Зимний дворец. Императорские хоромы: история Зимнего дворца Окружающий мир 2 зимний дворец

История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, как и множества других построек в этом городе, начинается во времена правления царя Петра I. В 1711 году для царя построили нечто вроде зимней резиденции, которое прозвали Зимним дворцом. Он представлял собой крохотных с крышей из черепицы и высоким крыльцом со ступеньками. История Зимнего дворца в Санкт-Петербурге довольно многоэтапна и интересна. Что же, пора начинать этот исторический вояж.

Второй Зимний дворец

Шли годы, город стремительно разрастался, и всё больше людей, приближенных к императору (то есть царю), начали строить собственные поместья в Питере. разумеется, тоже захотел пышный дом отдыха. Так появились известные Зимние дворцы Санкт-Петербурга. Второй дворец был построен прямо возле первого по проекту архитектора И. Матарнови. Дворец был всего немного больше первого, зато был построен из камня, но наибольшая его примечательность состоит в том, что именно здесь в 1725 скончался царь Пётр I. Информация о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге сохранилась настолько достоверно, что любой турист может лично посмотреть на место кончины царя.

Третий Зимний дворец

Архитектор Д. Трезини занялся модернизацией второго Зимнего дворца почти сразу после смерти царя. Здание получилось по-настоящему большим и величественным. Второй Зимний дворец стал западным крылом, а на месте основного помещения третьего ныне располагается Эрмитажный театр. Про Зимний дворец в Санкт-Петербурге можно рассказывать очень много, и это лишь малая доля всей великой истории.

Четвертый дворец

У историков четвёртый дворец ассоциируется с Иоанновны. Привередливая императрица была недовольна тем, что у какого-то адмирала Апраксина дворец больше и богаче, чем у неё... Однако он был недостаточно большой и красивый для её величества. Архитектор Ф. Растрелли решил эту задачу следующим образом: он пристроил к существующему третьем дворцу длиннющий корпус. Это сооружение получило название «Четвертый Зимний дворец в Санкт-Петербурге». Краткое описание сооружения следующее: грандиозный дворец с двумя прекрасными фасадами. Растрелли был по-настоящему талантливым архитектором.

Пятая и шестая веха

Пятый дворец был всего лишь временным, не очень пышным деревянным пристанищем, который к тому же располагался далеко от Зато шестой дворец был по-настоящему непередаваемо грандиозным. В общем-то, все Зимние дворцы Санкт-Петербурга были инновационными для своего времени. В этот раз перед главным архитектором стояла почти непобедимая задача: разработать проект дворца и воплотить его в жизнь за два года! Такова была прихоть тогдашней императрицы Елизаветы!

Над шестым дворцом работали тысячи ремесленников, живописцев, литейщиков и многих других. Огромные площади и ресурсы были выделены на нужды строительства. Но главный инженер Ф. Растрелли понимал, что за два года ему не управиться, и постоянно просил продления срока. В конце концов с большим трудом ему удалось добиться от императрицы продления на год.

Творческий гений Ф. Растрелли

В конце концов получился полноценный Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Краткое описание его таково: исполинских размеров Дворец имел два фасада: один выходил на площадь, другой - к Неве. В тёплые времена года дворец отражается в водах реки, что многократно увеличивает эффект.

Гениальный Ф. Растрелли отлично продумал внутреннюю планировку дворца. Он состоял из трёх этажей. На первом располагались служебные помещения, на втором - парадные залы и два храма, а третий этаж был выделен целиком для придворных. В целом во дворце насчитывалось 460 различных помещений, которые отличались потрясающей отделкой. Возможно, именно благодаря творческим изысканиям Ф. Растрелли можно смело сказать, что ключевая достопримечательность Санкт-Петербурга - Зимний дворец.

Смерть императрицы и новый владелец дворца

Императрица Елизавета, видимо, подсознательно чувствовала надвигающуюся кончину, поэтому хотела, чтобы проект её дворца как можно быстрее завершился. Однако она скончалась во временном пятом деревянном дворце, так и не увидев своего Зимнего дворца.

В 1761 году дворец «захватил» царь Пётр III. Он был крайне доволен таким произведением архитектурного искусства и решил удостоить Ф. Растрелли званием генерал-майора. Однако взошедшая на престол в 1962 Екатерина II разрушила карьеру великого архитектора, и ему пришлось эмигрировать в Италию, где он также продолжал работать по специальности.

Немного о процессе строительства

Как уже говорилось выше, в строительстве были задействованы тысячи крепостных. Лишь крохотной доле из них давалось право ночевать и жить в помещении Зимнего дворца, большинство же распологалось в шалашах прямо на адмиралтейских лугах. Продавцы той части города, видя весь этот ажиотаж, завысили цены на продукты, а плату за еду вычитали из жалованья рабочих. Нередко случалось и так, что рабочий оставался в долгу перед своим работодателем после выплаты жалования. Говорят, некоторые каменщики даже умирали с голода, настолько зверские были условия. Зимние дворцы Санкт-Петербурга, подобно Великой китайской стене, потребовали у государства изрядную долю ресурсов. В то время Россия воевала с Пруссией, ковать орудия оказалось банально некому, ибо большинство кузнецов были задействованы при строительстве Зимнего дворца.

Строительство Зимнего дворца обошлось примерно в 2,5 миллиона рублей, а в те времена рубль был очень ценной валютой.

Пожар в Зимнем дворце

В 1837 году случилось страшное ненастье - прекрасный Зимний дворец вспыхнул! Причиной катастрофы стала поломка печной трубы. Масштабы пожара были по-настоящему колоссальны - 30 часов его тушили несколько батальонов гвардейских полков, две роты дворцовых пожарных, рота дворцовых гренадеров и еще сотни «боевых единиц». Пытаясь спасти имущество дворца, солдаты отчаяно закладывали двери кирпичами, пытаясь остановить огонь, разбирали крышу по частям, чтобы получить возможность заливать воду сверху, однако фактической пользы это не приносило.

Реставрация дворца

Когда пожар, наконец, утих, узнать можно было только стены и своды первого этажа - всё остальное до неузнаваемости деформировалось. В 1837 году были начаты которые закончились только спустя три года (напомним, что за такое же время Зимний дворец был возведён с нуля). И это притом, что в работе каждый день учавствовало по 10 тыс. рабочих. Со времён изначального проектирования дворца прошло огромное количество времени, значительная часть чертежей была утрачена, и тогдашним архитекторам пришлось импровизировать. В результате этого зимние дворцы Санкт-Петербурга значительно преобразились, обретя черты модерновой архитектуры. Так появилась, по сути, «седьмая версия» дворца. Описание Зимнего дворца в Санкт-Петербурге следующее: бело-зелёный облик с огромным количеством колонн и периодически встречающимися золотыми орнаментами.

Электрификация и внутренняя модернизация

На временном промежутке 1869-1888 г. дворцы всячески модернизируют: телефонизируют, электрифицируют, газофицируют, проводят водопроводы. Кстати, для электрификации Зимнего дворца на его втором этаже построили электростанцию, которая целых 15 лет считалась крупнейшей в Европе.

Под влиянием разных мод дворец многократно подвергался модернизации интерьера и окраске стен. Нет такого цвета на спектре радуги, которым не окрашивался в своё время Зимний дворец. Например, во время Второй мировой войны дворец имел воинственный насыщенно красный окрас.

Зимний дворец в наши дни

На этом история Зимнего дворца в Санкт-Петербурге подходит к концу. Ныне он существует в альянсе с прилегающими к нему театрами и составляет вместе с ними единый комплекс «Государственный Эрмитаж». Это последняя, восьмая версия. Праздный и невероятной степени изысканный вид даёт право уверенно заявить, что ключевая достопримечательность Санкт-Петербурга - Зимний дворец.

Сейчас великолепный Зимний дворец открыт для посещения и исторических экскурсий. Описание Зимнего дворца в Санкт-Петербурге из уст опытного историка действительно завораживает. Туристы вправе полюбоваться прекрасно отделанным тронным Георгиевским залом, Золотой гостиной или изящным Будуаром, изобилующим огромным количеством зеркал и золотых орнаментов. Также стоит учидеть Малахитовую гостиную с насыщенно зелёными колонами и величественный концертный зал. Также в нём есть картинная галерея с множеством оригинальных произведений.

Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.

Источник: wikipedia.org

От домика до дворца

История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.


Источник: wikipedia.org

Самое высокое здание Петербурга

Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.

Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.

Елизаветинское барокко

Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.


Источник: wikipedia.org

В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.

Тяжелые дни Революции

В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.

Пушистые охранники

Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.


Исаакиевский собор

Исаа́киевский собо́р (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади.

Первая Исаакиевская церковь в Санкт-Петербурге была построена в 1707 году на лугу против ворот Адмиралтейской верфи. Это было скромное одноэтажное здание с небольшой колоколенкой. Церковь сооружалась в честь святого покровителя Петра I, так как день рождения царя совпадал с днем празднования памяти легендарного византийского монаха Исаакия Далматского.

В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора.
В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана.

Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи.
Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя — в августе 1830 года.

На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". — "То-то он так долго строит".

Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Высота Исаакиевского собора — 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.

Это грандиозное здание, расположенное в Санкт-Петербурге, как и все архитектурные творения города, отличается своей изысканностью соединенной с пышностью, помпезностью. Зимний дворец Санкт-Петербург служит центром искусства и туризма Российской Федерации, ее великой достопримечательностью. Это сооружение имеет многовековую, загадочную историю, окутанную легендами и мифами. Пышность дворца очаровывает и заставляет перенестись в далекие времена императоров, балов и светской жизни того времени. Архитектурные решения, примененные при строительстве, поражают своим великолепием. Конструкция прошла ряд изменений, она перевоплощалась несколько раз и пришла в своем окончательном облике в наше время. Расположено данное творение на Дворцовой площади, соединившись с ней в единое целое и воссоздав грандиозный ландшафт.

Зимний дворец: описание здания

Стиль, в котором выполнено здание – елизаветинское барокко. С периода советских времен в этом помещении размещается основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец всю свою историю был резиденцией российских императоров.

Многие туристы на память создали зимнего дворца фото. Эта необычайная красота завораживает. Дворец шикарен как снаружи, так и внутри. Далее об этом поподробнее.

История грандиозного дворца

Еще в далеком 1712 году при правлении Петра І, земельные участки запрещалось отдавать в распоряжение простым людям. Такие земельне зоны предназначались для моряков высшего класса. Петр взял для себя этот участок.

Сначала был построен деревянный, обычный дом. Ближе к холодам перед фасадом дома прорили канавку, которую назвали Зимней. Вот откуда и пошло в дальнейшем название дворца.

Спустя годы Петр назначал многих известных архитекторов к работе над реконструкцией, улучшением дома. Так, из деревинного он превратился в каменный дворец.

В 1735 году за дело принялся именитый архитектор Франческо Растрелли. Он предложил Анне Иоановне, которая была при власти, викупить близлежащие земельные участки с домами и провести тотальную реконструкцию. Так был построен нынешний Зимний дворец, который через некоторое время приобрел несколько иной вид.

С приходом к власти Елизаветы Петровны, Зимний дворец стал другим, тем, который могут лицезреть современники. По ее мнению дворец не отвечал требованиям, которые необходимы для резиденции императрицы. Растрелли создал новый проект.

Великий архитектор за небольшой промежуток времени сделал свое творение по-настоящему великолепным. Были задействованы лучшие мастера, 4 тысячи рабочих. Франческо Растрелли индивидуально проработал каждую деталь дворца, которые не были похожи друг на друга.

Архитектура дворца

Архитектура Зимнего дворца поражает своей многогранностью. Высота здания подчеркнута двухъярусными колоннами. Стиль барокко сам по себе является примером пышности и богатства.

Это сооружение имеет 3 этажа, внутренний двор, в плане форму каре, состоящую из 4 флигелей. Фасады дворца обращены к реке Неве, Дворцовой площади и Адмиралтейству.

Фасады отделаны очень изысканно, главный – прорезан аркой. Торжественность и великолепие создают необычные архитектурны решения Растрелли: выступы ризалитов, неравномерное распределение колон, разнообразная компоновка фасадов, акценты на ступенчатых углах здания.

Зимний дворец состоит из 1084 различных комнат, имеющих в общей сложности 1945 окон. Предусмотрено 117 лестниц. Для мировой практики того времени это здание было необычным тем, что в стротельстве было применено огромное количество металла.

Колористика дворца такова, что соответствует песчаным оттенкам. Такой ход задумал архитектор Растрелли. Местные власти после всяческого выбора цветовых решений пришли к выводу, что нужно воссоздать ту цветовую гамму, которая была продумана и выполнена Растрелли.

Зимний дворец изнутри

К сожалению, того оригинального великолепия, созданного великим архитектором, в современное время нет. Причиной тому послужил пожар 1837 года. Смогли сохраниться только несущие стены и полуколонны на первом этаже, в отличии от отделки всех залов.

Зимний дворец имеет следующие залы:

  • Фельдмаршальский зал (его украшают портреты 6 фельдмаршалов, по традиции 7-я ниша пустует);
  • Иорданская галерея (выполнена в стиле русского барокко, название получила в честь крестного хода из Большой церкви Зимнего дворца через это помещение);
  • Петровский/Малый тронный зал (посвящен памяти Петра I);
  • Гербовый зал (после пожара восстановлен В.П. Стасовым в стиле русского позднего классицизма, предназначен был для приемов господ, имеет гербы российских губерний);
  • Георгиевский/Большой тронный зал (расположен белый мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона»);
  • Военная галерея (посвящена войне с Наполеоном и победе над ним);
  • Пикетный/Новый зал (посвящен истории русской армии);
  • Большая церковь (сооружена звонница с 5 колоколами, выполнена в стиле барокко);
  • Покои императрицы Марии Александровны (состоят из Золотой гостиной, Танцевального зала, Синей спальни, Будуара, Малинового кабинета);
  • Александровский зал (в настоящее время находится коллекция серебра западноевропейского происхождения);
  • Аванзалы Невской парадной анфилады (состоит из концертного зала, Аванзала, Николаевского зала);
  • Белая столовая (отличается разнообразием интерьера, выполнена в стиле рококо);
  • Малахитовая гостиная (было использовано для отделки 125 пудов малахита, вся гостиная обрамлена в него).

Заключение

Зимний дворец всегда был и будет символом величия Российского государства. Это непоколебимый лидер среди туристических объектов мирового масштаба. Ради такой исторической красоты немало ошеломленных туристов ставят первым в списке по посещению именно Зимний дворец с его чарующим летним садом , разбитым на берегу Невы.

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга - главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге.


Чтобы обойти все экспонаты Эрмитажа, потребуется потратить 11 лет жизни и пройти 22 километра. Все петербуржцы хорошо знают: в главном музее города на первом этаже — Египетский зал, на третьем этаже — импрессионисты. Гости города тоже в курсе.

Чем будем удивлять? Можно попробовать фактами:

№1. Эрмитаж огромен… Как и территория огромной страны, которой правил царь, самодержец всея Руси прям из стен этого роскошного дворца. 1057 комнат, 117 лестниц, 1945 окон. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 км.

№2. Общее количество скульптур, установленных на парапете Зимнего — 176 штук. Количество ваз можете подсчитать сами.

№3. Строили главный дворец Российской Империи более 4000 каменщиков и штукатуров, мраморщиков и лепщиков, паркетчиков и живописцев. Получая за свою работу ничтожную плату, они ютились в жалких лачугах, многие жили здесь же, на площади, в шалашах.

№4. С 1754 по 1762 год шло строительство здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Долго… Императрица Елизавета Петровна скончалась, не обжив новые хоромы. Принимал 60 000 квадратных метров нового жилья Пётр III.

№5. После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь перед ним была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.

№6. Убрали мусор — новая беда. В 1837 году дворец сгорел. Без крова осталась целая императорская семья. Однако 6000 неизвестных работников спасли положение, работая днем и ночью и за 15 месяцев дворец бал полностью восстановлен. Правда, цена трудового подвига — несколько сот простых рабочих…

№7. Зимний дворец всё время перекрашивали в разные цвета. Был и красным и розовым. Свой оригинальный, бледно-зеленый цвет, приобрел в 1946 году.

№8. Зимний дворец — совершенно монументальное сооружение. Оно было призвано отразить могущество и величие Российской империи. Подсчитано, что здесь 1786 дверей, 1945 окон и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота — 30.