Главный символ Америки — Статуя Свободы в Нью-Йорке. История и интересные факты

Пожалуй, самым известным и самым узнаваемым монументом на планете можно считать статую Свободы. Она находится в Нью-Йорке, на небольшом островке с одноименным названием. Знаменитая на весь мир скульптура была создана во второй половине XIX века и сегодня является одним из ключевых символов Соединенных Штатов Америки.

Кто спроектировал этот памятник? Что находится внутри него? Какую роль сыграла скульптура в жизни американской нации? В нашей статье вы найдете множество интересных фактов не только об архитектуре, но и об истории статуи Свободы.

Где находится объект?

В рейтинге самых высоких памятников планеты 13-е место занимает статуя Свободы в Нью-Йорке. Высота изваяния вместе с постаментом - 93 метра. Сегодня это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и одна из главных достопримечательностей «Большого яблока».

Полное название монумента звучит так: «Свобода, озаряющая мир» (по-английски: Liberty Enlightening the World). Эта колоссальная и символичная для США статуя расположена на острове Свободы. Тот, в свою очередь, находится примерно в трех километрах к юго-западу от южного края знаменитого Манхэттена.

Размеры острова невелики: около 370 метров в длину и 180 метров в ширину. На нем расположены парк, кафе, причалы, магазин сувениров и, собственно, сам монумент. Добраться на остров можно на пароме. Точные координаты статуи Свободы в Нью-Йорке: 40° 41′ 21″ с. ш. и 74° 02′ 40″ з. д.

Основные параметры статуи

Statue of Liberty - это стальной каркас, покрытый листовой медью. Общий вес конструкции -204 тонны. Размеры статуи Свободы:

  • Общая высота (от поверхности земли до кончика факела) - 93 метра.
  • Высота самой скульптуры - 46 м.
  • Высота постамента - 27 м.
  • Ширина талии статуи - 10,7 м.
  • Длина правой руки - 12,8 м.
  • Количество ступенек (до короны статуи) - 354.

Статуя Свободы в Нью-Йорке является символом американской независимости. Это ярко подчеркивают разбитые оковы, находящиеся у ног скульптуры. В своей правой руке статуя держит факел, а в левой - скрижали с высеченной римскими цифрами датой: «4 июля 1776». Именно в этот день, как известно, была принята Декларация о независимости США. Семь лучей, венчающие корону статуи, символизируют семь континентов Земли (в западной географической традиции выделяется именно семь, а не шесть материков).

История статуи Свободы

Всем известно, что данная скульптура была подарена США Францией. Этот подарок был приурочен именно к столетию американской независимости, однако торжественное открытие самого монумента произошло лишь десятью годами спустя. Почему так случилось? И когда построена статуя Свободы? Обо всем этом мы расскажем немного позже.

Автором статуи Свободы считается Фредерик Огюст Бартольди - известный французский скульптор и архитектор. Хотя изначально идея создания подобного монумента пришла в голову писателю и общественному деятелю Эдуарду Рене Лефевру де Лабулэ. По словам самого Бартольди, он рассказал ему об этой идее в личной беседе еще в 1865-м. Через некоторое время архитектор решил воплотить ее в жизнь.

Статуя Свободы - совместный франко-американский проект. Причем саму скульптуру изготавливали во Франции по частям, а американцы возводили для нее соответствующий постамент. Перед руководителем проекта были поставлены четкие сроки: завершить памятник к 1876 году. Однако экономический кризис, зацепивший оба берега Атлантического океана, а также острая нехватка денег, внесли свои коррективы в эти грандиозные планы.

Сбор средств и помощь Эйфеля

После начала работ стало очевидно, что денег на осуществление данного проекта понадобится гораздо больше, чем планировалось изначально. И в США, и во Франции одновременно стартовала масштабная кампания по сбору необходимых средств. Для этого использовались самые разнообразные инструменты: художественные выставки, благотворительные балы, концерты, спортивные состязания и даже лотереи.

Тем не менее сбор денежных средств проходил довольно вяло. Но делу помогла красноречивость Джозефа Пулитцера (того самого Пулитцера, именем которого сегодня называется самая престижная премия в области литературы и журналистики). На страницах своей же газеты The New York World он опубликовал ряд достаточно жестких статей с призывом приобщиться к финансированию важного проекта.

В это же время Фредерик Бартольди обращается за помощью к другому именитому зодчему - Александру Густаву Эйфелю. Последний разработал надежную и крепкую конструкцию железного каркаса для статуи.

К 1876 году была готова медная рука с факелом, к 1878-му - голова статуи. Презентация готовой скульптуры состоялась в июле 1884 года в Париже. Затем ее разобрали на отдельные фрагменты и отправили в США. Путешествие через океан было длительным и довольно опасным - во время одного из штормов судно с ценнейшим грузом едва не утонуло. В Нью-Йорк статуя прибыла 17 июля 1885 года. Сборка и установка изваяния на пьедестал заняли еще четыре месяца.

Официальная церемония открытия монумента состоялась 28 октября 1886 года при участии президента США Гровера Кливленда. Во время своей торжественной речи он произнес следующие слова:

«Мы всегда будем помнить, что свобода избрала это место своим домом, и что алтарь ее никогда не покроет забвение!»

Кто был натурщицей для «Леди Свободы»?

На этот вопрос, увы, нет однозначного ответа. По одной из самых распространенных версий, с 93-метровой высоты на жителей и гостей города Нью-Йорка взирает француженка Изабелла Бойер, жена предпринимателя и создателя швейной машинки Исаака Зингера.

Согласно с другой версией, Фредерик Бартольди запечатлел в статуе строгое и прекрасное лицо своей матери - Шарлотты. Какая из этих двух гипотез истинна, остается загадкой до сих пор.

Интересная деталь: сегодня скульптура имеет зеленовато-голубоватый оттенок. Однако в оригинале статуя была золотистой (цвета американского пенни). Но так как изваяние было изготовлено из меди, то с течением времени металл окислился и приобрел свой современный окрас. Еще больше любопытных фактов об этом памятнике вы найдете далее в нашей статье.

Статуя Свободы: интересные факты

  • Стопа у статуи - греческого типа.
  • По одной из версий, медь для американской «Леди Свободы» была куплена у русских промышленников Демидовых и извлечена из рудников Нижнего Тагила.
  • На момент создания статуи Свободы ее автор Фредерик Бартольди являлся членом Эльзас-Лотарингской масонской ложи.
  • На церемонии открытия монумента присутствовали лишь мужчины (за исключением супруги главного архитектора и дочери президента).
  • Изначально Фредерик Бартольди хотел установить свою статую Свободы у входа в Суэцкий канал. Но тогдашний правитель Египта Исмаил-Паша не заинтересовался предложением архитектора.
  • Сильный ветер раскачивает статую, причем амплитуда колебания факела может достигать 12 сантиметров.
  • Вплоть до 1906 года статуя Свободы выполняла еще и роль маяка.
  • Lady of Liberty производит неизгладимое впечатление на всех мигрантов, которые впервые заплывают в нью-йоркскую гавань в поисках лучшей жизни. В 1903 году к основанию монумента была привинчена бронзовая табличка со строками из поэзии Эммы Лазарус: «Дайте мне вашу усталость, вашу бедность и дышите свободно».
  • Факел скульптуры принимает на себя около 600 ударов молнии в год.

Статуя снаружи и изнутри

Внутри статуя Свободы полая. Там находится стальной каркас, вес которого составляет ни много ни мало - 125 тонн. Густав Эйфель спроектировал его таким образом, чтобы внутри него можно было свободно передвигаться большим группам людей. Здесь обустроены винтовые лестницы, по которым можно подняться на обзорную площадку. С нее открываются великолепные виды на Нью-Йоркскую гавань и сам мегаполис.

Смотровая площадка статуи Свободы с 25 окнами расположена в ее короне. Чтобы попасть сюда, придется преодолеть в общей сложности 354 ступени. Снаружи стальной каркас статуи обшит мастерски подогнанными медными листами толщиной всего в 2,4 миллиметра. Общий вес медного «кожуха» скульптуры составляет 31 тонну.

Статуя как архитектурный памятник

Статус национального памятника США статуя Свободы получила в 1924 году. Десятью годами позднее вся территория острова была объявлена заповедной. В 1984 году монумент внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

За всю историю своего существования статую Свободы неоднократно реставрировали. Последняя крупная реставрация памятника проходила в середине 80-х. При активном участии тогдашнего президента США Рональда Рейгана было собрано почти 87 миллионов долларов. В июле 1986 года (к столетию монумента) отреставрированная «Леди Свобода» была вновь открыта для посещений.

На сегодняшний день монумент оснащен системой лазерной подсветки.

Статуя в культуре и киноискусстве

Статуя Свободы занимает важное место в культурной жизни американской нации. Так, ее изображение можно обнаружить на монетах, почтовых марках, эмблемах спортивных клубов, логотипах различных организаций и учреждений. Она упоминается на страницах сотен литературных произведений. Ее можно увидеть в десятках кинолент.

Если говорить о кино, то в картинах американского производства знаменитая скульптура появляется с завидной частотой. Самые известные фильмы, в которых можно увидеть Statue of Liberty:

  • «Планета обезьян» (1968).
  • «Европейские каникулы» (1985).
  • «Охотники за привидениями» (1990).
  • «Один дома-2» (1992).
  • «Судья Дредд» (1995).
  • «День Независимости» (1996).
  • «Титаник» (1997).
  • «Люди Икс» (2000).
  • «Послезавтра» (2004).

Список, разумеется, неполный. Интересно отметить, что во многих американских фильмах со статуей Свободы случаются далеко не самые приятные вещи. Так, в «Искусственном разуме» она тонет, в триллере «Монстро» ей отпиливают голову, а «Охотники за привидениями» и вовсе сумели оживить статую, дабы разобраться с ее помощью с главным злодеем.

Посещение монумента

Как правило, статуя Свободы открыта для посетителей ежедневно, с 8:30 до 16:00 часов. Вход в нее бесплатный, однако придется купить билет на паром, который доставляет туристов на остров. Стоимость билета для взрослого - 25 USD, для ребенка - 15 USD (цены по состоянию на осень 2018 года). Паромы на остров Свободы отправляются с двух причалов - «Бэттери Парк» (Манхэттен) и «Либерти Стейт Парк» (Джерси Сити).

В основании монумента также находится музей, рассказывающий об истории возведения статуи. Сюда можно подняться на лифте.

Вопросы безопасности

Изначально посетители статуи имели возможность попасть не только в корону монумента, но и на факел «Леди Свободы». Однако эту лестницу закрыли в 1916 году из соображений безопасности.

В 2001 году, после печальных событий 11 сентября, статую Свободы и вовсе закрыли для посещений. С 2004 года туристам открыли вход в музей, расположенный в постаменте. Полный доступ, в том числе и на смотровую площадку монумента, был открыт лишь в 2012 году.

Сегодня всех туристов, желающих посетить статую, подвергают тщательной проверке при входе, во избежание возможных террористических атак.

Самые известные копии

Сколько «двойников» статуи Свободы существует в мире - точно неизвестно. Не исключено, что их общий перечень исчисляется даже не десятками, а сотнями скульптур. Далее мы вкратце расскажем вам о самых известных копиях нью-йоркской статуи Свободы.

Парижская «Леди Свободы» - самый знаменитый двойник. Она возвышается над рекой Сеной, стоя на оконечности Лебединого острова. Статуя была подарена Парижу американской диаспорой в 1889 году. Она в точности повторяет оригинал с одним лишь отличием - по высоте парижская скульптура уступает нью-йоркской в четыре раза.

Аналогичная по размеру копия находится в городе Токио. Японская «Леди Свобода» установлена на острове Одайба. Она пользуется большой популярностью среди туристов, здесь всегда очень многолюдно.

Можно встретить и довольно оригинальные копии этого монумента. Так, во Львове находится единственная в мире сидячая статуя Свободы. Заметить ее непросто - она примостилась на карнизе старинного дома на бульваре Шевченко. В другом украинском городе Ужгороде можно обнаружить миниатюрную статую Свободы высотой всего в 30 сантиметров.

Еще один оригинальный двойник находится в городке Васкее на севере Франции. Он интересен наличием сразу двух факелов, по одному на каждую из рук статуи.

Статуя Свободы находится в США в городе Нью-Йорк и является символом страны. Мало кто знает о том, что полное название статуи Свободы — это «Свобода, озаряющая мир». Люди больше привыкли называть ее просто «статуя Свободы» или «Леди Свобода». Эта легендарная статуя является подарком Франции в честь столетия американской революции, расположена она на острове Свободы, в нескольких километрах к юго-западу от Манхеттена, в штате Нью-Йорк. Остров Бедлоу был официально переименован в остров Свободы благодаря леди с факелом в 1956 году, хотя американцы стали его так называть еще в начале XX века.

Высота статуи Свободы в США составляет 93 метра вместе с 47-ми метровым постаментом. Леди Свобода стоит на обломках цепей. В левой руке она держит скрижаль, на которой выгравирована римскими цифрами знаменательная для Америки дата — день подписания Декларации независимости США – 4 июля 1776 года, а в правой находится факел, который символизирует свет, освещающий путь к свободе. Чтобы подняться до короны, посетителям необходимо пройти 356 ступеней, где их взорам открывается чудесная панорама Нью-Йорка, которой они могут любоваться прямо с главной смотровой площадки, расположенной в короне. Здесь находятся 25 окон, которых принято считать символами драгоценных камней, а 7 лучей короны символизируют моря и континенты в соответствии с традициями западной географии. Внутри самой статуи Свободы находится музей, посвященный истории создания статуи. В него можно попасть, поднявшись на лифте.


История создания статуи Свободы в США.

Автором проекта статуи Свободы считается французский скульптор и архитектор Фредерик Бартольди. В создании каркаса и укрепляющих конструкций принимал участие французский инженер Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни. Однако, над постройкой всего монумента трудились как французы, так и американцы. Например, постамент в форме звезды был разработан американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом.

Части тела будущей статуи были отлиты во Франции, а пьедестал создавался в США. В течении 4 месяцев статуя собиралась воедино. Бартольди несколько ошибся в своих расчетах: как оказалось, материалов, выделенных для постройки статуи, категорически не хватало, поэтому были организованы всевозможные концерты, лотереи и благотворительные вечера, целью которых был сбор средств на закупку материалов. Американцы крайне неохотно расставались со своими деньгами, поэтому американский журналист Джозеф Пулитцер в своей газете «The World» написал несколько статей, призывая высшие и средние классы общества принять участие в постройке символа независимости США. Его слова содержали такую острую критику, что это возымело действие, и со всех уголков страны начали поступать средства. Совместными усилиями к концу лета 1885 года вся сумма наконец-то была собрана. К тому моменту французы как раз закончили свою половину работы, и готовые части статуи были доставлены в Америку на фрегате «Изер» в июле 1885 года. Ценный груз занимал более 200 ящиков и представлял собой 350 частей тела леди Свободы.

Торжественное открытие статуи состоялось 28 октября 1886 года при участии президента США – Гровера Кливленда. Интересным фактом является то, что на церемонии открытия присутствовали только мужчины, и это несмотря на то, что статуя была символом демократии. В качестве исключения на остров были допущены лишь несколько женщин, среди которых была жена Бартольди.


С 1924 года статуя Свободы в США относится к числу Национальных памятников, а сам остров обрел звание Национального парка США. В 1984 году статуя Свободы и весь остров был объявлен представителями ООН памятником мирового значения.

В настоящее время памятник освещается лазерной подсветкой, статуя неоднократно реставрировалась, приобретая новые элементы, но в целом сохранился первоначальный вид.


Чтобы добраться до леди Свободы ежегодно более 5 миллионов туристов отправляются в короткое путешествие на пароме. Вход в сам памятник свободный, а вот за паром придется заплатить. На протяжении многих лет статуя Свободы в США остается символом независимости страны и визитной карточкой Нью-Йорка.

На вопрос о том, где находится статуя Свободы, наверное, каждый ответит сразу и без промедления: «В Америке!». В наше время эту страну без монумента, который бы настолько ярко сигнализировал о свободе слова, мысли и демократии, представить себе довольно тяжело, а может быть, даже и невозможно. Одних удивляют размеры этой скульптуры (как-никак, высота её вместе с пьедесталом, составляет ни много ни мало – 93 м), другим нравится заложенная в статуе идея, третьи – считают её одним из величайших памятников современного искусства.

Настоящее название этой статуи звучит несколько по-иному и в переводе с английского означает: «Свобода, озаряющая мир». Хотя большинство считает, что раз статуя Свободы находится в Америке, значит, там и появилась на свет, на самом деле, это не так. Эта стальная женщина – самая что ни на есть француженка: изготовили её во Франции и прототипом для неё служила жительница этой страны. Что же касается самой скульптуры, то она является подарком французов в честь столетия со дня приобретения Америкой независимости.

Статуя Свободы в Нью-Йорке не является самым большим в мире памятником, но её высота, как и другие параметры, все равно поражают воображение (хотя бы потому, что один её малюсенький ноготь весит около полутора килограммов):

  • Высота монумента составляет около 47 м;
  • Высота пьедестала – 46 м;
  • Вес медных листов – 31 т, толщина их при этом составляет – 2,57 мм;
  • Стальная конструкция и каркас весят –125 т;
  • Вес бетонного основания – 27 тыс. т.

Несмотря на свои довольно-таки внушительные размеры, при наличии сильного ветра статуя Свободы немного раскачивается – диапазон колебаний в некоторых случаях вполне может составлять около 7,6 см, у факела – ещё больше – около 12,7 см. Это никак не влияет на её устойчивость, поскольку разработкой конструкции из крепкой железной опоры и каркаса, позволяющей статуе двигаться, сохраняя равновесие монумента, занимался сам Эйфель, создатель знаменитой французской башни.

Из чего сделан памятник

Поскольку камень обрабатывать довольно тяжело, к тому же он чрезвычайно тяжелый при транспортировке (тем более через океан), статую Свободы в США было решено сделать полой внутри, а стальную опору обшить листами, изготовленными из меди. Разработку массивного каркаса доверили Гюставу Эйфелю, а обшивкой занялась парижская фирма Каже и Готье (при этом чеканили листы в деревянных формах, а медь была закуплена в России).

Примечательно, что статуя Свободы в наши дни зеленого цвета. Так, было не всегда – как только её установили – она была яркого, золотисто-оранжевого тона.

Такая трансформация произошла по довольно-таки банальной причине: медные листы, которыми она была обшита, через несколько десятилетий окислились – и позеленели, поэтому о предыдущем цвете этого монумента остались лишь письменные воспоминания.

Как выглядит памятник

Сама по себе статуя Свободы в США выглядит грандиозно и величественно. Расположен монумент на острове Свобода недалеко от Манхэтена и представляет собой женщину, высота которой составляет 93 метра. Одета она в тогу, одежду, напоминающую о принципах античной демократии, стоит, гордо выпрямившись, и держит в правой руке факел, символизирующий Просвещение. В это же время её левая рука прижимает к себе скрижаль, на которой латинскими буквами выбита заветная для американцев дата: «14.07.1776» – день принятия Декларации независимости США.

Одна нога стальной женщины попирает разбитые, символизирующие рабство, цепи. В середине монумента установлена лестница, по которой можно по ступеням (а всего их 356) подняться на смотровую площадку, которая была расположена в её короне, при этом половину дороги можно несколько сократить и до вершины пьедестала подъехать на лифте (это 192 ступеньки). Корона имеет 25 окон, символизирующие природные богатства Земли, а сверху её украшают семь лучей, обозначающие семь континентов.

Как создавали монумент

История статуи Свободы примечательна тем, что создавали её сразу в нескольких странах, деньги собирали долго, перевозили по частям, а некоторые её детали даже принимали участие в выставках.

Концепцию такого памятника разработал скульптор Фредерик Огюст Бартольди. Кто именно позировал ему, существует несколько гипотез. По одной из них, статуя чрезвычайно сильно похожа на мать скульптора, Шарлотту. По другой – её лицо принадлежит недавно овдовевшей Изабелле Бойер, мужем которой был знаменитый Исаак Зингер, создатель серии знаменитых швейных машин.

Выбор места

В каком именно городе будет расположена статуя Свободы, решал Бартольди. Из всех предложенных ему вариантов в США ему понравился остров Бедлоу возле Нью-Йорка, в трех километрах от Манхэттена. После установки статуи люди быстро переименовали его в остров Свободы, хотя на официальном уровне это название было закреплено лишь в середине XX столетия.

Сбор средств

Франция и США заключили между собой соглашение о том, что Америка построит пьедестал и оплатит установку, тогда как другая сторона отвечает за изготовление монумента и его транспортировку. Насколько дорогим оказался проект, стало понятно практически сразу – денег на него не хватало как в одной, так и в другой стране.


Поэтому как тут, так и там, были проведены мероприятия, направленные на сбор средств. Французы расставались со своими средствами намного охотнее, чем американцы. Это были как деньги, внесённые в качестве пожертвований, так и за участие в разных увеселительных вечерах, лотереях. Бартоли удалось заинтересовать даже правительство Третьей Республики (основной аргумент – Америка в качестве союзника против враждебных Франции европейских монархий). Довольно быстро ими было собрано более двух миллионов франков.

В тоже время, американцы с деньгами расставаться не спешили – статуя Свободы их особо не впечатляла, пламенные речи Бартоли, который ездил из города в город, особых результатов не давали и жертвовать деньги они отказывались, а Рокфеллер заявил, что эта идея – полная чушь.

Несмотря на то что в 1883 году архитектор Ричард Моррис Хант уже создал проект пьедестала, из-за нехватки финансирования работы вполне могли остановиться, если бы за дело не взялся известный издатель и журналист Джозеф Пулитцер.

Во-первых, он предложил опубликовать имена абсолютно всех людей, которые дадут деньги на строительство. А во-вторых, выступил с чрезвычайно жесткой критикой, обращаясь к представителям среднего и высшего класса – его статьи были настолько убедительны, что за довольно короткое время удалось собрать более ста тысяч долларов.

В США к 1885 году вся нужная сумма была собрана и в начале августа на острове, наконец, начали возводить пьедестал (при этом цемент для возведения фундамента был привезён в США из Германии). Работы эти продолжались около восьми месяцев – и к концу строительства это было самое крупное в те годы бетонное основание на планете.

Работы в Париже

Французы работали намного оперативней, и уже в конце 1881 года статуя была практически готова – её оставалось только собрать, что и было сделано. После сборки главный вход в статую оказался спереди, аварийный выход – в пятке левой ноги. Со смотровой площадки, которую обустроили в короне, к факелу провели лестницу и планировали подвести газ, но как раз к этому времени Эдисон изобрёл электричество, и было решено остановиться на этом варианте.

К 1884 году все работы со стороны французов были окончены. Памятник собрали, организовали торжественное открытие, на котором присутствовал посол США и премьер-министр Ферри – и разобрали, чтобы переправить через океан. Поскольку пьедестал на острове к этому времени готов не был, статуя начала путешествовать из города в город, по частям.

Путешествие статуи на пьедестал

Перед тем как подарок от французских демократов был доставлен и установлен на предназначенное для него место, статуя Свободы успела поездить по миру. Например, её голову, высота которой составляет 5,26 м, как и руку с факелом, увидели Париж, Филадельфия, Мэдисон Сквер, где они побывали на экспозициях и на них мог посмотреть любой желающий.




В общей сложности, чтобы перевезти скульптуру через океан, понадобилось 214 ящиков, а сама она была разделена более чем на триста частей. Чтобы собрать монумент по прибытию на остров Бедлоу, ушло около четырёх месяцев. А соединили её с пьедесталом с помощью двух стальных перемычек, соединённых анкерными балками, которые уходят вверх и соединяются там с каркасом статуи.

Открытие

Несмотря на то что статуя Свободы была собрана уже в апреле 1886 года, в силу разных организационных причин торжественное открытие на острове состоялось в середине осени. Подарок, посвящённый столетней годовщине американской революции припозднился на целое десятилетие. Интересно, что он довольно длительное время не только являлся памятником свободе и демократии, но и служил маяком, который довольно успешно справлялся со своими обязанностями.

А вот смотрите еще какая тема бродит по сети:

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости. Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года. «Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран. Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым. Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки:

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок - к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя. Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море. При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories. Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники. Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь». Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год. Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы. У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода. Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей». При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье. «Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов. Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже. В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле. В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди. Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

С реализацией затеи пришлось подождать до окончания Франко-Прусской войны. В 1871 году Лабуле предложил Бартольди отправиться в Америку и сделать все необходимое, чтобы монумент был открыт 4 июля 1876 года – в столетний юбилей подписания Декларации о независимости. Без денег и эскиза памятника, зато с ворохом рекомендательных писем к американским братьям, скульптор поплыл в Америку. Замысел статуи возник в его голове, когда он уже подплывал к Нью-Йорку – Фредерик быстро сделал набросок.

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П. Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар. Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи. Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе. Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков». С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами. Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна. Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции. В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков. Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов. На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом. После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек , а вот с . Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В день празднования на Западе сатанистского Хеллоуина мы поговорим об изваянии, ставшим символом новой Атлантиды, как называют некоторые Соединённые Штаты Америки. Статуя свободы официально была открыта в Нью-Йорке 28 октября 1886. Чему посвящена она и кого изображает?

Об этом наша статья.

Официальная история

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днём принятия Декларации независимости США. Одной ногой «свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов: Африка, Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

Статуя свободы в цифрах:

  • Высота от верхней части основания до факела 46,05 м
  • Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м
  • Высота от земли до верхушки факела 92,99 м
  • Рост статуи 33,86 м
  • Длина кисти руки 5,00 м
  • Длина указательного пальца 2,44 м
  • Голова от макушки до подбородка 5,26 м
  • Ширина лица 3,05 м
  • Длина глаза 0,76 м
  • Длина носа 1,37 м
  • Длина правой руки 12,80 м
  • Толщина правой руки 3,66 м
  • Толщина талии 10,67 м
  • Ширина рта 0,91 м
  • Высота таблички 7,19 м
  • Ширина таблички 4,14 м
  • Толщина таблички 0,61 м
  • Толщина медного покрытия статуи 2,57 мм.
  • Общий вес меди, использованной для отлива статуи31 тонна
  • Общий вес её стальной конструкции 125 тонн.
  • Общий вес бетонного основания 27 000 тонн.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.

Территория острова Либерти (Свободы) первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe’s Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвящённый статуе свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы»:

«Keep, ancient lands, your storied pomp!» cries she
With silent lips. «Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!»

В русском переводе В. Лазариса:

«Вам, земли древние, - кричит она, безмолвных
Губ не разжав, - жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

В более близком к тексту переводе:

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Что на самом деле символизирует статуя свободы

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы), если посмотреть на неё без пропагандистской мишуры - эта гигантская женщина в короне с семью лучами, с книгой и факелом в руке… кто она? Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, национальная гордость несуществующей американской нации? О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах или о финансовой стороне существования «леди», говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус - ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285938582/126088911.jpg

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди - если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа - без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам.

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США. Напоним, что представители их братства 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства (об этом мы писали в статье «Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» ).


« »

Однако, о самом главном символе США - статуе свободы - как правило, не делается никаких связей с масонством.

Египетские наброски

В 70-е годы XIX века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походатайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал - она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно - это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского - одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением.


http://iknowit.ru/image_base/2010/pimg_1062_1306.jpg

Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры - бога мира, согласия, а впоследствии солнца.

Заметки на полях

http://sam-sebe-psycholog.ru/sites/default/files/styles/article/public/field/image/mirta1.jpg

Митра - индоиранский бог света и солнца, близкий древнегреческому Гелиосу. Его обычными атрибутами были колесница и золотой трон. Со временем культ Митры проник в Малую Азию и существенно изменился. Митра стал богом дружбы, который объединял, примирял, защищал, обогащал людей. Изображали его юношей в короткой, развевающейся одежде и фригийском колпаке. Культ Митры в начале нашей эры распространился в Римской империи, пользовался покровительством императоров, позже был вытеснен христианством.

Особенное фото головы Статуи Свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/45270518_Exposition_Paris_1878.jpg

Когда в Древнем Риме распространился культ бога Митры, то о боге Солнца стали рассказывать следующие легенды. Он был рожден скалой на восходе Солнца. В одной руке он держал меч, в другой руке факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка (символ античной цивилизации), затащил его в свою пещеру и убил его там. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.

Бог Солнца был почитаем во всей Римской империи. Об этом ещё сегодня свидетельствуют четыреста мест жертвоприношений, сохранившихся с тех времен. Особенно почитали бога Митру простые люди, которые совершали культовые обряды в его честь. Благодаря солдатам митраизм стал известным в пределах всего тогдашнего мира. Известные сегодня места этого культа существуют в основном как алтари в скалах.

Митра с лучами и с орлом, ставшим потом символом США http://geo-politica.info/upload/editor/news/2015.12/567f624427790_1451188804.jpg

Наряду с многочисленными символами в них выгравированы знаки зодиака. Сам бог Митра на них всегда занимает место Солнца - центрального созвездия древних римлян.

Таким образом статуя получила факел и семилучевую корону от бога Митры, хотя есть и другое божество, выглядящее аналогично. Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана - так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение


Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах» http://iknowit.ru/image_base/2010/pimg_1063_1306.jpg

Время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) - это был 1875 год.

А близился 1876 год - столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/Caricature_Gustave_Eiffel_1.gif

Но «подарок» пришлось оплатить - как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый - Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё - издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей воздействия на массы критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант был не промах - это значительно подняло тираж его газеты). Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на этом благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), тогда известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря сооружению в центре Парижа.

Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог ещё один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции.


Французский инженер Густав Александр Эйфель (слева) и Огюст Бартольди (справа) http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/29.jpg

Эйфель сделал все расчёты, а также спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Далее вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», больше похожие на цепи, которыми скована сама статуя.


http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2015/09/494-730×493.jpg

В левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду.

Некоторые считают, что Бартольди придал ей черты лица своей матери - Шарлотты Бейсер, хотя при этом натурщицей выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавшего спонсором еврейских социалистов вместе с Ротшильдом.

Изабелла Бойер