во время круизного рейса теплоход мог принять на борт 1463 пассажира.

В плане размещения туристов лайнеры были весьма демократичны: на них имелся один-единственный класс, причем уровень комфорта считался достаточно высоким. Оба судна были оборудованы, например, крытыми плавательными бассейнами. «Вильгельм» и «Лей» можно считать прототипами современных круизных судов: они имели небольшую осадку, позволявшую им заходить в большинство европейских портов. Экономичная силовая установка позволяла подолгу обходиться без бункеровки. Правда, новые лайнеры не могли похвастаться высокой скоростью, что, впрочем, не являлось существенным недостатком. Кроме того, дизели имели довольно высокий уровень вибрации.

В марте 1938 г. «Вильгельм Густлофф» отправился в первое плавание. Судно перебазировалось на Средиземное море и стало совершать недельные круизы вокруг Италии, куда отдыхающие из рейха доставлялись поездами. Уже в первом же рейсе «Вильгельму», его капитану и команде довелось заслуженно прославиться – в тяжелейших штормовых условиях была проведена операция по спасению экипажа гибнувшего английского парохода «Пегауэй».

26 августа 1939 г. «Вильгельм» был отозван из круиза в Гамбург. В качестве санитарно-эвакуационного транспорта его привлекли к участию в Норвежской кампании. До конца ноября 1940 г. судно совершило четыре рейса в Норвегию и один на Балтику, перевезя более 7000 раненых. Когда нужда в активном использовании «Вильгельма» отпала, судно перевели Готенхафен (Гдыню) и превратили в общежитие курсантов 2 й учебной дивизии подводного плавания. На борту лайнера оборудовали также несколько учебных классов, а практические занятия – например, по водолазному делу – проводились в плавательном бассейне судна. После обучения выпускники школы направлялись во вновь формируемые экипажи подводных лодок. Во время своей стационарной службы «Вильгельм» дважды – 9 октября 1943 г. и 18 декабря 1944 г. – попадал под бомбежки союзной авиации, но смог избежать повреждений.

В январе 1945 г., после успехов Советской армии в Польше и Восточной Пруссии, в действие вступил план «Ганнибал». Он предусматривал переброску учебных частей германского подплава, дислоцированных в районах Восточной Балтики, в порты Кильской бухты.

21 января капитан «Вильгельма Густлоффа» Фридрих Петерсен получил приказ готовиться к выходу в море. Четыре дня спустя, после проверки всех систем долго простоявшего без хода судна, лайнер был готов к плаванию. На его борту находились 173 человека экипажа, 918 офицеров и матросов школы подплава под командованием корветтен-капитана Вильгельма Цана и 373 женщины-военнослужащие вспомогательной службы кригсмарине. К 30 января – дню отплытия – «Вильгельм» принял более 4000 беженцев из Восточной Пруссии, в результате чего на момент выхода в море на судне разместилось около 6600 человек, из них приблизительно 2000 женщин и 3000 детей.

Вечером того же дня, в 23:08 «Вильгельм Густлофф» был торпедирован советской подводной лодкой С-13 под командованием капитана третьего ранга А.И. Маринеско. В левый борт судна попало три торпеды: одна – в носовую часть, вторая – в район капитанского мостика, и третья – в район миделя. Несмотря на то, что все водонепроницаемые двери судна тут же были закрыты, сразу стало ясно, что оно скоро затонет. Третья торпеда вывела из строя силовую установку лайнера, что повлекло за собой его полное обесточивание. Сигнал бедствия был послан с борта сопровождавшего «Вильгельм» в этом походе торпедолова «Лёве». «Вильгельм Густлофф» начал погружаться носом, с нарастающим креном на левый борт. В первые же секунды после взрывов беженцы с нижних палуб стали рваться наверх, к спасательным шлюпкам и плотикам. В результате давки, возникшей на лестницах и в проходах перегруженного судна, погибли, как выяснилось позже, около тысячи человек. Многие, отчаявшись добраться до спасательных средств, кончали жизнь самоубийством или просили пристрелить их.

Многие члены команды лайнера, приписанные к шлюпкам, погибли при взрывах, и руководство спасательной операцией взяли на себя подводники. Они позволяли садиться в спускаемые шлюпки только женщинам и детям. Естественно, ни о какой гребле в укомплектованных таким образом плавсредствах речи не шло, шлюпки начало разносить по холодному зимнему морю. Лишь немногие счастливцы были сняты с палуб «Вильгельма» и подобраны из шлюпок «Лёве» и подошедшим к месту катастрофы большим миноносце Т-36.

Около полуночи, когда крен лайнера достиг 22о, капитан Петерсен отдал приказ оставить судно и спасаться. В ожидании погрузки в шлюпки огромное число беженцев столпилось на застекленной прогулочной палубе. Когда в носовой части палубы появилась вода, в проходах на шлюпочную палубу вновь началась давка. Попытки выбить толстые триплексы остекления ни к чему не привели. Лишь одно из бронированных стекол, находившееся уже ниже уровня воды, в конце концов лопнуло, и через образовавшуюся брешь несколько человек были выброшены на поверхность моря. До полного погружения лайнера на его борту погибли еще около 2500 человек. «Вильгельм Густлофф» затонул с креном около 90° вскоре после полуночи. Агония лайнера продолжалась всего около часа. При температуре воздуха минус 18° у людей, находившихся в шлюпках, оставалось немного шансов выжить. Очень многие умерли от переохлаждения. По приблизительным подсчетам, после посадки в спасательные средства погибло около 1800 человек. Точное число жертв катастрофы до конца не выяснено – по мнению исследователей, в зависимости от оценки имеющейся в их распоряжении информации, оно колеблется от 5340 до 9343 человек, включая около 3000 детей. «Вильгельм Густлофф» до сих пор лежит в месте своей гибели неподалеку от Гдыни.

В СССР, да и в современной России пропаганда объявила атаку С-13 «атакой века». С потоплением «Вильгельма» связывался ряд легенд: якобы на его борту находились сформированные и обученные экипажи для новых немецких подводных лодок (хотя были там лишь курсанты «учебки») и нацистские бонзы, в Германии после гибели теплохода был объявлен трехдневный траур, а Гитлер назвал А.И. Маринеско своим «личным врагом». Но за всю войну трехдневный траур объявлялся только по уничтоженной в Сталинграде 6 й армии вермахта, а советские публикации путают траур, объявленный в 1936 г. после гибели швейцарского нациста В. Густлоффа с якобы объявленным после затопления судна. Гитлер не объявлял Маринеско и своим личным врагом. Миф о бонзах объясняется тем, что эвакуационные документы большинства пассажиров заверялись местным партийным руководством (подобная же практика существовала и в СССР при перемещении населения из прифронтовых районов в тыл). Впрочем, несостоятельна и другая крайность – обвинения Маринеско в совершении военного преступления. Атаковав «Вильгельм», командир С-13 выполнял свой долг. Транспорт не был официально объявлен госпитальным судном, да к тому же шел в сопровождении боевого корабля. Поэтому обвинять Маринеско в излишней жестокости просто нельзя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Техника и вооружение 2002 03 автора

“Кронпринц Вильгельм” идет на войну Иван Кудишин, Михаил Челядинов. «Кронпринц Вильгельм» в Нью-Йорке перед началом войны.Наверняка военная слава совершенно не входила в планы руководства знаменитой германской судоходной компании «Северогерманский Ллойд», когда в 1900

Из книги Техника и вооружение 2002 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

“Кронпринц Вильгельм” идет на войну Иван Кудишин, Михаил Чепядинов.Окончание. Начало см. в «ТиВ» №3/2002 г.Захват столь богатого приза, естественно, воодушевил экипаж рейдера, но следующая жертва заставила себя ждать. Спустя два дня после потопления «Принца» к

Из книги Военные противники России автора Фролов Борис Павлович

Лист Вильгельм Германский военный деятель Лист (List) Вильгельм (14.05.1880, Оберкирхберг, Вюртемберг, - 10.08.1971, Гармиш-Патенкирхен), генерал-фельдмаршал (1940). Сын врача.Военную службу начал в 1898 году юнкером 1-го баварского инженерного батальона. В 1900 году окончил военное училище

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

Паулюс Фридрих Вильгельм Эрнст Германский военный деятель Паулюс (Paulus) Фридрих Вильгельм Эрнст (23.09.1890, Брейтенау-Мельзунген, Гессен-Нассау, - 1.02.1957, Дрезден), генерал-фельдмаршал (1943). Сын мелкого чиновника.После окончания гимназии сделал попытку поступить в

Из книги Великие полководцы и их битвы автора Венков Андрей Вадимович

Геринг Герман Вильгельм Германский государственный, политический и военный деятель Геринг (Goring) Герман Вильгельм (12.01.1893, близ Розенхейма, Бавария, - 15.10.1946, Нюрнберг), генерал-фельдмаршал (1938), рейхсмаршал (1940). Сын крупного чиновника, одно время занимавшего пост

Из книги Финские асы против «сталинских соколов» автора Иванов С. В.

Вильгельм II Гогенцоллерн Вильгельм II Гогенцоллерн - последний император (кайзер) Германской империи в 1888–1918 годах. Был свергнут с трона так называемой Ноябрьской революцией 1918 года. На большинстве известных фотографий он изображен в неизменной военной форме, чаще

Из книги 100 великих полководцев Западной Европы автора Шишов Алексей Васильевич

Вильгельм I Завоеватель (1028–1087 гг.) Немногие биографы могут похвастаться тем, что их герой в одном сражении завоевал себе корону целой страны и этим же сражением завершил целую историческую эпоху. Таким человеком стал Вильгельм, сын герцога Нормандии Ричарда I. Он

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

1-й лейтенант Лаури Вильгельм Ниссинен Лаури «Лапра» Ниссинен родился в Йонсуу, восток Финляндии, 31 июля 1918 г., в 1936 г. пошел добровольцем в авиационное училище, в марте 1938 г. в звании сержанта был направлен в LLv-24, вооруженную истребителями Фоккер D.XXI. За время Зимней войны

Из книги Как СМЕРШ спас Сталина. Покушения на Вождя автора Ленчевский Юрий

Вильгельм I Завоеватель Вильгельм был незаконным сыном Роберта I, герцога Нормандии. Он родился на севере Нормандии около 1027 г. в Фалезе. В возрасте 8 лет наследовал отцовский титул. Благодаря покровительству французского короля Генриха I юный герцог смог удержаться на

Из книги Броненосцы типа «Кайзер» автора Мужеников Валерий Борисович

Фридрих-Вильгельм Гогенцоллерн Происходил из династии Гогенцоллернов, которая не одно столетие вершила судьбы многих европейских народов. Родился в 1831 г. Он был сыном и наследником германского императора и прусского короля Вильгельма I. Матерью была принцесса Августа

Из книги автора

Вильгельм Гогенцоллерн Наследник германского престола, старший сын императора Вильгельма II полководцем стал по отцовской воле в самом начале Первой мировой войны. 32-летний кронпринц Вильгельм во время мобилизации на второй день августа 1914 г. был назначен командующим

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Адмирал Вильгельм Канарис и абвер Фридрих Вильгельм Канарис родился в 1887 году в семье управляющего металлургическим заводом. Предки – давно онемечившиеся греки. Отсюда фамилия, небольшой рост, характерная внешность и определенная изворотливость характера. Но во всем

Из книги автора

«Кайзер Вильгельм II» (с 27 февраля 1899 г. линкор)В составе флота находился с 13 февраля 1900 г. по 17 марта 1921 г. Срок службы 21 год.«Кайзер Вильгельм II» строился как флагманский корабль флота с учётом размещения личного состава штаба флота. На нём имелись жилые помещения для

Из книги автора

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (с 27 февраля 1899 г. линкор)В составе флота находился с 5 мая 1901 г. по 6 декабря 1919г. Срок службы 18 лет.Стапельный период линкора «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» составил 16 месяцев, достройка на плаву 21 месяц. Всего постройка продолжалась 37 месяцев.

Wilhelm Gustloff, потопленный Маринеско 30 января 1945 года, это был германский пассажирский десятипалубный круизный лайнер, один из первых в мире кораблей подобного типа. Гитлер был не только хорошим организатором, он еще и был выдающимся социальны манипулятором и демагогом.. Построенный на средства организации «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude – KdF это был такой гитлеровский аналог советского ВЦСПС, огромного профсоюзного колхоза). Назван был корабль в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа. На момент постройки это было одно из крупнейших пассажирских судов.
Спущен на воду 5 мая 1937 года на гамбургской верфи Blohm + Voss. На церемонии спуска присутствовал сам Адольф Гитлер и основные лидеры нацистской партии Германии. Традиционную бутылку шампанского разбила о борт лайнера вдова Густлоффа. До начала Второй мировой войны корабль использовался как плавучий дом отдыха. Совершил 50 круизов у побережья Европы.
В сентябре 1939 года корабль был передан в военно-морские силы и переоборудован в плавучий госпиталь на 500 коек. Использовался как лазарет во время военных действий германской армии в Польше.
С 1940 года был еще раз переоборудован, теперь в плавучую казарму. Использовался как учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания в порту Готенхафен (Гдыня).
Этот лайнер 30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13 под командованием А. И. Маринеско. С-13 всадила три торпеды в корабль. Шансов у него не было. После 42 года подводники СССР перестали экономить торпеды и начали пускать их веером, по три-четыре штуки. Тут уже не увернешься! Гибель судна считается одной из крупнейших катастроф в морской истории человечества. Точный состав и количество пассажиров на борту судна неизвестно до сих пор. По официальным данным в ней погибло 5348 человек, по оценкам ряда историков, реальные потери могли превышать 9000, включая 5000 детей. Скорее всего, погибло до 10 тысяч людей. Население небольшого города, разом!
В далеком 1933 году, после прихода к власти Национал-социалистической немецкой (заметьте рабочей!!!) рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером, одним из её направлений деятельности стало создание системы социального обеспечения и услуг, что увеличило бы социальную поддержку политики нацистов среди населения Германии. Уже в середине 1930-х годов рядовой немецкий рабочий по уровню услуг и льгот, которые ему полагались, выгодно отличался от рабочих в других странах Европы. Для распространения и усиления влияния идей национал-социализма и организации широкого доступа рабочего класса к социальным благам были созданы такие организации, как «Сила через радость», которая входила в Немецкий трудовой фронт (Гитлер обожал разные фронты… Хотя фронт, это жуткое слово...). Главной целью этой организации было создание системы отдыха и путешествий для немецких рабочих. Для воплощения этой цели, кроме прочего, была построена целая флотилия пассажирских судов для предоставления дешёвых и доступных путешествий и круизов. Флагманом этого флота должен был стать новый комфортабельный лайнер, который авторы проекта сначала планировали назвать именем немецкого фюрера. Но тут 4 февраля 1936 года в Давосе еврейским студентом-медиком Давидом Франкфуртером был убит малоизвестный до этого времени швейцарский активист НСДАП Вильгельм Густлофф. История его гибели приобрела скандальную огласку, особенно в Германии, учитывая национальность убийцы. В свете пропаганды идей национал-социализма случай убийства немца, к тому же лидера национал-социалистов Швейцарии, стал прекрасным подтверждением нацистской теории заговора мирового еврейства против немецкого народа. Из одного из рядовых лидеров зарубежных нацистов Вильгельм Густлофф, усилиями геббельсовской пропаганды быстро превратился в «символ страдания» (т. н. Blutzeuge). Он был похоронен с государственными почестями, в его честь по всей Германии были названы самые разнообразные объекты, тьма улиц и площадей. Всё потом пришлось переименовывать обратно, когда "тысячелетний" рейх за 12 лет накрылся медным тазом.
В связи с этим, когда в 1937 году круизный лайнер, заказанный на верфи Blohm + Voss, уже был готов для спуска на воду, нацистское руководство решило увековечить имя «героя национал-социалистического дела и страдания за немецкий народ». По инициативе Гитлера новый лайнер было решено назвать Wilhelm Gustloff.
С технологической точки зрения Wilhelm Gustloff не был исключительным судном. Лайнер был рассчитан на 1500 человек, имел десять палуб. Его двигатели были средней мощности, и он был построен вовсе не для быстрых путешествий, а скорее для медленных, комфортных круизов. И с точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер действительно был одним из лучших в мире. Одной из новейших технологий, применённых на нём, был принцип открытой, но застеленной особо прочным стеклом, палубы с каютами, которые имели на неё прямой выход и ясный обзор пейзажей.Это стекло при торпедировании корабля увеличило число жертв на сотни человек. Люди не могли покинуть палубу. К их услугам были предоставлены шикарно украшенный бассейн, зимний сад, большие просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров и кафе. В отличие от других судов такого класса, Wilhelm Gustloff, в подтверждение «бесклассового характера» нацистского режима, имел каюты одинакового размера и одинакового уровня удобства для всех пассажиров.
Кроме сугубо технических нововведений и наилучших приспособлений для незабываемого путешествия, Wilhelm Gustloff, стоивший 25 млн рейхсмарок, являл собой своеобразный символ и эффективное средство пропаганды властей Третьего рейха. По словам Роберта Лея, возглавлявшего Германский трудовой фронт (еще один фронт...), лайнеры, подобные этому, могли «…предоставить возможность, по воле фюрера, слесарям Баварии, почтальонам Кёльна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в году осуществить доступное по цене морское путешествие на теплую Мадейру, по побережью Средиземного моря, к берегам Норвегии и Африки.»
Для граждан Германии путешествие на лайнере Wilhelm Gustloff должно было быть не только незабываемым, но и доступным по цене, невзирая на социальное положение. Например, пятидневный круиз по побережью Италии на теплоходе стоил лишь 150 рейхсмарок, тогда как средний месячный заработок рядового немца равнялся 150-250 рейхсмаркам (стоимость билета на этом лайнере составляла лишь третью часть от цены в Европе подобных круизов, где их могли себе позволить только представители зажиточных слоев населения или знати). Таким образом, Wilhelm Gustloff своими удобствами, уровнем комфорта и доступностью укреплял расположение немецкого народа к нацистскому режиму.Он должен был еще и демонстрировать всему миру достижения и преимущества национал-социализма.
После торжественного спуска судна на воду прошло 10 месяцев, прежде чем Gustloff прошёл ходовые испытания в мае 1938 года. За это время была закончена отделка и обустройство интерьера лайнера. В качестве благодарности строителей судна взяли на двухдневный круиз по Северному морю, который квалифицировался как испытательный. Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года, и почти две трети его пассажиров были гражданами Австрии, которую Гитлер мечтал присоединить к Германии при полном восторге австрийцев. Незабываемое путешествие имело целью ошеломить уровнем сервиса и удобств австрийцев - участников круиза - и убедить всех в преимуществах союза с могучей Германией. Круиз стал настоящим триумфом, свидетельством достижений новой власти Германии. Пресса всего мира восторженно описывала впечатления участников круиза и невиданную роскошь на борту лайнера. Гитлер и сам прибыл на лайнер, символизировавший все лучшие достижения страны под его руководством.

Хотя Wilhelm Gustloff предлагал действительно незабываемые и дешёвые путешествия и круизы, в истории он также остался как яркое средство умелой пропаганды и популяризации нацистского режима. Первый удачный, хоть и не запланированный, случай произошёл во время спасения моряков с английского судна «Пегуэй», терпевшего бедствие 2 апреля 1938 года в Северном море. Отвага и решительность капитана, который оставил процессию из трех судов, чтобы спасти англичан, была отмечена не только мировой прессой, но и английским правительством - капитан был награждён, а на судне позже установили памятную доску. Благодаря этому случаю, когда 10 апреля Wilhelm Gustloff используют в качестве плавучего избирательного участка для немцев и австрийцев Великобритании, участвующих в плебисците о присоединении Австрии, о нём уже благосклонно писала все издания. Для участия в плебисците почти 2000 граждан обеих стран и большое количество корреспондентов отплывали в нейтральные воды вблизи побережья Великобритании. Лишь четверо из участников этого события воздержались от голосования «за». Западная, и даже британская коммунистическая пресса была в восторге от лайнера и достижений новой Германии.
Как флагман круизного флота Wilhelm Gustloff провел в море всего полтора года и выполнил за это время 50 круизов в рамках программы «Сила через радость». На его борту побывали около 65 000 отдыхающих. Обычно, в теплый сезон года лайнер предлагал путешествия по Северному морю, вдоль побережья Германии, по норвежским фьордам. Зимой, лайнер ходил в круизы по Средиземному морю, побережью Италии, Испании и Португалии. Для многих, несмотря на такие незначительные неудобства, как запрет на выход на берег в странах, которые не поддерживали нацистский режим, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода нацистского господства в Германии. Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны новому режиму за предоставление возможностей отдыха, не сравнимого, с возможностями населения в других странах Европы.
Помимо круизной деятельности, Wilhelm Gustloff, оставаясь судном в государственной собственности, привлекался к различным мероприятиям, проводимые правительством Германии. Так 20 мая 1939 года Wilhelm Gustloff впервые перевозил войска - немецких добровольцев легиона «Кондор», принимавшего участие в гражданской войне вИспании на стороне Франко. Прибытие судна в Гамбург с «героями войны» на борту вызвало большой резонанс по всей Германии, и в порту устроили исключительную по размаху и пышности встречу
Последний круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года. Неожиданно во время этого запланированного рейса в середине Северного моря капитан получил зашифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов окончилось - менее чем через неделю Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война.
Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии лайнера 30 января 1945 года, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, - последнего спасённого пассажира с судна. Младенца усыновил один из матросов, спасавших людей.Младенец выжил и вырос.
Красивая сказка Густлоффа закончилась тремя торпедами в левый борт.В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1200 до 2500 человек из немногим меньше 11 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9985 жизней.
Любой желающий без труда может найти в Сети описание жутких сцен гибели лайнера и тысяч плававших вверх ножками мертвых малышей. Жилеты для взрослых непросто одеть на маленького, чтобы его не перевернуло в воде.Хотя в любом случае, дети погибли бы от переохлаждения за 5-7 минут, а так они сразу захлебнулись. Самое интересное, что никто из спасшихся не обвиняет Маринеско. Они на удивление спокойно говорят, что судно с зенитными орудиями и тысячью военных на борту было вполне законной военной добычей.Блее того спасшиеся говорят, что во всем виноват Гитлер... А Маринско тут не при чем, он все го лишь пускал торпеды, как в тире. Идиот капитан не выключил свет на корабле и темноте зимней ночи лайнер сиял, как рождественская елка! Промахнуться было трудно. Понятно, что всякие обвинения в адрес Маринеско бессмысленны.
Шла война! А в такое время гибель мирных людей совершенно естественна! Это лишний раз просто напоминает о бесчеловечности войн. Гитлер получил «подарок» к юбилею его прихода во власть 30 января 1933 года. "Подарок" он получил 30 января 1945 года, это было 10 тысяч трупов в ледяной воде балтийского моря. Начало деятельности Гитлера получило достойное завершение на ее закате!Не исключено даже, что Маринеско имел приказ совершить атаку, именно с учетом значения даты для Гитлера! В СССР очень любили "даты"!
Советская система, много лет не признававшая за Маринеско его заслуги, что только подливало масла в огонь сомнений, в части оправданности потопления Густлоффа.Хотя, конечно, масштабы трагедии потрясают. Спустя почти 50 лет после атаки века Маринеско, ему, наконец, были возданы надлежащие почести.На Богословском кладбище СПб могила Маринеско весьма посещаемая!!!

В заставке два флагмана круизного флота Германии: Роберт Лей и Вильгельм Густлофф. Памятник Маринеско я не сумел вклинить. Надеюсь, история это мне простит.

Предыстория [ | ]

История названия [ | ]

Характеристики [ | ]

Спуск на воду лайнера «Вильгельм Густлофф» . Фото, 1937

С технологической точки зрения Wilhelm Gustloff не был исключительным судном. Лайнер был рассчитан на 1500 человек, имел десять палуб. Его двигатели были средней мощности, и он не был построен для быстрых путешествий, а скорее для медленных, комфортных круизов. И с точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер действительно был одним из лучших в мире. Одной из новейших технологий, применённых на нём, был принцип открытой палубы с каютами, которые имели на неё прямой выход и ясный обзор пейзажей. К их услугам были предоставлены шикарно украшенный бассейн, зимний сад , большие просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров. В отличие от других судов такого класса, Wilhelm Gustloff , в подтверждение «бесклассового характера» нацистского режима, имел каюты одинакового размера и одинакового отличного удобства для всех пассажиров.

Кроме сугубо технических нововведений и наилучших приспособлений для незабываемого путешествия, Wilhelm Gustloff , стоивший 25 млн рейхсмарок , являл собой своеобразный символ и средство пропаганды властей Третьего рейха. По словам Роберта Лея , возглавлявшего Германский трудовой фронт , лайнеры, подобные этому, могли «…предоставить возможность, по воле фюрера, слесарям Баварии, почтальонам Кёльна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в году осуществить доступное по цене морское путешествие на Мадейру , по побережью Средиземного моря , к берегам Норвегии и Африки . »

Для граждан Германии путешествие на лайнере Wilhelm Gustloff должно было быть не только незабываемым, но и доступным по цене, невзирая на социальное положение. Например, пятидневный круиз по побережью Италии стоил лишь 150 рейхсмарок, тогда как средний месячный заработок рядового немца равнялся 150-250 рейхсмаркам (для сравнения - стоимость билета на этом лайнере составляла лишь третью часть от стоимости в Европе подобных круизов, где их могли себе позволить только представители зажиточных слоев населения и знати). Таким образом, Wilhelm Gustloff своими удобствами, уровнем комфорта и доступностью не только закреплял расположение немецкого народа к нацистскому режиму, но и также должен был демонстрировать всему миру преимущества национал-социализма.

Флагман круизного флота [ | ]

После торжественного спуска судна на воду прошло 10 месяцев, прежде чем Wilhelm Gustloff прошёл ходовые испытания в мае 1938 года . За это время была закончена отделка и обустройство интерьера лайнера. В качестве благодарности строителей судна взяли на двухдневный круиз по Северному морю , который квалифицировался как испытательный. Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года , и почти две трети его пассажиров были гражданами Австрии , которую Гитлер намеревался вскоре присоединить к Германии. Незабываемое путешествие имело целью ошеломить уровнем сервиса и удобств австрийцев - участников круиза - и убедить других в преимуществах союза с Германией. Круиз стал настоящим триумфом, свидетельством достижений новой власти Германии. Мировая пресса восторженно описывала впечатления участников круиза и невиданную роскошь на борту лайнера. Даже сам Гитлер прибыл на лайнер, символизировавший все лучшие достижения страны под его руководством. Когда же ажиотаж вокруг этого символа гитлеровского режима несколько стих, лайнер начал выполнять задание, ради которого был построен, - предоставлять доступные, комфортабельные круизы рабочим Германии.

Средство пропаганды [ | ]

Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф» . Фото, ок. 1938

Хотя Wilhelm Gustloff предлагал действительно незабываемые и дешёвые путешествия и круизы, в истории он также остался как яркое средство пропаганды нацистского режима. Первый удачный, хоть и не запланированный, случай произошёл во время спасения моряков английского судна «Пегуэй», терпевшего бедствие 2 апреля 1938 года в Северном море. Отвага и решительность капитана, который оставил процессию из трех судов, чтобы спасти англичан, была отмечена не только мировой прессой, но и английским правительством - капитан был награждён, а на судне позже установили памятную доску. Благодаря этому случаю, когда 10 апреля Wilhelm Gustloff используют в качестве плавучего избирательного участка для немцев и австрийцев Великобритании, участвующих в плебисците о присоединении Австрии , о нём уже благосклонно писала не только британская, но и мировая пресса. Для участия в плебисците почти 2000 граждан обеих стран и большое количество корреспондентов отплывали в нейтральные воды вблизи побережья Великобритании. Лишь четверо из участников этого события воздержались. Западная, и даже британская коммунистическая пресса была в восторге от лайнера и достижений Германии. Задействование такого совершенного судна в плебисците символизировало то новое, что нацистский режим внедрял в Германии .

Круизы и перевозка войск [ | ]

Как флагман круизного флота Wilhelm Gustloff провел в море всего полтора года и выполнил 50 круизов в рамках программы «Сила через радость » (КДФ). На его борту побывали около 65 000 отдыхающих. Обычно в теплый сезон лайнер предлагал путешествия по Северному морю, побережью Германии, норвежским фьордам . Зимой лайнер ходил в круизы по Средиземному морю, побережью Италии, Испании и Португалии . Для многих, несмотря на такие незначительные неудобства, как запрет на выход на берег в странах, которые не поддерживали нацистский режим, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода нацистского господства в Германии. Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны новому режиму за предоставление возможностей отдыха, не сравнимого с другими странами Европы.

Помимо круизной деятельности, Wilhelm Gustloff оставался судном в государственной собственности и вовлекался в различные мероприятия, проводимые правительством Германии. Так 20 мая 1939 года Wilhelm Gustloff впервые перевозил войска - немецких добровольцев легиона «Кондор» , принимавшего участие в гражданской войне в Испании на стороне Франко . Прибытие судна в Гамбург с «героями войны» на борту вызвало большой резонанс по всей Германии, и в порту устроили специальную церемонию встречи с участием лидеров государства.

Военная служба [ | ]

Последний круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года . Неожиданно во время запланированного рейса в середине Северного моря капитан получил зашифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов окончилось - менее чем через неделю Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война .

Военный госпиталь [ | ]

Плавучий госпиталь, июль 1940

С распространением войны на бо́льшую часть Европы Wilhelm Gustloff сначала принимал раненых во время норвежской кампании летом 1940 года (на илл. ), а затем готовился к транспортировке войск в случае вторжения в Великобританию . Однако вторжение не состоялось и судно отправили в Данциг , где долечивались последние 414 раненых, а корабль ожидал направления на последующую службу. Однако служба судна как военного госпиталя закончилась - по решению руководства ВМФ его приписали к школе подводников в Готенхафене . Лайнер опять перекрасили в серый камуфляжный цвет, и он потерял защиту Гаагской конвенции, которую имел раньше.

Плавучая казарма [ | ]

Корабль служил плавучей казармой для школы подводников кригсмарине почти четыре года, большую часть этого времени, находясь вдалеке от линии фронта. С приближением конца войны ситуация начала изменяться не в пользу Германии - множество городов страдали от налётов союзной авиации . 9 октября 1943 года Готенхафен был подвергнут бомбардировке, в результате которой было потоплено другое судно прежнего KDF, а сам Wilhelm Gustloff получил повреждения [ ] .

Эвакуация населения [ | ]

По современным оценкам на борту должно было находиться 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision), 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей . Когда в 12:30 Wilhelm Gustloff в сопровождении двух кораблей охранения наконец отошёл, на капитанском мостике возникли споры между четырьмя старшими офицерами. Кроме командующего судном капитана Фридриха Петерсена (нем. ), призванного из отставки, на борту находились командир 2-го учебного дивизиона подводников и два капитана торгового флота , и между ними не было согласия относительно того, каким фарватером вести судно и какие меры предосторожности принимать относительно подводных лодок и авиации противника. Был выбран внешний фарватер (немецкое обозначение Zwangsweg 58). Вопреки рекомендациям идти зигзагом, чтобы осложнить атаку подводных лодок, было решено идти прямым курсом со скоростью в 12 узлов, поскольку коридор в минных полях не был достаточно широким и капитаны надеялись таким образом быстрее выбраться в безопасные воды; кроме того, корабль испытывал недостаток топлива. Лайнер не мог развить полную скорость из-за полученных при бомбардировках повреждений. К тому же, торпедолов TF-19 вернулся в порт, получив повреждение корпуса при столкновении с рифом, и в охранении остался только один миноносец Löwe . В 18:00 поступило сообщение о конвое тральщиков, который якобы шёл навстречу, и, когда уже стемнело, было приказано включить ходовые огни, чтобы предотвратить столкновение. В действительности же никаких тральщиков не было, и обстоятельства появления этой радиограммы так и остались невыясненными до сих пор . По другим данным, группа тральщиков вела траление навстречу конвою и появилась позднее данного в оповещении времени .

Потопление [ | ]

В 21:16 первая торпеда попала в носовую часть судна, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение, двигатели заглохли, но освещение продолжало работать за счет аварийного дизель-генератора. Первой мыслью пассажиров было, что они наскочили на мину, но капитан Петерсон понял, что это была субмарина, и его первыми словами было: Das war’s (Вот и всё). Те пассажиры, которые не погибли от трёх взрывов и не утонули в каютах нижних палуб, в панике бросились к спасательным шлюпкам. В этот момент оказалось, что приказав закрыть, согласно инструкции, водонепроницаемые переборки в нижних палубах, капитан заблокировал часть команды, которая должна была заняться спуском шлюпок и эвакуацией пассажиров. В панике и давке погибло не только много детей и женщин, но также многие из тех, кто выбрался на верхнюю палубу. Они не могли спустить спасательные шлюпки, потому что не умели этого делать, к тому же многие шлюпбалки обледенели, а судно уже получило сильный крен. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы сорвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, уже полную людей. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул .

Спасение уцелевших [ | ]

Миноносец Löwe (бывший корабль голландского ВМФ) первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была −18 °C, оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды. На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя - крейсера «Адмирал Хиппер », который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1500 беженцев. Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, - на «Льве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек. Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, - последнего спасённого пассажира с судна Wilhelm Gustloff госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками - красным крестом , не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. Также на их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства .

Wilhelm Gustloff был военным кораблём, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь с того момента, как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, можно считать что Wilhelm Gustloff являлся законной военной целью советских подводников ввиду следующих фактов:

  1. Wilhelm Gustloff выполнял операции в зоне боевых действий и не являлся гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
  2. Wilhelm Gustloff осуществлял переброску военнослужащих действующей армии;
  3. Wilhelm Gustloff являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;
  4. Wilhelm Gustloff шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец Löwe );

Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения », потопленный в 1941 году в Чёрном море , вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, и «Армения», как и Wilhelm Gustloff , нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью) .

Реакция на трагедию [ | ]

В Германии реакция на потопление Wilhelm Gustloff на момент трагедии была довольно сдержанной. Немцы не разглашали масштабы потерь, чтобы не ухудшать моральное состояние населения ещё сильнее. Кроме того в тот момент немцы несли тяжёлые потери и в других местах. Однако по окончании войны в сознании многих немцев одновременная гибель стольких мирных людей и особенно тысяч детей на борту Wilhelm Gustloff осталась раной, которую не заживило даже время. [ ] Из четырёх капитанов, которые спаслись после гибели корабля, самый молодой - Колер вскоре после войны совершил самоубийство.

По результатам похода Маринеско Александр Иванович был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза , однако вышестоящее командование в этом отказало, заменив его награждением орденом Красного Знамени . Мотивом отказа стал допущенный им ряд дисциплинарных нарушений. В конце 1945 года, в законодательно провозгласило это место братской могилой и запретило посещение остатков частными лицами. Исключение было сделано для исследователей, наиболее известным среди которых является, который в ]

«Вильгельм Густлофф» (нем. Wilhelm Gustloff) — германский пассажирский лайнер, принадлежавший немецкой организации «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude — KdF), с 1940 плавающий госпиталь. Назван в честь убитого еврейским террористом партийного лидера Вильгельма Густлоффа.

Спущен на воду 5 мая 1937 года. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета и общежития Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — только по официальным данным, в ней погибло 5 348 человек, а по оценкам ряда историков реальные потери могли составлять от восьми до девяти с лишним тысяч жертв.

Подводная лода тип "С"

Предыстория

После прихода к власти в 1933 г. Национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером, одним из её направлений деятельности стало создание широкой сети социального обеспечения и услуг для населения Германии. Уже в середине 30-х годов рядовой немецкий рабочий по уровню услуг и льгот, которые ему полагались, выгодно отличался от рабочих в капиталистических странах Европы. Для организации досуга рабочего класса были созданы такие организации, как «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude — KDF), которая входила в Немецкий трудовой фронт (DAF). Главной целью этой организации было создание системы отдыха и путешествий для немецких рабочих. Для воплощения этой цели, кроме прочего, была построена целая флотилия пассажирских судов для предоставления дешёвых и доступных путешествий и круизов. Флагманом этого флота должен был стать новый комфортабельный лайнер, который авторы проекта планировали назвать именем немецкого фюрера — «Адольф Гитлер».

Убийство Вильгельма Густлоффа

4 февраля 1936 года в Давосе еврейским террористом Давидом Франкфуртером был убит швейцарский руководитель НСДАП Вильгельм Густлофф. История его гибели приобрела широкую огласку, особенно в Германии. Убийство лидера национал-социалистов Швейцарии, стало наглядным подтверждением того факта, что мировое организованное еврейство объявило открытую войну против немецкому народа, вышедшему из под его контроля. Вильгельм Густлофф был похоронен с государственными почестями, в его честь по всей Германии прошли многочисленные митинги, его именем были названы самые разнообразные объекты в Германии.

В связи с этим, когда в 1937 году круизный лайнер, заказанный на верфи «Блом & Фосс», уже был готов для спуска на воду, немецкое руководство решило увековечить его имя в названии корабля.

На торжественный спуск на воду 5 мая 1937 года, кроме государственных деятелей страны, также прибыла и вдова Густлоффа, которая на церемонии по традиции разбила бутылку шампанского о борт лайнера.

Характеристики

С технологической точки зрения «Вильгельм Густлофф» не был исключительным кораблем. он был построен для комфортных круизов. Однако с точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер действительно был одним из лучших в мире. В отличие от других судов такого класса, «Густлофф», в подтверждение «бесклассового характера» национал-социалистического строя, имел каюты одинакового размера и одинакового отличного удобства для всех пассажиров. Лайнер имел десять палуб. Одной из новейших технологий, применённых на нём, был принцип открытой палубы с каютами, которые имели на неё прямой выход и ясный обзор пейзажей. Лайнер был рассчитан на 1 500 человек. К их услугам были предоставлены шикарно украшенный бассейн, зимний сад, большие просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров.

Кроме сугубо технических нововведений и наилучших приспособлений для незабываемого путешествия, «Вильгельм Густлофф», являл собой своеобразный морской символ Третьего рейха, как первого в истории национально-социалистического государства. По словам Роберта Лея, возглавлявшего Немецкий трудовой фронт, лайнеры, подобные этому, могли: предоставить возможность, слесарям Баварии, почтальонам Кёльна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в году осуществить доступное по цене морское путешествие на Мадейру, по побережью Средиземного моря, к берегам Норвегии и Африки

Для граждан Германии путешествие на «Густлоффе» должно было быть не только незабываемым, но и доступным по цене, невзирая на социальное положение. Например, пятидневный круиз по побережью Италии стоил лишь 150 рейхсмарок, тогда как средний месячный заработок рядового немца равнялся 150—250 рейхсмаркам. Для сравнения, стоимость билета на этом лайнере составляла лишь третью часть от стоимости подобных круизов в Европе, где их могли себе позволить только представители зажиточных слоев населения и знати. Таким образом, «Вильгельм Густлофф» своими удобствами, уровнем комфорта и доступностью не только олицетворял успехи и достижения нового, по настоящему народного государственного строя, но и также наглядно демонстрировал всему миру преимущества национал-социализма.

Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф»
Флагман круизного флота

Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года, и почти две трети его пассажиров были гражданами Австрии, народ которой считал себя частью Германии. Круиз стал настоящим триумфом, свидетельством достижений новой власти Германии. Мировая пресса восторженно описывала впечатления участников круиза и великолепный сервис на борту лайнера. Даже сам рейхсканцлер Германии прибыл на лайнер, символизировавший все лучшие достижения страны под его руководством. После этого события, лайнер начал выполнять задание, ради которого был построен, — предоставлять доступные, комфортабельные круизы рабочим Германии.

Спуск на воду. «Вильгельм Густлоф».

«Вильгельм Густлофф», по ходу свой пассажирской круизной деятельности, оказался к тому же и спасаиельным судном. Первый удачный, хоть и не запланированный, случай произошёл во время спасения моряков английского судна «Пегуэй», терпевшего бедствие 2 апреля 1938 года в Северном море. Отвага и решительность капитана, который оставил процессию из трех судов, чтобы спасти англичан, была отмечена не только мировой прессой, но и английским правительством — капитан был награждён, а на судне позже установили памятную доску. Благодаря этому случаю, когда 10 апреля «Густлоффа» используют в качестве плавучего избирательного участка для немцев и австрийцев Великобритании, участвующих в плебисците о присоединении Австрии, о нём уже благосклонно писала не только британская, но и мировая пресса. Для участия в плебисците почти 2 000 граждан обеих стран и большое количество корреспондентов отплывали в нейтральные воды вблизи побережья Великобритании. Лишь четверо из участников этого события воздержались. Западная, и даже британская коммунистическая пресса была в восторге от лайнера и достижений Германии. Задействование такого совершенного судна в плебисците символизировало то новое, что повсеместно было тогда в Германии.

Как флагман круизного флота «Вильгельм Густлофф» провел в море всего полтора года и осуществил 50 круизов в рамках программы «Сила через радость». На его борту побывали около 65 000 отдыхающих. Обычно в теплый сезон лайнер предлагал путешествия по Северному морю, побережью Германии, норвежским фьордам. Зимой лайнер ходил в круизы по Средиземному морю, побережью Италии, Испании и Португалии. Для многих, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода национального социализма в Германии. Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны руководству страны за предоставление возможностей отдыха, не сравнимого с другими странами Европы.

Помимо круизной деятельности, «Вильгельм Густлофф» оставался судном в государственной собственности и вовлекался в различные мероприятия, проводимые правительством Германии. Так 20 мая 1939 году «Вильгельм Густлофф» впервые перевозил войска — немецких добровольцев легиона «Кондор», принимавшего участие в гражданской войне в Испании. Прибытие судна в Гамбург с немецкими добровольцами на борту вызвало большой резонанс по всей Германии, и в порту устроили специальную церемонию встречи с участием лидеров государства.

Военная служба

Последний круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года. Неожиданно во время запланированного рейса в середине Северного моря капитан получил зашифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов окончилось — менее чем через неделю началась Вторая мировая война.

Военный госпиталь

С началом войны почти все суда KDF оказались на военной службе. «Вильгельм Густлофф» был переоборудован в госпитальное судно (нем. Lazarettschiff) и приписан к ВМС Германии. Лайнер был перекрашен в белый цвет и обозначен красными крестами, что должно было защитить его от нападения согласно Гаагской конвенции. Первые пациенты начали прибывать на борт уже в октябре 1939 года. Примечательный факт - большинством из первых пациентов были раненые пленные поляки. Со временем, когда немецкие потери стали ощутимыми, судно отправили в порт Готенгафен (Гдыню), где оно взяло на борт ещё больше раненых, а также немцев (фольксдойче), эвакуированных из Восточной Пруссии.

Служба судна как военного госпиталя закончилась — по решению руководства ВМС его приписали к школе подводников в Готенхафене. Лайнер опять перекрасили в серый камуфляжный цвет, и он потерял защиту Гаагской конвенции, которую имел раньше.

Превратившись в плавучую казарму для школы подводников, «Вильгельм Густлофф» провёл в таком качестве бо́льшую часть своей короткой жизни — почти четыре года. С приближением конца войны ситуация начала изменяться не в пользу Германии — множество городов страдали от налетов союзной авиации. 9 октября 1943 года Готенхафен был подвергнут бомбардировке, в результате которой было потоплено другое судно прежнего KDF, а сам «Вильгельм Густлофф» получил повреждения.

Эвакуация населения

Во второй половине 1944 года фронт подошёл совсем близко к Восточной Пруссии. Коммунистическая военная пропаганда всячески раздувало антинемецкий психоз и призывыла своих солдат к справедливой мести немецким "фашистам".

В октябре 1944 года первые отряды Красной Армии уже были на территории Восточной Пруссии. Первым немецким городом, захваченным коммунистами, был Неммерсдорф (ныне село Маяковское Калининградской области). Через несколько дней его удалось на некоторое время отбить, но представшая картина массовых убийств и изнасилований, повергла всю Германию и Европу в шок. Эти жуткие зверства коммунистов вызвали обратную реакцию — количество добровольцев в ополчение Фольксштурм (Нарлдные дружины) увеличилось, однако с приближением фронта, и миллионы людей оказались беженцами.

Плакат: "За свободу и жизнь".

На начало 1945 года уже значительное количество людей в панике спасались бегством. Многие из них следовали к портам на побережье Балтийского моря. Для эвакуации огромного количества беженцев по инициативе немецкого адмирала Карла Дёница была осуществлена специальная операция «Ганнибал», которая вошла в историю как крупнейшая в истории эвакуация населения морем. Во время этой операции почти 2 миллиона человек мирного населения были эвакуированы в Германию — на больших судах, как «Вильгельм Густлофф», а также на сухогрузах и буксирах.

В те дни коммунисты стремительно продвигалась на Запад, в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немецких беженцев двигались к портовому городу Гдыне — Готенхафену. 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: "Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти". Операция "Ганнибал" стала крупнейшей эвакуацией населения в истории мореплавания: свыше двух миллионов человек были переправлены на запад.

гросс-адмирал Карл Дениц

Готенхафен стал для многих беженцев последней надеждой — здесь стояли не только большие военные корабли, но и крупные лайнеры, каждый из которых мог взять на борт тысячи беженцев. Одним из них и был "Вильгельм Густлоф".

Развитие событий

Таким образом, в рамках операции «Ганнибал» 22 января 1945 года «Вильгельм Густлофф» начал принимать на борт беженцев. Когда в порту собрались десятки тысяч людей и ситуация осложнилась, начали впускать всех, предоставляя преимущество женщинам и детям. Поскольку запроектированное количество мест были всего 1 500, беженцев начали размещать на палубах, в переходах. Женщин-военнослужащих разместили даже в пустом бассейне. На последних этапах эвакуации паника усилилась настолько, что некоторые женщины в порту в отчаянии начали отдавать своих детей тем, кому удалось подняться на борт, в надежде хотя бы таким образом их спасти. Под конец, 30 января 1945 года, офицеры экипажа судна уже перестали считать беженцев, количество которых перевалило за 10 000.

По современным оценкам на борту должно было находиться 10582 человека: 918 курсантов, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. Когда в 12:30 «Вильгельм Густлофф» в сопровождении двух кораблей охранения наконец отошёл.

Вопреки рекомендациям идти зигзагом, чтобы осложнить атаку подводных лодок, было решено идти прямым курсом со скоростью в 12 узлов, поскольку коридор в минных полях не был достаточно широким и капитаны надеялись таким образом быстрее выбраться в безопасные воды; кроме того, корабль испытывал недостаток топлива. Лайнер не мог развить полную скорость из-за полученных при бомбардировках повреждений. К тому же торпедолов TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, и в охранении остался только один миноносец «Лев» (Löwe). В 18:00 поступило сообщение о конвое тральщиков, который якобы шёл навстречу, и, когда уже стемнело, было приказано включить ходовые огни, чтобы предотвратить столкновение. В действительности же никаких тральщиков не было, и обстоятельства появления этой радиограммы так и остались невыясненными до сих пор.

Потопление

Когда командир советской подводной лодки С-13 Маринеско увидел ярко освещённый, вопреки всем нормам военной практики, «Вильгельм Густлофф», то в течение двух часов следовал за ним в надводном положении, выбирая позицию для атаки. Даже здесь судьба подвела «Густлофф», поскольку обычно субмарины были неспособны догнать надводные корабли, но капитан Петерсон шёл медленнее проектной скорости, учитывая значительное переполнение пассажирами.

Около девяти часов С-13 зашла со стороны берега, где её менее всего могли ожидать, и с дистанции менее 1 000 м в 21:04 выпустила три торпеды.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Первой мыслью пассажиров было, что они наскочили на мину, но капитан Петерсон понял, что это была субмарина, и его первыми словами было: Das war’s (Вот и всё). Те пассажиры, которые не погибли от трёх взрывов и не утонули в каютах нижних палуб, в панике бросились к спасательным шлюпкам. В этот момент оказалось, что приказав закрыть, согласно инструкции, водонепроницаемые отсеки в нижних палубах, капитан нечаянно заблокировал часть команды, которая должна была заняться спуском шлюпок и эвакуацией пассажиров. Поэтому в панике и давке погибло не только много детей и женщин, но также многие из тех, кто выбрался на верхнюю палубу. Они не могли спустить спасательные шлюпки, потому что не умели этого делать, к тому же многие шлюпбалки обледенели, а судно уже получило сильный крен. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, уже полную людей. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул.

Еще через две недели, 10 февраля 1945 года, подводная лодка С-13 Маринеско потопила ещё один большой немецкий транспорт «Генерал Штойбен» с беженцами, в результате чего погибло еще около 3 700 человек.

немецкий транспорт «Генерал Штойбен»

Спасение уцелевших

Миноносец «Лев» первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была —18 °C, оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды. На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя — крейсера «Адмирал Хиппер», который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1 500 беженцев. Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, — на «Леве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек. Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, — последнего спасённого пассажира «Вильгельма Густлоффа».

Крейсер "Адмирал Хиппер"

В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1 200 до 2 500 человек из более чем 10 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9 343 жизни.

Советские транспорты во время войны с беженцами и ранеными на борту, также становились целями для вражеских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью).

теплоход «Армения», потопленный в 1941 году

Реакция на трагедию

В Германии реакция на потопление «Вильгельма Густлоффа» на момент трагедии была довольно сдержанной. Немцы не разглашали масштабы потерь, чтобы не ухудшать моральное состояние населения ещё сильнее. Кроме того в тот момент немцы несли тяжёлые потери и в других местах. Однако по окончании войны в сознании многих немцев одновременная гибель стольких мирных людей и особенно тысяч детей на борту «Вильгельма Густлоффа» осталось раной, которую не заживило даже время. Вместе с бомбардировкой Дрездена эта трагедия остаётся одним из наиболее страшных событий Второй мировой войны. Из четырёх капитанов, которые спаслись после гибели корабля, самый молодой, Колер, не выдержав чувства вины за трагедию «Вильгельма Густлоффа», вскоре после войны покончил жизнь самоубийством.

В советской историографии данное событие получило название «Атаки века». Маринеско посмертно получил звание Героя Советского Союза. Ему поставили памятники в Калининграде, в Кронштадте, в Петербурге и в Одессе. В советской военной историографии он считается подводником № 1.

«Вильгельм Густлофф» в литературе и кино

В 1959 году в ФРГ был снят художественный фильм «Ночь над Готенхафеном» (нем. Nacht fiel über Gotenhafen) о трагедии крушения корабля.

Большой резонанс получил роман «Траектория краба» (Im Krebsgang, 2002) немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Гюнтера Грасса. Повествование в книге ведётся от имени журналиста, жителя современной Германии, который появился на свет на борту «Густлоффа» в день крушения корабля. Катастрофа «Густлоффа» не отпускает героя Грасса, и события более чем полувековой давности приводят к новой трагедии. Книга крайне негативно описывает Маринеско.- подводника отправившего на дно 13 тысяч беженцев.

2-3 марта 2008 года показан новый телевизионный фильм немецкого канала ZDF под названием «Die Gustloff»

«Вильгельм Густлофф» был потоплен советской подводной лодкой С-13 под командованием Маринеско 30 января 1945 года.