Данные о переписи населения рыбачий полуостров. Полуостров Рыбачий: путешествие к краю Земли

Почему мы так любим север? Потому что красоту этих мест можно не только узреть, но прожить! Испытать при этом себя, своё мужество, свою выносливость и стойкость. Преодоление испытаний избранного пути значительно дороже южных ласковых морей и пляжей. Возвращаясь с севера, след силы не меркнет во взгляде.

Полуостров Рыбачий расположен на северо-западе Мурманской обл., это настоящий "край земли". Плато круто обрывается к Северному Ледовитому океану отвесными черными скалами. У побережья Рыбачьего воды не замерзают круглый год благодаря тёплому Норд Капскому течению. Именно поэтому в разное время он был пристанищем викингов, землей саамов и даже закрытой военной базой. Сегодня полуостров Рыбачий знаменит крупнейшими на северной части Европы птичьими базарами.

Бушующее Баренцево море, промозглый дождь и ревущий ветер - это Земли Рыбачьего - крайняя точка Европейской части России, дальше только Северный Ледовитый океан и Северный полюс. В этом мире нет деревьев и бесчисленное множество камней. Погода здесь меняется десять раз на дню, и солнце не заходит за горизонт....

Наш маршрут будет проходить по природному парку "Рыбачий". Мы увидим великолепие цветущей тундры, живописные заливы и бухты, песчаные пляжи, водопады. Услышим гвалт птичьих базаров. Возможно на нашем пути попадутся оленьи стада.

Здесь в море водятся крабы, а ручьи богаты сёмгой. Путешественники приезжают на полуостров по разным причинам. Кому-то хочется полюбоваться северной природой.

Кто-то хочет своими глазами увидеть места древних поселений и побывать на современных оленеводческих стоянках. Многих также интересуют памятники, связанные с военным прошлым Рыбачьего и его бывшие военные городки. Следы войны здесь можно найти повсюду. Между камней встречаются ржавые осколки мин и снарядов, остатки советской и немецкой колючей проволоки, корпуса от гранат, разбитое оружие и гильзы 1200 дней и ночей продолжалась оборона Среднего и Рыбачьего.

Количество участников: от 6 до 10 чел.

Ограничение по возрасту: от 14 лет в сопровождении родителей.

Особенности похода: рюкзаки полные с первого дня - забросок еды не будет, труднодоступность по выходу с маршрута вне плана.

Активности

Нитки маршрута

Мурманск - полуостров Средний - губа Волоковая

Цель этого дня - дойти до мыса "Коровий"

Пос. Вайда-губа - мыс "Немецкий"

Идем на мыс "Скарбеевский"

Центр полуострова - гора Перевальная

Горный ручей Лонский

Хребет Муста Тунтури

Отъезд в город Мурманск

Маршрут по дням

На заказанных внедорожниках группа выдвигается до посёлка Новая Титовка, где осматривает водопад на реке Титовка и обедает. Затем через хребет Муста Тунтури и полуостров Средний едем к началу пешего маршрута. По прибытию в точку начала маршрута - губа Волоковая, мы распределяем общественное снаряжение и продукты по рюкзакам и идём к месту первой ночевки около 10 км по береговой линии.

Цель этого дня - дойти до мыса Коровий. Мы увидим укрепления, оставшиеся со времён Великой Отечественной войны. Траншеи, выдолбленные в скалах, подземные сооружения, огневые точки. Поднимемся к тундровым озерам, увидим на скалах птичьи базары. Протяженность второго дня около 15 км.

Мы уходим от береговой линии в сторону посёлка Вайда - Губа, наш путь лежит на мыс Немецкий. По дороге будем проходить мимо нескольких немецких ДОТов (долговременные огневые точки), высотой несколько метров, сложенные из природного камня. Эти сооружения хорошо сохранились, они не разрушены и их можно осмотреть как снаружи, так и внутри. Затем пройдём мимо военного городка и выйдем на мыс Немецкий.

Т ам увидим самый северный маяк континентальной европейской части России, заброшенную погранзаставу и полюбуемся на океанский прибой. Мимо действующей метеостанции мы выходим к бухте, где ставим лагерь.

В начале ходового дня пройдем мимо захоронений английских летчиков, погибших при защите караванов союзников. Далее форсируем реку и по дороге движемся к мысу Кекурский. Здесь чувствуется Вечность и только здесь любой человек ощущает всю мощь природы.

Тундровая растительность, своеобразный ландшафт, зеленые и белые лишайники, мох, ягель создают в сочетании со скалами и морем неповторимые пейзажи.

Идем на мыс Скарбеевский. Вновь видим напоминания о боях Великой Отечественной, несколько раз выходим к морю, где любуемся птичьими базарами на отвесных скалах.

Заброшенный военный городок, сквозь который лежит наш путь, напоминает декорации голливудского фильма ужасов. Наша стоянка в этот день в живописном месте под скалами на берегу моря. Пройдено 16 км.

Маршрут лежит в центр полуострова Рыбачий к горе Перевальной. Море быстро скроется из вида и перед нами раскинутся бескрайние просторы заполярной тундры. Мхи, лишайники, камни, загадочные сейды и заброшенные блок-посты будут сопровождать нас весь день.

О стадах, пасущихся здесь оленей свидетельствуют оленьи рога, попадающиеся по пути. Стоянка на берегу чистейшего тундрового озера.

Спускаемся с горы Перевальной вдоль живописного каньона выбитого в скалах бурным горным ручьём Лонским. Выходим к перешейку между полуостровами Рыбачий и Средний. Остановимся на оборудованной стоянке рядом с обелиском, посвященным авторам песни "Прощайте скалистые горы..." Пройдено 14 км

Вдоль берега губы Большая Мотка мы идём в сторону хребта Муста Тунтури. В этот день мы посетим музей, посвященный обороне полуострова от немецких захватчиков. Стоянка в предгорьях Муста Тунтури. Пройдено около 20 км. Прощаемся со скалистыми горами, как поется в советской песне авторства Евгения Жарковского (музыка) и Евгения Букина (текст). Положенные на музыку стихи были написаны поэтом на Рыбачьем полуострове - единственном месте, в котором гитлеровцам не удалось пересечь границу Советского Союза.

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля…
Растаял в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля.

Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.

Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.

Отъезд в город Мурманск. Билеты брать можно после 20.00

Увидеть Рыбачий и не умереть... от восторга, ну хотя бы попытаться. Эти слова очень точно отражают эмоции от посещения самой северной европейской части России. Такое ощущение, что передвигаясь по территории полуострова, ты проезжаешь по нескольким странам: тут и горы, и море, и водопады, и озёра, и даже разные времена года.

Как сказал один участник экспедиции «Открывая Серебряное Ожерелье»: «Это самое крутое, что я видел в своей жизни!»


До недавнего времени полуостров был закрытой территорией, поэтому добраться сюда можно только на машине.

Полуостров Рыбачий находится на Лапландском берегу Северного Ледовитого океана. Между материком и полуостровом Рыбачий располагается полуостров Средний. Многие считают эти полуострова единым полуостровом и называют одним именем – Рыбачий. На всю эту огромную территорию есть всего лишь четыре базы, где может остановится путешественник.

Мы же знакомились с Рыбачим с помощью мега гостеприимных ребят с базы «Прохладный Север» . На путешествие по полуострову на квадроциклах мы опоздали – погода уже не позволяла, поэтому осваивали территорию на ГАЗ-66, в народе – шишига.


Вот она огонь-машина – Шишига, которая проходит такие дороги, горы и броды, что остается только удивляться.


После ВОВ на полуострове жили в основном военные и геологи. В 90-е годы Рыбачий практически опустел, поэтому дороги и мосты во многих местах находятся в таком состоянии, что их преодоление становится квестом. Но Шишига со всем справилась и участники экспедиции сейчас благополучно сидят по своим домам на материке.


За два дня путешествия по полуострову мы увидели 2-х человек и одну машину.


Баренцево море. Через 2200 км отсюда находится Северный полюс.


Несмотря на своё северное положение, полуостров Рыбачий является самым тёплым местом Мурманской области и всего российского севера. У побережья полуострова море круглый год не замерзает.


Белые барашки волн Баренцева моря не отпускают, не хочется уходить. Море, хотя и холодное, но такое притягательное в солнечных лучах. Но наш проводник подгоняет нас: «Вы еще столько не видели!!!»


После равнинных водопадов Карелии и материковой Мурманской области водопады Рыбачего поражают своей высотой и мощью.


Одно побережье, а погода меняется с космической скоростью.


На подъезде к мысу Кекурский облака разбежались и выглянуло солнце.


На мысе находятся наверное самые живописные скалы полуострова. У меня сразу в ушах зазвучали волынки, а в глазах замелькала шотландская клетка, как в сериале «Горец», который в отрочестве засмотрела до дыр:)


Рядом с мысом Кекурский расположена Губа-Вайда, как рассказывают проводники и книжки, здесь был торг «Кегор», куда приплывали англичане, датчане, голландцы, чтобы продавать свои товары. Отсюда эти товары уже шли в Архангельск и Москву.


Гора Мотка встретила снегом и туманом, из-за которого мы не смогли ничего увидеть. Хотя нам рассказывали, что здесь виды красивее чем с мыса Кекурский.


Во время войны на этой горе располагался дивизионный командный пункт. Вообще нас предупредили, что обязательно нужно смотреть под ноги, потому что на Рыбачем все еще можно встретить «отголоски войны».


Блогеры такие блогеры. Видов нет, зато есть интернет от Мегафон . Пришлось здесь задержаться и нарушить программу полуостровного интернет-детокса.


Если вы любите заброшки, то вам здесь есть, что посмотреть. Гарнизон Большое Озерко был расформирован в 1987 году, а к 90-м поселок все покинули.


В посёлке были госпиталь, школа, столовая, дизельная станция и даже музей.


В 60-70х годах появился первый на полуостровах пятиэтажный дом со всеми коммунальными удобствами.


Когда ходишь по чужой квартире, видишь что на каждой кухне стоит печь, приходит осознание, каких неимоверных трудов стоило построить все это на полуострове и как тяжело людям было устраивать свой быт.


Очень жаль, что все усилия пошли прахом и больше это никому не нужно.


Едем к следующему водопаду.


Фотографии не передают все красоты и мощи природы Рыбачего. Смотришь на экран камеры и всё кажется плоским, маленьким. Хочется просить фотоаппарат и только впитывать всё, что видишь вокруг.


Хотите увидеть грибы, которые выше деревьев? Вот они – подосиновики.


И никак не унять желание рассказать об увиденном миру, причем прямо сразу. Все тот же Мегафон периодически давал нам такую возможность.


Наверняка слушает что-то на Сторител про зарождение Северного Морского пути:)


По дорогам стоят бочки, наполненные камнями с торчащим шестом – вешки. Нам рассказывали, что это тоже осталось от военных.


Мыс Немецкий, рядом с ним расположен посёлок Вайда-Губа, в котором находится метеостанция и маяк. Как самая северная точка европейской части России мыс приманивает к себе тысячи туристов.


На берегу оказалось увы довольно много пластика (Грета, ты была права) и остатки кита, который выбросился 3 года назад. Еще здесь много пирамидок из камней. Считается, что при строительстве пирамидки загадывают желание и чем крепче и больше сооружение, тем вероятнее сбыча мечт.


Ну, вот мы и на Краю Земли!

Моим летним автомобильным путешествием должна была быть поездка на Кавказ, главным событием которой должно было стать восхождение на Эльбрус. Но в июле, где-то за месяц до старта позвонил друг из Питера и с воодушевлением рассказал про полуостров Рыбачий в Мурманской области, на севере европейской части России: «Океан, необычайной красоты виды, поля грибов и ягод, заброшенные воинские части, стратегические объекты времен второй мировой - затерянный мир…». Его рассказ вызвал немалый интерес, и я начал думать о возможности поехать туда. Но, конечно, не в этот раз. А если в этот, то тогда нужна была веская причина.

И такая причина появилась. Ей стали дожди, которые по прогнозу ожидались в Приэльбрусье в конце лета. Не знаю, насколько прогноз оказался верным, но.., в общем, я легко поменял направление с южного на северное. Обстоятельства сложились так, что в одно время со мной собирался ехать на Рыбачий из Питера с компанией хороший знакомый моего питерского друга. Они договорились, что мы сможем присоединиться к нему.

По расчетам навигатора есть два примерно одинаковых по времени прохождения маршрута, ведущих из Москвы к Рыбачьему. Один идет через Питер, другой через Вологду. Длина первого около 2100 км, второго порядка 2000 км. Но первый, чуть быстрее второго, поскольку трасса Москва - Санкт-Петербург имеет ряд платных скоростных участков. Маршруты огибают с разных сторон Онежское озеро и сходятся в его северной части. Дальше идет одна дорога - на Мурманск.

Мне нужно было в Питер. Дорога к нему от Москвы многим хорошо известна. В последние годы она становится лучше: появляется больше хорошего асфальта и меньше участков с сильным скоростным ограничением. Путь до Питера, а это 700 км, занимает почти день, если не торопиться. Ночь в Питере. С утра к Мурманску. До него дорога в целом неплохая. Есть места с ремонтами. Камер, как стационарных, так и передвижных скорее немало, чем немного. Иногда встречаются затаившиеся на обочинах патрули ДПС. Трасса примечательна окружающей скалистой карельской природой, изобилием зеркал озер и топей болот, местами уходящих за горизонт. Ближе к Мурманску лесов становится меньше, ландшафт начинает переходить в тундру.

На пути к Мурманску переночевали у знакомого в Кировске. Город стоит в стороне, примерно в 30 км от трассы, в массиве хибинских гор, хорошо известных горнолыжникам. Вернувшись из Кировска на трассу, до Мурманска оставалось около 200 км.

Ехать на полуостров надо, как говорят, взяв все. Магазинов там нет. Мурманский супермаркет мало чем отличается от московского - ассортимент и цены примерно одинаковые. На заправках цена солярки примерно на 3 рубля больше столичной.

Когда мы были еще на пути к Мурманску, в 160 км от Питера, то заехали в магазин при комбинате в Потанино, производящем мясные консервы. Там закупили тушенку. Могу с уверенностью сказать, что вкуснее этой, никакой другой тушенки не ел. На магазин навел Слава. Тот самый, хороший знакомый моего друга, с которым мы собрались путешествовать по Рыбачьему. К слову, Слава хорошо знает полуостров и его историю. Когда-то там размещалась воинская часть, в которой он служил в армии. За время службы он проникся Рыбачьим настолько, что уже на протяжении многих лет каждое лето приезжает туда. Вместе с тем, Слава имеет большой опыт эксплуатации внедорожной техники. Сейчас он ездит на реконструированном собственными руками под внедорожный кэмпер «Соболе». Слава стал, фактически, нашим гидом, а его автомобиль был во главе колонны, первым исследующим бездорожье. Но о бездорожье Рыбачьего позднее. Расскажу связанную с ним историю. Мой питерский друг, увидев новый Mitsubishi Pajero Sport, на котором я приехал, всерьез озадачился тем, как избежать или хотя бы минимизировать повреждения, которые, как он считал, ждали автомобиль в нашем предстоящем путешествии. Он походил вокруг машины и сказал: «Надо снять хотя бы бампера. Ну а так, вообще, не знаю, ты готов оставить его там? Или давай оставим его здесь, и поедем на моем пикапе». Его бывалый американский пикап стоял рядом. Не могу сказать, что меня это не встревожило, но я лишь сказал, что на амбразуру кидаться не собираюсь. «Ну и правильно, если что развернемся и поедем домой», - безрадостно подытожил он.

Рыбачий не связан с материком, он соединяется узким перешейком с другим полуостровом, называемым Средним, который уже переходит в большую землю. Поэтому чтобы оказаться на Рыбачьем, нужно проехать через Средний. Как известно, во времена СССР полуострова находились на закрытой территории, где был создан целый кластер из военных баз. В «нулевых» въезд для гражданских открыли, но по спецпропускам. С 2009 года и по сей день на контрольно-пропускном пункте (КПП) Титовка требуют предъявить только паспорт, и могут посмотреть, что перевозится в машине. КПП находится на трассе «Кола», идущую через Печенгу, примерно в 160 км от Мурманска. Пункт стоит перед мостом через реку. Почти сразу за ним есть правый съезд на грунтовую дорогу. Свернув на нее, вы еще не на Среднем, до него ехать порядка 25 км, а потом еще примерно столько же до Рыбачьего. Но можете считать, что в этой точке начинается ваше путешествие.

Дорога к Рыбачьему то вьется серпантином, переваливаясь с холма на холм, то выпрямляется. Сложных по проходимости участков здесь нет. Но и легким этот путь не назовешь. Он станет испытанием для ваших нервов, потому что значительная его часть сплошные ухабы. Объезжать их бесполезно. Могу дать только один совет: зафиксировать все лежащие в машине вещи, потому что трясти, если это можно назвать тряской, будет сильно. Поначалу я пытался ехать медленно и искать наименее глубокие ямы. Но в какой-то момент очень захотелось, чтобы это поскорее закончилось, и был задействован принцип «больше газа - меньше ям». И затрудняюсь сказать, какой из этих двух способов будет лучше для человека. Второй вариант кроме того что сокращает время, дает возможность почувствовать себя участником ралли-рейда. Правда, если у вас не испытанный временем крепкий внедорожник, то принцип «с газом», наверное, применять не стоит.

Говорят, что ухабы образовались из-за тяжелой военной техники, которая приходит сюда на войсковые учения. На обратном пути мы оказались едва ли не участниками этих событий. Солдаты, как тогда показалось, имитировали разминирование дороги, их прикрывал танк, и тут из-за поворота появился наш Pajero Sport. Мы остановились метрах в тридцати от танка, а его башня повернулась к нам стволом своего орудия. Было это шуткой или следованием приказа-инструкции, не знаю. Ощущения были двойственные.

Край, где находится Рыбачий, имеет довольно богатую историю, но знакомство с ним часто оказывалось связано именно с его военным прошлым. Яркие впечатления от красоты здешних видов то и дело обрывают мемориалы со звездами - память о погибших воинах советской армии в Великой Отечественной войне.

На перешейке, соединяющем Средний с материком, пролегает гранитный хребет Мустатунтури. По нему проходила северная линия фронта. Место - легендарное, единственное, где немцы не смогли прорвать фронтовой рубеж. С одного из отстаивавших его офицеров известный советский писатель Константин Симонов взял образ героя для своего произведения «Сын артиллериста».

Рыбачий играл важную стратегическую роль, поскольку с него осуществлялся контроль входов в Печенгский - на западе и в Мотовский и Кольский - на востоке заливы. От этого во многом зависела защита всего Кольского полуострова с городом Мурманск и его незамерзающим портом. Захват этой арктической территории был для германского командования одной из особо важных задач. Ее должна была выполнить армия «Норвегия», образованная из двух германских и финского корпусов. Захват немцами полуострова ждали с моря. В связи с этим, накануне войны на Рыбачьем и Среднем был создан ряд оборонительных сооружений.

Как известно, западная часть полуостровов с 1920 по 1940 годы принадлежала Финляндии. Это стало следствием двух советско-финских войн. В результате первой из них в 1920 году наша страна уступила Финляндии часть своих территорий. Вторая война обеспечила СССР в 1940 году значительное расширение своих границ на финском направлении, включая возврат прежде отданных земель. Фортификация Среднего и Рыбачьего проводилась в короткий срок и до нападения Германии не была завершена. Но немцы, прорвав советскую границу, атаковали полуострова с материка. И были остановлены на Мустатунтури. Существенный вклад в это внес наш Северный флот, оказавший мощную огневую поддержку с палуб кораблей. На Мустатунтури штурм вели хорошо экипированные и подготовленные к ведению боя в северных горных условиях егеря элитного немецкого подразделения «Эдельвейс». Удержание полуостровов длилось 3,5 года. Надо ли говорить чего это стоило советской армии. Эта земля полита кровью.

В районе Мустатунтури потрясающей красоты виды. Их особенно хорошо демонстрирует так называемая Швабская дорога, петляющая вдоль озер и холмов. Она была построена в годы войны для обеспечения немецкой армии, штурмующей полуострова, и идет от Печенги, который немцы называли по-фински - Петсамо. Поворот на нее находится перед перевалом через хребет на пути к Среднему. Проезжая по этой дороге сложно совместить прелесть окружающей природы со шквальным огнем и бомбовыми ударами.

Швабская дорога хорошо сохранилась и удивляет своим качеством, но проезд по ней осложняют разрушенные мосты. Для их объезда нужен внедорожник с высоким клиренсом, позволяющим проезжать через крупные камни. Вдоль дороги немцы построили цепочку различных инженерных сооружений. От многих из них остались только обломки стен, но они достаточно легко распознаваемы. Но есть и почти уцелевшие строения.

После второй мировой на полуостровах, и особенно на прилегающей к ним материковой части, в том числе, на Мустатунтури осталось много разного рода артефактов - от артиллерийских орудий и боеприпасов до обычных предметов обихода, используемых военными. В мирное время здесь хозяйничала советская армия, побывало множество экспедиций, поисковых отрядов и просто туристов, поэтому артефактов стало существенно меньше. Но, как говорят знающие люди, их все еще остается немало, просто становится сложнее искать. Однако мины, гильзы, и прочие подобные предметы, сильно проржавевшие, которые совсем не пощадило время, из-за чего они уже не представляют почти никакой исторической и материальной ценности, встречаются нередко.

Достопримечательности полуострова Средний, как и его история, тесно связаны с Рыбачьим. Поэтому Средний - тоже интересный. Но мы на нем не задерживаемся. Наша цель - Рыбачий. Он намного крупнее, и за ним океан. Да, океан никогда не граничит с сушей. На картах полуостров Рыбачий омывает Баренцево море, которое переходит в океан. И, тем не менее, это условность, потому что между Рыбачьим и Северным полюсом вода.

В первый день доезжать до Рыбачьего не планировалось. На ночь остановились, разбив платочный лагерь недалеко от дороги. На второй день мы отделились от группы Славы и договорились встретиться уже на полуострове. И это дало нам один плюс: отсутствие большой компании и поддержки усилило впечатления от первого знакомства с Рыбачим. А началось оно с заброшенного военного поселка Озерко, притягивающего к себе парой пятиэтажек.

Серые, с чернеющими пустотой оконными глазницами выглядят они мрачно. Печальных красок добавляло плотно затянутое тяжелым свинцом туч небо, дождь, холодный порывистый ветер и полное безлюдье. Оказываясь внутри них, начинаешь представлять, как и кто жил здесь когда-то. Эти впечатления, наверное, единственное, что может дать их посещение. Но, а сила этих впечатлений зависит от собственной остроты восприятия, осведомленности и может быть чего-то еще. Внутри не просто запустение. Там все разграблено и разгромлено. Хотя дома никогда не видели войны. Они были построены и оставлены людьми в мирное время. То, что видишь в этих пятиэтажках, потом встречаешь по всему полуострову на всех оставленных военными объектах. Кто-то говорит, что в них можно увидеть картину апокалипсиса. Я назвал бы картину иначе, чем-то связанным с падением нравственности, особенно проявившемся в девяностые годы, после распада СССР.

Пятиэтажки появились в начале семидесятых в дополнение к другим объектам жилищно-бытовой инфраструктуры, созданной для военных. К тому времени на Рыбачьем дислоцировался ряд войск, в том числе, ПВО, вооруженная зенитно-ракетным комплексом. Поселок Озерко был довольно хорошо обустроен, возле пятиэтажек был даже хоккейный корт. Ближе к девяностым на полуострове началось сокращение вооружения, а потом последовала демилитаризация, завершившаяся осенью 1994 года. После ухода военных кроме налаженной системы инфраструктурных объектов на полуостровах осталось много различного оборудования и техники, в частности, грузовой транспорт, вездеходы. Материальная база была законсервирована, но в период постсоветского развала страны ее это не защитило. Говорят, что значительная часть техники была распилена на металлом.

После знакомства с Озерко мы отправились искать место, где должен был встать Слава, и заблудились. Поехали по твердой, каменистой дороге, но потом появилась грязь, грунт становился все более зыбким. Уже были включены пониженная передача и мостовые блокировки, а машина шла все тяжелее. И вскоре мы ползли посреди раскисшей тундры там, что сложно назвать дорогой, а впереди ждала заболоченная низина. В итоге, мы развернулись.

Начинался вечер, мы решили отложить поиски, и остановились на ночь на берегу Большой Волоковой губы - в западной части Рыбачьего. Долго искать красивые места для стоянки не пришлось, их много. Вот только такие места часто бывают не без ветра. А задуть с океана может так, что и палатка не устоит. Но мы нашли спокойное место под скалой и даже палатку ставить не стали, только натянули тент от дождя. В теплом спальнике ночью не замерзнешь.

Когда мы приехали на Рыбачий, было пасмурно, время от времени шел дождь. Это Арктика и в августе на теплые дни рассчитывать не приходится. Ночью температура снижается до семи градусов. Но, как нам сказали, за несколько дней до нашего приезда стояла жара, что, в общем, редкость для этого региона. Хотя несколько солнечных дней застали и мы. Ветра дуют часто, но бывает, что они едва ощутимы. В глубине полуострова ветра может вообще не быть, но тогда, если вблизи есть озеро, не малый шанс быть атакованным тучами мошкары.

Когда говорят, что океан кормит, можно подумать о рыбе, еще каких-то морепродуктах. Но океан дает даже дрова для костра. На Рыбачьем тундра, вода и камень. А дерево можно найти, пройдясь по берегу. Там и доски, и бревна. Только выбирай те, что уже полежали и подсохли. В общем, океан выбрасывает все - и мусор и много всякого добра. Позднее, на одном из пляжей полуострова мы обнаружили огромную бухту хорошего каната. Возможно, ее смыло в шторм с судна. Канат такой, что может послужить в качестве надежного буксировочного троса для большого внедорожника.

На следующий день было ясное небо, светило солнце и мы решили прогуляться вглубь полуострова. Его рельеф холмистый, усеянный камнями, с множеством скальных образований.

Растительность из-за сильных ветров невысокая, значительная часть ее словно ковер покрывает землю, местами густо растет кустарник. В низинах сыро - лужи, кочки. Полуостров изрезан ручьями и руслами рек, поэтому путешествуя по нему, миновать их не удастся.

В реках поток может быть бурным. Нам встречается такая река. Переходим ее по нагромождению камней.

Можно подумать, что там, где тундра все выглядит однообразно. Однако это не так. Здесь тундра в сочетании с камнями и скалами различных форм образует интересные разноплановые пейзажи.

Их изюминкой нередко выступает океан или сама тундра со своей яркой разноцветной растительностью.

Флора довольно богатая. Среди нее много цветов и встречаются целые россыпи ягод.

Самая распространенная из них водяника. Есть много голубики, морошки, пользующейся большой популярностью в Скандинавии.

Еще на Рыбачьем много грибов. Из них часто встречаются подберезовики. Они бывают очень крупные.

Подберезовики растут под березами. И они тут есть, только карликовые. Они могут стелиться по земле и быть очень похожи на корни растения.

Еще здесь очень красивые мхи.

К полудню солнце грело так, что, когда стихал ветер, становилось по-южному тепло. В такие минуты глядя на голубые воды Большой Волоковой губы можно было легко представить, что это юг.

Искать Славу не пришлось. Он нашел нас сам, на мотоцикле. Да, у нашей группы было несколько мотоциклов - кроссовые и пит-байки. Их привезли на прицепе.

На таком транспорте можно быстро добраться туда, куда будет сложно или вообще невозможно проехать на машине. Мотоцикл позволяет больше увидеть. Кроме того, полуостров обеспечит мотоциклиста грязевыми ваннами, водными преградами, камнями, косогорами, песками, в общем, всем, что нужно для экстремального драйва на пересеченной местности. Передвигаясь на машинах, мы экстрима не искали, но без него не обошлось.

Каждый день наша группа на внедорожниках и мотоциклах переезжала на новое место. Время было ограничено, поэтому маршрут пролегал по западной части полуострова, где меньше бездорожья, и немало достопримечательностей. На Рыбачьем есть, в некотором роде, свои основные дороги. Они хорошо раскатанные, с четкими границами, и могут быть отмечены стоящими вдоль них шестами в бочках.

По ним ездит большинство туристов. И если бы не многочисленные водные артерии, впадающие в океан, и лужи в низинах, то проехать по ним можно было бы на самом заурядном кроссовере. Русла рек бывают насыщены большими камнями и могут иметь крутые спуски, а уровень воды может быть выше колена. Это не самые серьезные препятствия полуострова, но, чтобы объехать всю западную часть, их придется преодолевать, и этого может быть достаточно для того, чтобы повредить автомобиль. Камнями можно побить кузов, проколоть колеса и поломать детали, расположенные под днищем. При форсировании рек без соблюдения ряда мер предосторожностей машину можно даже утопить. Оторванная защита раздаточной коробки, пробитое колесо, сломанный стабилизатор поперечной устойчивости, залитый водой салон, царапины на кузове - неприятности, постигшие нашу группу, к слову, состоявшую из людей не без внедорожного опыта.

Салон машины был залит, правда, не на реке, а на одной из дорог, идущей вдали от берега через тундру, где в низинах стояли огромные лужи. Один из внедорожников, тащивший прицеп, зацепился фаркопом за бетонную плиту, лежащую на дне одной из таких луж, и съехал на обочину, где была яма. Так левый борт машины оказался по самые стекла в воде и грязи. Яму, возможно, оставил забуксовавший военный грузовик. А плиту, вероятно, когда-то положили, чтобы закрыть участок со слишком зыбким грунтом. Интересно, что лужа не выглядела глубокой и к такой неприятности мы оказались не готовы. Другое дело при переезде рек.

У Славиного кэмпера значительно увеличенный, большой дорожный просвет, и в дополнение к нему пониженная передача, две межколесные и межосевая блокировки. Он первый съезжал в воду и определял, смогут ли пройти остальные. Водные препятствия не были длинными, но они скрывали большие камни и свою глубину с всевозможными ямами. Наличие такой специально подготовленной машины среди стандартных серийных внедорожников, пусть даже хороших, на Рыбачьем, как я сейчас считаю, не желательно, а обязательно. Если вы, конечно, не хотите, как сказал накануне путешествия мой друг, оставить там автомобиль. Хотя, было у нас и еще одно подспорье - мотоциклы. Они позволяли быстро выяснить насколько проходимый впереди участок.

Уровень воды в реках полуострова зависит от океана. Например, там, где днем воды может быть ниже колена, вечером, в период прилива, уровень может вырасти до двух и более метров. Эту особенность тоже важно учитывать.

При проезде через реку не нужно ехать слишком быстро. Надо не толкать впереди идущую волну, а как бы следовать за ней. Если волну толкать, то вода начнет проникать под капот, что может закончиться известно чем. Но, когда ты въезжаешь в реку, и вода уже на уровне бампера, то очень хочется выбраться на сушу поскорее, и нервы могут не выдержать, нога прибавит газу. Один раз я допустил такую ошибку. Вода накатила на капот и… спасибо инженерам Mitsubishi! Сейчас говорю это не для рекламы, потому что эта ошибка может иметь высокую цену. Мой Pajero Sport прошел везде, где было нужно, прощая ошибки, и ни разу не подвел.

Перед поездкой на Рыбачий, узнав про особенности его рельефа, я всерьез озадачился тем, в какие шины обуть автомобиль. Пошел от простого: позвонил знакомому - в Nokian Tyres. Он порекомендовал Nokian Rotiiva AT. Это шина, как указано в ее описании, с защищенными от боковых порезов усиленными боковинами, с протектором хорошо работающим на бездорожье, не шумная и экономичная на асфальте. Поставил ее и не прогадал. На трассе средний расход топлива держался в районе 5,5‑7 литров.

Некоторые из приезжающих на Рыбачий людей, не отличаются бережливым отношением к природе, оставляя после себя много мусора и портя растительный слой. Встречаются места, где вместо разноцветного ковра из тундровых растений чернеет огромная, раскатанная колесами внедорожников грязная поляна.

Стремление людей оказаться в окружении красивой природы, не проявляя заботы о ней, - настоящая угроза для полуострова Рыбачий. Как его защитить от такой угрозы - это вопрос. Мы не раз поднимали его в нашей компании по вечерам.

Ученными установлено, что люди жили на Рыбачьем еще в каменном веке. Это открытие было сделано в 1979 году благодаря ловившему рыбу в Зубовской губе военному, заметившему наскальные рисунки. После этого на полуострове было найдено порядка тридцати стоянок древнего человека. На Рыбачьем есть могилы викингов, обнаружено место жертвоприношения лопарей. Полуостров населяли норвежцы, финны и русские.

Природные ресурсы позволяли активно заниматься китобойным промыслом, оленеводством, разведением домашнего скота, и, конечно же, ловлей рыбы - тем, что дало полуострову имя. Следы деятельности людей, населявших Рыбачий в разные времена можно найти сегодня. Но, скажу прямо, здесь ничто не притягивает к себе так, как природа. Она настолько привлекательна, что начинаешь стремиться побыть с ней наедине.

Так вышло, что мне не удалось съездить на мыс Немецкий - самую северную точку Рыбачьего и всей европейской части России. В один из последних дней нашего пребывания на полуострове, когда мы уже объехали его западную часть и были на южному берегу, у Мотовского залива, я отделился от группы и поехал к Немецкому один. Большая часть пути была известна. На маршруте встретил красивый песчаный пляж, образованный отливом.

Я часто останавливался и много фотографировал, что было сложно делать, двигаясь в группе, время шло, и начался прилив. Из-за этого столкнулся с трудностью переезда через реку. Сунулся в двух местах. В обоих случаях после того, как под водой скрывался бампер, боясь рисковать, включал заднюю передачу. Интересно, что в том месте не было типичной тундровой растительности. Вокруг росла высокая трава, как тростник, высотой с автомобиль, что мешало ориентироваться. Эти заросли были опутаны целой сетью дорог. Я несколько раз возвращался на одно и то же место, но потом обнаружил водопад, нашел дорогу, идущую выше него, и проехал через неглубокий брод. С пониманием того, что светлых часов осталось немного, мое торжество было не сильным. Радоваться мешало и еще одно обстоятельство - в баке оставалось мало топлива, а запасной канистры с собой не было. Чтобы ехать быстро, без прыгающих в салоне вещей, накануне выгрузил из автомобиля почти все, оставив только спальник, топор и немного еды на вечер и следующее утро. Недалеко от Немецкого на берегу Вайда-губы стоит небольшая воинская часть обнаружения (воздушных объектов). Мои надежды разжиться соляркой у военных не реализовались. Их отказ был настолько категоричным, что… кажется, туристы здорово поднадоели им.

Но оказавшись на берегу мыса, проблема забылась. Я был один. К слову, позднее выяснилось, что мыс Немецкий - это едва ли не самое популярное место среди туристов, приезжающих на Рыбачий. Поэтому, мне повезло. На Немецком по своему красиво: насыщенная цветом тундра стелется мягким ковром среди очень необычных скалистых образований со слоистой структурой.

В море, левее вдалеке виден берег Норвегии.

Несколько лет назад, когда я только купил себе джип, у меня была мечта поехать на полуостров Рыбачий. Несколько раз, по разным обстоятельствам, приходилось откладывать мечту на следующий год, а сам факт проехаться на своей машине по полуострову Рыбачий, стал представляться мне чем-то сродни лишению девственности, как джиппера, а дальше уже все дороги открыты. И наконец в этом году машина была готова к поездке, а мы переполнены решимостью. И, мечта сбылась!
Из леса под Каршево в 5 утра стартовали на длинный и тяжелый перегон до Мурманска. Почти 700км от Пудожа шли под проливным дождем. Мурманская трасса почти идеальна, не считая нескольких участков, где ведется ремонт. К 23 часам наконец то приехали в Мурманск и остановились в гостинице 69 Параллель, которая как выяснилось, пользуется особой популярностью среди полноприводных путешественников. Всех, кого мы встретили, останавливались как раз в ней. Да и около самой гостинице грязные монструозные джипы, стали уже обыденностью.
Вдоволь выдрыхнувшись, сутра занялись ремонтом машин. Сначала вернули на место стабилизатор на Лехином П3, а потом поехали к Святу, где спилили срезанный болт, и вернули скобу стабилизатора на место. Свят, еще раз огромное тебе спасибо за помощь. Там же обнаружили оторванный сапун заднего моста и оторванные провода от датчика задней межколесной блокировки. Что ж, надеемся что на Рыбачем она мне не понадобится.
Закончив все ремонтные мероприятия и закупившись продуктами возвращаемся на трасс Кола и наконец то бодро едем в сторону Рыбачего уже под вечер.

1. Помочили колесики в соленых водах Северного Ледовитого океана.

2. Я пересекал Полярный круг уже в четвертый раз, и первый раз на машине. И каждый раз этот момент сопровождает какое-то непонятное чувство эйфории.

3. Пройдя погранконтроль, сразу же сворачиваем вправо на дорогу вдоль Титовки и заезжаем на большой водопад Мельничный

6. Если ничего не путаю, то когда-то на водопаде была небольшая ГЭС, снабжающая электричеством, ныне безжизненный, поселок Большая Титовка. По уточненной информации это немецкая ГЭС времен ВОВ.

7. Сейчас естественно разруха

8. Второй каскад

9. Долина реки Титовка за водопадом

10. Через час, а может больше, добираемся до полуострова Средний, уже в глубоких сумерках. А тут такой сюрприз. Лови вояк, выясняем насчет стрельб и где встать на ночь. Информации пока никакой нет, но стрельбы будут в районе дороги к Двум братьям. Расстраиваемся, встаем лагерем около озера Яухоноканъярви, где познакомились с ребятами на Джимнике, с трехмесячным дитем. Знакомимся за бутылочкой виски и уже на рассвете расходимся спать. Если попадется отчет, привет ребята.

11. Сутра приезжаем опять к воякам, говорят что стрельб ближайшие два дня не будет. Радостно рвем по западной части Среднего.

12. Небольшой водопадик

13. А вот тут, судя по всем, одна из зон стрельб. Все вокруг дороги заставлено деревянными ежами и колючей проволокой.

14. Это шикарная дорога!

15. Наконец добрались до батареи Поночевного

17. Некоторые механизмы, как ни странно работают. Одну башню очень даже получилось вращать по кругу

18. Но большинство рычагов оторвано, а у одного из орудий пытались, ни много ни мало, отпилить ствол

19. Спускаем обратно к побережью и держим курс к Двум братьям

20. А вот и они

21. Запилил лук с Двумя братьями и двумя машинками, мы тут были-)

22. Добираемся до полуострова Рыбачий и первое что встречаем, сгоревшая шестерка с кучей сгоревших запасок в салоне и багажнике

23. Начинаются сумерки. Ищем место для ночевки. Заезжаем на бывшие позиции ПВО, расположенные на вершине. Западная часть полуострова как на ладони. Окинув зорким взглядом местность, находим неплохое место, защищенное от ветра кустами и многообещающим видом.

24. Злые грибы

25. Леха от нетерпения перед ужином и портвейном погнул ключ на 36

26. Запарковался на позиции

27. Проломившись по азимуту через кусты и преодолев старую траншею выехали на шикарное место с видом на океан. Плотная растительность по ступицу. Едется внатяг почти как по песку. Раскладываемся и отмечаем приезд на Рыбачий португальским портвейном и сигарой в лучах шикарнейшего заката.

28. Сутра просыпались под ливнем. Быстро свернули лагерь и, отложив завтрак на потом, двинулись к мысы Немецкий. Все что осталось от РЛС Лена

29. Олицетворение красоты полуострова

30. Шарики. Туда нельзя.

31. Быстро доехали до маяка. Зловещий кирпич со шлагбаумом и повешенный велосипед намекают, что дальше проезд закрыт.

32. Залезаю на крышу соседних руин и быстро нахожу где можно съехать.

33. И вот мы на самой северной точке европейский части России. Эйфория!

34. Камни, водоросли, заааапах. Вокруг плавают медузы и переливаются электрическим светом как неоновые.

37. Рядом старые траншеи.

38. Пейзажи просто фантастические. Фотографией этого не передать. Ну или моего мастерства не достаточно, чтобы передать эту красоту.

39. Ветер там просто адский. Зато удобно сушить палатки.

40. Палатка - воздушный змей

41. Проезжаем мимо Вайдай-Губы и поражаемся как можно так все засрать.

42. Вайдай-Губа

43. Время от времени встречаются такие вот камни с цифрами.

44. Добираемся до мертвого поселка Скобеевский

45. Запустение

47. А дитю нравится

48. Выезжаем обратно на дорожку и едем в сторону Зубовки

49. По пути заезжаем на живописный водопад

51. Ванна с кристально чистой водой, куда так и хочется окунуться. Но вода там нереально ледяная.

52. Набираем несколько бутылок с собой.

54. Проезжаем через горные реки

55. И опять виды

56. Красные поля из ягод

57. У меня получается двигаться несколько быстрее. Как заканчивается куркума и выходим на более менее приличную по местным меркам дорогу, останавливаюсь ждать Леху.

58. И тут наступает счастье. Песчаная, абсолютно ровная дорога, после куркумы. Отрываемся по полной программе.

59. Прозвали эту возвышенность песчаным вулканом.

60. Впереди пляж, которому не хватает только пальм.

61. Дорога опять становится триальной.

62. Еще немного триала и мы выбираемся на этот самый пляж.

63. Опять отрываемся, разгоняя свои машины.

64. И дурачимся крутя пятаки.

65. Леха пытается купаться, но получилось не очень=) Долго бежал вперед, а все мелко. Быстро стало очень холодно и бегом обратно к машине=)

66. Теперь нужно попытаться добраться до Мурманска. Пока останавливаемся в ожидании Лехи, чтобы заправиться, замечаем северных оленей. Так вот они какие.

67. А вот и бегемот подоспел, плюхаясь в лужу.

Но надежда добраться до Мурманска таяла на глазах. Дорога лучше не становилась. Уже в темноте добираемся до Среднего и топим по грейдеру в восточной части полуострова. Не выдержав вибраций, у меня отваливается глушитель. Встаем на ночь опять на озере Яухоноканъярви.

69. Сутра выдвинулись в Мурманск, где опять остановились в гостинице. Двигаться куда то дальше сил не было. Обожаю эти пейзажи.

70. Уже на подъездах к асфальту замечаем, как Лехин бампер продолжает страдать.

71. Сутра выдвигаемся опять на длинный перегон до Медвежьегорска. На мурманской трассе кстати немало карманов с эстакадами. Пытаемся что-нибудь сделать с глушителем, так как уши уже начинает давно закладывать. Но все бесполезно, поможет только сварка и новые трубы. Откладываем это дело до Москвы и продолжаем мучать свои уши и пугать прохожих в деревнях.

Он состоит из двух частей, собственно Рыбачьего полуострова и полуострова Среднего. Они соединены перешейком, длина которого достигает примерно 1 км. Эти полуострова соединены с материком другим перешейком, длина которого составляет около 2 км. Длина Рыбачьего полуострова от мыса Гордеева до мыса Немецкого составляет около 60 км, ширина в северо-западном конце достигает до 10 км, а в юго-восточном до 25 км.

Берега полуострова состоят из черных сланцевых скал, над которыми внутри полуострова расположены невысокие холмы и горы, покрытые и отчасти травой. По берегам рек и в долинах между холмами находятся отчасти , отчасти сухие с хорошей травой. Также здесь располагаются небольшие перелески из березы, ивы и других кустарников.

В северной части полуострова много и озер. Из последних самое значительное озеро Безымянное, длина которого достигает до 10 километров, а ширина до 1 километра. Из него вытекает река Майнаволок, длина которой до 10 км. Из других рек на Рыбачьем полуострове находятся реки Зубова (длина около 13 км), Оленка (примерно 12 км), исток озера Оленка и другие водные объекты.

На полуострове имеется большое количество различных заливов и бухт. Хотя немногие из них могут служить надежными убежищами для судов. Начиная с юго-запада следуют бухты: Малая Волоковая, Большая Волоковая, на северо-западном берегу – губа Вайда. На северо-восточной части полуострова находятся бухты: Скарбеева, Зубова, Майнаволоцкая, на восточном берегу губы: Цып-Наволок, Корабельная, Аникиева и Сергеева.

На южном берегу Рыбачьего полуострова расположен обширный Митавский залив с губами Эйна, Моча, Моткой и гаванью Новоземельской; на юго-западном берегу имеется губа Кутовая. Из мысов наиболее известны: мыс Гордеев, расположенный юго-восточной оконечности полуострова, мысы Шарапов, Башенка и Сергеев, находящиеся на восточном берегу. На северо-восточной части полуострова имеются мысы Цып-Наволок и Лавыш, Лок, Лазарь, Майнаволок, Скорбеев; в северо-западном районе – мысы Кекур и Немецкий; на западной части полуострова расположен Земляной мыс и некоторые другие.

Высшие точки полуострова находятся на мысах: Гордеев, Кекур и Гремящинская пахта (ее высота достигает около 1450 м над уровнем моря). Прочие мысы имеют высоту от 900 до 1800 м. Северо-восточный берег полуострова низменный. Северо-западный берег возвышен и в некоторых местах достигает 6000 м. За Большой Волоковой губой берега снова становятся отлогими. Средний полуостров подступает к фиорду тундристыми отмелями.

Рыбачий полуостров прежде был заселен лопарями (населением финского племени). С 1865 года здесь стали устраиваться колонии вольных переселенцев, преимущественно финляндцев и с западного берега Варангерфиорда и норвежского Финмаркена. Эти народы перешли в русское подданство, но в экономическом отношении тяготели к бывшей свой родине. Рыбацкий и Средний полуострова составляли Рыбачье сельское общество. Лопари почти все откочевали с полуострова на материк. Русские (до 600 человек) являлись сюда только летом, для рыболовного промысла, в некоторые рыболовные становища, например: Вайда-губу, Зубово и Цып-Наволок.

Затем как норвежские, так и финляндские колонии хорошо обстроились. Многие из них процветали, благодаря рыбной ловле, скотоводству, торговле и другим промыслам. Всего колоний на Рыбачьем полуострове было около 9. В них насчитывали около 500 жителей. На Рыбачьем полуострове в колонии Вайда-губе, считающейся одним из главных мест Мурманска по обилию трескового лова, вылавливали за год от 400 до 500 тысяч кг. У колонистов имелось до 100 промысловых судов, на которых они добывают до 1130 тысяч кг морских рыб и до 80 тысяч кг рыбьего жира. На этих же судах они производили торговлю с норвежскими городками Варангерфиорда.

Во второй половине XIX века известный мыслитель Николай Федорович (он был учителем Циолковского) предложил на территории Рыбачьего полуострова основать столицы России. После революции в начале XX века территории западной зоны полуострова Рыбачьего и Средний полуостров стали принадлежать . В 1940 году после советско-финской войны эти территории были вновь возращены нашей стране.

На территории Рыбачьего полуострова находятся залежи углеводорода, нефти и . В 70-е годы прошлого века здесь были осуществлены поиски , но в результате недостаточных исследований, эти поиски оказались неудачными. В 1994 году на полуострове были сделаны сейсмические съемки, по которым были обнаружены залежи нефти. Залежи нефти расположены от полуострова в море. Просторы Рыбачьего и Среднего используются для выпаса олений.

Особенностью вод, омываемых берега Рыбачьего полуострова, является то, что они не замерзают даже зимой. На повышение воды здесь оказывает влияние Нордкапское . В настоящее время, по итогам экспедиции ученных на территорию Рыбачьего полуострова, принято решение сделать здесь охраняемые территории, для сохранения фауны этих мест.