Сообщение о горах. Занимательные факты о горах Написать про горы по окружающему миру коротко

Горы занимают около 24% всей суши. Больше всего гор в Азии - 64%, меньше всего в Африке - 3%. В горах живет 10% населения земного шара. И именно в горах берут начало большинство рек на нашей планете.

Характеристика гор

По географическому положению горы объединяют в различные сообщества, которые следует различать.

. Горные пояса — крупнейшие образования, зачастую тянущиеся через несколько материков. Например, Альпийско-Гималайский пояс проходит через Европу и Азию или Андийско-Кордильерский, тянущийся через Северную и Южную Америки.
. Горная система — группы гор и хребтов, сходных по строению и возрасту. Например, Уральские горы.

. Горные хребты — группа гор, вытянутая в линию (Сангре-де-Кристо в США).

. Горные группы — тоже группа гор, но не вытянутая в линию, а просто расположенные рядом. Например, горы Бер-По в Монтане.

. Одиночные горы — не связанные с другими, часто имеют вулканическое происхождение (Столовая гора в Южной Африке).

Природные зоны гор

Природные зоны в горах располагаются слоями и сменяются в зависимости от высоты. У подножий чаще всего располагается зона лугов (в высокогорьях) и лесов (в средне- и низкогорьях). Чем выше, тем суровее становится климат.

На смену поясов влияет климат, высота, рельеф гор и их географическое положение. Например, у континентальных гор нет пояса лесов. От подножия до вершины природные зоны меняются от пустынь до лугов.

Виды гор

Есть несколько классификаций гор по различным признакам: по строению, форме, происхождению, возрасту, географическому положению. Рассмотрим самые основные виды:

1. По возрасту выделяют старые и молодые горы.

Старыми называют горные системы, чей возраст исчисляется сотнями миллионов лет. Внутренние процессы в них затихли, а внешние (ветер, вода) продолжают разрушать, постепенно сравнивая их с равнинами. К старым горам относятся Уральские, Скандинавские, Хибины (на Кольском полуострове).

2. По высоте различают низкогорье, среднегорье и высокогорье.

Низкие горы (до 800 м) — с округлыми или плоскими вершинами и пологими склонами. В таких горах много рек. Примеры: Северный Урал, Хибины, отроги Тянь-Шаня.

Средние горы (800-3000 м). Для них характерна смена ландшафта в зависимости от высоты. Это Полярный Урал, Аппалачи, горы Дальнего Востока.

Высокие горы (свыше 3000 м). В основном это молодые горы с крутыми склонами, острыми пиками вершин. Природные зоны сменяются от лесов до ледяных пустынь. Примеры: Памир, Кавказ, Анды, Гималаи, Альпы, Скалистые горы.

3. По происхождению выделяют вулканические (Фудзияма), тектонические (горы Алтая) и денудационные, или эрозийные (Вилюйские, Илимские).

4. По форме вершины горы бывают пикообразные (пик Коммунизма, Казбек), платообразные и столовые (Амбы в Эфиопии или Долина монументов в США), куполообразные (Аю-Даг, Машук).

Климат в горах

Горный климат имеет ряд характерных особенностей, которые появляются с высотой.

Понижение температуры — чем выше, тем холоднее. Не случайно пики самых высоких гор покрыты ледниками.

Понижается атмосферное давление. Например, на вершине Эвереста давление в два раза ниже, чем на уровне моря. Именно поэтому вода в горах закипает быстрее — при 86-90ºC.

Повышается интенсивность солнечной радиации. В горах солнечный свет содержит больше ультрафиолета.

Увеличивается количество осадков.

Высокие горные хребты задерживают осадки и влияют на движение циклонов. Поэтому климат на разных склонах одной и той же горы может отличаться. С наветренной стороны много влаги, солнца, с подветренной всегда сухо и прохладно. Яркий пример — Альпы, где с одной стороны склонов представлены субтропики, а с другой господствует умеренный климат.

Самые высокие горы в мире

(Нажмите на картинку для увеличения схемы в полном размере )

Выделяют семь высочайших вершин в мире, покорить которые мечтают все альпинисты. Те, кому это удалось, становятся почетными членами "Клуба семи вершин". Это такие горы, как:

. Джомолунгма , или Эверест (8848 м). Расположена на границе Непала и Тибета. Относится к горной системе Гималаи. Имеет форму трехгранной пирамиды. Первое покорение горы состоялось в 1953 году.

. Аконкагуа (6962 м). Это высочайшая гора в южном полушарии, расположенная в Аргентине. Относится к горной системе Анды. Первое восхождение состоялось в 1897 году.

. Мак-Кинли — высочайший пик Северной Америки (6168 м). Расположена на Аляске. Впервые покорена в 1913 году. Считалась самой высокой точкой России, пока Аляска не была продана Америке.

. Килиманджаро — высочайшая отметка Африки (5891,8 м). Находится в Танзании. Впервые покорена в 1889 году. Это единственная гора, где представлены все типы поясов Земли.

. Эльбрус — высочайшая вершина Европы и России (5642 м). Расположена на Кавказе. Первое восхождение состоялось в 1829 году.

. Массив Винсон — самая высокая гора Антарктиды (4897 м). Входит в систему гор Элсуорт. Впервые покорена в 1966 году.

. Монблан высочайшая точка Европы (многие относят Эльбрус к Азии). Высота - 4810 м. Расположена на границе Франции и Италии, относится к горной системе Альп. Первое восхождение в 1786 году, а спустя век, в 1886 году вершину Монблана покорил Теодор Рузвельт.

. Пирамида Карстенса — высочайшая гора в Австралии и Океании (4884 м). Расположена на острове Новая Гвинея. Первое покорение — в 1962 г.

Виктория Попова
Конспект комплексного занятия «О чем рассказывают горы»

Тема : О чем рассказывают горы .

Образовательная- продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах : какие бывают горы , кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы ; Познакомить со словами –магма,жерло, лава.

Развивающая

Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта.

Воспитывающая :поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов.

-Отгадайте загадку :На ноге стоит одной, крутит вертит головой, нам показывает страны, горы , реки, океаны.

Что это? (Это глобус)

-Рассмотрим глобус . Почему глобус раскрашен разными цветами (коричневый цвет горы , зеленый –равнины и леса, синий- моря,желтый цвет- пустыни)

Покажите на глобусе горы . Включается видео сообщение в котором хозяйка гор приглашает детей открыть секреты, которые она спрятала в конверты.

Как вы думаете, что горы могут рассказать о себе ?

Дети подходят к столу, на котором лежит конверт, из него воспитатель достает задание.

Перед нами на столе лежат камни разной формы и величины. разложить их так, чтобы старые камни оказались в одной корзинке. А молодые в другой. (Дети рассматривают камни , распределяют по корзинкам)

Объясните свой выбор. (дети объясняют : остроконечные камни –молодые, а гладкие старые. Они такими стали от времени благодаря ветру и воде)

Ребята, а мы можем определить какие горы старые , а какие молодые (дети рассматривают фото с изображением гор, объясняя где старые горы , где молодые)

Теперь мы переходим к следующему конверту.

Посмотрите на эту схему. Что мы видим? Горы это гигантские складки земной коры, то есть кожи. Они состоят из пластов различных пород. Одни породы твердые, а другие мягкие. Мягкие породы легко поддаются воздействию дождя и ветра. Из – за этого в горах случаются обвалы, образуются ущелья, обрывы, каньоны.

-Твердые : гранит, каменный уголь, алмазы, кремний, малахит.

-Мягкие : мел, гипс, азбест.

Полезные ископаемые добывают по разному. Одни в открытых карьерах, другие глубоко под землей в шахтах.

Ребята, а можно ли в горах найти ракушки? Оказывается можно. Горы когда-то были коралловыми рифами, а теперь находятся далеко от моря. С тех времен в горных породах сохранились ракушки. Самая высокая гора в мире –Эверест, она находится в Гималайских горах. А названия каких гор России вы знаете? (Кавказские горы ,Уральские) .

Вот и еще один секрет о полезных ископаемых открыт.

Переходим к следующему конверту.

Внимательно посмотрите на эти картинки. (на них изображены животные и птицы, деревья и кустарники находящиеся в горах) Скажите пожалуйста как эти картинки связаны с горами? (дети высказывают свои мнения.) Ответ очевиден – в горах есть не только камни но и растительность, животные и птицы.

Я вижу, вы немного устали. Предлагаю сделать разминку.

Дети выполняют характерные движения.

А сейчас на нашем пути следующий конверт. Открываем.

Посмотрите здесь предметы которыми пользовались кузнецы в древности. Я расскажу вам об огнедышащих горах. Эти горы называются вулканами. А назвали их вулканами потому что существовала легенда : (дети присаживаются на палас) Жил на свете бог по имени ВУЛКАН и был он кузнецом. Построил он себе кузнецу внутри высочайшей горы . Бил он тяжелым молотом по железу, раздувал огонь. А гора стояла посередине моря. Когда Вулкан работал молотом гора дрожала, грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Вулкан работает- со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. Вот с тех пор и стали называть огнедышащие горы «вулканами» .

Сейчас на земле есть три вида вулканов : Спящие – которые могут проснуться взорваться огненной лавой в любой момент.

Действующие – постоянно извергающие фонтаны кипящей лавы.

Потухшие - те которые извергались очень давно,а сейчас потухли.

Подойдем к столу. На нем макет вулкана. Вулканы как мы с вами видим, это горы в форме конуса . Если посмотреть сверху,то можно увидеть яму- это кратер, большая чаша с крутыми склонами, а на дне ярко оранжевое – это жерло-дыра уходящая глубоко в землю. А огненная жидкость выходящая из вулкана - лава.

Вот и открылся нам исторический секрет гор.

Следующий секрет – конверт.

Хозяйка гор предлагает нам самостоятельно сделать вулкан.

Внутри макета пластиковый стаканчик из под йогурта. 1 чайная ложечка соды, немного краски гуашевой, лимонная кислота, 3 капли моющего средства. Последовательно смешали и наблюдаем. (Произойдет имитация извержения вулкана)

А вот на дне океана, когда происходит извержение застывшая лава может образовать конус такой высоты, что если вершина окажется над водой, то после того как вулкан потухнет останется остров. Многие острова в Тихом океане вулканического происхождения.

Как хорошо, что у всех получился вулкан. Понравился вам секрет горы ?

Включается видеосюжет в котором хозяйка гор говорит о том, что все справились с заданиями. Теперь их ждет награда за работу. Только в обмен надо вспомнить те секреты которые она нам открыла.

Я всех вас благодарю за сегодняшнюю работу.

Наверняка все знают, о какой горе идет речь. Конечно же, об Эльбрусе. Но знаете ли вы, что всего в полутора километрах от вершины работает отель, в котором можно остановиться? А TravelAsk знает и расскажет вам об этом. И о многом другом.

5 километров и 600 метров над уровнем земли

Эльбрус ― высочайшая вершина России. А так как граница между Европой и Азией не особо четкая, его нередко называют и самой высокой горой Европы.

Вершина находится на Кавказе на границе республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Это классический стратовулкан: у него коническая форма, которую он приобрел в результате множественных извержений.

У Эльбруса две вершины, и обе высоки: 5642 и 5621 соответственно. Расстояние между этими двумя вершинами примерно 3 километра.

Впервые гору в 1813 году измерил русский академик Викентий Карлович Вишневский.

Почему Эльбрус

У Эльбруса было около десяти названий. Так коренные жители этой территории восхищались огромными размерами горы. На карачаево-балкарском языке Эльбрус называется «Минги-тау», что означает «напоминающая тысячу гор» или «гора из тысяч». Другое имя звучит немного иначе: «Минге-тау», что означает «гора оседланная». Тюрки называли гору «Джинпадишах», что значит «повелитель духов», абхазы ― «Орфи-туб» («гора блаженных»), грузин― ы «Ял-буз» («снежная грива»).


О возникновении современного названия также есть несколько версий: возможно, оно произошло от иранского «айтибарес», что значит «высокая гора». Вполне вероятно, что истоки названия лежат в языке зендов, одного из племен Ирана: «эльбрус» значит «блестящий».

Когда лучше покорять вершину

В июле и августе на Эльбрусе самая стабильная погода. Температура воздуха здесь порядка -8 градусов. Однако по мере подъема она может опуститься и до -30 градусов. Зимы тут очень жесткие и длинные: с октября по апрель. В этот период лучше греться дома под одеялом и пить горячий шоколад, в противном случае подъем может закончиться печальными последствиями, в том числе и летальным исходом.

Покорение вершины занимает около недели. Более того, цивилизация облегчила этот путь: есть канатная дорога, которая довезет прямо до приюта «Бочки». Он расположен на высоте 3750 метров. Название лагерь получил за свои утепленные вагончики, которые тут находятся: они похожи на бочки.

Их тут десять штук, в каждом вагончике может разместиться шесть человек. Также тут есть специально оборудованная кухня. Именно отсюда в основном и начинается восхождение.

Следующий лагерь располагается на высоте примерно 4000 метров. Когда-то тут находилась гостиница «Приют одиннадцати», однако она сгорела, и здание так и не восстановили.


Но недалеко от нее находится действующий эко-отель Leap-Rus.


Он был разработан итальянскими архитекторами, и тут есть все удобства: вода, электричество и даже интернет. Цена одной ночи обойдется в 3250 рублей за спальное место.

История покорений

Самый первый человек, который поднялся на вершину Эльбруса, был российский генерал Георгий Эммануэль. Он покорил гору в 1829 году с целой группой людей из научного мира: геологов, физиков, зоологов.

Западная вершина, которая более высока, покорилась намного позднее, через 40 с лишним лет, в 1874 году. Сюда взошли английские альпинисты с проводником, который участвовал в первой экспедиции 1829 года.

Первым человеком, который побывал на обеих вершинах Эльбруса, стал топограф А.В. Пастухов. На западную вершину он поднялся в 1890 году, а в 1896 году ― на восточную. Он составил подробные карты горы.

Стратовулкан

Эльбрус ― это потухший вулкан. На этой территории длительное время жили неандертальцы. Однако после извержений, которые были 45 тысяч лет назад, они покинули гору в поисках более благоприятного места жительства.

Исследования показали, что последнее извержение Эльбруса было в 50-х годах нашей эры.

Факт №1 . Именно к Эльбрусу Зевс приковал Прометея за его «выходку»: он подарил людям огонь.

Факт №2 . Во время Великой отечественной войны дивизия немцев «Эдельвейс» захватила горные базы, в том числе и «Приют одиннадцати». На горе были установлены нацистские знамена, а в немецких газетах писали восторженные статьи о том, что были взяты обе вершины. Гору планировали переименовать в «Пик Гитлера». Жетоном именно с такой надписью наградили всех участников восхождения.


Факт №3 . 400 альпинистов в честь 400-летия Кабардино-Балкарии поднялись одновременно на Эльбрус в 1956 году.

Факт №4 . В 1991 году журналом Outside Magazine туалет «Приюта одиннадцати» был признан самым худшим туалетом в мире.

Факт №5 . Эльбрус ― одна из самых опасных вершин в мире. Несчастные случаи тут происходят регулярно, только за 2004 год здесь погибло 48 человек.

Факт №6 . В 1997 году гору покорили на автомобиле: это сделал русский путешественник Александр Абрамов. Для этой цели специально оборудовали Land Rover.

Факт №7 . Эльбрус входит в список «Семь вершин» ― список высочайших вершин планеты.

Факт №8 . На горе Эльбрус 22 ледника. Они образуют истоки трёх рек: Баксан, Малка и Кубань.

Факт №9 . Радиус обзора на горе постоянно меняется. Это зависит от погоды и давления. Иногда отсюда видно сразу два моря: Каспийское и Черное.


Факт №10 . Эльбрус считается одним из 7 чудес света России.

Кто еще вошел в тройку

На втором и третьем месте находятся все те же вершины Кавказа: гора Дыхтау высотой 5204 метра и гора Коштантау высотой 5152 метра.

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитатель предлагает детям посетить выставку фотографий, на которых изображены горы. Дети рассматривают фотографии, на которых и водопады, и горные озера, и леса. Воспитатель предлагает детям собрать картинку-пазл "Горы". Затем дети слушают музыку Эдварда Грига "В пещере Горного Короля" и рассказывают о своих впечатлениях и фантазиях. Воспитатель показывает детям письмо, которое прислала Хозяйка Медной Горы. Дети находят посылку и отгадывают содержимое посылки по загадке. В посылке оказались разные камни. Воспитатель предлагает детям стать геологами-исследователями. Каждый ребенок берет один камень, садится за стол и исследует камень. Результаты исследований записываются в таблицу. Затем несколько детей по результатам исследований рассказывают о своем камне. Динамическая пауза - подвижная игра - "Ветер, дождь, камень и гора". Под музыку к детям приходит Хозяйка Медной Горы и приносит в подарок разные самоцветы, которые дети используют в продуктивной деятельности. Дети украшают камнями вазочки, которые они сделали заранее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛМДОУ № 6 «СОЛНЫШКО»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?»

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:

ШТАТНОВА Е.В.

2010 год

ЦЕЛЬ:

1. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах: какие бывают горы, кто живет в горах, что растет, из чего состоят горы;

2. Продолжать знакомить детей со свойствами камней (крепкий, твердый, гладкий и т.д.);

3. Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

4. Учить работать с таблицей и записывать результаты обследования;

5. Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ о камнях, используя таблицу;

6. Уточнить знания детей об использовании камней (строительство зданий, мостов, дорог);

6. Показать детям изделия из драгоценных камней;

7. Развивать мелкую моторику рук;

8. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

9. Повторить правила поведения в природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

1. Познакомить детей с новым словом – геолог;

2. Активизировать словарь детей за счет слов: шершавый, низкие, пологие, крутые, снежные.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

1. Глобус;

2. «Ящик ощущений»;

3. Сосуды с водой;

4. Камни на каждого ребенка;

5. Салфетки;

6. Иллюстрации с изображением гор;

7. Разрезная картинка с изображением горы;

8. Вазочки из пластилина;

9. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

10. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы;

11. Загадки о камнях и о глобусе;

12. Таблицы исследования камней;

13. Музыкальная запись: Эдвард Григ «В пещере горного короля»;

14. Коробка с камнями для поделки;

15. Герой – «Хозяйка Медной горы».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

Собирание коллекции камней;

Создание выставки поделок из камня;

Чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы»;

Экскурсия в библиотеку;

Беседы по темам: «Какие бывают камни», «Что такое горы?», «Как человек использует камни»;

Просмотр кинофильма по сказке П.Бажова «Каменный цветок»;

Проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло?», «Найди свой камень»;

Прослушивание музыки Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Воспитатель:

Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ).

Воспитатель:

Молодцы, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы. Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое называется «Кавказ»:

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Воспитатель:

Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

Воспитатель:

Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий. Воспитатель комментирует рассматривание.

Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни).

Воспитатель:

Вам понравились фотографии? (Да).

Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

А еще в горах есть чистейшие озера и реки. Ребята, а у меня есть картинка-пазл. Давайте ее соберем и посмотрим, что у нас получится. Сейчас каждый возьмет по фрагменту картинки, и попробуем ее собрать.

Дети собирают пазл-картинку.

Воспитатель:

Что у нас получилось? (Горы и озеро).

Воспитатель:

А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь на ковер. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.

После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.

Воспитатель:

Молодцы, вот какие вы фантазеры. А у меня для вас есть один сюрприз.

Воспитатель показывает детям письмо и говорит:

Вы знаете, мне сегодня передали письмо, но как узнать, кому оно адресовано?

Дети:

Нужно посмотреть адрес, который написан на конверте.

Воспитатель:

Правильно. А кто знает адрес нашего детского сада?

(Ответы детей).

Воспитатель читает вслух адрес на конверте:

Город Лосино-Петровский, улица Строителей, дом 7, подготовительная к школе группа № 5. Точно, письмо написано для нас.

Воспитатель вскрывает письмо и читает его вслух:

- «Здравствуйте, дорогие дети. Я знаю, что вы любите все исследовать, поэтому отправляю вам посылку. Она квадратная, бордовая, с замочком, перевязана лентой. Я знаю, что посылку вам доставили, вам нужно ее найти. Хозяйка Медной горы». А кто такая – Хозяйка Медной горы? (Она живет в горе, охраняет горы и бережет их. Она из сказки).

Воспитатель:

Да, ребята. Задала нам задачу Хозяйка Медной горы. Ну что ж, нужно искать посылку.

Дети находят посылку и отдают воспитателю.

Дети:

А здесь еще записка.

Воспитатель:

Да, ребята. Здесь еще записка.

- «Открыть посылку вы сможете, если отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

Дети:

Это камень, разные камни.

Воспитатель:

Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

Воспитатель открывает коробку:

Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот спасибо Хозяйке Медной горы. Вот это подарок. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).

Воспитатель:
- Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

Воспитатель:

Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. У вас на столе лежит таблица, в которую мы будем записывать результаты исследования камней.

Идет обследование камней и запись результатов в таблицу.

Воспитатель:

Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне?

Рассказ 2-3-х детей.

ВЫВОД:

Какой вывод мы можем сделать? Что мы узнали о камнях? (Бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, но все они камни).

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

А мы с вами знаем игру «Ветер, дождь, камни и гора». Давайте поиграем. Будьте внимательны.

Игра на внимание «Ветер, дождь, камень и гора».

Воспитатель:

Вы все были очень внимательными. И гора у вас получилась высокая и крутая. Садимся на места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских),

Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы).

Звучит музыка и входит Хозяйка Медной горы. В руках у нее малахитовая шкатулка.

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да, Хозяйка Медной горы).

Правильно, молодцы. Услышала я, что вы о моих сокровищах говорите, и не смогла усидеть в горе каменной. Вы мою загадку отгадали? (Да, это камни).

Хозяйка Медной горы:

Молодцы. А вы знаете, где используют камни? (Для строительства дорог и домов, для изготовления украшений).

Правильно. Принесла я вам свои самоцветы, посмотрите, какие они красивые. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Гостья показывает детям украшения из камней.

Хозяйка Медной горы:

У меня в горах много разных камней. И я принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они.

Гостья показывает детям разноцветные камешки.

Воспитатель:

Вот спасибо, а нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает воспитателю поднос, на котором стоят розетки с камешками. Воспитатель расставляет розетки детям на столы.

Воспитатель:

Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

Дети приступают к работе.

Гостья наблюдает за работой детей.

Воспитатель:

Ребята, заканчиваем.

Гостья рассматривает все вазочки и хвалит детей:

Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок, волшебные съедобные камешки. Вот он. Я отдам их Елене Викторовне, а она угостит ими вас в группе.

Гостья передает воспитателю вазочку с конфетами-камешками.

А мне пора. До свидания, до новых встреч.

Прощается и уходит.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.

Дети уходят из зала.


Горная система на Урале, расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Уральские горы находятся на территории России и Казахстана и являются уникальным географическим объектом, разделяющим материк Евразию на две части.

В древних источниках Уральские горы называли Рифейскими или Гиперборейскими. Русские первопроходцы называли их «Камень». Топоним «Урал» взят, скорее всего, из башкирского языка и означает «каменный пояс».

Длина более 2000 км, ширина от 40 до 150 км.
Высота над уровнем моря: 1 895 м.
Площадь: 781 100 км2

Формирование горной системы Урала началось около 350 млн лет назад и закончилось около 200 млн лет назад.

Горы берут начало от берегов Северного Ледовитого Океана и заканчиваются в знойных пустынях Казахстана.

Полезные ископаемые Уральских гор
В недрах Урала скрыты несметные богатства, известные всему миру. Это и знаменитый малахит, и камни самоцветы, красочно описанные Бажовым в его сказках, асбест, платина, золото и другие полезные ископаемые. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатывались в СССР, на Урале представлено 48.

Природа Уральских гор



Славен этот край своей невероятной красотой природы. Сюда приезжают посмотреть на удивительные горы, окунуться в прозрачные воды многочисленных озер, спуститься в пещеры или совершить сплав по бурным рекам Уральских гор.
Лучше всего видна красота этих гор в природных парках и заповедниках. Попав в Свердловскую область, непременно нужно побывать в «Оленьих Ручьях». Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть, нанесенные на поверхность скалы рисунки древнего человека. В пещере Капова ученые обнаружили наскальные рисунки, которым более 14 тысяч лет. Всего на ее просторах найдено около 200 работ древних художников. Кроме этого можно посетить многочисленные залы, гроты и галереи, расположенные на трех уровнях, полюбоваться подземными озерами.

Животный мир Уральских гор



Не меньшим разнообразием отличается и животный мир «Земного пояса». Преимущественное положение в местной фауне занимают лесные животные, ареал обитания которых – хвойные, широколиственные или смешанные леса. Так, в хвойных лесах обитают белки, основу рациона которых составляют семена ели, а зимой эти симпатичные зверьки с пушистым хвостом питаются предварительно запасенными кедровыми орехами и высохшими грибами. Широкое распространение в местных лесах имеет куница, существование которой трудно представить без уже упомянутой белки, за которой эта хищница охотится.
Но настоящим богатством этих мест является пушной промысловый зверь, слава о котором простирается далеко за пределы региона, например, соболь, обитающий в лесах Северного Урала. Он, правда, отличается от темного сибирского соболя менее красивой шкуркой рыжеватого цвета. Бесконтрольная охота за ценным пушистым зверьком запрещена на законодательном уровне. Без этого запрета он наверняка уже был бы полностью уничтожен.
В таежных лесах Уральских гор также обитают традиционные для России волк, медведь и лось. В смешанных лесах встречается косуля. На равнинах, прилегающих к горным массивам, себя вольготно чувствуют заяц-русак и лисица. Мы не оговорились: они обитают именно на равнинной местности, а лес для них – всего лишь укрытие. Ну и, конечно, кроны деревьев хорошо обжиты многими видами птиц.