Бортпроводница требует компенсацию за дискриминацию по внешности. Стюардессы "аэрофлота" подали в суд на авиакомпанию из-за дискриминации сотрудников по возрасту и весу Важно ли стюардессе быть подтянутой

На сайте компании «Аэрофлот» в требованиях к кандидатам не указано никаких специфических пожеланий насчет внешности или возраста. Помимо образования, наличия свидетельства бортпроводника и владения английским языком требуется «желание работать в сфере обслуживания, доброжелательность, коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность». Судя по описанию в вакансии, сотрудник должен обеспечивать безопасность пассажиров в полете, обслуживать их, создавать атмосферу гостеприимства и комфорта на борту воздушного судна.

По сравнению с вакансиями других международных авиакомпаний эти требования выглядят очень демократичными и деликатными. Например, на сайте Emirates прямым текстом говорится о внешности: бортпроводник должен быть старше 21 года, ростом выше 160 сантиметров, не иметь татуировок на видимых частях тела. Кроме того, у кандидата должна быть внешность и физическая форма, «которая соответствует требованиям авиакомпании». Какие именно это требования, не уточняется.

Команда воздушного судна авиакомпании Emirates

Компания Qatar ищет девушек от 21 года с «excellent health and fitness» - то есть не просто с превосходным здоровьем, но еще и подтянутых, спортивных.

AirFrance необходимы стюардессы опять же «очень подтянутые» и с отличным уровнем физической подготовки, необходимой, чтобы справляться с работой.

Пожалуй, самое толерантное описание вакансии у американской авиакомпании Republic Airways: в ней ни слова не сказано о внешности, лишь дается подробное описание необходимой работы.

Стюардесса должна быть в силах двигать тележку с едой и напитками весом в 100 килограммов, помогать пассажирам с размещением ручной клади весом до 15 килограммов, быть в силах открывать аварийные выходы, приложив усилие до 30 килограммов.

Стюардесса Turkish airlines

Важно ли стюардессе быть подтянутой

Выходит, многие компании по всему миру открыто заявляют о требованиях к внешности бортпроводниц. Справедливо ли это? Специфика их работы действительно требует физической силы и выносливости, но на самом деле «подтянутость» не всегда гарант этих качеств.

Однако в конце 2015 года индийская авиакомпания Air India отстранила от полетов 130 бортпроводников с формулировкой «слишком толстые, чтобы летать». По словам представителей компании, «более стройные люди быстрее и эффективнее реагируют на экстренные ситуации».

Случилось это после того, как Air India узнала индекс массы тела членов своих экипажей. 600 человек из 3500 получили указания похудеть, и те, кто не добился этого за полгода, были перенаправлены на работу на земле.

Работают ли в небе после 40 лет

О возрасте в описании вакансии бортпроводника американской компании Republic Airways не сказано ничего, но, если верить ирландскому изданию Independent, в авиакомпаниях США бортпроводники работают вплоть до 60 лет. Газета писала, например, о сотруднице Virgin Atlantic, которая завершила свою работу в день 60-летия. В то же время в Великобритании, где, по данным издания, официально запрещено устанавливать возрастные рамки для бортпроводников, в качестве кандидатов на эту должность, как правило, рассматривают все же тех, кому еще нет 56.

В России дела обстоят немного иначе. «Я почти не видела, чтобы у нас летали бортпроводники старше 50 лет. А вот в иностранных компаниях их возраст выше. В России в стюардессы берут с 18 лет, а на Западе, как правило, после 25-30. Предельного возраста в нашей работе нет, ты можешь летать до тех пор, пока проходишь медицинскую комиссию. Другой вопрос, что переход в другую компанию после 40 весьма проблематичен», - рассказывала «РБК Стиль» старшая бортпроводница «Вим-авиа» Инна Зайберт.

Справедливы ли требования ко внешности и возрасту стюардесс

Бортпроводник - это человек, который отвечает не только за обслуживание, но и за безопасность пассажиров во время полета. Специфика работы требует, чтобы стюардесса была не только доброжелательной, но еще и сильной, выносливой.

«Увы, требование к внешности оправданно с точки зрения ведения бизнеса, - объясняет психолог и бизнес-тренер Людмила Городничева. - От того, насколько представители компании, их «лицо» соответствуют имиджевой политике, зависит успех и репутация бизнеса. Обратите внимание, к топ-менеджерам и людям, работающим в сфере «люкс» требования даже еще более серьезные».

В нашей культуре успех связывают с молодостью и красотой. Поэтому предпочтение отдают профессиональным, физически сильным стюардессам с модельной внешностью. Судебные иски дискриминированных бортпроводниц вряд ли что-то изменят в одночасье. Но, возможно, это хотя бы станет первым шагом к переменам в лучшую сторону.

Бортпроводницы ведущей российский авиакомпании «Аэрофлот» подали в суд на работодателя за то, что их трудовые права нарушаются. Поводом для подачи иска стало решение руководства авиакомпании о том, что на международных рейсах будут работать только «молодые и худые» стюардессы, сообщает Радио «Свобода» .

Одна из сотрудниц «Аэрофлота», Евгения Магурина, рассказала, что предлогом для сбора данных был ребрендинг и заказ новой формы. Теперь девушкам с размером одежды больше 46-го придется работать только на внутренних перелетах, рассказала она.

По словам Магуриной, мотивационная часть зарплаты стюардесс складывается из нескольких критериев, в частности, графы «успешность». «Согласно внутреннему документу, в нем указан «рост для женщин 160–175, вес пропорционально росту, размер одежды - 42-48». Магурина отметила, что из-за новых правил рейсы выполняются «минимальным составом», поскольку они коснулись около 400 работниц.

Иски против «Аэрофлота» направили еще несколько стюардесс.

Материалы по теме

Президент региональной общественной организации «Шереметьевский профсоюз бортпроводников» Илона Борисова рассказала, в чем выражается дискриминация сотрудниц.

«Бортпроводников вынудили произвести обмеры, поставили всех на весы. В зависимости от этого и с учетом возраста их распределили по направлениям. Таким образом, у нас самые молодые и привлекательные девушки летают без ограничений по всем направлениям, прежде всего за рубеж. А те, кто не нравится нашему руководству, выполняют короткие рейсы по России. Из этого вытекает и дискриминация пассажиров: кто-то летает и любуется на красивых, но малоопытных девушек, кого-то сопровождают не самые юные, но зато опытные стюардессы», - отметила Илона Борисова.

Глава профсоюза бортпроводников подчеркнула, что таким образом размер оплаты труда стюардесс в «Аэрофлоте» стал зависеть от размера ее одежды: чем меньше размер - тем больше зарплата.

Есть начисления так называемого личного вклада - это поощрительная выплата, которая напрямую зависит от размера одежды. Имея в руках такой механизм, как распределение бортпроводников по направлениям, очень легко эту зависимость переложить на оплату труда. Ведь большая разница - выполнить 4 длинных рейса в месяц и таким образом выполнить месячную норму налета или множество коротких рейсов, но при этом норма не будет выполнена. Одним из критериев начисления поощрительных выплат является годовой налет в 600 часов. Если человек ежемесячно не налетывает норму, то в годовой налет он тоже не укладывается, - рассказала Илона Борисова.

Стюардессы "Аэрофлота", возмущенные политикой авиакомпании, подали на нее в суд, обвинив работодателя в нарушении трудовых прав и дискриминации сотрудников по внешнему виду, весу и возрасту. По словам женщин, с недавнего времени авиакомпания начала избавляться от стюардесс старше 40 лет и больше 46-го размера, сообщает "Радио Свобода" .

Как пояснила на своем примере бортпроводник высшей категории Евгения Магурина, которая работает в "Аэрофлоте" с 2010 года, еще недавно она была старшим бортпроводником, летала в основном за границу и получала от руководства поощрения за хорошую работу, однако с лета прошлого года все изменилось.

"Нам всем сказали, что в "Аэрофлоте" теперь за границу будут летать только молодые и худые. Нас всех массово сфотографировали и измерили, некоторых даже взвешивали - делалось это под предлогом ребрендинга авиакомпании и заказа новой формы для сотрудников. Всех, кто был старше 40 и у кого одежда больше 46-го, перестали ставить на заграничные рейсы", - рассказала женщина.

По словам сотрудниц "Аэрофлота", в "борьбе за стройность" со склада авиакомпании вывезли форму 50-52-го размеров, а врачи ВЛЭК (врачебной летно-экспертной комиссии) в рамках курса на омоложение получили указание искать любой предлог для увольнения "старых, толстых, страшных" стюардесс.

"Стюардессы, пытаясь вписаться в новые критерии, падали в голодные обмороки прямо в диспетчерской, но, даже если и худели, им говорили, что, мол, все равно летать в Америку или Доминикану не будешь, потому что старовата уже. Тем, кто попал в группу СТС, из 90 возможных часов налета оставили кому 60, а кому и 40", - рассказал другая бортпроводница по имени Наталья.

В официальном руководстве для бортпроводников "Аэрофлота" ни слова не говорится о том, какого размера одежду они должны носить. "Форменная одежда должна быть чистой, отутюженной, опрятной и содержаться в безупречном состоянии, все ее элементы должны быть тщательно подогнаны по фигуре", - следует из официального документа авиакомпании.

Сотрудники "Аэрофлота" также рассказали журналистам о том, что "курс на похудение и омоложение" начался после того, как генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев вернулся из поездки по Азии, после чего и придумали новый "стандарт". "Шефу понравились азиатки, и теперь при наборе в бизнес-класс приоритет у высоких стройных девушек восточного типа, желательно моделей", - говорят сотрудники.

По их словам, с недавнего времени в авиакомпании появились и другие "пожелания": например, бортпроводниц, работавших в бизнес-классе, попросили быть особо внимательными к вип-клиентам и выслушивать их просьбы, присев на корточки.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов, в свою очередь, пояснил, что жалоб на дискриминацию из-за возраста и внешности очень много, но большинство стюардесс боятся обращаться в суд, потому что у них или маленькие дети, которых они воспитывают в одиночку, или ипотека, или другие личные обстоятельства.

"В итоге безопасность полетов, о которой много говорят, подменяют красивой оберткой, поскольку на международные рейсы ставят только молодых, а не опытных. Между тем в сложной ситуации решение надо принимать мгновенно: например, во время аварийной посадки самолета "Аэрофлота" в Дубае в сентябре 2001 года никто из пассажиров не пострадал во многом благодаря четким действиям бортпроводниц, которые, кстати, все были взрослые. Сейчас бы этих женщин, возможно, записали в "старые" и не допустили бы на такие рейсы", - отметил он.

Бортпроводник «Аэрофлота» Евгения Магурина в суде заявила, что подвергалась дискриминации со стороны авиакомпании. По словам госпожи Магуриной, которая носит униформу 52-го размера, она лишилась части заработка из-за внутренних требований к кабинным экипажам, в которых размеры одежды стюардесс лимитированы 48-м размером. Представители независимого профсоюза говорят, что еще около 600 бортпроводников «обозначили в отношении себя дискриминацию по внешности». В «Аэрофлоте» претензии отрицают.


В четверг в Пресненском районном суде Москвы началось рассмотрение иска 41-летней Евгении Магуриной к компании «Аэрофлот» о дискриминации по внешности и вызванном этим обстоятельством сокращении заработка. Стюардесса обжалует внутренний акт - требования к кабинным экипажам, на которые сослалась авиакомпания, снимая служебную надбавку госпожи Магуриной. «Авиакомпания не предъявила мне этот документ, пришлось его получать через профсоюз»,- рассказала судье госпожа Магурина. По ее словам, в документе говорится, что у стюардессы должен быть 42–48-й размер одежды и возраст до 40 лет. У Евгении Магуриной «уже давно» 52-й размер.

Представители «Аэрофлота» на суде заявили, что истица в 2011 году подписала документы об ознакомлении с требованиями к кабинному экипажу, сделав вывод, что сроки подачи иска истекли. Стюардесса пояснила, что подписала бумаги, но сам внутренний акт не видела, иначе бы обжаловала его раньше. В итоге суд обязал «Аэрофлот» предоставить документ к следующему заседанию.

Евгения Магурина рассказала “Ъ”, что летом 2016 года в «Аэрофлоте» прошло фотографирование, взвешивание и обмер фигуры бортпроводниц. Представители администрации заявили, что речь идет о пошиве новой формы, но до сих пор, по словам истицы, ее не выдали. «А с 15 августа у меня резко изменилась география полетов: вместо Америки я начала летать в Самару, Уфу, Казань - ни одного заграничного рейса до середины января,- говорит госпожа Магурина.- Тогда скандал уже вышел в СМИ, и “Аэрофлот” поставил меня на рейс в Караганду». Стюардесса утверждает, что ее зарплата уменьшалась поэтапно. «Первый раз - когда закрыли заграничные рейсы, потому что за пересечение границы идет надбавка, в частности за Америку - 3 тыс. руб.,- говорит истица.- В октябре сняли часть надбавки за размер одежды. В официальном ответе руководства написано: так как у вас размер одежды не 48-й, к вам применены меры снижения оплаты труда. И последний раз, в январе этого года, когда я подала иск, меня лишили надбавки за снятие с должности старшего бортпроводника». В иске госпожа Магурина требует компенсацию в размере 100 тыс. руб.

Руководитель независимого профсоюза «Шереметьевский профсоюз бортпроводников» (оказывает истице юридическую поддержку) Илона Борисова указала, что внутренние требования авиакомпания приняла в 2011 году, но стала применять только недавно. «До этого широкие попы и толстые щеки никого не интересовали»,- сказала она, подчеркивая, что около 600 бортпроводников «Аэрофлота» «обратились в профсоюз и, как и Евгения Магурина, обозначили в отношении себя дискриминацию по внешности».

На сайте авиакомпании размещен официальный комментарий относительно скандальной ситуации: «Мотивы личной неприязни, тем более внешние данные или возраст работника как обоснование для лишения его части заработка исключены категорически». Авиакомпания утверждает, что не ограничивала бортпроводнице географию полетов, а заявление о существующей установке списывать «старых и страшных» не соответствует действительности: «В 2016 году медкомиссией к выполнению полетов допущено 98 бортпроводников пенсионного возраста и только четыре бортпроводника в возрасте от 56 до 60 лет и старше по состоянию здоровья не допущены». «Стюардессы национального перевозчика - визитная карточка страны. От того, как они выглядят, как обслуживают пассажиров, складывается первое впечатление и отношение к России»,- указали в компании.

Госпожа Борисова тем не менее утверждает, что снижение надбавок вынуждает бортпроводников увольняться. «Еще способ избавиться - перевод бортпроводников на утренние и ночные рейсы, самые тяжелые,- говорит она.- Я так работаю в “Аэрофлоте” два года. Еще одна стюардесса тоже так два года работала и подала иск к авиакомпании». Как стало известно “Ъ”, речь идет о Ирине Иерусалимской, рассмотрение ее иска назначено в Тушинском суде Москвы на 18 апреля.

Представители независимого профсоюза с оптимизмом оценивают шансы госпожи Магуриной в суде. «В 2009–2010 годах в авиакомпании прошло массовое сокращение, было уволено около 360 человек,- рассказала госпожа Борисова.- Только четверо пошли в суд и в итоге выиграли, восстановившись на работе и получив компенсацию около 1 млн руб. на всех за вынужденный простой».

Анастасия Курилова