Применение воздушных шаров. Воздушные шары: наука, спорт, туризм, развлечение…

Воздушные шарики - атрибут любого торжества. Они дарят массу позитива и поднимают настроение. Создателем яркого предмета считается английский физик Фарадей, который в 1824 году сделал его из нескольких прижатых друг к другу листков каучука. С тех пор внешний вид существенно изменился, но эмоции, вызванные летающими сюрпризами, остаются неизменно позитивными у людей любого возраста. Не всем приходит в голову, что возможно и практичное применение воздушных шаров. И таких вариантов масса.

Любопытные способы для экономных

Предмет всеобщей радости таит в себе огромные возможности. Стоит лишь взглянуть с другой стороны. Много полезных предметов легко сделать для малышей:


  • Весёлый барабан. Резина натягивается на верхнюю часть стеклянной банки. С помощью карандашей и усердия ребёнка музыкальный инструмент зазвучит. С этой игрушкой сын и дочка могут просидеть не один час.
  • Средство живописи. Слегка надутый шарик заменит кисточку. Достаточно обмакнуть край в краску и делать яркие отпечатки на листке бумаги. Результат творчества будет похож на произведения великих художников-импрессионистов.
  • Зверёк-антистресс. Резиновый мешочек, наполненный кинетическим песком, превратится в успокаивающее приспособление. Предмет может принимать замысловатые формы, развивая воображение.
  • Декор для бокалов. Срезанные «хвостики» разного цвета можно привязать ножке фужера. Стол детской вечеринки обретёт яркую деталь.

Атрибут может стать полезным и для родителей. Грамотного бытового помощника одобрят многие хозяйки.

Помощь в кулинарии

Кухонные гаджеты стоят дорого, а творить шедевры хочется всем. Альтернативу хитроумным приспособлениям найти очень просто.

Нестандартное применение бумажных полотенец

Варианты:


  • Вкусные тарелочки для десертов можно приготовить с помощью шоколада и воздушного шарика. Размер подбирается по желанию. Сперва нужно сделать крепление, чтобы чашка была устойчивой. Для этого ложка шоколадной массы выливается на блюдце. Надутый шар окунается в горячий шоколад и ставится на основание. Осталось остудить шедевр.
  • Приготовление некоторых блюд требует быстрого охлаждения ингредиентов, а формочки для льда не всегда есть под рукой. Воду можно заморозить и в ярком шарике. Получившиеся помощники обеспечат необходимую температуру и продуктам, и прохладительным напиткам. Вариант можно использовать и на пикнике, следует лишь заранее запастись круглыми «мини-холодильниками».

Применение на даче

Уезжая в загородный дом, многие рискуют забыть взять с собой некоторые необходимые вещи. Достаточно сберечь в шкафу остатки от праздника, чтобы отдых не превратился в выживание.

Идеи для экономных:

  • Шарик может заменить сосуд для жидкости, он способен выдержать до 2 литров воды. Из такого «ведра» можно полить недавно посаженный куст или дерево.
  • Цветы не завянут в дороге, если поместить их в импровизированную вазочку. Спасителем растений выступит знакомый всем праздничный атрибут. Из него можно смастерить и полноценный сосуд для букета. Для этого его помещают в бутылку или банку и на горлышке закрепляют края.
  • В шарике хорошо сохраняются и семена для посева. Нужно обратить внимание на отсутствие влаги, иначе начнутся процессы гниения.
  • Промокнуть под дождём на даче очень легко. Чтобы влажный вязаный головной убор не потерял свою форму, сушить его советуют на надутом шарике. Главное - не переборщить с величиной, иначе шапка растянется.

Интересные идеи по вторичному использованию консервных банок

Варианты для подростков

Современные школьники следуют моде и разбираются во многих технических новинках.

Постоянно покупать дорогие аксессуары для гаджетов есть возможность не у каждого, а вот смастерить их своими руками под силу любому.

Неординарные идеи:


  • Из необычного материала легко сделать чехол для мобильного телефона. Следует надуть шарик, зажать выходное отверстие и поместить на него смартфон. Аккуратно выпускать воздух, надавливая на мобильник. Когда воздух выйдет полностью, резина будет плотно прилегать к корпусу.
  • Чтобы уловить тонкие звуки музыки и усилить громкость, достаточно приложить шарики к ушам. В Европе не стесняются пользоваться таким методом даже на концертах классической музыки. Что уже говорить о русской весёлой дискотеке?

Истории из разных стран

Япония - место удивительных открытий. Умельцы придумали мастерить воздушные шарики, которые напоминают мясные деликатесы . Такая бутафория на витринах магазинов привлекает покупателей и совершенно неинтересна насекомым.

В Америке уделили внимание искусству. Скульптор Ларри Мосс создал копии картин известных художников. Он же разработал из шаров коллекцию неординарной одежды. А воздушная скульптура и вовсе попала в Книгу Рекордов Гиннеса.

Воздушные шары - это изделия из тонкого, специальным образом обработанного латекса. При надувание воздушного шарика воздухом, или гелием стенки его растягиваются и становятся очень тонкими, поэтому с готовыми изделиями из шариков нужно правильно обращаться.

Чаще всего мы используем круглые шарики с гелием, или воздухом. Поэтому они висят на потолке, или лежат на полу. Сразу после надувания, они подвергаются агрессивному воздействию внешней среды. К факторам, на которые повлиять очень сложно относятся:

Солнечный свет, под его действием стенки шарика окисляются и разрушаются, чем сильнее светит солнце, тем быстрее идет процесс;

Высокая температура окружающей среды, под ее действием газ внутри шарика нагревается, что приводит к активизации движения его молекул, в результате чего эти молекулы быстрее просачиваются сквозь стенки шарика в окружающую среду и шарик теряет способность летать;

Высокая влажность оказывает негативное воздействие на полимерный клей, нанесенный на внутреннюю поверхность шара, он просто не высыхает и не препятствует выходу гелия в окружающее пространство;

Гроза, в такую погоду процессы окисления шарика многократно ускоряются.

К негативным факторам, на которые можно повлиять, относятся:

Подвесные потолки, которые, говоря русским языком, изготавливаются из спрессованной стекловаты, на их поверхности могут оставаться острые частички, разрушающие шар при соприкосновении с ними;

Сильный ветер, при котором шары трутся друг об друга и в некоторых случаях могут лопнуть;

Пыль, поднимаемая ветром с ближайшей стройки, дороги, или песочницы действует на шарик как наждачная бумага, протирая его;

Контакт с любыми острыми и горячими предметами;

Транспортировка шаров в пыльном багажном отделении.

При эксплуатации шариков необходимо учитывать эти факторы, а значит:

  1. Избегать, прямого солнечного света, попадающего на шары.
  2. Не использовать шары в жаркую погоду, или жарких помещениях.
  3. Для обеспечения максимального времени полета не использовать шары в помещениях с повышенной влажностью.
  4. В шторм, грозу и при сильных порывах ветра не выносить шары на улицу.
  5. Транспортировать и переносить шары аккуратно.

Кроме круглых шаров, существуют и различные композиции из шариков. В профессиональном исполнении, они делаются без использования клея. Это позволяет придать фигурам дополнительную прочность и использовать их не только как украшение, но и как игрушку для детей. На такие изделия влияют все те же факторы, что и на круглые шары. Но, при их использовании в качестве игрушки можно столкнуться с рядом проблем:

При эксплуатации таких игрушек они могут лопнуть, напугав взрослых, или детей, потеряв товарный вид, или просто испортившись;

При взрыве шарики разлетаются на мелкие кусочки, что может привести к травме как ребенка, так и взрослого;

На изделиях из шаров могут быть нанесены надписи, или рисунки, сделанные перманентными маркерами, которые могут окрасить руки, лицо, или одежду;

Некоторые элементы, изготовленные из шаров очень мелкие, ребенок может оторвать их от изделия и проглотить.

Выходит, что не только окружающая среда может воздействовать негативно воздействовать на шарики, приводя к потери их товарного вида, сокращая время полета, но и сами шарики требуют могут оказать негативное воздействие на человека, который эти шары использует. При заказе воздушных шаров необходимо это учитывать.

Для того, чтобы воздушные шарики только лишь радовали на празднике, украшали памятные моменты и не создавали никаких неприятностей и проблем, нужно выполнять несколько простых правил безопасности.

Главное правило: дети до трех лет включительно, могут играть надутыми воздушными шарами (прикасаться к ним) только лишь под постоянным наблюдением взрослых. Детей возрастом до трех лет ни в коем случае нельзя оставлять с воздушными (и гелиевыми) шарами шарами один на один, если они имеют возможность до них дотянуться.

Детям более старшего возраста нужно объяснить правила безопасного обращения с воздушными шарами и с изделиями (фигурами) из воздушных шаров. Рекомендуется контролировать поведение детей в отношении воздушных шаров вплоть до подросткового возраста.

Что делать с воздушными шарами совершенно недопустимо

Нельзя кусать надутые шары и вообще нельзя тянуть их в рот, ни в коем случае. Не считая того, что это является не гигиеничным, шары могут просто лопнуть во рту или около лица. Ребенок, кроме испуга, может получать удар по коже, по глазам, или ошметки лопнувшего шара могут попасть в дыхательные пути ребенка на вдохе, что может привести еще большему вреду для человека. В общем, надутые шары и рот есть совершенно не совместимые вещи.

Нельзя лопать шары вблизи своего лица по тем же причинам. Особенно не рекомендуется лопать воздушные шары ради злой забавы, желая в шутку напугать другого человека (ребенка). Человек, особенно ребенок, действительно может испугаться и расплакаться. Шарики должны радовать, а вызывать ими испуг и детский плач есть совсем не правильное использование воздушных шаров.

Совершенно недопустимо лопать надутые воздушные шары зажженными сигаретами. Это, кстати, очень любят делать подвыпившие гости, которым ударило в голову развлечься (по хулиганить) на празднике. Дело в том, что при лопаньи воздушного шара возникает мощный разлет воздуха, ранее сжатого внутри воздушного шарика. Этот воздух забирает с собой и разносит табак, тлеющий в сигарете. Можно поджечь занавески, волосы, можно прожечь одежду, кожу... В общем, как "повезет".

Воздушные шары имеют очень тонкие и сильно натянутые стенки, состоящие либо из очень тонкой пленки, либо из тончайшего латекса. Этим они отличаются от других надувных предметов: пляжных матрацев, мячей, надувных игрушек, изготавливаемых из прочного пластика. Поэтому, категорически запрещается сидеть на надутых воздушных шарах, или лежать на на них, прыгать и скакать на них, опираться на воздушные шары. Воздушный шар неминуемо лопнет, а человек получит либо травму либо болезненный удар.

Показательный пример: мамаша приносит ребенку фольгированную фигуру, надутую гелием. Ребенок, в радостном возбуждении, пользуясь попустительством со стороны взрослых, начинает скакать на этой надутой фигуре по полу, играя с ней в «лошадку»... Фольгированная фигура с грохотом лопается, ребенок со всей дури прикладывается попой об твердый пол и ломает себе копчик, например.

Уважаемые мамочки, берегите здоровье детей, не допускайте прыжков и скачек на надутых шарах.

Что нужно делать с воздушными шарами с осторожностью

Молодежь на вечеринках любит развлекаться путем вдыхания гелия и последующим «смешным голосом». Да, гелий, которым накачивают воздушные шары, имеет малую плотность, поэтому связки гортани при попытке «говорить гелием» изменяют свою частоту вибраций, и человек начинает говорить на пару октав выше, мультяшным и «смешным» голосом.

Не будем обсуждать насколько это весело или смешно, отметим лишь два момента:

Газ гелий совершенно безопасен для человека, вдыхать его можно без риска получить отравление или другой вред организма.

Человеку для жизни нужен кислород. Вдыхая чистый гелий, мы полностью заполняем им легкие, в которых на это время отсутствует кислород. Если легкие человека будут длительное время заполнены не воздухом, то он может задохнуться. Поэтому, если хочется поговорить «смешным голосом», то нужно делать это не постоянно, с паузами, чтобы организм смог подышать жизненно необходимым ему воздухом.

Берегите себя, своих детей и своих близких

    Первые упоминания о воздушных шарах можно назвать мифологическими.... Относятся они к преданием древних карелов о полетах на шарах из китовой и бычьей кожи. Использовались они, как вид транспорта, перенося жителей из деревни в деревню через топи, леса и бездорожье. Существуют сказания о скоморохах, развлекающих жителей раскрашенными пузырями из кишок животных.

    Фактически подтвержденное изобретение воздушного шара принадлежит великому физику и химику Майклу Фарадею. Великий ученый и изобретатель, прославившийся открытиями электромагнитной индукции, законов электролиза, собравший модель электродвигателя и трансформатор, обратил внимание на липкие качества каучуковой смолы. Для опытов с водородом он сделал из каучука некое подобие мешочка, который и стал прообразом современного летающего шарика.

    Про воздушные мешочки, служащие для забавы, заговорили с 1847 года. Именно тогда Дж. Г. Инграм представил небесный летающий шар.

    По началу наполнителем служил водород. Легкий газ поднимал шары высоко в небо, радуя неизбалованную чудесами техники публику. Взрывоопасные баллончики использовали до тех пор, пока в 1922 году шутник-экстремал не поджег городское праздничное оформление. Взрыв привел к тому, что в качестве наполнителя стали использовать безопасный гелий.

    Современную латексную оболочку шары обрели благодаря запатентованному изобретению Нейла Тайлотсона в 1931 году.

    Натуральный латекс получают из сока каучуконосных деревьев путем водной дисперсии в сочетании с солями и минералами. Это прочный, эластичный и экологичный материал. Хорошо разлагается в природных условиях.

Ю. БОЙКО, начальник отдела русского воздухоплавательного общества.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Шарльер середины прошлого века практически не отличался от того, что применяется сегодня.

Привязной змейковый аэростат.

Советский аэростат-разведчик.

Так теперь заполняют монгольфьер горячим воздухом.

Сбор семян с деревьев.

Аэростат-кран на трелевке леса.

Строительство плотины при помощи аэростата.

Схема современного монгольфьера.

Так выглядит сверху оболочка и ее купольное кольцо.

Воздухоплавание в наше время становится все более и более массовым: тысячи ярко раскрашенных шаров плывут над всеми континентами, и даже Северный и Южный полюсы покорены путешественниками-воздухоплавателями. Для них, наконец, появился сравнительно дешевый, неприхотливый и простой в управлении летательный аппарат, путешествие на котором доставляет ни с чем не сравнимое ощущение полета.

Впервые, как принято считать, аэростат появился на свет 5 июня 1783 года. В этот день во французском городке Видалон-лез-Адонне, несколько южнее Лиона, поднялся в воздух так называемый монгольфьер - наполненный горячим дымом шар из бумаги и льняного полотна. Он был изготовлен братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье - мастерами по производству бумаги, которых на идею создания такого шара натолкнули наблюдения за сжигаемой на костре бумагой и улетающими в небо ее обгоревшими клочками.

Существуют, впрочем, не слишком достоверные сведения и о куда более ранних полетах воздушных шаров. Например, о том, который был поднят в Пекине в 1306 году во время церемонии вступления на престол императора Фо Киена. Или о том, на котором в 1709 году летал португальский монах Бартоломео де Кусмао. Но все же официальным днем рождения аэростата считается 5 июня 1783 года.

А через два с половиной месяца в Париже на Марсовом поле был поднят в воздух и первый шарльер - шар, наполненный легким газом. Свое название он получил по имени французского профессора физики Жака Шарля, нашедшего способ заполнения шара водородом. Шарльер оказался много эффективнее монгольфьера и много опаснее его, поскольку водород в 15 раз легче воздуха, но чрезвычайно взрывоопасен. Поэтому впоследствии - после открытия гелия - шарльеры стали заполнять им.

Первые аэростаты были беспилотными, но уже в ноябре того же 1783 года на монгольфьере впервые поднялись люди - маркиз дўАрланд и Пилатр де Розье, стоявшие в прикрепленной к нижней части оболочки корзине. В центре ее находилась жаровня, поставлявшая внутрь оболочки горячий воздух, а сама корзина и оболочка были пропитаны специальным противопожарным составом.

В следующем десятилетии - во время Великой французской революции - воздушные шары начали свою военную карьеру, активно продолженную и в XIX веке. Во франко-прусской войне 1871 года, например, была с их помощью налажена постоянная связь с окруженным немцами Парижем. За 4 месяца на 65 аэростатах было переправлено 150 пассажиров и 16 675 килограммов писем и депеш общим числом более 3 миллионов.

В 1869 году в России была организована постоянная Комиссия по применению воздухоплавания к военным целям, а с 1870 года - в Усть-Ижорском саперном лагере под Петербургом велись наблюдения с аэростатов за передвижениями войск и корректирование артиллерийской стрельбы. В ряде стран появились люди, занимавшиеся аэронавтикой профессионально.

В конструкциях свободных газовых аэростатов постепенно учитывался опыт многих тысяч полетов. Более легкими и прочными стали материалы оболочек, и их пропитывали составами, сводящими к минимуму утечку несущего газа. Более надежным и удобным стал такелаж: тросы, стропы и прочее оборудование. Современный аэростат для свободных полетов почти не отличается от того, что летал полтора века назад (рисунок вверху).

Его изготовленная из шелка оболочка была снабжена вверху клапаном для выпуска газа, а внизу - отростком, "аппендиксом", который тоже свободно сообщался с атмосферой. Открывали газовый клапан при помощи проведенного от него к гондоле шнура. Туда же был проведен и другой шнур - от разрывного полотнища, которым аэронавт пользовался для быстрого выпуска газа при посадке.

Оболочка покрывалась сетью из шелкового шнура, связанного в виде петель. Книзу число петель постепенно уменьшалось, и они сходили с шара отдельными спусками, которые затем привязывались к подвесному кольцу из дерева или металлической трубки. К этому кольцу подвязывались и стропы гондолы, якорь и балластный канат - гайдроп. Манипулируя им, а также газовым клапаном и балластом, опытные аэронавты совершали длительные полеты.

Но поднимаемый на привязи свободный аэростат оказывался весьма неустойчивым. Уже при ветре более 10 метров в секунду находящийся в гондоле наблюдатель и вовсе не мог выполнять свои функции. Чтобы удержать аэростат, требовались очень прочные канаты и особо укрепленные места их присоединения к оболочке, а этот дополнительный вес снижал его подъемную силу. Для повышения устойчивости привязных воздушных шаров в ветреную погоду стали придавать им удлиненную форму и оснащать их оперением, а управлять ими - при помощи канатов, идущих к наземным лебедкам.

Свое первое практическое применение такие аэростаты нашли в военном деле: их успешно использовали еще в армии Наполеона - для подъема наблюдателей, а впоследствии - в гражданской войне 1861-1865 годов в США - для разведки и корректирования огня артиллерии. Наибольшее распространение получила в те годы конструкция привязного змейкового аэростата, который, подобно воздушному змею, устойчиво парит в воздухе за счет взаимодействия скоростного напора ветра с оболочкой. Ее внутренний объем разделен диафрагмой на два отсека: газовместилище и так называемый "воздушный баллонет", который сообщается с окружающей атмосферой и наполняется ветровым потоком.

Подобные аэростаты с успехом применялись как в первую мировую войну - для разведки и корректировки огня артиллерии, так и во вторую мировую - в качестве аэростатов заграждения. Военное использование аэростатов продолжалось и в годы "холодной войны". Аэростаты-разведчики беспрепятственно пересекали границу в толще облаков, засечь их локаторами было практически невозможно. А если даже удавалось их обнаружить, то сбить было тоже непросто: при большом объеме газа пробоины не приводят к быстрой утечке.

Для связи погруженных подводных лодок в СССР и США были разработаны аэростатные антенные системы дальней связи.

Но и в мирной жизни аэростаты применяются достаточно широко. Стратостаты, например, оказывают немалую помощь астрономам, поднимая телескопы на такие большие высоты, где прозрачность атмосферы почти идеальна. Первыми такой подъем осуществили американцы в 1957 году, когда стратостат объемом 85000 кубометров поднял телескоп "Стратоскоп-1" на высоту 24 километра. В дальнейшем подобные подъемы осуществлялись и у нас.

Известны в истории воздухоплавания и случаи запуска космических аэростатов. В 1960 году в США был запущен при помощи ракеты-носителя спутник-аэростат связи "Эхо-1". Его выполненная из полиэфирной пленки и покрытая с обеих сторон алюминиевой фольгой оболочка располагалась во время запуска в контейнере в свернутом виде. Внутри нее находились 20 килограммов самовозгорающегося порошка ацетамида. После раскрытия контейнера и нагревания солнечными лучами он превратился в газ и заполнил оболочку. На высоте 1680 километров спутник-аэростат "Эхо-1" просуществовал 9 лет и использовался как радиоотражатель. Аналогичный ему спутник-аэростат "Эхо-2" просуществовал на высоте 1030-1310 километров около 15 лет. Оба эти спутника можно именовать стратостатами - они располагались в самых верхних слоях атмосферы. Используют стратостаты и для других космических нужд: для испытания космических приборов и герметических кабин, для изучения космического излучения, для исследования струйных течений на больших высотах.

А привязные аэростаты широко применяют для самых мирных целей: для трелевки леса, разгрузки судов, в качестве аэростатов-кранов на строительстве плотин, дамб, при разработке карьеров, особенно глубоких. Удобно использовать небольшие аэростаты и для сбора семян с элитных деревьев или кедровых шишек.

В конце 1970-х годов в Киевском общественном КБ воздухоплавания была спроектирована аэростатная тропопаузная ветроэлектростанция (ТВЭС). На высоте 8000-10000 метров, где располагается тропопауза (граница между тропосферой и стратосферой), существуют постоянные ветровые потоки со скоростью 70-100 метров в секунду. Концентрация ветровой энергии на этих высотах в 20-25 раз выше, чем у поверхности Земли. Киевские конструкторы предложили установить на привязном аэростате со стеклопластиковой оболочкой ветроколесо и электрогенераторы, а получаемую энергию передавать по кабель-тросу на Землю. Предполагаемая мощность такой ветростанции должна была составить 1500 кВт, а годовая выработка - около 10 млн. кВт. ч. Проект не был осуществлен.

Последние полтора десятилетия отмечены расцветом спортивного воздухоплавания. Помимо простоты управления и сравнительной дешевизны воздушный шар отличается относительной компактностью: в собранном виде его оболочка вместе с корзиной легко умещаются в прицепе легкового автомобиля. Гелий для спортивных полетов слишком дорог: каждый его кубометр стоит около 50 рублей, а требуется для наполнения оболочки не менее 1000 кубометров. И поскольку газ после посадки приходится выпускать в атмосферу, то на гелиевых аэростатах совершаются лишь уникальные полеты - рекордные и научные - длительностью в несколько суток. Для путешествий же и обычных спортивных полетов используется, как правило, монгольфьер, схема которого приведена на рисунке вверху.

Оболочка его имеет в верхней части так называемый парашютный клапан. Открывается он при помощи шнура управления, конец которого опущен в гондолу. Сама гондола, как и два века назад, изготавливается из ивовых прутьев или тростника, которые обладают хорошими амортизирующими свойствами и выдерживают удары при грубой посадке.

Нагрузку от массы гондолы и ее содержимого передают на ткань оболочки оплетающие ее вертикальные и горизонтальные силовые ленты. Их, так же как и саму оболочку, делают теперь из легких и прочных синтетических материалов. Ткань оболочки обрабатывают так, что она становится воздухонепроницаемой, устойчивой к солнечной радиации и негорючей. Нижняя же часть оболочки - так называемая юбка - выполняется из огнестойких полимерных тканей, способных выдержать температуру до 500 градусов, температура воздуха в оболочке обычно равна 90-100 градусам Цельсия. Поддерживается она при помощи одной или двух горелок, соединенных шлангами с газовыми баллонами, а топливом служит жидкий пропан, бутан или их смесь. Жидкий газ попадает в погруженную в него трубку благодаря давлению насыщенных паров и, пройдя по шлангу и через управляемый пилотом огневой клапан, попадает в испаритель. Здесь он превращается в пар и, смешавшись с воздухом, сгорает в форсунках. Мощность горелок может достигать двух миллионов килокалорий в час. Дежурная горелка горит слабым пламенем постоянно - с тем, чтобы от нее можно было зажечь форсунки.

Газовый баллон вмещает обычно около 35 килограммов пропана, этого достаточно для 45-60 минут полета монгольфьера. Каждый баллон снабжен предохранительным клапаном и манометром. Когда в одном баллоне газ кончается, пилот переключается на другой баллон. Помимо горелок и баллонов в гондоле установлены высотомер, вариометр (измеритель вертикальной скорости), датчик температуры воздуха в оболочке, радиостанция, огнетушитель и аптечка.

Удельная подъемная сила горячего воздуха при температуре 100 градусов Цельсия составляет 0,278 килограмма на кубометр. Это значит, что шар объемом 1500- 2000 кубометров может поднимать полтонны, то есть трех - четырех человек и три - четыре баллона с пропаном. С увеличением же объема шара увеличивается, разумеется, и подъемная сила. В 1988 году в Голландии был поднят монгольфьер объемом 24000 кубометров, его 50 пассажиров размещались в комфортабельной двухпалубной корзине.

На монгольфьерах совершены уникальные полеты: перелет через Атлантический океан, подъем на высоту 18000 метров, готовится облет земного шара за две недели.

Аэростат - это летательный аппарат, он обязательно должен иметь свидетельство о его регистрации и свидетельство годности к полетам, которое выдается сразу после изготовления и продлевается комиссией после налета определенного количества часов. Сами пилоты аэростатов проходят подготовку в воздухоплавательных школах и после прохождения теоретического курса и полетов - сначала с инструктором, а затем самостоятельных - получают соответствующие документы. Ежегодно они проходят медкомиссию и проверку теоретических знаний.

Каждый полет тщательно готовится. Разрабатывается маршрут, который не должен проходить в районах аэропортов, военных объектов и т. п. В органы воздушного надзора сообщаются все данные о полете - дата, место старта, высота и цели полета. После получения разрешения на полет изучаются метеосводки: важно знать не только силу и направление ветра, но и температуру воздуха, высоту облачности, виды осадков. Все это позволяет планировать полет и обеспечить его безопасность.

Развитию воздухоплавания в нашей стране активно содействует Русское воздухоплавательное общество, основанное еще в 1880 году, выпускающее сегодня литературу по аэронавтике, организующее выставки и спортивные соревнования.

Всемирная федерация воздухоплавания проводит чередующиеся чемпионаты мира: в четные годы - для монгольфьеров, в нечетные - для газовых аэростатов. У нас в стране Федерация воздухоплавания была организована в 1990 году и с тех пор провела ряд общероссийских и международных соревнований. Ее члены участвуют в чемпионатах мира и Европы.

Стоит, пожалуй, добавить, что для жителей многих стран, а с некоторых пор и для жителей крупных российских городов уже стали привычными рекламные аэростаты, несущие на своих бортах полотнища или эмблемы рекламодателей, иногда подсвеченные изнутри, снабженные звуковещательными установками, выполненные в виде каких-то забавных фигур. Все чаще городские праздники не обходятся без этих нарядных и важно плавающих в воздухе летательных аппаратов.

Несмотря на свою относительную консервативность, аэростатная техника постоянно совершенствуется и находит воздушным шарам все новые и новые области применения. Тому немало способствуют и разработки отечественных конструкторов из воздухоплавательного центра "Авгуръ", фирм "Интеравиа", ПК "Воздух", "Аэронатц", "Аэроэкология", НПФ "Аэрогипнефо", "Урал-Джиком" и других.

См. в номере на ту же тему