Сандаловый будда зандан жуу. Сандаловый Будда — уникальная статуя в России Статуя будды в бурятии

Размер текста:

Живое духовное учение распространяется не только через беседы с Учителем и чтение книг, но и посредством зрительного восприятия произведений искусства, интерьера, архитектуры храмов. Обучение через наблюдение связано с наглядной моделью макрокосмоса вселенной и микрокосмоса человека. Это наблюдение позволяет увидеть тончайшие духовные переживания и нравственные качества: любовь, радость, доброту, мудрость. Примером такого распространения знаний являются религиозные святыни.

Одна из почитаемых святынь буддийского мира – статуя Сандаловый Будда, Зандан Жуу, находящаяся в Эгетуйском дацане Бурятии. Он считается живым Буддой – его изображения несут благодать. На танках у него особая иконография: он стоит, с большими длинными руками почти до колен, среди цветов и пейзажа. Это такой телесный человеческий Будда, подобный Будде Майтрейе, но в то же время находящийся среди благодатных небесных миров.

Статуя Сандалового Будды считается дошедшим до наших дней прижизненным изображением Будды Шакьямуни, сделанным по заказу раджи Уддияны. Есть легенда, записанная тохарским монахом Дхармананди в 385 г. н.э. (в китайском переводе Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи по сведениям А.А.Терентьева), что Просветленный был в это время на небесах Тридцати Трех Богов, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. Раджа Прасенаджит возжелал видеть Просветленного и повелел изваять его статую. Маудгальяна, ученик Будды, достигший чудесных способностей, перенес мастеров на небеса, где они встретились с Просветеленным. Мастера были возвращены на землю и изваяли статую из сандалового дерева «гоширша» в натуральную величину около двух метров. высотой.

Когда Будда Шакьямуни вернулся в земной мир, статуя приветствовала его,сделав 6 шагов. И Просветленный сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

В китайских источниках есть сведения о ее перемещении из Индии того времени. В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез ее в Центральную Азию, где в Куче (городе-оазисе Великого шелкового пути) был вынужден жениться на сестре правителя Дживаке и стать духовным наставником в государстве.

Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом. Слава его стала так велика, что в 384 году китайские войска осадили Кучу, чтобы захватить Кумарадживу и привезти в Китай. Вместе с ним была перевезена статуя Сандалового Будды, после чего последовал взлет буддийской мысли в Китае.

В начале VIII в. жены тибетского царя Сронцзангамбо из Непала и Китая привезли буддийские реликвии, и среди них статую Сандалового Будды, в Тибет. Непальская принцесса Бхрикути почиталась как Зеленая Тара, а китайская принцесса Вэнь-чэнь как Белая Тара. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета.

По другим китайским источникам статуя попала сначала в Монголию во время правления Чингиз-хана в XIII в. и потом была перевезена в Китай, где неизвестно сколько лет хранилась в провинции Ли, в специально для нее выстроенном монастыре Сандан-Сы – «Монастырь Сандалового будды».

История ее пребывания в России удивительна.

В Китае в 1890-1901 гг. разразилось Боксерское восстание (Ихэтуаньское восстание, тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости согласия»). В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен. Статуя Сандалового Будды хранилась в монастыре Сандан-сы - «Монастырь Сандалового Будды», где все буддийские паломники Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись ей, посещая Пекин. Востоковед и один из старейших русских буддистов В.М. Монтлевич пишет об этом: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 г. известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, долгие годы (32 года, с 1916 по 1948 гг.) проведший в Китае.

Зимой 1901 г., после разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в самом монастыре, вывезли статую. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Статую положили на сани, укрыли соломой и рогожей и замаскировали провиантом и почтовым реквизитом. Всего было двое саней, статую везли на вторых, как бы грузовых, санях. Можно представить благоговейный трепет и отчаянный восторг тех, кто исполнил это смелое и опасное предприятие, ведь они совершили религиозный подвиг ради распространения Учения, безусловно, исполняя наказ не известных нам и почитаемых учителей и лам. Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Какой верующий не восхитится душой считать таковым центром свою страну и свой дацан. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре (дацане).

Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане; оригинал был тщательно укрыт в секретном месте. Эта мера предосторожности была вполне уместна.

Восстание в Китае было жестоко подавлено силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 г. И вскоре в Бурятию приехали японские эксперты на поиски знаменитой статуи. Японцы имели сведения, что статуя находится в Эгитуйском дацане. Приехавшим показали металлическую копию, и они вынуждены были в полном разочаровании уехать.

После революции, в тридцатых годах, когда буддизм был в опале, Сандаловый Будда на долгие годы становится «арестантом» – он хранится в застекленном шкафу на втором этаже Одигитриевской церкви г. Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея. И, надо сказать, что это была счастливая для статуи судьба, ибо в те лихие годы в огне и неприглядных условиях хранения гибло множество замечательных религиозных памятников старины. Только в 80-х годах статую вернули верующим, поместив уже не тайно, а открыто в тот же Эгитуйский дацан, где стояла когда-то металлическая копия».

Предсказание сбывается, и появление Зандан Жуу в Забайкалье в ХХ в. является благим предзнаменованием для развития Дхармы в России.

Статуя Сандалового Будды как бы эманирует из себя буддийское учение, создавая условия для всех взаимодействующих с ней в виде кармических ситуаций, благоприятных для процветания Дхармы. Статуя проявляет себя как живой Будда, вызывая интерес к текстам и учению, пробуждая стремление к изучению буддийского мышления – возможности практики Дхармы.

Скриншот с сайта yelo-rinpoche.ru, пресс-служба дацана "Ринпоче багша"

Тысячи верующих преподнесли подношение Великому учителю [фото, видео]

В субботу 10 сентября Досточтимый Еше Лодой Ринпоче провел ритуал освящения изображения Будды Шакьямуни, высотой в 33 метра, высеченного на скале Баян-Хонгор. В прошлом году на возвышенности близ села Баянгол возвели статую Будды, изготовленную по спецзаказу в Индии, и освятили три ступы примирения. В следующем году жители Баянгола попросили помочь в строительстве 8 ступ вокруг озера Могой. В субурганы планируется заложить 4 тысячи статуэток разных буддийских божеств.

Будда Шакьямуни на горе Баян-Хонгор близ села Баянгол - творение уникальное. Ему присвоят звание самого большого изображения Будды в России и войдет в список самых больших изображений Будд в мире.
Идею, возвести гигантского Будду, высказали жители Баянгола на сельском сходе. С этой инициативой они обратились в дацан на Лысой горе в Улан-Удэ Еше Лодой Ринпоче. Настоятель народное предложение поддержал. Тем более, как оказалось, это была его давняя мечта.

Большой Будда - большое благо для всей России

«Лет 15-16 назад мы впервые посетили «сердце» Байкала» - остров Ольхон, прошли на катере вдоль иркутского берега» - вспоминает ближайший ученик Ринпоче геше-лхарамба Тензин-Лама, - «Величественные скалы, вырастающие из водной глади и устремляющиеся в небо, впечатлили Багшу своей красотой и мощью. И тогда у него родилась идея - сделать большую статую Всемирного драгоценного Учителя Будды Шакьямуни именно в скале. В азиатских странах это древняя традиция, а в России ничего подобного не было».

Справка сайт: Самый большой и древний в мире Будда высеченный в скале находится в китайской провинции Сичуань. Его высота 71 метр, возраст - около 1200 лет. На строительство ушло почти 90 лет. Самая большая статуя в мире - тоже Будды. И тоже находится в Китае, в провинции Хэнань. 128-метровый монумент изображает Будду Вайрочана, одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла китайцам после того, как в 2001 году талибы варварски уничтожили две огромных статуи Будды в Афганистане. Их возраст датировался 6 веком нашей эры.

«Тогда мы стали подыскивать подходящий объект. На Байкале это было сложно сделать чисто технически. В других районах тоже искали. То слишком низкие, то слишком высокие, то слишком рельефные попадались скалы. И в прошлом году, когда мы под Баянголом устанавливали тоже статую Будды, но маленького, метрового, изготовленного по спецзаказу в Индии из оникса, я обратил внимание на соседнюю скалу. Она идеально подходила для воплощения задумки Учителя - ровная, красивая и достаточно высокая, около полусотни метров. И главное - идеально расположена!

Обычно буддийские святыни возводят «лицом» на юг, будь то храмы, ступы или статуи. Мы же, осознанно хотели немного отойти от этой традиции и сделать так, чтобы взор Будды был направленв сторону Москвы и других больших российских городов. В такое непростое время это было просто необходимо сделать для блага всей страны и всех живых существ! Во все времена возведение статуй Будд, ступ, дацанов считалось очень благотворным делом. В местах, где они появляются, все приходит в гармонию. В природе прекращаются разного рода катаклизмы, в отношения людей приходит взаимопонимание, они меньше болеют и умирают от несчастных случаев, все живое обретает мир и покой» - рассказывает Тензин-Лама.

«Но Учитель тогда сказал, что ещё пока время не пришло. И вот, спустя год, жители Хоринского района сами вышли с этим предложением. Скала Баян-Хонгор с давних пор у хоринских бурят считается сакральным местом. Здесь жители села Баян-Гол 2 раза в год - летом и во второй день Сагаалгана - проводят обоо, и в течении года часто приходят поклониться святыням. Тут установлены, так называемые мунханы - маленькие домики, в которых находятся тханки и статуэтки буддийских божеств. В прошлом году появилась статуя Будды и 3 ступы. Ринпоче долго обдумывал, и в итоге согласился. К тому же, это родина его коренного Учителя.

Справка сайт: Досточтимый Еше Лодой Ринпоче родился в Тибете в 1943 году. В трехлетнем возрасте был признан четвертым перерождением Ело Ринпоче. В Тибете таких людей называют тулуку - считается, что они осознанно продолжают цепь своих перерождений, посвящая жизнь помощи всем живым существам.
С семи лет Ело Ринпоче посвятил себя монашеству и изучению буддийской философии. В 1959 году в связи с оккупацией Тибета Китаем, покинул родину и через королевство Бутан перешел в Индию, где продолжил свое обучение.
Коренным Учителем Еше Лодоя Ринпоче является лама Дульва-хамбо Тубтен Чоки, бурят по национальности. Прославленный мастер тантры преподавал Ело Ринпоче курс винаи - монашеской дисциплины. Так же, под руководством ламы из Бурятии - досточтимого Агван-Нимы, в 1979 году Ело Ринпоче защитил звание «геше-лхарамба» - высшей буддийской ученой степени. В 1993 году по просьбе бурятского духовенства и по поручению Его Святейшества, он прибыл в Бурятию, в Иволгинский дацан для преподавания в буддийском институте ТашиЧойнохрлинг. С тех пор Еше Лодой Ринпоче остался жить и работать в Бурятии, на благо всех живых существ и процветания Дхармы.

В 1999 году, на аудиенции у Далай Ламы, Ело Ринпоче передал просьбы верующих из Бурятии об открытии буддийского центра и получил благословение Его Святейшества на начало строительства. Через 5 лет, в 2004 году состоялось открытие дацана «Ринпоче Багша» на Лысой Горе в Улан-Удэ.

Осуществить замысел удалось достаточно быстро. Прошли все необходимые согласования. Нашлись спонсоры, мастера, художники. Местные жители активно помогали при строительстве. Образ Будды Шакьямуни сделали максимально величественным, но с минимальным воздействием на природу. Высекать полноценную статую или барельеф не стали. Лишь сняли верхний слой породы, нанесли контуры Всемирного учителя восседающего в позе лотоса и расписали краской.

Высота изображения - ровно 33 метра. В буддизме это число имеет так же свой сакральный смысл. Считается, что существует самый высокий мир на Земле, так называемый - Траястримша - «Мир 33 богов» или «Собрание 33 богов», который находится на вершине горы Сумеру. Траястримша нередко упоминается в буддийских текстах, когда Будда восходит к Тридцати трём богам, или сами боги этого мира спускаются на землю для встречи с Буддой.

«Создание статуи именно Будды Шакьямуни не случайно. Будда Шакьямуни — высшая нирманакая, родился в нашем мире, совершил двенадцать подвигов, и в том числе повернул Колесо Учения. Всё время, пока Учение Будды пребывает в мире, оно является ни с чем несравнимым безграничным лекарством от болезней наших омрачений, страданий. Пусть статуя Будды Шакьямуни станет символом объединения наших чистых намерений в осуществлении учения и символом того, что буддийское учение — дхарма, которую 2500 лет назад даровал Будда, и сейчас пребывает в нашем мире", — говорит учитель.

На ритуале рамней присутствовало около 4 тысяч человек. С площади Советов паломников бесплатно вывозили 80 автобусов. После ритуала освящения, прошел праздничный концерт и спортивные соревнования.

Интервью Досточтимого Еше Лодой Ринпоче:

- В конце ритуала изображению Будды был поднесен символический миллион цветов? Это какая-то традиция?

Когда создается статуя Будды, изображение Будды - это большая добродетель. И когда создается изображение такого гигантского размера это также огромная, несравненная добродетель! Соответственно, чем больше, богаче и красивее подношения, тем больше мы накапливаем благих заслуг. А цветы в буддизме - традиционный вид подношения, наравне с белой пищей, сладостями и фруктами.

- Почему высота изображения Будды именно 33 метра?

В буддийской традиции есть такое благое отношение к числу «33», даже есть обитель богов 33 божеств. Изначально не планировалось делать изображение таким большим, но когда измерили скалу, оказалось что она высотой около 55 метров. Тогда и решили сделать именно 33 метра. Очень гармонично вписалось. Это тоже своего рода знак.

Зандан Жуу (Сандаловый Будда)

Эгитуйский дацан. Фото: Аркадий Зарубин

Зандан Жуу , «Сандаловый Будда» или «Сандаловый Владыка» - скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева, по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны . Находится в Эгитуйском дацане Бурятии. Является буддистской святыней и считается единственной, сделанной при жизни Будды (в литературных источниках встречаются упоминания о других прижизненных портретах и скульптурах, но достоверных подтверждений нет). Согласно буддистской традиции считается живым Буддой - его изображения несут благодать. У статуи особая иконография: Будда стоит, с длинными руками до колен, среди цветов и пейзажа, «человеческий» Будда, подобный Будде Майтрея .

История

Согласно традиции, Будда пророчествовал перемещение Зандан Жуу на Север и, соответственно, перемещение центра буддизма .

  • В III в. статуя из Индии была перевезена в Китай .
  • В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез ее в Куча ,

женился на сестре местного правителя и стал духовным наставником в государстве. Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом.

  • В VIII в. - жены тибетского царя Сронцзангамбо привезли статую Тибет . При следующем правителе, царе Тисрондэцане, Буддизм стал государственной религией Тибета.
  • В XIII в. - местонахождение предположительно в Монголии .
  • Зимой 1901 г. Сандаловый Будда оказался в Забайкалье. После разгрома Боксерского восстания ,

бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в монастыре Сандан-сы («Монастырь Сандалового Будды»), где в то время хранилась статуя, вывезли её. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. По прибытии была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане, оригинал был спрятан. Японцы узнали местонахождение статуи. По приезде им показали металлическую копию, и они уехали ни с чем.

  • В 1930-х годах хранится в Одигитриевской церкви г. Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея.
  • В 1980-х годах статую вернули верующим, поместив в Эгитуйский дацан.
  • 22 апреля 2003 года Решение Буддийской традиционной сангхи России (Иволгинский дацан): «Утвердить в качестве буддийских святынь России:

Буддистская легенда о появлении статуи

Согласно тохарскому монаху Дхармананди (385 г. н. э.) (Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи), Будда был на небесах Тушита , проповедуя Дхарму своей умершей матери Майе. Прасенаджит хотел видеть Просветленного владыку и велел сделать его статую. Маудгальяяна перенес мастеров на небеса, где они встретились с Буддой. После возвращения мастера изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева. Когда Будда Шакьямуни вернулся на землю, статуя сделала шесть шагов навстречу ему, тогда он и сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

Воздействие статуи на верующих

Не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают, выходят из дацана. Другие, наоборот, обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они сели напротив Сандалового Будды. Считается, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, дает установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит в это от чистого сердца.

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Книги

  • Сандаловый Будда раджи Удаяны / The Sandalwood Buddha of the King Udayana , А. А. Терентьев. В древней буддийской легенде говорилось, что еще при жизни Будды было вырезано его скульптурное изображение из сандалового дерева. Со временем эта статуя была перевезена в Китай, где…

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

До наших времен сохранился удивительный памятник Будды, созданный еще при жизни самого Учителя Шакьямуни. Называется памятник Сандаловый Будда. Еще удивительнее в этом факте то, что находится он в России, а именно – в одном из дацанов в Бурятии, поэтому мы просто обязаны про него рассказать.

Многовековая история статуи, ее внешний вид, особенности – обо всем поведает статья ниже. Также вы узнаете замечательную легенду о создании памятника. А для тех, кто уже собрался в путь, чтобы воочию увидеть святыню, мы собрали полезную информацию о том, где находится и как работает дацан.

Что это за статуя

Будда из сандала, Сандаловый владыка или, на бурятский манер, Зандан Жуу – ценнейшая реликвия буддизма. Дело в том, что это единственная статуя, созданная во время жизни Шакьямуни.

Конечно, есть скептики, которые утверждают, что до его паринирваны были созданы также и другие изваяния и картины. Возможно, это и так, но в любом случае Зандан Жуу – единственный из них, сохранившийся до нынешних времен.

Сейчас Зандан Жуу расположился в Эгитуйском дацане Бурятской республики. Он отождествляется с живым Буддой. Считается, что в нем сосредоточены энергия Шакьямуни, и потому статуя способна даровать благость. Многие из тех, кому довелось посетить ее, подтверждают подобное действие.

Зандан Жуу обладает мощной энергетикой: некоторые посетители уходят, не в состоянии долгое время находиться рядом со святыней, другие же, напротив, могут часами просидеть перед ней, не замечая времени.

Согласно буддистским воззрениям, изваяние способствует очищению, счастливой долгой жизни, полной здоровья и удачных событий. Главное – искренне поверить в это, сочетать с регулярной практикой и образом жизни, достойным буддиста.

Кроме бесспорного благоговения буддистов мира, Будда из сандала заслужил звание памятника российской культуры на федеральном уровне.

Легенда о появлении

Согласно буддийскому тексту «Аннутара-никаи», написанному в 4-м столетии нашей эры жрецом Дхармананди, появление прижизненной статуи Учителя имеет интересную мифическую историю. Шакьямуни находился на небесах Тушита, где делился основами учения со своей матерью Майей. В это время индийский царь Прасенаджит захотел увидеть Учителя, но это не представлялось возможным.

Тогда на небеса были отправлены мастера-зодчие, встретившиеся с Гаутамой. Вернувшись на землю, они по памяти изваяли из сандалового дерева тело Будды с поразительной точностью.

Сам возвратясь в мир людей, Шакьямуни увидел, что его сандаловая копия сделала 6 шагов навстречу ему. Тогда Учитель предрек, что статуя будет постепенно перебираться все севернее, и в той местности буддизм станет процветать. Так и произошло – в Эгитуйский дацан, бережно хранящий всебуддийскую святыню, каждый день стекаются толпы.


Эгитуйский дацан в Бурятии

Другая версия, менее легендарная, но, очевидно, более достоверная, гласит, что статую заказал индийский раджа Удияна больше 2,5 тысяч лет назад. Шакьямуни тогда было 38 лет.

Историческая справка

За долгие годы статуя претерпела много перемещений. Их можно проследить на карте Азии.

Созданную на древнеиндийской территории, в III столетии ее переместили на китайские земли. Там она оставалась относительно недолго – в Поднебесной в 4 столетии затевались военные действия, и один кашмирский монах отвез ее с собой в бывшую буддийскую страну – Кучу, где сам занял пост главного духовника.

К 8 веку супруги правителя Тибета привезли памятник с собой в будущую Лхасу. Совсем скоро буддийское учение покорило своей истинностью тибетцев. К XIII столетию местонахождением изваяния называют монгольские степи, где она пробыла несколько веков, а затем – китайский монастырь Сандан Сы.


Тибет, Лхаса

С наступлением 20 столетия в столице Китая творились беспорядки, а в январе 1901 года в монастыре, где хранился Сандаловый Владыка, разразился пожар. Казаки родом из Бурятии вызволили его из огня и доставили на свою малую родину. Так скульптура оказалась в Эгитуйском дацане.

Есть версия, что бурятские мастера создали копию святыни из металла, выставили ее в зале дацана, а оригинал спрятали. Когда японцы узнали о том, где хранится статуя Будды, они пришли в дацан отобрать ее, но обнаружили только копию.

В советское время религиозные объекты разорялись, храмы и церкви закрывались, и буддийские дацаны не стали исключением. Тогда Зандан Жуу отправили в бурятскую столицу – Улан-Удэ. Он хранился в краеведческом музее и только спустя полвека вернулся к буддистам.

В сентябре 91-го произошло важное событие – статую на воздушном транспорте вернули в дацан. В начале нашего столетия ее причислили к буддистским святыням Российской Федерации.

Внешний вид

Статуя Сандалового Владыки выглядит очень величественно – 2 метра 18 сантиметров. Она выполнена из сандала, но некоторые исследователи утверждают, что в действительности материал – липа, покрытая краской на основе сандала.

Сандаловый Будда в Эгитуйском дацане, Бурятия

Руки Зандан Жуу длинные: правая поднята и согнута в локте, символизируя приветствие и добрые намерения, а другая – опущена вниз, параллельно туловищу, но ладонь смотрит наружу. Веки Будды умиротворенно прикрыты, а глаза смотрят чуть-чуть наверх.

Храм для святыни

Храм Зандана Жуу находится в Эгитуйском дацане, который по-тибетски называется Дамчой Равжелинг. Построенный в 19 веке, он не пережил 30-х годов прошлого столетия. К началу 2000-х его построили заново.

Некоторые посетители удивляются фасаду здания, выполненному по общепринятым канонам тибетских храмов, но из керамической плитки. Такое архитектурное решение вызвано соображениями пожарной безопасности.

Примерно тогда же отстроили отдельный дуган из одного этажа специально для хранения статуи. Там соблюдены тенденции современной архитектуры, а внедренные технологии помогают поддерживать нужную температуру, влажность, освещение. Этот храм освятили летом 2008-го.

Сегодня дацан – приятное место посреди живописной природы, куда приезжают паломники-буддисты, а также просто любопытные туристы. Территория довольно обширная, кругом , колокольчики и прочие атрибуты, окунающие в атмосферу буддизма. В определенные дни проводятся хуралы.


Полезная информация

Как доехать до Эгитуйского дацана: от столичного Улан-Удэ 280 километров по восточной дороге до местности Хара-Шибирь у реки Маракта. Полный адрес, который поможет найти навигатор: Бурятия, Еравнинский район, село Эгита, улица Дацан, дом 3.

Для посетителей дацан открыт каждый день с 10 утра до 7 вечера. Расписание хуралов можно посмотреть на официальном сайте.


Заключение

Статуя Сандалового Будды – уникальное в своем роде наследие и главная святыня в буддизме. Поэтому особенно приятно, что она находится в нашей стране, в бурятском Эгитуйском дацане. Изваяние было создано при самом Учителе, а впоследствии преодолело сотни километров в течение 2,5 тысяч лет. Именно там, где появлялась статуя, распространялось учение Шакьямуни.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что, прочитав нашу статью, вы непременно захотите посетить дацан, где свято хранится статуя, чтобы увидеть ее своими глазами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту! Мы будем рады вам!

До скорых встреч!

Зандан Жуу (Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка ) - скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева , по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны .

Обретение Зандан Жуу Эгитуйским дацаном

Зимой 1901 года Сандаловый Будда оказался в Забайкалье . После разгрома Боксёрского восстания , бурятские казаки , пользуясь суматохой и разрухой в Пекине , и пожаром в монастыре Сандан-сы («Монастырь Сандалового Будды»), где в то время хранилась статуя, вывезли её. Руководил операцией начальник почтово-телеграфной службы российского посольства в Китае Н. И. Гомбоев. Бурятские казаки вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея скульптуру с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию .

По другой версии, Зандан Жуу доставили в Еравну благодаря невероятным усилиям соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью . По прибытии была изготовлена металлическая копия статуи, которую поместили в Эгитуйском дацане, оригинал же был спрятан. Во время Гражданской войны японские интервенты узнали о местонахождении Зандан Жуу. По приезде им показали металлическую копию, и они уехали ни с чем.

В 1930-х годах Сандаловый Будда хранился в Одигитриевском соборе в городе Улан-Удэ , где размещались тогда фонды Краеведческого музея.

В 1980-х годах статую вернули верующим. 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолётом перевезли в Эгитуйский дацан .

22 апреля 2003 года вышло Решение Буддийской традиционной сангхи России : «Утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины , Драгоценное тело Хамбо-ламы Итигэлова ».

Храм Сандалового Будды

Некоторое время статуя хранилась в дугане Эгитуйского дацана , в небольшом деревянном одноэтажном здании, не приспособленном для хранения культурных и исторических ценностей. В связи с этим Буддийская традиционная сангха России приняла решение о строительстве специального помещения для хранения с поддержанием постоянного микроклимата. 25 июля 2008 года храм Сандалового Будды был открыт.

Буддийская легенда о появлении статуи

Согласно тохарскому монаху Дхармананди (385 г. н. э., Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи), Будда был на небесах Тушита , проповедуя Дхарму своей умершей матери Майе. Прасенаджит хотел видеть Просветлённого владыку и велел сделать его статую. Маудгальяяна перенёс мастеров на небеса, где они встретились с Буддой. После возвращения мастера изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева. Когда Будда Шакьямуни вернулся на землю, статуя сделала шесть шагов навстречу ему, тогда он и сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

Воздействие статуи на верующих

Не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают, выходят из храма. Другие, наоборот, обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они сели напротив Сандалового Будды. Считается, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, даёт установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит в это от чистого сердца.

Напишите отзыв о статье "Сандаловый Будда"

Примечания

Литература

  • Буряты /Отв. ред. Абаева Л. Л., Жуковская Н. Л.; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Михлухо Маклая. - М.: Наука, 2004

Отрывок, характеризующий Сандаловый Будда

– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».