Пещерный город крепость эски кермен. Пещерный город эски кермен

Время на чтение: 7 минут

Есть регионы, которые богаты историческими, архитектурными и культурными ценностями. А есть регион, который ценность сам по себе – это Крым. По сути Крымский полуостров – сплошной заповедник. Здесь трудно ступить десяток шагов, не натолкнувшись на исторический памятник. Один из таких – Эски-Кермен, вытесанный в скалах город-бастион.

Цитадель Эски-Кермен: рождение, величие и гибель

Собственно, скальные города – не редкость для Крыма. Окутанные тайнами, пронизанные мистикой, они, такое впечатление, хранят до сих пор тени своих жителей – тавров, аланов, готов и эллинов, скифов и сарматов. Особенно остро чувствуется это в Эски-Кермене, одном из самых больших пещерных городов.

Крепостное сооружение на ровном, высоком, хорошо защищенном скалами плато построили, очевидно, еще византийцы в начале VI века для защиты Херсонеса-Корсуни. Впрочем, большую стратегическую роль это укрепление вряд ли играло, и некоторое время спустя, утверждают историки, его захватили хазары.

Однако цитадель на плоскогорье постепенно расширялась, а с ней разрастался и город. В начале XII века, по мнению археологов, Старая Крепость (именно это значит крымско-татарское слово «эски-кермен») простиралась на площади 8,5 гектара и в ней проживало свыше двух тысяч человек. Широкая каменная «столешница» была застроена параллельными друг другу жилыми кварталами, между которыми по достаточно просторных улицах сновали повозки. Остатки храмовых кафедр убеждают, что в Эски-Кермене находился не просто священник, а иерарх, епископ. В эти же годы раздвигается и значительно достраивается базилика. Все говорит о том, что город в горах был важным административным центром.

Поселение окружали мощные природные стены, надежные врата, «вылазные» калитки, башни, боевые площадки и казематы. Остатки ирригационной системы, которые раскопали в окрестностях, и террасы с одичавшим виноградом доказывают, что базой экономики здешнего места служило сельское хозяйство. К слову, древние лозы, попав в руки крымских селекционеров, стали ценным источником для новых сортов винограда.

пещерный город Эски-Кермен - храм Донаторов

Несколько раз жизнь в городе-крепости уменьшалась до крошечной, тлеющей искры. Так случилось в 1299 году, когда войска свирепого Ногая, мстившего за сына, убитого в Кафе, разрушили Эски-Кермен до основания. Не сразу, но город все же возродился после кровавого мщения. Однако ненадолго: в 1399 году после штурма ордынцев хана Эдигея жизнь в пещерном поселении окаменела окончательно, слившись с безмолвными скалами.

"Эски-Кермен" - гроты и гробницы

Сегодня Старая Крепость – музей под небесами. Во-первых, здесь можно посмотреть пещеры, которые в эпоху раннего Средневековья были заполнены ослами и козами, пифосами и амфорами с вином, пращами и луками, овечьими шкурами и черепицей. Таких гротов в городе-призраке почти 350.

Жилые дома на участках, раскопанных археологами, относятся к более позднему времени. Были они двухэтажными, прочными, а обитатели их, как теперь установлено, погибли от пожара. В некоторых подвалах исследователи обнаружили скелеты, в том числе детские – очевидно, именно здесь прятались горожане, надеясь пережить палящую стихию.

Во-вторых, можно побродить у руин базилики, построенной в одно время с первым укреплением. Была она прямоугольной строгой формы, с тремя граненными, полукруглыми абсидами (выступы ниже основного здания) и делилась на три части – нефы. Польский посланник и картограф Мартин Броневский, посетивший это место в 1578 году, писал, что базилику украшали мраморные и серпентиновые колонны. Надо сказать, базилика «умерла» раньше городища – основная ее часть превратилась в кладбище, а в одном из нефов обустроили часовню.

Азартный интерес вызывает у туристов осадный колодец с его атрибутами – крутой и глубокой лестницей из 84 ступеней, 20-метровым тоннелем и шахтой, где накапливалась вода на случай длительной блокады. Воду поставлял источник, «перехваченный» строителями фортификационных сооружений. Колодец этот – настоящий артефакт: подобных не нашли ни в одной византийской крепости, построенной в Крыму для защиты от кочевников.

"Эски-Кермен"- алтари и фрески

Наконец, манят гостей Крыма развалины святилищ. Например, церковь Трех всадников, высеченная в каменной гряде у цоколя крепости. У сакрального этого сооружения два входа, пространство между которыми освещалось из двух окон. В храме находятся две могилы – маленькая, должно быть, детская, и побольше. Возле них выемка для подсвечников и углубление с крестом.

Все наводит на мысль, что предметом поклонения были как раз эти захоронения. У «взрослой» могилы виднеется фреска, давшая храму название: Георгий Победоносец, умерщвляющий змия, и двое всадников слева и справа, причем один из них с ребенком позади. Историки полагают, что фреску создали в честь какой-то битвы – настолько важной для горожан, что некоторых участников ее, вероятно, погибших, причислили к сонму святых. Во всяком случае, и храм, и фреска созданы в период – конец XII века – когда татары вонзались в Крым, как голодные волки в отбившегося от стада оленя.

Еще один храм, более древний, был высечен в одно время с первым укреплением у главных ворот. Он имел три входа, почетное кресло епископа и крещенскую купель. В полу вырублены гробницы. Форма постройки настолько необычная, ассиметричная, что ставила в тупик не одно поколение жителей Крыма: татары, к примеру, назвали это место «Судилищем», полагая, видимо, что здание служило не только для молений, но и других целей. Фрески, которыми были украшены стены этого храма, к сожалению, не сохранились. А вот роспись еще одной церкви, Успения, хоть и частично, но все-таки видна. Жители Эски-Кермена устроили эту часовню… в бывшей винодельне. Точнее так: сначала это была яма для зерна, затем здесь прессовали виноград… А потом помещение приспособили под церквушку.

Это, конечно, не все, что приоткрывает древний город любопытным туристам. Башни, дозорные площадки, лестницы, вырубленные в известняке, бойницы и амбразуры… Здесь каждый камень, каждый обломок древней керамики завораживает и шепчет свою быль – о прежних временах и прежних людях.

Долина дарителей

Совсем рядом с мертвым городом раскинулась долина Черкез-Кермен, где находился еще один храм – Донаторов. Построенный между XII – XIV веками, он будоражит умы сохранившейся фреской, на которой изображена литургия Святого Грааля. «Имя» церкви связано, очевидно, с ее меценатами, ведь «донатор» на латыни значит «даритель». Известный советский историк Николай Репников, производивший в Крыму раскопки, полагал, что церковь Донаторов вместе с долиной и крепостью были некогда единым комплексом. Этот же ученый описал многочисленные фрески, которыми славился храм – все они, по его утверждению, отличались высочайшим мастерством, в котором сквозила старая константинопольская школа. Увы, от рисунков не осталось почти ничего, но зато на месте, где возвышалась некогда святыня, сегодня иногда проводят литургии.

Пещера с интернетом

У «подошвы» Эски-Кермена расположена одноименная турбаза. Это целый ансамбль удобного и, вместе с тем, экзотического отдыха: гостиница предлагает комнаты различной комфортности, а любителям эксклюзива – номер-пещеру в средневековом стиле. Внутри усадьбы расположена также автостоянка, кафе с домашней кухней, зооуголок, в котором охотно забавляются дети, есть баня, палаточный лагерь, лошади для прогулок и водоемы для рыбалки. Чтобы порыбачить на территории базы «от зари до зари», то есть весь день, нужно заплатить 1000 рублей. Улов, а пруды изобильны карпом, толстолобиком и карасем, разрешается лично зажарить на мангале и съесть в беседке на свежем воздухе. Чуть выше крепости, в горах, сверкает небольшое, чистое озеро, где тоже можно попытать счастья с удочкой в руках (200 рублей за день рыбалки).

Эски-Кермен на карте Крыма

Дорога в город-призрак

Из Симферополя к туристической базе, а также к самому Эски-Кермену добираются следующим образом:

  • рейсовым автобусом Симферополь-Залесное до села Красный Мак;
  • рейсовым автобусом Симферополь-Холмовка до конечной остановки или до Красного Мака;
  • электричкой Симферополь-Севастополь до села Фронтового (станция «1509км»), а оттуда – 45-ым автобусом до Красного Мака или Холмовки.
  • От названных деревень, следуя указателям, нужно пройти пешком приблизительно 6 километров.

Из Севастополя можно доехать:
- электричкой Севастополь-Симферополь до Фронтового, а далее – упомянутым выше автобусом 45-го маршрута.

Из Ялты добираться так:

до Красного Мака – рейсовым автобусом Ялта-Бахчисарай, а дальше пешком, согласно дорожным знакам.

Выезд из Бахчисарая:

  • автобусом Бахчисарай-Залесное до Красного Мака;
  • автобусом Бахчисарай-Холмовка до конечного пункта или до Красного Мака.

Проще всего, конечно, ехать в эти заповедные места на автомобиле: из Бахчисарая нужно добраться до села Танкового (это около 14 километров), а дальше проехать к Красному Маку (еще 4 километра).
Перед Красным Маком нужно повернуть направо и подъехать к селу Холмовке. Перед ним – свернуть влево, приблизиться к карьеру, повернуть направо и проследовать до изгороди фермерского хозяйства. В этом месте следует еще раз свернуть влево, в долину, из которой навстречу и поднимется легендарный и величественный Эски-Кермен.

Впрочем, люди, которые выберут общественный транспорт и несколько километров будут топать пешком, ни на минуту об этом не пожалеют: пейзажи вокруг настолько упоительны, что дорога покажется странствием в сказку.

Официальные сведения
Средневековый город-крепость в юго-зап. части п-ва Крым,

в 14 км от г. Бахчисарай и в 5 км северо-западнее

Руин средневекового города Мангуп-Кале

Общие сведения об Эски-Кермен (по опубликованным источникам)

Название Эски-Кермен переводится с крымскотатарского как «старая крепость».

Территория города занимала площадь 8,5 га, имея в длину 1040 м и 170 м в ширину. Построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м высотой. Эски-Кермен входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник.

Город Эски-Кермен был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. История города до X века известна мало, поскольку город был незначительным укреплением. Хотя на данный момент некоторые исследователи склоняются к версии, что, возможно, крепость Дорос находилась именно здесь, а не на Дырявом мысе Мангуп-Кале. Это отражено в названии города крымскими татарами: «Старая крепость». Косвенным подтверждением этой гипотезы является наличие осадного колодца VI века, с лестницей из шести маршей и восемьюдесятью ступенями, с двадцатиметровым коридором; подобного не было в других известных укреплениях византийцев периода строительства защитной линии от набегов кочевников в Средней гряде Крыма.

С X века начинается постепенное разрастание города и рост его значения, с наибольшим расцветом, приходящимся на XII и XIII вв, когда количество жителей превысило 2000 человек. В то время здесь уже существует полноценный средневековый город, плато застроено прямоугольными кварталами, разделёнными между собой достаточно широкими улицами, по которым способна проехать повозка, на территории города находился правящий епископ округи, о чём свидетельствуют остатки кафедры в храме у центральных ворот. Перестраивается и расширяется Базилика предположительно построенная в период с конца IV века до начала VIII века, в центральной части плато.

В 1299 году город был разрушен войсками монголов под предводительством золотоордынского беклярбека Ногая и уже не смог до конца восстановить своё былое значение. В 1399 году монгольская армия под предводительством темника Золотой Орды Эдигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался. В окрестностях остаётся только небольшое поселение: Черкес-Кермен (с. Крепкое) расположенное между северной оконечностью Эски-Кермена и Кыз-Куле. Оно просуществовало с периода поздней античности и до начала 70-х гг. ХХ-го века.

Неподалеку от села Холмовка находится пещерный город Эски-Кермен. Построили крепость византийцы в конце 6 века для обороны Херсонеса. В 8 веке хазары город разрушили, но местные жители своих мест не покинули. Окончательно пещерный город Эски-Кермен был разрушен в 1299 году в результате набега золотоордынского эмира Ногая, мстившего всем и всему за смерть любимого внука, которого он посылал в Крым за данью.

Было забыто исконное название города, ведь Эски-Кермен или Старая крепость – название, данное татарами, хотя при их правлении в городе никто не проживал

Город расположен в 18 километрах на юго-запад от Бахчисарая на отдельно стоящей плоской вершине с крутыми склонами и непреступными обрывами. Высота горы примерно 300 метров и вытянута она с севера к югу. Поверхность горы похожа на крыло самолета и имеет длину 1040 метров, и наибольшую ширину 200 метров. Вершина горы находится на южной оконечности плато.

С севера плато несколько вытянуто и немного снижается ближе к северу, заканчиваясь заостренным скалистым утесом. На западе и востоке пещерный город Эски-Кермен ограничивают скалистые обрывы, имеющие высоту порядка 30 метров. С южной стороны, там, где обрывистые скалы имеют небольшую высоту, по пологому склону, извиваясь, поднимается дорога, которая перед вершиной высечена прямо в скале. Эта часть плато в древние времена защищалась мощными оборонительными стенами.

Эски-Кермен , один из самых больших пещерных городов Крыма .

Очень люблю этот пещерный город . Он мне очень близок моими праздниками молодого вина Дионисиями , именно на Эски-Кермене мы давим ногами виноград, танцуем вакхические танцы и проводим обряды посвященные античному культу вина . Этот город вызывает во мне сладострастные чувство ностальгии по ушедшему навсегда, ведь здесь мы гуляли во время тура «Братства Черной стрелы», или гостили здесь во время транс-мегатурных десятидневок, когда стояли в соседнем Черкесс-Кермене . Поэтому, как и по многим другим причинам у меня особенное, трепетное отношение к этому городу. Судьба, рок, накрепко нас связала… Особенно люблю Эски-Кермен , когда здесь никого нет, ни горластых гидов, ни назойливых экскурсантов, которые на понимают зачем их сюда привели, которым чужды энергии этого места, как и чужды люди, населявшие этот город в течении тысячи лет. Когда нет здесь туристов, велосипедистов и местных жителей … Такое время есть, это зима... Вот только в это время, когда здесь никого нет и я один в стенах пещерного дома, где с «балкона» видны горы, темный лес и созвездие Ориона, я понимаю насколько я счастлив такими переживаниями… Но самое невероятные ощущения дает зимняя прогулка лунной ночью среди древних стен и пещер некогда одного из самых великих городов прошлого…

На вершине плато, находятся огромное количество пещер , их более 400, больше чем в других пещерных городах Крыма , поэтому город держит своеобразное первенство в этом вопросе.

Хотя о городе сохранилось очень мало достоверных фактов, внимательному путешественнику, гуляющему по древним улицам среди остатков домов и заглядывающему в самые разнообразные по форме пещеры, могут открыться многие тайны.

Никто уже не помнит истинного названия этого удивительного, самого «пещерного» города из всех Крымских крепостей .

Татары называли его просто Эски-Кермен , предполагают что хазарское название Кут , а обосновавшиеся здесь готы называли этот город Шиварин , возможно греческое название в разные эпохи жизни города могло быть Фуллы , и Климаты . Такое множество названий не удивительно – город существовал тысячу лет, а его населяли или пытались завоевать разноплеменные этносы.

Главные въездные ворота Эски-Кермена, когда-то слева и справа от ворот, на подтесанных площадках возвышались мощные надвратные крепостные башни.

Сам город площадью 8,5 га расположен на ровном плато обрывистой столовой горы.

Его длина по оси север-юг 1000 м, наибольшая ширина - 170 м, высота отвесных обрывов достигает 30м.

Склоны горы сложены из огромных глыб, обточенных ветром и дождем.

Во всех этих глыбах, по всему периметру плато вырезаны сотни пещер самого различного назначения, от храмов, жилых домов, боевых казематов до хлевов и зернохранилищ.

В центральной части плато находится огромная Базилика , рядом раскопаны кварталы жилых домов и узких средневековых улочек.

Хорошо изучена огромная усадьба винодела, с тарапанами для винодавления и глубокими подвалами где хранилось вино.

На окраинах города есть монастыри . Один из них – в виде трилистника при в ходе в город, в свое время служил убежищем для путников опоздавших в город к часу закрытия ворот.

У ворот вырублены погребальные аркосолии и костницы , скальные могилы и маленькие часовни.

Глубокая колея, так же, как и в Чуфут –Кале прорезает главную улицу города и серпентином спускается вниз в долину, напоминая нам о том, что здесь в течении тысячи лет кипела бурная жизнь, оставившая нам редкие артефакты.

Удивительны по-своему и виды храмов: «Судилище» с креслом епископа, маленький и неповторимый храм Успения Богородицы с выбитым в углу тарапаном и подвалом для хранения вина. При подъеме к городу с восточной стороны, путника встречает потрясающий храм вырубленный в отдельно стоящем камне – это так называемый храм трех всадников .

Один из всадников, это почитаемый в пещерных городах Крыма Георгий Победоносец, и два других неизвестных воина местно чтимых святых. У одного из них за плечами сидит мальчик. Могилы усыпальницы неизвестных героев прошлого вырублены прямо в полу храма…

Поистине потрясает циклопическое сооружение осадного колодца.

В колодце вполне возможно спуститься по древним ступеням, вырубленным в скале. Ступени уходят пятью маршами вглубь скалы на 30 метров.

Именно через этот колодец, город был захвачен хазарами во времена восстания Иоана Готского.

Интересно пройти по узкому коридору через расщелину и подняться на северный дозорный комплекс. Откуда открывается потрясающий вид на башню Кыз-Куле соседнего города Черкесс-Кермен .

Побывать у западного и восточного зернохранилища, увидеть то место, где некогда были городские ворота, прикоснуться руками к пазам, куда в свое время закладывалась запирающая ворота балка, подняться на округлые уступы, хранящие следы «постели» того места, где некогда покоились огромные каменные квадры, представляющие собой крепостные куртины и мощные башни.

Поистине многогранен и неповторим Эски –Кермен !

Как и все пещерные города Крыма, Эски-Кермен не возник на пустом месте. Предполагают, что с глубокой древности человек приспосабливал для своих нужд гроты в горах и создавал с помощью кайла новые.

Но при этом, Эски-Кермен также имеет законченные формы крепости и явно создавался по некому гениальному плану древнего зодчего.

По данным археологических исследований, крепость возводилась по инициативе византийских властей в конце VI в. для защиты подступов к форпосту империи в Юго-Западном Крыму - Херсонесу.

Гарнизон крепости состоял из местных жителей - готов и аланов - федератов

(союзников) империи.

Зернохранилища на восточной части города, в более позднее время использовались как боевые казематы.

Предположительно, в конце VIII в. Эски-Кермен попадает под власть хазар.

Не исключено, что жители крепости принимали участие в антихазарском восстании , известном в литературе как восстание Иоанна Готского .

Некоторые исследователи также связывали с этим событием и разрушение стен крепости.

К середине IX в. влияние хазар в Юго-Западном Крыму ослабевает, а затем и полностью прекращается.

крепостные стены из огромных блоков перегораживали наиболее труднодоступные участки крепости.

О жизни Эски-Кермена в IX-X вв. нам известно мало.

Скорее всего, в это время городище представляло собой малонаселенную крепость на византийско-хазарском пограничье.

Со второй половины - конца X в. жизнь на Эски-Кермене , начинает возрождаться.

Это возрождение связывают с помощью Византии, что отчетливо видно из первоисточника, так называемых «записок готского топарха».

Историки и археологи отождествили описанный в «Записке» разрушенный город в области, именуемой «Климаты» , с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом .

Археологические исследования, проведенные в 1928-1930 гг., показали, что крепостные стены в южной части Эски-Кермена , были снесены до основания.

Согласно раскопкам, разрушение крепостных стен в южной части города произошло не ранее конца VIII в. и не позднее X в. Результаты раскопок указывают на то, что после разрушения боевых стен жизнь города продолжалась.

Согласно одному из предположений оборонительные сооружения Эски-Кермена могли быть разобраны в конце VIII в., хазарами, как следствие описанного в «Житии Иоанна Готского» неудачного восстания готов под начальством епископа Иоанна против хазарского владычества.

Наряду с описанным топархом отождествлением, разрушенного города Климаты с Эски-Керменом , было высказано предположение о том, что остатки укрепления Кыз-Куле , что находится на возвышенности Тапшан , вблизи горы Эски-Кермен, к северо-западу от северной оконечности ее плато, располагаются на месте той «крепостцы», о сооружении которой повествует «Записка готского топарха» .

Таким образом, топографические особенности горы Эски-Кермена и ее ближайшей округи, наряду с археологическими данными, а также общие географические сведения, содержащиеся в «Записке готского топарха» , могут служить надежным основанием связывающей «Записку готского топарха» с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом .

Позже, на месте бывшей крепости Эски-Кермен постепенно формируется средневековый город. К XII-XIII вв. городище уже было застроено прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 м. Это наивысший расцвет города, в это время здесь строятся и расписываются храмы, город достигает наибольшего размера.

В конце XIII-XIV вв. поселение подверглось разрушению.

Его связывают с походом золотоордынcкого темника Ногая на Крым в 1299 г.

После этого жизнь на Эски-Кермене постепенно угасает.

Вероятно, окончательно город был разрушен в конце XV в. во время вторжения турок в Крым и падением княжества Феодоро с центром на Мангупе.

В XVI в. в среде местного населения сохранились о нем только смутные предания.

Так, польский посланник Мартин Броневский , побывавший в Крыму в 1578 г., писал: «Недалеко от Манкопии... находится некая весьма древняя крепость и город, но она, ни у турок и татар, ни даже у самих греков вследствие крайней древности не носит никакого названия. Она пришла в разорение во времена греческих князей, о которых в этих местах сообщаются многочисленные злодеяния, которые они совершали против бога и людей».

Из это отрывка видно, что людьми движет идея – дух. Был народ, да и не единый вовсе, а остатки очень многих народов, некогда правивших Таврикой и утратившие былой могущество. В средневековье объединенные готами, исповедующие греческую православную религию, между собой изъяснявшиеся на греческом языке – единственный языке того времени для межэтнического общения. Этот конгломерат различных этносов – остатки тавров, греков, скифов, сарматов, аланов, готов, половцев и других народов представляли собой общность горцев. И у этой общности, была идея - жить в пещерном городе крепости. Строить каменные дома и крепостные стены, вырубать в скалах жилища и хоз постройки, сооружать в скалах, прямо на территории города костницы и склепы для своих близких… ибо не было боязни смерти, не было отвращения к мертвым своим соплеменникам. В этом обществе была другая культура, другое представление о смысле бытия и смерти. И так они жили тысячу лет, из поколения в поколение, придерживаясь своей идеи государственной самостоятельности и гордости. Они умели постоять за свой дом, детей, жену и родителей с мечом в руке. Гордый и смелый народ, почитавший прах своих предков и поддерживающие традиции дедов… Но они погибли под ударами злого рока… А окрестные крестьяне, живущие в горах и лесу, не имели этого духа и идеи жить в городе крепости, при нападении неприятеля они бросали свой дом, животных, пашню и убегали в горы…

Так со временем были забыты пещерные города и те, кто в них жил. И уже спустя 200 лет после гибели города, на расспросы любознательных приезжих, местные жители - потомки древних и славных, но забывшие своих дедов и обычаи говорили по татарски: «Эски-кермен» , что в переводе означает Старая Крепость

(При использовании всех материалов и фото в том числе, гиперссылка на сайт Странник Дори обязательна!)

Как зарегистрированный пользователь Вы можете оставить свой комментарий к этой статье, мне важно Ваше мнение.