Главный корпус аничкова дворца на карте. Аничков дворец – символ монаршей любви к России (1) - Вопросы истории

Аничков дворец.


Аничков дворец – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, бывшая императорская резиденция на набережной реки Фонтанки, памятник архитектуры XVIII — XIX веков, старейшее здание на , дошедшее до наших дней.

Великолепный дворец с самого начала своего создания задумывался как императорский подарок. Чередовались владельцы, многочисленные перестройки изменяли облик и даже архитектурный стиль строений, но тема принесения в дар остается незыблемой и прослеживается на протяжении всей его истории.

В XVIII веке российские императрицы преподносили его своим возлюбленным, в XIX столетии в царствующей династии Романовых появилась традиция вручать его в качестве свадебного подарка членам семьи. В наши дни он подарен детям. Здесь находится Дворец творчества юных и Аничков лицей – средняя школа с «научным уклоном».

Аничков дворец: историческая справка

История дворца начинается в смутное время дворцовых переворотов. Дочь Петра I цесаревна Елизавета, возведенная на трон 25 ноября 1741 года при поддержке гвардейцев Преображенского полка, издает указ о застройке территории, временно занимаемой его полковым двором. Сегодня это трудно представить, но к началу строительства Аничкова дворца речка Фонтанка служила южной городской границей. Новая резиденция должна была стать украшением въезда в столицу. Дорога в город вела через речку по деревянному мосту, которому дворец обязан своим названием. По преданию этот мостик был построен батальоном под командованием офицера Михаила Аничкова.

По завершении строительства в 1757 году усадьба была подарена императрицей ее фавориту Алексею Разумовскому, а после его кончины в 1771 году перешла к его младшему брату Кириллу – гетману, графу, президенту Академии наук.

В 1776 году поместье, начинавшее приходить в упадок, выкупила Екатерина II и подарила Григорию Потемкину, заботливо прибавив к подарку крупную сумму на обустройство. Затем владение переходит в казну и с 1794 года здесь размещается ведомство «Кабинет Его Императорского Величества».

С начала XIX века дворец становится собственностью императорской семьи, его дарят на свадьбу особам царской фамилии. Такой подарок в разное время получили: сестра императора Александра I Екатерина Павловна, затем его брат Николай Павлович, будущий император Николай I, чей сын и внук — Александр II и Александр III также оказались в числе его счастливых обладателей.

В годы правления Николая I Аничков дворец приобретает статус императорского, и становится центром светской жизни Северной столицы. При Александре III дворец превратился в его резиденцию, после смерти императора стал местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

В стенах дворца, принадлежавшего первым лицам государства, происходили интересные события. Среди них наиболее примечательными, на наш взгляд, являются следующие:

  • в 1786 году в садовой галерее дворца обществу впервые был представлен рояль, по тем временам – новый музыкальный инструмент;
  • в 1830 году состоялся грандиозный костюмированный праздник по поводу заключения Русско-Турецкого мира;
  • именно здесь проводились торжественные приемы и знаменитые придворные балы, на которых блистала супруга А. С. Пушкина Наталья Николаевна;
  • в ноябре 1836 года великий поэт был приглашен во дворец на личную аудиенцию к Николаю I, в ходе которой император потребовал воздержаться от дуэли;
  • на средства, вырученные от лотереи, которая была организована во дворце в 1838 году, из крепостной неволи был выкуплен Тарас Шевченко. В качестве выигрыша был представлен портрет знаменитого российского поэта Василия Ивановича Жуковского, кисти Карла Брюллова;
  • В. И. Жуковский имел личные апартаменты во дворце и проживал там с 1810 года на правах наставника наследника престола;
  • в конце позапрошлого века здесь показывали первое немое кино и открыли школу для детей служащих;
  • в 1914 году в Дворцовой церкви венчались племянница Николая II Ирина и князь Феликс Юсупов — тот самый, который принимал участие в убийстве Григория Распутина – духовного наставника и друга семьи императора.

В советский период дворец был национализирован, в нем размещались различные государственные учреждения и музей города. В 1937 году самый большой в стране Дворец пионеров гостеприимно распахнул двери для школьников Ленинграда. Отсюда начинали свой профессиональный путь в искусстве, спорте и науке знаменитости прошлого и нынешнего века: народные артисты Кирилл Лавров и Елена Образцова, знаменитый шахматист Виктор Корчной, российский историк-краевед Лев Лурье и академик Наталья Бехтерева, космонавты Борис Шаталов и Георгий Гречко и многие другие.

Архитектура Аничкова дворца

По проекту русского архитектора Михаила Земцова и его помощника Григория Дмитриева здание выходило фасадом на Фонтанку. К нему был прорыт канал с гаванью для гребных и парусных судов, прибывающих по реке прямо к ступеням парадного входа. Каменные палаты, имевшие необычную форму в виде буквы «Н», выглядели изящно и динамично благодаря разной этажности: трехэтажные центральная часть и боковые флигели, увенчанные куполами, симметрично соединялась между собой двухэтажными переходами.

После смерти обоих зодчих строительство завершает Бартоломео Франческо Растрелли, вносит корректировки в первоначальный замысел и украшает дворец в стиле барокко, проектирует трех ярусный золоченый иконостас для Воскресенского храма, отличающийся необычайным богатством отделки. Позднее этот шедевр был перенесен во Владимирский собор.

Дополнил ансамбль роскошный парк с павильонами, фонтанами, скульптурой и беседками. Для обустройства сада из Стрельны был привезен английский садовник Людвиг Тапер.

Изменения, придавшие дворцово-парковому комплексу торжественный и строгий вид, произведены под руководством архитектора Ивана Старова. Дворец перестроили в стиле классицизма, сделали полностью трехэтажным, убрали вазы и лепнину, гавань засыпали. Сад был заменен пейзажным парком с большой галереей для проведения маскарадов и музыкальных праздников, в центральной части появились пруд и остров.

Смена владельцев всякий раз сопровождалась перестройкой дворца и реконструкцией обширной парковой зоны, примыкающей к зданию. Свой вклад в создание архитектурного ансамбля и интерьеров внесли знаменитые архитекторы Егор Соколов, Эрнест Жибер, Карл Росси, Ипполит Монигетти и другие.

Размеры усадьбы существенно уменьшились к началу XIX века. На месте павильона с картинной галереей Разумовского, где устраивались балы, концерты и маскарады, построен . Теплицы и оранжереи сменило здание Императорской публичной библиотеки, куда было передано из книгохранилища дворца 200 тысяч томов бесценного собрания братьев Иосифа и Андрея Залузских. Для личной имперской канцелярии выстроили по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в 1803-1805 годах два корпуса, закрывших вид на дворец с Аничкова моста.

В советское время основная реконструкция произошла в 1935 году по проекту архитекторов Давида Кричевского и Александра Гегелло. Покои были переоборудованы в игровые комнаты, в бывшей церкви расположился кинозал на три сотни мест, в Манеже создали спортивные залы, построили новые корпуса для творческих студий, лабораторий и классов.

Экспозиция, достопримечательности и мероприятия

Экспозиционное пространство представлено десятью парадными залами, где сохранились исторические интерьеры, среди них:

  • Танцевальный (Белоколонный) зал и Большая столовая — дошедшая до нас работа Луиджи Руска;
  • Зимний сад, где среди экзотических растений прячутся скульптуры античных персонажей и оригинальные зеленые жабы;
  • Дорого смотрится интерьер Золотого зала с высокими зеркалами, отделанный желтым штофом в стиле барокко;
  • Малиновая гостиная, созданная в любимом цвете датской принцессы Дагмар – будущей императрицы Марии Федоровны, выглядит романтично и торжественно;
  • Небольшая приемная, в которой сохранилась единственная деталь из некогда роскошного убранства – изящная люстра в виде ананаса. Необычные светильники можно увидеть также в Торшерном зале.
  • самой оригинальной комнатой из старинного наследия дворца считается библиотека, созданная творческим гением архитекторов Жибера и Монигетти, завершенная в 1869 году. Двух ярусный зал восьмиугольной формы с нишами, оборудованными для входа, камина, потайного помещения и лестницы, выполнен в стиле ренессанса. Отделка светлым дубом, бронзовые люстры, резной балкон создают ощущение удивительного комфорта и уюта. Это помещение хорошо сохранилось и по сей день используется по назначению.
  • неизменным успехом у посетителей пользуются залы, расписанные в 1936 году мастерами палехской живописи по мотивам сказок А. С. Пушкина и Максима Горького.

Пять экспозиционных залов повествуют об истории Дворца пионеров, переименованного во Дворец творчества юных в 1990 году. Коллекция богата интересными экспонатами, например: шлем Моисеева — чемпиона мира по мотокроссу, медаль Маниной и перчатки боксера Шаткова – олимпийских чемпионов.

Перед главным входом растет березка, посаженная космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым.

Что предлагает дворец-музей сегодня

В залах, где ранее располагался Личный музей Александра III, с 1991 года работает Музей истории Аничкова дворца. Его богатая экспозиция посвящена истории дворца от основания до наших дней. Силами сотрудников музея проводятся:

  • обзорная экскурсия «Дворец царей – дворец детей», с посещением выставки «Живое искусство Палеха»;
  • образовательные лекции на тему «Аничков дворец – памятник Российской истории»;
  • игровые программы в комнатах сказок;
  • праздничные мероприятия для выпускников школ;
  • выставки достижений педагогов и воспитанников Дворца творчества юных, в котором работает более 1300 различных секций.

Аничков дворец: где находится и как добраться

Точный адрес Аничкова дворца: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 39, лит. А.

Наиболее удобно добраться на метро до станции «Гостиный Двор» и пройти несколько минут по Невскому проспекту. Второй вариант маршрута — от станции метро «Маяковская» пройдет через Аничков мост, который и дал имя Дворцу.

Аничков дворец Классицизм

1741-1754 - арх. Земцов Михаил Григорьевич, Дмитриев Г. Д., Растрелли Франческо Бартоломео

1776-1778 - арх. Старов Иван Егорович - перестройка

Дворец пионеров

1935 - арх. Гегелло Александр Иванович, Кричевский Давид (Даниил) Львович - реконструкция

За Аничковым мостом, на углу Невского пр. и наб. Фонтанки значительное пространство занимает комплекс зданий Аничкова дворца.

Электростанция Аничкова дворца - наб. Фонтанки, 33а

Территория между Невским пр., Садовой ул. и Фонтанкой в начале XVIII в принадлежала первому генерал-полицмейcтеру Петербурга А. М. Девиеру. В 1722 г. Девиер был отправлен А. Меншиковым в ссылку. Близ Аничкова моста разместился Преображенский полковой двор и владение лесоторговца Д. Л. Лукьянова. В 1741 г. Елизавета Петровна при поддержке преображенцев вступила на престол и вслед за этим распорядилась начать строительство дворца. Это первый дворец и одно из старейших зданий на Невском пр. Название он получил по Аничкову мосту, сооруженному в 1715 г. под руководством командира работного батальона М. О.Аничкова. ( С.159-160 Наталия)

    Аничков дворец.
    Из книги И. Н. Божерянова

    Грабарь "История
    русского искусства"
    (добавил
    )

    Грабарь "История
    русского искусства"
    (добавил
    )

    Гравюра Я. В. Васильева
    с рис. М. И. Махаева. 1753 г.

    Аничков дворец.
    Литография. 1820-е гг.

    Аничков дворец вел.кн.
    Николая павловича.
    грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.

    Аничков дворец и Павильон.
    Акварель В. С. Садовникова. 1862 г

    Фото начала 1870-х гг.,
    фотограф А.Э.Фелиш
    Добавил - .

    Открытка начала ХХ в.

    Фото начала 1900-х гг.

    1900-е гг.
    Фотоателье Буллы
    Добавил - .

  • 2004 г.

    Дом за домом, 2013

    Добавил-

    Главный фасад. Фото 2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом, 2013

    Добавил- IVa

    На месте Александрийского театра в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, устраивались балы, концерты и маскарады. От Аничковского дворца вдоль Невской першпективы тянулся пруд с высоко насыпанными берегами. На месте Российской Национальной (бывшей Публичной) библиотеки размещались теплицы и оранжереи. В здании вдоль Садовой улицы проживала дворцовая прислуга. А. Г. Разумовский, ставший "первейшим вельможей времен Елизаветы", был сыном украинского казака, певчим, образования никакого не имел. Да этого от него и не требовалось.

    При дворце для итальянских опер был возведен оперный дом, роскошно убранный мрамором и позолотой.

    [*] Боковой фасад, обращенный на Невский проспект, в соответствии с проектом Земцова - фрагмент чертежа из коллекции Ф.-В.Берхгольца,

    1740-е (И. Г. Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому "Панорама Невского

    Проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "Die Facade, der Schmahlen Seite des Gebä udes, nach der Seite,

    Des grossen Perspectives" - "Фасад узкой стороны здания по Большой Прешпективе" (S.P.)

    В 1767 г. дворец был куплен в казну, и в 1776 г. Екатерина II подарила его Г. А. Потемкину. Тот продал полученный подарок купцу-откупщику Никите Шемякину. Но Екатерина II, проявив трогательную заботу о своем фаворите, выкупила Аничков дворец и снова подарила его Потемкину.

    В 1776-1778 гг. арх. И. Е. Старов произвел перестройку дворца в формах раннего классицизма. При этом черты стиля барокко, присущие первоначальному облику здания, были в значительной степени утрачены. В результате надстройки здание превратилось в единый по высоте объем. Галереи были разобраны, гавань засыпана, регулярный сад перепланирован.

    Светлейший князь здесь не жил, но устраивал тут пышные празднества. Потемкину, якобы, не хватало его гигантского состояния, и, ссылаясь на "острую нужду", в 1785 г. он вновь продал Аничков дворец, на этот раз - в царскую казну.

    С 1793 г.дворец использовали для Кабинета Его Императорского Величества. Внутренние переделки в здании выполнил арх. Е. Т. Соколов. Кабинет Е. И. В., учрежденный в 1704 г., первоначально являлся личной канцелярией царя, затем осуществлял управление императорскими казной, имуществом, землями. С 1826 г. он был подчинен Министерству Императорского двора. В Аничковом дворце Кабинет размещался до переезда в соседнее здание .

    В 1799 г. западная часть усадебного сада была пожалована Театральной дирекции.

    В 1801 г. дворцовый павильон, где в свое время находилась картинная галерея Разумовского, снесли. Вместо него зодчий В. Бренна выстроил театральное здание. А в 1832 г.почти на этом же месте было закончено сооружение Александрийского театра по проекту великого К. И. Росси.

    В 1803-1805 гг. рядом с Аничковским дворцом поднялись двухэтажные корпуса: один - на углу Невского пр. и наб. Фонтанки, другой - на берегу Фонтанки, слева от колоннады, ведущей в парадный двор. В первом из них была устроена открытая галерея с аркадами наподобие галереи Гостиного двора, с помещениями, приспособленными для торговли. Второй корпус предназначался для хозяйственных надобностей и под жилье дворцовой прислуги. Но вскоре угловой корпус передали Кабинету Е.И.В. Аркаду заложили кирпичом.

    В 1808 г. Александр I подарил дворец своей сестре Екатерине Павловне в связи с предстоящим бракосочетанием с принцем Георгом Ольденбургским. Дворец вновь перестраивался внутри по проекту арх. Л. Руска в 1809-1812 гг.

    Екатерина Павловна, владевшая дворцом, в 1816 г. продала его Министерству двора и уделов за миллион рублей. И с тех пор дворец находился в распоряжении императорской фамилии. В нем устраивались балы и торжественные приемы, жили царствующие особы. 1 января 1834 г. А. С. Пушкин сделал в своем дневнике горькую запись: "Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам, но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове".

    В 1817 г. дворец вновь сменил владельцев: стал свадебным подарком Александра I великому князю Николаю Павловичу, ставшему в 1825 г. императором Николаем I. (Религиозный Петербург С. 190 Наталия)

    Усадьба была в 1817-1820 гг. реконструирована К. И. Росси, который возвел Сервизный корпус и два садовых павильона , перепланировал пейзажный сад (при участии А.А. Менеласа и И. А. Иванова). С 1810-х гг. во дворце имел квартиру поэт В. А. Жуковский, служивший при дворе. Жуковский был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II, которому Аничков дворец был подарен в 1841 г.

    ( С.162 Наталия)

    В 1864-1866 гг. во дворце проводились серьезные переделки для пребывания в нем наследника престола цесаревича Николая Александровича, а после его ранней смерти - великого князя Александра Александровича с супругой. Во время царствования Александра III Аничков дворец фактически был императорской резиденцией, а после смерти императора и до Октябрьской революции - местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

    (Религиозный Петербург С. 322 Наталия)

    В реконструкциях планировки и убранства дворцовых залов в разные годы участвовали архитекторы Э. И. Жибер, И. А. Монигетти, К. К. Рахау и М. Е. Месмахер. В 1874-1875 гг. арх. К. К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады, а над - ним зимний сад с большими окнами. ( С.163)

    После Февральской революции 1917 г. дворец был национализирован. В нем работало Министерство продовольствия. Осенью 1918 г. открылся Музей города, который занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста. Директором музея был избран арх. Л. А. Ильин, его заместителем историк архитектуры В. Я. Курбатов. Но в 1928 г. мемориальная экспозиция была ликвидирована, художественно-бытовые коллекции расформированы. К 1935 г. музей прекратил свою деятельность. Он являлся одним из предшественников Музея истории Санкт-петербурга, где хранится часть его коллекций. ( С.163-164 Наталия)

    Реконструкция всех зданий б. Аничкова дворца предусматривает следующее использование их и распределение по ним отделов и секторов Дворца пионеров. Главный вход во Дворец намечается со стороны набережной р. Фонтанки, с использованием для этой цели колоннады Гваренги. Это не только придаст колоннаде ее былое архитектурное значение и создаст действительно торжественный подход к Дворцу, но и дает разумное решение для входа, устройство которого с пр. 25 Октября для крупного детского учреждения неприемлемо. На оси этого входа, на набережной р. Фонтанки, намечается устройство спуска-лестницы к пристани, которая будет обслуживать Дворец и с которой будут отправляться на своих катерах и моторных лодках детские экскурсии в ЦПКиО, по реке Неве, в Петергоф и т. д. На той же оси, перед входом в главный корпус Дворца, будет устроен большой фонтан, украшенный скульптурными детскими группами. Между колоннами надстраиваемых дворовых флигелей, расположенных по бокам этой центральной оси, будут установлены фигуры и бюсты великих людей истории человечества, изображенных в детском и юношеском возрасте. Над оформлением этого парадного двора и фонтана скульптурой работает скульптор Л. В. Шервуд. Другой вход в сад Дворца будет устроен со стороны площади Островского, также для того, чтобы избежать выпуска больших масс детей на пр. 25 Октября - улицу с большим движением. Главный корпус Дворца отводится под отдел отдыха и развлечений и только частично занимается отделом науки, расположенным в основном в бывшем «сервизном корпусе». «Кабинетский корпус», выходящий на пр. 25 Октября и набережную р. Фонтанки, отводится под художественный сектор Дворца пионеров, второй же «кабинетский корпус», выходящий на набережную Фонтанки, под технический сектор. Дворовый корпус с жилыми домами будет переоборудован для размещения в нем физкультурного сектора Дворца пионеров. Кроме того на территории сада, на месте бывшего летнего закрытого театра, запроектирована постройка нового корпуса для размещения в нем большого зала на 800 мест со сценической площадкой и меньшего зала-фойе для концертных выступлений. Россиевские садовые павильоны используются: один - как летнее кафе-буфет, другой - как павильон для отдыха и чтения. Существующие в саду постройки временного характера разбираются и освободившаяся площадь используется под площадки для игр и зелени. <…> В текущем году ведутся работы по реконструкции трех основных корпусов Дворца - главного корпуса, художественного и технического со сроками их окончания к осени 1936 г. Остальные работы предполагается произвести в 1937 г. Разработка проекта ведется мастерской № 2 Ленпроекта (руководитель арх. А. И. Гегелло), занятой в настоящее время почти исключительно этой важной и ответственной работой. Авторы проекта - арх. А, И. Гегелло и арх. Д. Л, Кричевский, при участии Е. Г. Груздевой, П. Н. Трубникова, И. В. Павлова и ряда других сотрудников мастерской. Проект здания физкультурного сектора разработан арх. С. В. Васильковским. Для лучшего проведения как проектных, так и строительных работ проектировка ведется непосредственно на постройке.

    С 1918 по 1935 гг. в Аничковском дворце помещались музей города Институт коммунального хозяйства и другие учреждения. Очень значительные перестройки осуществлены по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского в связи с тем, что в 1935 г. дворец передали детворе. Здесь был, в частности создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами-палешанами на сюжеты произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открытие Дворца состоялось 12 февраля 1937 г. Воспитанниками Дворца были академик Н. П. Бехтерева, народные артисты Е. В. Образцова и К. Ю. Лавров, летчики-космонавты Б. А. Шаталов и Г. М. Гречко многие знаменитые шахматисты.

    В начале 1990-х гг. во Дворце творчества юных в числе других отделов действовали такие, как биологии, науки и техники, художественного воспитания, туризма и краеведения, физического воспитания и другие.

Адрес: Невский проспект, 39

Аничков дворец (Невский проспект, 39) – одно из старейших зданий на Невском проспекте. Назван дворец так по имени находившегося рядом Аничкова моста , который в свою очередь получил это имя от древнейшего столбового дворянского рода Аничковых, принимавших живое участие в развитии Санкт-Петербурга.

История

Возведение данного императорского дворца началось в 1741 году по проекту архитектора М.Земцова , но из-за смерти автора строительство продолжил и закончил Б.Растрелли в 1753 году . Место строительства определила вошедшая на престол Елизавета Петровна . Дело в том, что до будущего дворца здесь размещался Преображенский полк, сыгравший существенную роль в воцарении на престоле Елизаветы. Память об этом и должен был увековечить новый дворец.

Здание относилось к распространенному в то время стилю барокко , и своей красотой дворец призван был украшать столицу со стороны въезда в нее от пограничной окраины города - реки Фонтанки . К дворцу, стоящему боком к проспекту (который в те годы еще не был полноценным проспектом) была прорыта гавань от Фонтанки. И именно к этой гавани лицом и стоял новый дворец. Позади дворца в сторону Садовой улицы был организован сад с фонтанами, скульптурами и цветниками.


Аничкову дворцу было суждено стать вечным «подарком» . Почему-то его очень любили дарить сильные мира сего своим фаворитам и родственникам. Первым хозяином дворца был фаворит Елизаветы Петровны, ее тайный супруг – Алексей Разумовский , которому дворец сразу же и был подарен. Далее, Екатериной Второй этот дворец, выкупленный у Разумовских, был преподнесен в дар опять-таки фавориту Г.Потемкину . При нем в конце 70-х годов 18 века дворец превращается в сооружение строгого классического стиля – исчезли разноэтажность, декоративные лепнины и гавань.


К концу 18 века Дворец (опять выкупленный императорской казной) служил местом размещения Кабинета Его Императорского Величества . Тогда были сооружены отдельные дворцовые корпуса , выведшие дворец к набережной Фонтанки (дома 39Б и 39В). Но уже в 1809 году Александр Первый преподносит дворец в качестве свадебного подарка своей сестре Екатерине , а после ее отъезда с супругом за границу, вновь выкупает дворец в казну, чтобы подарить его на свадьбу брату Николаю (Первому).

При новом хозяине происходят очередные видоизменения дворца. Архитектором Росси усовершенствуются интерьеры, увеличивается территория дворца за счет пристройки на южной стороне дугообразного корпус а (39К), а на западе двух одноэтажных павильонов (39Г и 39Е). Сам же дворец с придворцовой территорией композиционно вливается в ансамбль площади Александрийского театра (сегодня площадь Островского).

Николай Первый дольше всех пользовался дворцом, в котором или проживал с семьей или устраивал в нем балы. Здесь рос его сын Александр Второй , которого обучал поэт В.Жуковский , имеющий при дворце свои апартаменты. В этот дворец в ноябре 1936 года приходил А.Пушкин , вызванный императором с целью отменить намечающуюся дуэль.


В 1841 году дворец опять становится очередным свадебным подарком – теперь уже Александру Второму , а к середине 60-х годов (опять-таки к свадьбе) - Александру Третьему , который делает дворец своей резиденцией. При нем также происходит ряд внутренних изменений дворца, а окна украшаются витражами русского мастера В.Сверчкова. После смерти Александра Третьего здесь проживала его вдова Мария Федоровна.

Комплекс Аничкова дворца в Питере сегодня

После октября 1917 года Дворец какое-то время использовался в качестве музея . А в 1937 году в нем обосновался Дворец пионеров , ставший сегодня Дворцом творчества юных . Первой блокадной зимой во Дворце пионеров был оборудован временный хирургический госпиталь.

Современный Дворец творчества открывает юным жителям Северной столицы миры различных увлечений. В нем проводятся тематические конкурсы, фестивали, олимпиады и семинары. А еще во дворце существует Аничков лицей , где самые способные дети могут получить среднее образование.

Аничков дворец в Санкт-Петербурге фото внутри

Самим осмотреть дворец не представляется возможным, но его вполне реально посетить с небольшой 1,5 часовой экскурсией , которая проводится сотрудниками Музея Аничкова дворца. Во время экскурсии можно пройти по торжественным залам дворца, зимнему саду, дубовому кабинету и т.д., а также услышать интересные истории о бывших царственных владельцах этого уникального дворцового сооружения и о сегодняшних днях Дворца, принадлежавшего ныне юным дарованиям.

В тысяча семьсот сорок первом году императрица Елизавета, только что взошедшая на престол, издала указ о строительстве Аничкова дворца. Петербург стремительно расширялся. Создал проект разноэтажного здания в форме вытянутой буквы «Н» новый архитектор северной столицы Михаил Земцов, а завершил грандиозное строительство в знаменитый архитектор Б. Растрелли.

В те далекие времена Фонтанка была окраиной города, а на месте современного Невского проспекта проходила просека. По мнению автора проекта, Аничков дворец должен был стать украшением въезда в город. К нему от самой Фонтанки был прорыт канал, который завершался небольшой гаванью. Построенный дворец, немного напоминавший Петергоф, Елизавета передала в дар своему фавориту Разумовскому. Позднее строение неоднократно передавалось в дар, в основном дворец являлся подарком на свадьбу. После того как к власти пришла Екатерина Вторая, она выкупила Аничков дворец у родственников Разумовского и подарила его Кроме того, фавориту было подарено сто тысяч рублей на реконструкцию дворца по собственному вкусу. В результате за два года архитектор И. Е. Старов перестроил здание в стиле классицизма. Исчезла характерная для барокко разноэтажность, была уничтожена великолепная лепнина, гавань была засыпана. В итоге Аничков дворец стал более строгим и холодным.

В конце восемнадцатого века здание было откуплено в казну, и в нем непродолжительное время располагался Кабинет Императора. Позднее для него было построено архитектором Кваренги отдельное помещение. Аничков дворец подарил на свадьбу своей родной сестре, великой княгине, горячо им любимой Екатерине Павловне, ставшей супругой принца Георга Орденбургского.

В 1817 году во дворце поселился будущий император Во время его правления архитектор Росси изменил интерьеры некоторых залов дворца. Когда Николай переехал в Зимний, он приезжал в Аничков дворец во время Великого поста, здесь же регулярно проводились роскошные придворные балы.

Есть памятники, без которых трудно представить Петербург. Аничков дворец всегда был украшением северной столицы. Он тесно связан с жизнью великих людей России.

В 1837 году, после сильнейшего пожара в Зимнем, августейшее семейство Николая Первого некоторое время проживало в знаменитом дворце. Здесь же воспитывался и сын императора Александр, одним из учителей которого был величайший русский поэт Ему во дворце были предоставлены отдельные апартаменты.

После революции тысяча девятьсот семнадцатого года Аничков дворец в Санкт - Петербурге непродолжительное время был музеем истории города. В 1937 году здесь состоялось открытие Дворца пионеров. Но начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в историю легендарного дворца. Первого октября 1941 года в этом историческом здании был открыт хирургический стационар, в котором за время его существования были спасены тысячи жизней героических защитников блокадного Ленинграда. Весной 1942 года госпиталь был переведен, и в мае здесь вновь начал работу Дворец пионеров.

Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных занимает историко-архитектурный ансамбль на углу реки Фонтанки и Невского проспекта, включающий Ани́чков дворец и Императорский кабинет. Аничков дворец стал вторым домом для многих поколений петербуржцев - с участия в кружках для многих начался путь в профессию, здесь зажигались настоящие "звёзды", которые и сейчас демонстрируют успехи в различных науках и видах искусства. Город+ решил провести небольшой ликбез и изложил основные вехи истории этого удивительного здания на Невском проспекте.

Первый дворец на Невском проспекте

Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру - первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако после дворцового переворота 25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, которая и приказала построить дворец на месте полкового двора преображенцев. Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны - графа Алексея Григорьевича Разумовского.

Созданием проекта и собственно строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли.

Аничков - первый дворец на Невском проспекте . Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону - это говорит о том, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Многие гости прибывали во дворец по воде, а потом и главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца - границу города.

Аничков дворец в XVIII веке

Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек.

В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова - с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества . Аничков дворец стал личной канцелярией царя. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.


Фото: ipetersburg.ru

Дворец - лучший свадебный подарок

В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре - великой княгине Екатерине Павловне - по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский . Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе. Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна.

Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна . Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

Сразу после революции Аничков дворец национализировали - сначала в нём работало министерство продовольствия, в 1918-1935 годах во дворце функционировал музей города (не только Ленинграда). В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города.

12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров , самый большой в СССР. Аничков дворец был реконструирован по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета приобрели форму каре. Открылось более сотни детских кружков, и особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. Кроме того, Дворец пионеров посещали Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.

Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду, и 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ, а к 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.

В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных .


Фото: saint-petersburg.com

Дворец сегодня

По сей день двери Дворца открыты юным петербуржцам: здесь функционирует множество различных кружков по искусству, науке, технике, спорту, общественной деятельности и т.д. Одно из крупнейших структурных подразделений Дворца творчества юных - отдел гуманитарных программ и детских социальных инициатив . Ребята могут выбрать любое из интересующих их направлений деятельности: журналистику, основы этикета, краеведение, музейное дело, курс культуры речи экскурсовода, основы макетирования и дизайна, вступить в туристско-краеведческий клуб, пройти школу вожатого.

Для школьников, увлекающихся техникой , во Дворце также предусмотрены разнообразные кружки: автомоделирование, конструирование беспилотных летательных аппаратов, робототехника, занимательная математика, 3D-моделирование, изучение космоса, моделирование в графических редакторах, фотостудия, основы программирования, электротехника и многое другое.

Огромное внимание уделяют в Санкт-Петербургском дворце творчества юных и музыкальному воспитанию маленьких петербуржцев - здесь обучают игре на различных инструментах, пению, даже художественному слову! Кроме того, в Аничковом дворце есть свой оркестр, театральная студия, класс хореографии и студия изобразительного искусства. В общей сложности, во Дворце творчества юных работает более 200 кружков - здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!

Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Среди выпускников Аничкова дворца - несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. За 80 лет существования Дворец как образовательное учреждение для юных петербуржцев шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества "Зеркальный", два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр "Крестовский остров" с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.

Текст: Юлия Севостьянова