Как это работает. Из жизни авиационных диспетчеров

      На диспетчерском пункте «Круг» осуществляется аэродромное диспетчерское обслуживание.

      На диспетчерском пункте «Круг» решаются следующие задачи обслуживания аэродромного движения и воздушного движения этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом:

      1. предотвращение столкновений между воздушными судами;

        ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;

        предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;

        уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.

      Настоящая технология разработана на основе Воздушного кодекса РФ, ФП «ИВП РФ», ФАП полетов в воздушном пространстве РФ, ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ», ФАП «ОрВД в РФ», ФАП «Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве РФ» с учетом местных условий и местных особенностей обслуживания воздушного движения, ИПП и АНП аэродромов Емельяново, Черемшанка, в развитии положений Руководства пользователя КСА УВД АЛЬФА и определяет перечень обязательных основных действий диспетчера ДПК при выполнении им служебных обязанностей в период дежурства.

      Диспетчер ДПК непосредственно подчиняется руководителю полетов АДЦ (РП АДЦ), старшему диспетчеру АДЦ.

      Диспетчеру ДПК в оперативном отношении подчиняются диспетчеры СДП и ПДСР.

      Диспетчер круга осуществляет ОВД в районе аэродромов в пределах установленных границ (рубежей) с использованием имеющихся средств РТОП и авиационной электросвязи, докладов ЭВС взаимодействуя с диспетчерами ДПП, СДП, ПДСР, ВСДП, МДП, (при выполнении совместных полетов с РП МЧС) и службами, обеспечивающими полеты.

      Функциональные обязанности диспетчера ДПК при осуществлении ОВД:

    осуществление ОВД и постоянного анализа воздушной и метеообстановки;

    осуществление радиообмена с экипажами воздушных судов;

    выявление конфликтных ситуаций и обеспечение соблюдения установленных интервалов эшелонирования между ВС;

    осуществление согласования и координации воздушного движения со смежными диспетчерскими пунктами;

    осуществляет ввод данных в КСА УВД «Альфа».

    контроль соответствия данных, содержащихся во входящих сообщениях данным, имеющимся в плановой подсистеме КСА УВД «Альфа»;

    осуществление обмена информацией со всеми заинтересованными органами в соответствии с Табелем сообщений и Табелем внутриаэропортовой информации.

      Постоянно действующие ограничения, предупреждения и указания.

      1. В районе аэродромов организованы полеты ВС всех типов по ППП, ПВП. Интервалы при заходах на аэродромы «Емельяново» и «Черемшанка» установлены как на одну ВПП (полосы считаются зависимыми). Высота полета по кругу (все полеты выполняются по давлению ВПП а/д Емельяново):

    ПВП – 200 м для ВПП а/д Емельяново;

    ПВП – 200 м. для ВПП а/дЧеремшанка;

    ППП – а/д Емельяново МК-108 – 600 м., МК-288 – 600 м. а/д Черемшанка МК-108 – 600 м., МК-288 – 500 м.

        В зоне ответственности диспетчера ДПК имеются зоны ограничений для полетов ВС:

    Зона UNR1163 – 560730с 0921706в, 560736с 0921800в, 560806с 0921754в, 560754с 0921706в, 560730с 0921706в. (КРУТОКАЧИНСКИЙ) Высота ограничений от земли до высоты AGL 800м.

    Зона UNR1174 – 555718с 0925218в, 555736с 0925554в, 555712с 0925430в, 555718с 0925218в. (ТОРГАШИНСКОЕ). Высота ограничений от земли до высоты AGL 750м.

    Зона UNR1175 – 555500с 0931024в, 555512с 0931054в, 555500с 0931106в, 555448с 0931042в, 555500с 0931024в.(БЕРЕЗОВСКОЕ) Высота ограничений от земли до высоты AGL 750м.

    Зона UNR1213- 555700с 0923700в, 554100с 0924500в, 554100с 0925700в, 554300с 0930400в, 554700с 0930400в, 555000с 0930100в, 555700с 0924600в, 555700с 0923700в. (Заповедник “Столбы”). Высота ограничений от земли до высоты AGL 500м.

    Зона UNR1178 - предназначена для проведения учений и боевых артиллерийских стрельб. Граница проходит по точкам с географическими координатами: 561800с 0924200в, 561800с 0924900в, 561900с 0925700в, 561700с 0925800в, 561400с 0925800в, 561400с 0925100в, 561300с 0924500в, 561500с 0924300в, 561800с 0924200в, (полигон ТАСКИНО). Высота ограничений от земли до FL 200 (6100м). Высота траектории полета снарядов и мин достигает 5000м. Проведение учений и стрельб возможно только при наличии непрерывной двухсторонней связи между РПА (диспетчером) и руководителем учений, стрельб, а также при отсутствии ВС в секторе 30-80гр. на удалении от 15км до 30км. и по согласованию с РЦ ЕС ОрВД.

        При получении сообщения о выпуске шарзонда диспетчер обязан проинформировать ЭВС:

    о времени выпуска;

    о предполагаемом смещении (согласно схемы);

        При поступлении с борта ВС сообщения о получении рекомендации бортовой системы предупреждения столкновений (ТКАС) по разрешению угрозы столкновения (RA) диспетчер ОВД не должен предпринимать попыток изменить траекторию полета ВС до тех пор, пока ЭВС не сообщит о разрешении конфликтной ситуации. Как только ВС прекращает соблюдать диспетчерское разрешение или указание в связи с выполнением им RA или пилот сообщает о RA, с диспетчера ОВД снимаются задачи за обеспечение эшелонирование между данным ВС и другими ВС, непосредственно затрагиваемыми маневрированием, начатым в соответствии с RA. На диспетчера ОВД вновь возлагается выполнение задач по обеспечению эшелонирования всех затрагиваемых ВС, когда:

    диспетчер подтверждает получение от ЭВС донесение о том, что его ВС вновь выполняет полет в соответствии с текущим диспетчерским разрешением, или

    диспетчер подтверждает подтверждение от ЭВС донесение о том, что его ВС возобновляет выполнение текущего диспетчерского разрешения, и выдает альтернативное диспетчерское разрешение, которое подтверждается ЭВС.

        При срабатывании наземной системы предупреждения опасных сближения (СПОС) диспетчер обязан:

    принять срочные меры по обеспечению безопасных интервалов между ВС,

    доложить и получить указания от РП АДЦ (ст. диспетчеру); Примечание: При срабатывании СПОС в режиме ПКС (потенциально конфликтная ситуация) диспетчер обязан проанализировать причину возникновения ПКС и принять необходимые действия по обеспечению безопасных интервалов, путем выдачи экипажу (экипажам) соответствующих указаний, усилить контроль за конфликтующими воздушными судами до прекращения срабатывания ПКС. При срабатывании СПОС в режиме КС (конфликтная ситуация) диспетчер обязан срочно принять меры по предотвращению конфликтной ситуации, с последующим докладом РП АДЦ

      Диспетчер круга в случае ухудшения своего самочувствия, должен сообщить об этом РП АДЦ (старшему диспетчеру АДЦ), который обязан обеспечить подмену.

Суточный рекорд взлетов и посадок в аэропорту Домодедово — 724 операции. Максимальная часовая интенсивность при работе с двух параллельных ВПП составляет 43 самолета. Все они контролируются авиадиспетчерами, работающими на Командно-Диспетчерском Пункте (КДП) или «вышке» (от английского слова “TOWER”) . Всего в московском аэропорту Домодедово работает 6 смен диспетчеров по 10 человек в каждой. Профессия авиадиспетчера занимает одно из первых мест по психоэмоциональной нагрузке на человеческий организм. Сегодня речь пойдет о людях, от чьих действий ежедневно зависит жизнь десятков тысяч пассажиров…

За все самолеты, находящиеся в небе над Москвой отвечает Московский Автоматизированный Диспетчерский Центр, находящийся рядом с аэропортом Внуково. Домодедовский центр по Обслуживанию Воздушного Движения является структурным подразделением филиала «Московский центр Автоматизированного Управления Воздушного Движением» (эту фразу специально записал дословно во время визита). Центр отвечает за обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в районе аэропорта Домодедово:

1.

В Домодедово 2 Взлетно-Посадочные Полосы (ВПП). За каждую из них отвечают свои диспетчеры. На вышке размещены рабочие места руководителя полетов, старшего диспетчера, диспетчеров Стартового Диспетчерского Пункта (СДП) и Вспомогательного Диспетчерского Пункта Подхода (ВДПП):

2.

В зону ответственности диспетчера старта (СДП) входит управление самолетами в воздушном пространстве, включающим в себя секторы набора высоты после взлета и заключительного этапа захода на посадку, а также взлетно-посадочная полоса и рулежные дорожки:

3.

Диспетчер СДП также управляет движением спецавтотранспорта, системой светосигнального оборудования на ВПП и рулежных дорожках, осуществляет все необходимые дополнительные операции:

4.

Я представлял себе диспетчера суровым мужиком, в больших наушниках, орущего что-то в микрофон и напряженно пялящегося в круглый кинескоп, по которому по кругу бегает зеленая полоска, как в старых советских фильмах. Оказалось все совсем не так. Наушниками не пользуются, кинескопы не круглые и не зеленые, да и диспетчерами работают не только мужики, но и очень обаятельные девушки:

5.

У диспетчера на экране монитора отмечены все самолеты, находящиеся недалеко от аэропорта. Он видит, набирают они высоту или снижаются, на какой высоте находятся и с какой скоростью летят:

6.

7.

8.

С вышки отлично видно всю территорию аэропорта. Здесь установлено современное оборудование, включающее в себя автоматизированную систему отображения информации. Система обзора летного поля обеспечивает контроль за движением любых средств по аэродрому.

Если у диспетчера что-либо вызывает подозрение, то он может воспользоваться биноклем:

9.

Если полоса занята, то диспетчер СДП включает специальное табло занятости ВПП со звуковым сигналом:

10.

Кроме этого, на вышке находятся диспетчер АТИС (служба автоматической передачи информации в районе аэродрома) -слева на фотографии, руководитель полетов (начальник смены), старший диспетчер и диспетчеры подмены (справа на фотографии):

11.

Каждому диспетчеру полагается 20-минутный отдых каждые 2 часа. В это время его заменяет диспетчер подмены:

12.

За действиями диспетчеров следит старший диспетчер. Он постоянно переходит от одного диспетчера к другому и контролирует их действия (на фотографии стоит слева):

13.

Также на вышке присутствует руководитель полетов (слева на фотографии). Он отвечает за организацию работы персонала смены:

14.

Минимальное время между посадками самолетов 2 минуты, а между взлетами от 1 до 3 минут в зависимости от классификации ВС. Атмосфера на вышке спокойная и тихая. Когда диспетчер ведет радиообмен с экипажами ВС, то все замолкают, либо говорят в полголоса:

15.

16.

17.

Чтобы попасть на вышку, диспетчер должен пройти через дверь с иллюминатором:

18.

Здесь нужно приложить к замку специальную карточку и подтвердить отпечатки пальцев:

19.

На вышку диспетчер попадает по винтовой лестнице:

20.

Вышка примечательна и своим балконом. Отсюда открывается отличный вид на аэропорт:

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Глобус Домодедово:

30.

Ну и вид на дорогу, ведущую к Домодедово:

31.

Специалистов авиации, которые контролируют и обслуживают воздушное движение самолетов, вертолетов и других воздушных судов, называют авиадиспетчерами. Место их работы – аэропорты и военные аэродромы. Основная задача представителей этой профессии – обеспечить безопасное, регулярное и упорядоченное движение воздушного транспорта. Для выполнения таковой необходимо знать:

  • воздушную навигацию (наука, изучающая методы и средства управления воздушным транспортом);
  • авиационную метеорологию (атмосферные процессы, их влияние на авиационную деятельность);
  • правила и инструкции эшелонирования (рассредоточение воздушных судов на определенное расстояние, чтобы не произошло столкновение между ними).

Работа авиадиспетчера организована таким образом, что он может управлять всеми этапами движения самолета или другого воздушного средства, начиная от взлета и заканчивая посадкой. При этом воздушное пространство разбито на определенные зоны, закрепленные за отдельным специалистом-диспетчером, который производит руководство полетом конкретно в рамках своего участка. Поэтому авиадиспетчеры имеют разное направление специализации:

  1. Аэродромного диспетчерского пункта – здесь расписывают план полетов на сутки, согласовываясь с другими службами аэропорта, контролируют обстановку в воздухе во время полетов, осуществляется постоянная связь с экипажами машин.
  2. «Руления» – осуществляет проверку движения транспортных средств по территории аэродрома, разрешает или запрещает буксировку, запуск двигателя машины, руление.
  3. «Старта и посадки» – занимаются руководством взлета и посадки самолетов.
  4. «Круга» – производит контроль движения машин в зоне взлета радиусом 50 км от аэродрома.
  5. «Подхода» – руководит полетом на высоте 2100-5700 м, разрешает посадку в порядке очереди, определяя временные интервалы.
  6. Районного центра – контролирует движение самолетов на высоте 2100-17000 м.
  7. Пункта местных воздушных линий – работает в районе местного аэродрома на высоте 1500 м и ниже.
  8. Местного диспетчерского пункта – занимает площадь административного региона вдали от крупных аэропортов, руководство полетами на высоте до 1500 м.

Контроль и руководство движения самолетов и других воздушных средств производится методом отслеживания обстановки в воздухе при помощи специального монитора. При этом обязательно учитываются метеорологические условия, графики движения самолетов и т. д.

Авиадиспетчеры не имеют права на ошибку, так как от их наблюдательности и реакции зависят жизни других людей. Поэтому организация их работы направлена на то, чтобы не допустить возникновения ошибок в управлении полетом.

Диспетчерская служба работает и днем, и ночью – 24 часа в сутки. Из-за этого, чтобы избежать нервного и психологического напряжения, авиадиспетчеры выходят исполнять свои трудовые обязанности посменно.

Профессиональные навыки авиадиспетчера

Работодатели, беря на должность авиадиспетчера человека, учитывают такие качества его, как личности:

  • устойчивость к эмоциональным и психологическим стрессам;
  • способность распределять внимание;
  • внимательность и ответственность;
  • находчивость и самообладание;
  • инициативность и организаторские способности;
  • аналитический склад ума;
  • развитая зрительно-моторная координация движений.

При этом авиадиспетчер должен знать:

  • устройство и принципы работы диспетчерского оборудования;
  • строение авиационных машин, чтобы дать совет по быстрому устранению каких-либо проблем в течение полета;
  • английский язык (или другой иностранный, в зависимости от места работы);
  • профессиональные термины.

Кроме всего перечисленного, желательно иметь один из дипломов о высшем образовании по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», «Управление движением воздушного транспорта».

«Плюсы» работы авиадиспетчером:

  • работа не связана с физическими нагрузками (могут работать женщины разных возрастов);
  • комфортные условия труда (в помещении, сидя);
  • право на досрочную пенсию (мужчины – с 50 лет (стаж работы не менее двенадцати с половиной лет), женщины – с 45 лет (со стажем от десяти лет)).

Зарплата российского авиадиспетчера в 2019 году

Средняя зарплата авиадиспетчера в месяц составляет около 120 тысяч рублей. Такие сведения предоставлены на сайте http://ru.zarplat.info/авиадиспетчер. Уже сегодня есть информация о повышении зарплаты авиадиспетчерам на 30% в 2018 году.

Здесь же можно просмотреть вакансии в таких фирмах Российской Федерации: «Стрела» – 90 000 руб./мес., АЦ 1-й класс – 72 000 руб./мес., Аэронавигация Северо-Запада – 65 000 руб./мес., «Авангард» Сосновый Бор – 250 000 руб./мес.

Как стать авиадиспетчером

В России насчитывается не так уж много ВУЗов, где можно получить профессию «авиадиспетчер». Это МГТУ гражданской авиации (г. Москва), Государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург), Высшее авиационное училище (г. Ульяновск), Высший военный институт им. В.М. Комарова (г. Ейск). Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имеет свои филиалы в Хабаровске и АТК ГА, отучившись в которых можно получить среднее профессиональное образование.

Каждые три года авиадиспетчеры проходят специальные курсы по повышению квалификации, после которых подтверждают свое действующее свидетельство и дееспособность согласно требованиям.

Эксперты напоминают

Авиадиспетчер – это одна из наиболее ответственных специальностей, которая связана не только с авиационной техникой, но и с человеческими жизнями.

Авиадиспетчер - авиационный специалист, осуществляющий управление воздушным движением. Наземный регулировщик движения воздушных судов.

Главной функцией авиадиспетчера является обеспечение безопасного, регулярного и упорядоченного движения самолётов, вертолётов и других воздушных судов (далее ВС). Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания воздушной навигации, авиационной метеорологии, а также строго установленные правила и инструкции, регламентирующие детальным образом все аспекты его деятельности. Например, для обеспечения безопасного расхождения ВС в воздухе авиадиспетчер применяет правила вертикального, бокового и продольного эшелонирования (рассредоточение воздушных судов на безопасные расстояния в горизонтальной и вертикальной плоскостях).

Основная задача авиадиспетчера - непрерывный контроль за воздушной обстановкой и управление воздушным движением в пределах зоны его ответственности. Для выполнения этой задачи авиадиспетчер использует радиотехнические средства, средства радиосвязи с экипажами воздушных судов, а также электросвязи со смежными секторами и другими специалистами. Рабочее место авиадиспетчера оборудуется мониторами отображения воздушной обстановки, метеообстановки, различными сигнальными табло, справочной информацией, средствами связи и др.

Контроль за движением ВС осуществляется от момента покидания им стоянки перед взлётом на аэродроме вылета до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Для обеспечения эффективного контроля за движением ВС аэродромы и воздушное пространство делятся на районы ответственности диспетчерских пунктов. По типу выполняемых технологических задач их можно классифицировать на диспетчерские пункты «Руления», «Старта и посадки», «Круга», «Подхода», «Районного Центра», диспетчерские пункты «Местных Воздушных Линий», «Аэродромные Диспетчерские Пункты».

Диспетчер «Аэродромного Диспетчерского Пункта» (АДП) контролирует готовность экипажа ВС к выполнению полёта, доводит до него необходимую информацию, составляет суточный план полётов, фиксирует начало и окончание выполнения полёта, согласовывает выполнение плана полётов с другими службами (например, с АДП другого аэропорта). Диспетчер АДП не осуществляет контроль за фактической воздушной обстановкой.

Диспетчер «Руления» (ДПР) контролирует движение ВС по территории аэродрома, выдаёт разрешения на буксировку, запуск двигателей, руление.

Диспетчер «Старта и посадки» (СДП, ПДП) контролирует движение на взлётно - посадочной полосе и предпосадочной прямой, руководит взлетающими и заходящими на посадку ВС, выдаёт разрешения на взлёт, посадку.

Диспетчер «Круга» (ДПК) руководит движением ВС в области воздушного пространства от 2 км и ниже и в радиусе 50 км от аэродрома. Выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим ВС и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим.

Диспетчер «Подхода» (ДПП) руководит движением ВС в области воздушного пространства, ограниченной высотами 2, 6 км и удалением от аэродрома 90-120 км; решает задачи по определению очерёдности захода на посадку, построения необходимых интервалов эшелонирования.

Диспетчер «Районного Центра» (РЦ) контролирует полёт ВС на высотах от 1,5 до 17 км и в пределах установленных границ в горизонтальной плоскости.

Диспетчер пункта «Местных Воздушных Линий» (КДП МВЛ) руководит полётом ВС от высоты 1,5 км и ниже в районе аэродрома МВЛ.

Диспетчер «Местного Диспетчерского Пункта» (МДП) руководит полётом ВС от высоты 1,5 км и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно соизмеримого по площади с административным регионом России или его значительной частью) в горизонтальной плоскости. Множество авиационных работ, вдали от крупных аэропортов, осуществляются под управлением диспетчеров МДП.

В условиях интенсивного воздушного движения под руководством одного Авиадиспетчера может находиться одновременно 10-20 ВС.

Подготовка авиационных диспетчеров - сложный процесс. В России начальное обучение проходят на протяжении 3-4 лет в специализированных средних и высших учебных заведениях. Повышение квалификации происходит раз в 2 года, её результатом является подтверждение действующего сертификата авиадиспетчера. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является знание английского языка в пределах, установленных международными нормами. 4 - обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

Авиадиспетчер регулярно проходит врачебно - летную экспертную комиссию по аналогии с пилотами гражданской авиации, по результатам которой выдается заключение о профессиональной пригодности, позволяющее ему продолжать работу на протяжении следующих 2 лет. По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет работа диспетчера «Подхода»).

В Российской Федерации право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 - ФЗ)

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, права диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, ответственность диспетчера аэродромного диспетчерского пункта.

Должностная инструкция диспетчера аэродромного диспетчерского пункта относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта ".

В должностной инструкции диспетчера аэродромного диспетчерского пункта должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта

1) Должностные обязанности. Составляет суточный план воздушного движения на основании заявок на полеты, планов прилетов и вылетов воздушных судов, поступающих из других аэропортов, с учетом сведений о состоянии аэродрома и его готовности к приему и обслуживанию воздушных судов, запретов и ограничений на полеты. Анализирует метеоусловия в районе расположения аэродрома вылета, прогноз погоды по маршруту полета воздушного судна, на аэродроме назначения и запасных аэродромах. Согласовывает с диспетчерами военных и гражданских секторов центров организации воздушного движения и командиром воздушного судна условия полета при его выполнении вне воздушной трассы и вне международных воздушных трасс, при выполнении авиационных работ, а также задержанных рейсов и рейсов вне расписания. Взаимодействует с представителем авиакомпании и производственно-диспетчерской службой авиационного предприятия при внесении изменений в план движений. Контролирует ход подготовки экипажа и воздушных судов к вылету, обеспечение выполнения рейса после согласования с командиром воздушного судна или с представителем авиакомпании времени его переноса. Вносит изменения условий полета в формы используемой документации, передает выписки из плана воздушного движения диспетчерским пунктам и службам аэропорта согласно табелю внутриаэропортовой информации и табелю сообщений о движении воздушных судов. Осуществляет прием и выпуск воздушных судов и контролирует ход выполнения суточного плана воздушного движения.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта должен знать

2) Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: Воздушный кодекс Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся организации воздушного движения; федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации; федеральные авиационные правила; летно-технические характеристики типов воздушных судов; авиационную метеорологию; профессионально ориентированный английский язык; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации диспетчера аэродромного диспетчерского пункта

3) Требования к квалификации. Среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, наличие свидетельства, подтверждающего знание профессионально ориентированного английского языка (для диспетчера аэродромного диспетчерского пункта международного аэропорта).

Должностная инструкция диспетчера аэродромного диспетчерского пункта - образец 2019 года. Должностные обязанности диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, права диспетчера аэродромного диспетчерского пункта, ответственность диспетчера аэродромного диспетчерского пункта.