Личный самолет абрамовича. Самые дорогие «игрушки» Романа Абрамовича

Сейчас персональные самолёты на пике популярности – почти все преуспевающие бизнесмены предпочитают традиционным пассажирским лайнерам собственные воздушные суда. К слову, на эту пресловутую частную авиацию тратятся баснословные деньги – иногда каталожная стоимость, запрошенная за транспортное средство, увеличивается в несколько раз за счёт модификаций и различных усовершенствований.

Российские бизнесмены не отстают от зарубежья, где многие уже обзавелись частными лайнерами. Роман Абрамович, один из самых состоятельных персон современности, также обзавёлся несколькими самолётами. Наиболее ярким является известный «Бандит». В арсенале у миллиардера числится Boeing 767-300AER, но это не первое его приобретение. Личная авиация российского предпринимателя началась с Boeing Business Jet, который по сути является усовершенствованным вариантом модели Boeing 737-700 (естественно, усовершенствования проводились на уровне VIP).

Когда Роман Абрамович занял пост губернатора Чукотского автономного округа, для него ребром встала проблема транспортной доступности – не всегда можно было с лёгкостью попасть на территорию этого российского региона. Осуществлять беспосадочные перелёты однозначно не удавалось – предлагался вариант регулярного рейса до Анадыря из Москвы на Ту-154М, но самолёт не мог летать на дальние дистанции без дозаправки (остановка делалась в Игарке). Это слишком долго. Поэтому приобретение персонального транспортного средства именно для путешествий по небу стало необходимостью для миллиардера.

Смотрите также: Ryanair дал себя уговорить Украине

Любимец бизнесмена – Boeing 767-33A/ER

Многофункциональный красавец, Boeing 767-33A/ER (с бортовым номером P4-MES), не так давно появился у российского бизнесмена. Роман Абрамович получил его после заказа лайнера гавайскими авиалиниями, который отменился в 2004 году. Тогда же самолёт практически удовлетворил все потребности Абрамовича – потребовалось лишь переоборудование и оформление документов (включая регистрацию на Арубе). Сейчас лайнер может в любой момент отправиться в заданный путь для миллиардера, его базой остаётся аэропорт Станстед (Великобритания).

Смотрите также: В аэропорту Токио экстренно закрыли взлетно-посадочную полосу

Персональные самолёты – это вовсе недешёво. Поэтому неудивительно, что согласно каталожным данным 767-300AER стоит как минимум 180 000 000 долларов. Проведённые модификации могут увеличить стоимость воздушного судна до 300 000 000 долларов.

О дизайне самолётов Абрамовича

Boeing 767-300AER – самолёт, который легко узнать среди сотни других. Почему? Он особенно ярков выделяется за счёт запоминающейся окраски: корпус обвивают бело-серо-коричневые линии. Но это ещё не всё. Узнать это воздушное судно всегда получится из-за косых чёрных полос, которые размещаются рядом с окнами, выходящими на кабину пилотов сбоку. Эта примечательная фигура дизайна у многих может вызвать ассоциацию с маской, поэтому самолёт Романа Абрамовича, известного и состоятельного предпринимателя РФ, так и называется – «Бандит».

Голливудская звезда Харрисон Форд снимался в роли пилота в нескольких довольно известных картинах, таких как «Самолет президента» или «Звездные войны», но и в жизни считается неплохим пилотом. Не зря в 2001 году «Федеральное Управление Авиации» США (FAA) привлекало Форда для участия в компании по предотвращению вторжений на взлетно-посадочные полосы. Собственный «Cessna 525B CJ3» стоимостью около $8 миллионов, который может с комфортом доставить 6 пассажиров на расстояние более 3 000 км, Харрисон Форд пилотирует сам.

Один из величайших гонщиков «Формулы-1», Михаэль Шумахер, приобрел этот реактивный самолет бизнес-класса за $28,5 миллионов в 2002 году. В то время Михаэль был действующим автогонщиком команды «Ferrari» и часто прилетал в места проведения очередных гран-при именно на этом самолете. Скорее всего Шумахера заинтересовал не столько комфортабельный люксовый салон, а скорость, которую может развить этот самолет - 900 км/ч.


Этот самолет, принадлежащий компании «Challenger Administration LLC», расположенной в Вашингтоне, зарегистрирован на имя основателя «Microsoft» Билла Гейтса. Он создан, чтобы с комфортом переместить 8 человек на расстояние, равное перелету из Лос-Анджелеса в Москву или из Нью-Йорка в Токио. В бортовом номере этого самолета(N887WM) присутствуют первые буквы от имен родителей Гейтса «William» и «Maria».


Convair 880 Элвиса Пресли был приобретен в 1975 году за, тогда существенные деньги, $ 250 000. Сразу был переоборудован — вместо 110 пассажиров он теперь мог вместить лишь 28, но зато был установлен большой стол для переговоров, огромные кожаные кресла и бар. После модернизации он стоил уже $600 000. Пресли назвал этот самолет «Lisa Marie» - в честь своей дочери.


Марк Кубан, основатель компании «broadcast.com», приобрел «Боинг» 767-277 для баскетбольной команды «Dallas Mavericks», владельцем которой он является. Этот самолет оборудован специально разработанными креслами, чтобы обеспечивать максимальный комфорт для высокорослых игроков.


Роман Абрамович сделал свое состояние в основном во время приватизации нефтедобывающей промышленности России. Но за рубежом он известен прежде всего как владелец футбольного клуба «Челси». Его личный «Boeing 767», обслуживаемый в лондонском «Luton Airport» в 51 км от Лондона, окрашен довольно неприметно в отличие от интерьера.Внутри самолет отделан натуральным золотом и красным деревом.


Несмотря на то, что Боинг 767 довольно большой самолет, Абрамович стал владельцем новейшего гиганта «Aerobus A-380». Абрамович одним из первых заказал этот самолет на авиасалоне в Ле Бурже. Самолет доставят его владельцу лишь в 2011 году, тогда после переоборудования стоимость его составит $400 миллионов. Для Абрамовича его оборудуют несколькими гостиными, залом для переговоров и роскошными апартаментами. Это самый большой пассажирский авиалайнер, который изначально мог вмещать 380 пассажиров.


Boeing 727-23 Дональда Трампа первоначально принадлежал компании «American Airlines», но затем был выкуплен «D.J. Aerospace», одной из компаний американского миллиардера. Кресла из светлой кожи, позолоченные застежки ремней безопасности, картинная галерея, специальное мягкое освещение и личный обслуживающий персонал - все направлено на самое комфортное путешествие Дональда Трампа и его гостей. Эмблема «Trump» на борту в высоту более метра, 9 метров в ширину и изготовлена из 23-каратового листа золота.


Этот Боинг 747-430 принадлежит правителю Брунея Хаджи Хассанал Болкиах, одному из самых богатых людей мира, который также известен как владелец одной из самых потрясающих коллекций автомобилей и произведений искусств. Этот самолет является самым дорогим частным самолетом - его интерьер отделан чистым золотом, натуральной дорогой кожей и настоящим хрусталем. Стоимость этого самолета более $120 миллионов. Правитель Брунея владеет также 2-мя «Aerobus A-340» и новым «Boeing-767».


Актер Джон Траволта является лицензированным пилотом авиакомпании «Qantas», что позволяет ему пилотировать пассажирские авиалайнеры такие как Боинг-707. К своим 54 годам Траволта налетал более 5 тысяч часов, владеет 5 самолетами, в том числе: «Boeing-707», двумя «LearJet 24B», «Gulfstream 2» а также «Canadair CT-114», на котором обычно обучают военных пилотов правилам ведения боя и фигурам высшего пилотажа. На территории его резиденции в Джемболейре, во Флориде, оборудована взлетно-посадочная полоса, длиной 2 км и рулежная дорожка, ведущая прямо к дому.

Роман Абрамович является самым обсуждаемым и самым популярным у простого народа российским олигархом, и отнюдь не потому, что он является особо щедрым меценатом или рвется в политику. Просто именно об Абрамовиче чаще всего пишет бульварная пресса и именно за его жизнью и достижениями следить интереснее всего, поскольку Роман Аркадьевич сам с удовольствием делится подробностями своего жития-бытия с журналистами. Сказочные богатства Абрамовича уже давно стали притчей во языцех, а одних анекдотов о нем можно насчитать уже несколько десятков. В канун 47 дня рождения российского Креза, который тот отмечает 24 октября, мы посмотрим на самые дорогие его «игрушки»

Персональный футбольный клуб

Задолго до того, как Роман Абрамович стал полноправным владельцем британского ФК «Челси», эта новость муссировалась в прессе. Общественность недоумевала: зачем русскому олигарху покупать буржуйскую футбольную команду, что Абрамович собирается делать с этим приобретением? Многие считали, что новость о покупке «Челси» — утка, до тех пор, пока в 2003 Абрамович официально купил акции клуба за 140 миллионов фунтов и стал активно вкладывать в него деньги. Аналитики говорят о том, что содержание команды такого уровня совсем не доходное дело, однако Абрамович покупал ее и не для заработка — это его собственный, карманный клуб, дорогое хобби, которое в этом мире могут позволить себе лишь единицы





Яхта Eclipse

На момент своего спуска на воду (2009 год) эта белоснежная красотка считалась самым большим частным судном в мире, сейчас же она занимает в рейтинге второе место. Роскошные каюты класса люкс могут вместить до 36 пассажиров. Абрамович часто устраивает на «Эклипсе» деловые приемы вечеринки для своих друзей



Самолет «Бандит»

Личный Боинг 767-33A/ER Абрамович окрестил Бандитом из-за наличия черной полосы под кабинами для пилотов, вызывающей ассоциации с бандитской повязкой. Олигарх прикупил его в 2004 году для личных нужд. Согласно «Известиям» внутренняя отделка салонов обошлась Абрамовичу в 10 миллионов долларов, а в качестве отделочных материалов использовались красное дерево и натуральная позолота



Автопарк премиум-класса

Абрамович относится к машинам, как светская леди к шубам — он не меняет их как перчатки, но если уж пополняет свой автопарк новым авто, то это будет самая дорогая, самая статусная машина. Так, в гараже Романа Аркадьевича есть резвая лошадка Ferrari FXX лимитированного выпуска, во всем мире таких машин насчитывается всего три десятка

Черный бронированный лимузин Maybach 62 , причем не один, а два — второй пригодится, на случай когда в первом кончится бензин. Стоимость одного такого средства передвижения — 1.3 миллиона долларов

Также в автомобильной коллекции Абрамовича есть несколько лошадок «попроще»:

Роскошная купешка Porsche Carrera GT

Недавно признанный одним из самых нерентабельных автомобилей в мире Bugatti Veyron

Еще один представитель семейства гоночных — Ferrari 360

Итальянский спорткар сногсшибательного дизайна — Maserati MC12 Corsa

Также в огромном гараже Абрамовича можно найти всякие там роллс-ройсы, мерседесы, лексусы — такую мелочь олигарх даже не считает

Замок и прочая недвижимость

Ни одна особо королевской крови наверняка не отказалась бы пожить в замке-вилле Chateau de la Croe, расположенном на Лазурном берегу. Ранее эта вилла принадлежала династии Виндзоров — правящей королевской династии в Великобритании. Журналисты подсчитали, что приобретение и обустройство замка обошлось Абрамовичу приблизительно в 40 миллионов долларов



Когда Абрамовичу надоедает Ривьера, от отправляется покататься на лыжах в Америку. Там, на престижном курорте Аспен, где отдыхают все сливки западного шоу-биза, он приобрел уютный дом с видом на горы



Ну а когда время от времени Абрамович заезжает в столицу нашей Родины, он останавливается в своей подмосковной резиденции. Можно предположить, что 21 декабря прошлого года он встретил там: ведь, по слухам, подмосковная вилла олигарха оборудована личным бункером на случай ядерной войны или какого-либо катаклизма

Комментарии (7)

    Raspberry Ответить

    Что же он еще материк себе не купил…личный .
    А с жителей брать налог за пользование.

    Lana Ответить

    Можно подумать. он один так живет, из сильных мира сего

    Semen Ответить

    • Semen Ответить

      Я МОГ ПОТЯРАТЬ ПАМЯТЬ ОЧНУЛСЯ НЕЧЕГО НЕ ПОМНЮ ДЕТИ МАЛЕНЬКИЕПОДХОДЯТ И ГОВОРЯТ ДАЙТЕ АФТОРГРАФ РОМАН АБРОМОВИЧ Я ДУМАЮ ХОРОШИЕ ДЕТИ ВТ И ПРОСЯТ ДАЛЬШЕ ШОЛ ШОЛ ПЬЯНЫЙ ПОДХОДИТ И ГОВОРИТ ТЫ БЫЛ СЫЧЁВ РОНАЛЬДО КАКА Я ГОВОРЮ БАЗАРА НЕТ Я И ТАК БЫЛ СЫЧЁВ РОНАЛЬДО КАКА ДАЛЬШЕ ШОЛ ШОЛ ЖЕНЬШИНА ГОВОРИТ ЧТО ТЫ БЫЛ СЕРГЕЙ ГАЛИЦКИЙ Я ДУМАЮ ХОРОШО ЧТО ОН ТАКОЕ ГОВОРИТ ДАЛЬШЕ Я ПОПАЛ В ДУРКУ ТАМ ПАРАСКНЕВ ВЫПУСТИЛ ПСИХОВ И ПРИДУМАЛ ЧТО ДЕТИ ИНВАЛИДЫ ЛЕЖАТ В ДУРКАХ ПО ИНВАЛИДНОСТИ У МЕНЯ ЕСТЬ ИНВАЛИДНОСТЬ НА ВСЕГДА МНЕ МАНЬК ОТРУБИЛ НОГИ НАЗАД ВСТАВИЛ ДАЛЬШЕ Я СТАЛ ВСПОМИНЛ ЧТО Я БЫЛ СЫЧЁВ РОНАЛЬДО КАКА БАРАК ОБАМА ДМТРИЙ МЕДЕВДЕВ РОМАН АБРОМОВИЧ АЛИШЕР УСМАНОВ МИХАИЛ ПРОХОРОВ МЕССИ ДЕВДИД БЕХКАМ БИЛ ГЕЙТС РОСЕН ПЛИВЛИНИЕВ ФИДУН ПОТАНИН ФРИДМАН КАРЛОС СЛИМ МУКЕШ АМБАНИ ПИШУ СЮДА ИШУ ЧТО СВОЁ МАГАЗИНЫ МАГНИТ ЭЛЬДОРОДО СПРОТМАСТЕР М.ВИДИО СПРОТХИТ BIJAN FIX PRICE SPAR ФИРА ТРЕК ФИРМА ЗОДЧИЙ БЫЛИ МОИ ЗА МОИ ЖЕ ДЕНЬГИ ЗАВОДЫ ФИРАРИ ЛОМБАРДЖНИ МАЙБАХ УРАЛ НИСАН АУДИ КАДИЛАК АСТОН МАРТИН БЫЛИ МОИ ЗА МОИ ЖЕ ДЕНЬГИ Я СЛОМАЛ ВСЕ СУВЕШИЕН ИНТРНЕТ САЙТЫ МИРА КАК И ЕШО ТЕЛЕКАНАЛЫ МИРА ЧТОБ ОНИ СТАЛИ МОИ ЗА МОИ ЖЕ ДЕНЬГИ Я ЗАПАЛАТИЛ ЗА НИХ СВОИ ЖЕ ДЕНЬГИ И ОНИ СТАЛИ МОИ ЗА МОИ ЖЕ ДЕНЬГИ МЕНЯ МАНЬК СВЁЛ С УМА УВАЖАЮ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ ПИЩУ СЮДА ИШУ ЧТО СВОЁ САМ Я ЖИВУ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДЕ МИАССЕ САМ ИНВАЛИД ИДУ ПО ЧЕЛЯБИНСКУ ВСЕ КРИЧАТЬ СТАЛИ ЭМИНЕМ ЭНЕИМ Я И ТАК БЫЛ ЭМИНЕМ ДАЛЬШЕ Я ПРИДУМАЛ СИБЕ НИК ХЗИБИТ ЭХ МЕНЯ ХОТЕЛИ ЗАРЕЗАТЬ К МЕНТАМ НЕПОМОГЛИ ШОЛ ШОЛ УПАЛ УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ ОБ ЛЁД ЧИП ВЫПАЛ ИЗ ГОЛОВЫ ЗНАТЬ НЕЗНАЛ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА НАЙТИ ЧТО СВОЁ МАМА ГОВОРИТ ЧТО ВЫДУМАЛА ЧТО Я ЕЁ ДУШИЛ И ВЫДУМАЛА ЧТО У МЕНЯ БЫЛА ШИЗОФРИНИЯ И Я ОКАЗАЛСЯ В ДУРКЕ МАМА ГОВОРИТ ЧТО НЕБУДЕШ ЛОЖИТСЯ СПАТЬ В 22-00 В ПСИХУШКУ ГОВОРИТ ЧТО НЕБУДЕШ БИБЛИЮ ЧИТАТЬ В ПСИХУШКУ ГОВОРИТ ЧТО НЕБУДЕШ ХОДИТЬ В ХРАМ В ПСИХУШКУ ГОВОРИТ ЧТО УЕДИШ В ПСИХУШКУ Я САМ МАМА ОИЮСЬ СВОЮ ПОПЫ СПЯТ С БОМЖАМИ МАТЕРЯТСЯ Я КУПИЛ СИБЕ ВСЕ ФУТБОЛЬНЫЕ ХОКЕЙНЫЕ ВАЛЕБОЛЬНЫЕ БАСКЕТБОЛЬНЫЕ КЛУБЫ ЗА СВОИ ЖЕ ДЕНЬГИ СИБЕ КУПИЛ ПИШУ СЮДА ЛЮДИ ДОБРЫЕ ДУМАЮ ЕСТЬ ЛБЮБЛЮ МИР И ФУТБОЛ

      Сергей Ответить

      Картинг. Хочу помочь детям!














      Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
      Вот после этого нам дали помещение, где мы сейчас и базируемся. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
      Последние двое соревнований пропустили из-за отсутствия денег.
      Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
      Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет, может, кто согласится стать
      нашим спонсором. Может, кто-то просто окажет материальную помощь.
      Мир не без добрых людей.
      Связаться со мной можно через соцсети.или пишите на почту [email protected]
      Яндекс 410013054375238
      qiwi +79397086879


      Сергей020 Ответить

      Картинг. Хочу помочь детям!
      Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
      К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
      Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
      Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
      Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
      В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
      Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
      Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
      Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
      Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
      Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
      Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
      «Уважаемые граждане! Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
      Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли — не поворачивается сказать, просто уничтожили!
      Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель. нашим меценатом. Может, кто-то просто окажет материальную помощь.
      Мир не без добрых людей.
      Связаться со мной можно через соцсети.Или пишите на почту [email protected] . Сбор средств можно произвести на
      Яндекс 410013054375238
      qiwi +79397086879
      Сбербанк карта 4276540016094496 Если у кого проблема с переводом. Деньги можно выслать на почте посылкой или отправить в коробке грузовой компанией. Деловые линии. Пек.446012 Самарская обл г. Сызрань
      ул Новосибирская 47 Краснов Сергей. Паспортные данные там есть Можно купить технику КАРТИНГИ и отправить по этому адресу ГРУЗОВОЙ КОМПАНИЕЙ.
      Мы не сидим. В это тяжелое время не закрываем секцию, не бросаем детей, трудно, но работаем.Делайте добро.Добро к вам вернется. С уважением Сергей.

      Даже кризис не заставил крупных предпринимателей отказаться от персональных самолетов . Они хоть и дороги в содержании, но больше денег летающие бизнесмены ценят свой комфорт.

      Boeing 767-300 Романа Абрамовича




      Роман Абрамович (в центре) и Эдуард Россель (справа)


      Миллиардер предпочтет рассказать о подробностях ведения бизнеса, может не скрывать марку своего дорогого автомобиля. Но о личном самолете наверняка умолчит. Шумиха в таком вопросе ни к чему. Передвижение олигархов собственным авиатранспортом - их личное дело. Юридически такие полеты приравнены к чартеру. Несколько раз предприниматели заикались перед правительственными чиновниками, что неплохо бы для них, столь значимых для экономики страны людей, заменить разрешительный порядок использования воздушного пространства уведомительным. Но пока результата нет. Вот и в новых правилах, которые вступят в силу 1 ноября, использовать уведомительный порядок за час до вылета будет позволено только частной авиации, летающей не выше 300 метров. Может, позже вспомнят и о миллиардерах. Их самолеты рассчитаны на большие высоты и серьезные скорости.

      Тема табу


      Флот личных воздушных судов россиян, в принципе, не велик. Еще меньше самолетов из сферы деловой авиации. Стать бизнес-джетом может любая машина - были бы деньги. Но обычно под ним понимают небольшой реактивный самолет VIP-класса, чаще всего иностранного производства с ограниченным, не более 19, количеством кресел. По подсчетам экспертов клуба «Бизнес Авиация», одного из крупнейших отечественных продавцов «деловых» и административных самолетов, реальных владельцев бизнес-джетов в России чуть более 450. Так и состоятельных людей, согласно рейтингу миллиардеров «Ф.» , не намного больше. «Смело берите верхнюю половину перечня - эти персоны наверняка имеют в собственности самолеты, - отметил один из собеседников журнала. - Но это абсолютно табуированная для обсуждений тема. Никто не знает более-менее достоверных данных о собственниках самолетов».

      Персональный самолет - как маяк. Позволить себе его могут далеко не все. А пристального внимания большие деньги, как известно, не любят. Не случайно почти все борта не значатся напрямую в собственности тех, в чьих интересах они «работают», а зарегистрированы на коммерческие структуры. Богатые россияне предпочитают оставаться в тени и не спешат подхватывать почин властей, разрешивших проводить регистрацию на физическое лицо, чего еще несколько лет назад не позволялось.

      Владельцами авиатранспорта также являются некоторые политики и артисты. Считается, что у Филиппа Киркорова есть американская Cessna Citation III. «Единоросс», член комитета Госдумы по труду и социальной политике Григорий Аникеев честно указал в налоговой декларации владение самолетом Falcon 2000 Ex Easy . Губернатор Калининградской области Георгий Боос также не стал скрывать, что в 2009 году приобрел небольшой джет на 9 мест. А недавно и президентский авиаотряд обзавелся иностранными самолетами из категории административных Falcon по цене $50 млн за штуку. Французская машина класса heavy jets в пять раз экономичнее по прямым затратам на рейс тяжеловесного лайнера Ил-96-300. Скажем, перелет президента или премьера из Москвы домой - в Питер - обойдется казне в 80–90 тыс. рублей вместо 450–460 тыс.

      И дом, и офис


      На джетах перемещаются по стране и миру предприниматели мега-уровня, способные купить несколько крылатых машин, - Олег Дерипаска , Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг. Роман Абрамович владеет не столько джетом, сколько самолетом, который обычно применяется в коммерческой авиации - Boeing 767-300. Такие лайнеры есть в парках всех крупных авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота» и «Трансаэро». Суждения о точном количестве бортов в частной собственности только приблизительные. Например, сколько в стране используется Cessna, известно от плейнспоттеров (людей, чье хобби - фотографирование и подсчет летательных аппаратов). Они зафиксировали в аэропортах порядка 40 судов данного производителя с различными регистрационными номерами. Из них не менее двух десятков принадлежат неназываемым частным владельцам.

      Преимущественно из джетов состоит флот фирм, занимающихся организацией VIP-перевозок. Таких компаний в стране, по разным данным, насчитывается несколько десятков. Кстати, наличие собственного борта у Владимира Лисина источники не подтверждают, уверяя, что миллиардер № 1 пользуется услугами VIP-авиакомпании, базирующейся во Внукове-3. Но, как правило, клиентура у арендованных самолетов иная. «Их услугами пользуются около 4,5 тыс. человек - бизнесмены, либо не желающие приобретать самолет, либо летающие не настолько часто, чтобы иметь свой борт», - говорит президент клуба «Бизнес Авиация» Сергей Морозов. В любом случае, это люди, которые готовы заплатить за перелет в Европу около 30–40 тыс. евро. Для миллиардеров же в данном случае важен комфорт, у них сформировался определенный уровень запросов. «Если они будут прибегать к услугам таких компаний, то каждый раз это окажется новый, непривычный самолет с чужими стюардессами, возможно, неудобной компоновкой, - поясняет эксперт. - Свой самолет - самолет под себя, как дом и офис одновременно».

      Без террористов


      Тема повышения престижа за счет самолета как дорогой игрушки осталась в докризисных временах. Потребность, конечно, есть. Но большинство предпринимателей, наигравшись в статусность в прежние годы, используют джеты по назначению - для бизнеса. По подсчетам клуба «Бизнес Авиация», перед началом кризиса в 2008 году в московской зоне число вылетов деловой авиации достигло 150–200 в сутки, что сопоставимо с регулярными рейсами за тот же период.

      Одна из причин, по которой состоятельные люди приобретают собственные самолеты, - сложные маршруты. «Допустим, надо в сжатые сроки побывать в Москве, Лондоне, Ницце, Афинах и Санкт-Петербурге, - рассуждает Сергей Морозов. - Никакая крупная регулярная авиакомпания не справится с такой задачей». Зачастую в место назначения и вовсе не попасть обычным самолетом. Согласно результатам исследования, проведенного в 2009 году Galaxy And Mass Assembly совместно с National Business Aviation Association, до 80% полетов бизнес-джеты совершают в аэропорты, где нет регулярного расписания или оно ограничено двумя-тремя рейсами, которые обслуживают небольшие турбинные суда.

      Но даже если речь идет о перелетах в центры с развитой авиационной инфраструктурой, возникают сложности со стыковкой рейсов в разных городах, немало времени уходит на обычную предполетную регистрацию, досмотр багажа, заблаговременное прибытие в аэропорт, как правило, удаленный от населенного пункта. Персональный же самолет необязательно парковать на крупном аэродроме, и он будет ждать задержавшегося пассажира столько, сколько нужно. Здесь ограничение связано только со временем отдыха экипажа.

      Известно, что президент банка «Авангард» Кирилл Миновалов самостоятельно пилотирует свою Cessna. Его бизнес-интересы связаны с солодовенным и стекольным бизнесом. Предприниматель часто проводит переговоры с партнерами в Европе, куда долетает из Москвы за час (с учетом часовых поясов). За день он проводит по несколько встреч в разных городах или даже странах ЕС, а к вечеру возвращается в Россию. Убедительный пример того, как наличие самолета позволяет эффективно управлять собственным временем. Другая немаловажная причина пользоваться персональным воздушным судном - абсолютная и контролируемая безопасность, когда предприниматель уверен в отсутствии террористов на борту.

      Кризис не помеха


      «Надо помнить, что любой владелец бизнес-джета летает не в одиночестве, а вместе с менеджерами и охраной, - напоминает аналитик БКС Севастьян Козицын. - Если бы такой человек пользовался рейсовым или чартерным самолетом, ему приходилось бы выкупать полсалона для своей команды».

      Если не брать верхушку «золотых» миллиардеров, то российский парк джетов состоит из корпоративных машин, которые используются прежде всего в интересах юридических лиц, уверен руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев: «Когда мы говорим о личности Романа Абрамовича, ясно, что его Boeing - машина для одного, но если мы имеем в виду прагматичных бизнесменов типа Олега Дерипаски, то он не станет тратиться на содержание самолета только для своих личных нужд».

      Для таких предпринимателей собственный борт становится вложением в повышение эффективности бизнеса и коммуникативных возможностей компании. Поэтому олигархи продолжают покупать самолеты, несмотря на кризис. «Правда, с 2008 года произошел провал в спросе как в отношении аренды, так и приобретения самолетов в собственность. По моей оценке, произошло падение более чем на 50%», - рассуждает Петр Кошелев, коммерческий директор авиакомпании Jet-2000, предлагающей услуги по менеджменту и аренде бизнес-джетов. Например, в одной крупной компании, продающей джеты, сообщили: в 2009 году она не провела ни одной сделки по продаже самолетов. Много машин было выставлено на продажу, но никого они не заинтересовали. Хотя самолет на вторичном рынке можно было приобрести с дисконтом в 20–50%. Так, по наблюдениям экспертов, от собственных судов безуспешно пытались избавиться совладельцы Sibir Energy Шалва Чигиринский и Mirax Group Сергей Полонский. Зато успех сопутствовал Льву Леваеву, израильскому бизнесмену, владеющему в России компанией AFI Development: свой Bombardier Global 5000 он продал за $46 млн. На первичном рынке ситуация аналогичная. По данным американского производителя джетов Gulfstream Aerospace Corporation, во второй половине прошлого года из России не поступило ни одного заказа, в то время как обычно компания ежегодно продавала российским олигархам до десятка лайнеров.

      Впрочем, восстановление рынка столь эксклюзивных услуг уже началось: медленно, но уверенно увеличивается спрос на «вторичке», следом за ним постепенно оживет и первичный рынок, отмечают эксперты. Если же говорить об интенсивности полетов на джетах, по мнению Сергея Морозова, она уже приблизилась к докризисной: «Предприниматели, конечно, стали экономнее, но я бы сказал - в рамках некоего тренда, потому что все вокруг экономят, но статистика рейсов нашего клуба говорит о другом - летают, как и раньше».

      Кусок самолета


      В этом отечественные бизнесмены не отличаются от зарубежных. Активность полетов деловой авиации в странах ЕС также почти приблизилась к уровню 2009 года, подсчитали в Евроконтроле, лишь в апреле интенсивность вновь снизилась на 34% год к году из-за извержения исландского вулкана. Зато уровень покупок джетов в полной мере не восстановился. По данным Ассоциации производителей авиации общего назначения (GAMA), в I квартале 2010 года мировые поставки этого типа судов составили 164 единицы, что на 14,1% ниже показателя за тот же период прошлого года. Правда, зарубежный рынок гораздо насыщеннее джетами, чем российский, - только в США зарегистрировано около 13 тыс. частных джетов. Конечно, не все они принадлежат резидентам: из-за либерального законодательства в Штатах зарегистрированы суда многих иностранцев, в том числе и значительная часть принадлежащих россиянам 450 самолетов.

      Рэнкинг владельцев бизнес-джетов


      Место

      Персона

      Статус

      Оценка состояния, $ млрд

      Марка воздушного судна

      Цена на первичном рынке, $ млн*

      Роман Абрамович

      Владелец Millhouse Capital , председатель Думы Чукотского АО

      17,00

      Boeing 767-300

      Сулейман Керимов

      Владелец Nafta Moskva , член Совета федерации

      14,50

      Boeing 737-7BJ/W BBJ

      50–52

      Gulfstream G-V

      Давид Якобашвили

      Совладелец «Вимм-Билль-Данна»

      0,53

      Gulfstream G550

      Bombardier Challenger 604

      26–28

      Михаил Прохоров

      Президент группы «Онэксим»

      17,85

      Gulfstream GV-SP

      Falcon 900 EX

      28–30

      Шалва Чигиринский

      Экс-совладелец Sibir Energy

      0,17

      Gulfstream G550

      Рустам Тарико

      Председатель совета директоров и владелец
      банка «Русский стандарт»

      1,60

      Boeing 737-7BJ/W BBJ

      50–52

      Андрей Скоч

      Совладелец «Металлоинвеста»,

      депутат Госдумы

      2,45

      Airbus A319-115CJ

      Михаил Фридман

      Основной владелец и председатель наблюдательного совета «Альфа-групп»

      14,30

      Bombardier Global Express

      Олег Дерипаска

      Гендиректор и владелец «Базового элемента»

      13,80

      Gulfstream GV-SP

      Сергей Пугачев

      Владелец Объединенной промышленной корпорации, член Совета федерации

      2,40

      Falcon 2000 Ex Easy

      Gulfstream IIB

      Григорий Аникеев

      Депутат Госдумы от «Единой России»

      н.д.

      Falcon 2000 Ex Easy

      Вагит Алекперов

      Президент и совладелец «Лукойла»

      10,65

      Falcon 900EX

      28–30

      Як-142 (переделка Як-42)

      2–2,5

      Алексей Мордашов

      Генеральный директор и основной владелец
      «Северстали»

      10,00

      Bombardier Challenger 604

      26–28

      Владимир Потанин

      Президент «Интерроса»

      9,95

      Gulfstream

      25–33

      Владимир Богданов

      Гендиректор «Сургутнефтегаза»

      0,12

      Gulfstream IV-SP

      25–31

      Владимир Евтушенков

      Председатель совета директоров и основной владелец АФК «Система»

      6,50

      Embraer-135BJ Legacy

      23–25

      Игорь Макаров

      Основной акционер «Итеры»

      19,70

      Embraer-135BJ Legacy

      23–25

      Виктор Вексельберг

      Председатель наблюдательного комитета
      и основной владелец «Реновы»

      8,35

      Bombardier BD-700 Global Express

      22–24

      Кирилл Миновалов

      Президент и владелец банка «Авангард»

      0,56

      Cessna 750 Citation X

      Игорь Возяков

      Коллекционер и меценат (бывший топ-менеджер «Транснефти»)

      н.д.

      Learjet 60

      19–20

      Несмотря на финансовые сложности, бизнесмены ни в одной стране не готовы отказаться от пользования персональными бортами. По миру бизнес-рейсами перемещаются сотни тысяч состоятельных, но обедневших за кризис иностранцев. Поэтому еще более активно, чем раньше, за границей развивается форма совместного владения судном. Это так называемая «частичная собственность», а не «частная»: заказчик оплачивает часть стоимости самолета и получает за это на какой-то период времени приоритетный и более дешевый фрахт. «Такой вариант близок к схеме долевого владения, когда человек покупает не самолет, а некоторое количество летных часов на нем, что позволяет оптимизировать собственные расходы», - заявляет Олег Пантелеев. Например, в Европе долевое владение составляет около 10% рынка частной авиации. Естественно, такой совладелец не несет в полной мере и расходов на содержание машины, которые могут достигать 3–5% в месяц от стоимости машины. В России покупки самолетов вскладчину не слишком популярны - немало еще тех, кто способен купить самолет целиком.

      А нглийский фотограф Ник Глейс около 3-х лет снимал интерьеры самолётов африканских диктаторов. Их имена фотограф не называет, но, по слухам, это были, к примеру, король Свазиленда, президент Нигерии и глава Зимбабве. Впрочем, у российских олигархов и их начальника Путина I не менее впечатляющие летающие дворцы.

      Фотографии интерьеров самолётов африканских правителей были представлены на английском Брайтонском фестивале. Ник Глейс, который потратил около 3-х лет на эти снимки, признавался, что согласование разрешений на съёмку каждого из объектов у него поначалу занимало около 3-х месяцев. Однако затем Глейс показал предыдущий снимок одному из африканских царьков. Тот сразу согласился на съёмку своего летающего дворца – «чтобы показать миру, что у него самолёт не хуже, чем у соседа». Кроме того, очередной диктатор получал эксклюзивную информацию, как выглядит летательный аппарат его конкурента по кричащей роскоши. В дальнейшем Глейс пользовался именно этой тактикой.

      В то время как большинство негров чёрной Африки умирали от нищеты и болезней, их правители отделывали свои самолёты буквально золотом. Причины такой кричащей роскоши в 2002 году объяснил король Свазиленда Мсвати III: «Роскошный самолет нужен для повышения престижа государства и привлечения иностранных инвестиций». Этот самолёт и его отделка обошлись королю в 300 млн. долларов.

      Глейс говорит, что самый дешёвый самолёт (вместе с отделкой) из снятых им был стоимостью около 100 млн. долларов. Но чаще всего аппараты обходились в 300-400 млн. долларов. Они отделывались золотом, шкурами, на их стенах висели картины импрессионистов стоимостью по несколько миллионов долларов. По словам Глейса, основными маршрутами африканских диктаторов были перелёты в Европу, в основном во Францию, Швейцарию и Англию. Обратно самолёты летели, забитые одеждой от кутюр, произведениями искусства и дорогими винами.

      Впрочем, такой образ жизни правителей Африки считается там нормой. Как и в прочих слаборазвитых и колониальных странах, кричащее богатство повышает престиж диктатора и любовь народа к нему. Вот так, к примеру, выглядит особняк диктатора Зимбабве Мугабе:

      Этот особняк в столице Хараре обошёлся диктатору в 300-400 млн. долларов. Его спроектировали французы, а строили марокканцы. Стоит напомнить, что в Зимбабве 90% граждан этой страны живут ниже границы нищеты, экономика практически отсутствует, а инфляция побила мировой рекорд, превысив 1 000 000% за год.

      Впрочем, самолёт российского соуправителя Владимира Путина I нисколько не уступает в роскоши летательным аппаратам африканских диктаторов. Ранее сообщалось, что в 2001 году британская компания Diamonite Aircraft Furnishings Ltd выиграла тендер на право выполнить интерьер президентского самолета Ил-96. Общая стоимость российского борта №1 может достигать 300 млн. долларов (т.е. как у короля Свазиленда Мсвати III).

      Но самого Мсвати III и Путина перебил подчинённый последнему «бизнесмен» (назначенный владельцами британских офшоров на эту роль) Роман Абрамович.

      Самолетов у него было в своё время два. Один – старенький Boeing-737, приспособленный под рабочие полеты между Чукоткой, Москвой и Лондоном (сейчас, по слухам, это самолёт продан). Кроме того, у него есть Boeing-767. После отделки интерьера, установки ванн, плазменных панелей и прочего необходимого в полете оборудования стоимость покупки этого летающего дворца перевалила за 1 млрд. долларов. Сподручные Абрамовича даже установили на самолёте противоракетную систему.

      На 2010 год Абрамовичу принадлежало уже 4 самолёта.

      (Один из редких снимков Абрамовича в самолёте; главная принадлежность российского достатка – Ковёр – на месте)


      (На этом фото видно Абрамовича, садящегося в свой Боинг-737)


      (А это Боинг-767 Абрамовича в аэропорту австрийского Инсбрука)


      (Ещё один самолёт Абрамовича – Фалькон; на этом фото запечатлён прилёт «бизнесмена» в Манчествер на полуфинальный матч Кубка Англии между его клубом «Челси» и «Блэкберн Роверс)

      (Фотографии самолётов Абрамовича взяты с сайта airliners.net; за наводку на гелерею летающих дворцов «олигарха» спасибо российскому фотографу Мите Алешковскому)

      Всего же российским «олигархам» принадлежит около 450 самолётов. Некоторые приобретения были символичными. Так, опальный ныне Михаил Ходорковский раньше тоже летал на эксклюзивном самолете. Его выбор пал на фешенебельный Gulfstream-5. По слухам, этот выбор оценил министр финансов Алексей Кудрин и приобрел самолёт бывшего «олигарха».

      (А ведь когда-то Абрамович был простым советским парнем…)