Авиация россии. Самолеты авиакомпании ямал Сухой суперджет 100 95 аварийный выход

Во время 12-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2015 Объединенная авиастроительная корпорация - ОАК пригласила в гости блогеров, которые смогли ознакомиться с некоторыми самолетами, входящими в состав корпорации. Я хотел бы рассказать о самолете Суперджет 100 . Это было мое первое знакомство с этой машиной. Впервые я попал на борт этого самолета всего на день раньше. А сегодня мне провели полную экскурсию по этому летательному аппарату.
1.

Мы посетили самолет SSJ 100-95LR (RA-89034), предназначенный для авиакомпании “Ямал”. Это ближнемагистральный пассажирский самолет нормальной аэродинамической схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и однокилевым оперением. Он предназначен для региональной авиации. Первым реактивным региональным самолет стал отечественный Як-40, который поставлялся в том числе и на экспорт. До этого региональные перевозки осуществлялись либо на самолетах Boeing 737, который дороговат для таких перевозок, либо на турбовинтовых самолетах. В конце 80-х годов компания Bombardier сделала из своего большого бизнес-джета “Challenger” региональный самолет CRJ. Впервые он поднялся в воздух 10 мая 1991 года, став первым региональным самолетом современного уровня среди 50-местных машин. Затем появились самолеты Embraer. По размерам пассажирского салона они больше, чем CRJ. Однако компания “Гражданские самолеты Сухого” (ЗАО "ГСС") создала региональный самолет с характеристиками пассажирского салона как на лайнерах, предназначенных для перелетов “hub to hub”, то есть между крупными городами. Это условие позволяет авиакомпаниям привлекать дополнительных пассажиров на свои рейсы.
2.

3.

Экскурсию провел Долотовский Александр Викторович - заместитель главного конструктора ЗАО "ГСС" по аэродинамике.
4.

Самолет сконфигурирован для перевозки 103 пассажиров в салоне полного экономического класса. Сидения установлены по схеме 2+3. Ширина кресел 465 мм.
5.

Первые три ряда кресел установлены с увеличенным шагом 33 дюйма. Они отделены от остального салона опциональной шторкой, которая является разделителем классов. Эта мера позволяет авиакомпаниям продавать первые три ряда как бизнес класс. Такой подход часто используется в различных авиакомпаниях, когда пассажирам предоставляется не на много больше комфорта в самолете, но дается бизнес обслуживание, которое состоит не столько из кресел, сколько из скорости прохождения через терминалы аэропорта, получения багажа и так далее. Например, этим пользуется авиакомпания “Lufthansa”. Так же размер фюзеляжа самолета Суперджет позволяет при необходимости установить в носовой части кресла полноценного бизнес класса, по размерам не уступающих тем, что стоят в самолетах A320 или Boeing 737. Именно такую компоновку имеют самолеты Суперджет авиакомпании Аэрофлот.
6.

Дальше идут кресла с шагом 30 дюймов. Пространство для пассажиров здесь обеспечено не только шагом, но и размером самих кресел. Не смотря на то, что это не Slim Seat, которые сейчас пошли и имеют толщину вдвое меньше, эти кресла тоньше, чем те, которые летают на самолетах, произведенных в 90-х годах. Поэтому даже при 30-и дюймовом шаге пассажиры чувствуют себя так же, как и при стандартных компоновках с шагом 31 или 32 дюйма.
7.

Багажные полки в пассажирском салоне выбраны таким образом, чтобы пассажиры, которые путешествовали перед этим на самолете широкофюзеляжного класса, не испытывали затруднений со своей ручной кладью. Размер багажной полки, расположенной над длинным рядом (справа), немного больше, чем предоставляет A320 в своей стандартной конфигурации. Полки напротив (слева) меньше по глубине, но в нее все равно влезает стандартный чемоданчик. А учитывая, что эта полка стоит над двухкресельным блоком, места хватает всем. То есть объем багажной полки на одного пассажира здесь не зависит от того, с какой стороны он летит. При этом если сравнивать размер полки с прямым конкурентом Суперджета - Embraer 190, высота полки нашего самолета почти в два раза больше, чем у Embraer.
8.

Широкий проход между кресел выбран из соображений авиационной безопасности: ширина Trolley (тележки для еды) + 1 пассажир. Это связано с отсутствием на самолете аварийных выходов на крыло. Такое решение было принято изначально. Наличие аварийных выходов на крыло ограничивает конструкторов при формировании компоновки салона. В районе выходов на крыло всегда должен оставаться увеличенный шаг установки кресел. Плюс в районе выхода может появиться ряд кресел с неоткидывающимися спинками. При этом авиационными правилами при компоновке самолета до 110 кресел допускается не делать аварийные выходы на крыло, если в ходе специальных испытаний на аварийную эвакуацию пассажиры уложатся в пределы специальных нормативов. Это порядка 90 секунд. Благодаря широкому проходу испытания прошли без травм, а все нормативы были выполнены. Ширина прохода на самолете Суперджет составляет 510 мм, а высота салона равна 2,13 м.
9.

Задний туалет специально сделан большим. Он оборудован пеленальным столиком. Это удобно для пассажиров, путешествующих с маленькими детьми. Кроме того, туалет по своим размерам удобен для людей с ограниченными возможностями. Пеленальный столик есть и в переднем туалете. Меня удивило наличие пепельницы в двери. Оказалось, что это контейнер для мелкого мусора, который по умолчанию маркируется как пепельница. Поэтому если вам нужно выплюнуть жвачку не нужно ее приклеивать к креслу. Авиакомпании тратят большие деньги на их очистку. Дойдите до туалета и положите ее в контейнер.

В кормовой сервисной зоне установлена кухня стандарта АТЛАС. Она состоит из модулей и конкретно на этом самолете оборудована одной печью, кипятильником и кофеваркой. Так же она снабжена тремя полноразмерными тележками для еды. Опционально здесь может стоять большая кухня с четырьмя печами, на которой тележек будет уже шесть. Это нужно для авиакомпаний, которые планируют возить пассажиров на большие расстояния и кормить горячим питанием. Кухня в носовой части оборудована не полноразмерными, а половинными тележками для еды. Опционально на ее месте может стоять полноразмерная кухня с двумя печами. На фотографии тележки для еды кормовой кухни.
10.

Все освещение в салоне светодиодное. Здесь нет ни одной лампы накаливания. Светодиодные лампы значительно долговечнее. Благодаря этому стоимость обслуживания самолета снижается.

По поводу форсунок индивидуального обдува. Они ставятся в старые самолеты по причине того, что система кондиционирования плохо справляется с задачей выравнивания температуры по салону. В самолете Суперджет установлена современная система кондиционирования с цифровым управлением. Поэтому форсунки индивидуального обдува здесь не нужны. Опционально их устанавливают по просьбе авиакомпаний. Но самолет при работающей системе кондиционирования весьма комфортен.
11.

Иллюминаторы, установленные на самолете, являются самыми большими не только в классе региональных, но и узкофюзеляжных самолетов. Линия иллюминаторов расположена таким образом, чтобы пассажирам было удобно смотреть на землю. Конструкторы исходили из того, что в полете интереснее смотреть на то, что происходит под тобой.
12.

Почему такой комфортный салон? Этот самолет предназначен для того, чтобы эксплуатироваться по системе “Hub and Spoke”. Это перелеты между крупными городами (так называемые “хабы”), а дальше на региональных самолетах по отдельным регионам. “Хабы” являются накопителями, а региональные аэропорты дистрибьюторами пассажирского потока. На сегодняшний день региональный самолет это, как правило, достаточно серьезный компромисс с точки зрения комфорта для пассажиров. Например, если по маршруту от крупного аэропорта в регион летает самолет CRJ, вам придется отдать свою ручную кладь в багаж, потому что она не влезет в полки. В Европе такие самолеты начинают выдавливаться с рынка скоростными железными дорогами. Люди реально не хотят себя стеснять. Поэтому при формировании технического задания на самолет Суперджет была проведена большая работа с маркетологами. Ставилась задача дать пассажирам такой же уровень комфорта, как на узкофюзеляжных самолетах и широкофюзеляжных в эконом классе. Для того чтобы пассажиры не чувствовали ущерба в комфорте. Чтобы у них не было необходимости сдавать свою ручную кладь в багаж, повысив тем самым скорость оборота самолета в аэропорту. Поэтому на сегодняшний день Суперджет 100 - это новый стандарт комфорта для региональных перевозок.
13.

Большое поперечное сечение фюзеляжа однозначно диктовало очень жесткие требования по уровню аэродинамического совершенства компоновки. Потому что чем больше фюзеляж, тем хуже у самолета аэродинамическое качество. Комфорт плохо влияет на аэродинамическую эффективность. Поэтому чтобы не тратить топлива больше чем конкуренты, конструкторы пошли на беспрецедентно большое удлинение крыла. Удлинение крыла - это отношение квадрата его размаха к его площади. На сегодняшний день это один из немногих пассажирских самолетов с металлическим крылом с удлинением 10. Винглетов на крыле нет. Они ставятся тогда, когда невозможно сделать крыло большого удлинения. Хотя эта идея рассматривается и, может быть, винглеты еще появятся на Суперджетах.
14.

Крыло сформировано из суперкритических профилей. Когда самолет летает на трансзвуковых скоростях (это больше 0,75 Маха) он вплотную подходит к звуковому барьеру. При этом на верхней поверхности крыла скорость воздушного потока становится сверхзвуковой. Появление сверхзвуковых зон приводит к появлению волнового сопротивления, которое может увеличить сопротивление самолета на 30%. Если взять стандартный профиль, то на скоростях 0,72 Маха он будет очень сильно упираться и самолет просто нельзя будет дальше разогнать. С этой проблемой борются давно. Есть разные способы. Наиболее простой - это уменьшать толщину профиля крыла. Поэтому на всех истребителях крылья очень тонкие и плоские. На всех старых трансзвуковых самолетах крылья тоже очень тонкие. Но такое крыло очень тяжелое и в него трудно поместить топливо. Еще в 60-е годы был придуман так называемый суперкритический профиль. Но далеко не все умеют его хорошо делать. С самого начала создатели Суперджета плотно работали с отраслевыми институтами. И когда встал вопрос о профилеровке крыла, они обратились в ЦАГИ. В итоге крыло получилось скоростное. Самолет оптимизировался для полета на махе 0,78. Реально он летает на махе 0,79. В результате того, что конструкторы сделали такое хорошее крыло, по расходу топлива Суперджет 100 с большим фюзеляжем экономичнее, чем самолет Embraer 190 с маленьким фюзеляжем примерно на 7%.
15.

Мы пришли в кабину. Во время ее проектирования масса изменений была внедрена по результатам общения с авиакомпаниями о том, как должен выглядеть пассажирский самолет. Одно из важных изменений - это переход на кабину, сделанную по концепции Airbus, вместо того, чтобы делать кабину по концепции Boeing, которая первоначально предполагалась. Авиакомпании достаточно четко озвучили свои предположения, что будущее за концепциями Airbus. В результате самолет имеет кабину с боковой ручкой и высокой степенью автоматизации системы управления как в ручном так и в автоматическом режиме.
16.

17.

Side-stick — боковая ручка управления командира экипажа.
18.

Side-stick второго пилота.
19.

В базовой конфигурации в кабине установлены два FMS (Flight Management System). Это компьютерная система управления полетом, которая включает в себя бортовой датчик, приемник и вычислитель с базами навигационных данных и данных о летно-технических характеристиках воздушного судна. Самолет способен выполнять автоматический полет сразу после взлета, поскольку FMS обеспечивает не только горизонтальную, но и вертикальную навигацию. Самолет сертифицирован и выполняет автоматический заход по 1-й, 2-й и 3-й категории, включая автоматическую посадку.
20.

Самолет допущен к выполнению полетов в зону точной зональной навигации - P-RNAV (Precision Area Navigation). Зональная навигация RNAV - это метод навигации, который позволяет воздушному судну выполнять полет по любой желаемой траектории. Это первый Российский самолет, имеющий такой сертификат. При этом сертификат выписывался по результатам испытаний, которые выполнялись в Финляндии под пристанным вниманием Евроконтроля.
21.

Самолет может выполнять заходы в режиме вертикальной навигации, когда трехмерная траектория пространства формируется Flight Management System с использованием средств навигации, которые есть на борту. Это два источника спутниковой навигации: GPS и ГЛОНАСС. Три инерциальные системы с высоким разрешением - IRS (Inertial Reference System). Все средства радионавигации: VOR (Very high frequency Omni directional radio Range), DME (Distance Measuring Equipment). Кроме того на борту опционально может быть установлен автоматический радиокомпас - ADF (Automatic Directional Finder). Это автоматический указатель направления, который позволяет выполнять заходы в северных регионах. В частности для авиакомпании "Якутия" поставляются самолеты с двумя опциональными ADF-ами.
22.

23.

Самолет сертифицирован для эксплуатации в диапазоне температур от -55° до +45°. Традиционно испытания на низкие температуры проводятся в Якутии с полным обмораживанием самолета. В ходе тестов испытатели показали возможность безангарной эксплуатации самолета в условиях средних температур ниже -45°.

На данной машине стоит опциональный метеорадар с системой обнаружения сдвига ветра. Плюс у этого радара есть возможность картографии и обнаружения турбулентности.
24.

Немного про систему управления. Взяв за основу концепцию кабины Airbus, конструкторы вовсе не стали заниматься простым копированием. Совместно с ЦАГИ были разработаны совершенно уникальные законы управления, которые полностью написаны здесь в России при активном участии 15-го отделения ЦАГИ - отделения устойчивости и управляемости. Эти законы включают в себя не только те функции, которые уже реализованы в Airbus, но и ряд тех, которые только сейчас появились на A350. На самолете был заложен некий mix между идеологией Airbus и традиционным самолетом. Принципиальные отличия заключаются в том, что уровень автоматизации здесь такой же как на Airbus, но при этом для функции автоматического управления тягой на Суперджете установлен автомат тяги с исполнительными механизмами. То есть при работающем автомате тяги ручки управления двигателями (РУД) двигаются, чего нет на Airbus, где РУДы стоят в положении “Climb” весь полет. Если пилоты на посадке забывают убрать РУДы, начинается внезапное для них увеличение тяги. По этой причине была как минимум одна катастрофа A320 в Сан-Паулу 18 июля 2007 года. Кроме того, Суперджет, с точки зрения пилотажных характеристик, ведет себя как обычный самолет с механической системой управления. У Airbus есть серьезные отличия в его поведении как в продольном, так и в боковом канале от самолетов с механической системой управления. Это решение разработчика. Но конструкторы Суперджета решили, что эта идея не очень хорошая. Потому что пилот начинает свое обучение на самолете с механической системой управления. У него вырабатываются определенные навыки. Для того, чтобы оказавшись в стрессовой ситуации пилот не получил дополнительных факторов, выражающихся в том, что поведение самолета не соответствует его ожиданиям, конструкторы сделали у самолета динамику таким образом, чтобы пилоты не чувствовали отличий при переходе от самолета с механической системой управления на Суперджет. Это введение имеет очень хорошие отзывы, как от Российских летчиков, так и от иностранных, начиная от пилотов Airbus. Филипп Кастен, который сейчас участвует в испытаниях самолета A350, 6 лет работал в команде Европейского агентства авиационной безопасности - EASA (European Aviation Safety Agency) по сертификации самолета Суперджет. Ему очень нравится эта машина.

Стекла в кабине пилота обеспечивают максимальный угол обзора для пилота гражданского самолета. Для региональной авиации это важно. Поскольку приходится летать на плохие аэродромы в плохих условиях видимости. Стекло обогревается и, при этом, оно абсолютно прозрачное. Технология была разработана специально для Суперджета. Сейчас компания Sully-Gobaine (Франция) является единственным в мире производителем, который может делать стекла с обогревом такой площади, и таким уровнем прозрачности.
25.

После знакомства с кабиной пилотов и пассажирским салоном, мы спустились по трапу и обошли самолет.
26.

27.

28.

Все проектирование самолета с самого начала велось в цифре с использованием системы трехмерного моделирования CATIA V5. Это позволяло еще в 3D проводить анализ различных отсеков. Кроме того, учитывался опыт команды, которая до этого работала в разное время с различными самолетами. Благодаря этому были проработаны мельчайшие детали. Например, лючок пульта заправки топлива, который постоянно находится в доступе. Самолет сделан под очень короткий срок оборота. Время на земле не должно превышать 30 минут. С таким темпом бывает так, что лючки забывают закрыть. Чтобы его не оторвало в полете, петли сделаны таким образом, чтобы он закрылся набегающим потоком воздуха.
29.

На самолете нет ни одной аналоговой системы. Все системы имеют цифровое управление. Топливная система тоже цифровая. Она имеет собственные топливные плотномеры, которые стоят в баках и обеспечивают измерение плотности топлива. Поэтому топливо принимается на борт не в литрах, а в килограммах. Измерение производится с высокой точностью. Таким образом, экипаж всегда знает точное количество топлива в килограммах не зависимо от того, холодное ему привезли топливо или горячее. Это одновременно и экономия и безопасность. В топливной системе присутствуют датчики свободной воды. Они предназначены для обнаружения воды в топливе. Традиционно эту процедуру делают следующим образом: с дренажа топливных баков сливаются пробы, в которые насыпается мараганцовка. Таким способом проверяют наличие воды в баках самолета. Если машина летает с такой частотой, с которой летает региональный самолет, а Суперджет делает 3-4 оборотных рейса в день (то есть 6-8 взлетов и посадок), можно и не доглядеть. Поэтому в топливной системе стоят датчики обнаружения свободной воды, которые зажгут лампу в процессе заправки при ее обнаружении.
30.

Основные стойки шасси самолета сделаны по двухподкосной схеме. Обычно такая схема применяется на больших широкофюзеляжных самолетах. Она существенно превосходит одноподкосную как по прочности на боковой удар (при посадке с боковым ветром), так и по весу. Не смотря на то, что сама стойка тяжелее, ее вес со всей окружающей конструкцией легче.
31.

Ниша основных опор шасси.
32.

На самолете установлен турбовентиляторный двигатель SaM146 компании PowerJet , который был разработан специально для Суперджета.
33.

34.

35.

36.

37.

Это новое поколение региональных двигателей. При его проектировании были применены самые современные технологии. В первую очередь это 3D оптимизация всех аэродинамических поверхностей. Так как он предназначен для регионального самолета, было уделено большое внимание попаданию в него посторонних предметов. Все лопатки вентилятора меняются без снятия двигателя с крыла. Двигатель построен по модульной архитектуре. Это позволяет проводить большую часть ремонтных работ без съема двигателя. Если все-таки есть необходимость произвести замену двигателя, он меняется за 1,5 часа бригадой из 2-х человек.
38.

На самолете Суперджет удобен не только пассажирский салон, но и багажный отсек. Сравним его с багажным отсеком самолета Embraer 190, высота которого составляет меньше одного метра. Так как багаж в обоих самолетах грузится навалом, для того чтобы загрузить/разгрузить рейс, необходимо там поместить человека. На самолете Суперджет специально была выбрана высота багажного отсека больше 1 метра. Это позволяет работать грузчикам в более комфортных условиях. Кроме того, не смотря на то, что Суперждет больше, чем Embraer 190, высота нижнего обреза багажного люка у него ниже. У Embraer 190 эта высота составляет больше 2-х метров. То есть стоя на земле дотянуться до ручки открытия люка очень сложно без подкатывания стремянки. Для того чтобы загрузить на борт багаж последнего пассажира, который только что прибежал, к Embraer 190 нужно подкатывать стремянку. На самолете Суперджет люк можно открыть с земли без использования дополнительных приспособлений.
39.

40.

На сегодняшний день в мире существует серьезная потребность в 100-местном узкофюзеляжном самолете, который позволит авиакомпаниям в условиях кризиса управлять своими расходами. И Суперджет 100 подходит для этой роли очень хорошо. Именно поэтому компания ГСС ведет работу во всех регионах мира.
41.

Дополнительную информацию о количестве воздушных судов и сроках их поставок можно узнать и .
По процентному соотношению доли Российских и импортных деталей к конструкции Суперджета очень хорошо написано в этой статье .
Что касается производства в условиях санкций, на этот вопрос трудно получить однозначный ответ. Никто не знает, что будет завтра. И можно только гадать об этом.

Огромное спасибо Долотовскому Александру Викторовичу за проведенную экскурсию. А так же Объединенной авиастроительной корпорации за приглашение.

Гордость российской авиапромышленности, инновационная разработка, на которую правительство возлагает большие планы – всё это о модели современного самолёта «Сухой Супреджет-100».

Несмотря на то, что модель имеет ряд недостатков, она является следующим шагом в развитии отечественных пассажироперевозок на небольшие расстояния.
При условии ответственного развития и доработок, он имеет все основания получить звание лучшего в своём классе.

История создания

Начало работ над созданием прототипа первого «Суперджета» было после победы проекта PRJ в конкурсе на получение лицензии для разработки.

В феврале 2006г. компания приступила к сборке первой модели SSJ, а ровно через 1 год модель была доставлена из Комсомольска-на-Амуре на полигон в Жуковском с целью презентации и проведения контрольного статического испытания.

В феврале 2008 г. была произведена первая проверка работоспособности силовой установки, её совместимости с другими системами. Ещё через 2 месяца Sukhoi Superjet- 100 был опробован на взлётно-посадочной полосе.

Проверку перемещения и рулевого управления модель прошла успешно.

Осенью этого года SSJ- 100 подвергся проверке, касающейся сертификации в межгосударственном авиационном комитете и прошел ресурсные испытания.

24. 12. 2008 г. под управлением летчика-испытателя Л. Чикунова и Н. Пушенко, авиалайнер поднялся в воздух более чем на 2 часа. Высота, на которую поднялась модель достигала 6 км.

Результаты проверок ЦАГИ были получены в 2010 г, в результате чего ЗАО » получило лицензию на производство данной модификации. 19 апреля первый опытный образец был подарен армянскому авиаперевозчику «Armavia», который успешно эксплуатирует его для своих нужд.

Конструкция

Турбовентиляторный силовой агрегат SaM146 российско-французской компании Power Jet, установленный с двух сторон корпуса, обеспечивает безупречную работу модели. План самолёта «Сухой Суперджет» ничем не отличается от стандартных классических норм аэродинамики, представляя собой обычное ближнемагистральное пассажирское судно.

Стреловидная форма крыльев, оснащенных закрылками с одной щелью, носовой обтекатель, многие механизмы и детали – всё это изготавливается из композитных материалов.

Управление лайнером осуществляется с помощью сайдстика, установленного вместо штурвала, что в отечественных разработках используется впервые.

Механические амортизаторы для безопасности посадки не устанавливаются, так как вместо них конструкторы применили автоматическую защиту от касания хвостовой частью посадочной полосы.

Схема салона

Производитель комментирует схему салона такими словами: «Места в нашем самолёте «Сухой Суперджет- 100» спроектированы таким образом, что на первый план поставлен наибольший комфорт и безопасность, созданная беспрецедентными характеристиками. Таким образом, пассажир, прилетевший на большом авиалайнере для дальнемагистральных полётов и пересевший в небольшой региональный, практически не почувствует разницы.


Конструкция салона эконом класса в сравнении размеров идентична «Боингу» или «Аэробусу». Расстояние в ногах позволяет спокойно расположиться и разогнуть ноги даже высоким людям, а полка для размещения багажа на 50 л, и вовсе бьёт все рекорды.

Дополнительно это является достоинством благодаря тому, что нет необходимости сдавать сумку или чемодан в багаж, а затем ожидать её получения по прибытии.»

Расположение мест в самолёте «Сухой Суперджет» спроектировано таким образом, что здесь имеется 2 категории: эконом и бизнес-класс.

Недорогой салон имеет 75 посадочных мест против 12 в более дорогом классе.

Отдельно следует упомянуть расстановку кресел, они размещены таким образом, что с одной стороны по борту в одном ряду 3 штуки, через проход по второму борту – 2. Туалеты находятся в передней и задней части.

Расположение лучших мест

Общая вместимость салона может существенно отличаться в зависимости от выбранного места. Наиболее удобные в эконом классе находятся в 6 ряду. Здесь больше места для ног, так как нет кресел впереди.

Остальные считаются относительно удобными, во многом отличающимися от своих «одноклассников», использующихся в региональной авиации. Величина расстояния между соседними сиденьями составляет 81 см.


Противоположная ситуация касается последнего ряда, установленная сзади перегородка не позволяет полностью откинуть спинку и расположиться с максимальным комфортом.

Кроме этого, строение салона самолёта имеет некоторые особенности, касающиеся практически всех мест в любом общественном транспорте. Поэтому их желательно учитывать, выбирая место:

  1. Кресла, расположенные возле иллюминатора, отличаются тем, что в течение всего полёта можно любоваться открывающимися видами (при условии дневного перелёта и ясной погоды). Однако выбираться из него неудобно, придётся беспокоить соседнего пассажира;
  2. Сиденья, установленные рядом с проходом, имеют совершенно противоположные характеристики. Выйти в туалет с них легко, не нужно никого просить пропустить вас. Но, довольно часто могут беспокоить проходящие бортпроводники, развозящие на тележках продукты и воду, а также пассажиры и сосед, которому нужно выйти.

Общие технические характеристики

Одно из основных отличий, которое имеет «Сухой Суперджет- 100»– это производство с использованием современных технологий и инновационных проектов.

Благодаря этому, некоторые технические характеристики кардинально отличаются от аналогов, выпускаемых ранее.
Ознакомиться с ними можно с помощью таблицы, приведённой ниже:

Характеристика Величина/ описание
Длина, м 29,95
Высота, м 10,29
Размах крыльев, м 27,85
Диаметр фюзеляжа, м 3,25
Максимальный взлётный вес, кг 45 890
Максимальный посадочный вес, кг 40 000
Вес пустого самолёта, кг 24 240
Оптимальная скорость, км/ч 820
Максимальная скорость, км/ч 870
Высота полёта, м 12 100
Дальность полёта, км 3 050
Количество пассажиров, чел 98
Длина пробега, м 1 620
Количество экипажа, чел 2+2

Благодаря своим особенностям, «сотка» может эксплуатироваться на взлётно-посадочных полосах всех типов.

Кроме этого, авионика модели позволяет выполнять данные действия даже в сложных метеорологических условиях.

Кроме этого, цена билетов на небольшой самолёт невысока, что делает его более популярным для использования в региональных перевозках.

Модификации семейства Super Jet- 100

По состоянию на ноябрь 2017 г. произведен 151 самолёт «Сухой Суперджет- 100». Однако это касается не только одной модели, а всей серии, разработанной на единой базе.


Всего на данный момент известно 7 различных вариаций, предназначенных для различных целей:

  1. Самолёт «Сухой Суперджет-100 В» – стандартный вариант, с которого началась история модели;
  2. Модель 100 В-VIP – административно-деловой вариант, разработанный на базе основной модели. На данное время 2 машины эксплуатируется в СЛО «Россия» и 1 в авиакомпании «РусДжет»;
  3. 100 LR (Long Range) – отличается увеличенной дальностью полёта, достигающего 4 500 км;
  4. 100 LR-VIP – административно-деловой вариант с увеличенным расстоянием полёта. Произведено 5 единиц техники (2 МЧС, 2 Королевский двор Тайланда, 1 казахский филиал швейцарской компании);
  5. 100 SV – модель находится на стадии разработки, производитель обязуется представить опытный образец с увеличенным фюзеляжем и большей пассажировместительностью в 2018 г;
  6. Sukhoi Business Jet, или SBJ – предназначается для перелётов важных лиц. Отличается повышенным комфортом. Внутренняя отделка салона выполняется по индивидуальному заказу. На сегодняшний день единственным обладателем такой модели является казахский МЧС;
  7. Sportjet by Sukhoi – модификация, предназначенная для перевозки спортсменов, планируется начать серийное производство к началу ЧМ по футболу 2018 г.

Из всего количества выпущенных самолётов «Суперджет» только 117 единиц передано заказчикам, остальные находятся в ангаре производителя или находятся в Жуковском на статических испытаниях.

Достоинства самолёта

Как говорилось ранее, «Сухой Суперджет- 100» производится с применением современных технологий, что позволяет говорить о его высоком качестве, надёжности и безопасности.

Основные конструкции спроектированы таким образом, что эта модель является единственной прошедшей сертификацию по мировому стандарту. Помимо этого, в момент разработки самолёта учитывались не только технические требования, но и пожелания и рекомендации будущих заказчиков.

Это позволило максимально приблизить конструкции Павла Сухого к идеальному варианту.

Достоинства разделяются на полученные от пассажиров и эксплуатационные, те которые затрагивают пилотов и собственников, занимающихся обслуживанием. Если рассматривать положительные характеристики самолёта от путешественников, можно отметить следующие:

  1. Удобная схема самолёта;
  2. Салон, отличающийся шириной и простором;
  3. Удобно установленные мягкие пассажирские кресла;
  4. Современное производство и использование при производстве современных отделочных материалов.

Однако, несмотря на многочисленные положительные отзывы, часто слышится мнение о том, что модель требует существенных доработок. Может быть, именно это становится причиной того, что большую часть своего времени модель находится на земле, а в момент перелётов салон заполняется не более чем наполовину.

Недостатки самолёта

Серьёзным ударом по имиджу марки стала трагедия, произошедшая в момент пробного показательного полёта над Индонезией.

В результате аварии погибли 45 человек, некоторые из которых могли стать потенциальными заказчиками. Хотя в результате проведения экспертизы, причиной столкновения с горой стало не техническое состояние самолёта, а ошибочные действия экипажа, мнение о «Superjet- 100» у многих изменилось, а компания-производитель потеряла большое количество заказов.


Большая часть списка произведённых самолётов модели «100» и «95» имеют примечания, касающиеся частых проблем, возникающих с завидной постоянностью. Это может объясняться тем, что «Суперджет» является новой разработкой, которая, как и все новинки имеет технические ошибки, проявляющиеся только в период длительной эксплуатации.

Другой вариант– это российская сборка. Данного факта для некоторых заказчиков достаточно для отказа в покупке.

Если обратиться к статистике, налёт моделей не превышает 3 – 4 часов в сутки. Единственный положительный коэффициент показывает авиакомпания «Якутия» с временем более среднего – 6,5 часа.

Причиной низкой популярности является высокая стоимость запасных деталей, производство которых не выгодно для изготовителя ввиду малого количества самолётов.

Многие пассажиры замечают конструкторскую особенность «Суперджета»– низкое расположение иллюминаторов. Для того чтобы посмотреть в них, взрослому человеку приходится сгорбиться или съехать вниз, что не совсем удобно. Кроме этого отмечен ещё ряд неприятных сюрпризов модели:

  1. Сильная вибрация пола;
  2. Плохая шумоизоляция;
  3. Отсутствие индивидуальной вентиляции;
  4. Плохая компоновка аварийных выходов, которых очень мало.

Несмотря на отличающуюся динамику достоинств и недостатков модели, она является национальной гордостью, так как это единственный самолёт спроектированный после распада Советского Союза, при этом отвечающий всем международным требованиям. Тем более что, несмотря на описание «Суперджета-100», как модели имеющей ряд недоработок и постоянно требующей вмешательства техников, он не имеет случаев, радикально характеризующих опасность модели.

За весь небольшой срок использования с самолётом не было ни одной серьёзной поломки, повлекшей гибель людей. Случай, произошедший в Индонезии в расчёт не принимается, так как он произошел по другой причине.

Видео

Sukhoi Superjet 100 — это первый авиалайнер для пассажирских перевозок, разработанный в России после распада Советского Союза. Спроектирован компанией “Гражданские самолеты Сухого” — российской организацией, занимающейся разработкой, маркетингом и обслуживанием гражданских самолетов. Есть несколько модификаций этого воздушного судна, которые находятся в эксплуатации у ряда российских и иностранных авиакомпаний.

В этой статье мы рассмотрим не только технические характеристики этого лайнера, но и схему салона и лучшие места Sukhoi Superjet 100. Особое внимание мы уделим показателям надежности и безопасности этого самолета, а также отзывам пассажиров.

Аэродинамические показатели ССЖ-100 были просчитаны в лабораторных условиях ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского). Форма фюзеляжа и другие детали конструкции вычислены с помощью компьютерного моделирования — специальная программа определяла поведение элементов самолета в условиях повышенных нагрузок.

Основной задачей конструкторов было создание машины, удобной для пользователей — пассажиров и летного состава. Это отразилось на интерьере салона и обустройстве кабины. Создатели не забыли и о требованиях авиакомпаний, позаботившись об экономичности, летных возможностях и удобстве эксплуатации.

Важнейший плюс авиалайнера — возможность полета в автоматическом режиме с программой экономного расхода горючего.

Повышенная безопасность лайнера обусловлена встроенным в систему управления алгоритмом защиты от случайных ошибок пилотирования. Впервые в российском авиастроении на самолете установлена система предупреждения касания машиной взлетной полосы. Эта опция позволяет избавиться от массивных амортизаторов и увеличить полезную нагрузку.

Используемая в самолете модульная конструкция оборудования дала возможность на 15% сократить количество бортовых блоков. Конструкторы авиалайнера отказались от использования традиционного штурвала для управления машиной и впервые в российской практике применили рукоятку типа джойстик.

Самолет SSJ-100 многие эксперты называют «надеждой российской авиапромышленности». Для этого есть все основания.

В числе преимуществ лайнера:

  • повышенный уровень комфорта;
  • использование современных технологий при разработке проекта и производстве;
  • экономный расход топлива;
  • экологичность;
  • разнообразие моделей.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» всесторонне поддерживает свои продукты — устраняет выявленные недостатки, предоставляет подробную техническую документацию, проводит обучение летного состава.

В семейство самолетов SSJ входят следующие модели:

  1. Sukhoi Superjet 100 — первая модель из серии «Суперджет», базовая версия.
  2. SSJ 100 LR — модификация с увеличенной дальностью полета и повышенной взлетной массой.
  3. Sukhoi Business Jet и 100LR-VIP — корпоративные версии для перевозки важных персон. Имеют повышенный уровень комфорта.

В планах корпорации — разработка новой модели с удлиненным фюзеляжем, что позволит увеличить количество пассажиров до 125 человек.

Претензии к качеству

Многие покупатели и эксплуатирующие организации вызывают мнение о низком значении среднего налета. Так, «Аэрофлот», обладая самым большим флотом SSJ 100, сообщает что лайнеры летают только 3,3 часа в день против 5-6 часов у конкурирующих моделей.

В начале 2019 года от эксплуатации SSJ 100 отказалась ирландская CityJet - единственный, кто пользовался Superjet в Европе.

Мексиканская InterJet вынуждена была разобрать на запчасти несколько самолетов, чтобы хотя бы часть оставалась в работоспособном состоянии.

Двигатели SaM146 французской компании Powerjet имеют встроенный дефект. Преждевременное разрушение камеры сгорания. Вместо 7500 — 8000 часов работы, обеспечивают 1000 — 2000 часов до капитального ремонта.

Проблема с двигателя вынуждает эксплуатантов держать пул подменных двигателей или разбирать на запчасти другие свои лайнеры SSJ 100. Powerjet признала конструктивный просчет, но кардинальных действий осуществлять не собирается, т.к. двигатели SaM146 устанавливаются только на лайнер «Сухого». Французы просто доработали камеру сгорания , чтобы она изнашивалась медленнее.

С другой стороны, Россия планирует выпустить новую модификацию лайнера - SSJ-SV c двигателем отечественного производства.

Схема салона Суперджет 100 “Аэрофлота”

Пассажирский салон располагается в средней части фюзеляжа между кабиной и хвостовым отсекам. Он обладает герметичностью, обеспечивает поддержку оптимальной температуры, влажности и давления.

Параметры:

  • ширина — 3,2 м;
  • высота — 2,1 м;
  • ширина кресел для пассажиров — 46,5 см.

Двери в салон расположены в передней и задней части самолета.

В этих самолетах есть два типа конфигурации салона — AA и AF . Они схожи, но у них есть одно различие. В обоих первые три ряда занимает Бизнес-класс. Остальные 17 предназначены для . находятся в носовой и хвостовой частях самолета. По фото салона самолета Сухой Суперджет 100 вы можете составить свое мнение об его особенностях.

В первом варианте конфигурации в салоне размещает 98 кресел с расстоянием между ними в 81,2 см. Ширина прохода — 51 см. В более компактном варианте часть обстановки демонтируется, расстояние между креслами сокращается, а количество пассажиров увеличивается до 108 человек.

Кресла установлены в 19 рядов по 5 в каждом. Слева — двойные кресла, справа — тройные. Каждое сиденье оборудовано индивидуальным освещением и вентиляционной системой. Сверху над креслами имеются вместительные ниши для ручного багажа.

салон самолета Суперджет 100

В салоне спокойное светодиодное освещение. Иллюминаторы имеют овальную форму и самый большой размер среди самолетов аналогичного класса. В салоне есть гардероб для верхней одежды. Каждый пассажир имеет доступ к медиаматериалам — смотрите кино, слушайте музыку во время полета.

Первый ряд — менее удобен, так как ограничен спереди перегородкой. За ней находятся аварийные выходы и туалет. Это означает, что у вас будет мало места для ног. Другие два ряда Бизнеса — вполне комфортабельные.

Первый ряд Эконома — самый удобный в этом классе. Ноги можно свободно вытянуть, не опасаясь, что они упрутся в соседние кресла. В этом пространстве можно даже постоять, никому не мешая.

Схема салонов Суперджет 100-95.

Ряды — с 7 по 19 — вполне стандартные и не имеют каких-то особенных характеристик.

У последнего — 20-го ряда есть отличие в зависимости от конфигурации салона. Если это АА, то сразу за ним находятся туалеты и подсобка. Поэтому рядом с этими местами постоянно будет скапливаться очередь. Неприятные запахи и посторонние звуки будут вас постоянно беспокоить во время перелета.

В конфигурации AF туалеты находятся далеко от кресел, что делает этот ряд вполне стандартным для путешествия.

Совет. Если вы не знаете точно, на каком самолете полетите, выбирайте 20 ряд только в том случае, если других вариантов нет.

Авиакатастрофы с участием Sukhoi Superjet 100

Самая недавняя катастрофа с участием SSJ-100 произошла 5 мая 2019 года . При жесткой посадке в Шереметьево произошло крушение самолета. На момент написания статьи известно о 41 погибших.

SU1492 («Аэрофлот») Москва - Мурманск

Факты происшествия таковы : на лайнере компании «Аэрофлот», совершившим аварийную посадку в Шереметьево, возник пожар, который не удалось ликвидировать сразу. Самолет совершал рейс SU1492 Москва — Мурманск . Через несколько минут после взлета он начал снижаться, и при посадке, по словам очевидцев, дважды сильно ударился о поверхность земли, после чего загорелся. Пламя быстро охватило заднюю часть самолета. На борту находилось 73 человека и 5 членов экипажа. Пассажирам пришлось покидать борт по двум надувным трапам.

Окончательной причины произошедшего на момент написания материала не выявлено. : неисправность судна, ошибки пилота или диспетчера, неблагоприятные метеоусловия.

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета указали на несколько ошибок летчиков: они решили лететь через грозовой фронт, отказались выработать топливо перед аварийной посадкой и не смогли зайти на посадку в ручном режиме, что говорит об их слабой пилотажной подготовке.

Летчики пытались прижать нос самолета к земле, вместо того чтобы стабилизировать его в посадочном положении. Это привело к отскокам самолета от взлетно-посадочной полосы, что усугубило ситуацию. Пассажиры, сидевшие в хвостовой части, получили серьезные травмы еще во время «прыжков» лайнера, поэтому не смогли самостоятельно выбраться из салона и погибли.

Экипаж совершил аварийную посадку с превышением путевой скорости на 30 километров в час. При подходе к полосе «экипаж стал по неустановленной причине увеличивать скорость», из-за чего самолет приземлился ближе к середине полосы. Кроме того, в момент прохождения лайнером грозового фронта, предположительно, «в генераторе произошел скачок напряжения, за которым последовала серия отказов систем самолета».

Важно! После завершения официального расследования информация в разделе будет обновлена.

Индонезия 2012

Еще одна катастрофа произошла в 2012 году в Индонезии . Лайнер «Суперджет» врезался в гору во время технического полета. Погибло 45 человек, причиной катастрофы признана ошибка пилотов и диспетчеров.

Незначительные ситуации

Другие происшествия с участием Superjet за последнее время:

  • в марте 2019 самолет «Сухой Суперджет 100» совершил экстренную посадку в Шереметьево (причина — треснувшее лобовое стекло);
  • в феврале 2019 при посадке в Домодедово самолет задел крылом фонарный столб;
  • самолет, совершавший рейс Москва-Ханты-Мансийск, вернулся в Шереметьево по техническим причинам;
  • в октябре 2018 в Якутии самолет выкатился за пределы взлетной полосы;
  • в июне 2018 лайнер, следующий рейсом Иркутск — Петербург, совершил аварийную посадку в Барнауле (причина — ложное срабатывание пожарной сигнализации).

Эксперты считают, что основная причина частых происшествий — низкое качество комплектующих, которые выходят из строя раньше заявленного производителем срока. Особенно много нареканий на преждевременный выход из строя двигателя.

Отечественной разработки. Он по праву считается гордостью российской авиационной промышленности. Разрабатывался он на базе конструкторского бюро «Гражданские самолеты Сухого» (закрытое акционерное общество «ГСС») совместно с зарубежными предприятиями.

История разработки

Разработка самолета Sukhoi Superjet началась еще в 2003 году, когда ЗАО «ГСС» получило грант на разработку проекта Russian Regional Jet, размер которого составлял около 3 млрд. долларов США. Сборка первой модели завершилась в январе 2007-го в Комсомольске-на-Амуре. 28 января того же года он прибыл для испытаний в город Жуковский. Презентация нового воздушного судна состоялась 26 сентября в Комсомольске-на-Амуре.

Летные испытания проводились на протяжении всего 2008 года. Первый полет был выполнен 24 декабря летчиками-испытателями Пушенко и Чикуновым. Самолет находился в небе около 3 часов, а максимальная высота полета составляла до 6 километров. В 2008 начался процесс получения сертификата МАК, который завершился в феврале 2011 г. «Сухой Суперджет 100-95» в 2009 был представлен в Ле-Бурже на авиасалоне. В этом же году был совершен первый полет этого авиалайнера, оборудованного пассажирским салоном.

Первый серийный самолет начал эксплуатироваться авиаперевозчиком «Армавиа» в 2011-м. В 2013 году была разработана новая модификация с увеличенной дальностью перелета - 100LR. К 2018 г. запланировано создание SSJ-100SV с увеличенной длиной фюзеляжа.

Несмотря на то что ЗАО «ГГС» пережило два мировых экономических кризиса в 2008 и 2015 гг., компания продолжает заключать многомиллиардные контракты.

Особенности конструкции

Sukhoi Superjet сконструирован по классической аэродинамической схеме и представляет собой двухдвигательный турбовентиляторный низкоплан. Крылья имеют стреловидную форму и оснащены однощелевыми закрылками. В конструкции носового обтекателя, механизации и корневой части крыльев использованы композитные материалы. В кабине пилотов функцию штурвала выполняет боковая ручка управления, так называемый сайдстик. Конструкторы в данный момент занимаются разработкой законцовок для крыльев как для новых моделей, так и для существующих. Механические амортизаторы отсутствуют в конструкции, поскольку здесь предусмотрена система защиты от касания хвостовой с ВПП во время взлета.

Какими авиакомпаниями эксплуатируется «Суперджет»?

«Сухой Суперджет 100-95» эксплуатируется не только российскими перевозчиками, но и зарубежными. Среди отечественных авиакомпаний-эксплуатантов — «Аэрофлот» (26 единиц), «Газпромавиа» (10), «Московия» (3), «Якутия» (2). Также один самолет принадлежит Рособоронэкспорту, а два - МЧС России. Авиалайнер данного типа присутствует в авиапарках следующих иностранных перевозчиков:

  • «Армавиа» (Армения) - 1 единица;
  • «Лао Централ Эйрлайнз» (Лаос) - 1;
  • «Интерджет» (Мексика) - 20;
  • «Скай Авиэйшн» (Индонезия) - 3;
  • «Комлюкс» (Швейцария) - 1.

Перспективы

Сейчас основным конкурентом самолета «Сухой Суперджет 100-95» на рынке воздушных перевозок является самый востребованный американский авиалайнер «Боинг 737». Согласно статистическим данным, во всем мире в периодичностью в пять секунд садится один «Боинг 737». Несмотря на это, отечественный «Суперджет» может с ним конкурировать, поскольку его стоимость существенно ниже.

Сейчас самолеты эксплуатируются в основном российскими и несколькими иностранными авиакомпаниями. К 2025 г. аналитики спрогнозировали рост спроса на самолеты SSJ во всем мире, таким образом, они будут эксплуатироваться в 26 государствах. Даже несмотря на антироссийские санкции, некоторые европейские перевозчики, такие как «Блю Панорама Эйрлайнз» (Италия) и «СитиДжет» (Ирландия), уже заключили контракты на поставку. Однако приоритетным рынком для нашей страны является азиатский, а не американский. Производитель непрерывно ведет переговоры с авиакомпаниями азиатского региона, в частности специализирующимися на низкобюджетных перевозках.

«Сухой Суперджет 100-95»: схема салона, лучшие места

Классическая схема двуклассного пассажирского салона предполагает наличие 12 кресел для пассажиров класса «бизнес», и 75 — для экономического. Отличительной особенностью компоновки является расположение кресел — в одном ряду их 5 (2 слева, 3 справа). Бортовая кухня находится в начале салона. Имеется два туалета — в хвостовой и передней части самолета.

Самые удобные места располагаются на 6 ряду. Здесь достаточно пространства для ног. К тому же нет впереди сидящих пассажиров. Кресла, находящиеся в середине салона, также являются сравнительно удобными, поскольку имеют откидывающиеся спинки. Расстояние между креслами составляет 81 сантиметр.

Самыми неудобными местами являются места крайнего ряда около туалетов, поскольку перегородки сзади не позволяют креслам полноценно откидываться.

Выше представлена стандартная схема компоновки. Каждая авиакомпания в зависимости от своих нужд может ее менять.

Sukhoi Superjet 100 (Сухой Суперджет 100) — ближнемагистральный пассажирский лайнер российского производства. Разработан и выпускается компанией «Гражданские самолеты Сухого», на коммерческих рейсах используется с 2011 года.

В настоящее время самолеты «Сухой Суперджет» летают не только в России. Среди зарубежных компаний-эксплуатантов — CityJet (Ирландия), Interjet (Мексика), ArmAvia (Армения), Sky Aviation (Индонезия), Lao Central Airlines (Лаос).

Схема салона Сухой Суперджет 100

Компоновка салона может отличаться по выбору авиакомпаний, но разница не столь разительна, как на больших дальнемагистральных воздушных судах, оборудование которых предполагает больше вариантов для размещения зон повышенного комфорта и обычных кресел.

Аэрофлот

Парк самолетов Сухой Суперджет 100-95B у «Аэрофлота» огромен: на рейсах задействовано 42 лайнера данной модели.

Схема Сухой Суперджет у «Аэрофлота» для всех бортов единая:

  • Бизнес-класс (лучшие места Сухой Суперджет у «Аэрофлота»): ряды 1-3, в сумме 12 мест, расположенных по схеме 2-2;
  • Места Space+ (повышенная комфортность в эконом-классе): 6-й ряд, 5 мест по схеме 2-3;
  • Обычные места в эконом-классе — 70 мест с 7 по 20 ряды, схема расположения — 2-3.

Туалетов на борту 3: 1 в передней части самолета по левой стороне, 2 — в хвостовой части.

Худшими считаются места в конце салона (20 ряд) и каждое среднее в трехместном блоке (на схеме от «Аэрофлота» это все места E).

Газпром авиа

Авиакомпания «Газпром авиа» эксплуатирует модификацию Sukhoi Superjet 100LR.

На официальном сайте перевозчик не дает схемы компоновки пассажирского салона. Однако известно, что в основной части используется типовая для салона Сухой Суперджет расстановка кресел — по схеме 2-3.

ИрАэро

В авиапарк ИрАэро входят RRJ-95B (базовый вид) и RRJ-95LR-100 (модификация с увеличенной дальностью), всего на регулярных рейсах летает 8 самолетов Sukhoi Superjet 100.

В зависимости от компоновки и модификации борта самолет вмещает 93 либо 103 пассажира.

Основная схема:

  • Бизнес-класс — ряды 1-3, 12 мест, расположенных попарно;
  • Эконом-класс — ряды 6-20, расположение мест — по схеме 2-3.

В экономическом классе Sukhoi Superjet 100 лучшие места располагаются в начале салона — на ряду № 6. Наименее удачные места в салоне стандартно — каждое среднее в блоке из 3 мест и все места в конце салона — у туалетов и далеко от выходов.

Азимут

Самолеты Sukhoi Superjet 100 — основа воздушного флота авиакомпании «Азимут», базирующейся в Ростове-на-Дону.

В самолетный парк молодого авиаперевозчика входит 8 самолетов Sukhoi Superjet 100, при этом 7 из них были поставлены новыми непосредственно с Авиационного завода имени Ю. А. Гагарина. Борт RA-89036 ранее был в эксплуатации у авиакомпании «Ямал».

Ростовский «Азимут» использует для компоновки самолетов две схемы, каждая — моносалон, но места на рядах 1-3 доступны по тарифу «Комфорт».

Схема № 1

  • Общее количество мест — 100;
  • Число рядов — 20;
  • Схема компоновки на всех рядах — 2-3.