Жизнь на яхте. Личный опыт: Как переехать жить на яхту и не облажаться Недвижимость яхты

Фотографии

андрей стекачев

Лето на яхте, пришвартованной в уютной живописной бухте, - настоящая мечта. The Village поговорил с Ксенией Кушнаренко, основательницей маркета «Ле Пикник», которая вместе с семьёй проводит лето на парусной яхте в подмосковной «Ореховой бухте», и узнал, действительно ли жизнь на лодке похожа на сказку.

Образ жизни

Эту лодку мы купили с родителями пару лет назад в Польше. Поехали за одной, а купили совсем другую. Грубо говоря, ехали за трёхколёсным велосипедом, а купили мотоцикл. Долго она к нам добиралась: купили осенью, а приехала она только весной следующего года.

Лодку спустили на воду в яхт-клубе «Галс» на Пироговском водохранилище. Первый год стояли там, а потом переехали в соседний яхт-клуб «Ореховая бухта» - «Орешку». Здесь очень уютно: узенькая бухта, вытянутая, как нос Буратино, лодка к лодке, компактный пирс и сразу от него - пригорок с рощей. Наверху - домики, кафе, стоянка яхт и яхтенный магазин. Кроме яхтсменов и им сочувствующих, здесь тусуются вейкеры и виндсёрферы. Родители живут в яхт-клубе фактически всё время, а мы с моим молодым человеком Женей катаемся туда как на дачу. Стараемся проводить в «Орешке» всё свободное время, но если есть дела, прыгнули в такси - и уже в городе.

Наша лодка называется «Веста». Когда мы её купили, она носила другое имя, но по традиции полагается менять название, когда меняется владелец. У нас было много вариантов, но в итоге выбрали «Весту»: я вычитала, что это богиня -покровительница семейного очага. Лодка появилась в не самый простой для нашей семьи момент и, наверное, действительно на какое-то время нас объединила и сплотила. Так что для нас это очень символичное название.

Помимо лодки, у нас в «Ореховой бухте» есть дом, и в основном мы спим там.
На лодке тоже пробовали: в кормовой каюте ничего, а в носовой чувствуешь себя как в одноместной палатке. Ночью очень неудобно выбираться в туалет: нужно разобрать кровать из подушек, иначе не откроется дверь. Женя вылезал через люк, но спросонья это непросто. К тому же этот люк довольно приличных размеров и выполняет роль иллюминатора. Свет, который через него попадает, очень мешает спать. Представьте, что вы спите в прозрачной палатке, - примерно те же ощущения.

Зато приятно покачивает на волнах. Спишь, как младенец в люльке. И только соловьи мешают спать. Соловьи тут какие-то особенно фанатичные: начинают петь около 23:00 и не заканчивают до утра. Без берушей никак. В общем, на лодке мы обычно днём, а ночуем в домике напротив. Ещё у нас появился контейнер - такой, в котором обычно перевозят грузы. Он тоже стоит рядом, и мы хотим переделать его в жилое пространство. Мы уже покрасили контейнер в жёлтый цвет, сейчас занимаемся лестницей, а потом планируем ремонт внутри.

Устройство яхты

Наша яхта парусная, швертовая, довольно большая по местным меркам - 33 фута в длину, а это около 10 метров. Тут всего две таких крупных круизных лодки: наша и соседка - французская Jeanneau.

Лодка сделана на польской верфи Maxus. Мы не первые её хозяева, но она была в идеальном состоянии, и мы решились на покупку. Помню, мы ездили на экскурсию на завод, где нам показали весь процесс сборки судна от матрицы до готового корпуса. Потом нас пригласили на регату на этой самой лодке, где мы вместе с капитаном взяли первое место. А следом была вечеринка с танцами, ломящимися от еды столами, пивом рекой и салютом. Поэтому шансов не купить лодку у нас не было.

Внутри три каюты (одна носовая и две кормовые), один гальюн, просторная кают-компания и кокпит. В стоимость стоянки нашей лодки входит собственно сама стоянка, то есть швартовка, и круглосуточная охрана - это 8 тысяч рублей в месяц. Электричество и вода оплачиваются отдельно. Вода, кстати, у нас чистейшая родниковая, из местной артезианской скважины. На камбузе есть раковина, холодильник и небольшая газовая плитка. Так что разводными супами мы тут не питаемся, скорее наоборот: что ни день, то том-ям, уха или паста с мидиями. Родители очень любят закатывать званые ужины - кажется, на них перебывала уже вся «Орешка». К нам не то что из соседних яхт-клубов - из Воронежа приезжают.

Вся вода из наших душа, туалета и кухни сливается в бак, а оттуда - в Пироговку. Но не в бухту, конечно - сливаем, как только отплывём подальше. По яхтенному этикету гальюном во время стоянки никто не пользуется (только если совсем прижмёт). Душа у нас два: один там же, где гальюн, а второй на корме, прямо в транце. Это очень удобно: нырнул, поплавал, сполоснулся. Плавать, кстати, в бухте официально нельзя - охранник ругается. Это логично: лодки и катера ходят туда-сюда. Но мы всё равно купаемся.

У нас никогда не было дачи, и лодка стала ей прекрасной альтернативой. И у яхты есть свои преимущества. Ведь дом стоит себе и стоит, а на лодке ты взял и вышел вечером покататься. Чаще всего катаемся по Пироговке или идём на Пестовское водохранилище. Есть ветер - ставим паруса, нет - идём под мотором. Самое дальнее, куда мы ходили, - в Конаково, на Волгу, через канал имени Москвы. Кажется, шесть шлюзов туда и столько же обратно.

Теоретически на нашей лодке можно выйти в Ладогу, в Онегу - у нас хороший озёрный тип яхты. А вот с морем уже сложнее. Тут логичнее на месте взять чартер. К выходу в море свои требования. Но если подготовиться и если есть время, то можно и туда, думаю.

Капитан у нас - отец. Он единственный, у кого есть корочки шкипера. А мы с Женей и мамой так - подпайольная матросня (от слова пайол. - Прим. ред.) , как он нас называет. Грот ставим, на стакселе работаем, отрабатываем повороты оверштаг и фордевинд. Недавно пошли на курсы шкиперов, по итогам которых в конце лета должны получить диплом IYT Bareboat Skipper (это международный сертификат, дающий нам право управления парусной яхтой длиной до 22 метров). В конце курса обещают практику в Греции - это очень манит. Хочется где-то кроме Конаково и Польши походить - ну и побыть в капитанской шкуре, конечно.

Словарь терминов

Каюта
небольшая отдельная комната на судне

Гальюн
туалет на судне

Кают-компания
общее помещение на судне для еды и отдыха

Кокпит
внутреннее открытое пространство на палубе

Камбуз
кухня на судне

Нос лодки
передняя часть судна

Корма
задняя часть судна

Транец
нижняя часть плоской кормы судна

Уборка и обслуживание

Лодка в плане уборки ничем не отличается от дома - с той лишь разницей, что наводить порядок приходится куда чаще. Это для гостей яхта - праздник, они пришли и ушли. А для тех, кто на ней живёт, это суровые будни. Всё время что-то убираешь - пространство-то маленькое, всё на виду.

Мой отец вообще «клин-фрик»: у него чистота как в санчасти, подписаны каждый стопор и каждая кнопочка на приборной панели. Это смешно выглядит, но ему помогает. Кажется, он один тут такой. Я ещё не видела, чтобы к своей лодке относились с такой заботой. Он всё время для неё что-то докупает: то новый парус, то навигационную систему. Хотя зачем она в Пирогово? Рифов, отмелей и косяков макрели здесь вроде не наблюдается.

В общем, лодка - это большая игрушка, с которой можно возиться бесконечно. Ну и подкармливать её необходимо - в смысле заправлять. Заправки в «Орешке» нет, поэтому мы привозим топливо в канистрах. Одного бензина на двигатель уходит 40 литров, а ведь ещё нужен дизель для системы обогрева.

Содержание яхты - удовольствие не из дешёвых. Единожды купив, ты будешь не только постоянно прокачивать лодку, но и ремонтировать её. Кто-то из гостей кинул что-то в гальюн, и бак засорился. А устранить засор - 500 евро, вынь да положь. Купить штормовой парус - тысяча долларов, починить форштевень - 30 тысяч рублей. 30 тысяч рублей за площадку 30 на 30 сантиметров - это по тысяче за квадратный сантиметр. Кроме того, как и любой транспорт, яхта требует регулярного технического осмотра. На зиму мотор консервируется, яхту достают из воды и ставят на прицеп зимовать на суше.

Лето на природе

Мы вроде совсем недалеко от Москвы - до МКАДа десять минут на машине, но близость города здесь совсем не чувствуется. Такое ощущение, будто находишься где-то очень далеко.

Обожаю наш дом. У нас везде панорамные окна, и мы, кажется, единственные, кто их не занавесил. Я училась в Дании, и эта привычка у меня оттуда: там никто никогда не зашторивает окна, и никому нет никакого дела до того, чем ты занимаешься. Зато весь мир как на ладони.

Так и тут - кругом деревья, вода в нескольких шагах. Вроде в доме, а вроде и на природе. Получается идеальная обзорная площадка, и ты сидишь и как будто телевизор смотришь: водохранилище, орешник, колокольчики, белки прыгают, ёжики шуршат, кто-то над грилем колдует, вон Лена с вейк-станции кому-то из новичков в сотый раз кричит про «коленки помягче», вон яхта «Кунашир» пошла, а вот «Веста» наша отходит. Честно скажу, невозможно работать. Я пробовала - провальная идея. Всё время на что-то отвлекаешься. Общение, опять же. У нас очень хлебосольная яхта, постоянно какие-то новые люди на лодке, всегда есть чем угостить. Поэтому если запарка по работе - еду в город, там точно можно собраться.

Развернулась любопытная дискуссия о жизни на яхте размером 40+. Пользователь Alloy Boy задался вопросом, каково это переселиться из квартиры на небольшую лодку:


«Целый день я вижу яхты из окна моего офиса, и мне кажется жизнь на них протекает так безмятежно
, - пишет он. - Действительно ли там негде развернуться, как мне кажется (если жить одному)? Как быстро они обесцениваются? Быстрый поиск показывает, что «сорокофутовик» по цене сравним с квартирой или небольшим домом, но какие плюсы того, что ты живешь на яхте (кроме мобильности)?».

Вот какие ответы он получил:

Imaka

"Это очень расслабленная жизнь и вполне комфортная, но все зависит от ваших нужд и желаний. Кстати, в большинстве мест за 40-футовую яхту вы заплатите гораздо меньше, чем за квартиру.

Жизнь на лодке не для всех. Она может быть приятной и расслабляющей, но чтобы сделать ее таковой, придется поднапрячься. Если есть возможность пожить на яхте, не покупая ее, то стоит это сделать.

Вы должны позаботиться о пресной воде и опорожнении сточного бака. За водой придется бегать на берег - иногда в марину. Кое-где бывает доставка воды на лодку, но опыт подсказывает мне, что это скорее исключение. Лично мне так не везло. Когда мы с мужем стояли подолгу в одном месте, нам приходилось каждый раз захватывать по 20 литров воды каждый раз, когда мы отправлялись на берег.

Нужно электричество? Если так, задумайтесь о ветровых генераторах или солнечных панелях, - все зависит от местности, где вы живете. Холодильник? Самый жадный до энергии прибор на яхте. Есть менее прожорливые, но они станут вам в копеечку. Хотите иметь горячий душ на лодке? Подумайте, достаточно ли тепло в вашей местности, чтобы ежедневно обходится «летним душем» или стоит прикупить водонагреватель.

Что насчет стряпни? Если у вас есть газовая плита, особенно Force 10, две конфорки и духовка, это прекрасно, кое-кто дополняет ее мангалом для барбекю в кокпите. С плитой вам следует иметь датчик газа в каюте на случай утечки, газ может скопиться на дне лодки, что приведет к взрыву.

Если вы стоите на якоре, то вам ежедневно придется добираться до берега на тузике. Позаботьтесь, чтобы его не украли. Есть транспорт на берегу? Тем лучше, не придется таскать на своем горбу белье для стирки, продукты и т.д. Работаете каждый день? Имейте в виду, что будут дни, когда добираться на тузике до берега будет непросто.

Хотите телевизор и интернет на борту? Мы обычно использовали мобильный интернет. Иногда везло словить незапароленный вай-фай. Достаточно высоко установленная антенна обеспечит прием бесплатных ТВ-каналов. Естественно, качество картинки будет «хромать» при движении лодки.

Опять же, в зависимости от региона, одежда может страдать от влажности и плесени. Чтобы избежать этого, мы прятали все в герметичные мешки.


Есть те, кто предпочитают арендовать места в маринах, они живут на борту и получают большую часть удобств обычного дома. Но не все марины позволяют это.

Я бы повторила свой опыт,если предоставится возможность и если рядом будет правильный человек".

drwer2

"Сам подумываю об этом. Плавал много лет, близится пенсия, и перспектива иметь второй дом привлекает. Если вы работаете, вы, вероятно, не захотите таких радикальных перемен.

Если вас не пугает жизнь в конуре, то вперед. На яхте, стоящей в марине, вы получите следующее: долгие прогулки до автомобиля и от него с покупками, ежедневные вылазки до душевых в марине (сливной банк спасет ситуацию, но опустошить его в марине вы не сможете, а еженедельно платить за это накладно) или вы можете выходить в море каждую неделю, чтобы опорожнить его там.

Настоятельно рекомендую светлый (или белый) интерьер. Темное дерево вгоняет в депрессию зимними месяцами. Вдобавок, зимой вы можете страдать от клаустрофобии. Вот почему для тех, кто планирует жить на лодке, я советую не экономить на пространстве. Чем больше места, тем крепче ваше душевное здоровье.

Во многом это как жить в автофургоне… с вероятностью утонуть".

DoH

Нет стиральной машинки/сушилки. «Перебои» с водой. Со шкафами и готовкой все скромно. Кровати оставляют желать лучшего. Душ с коробок. Круглый год все отсыревшее. Запах бензина, если у вас моторка. Стук о пристань, даже если лодка привязана. На многих яхтах нет обогревателей, на всех, на которых я бывал, не было кондиционера. В лучшем случае вам будет просто тесно. С развлечениями туго. Завести питомца практически нереально. Распрямиться в полный рост? Забудьте.

Все, конечно, так, но сам я бы хотел жить на лодке - но только в длительном путешествии, а не ютиться в марине и мотаться на работу туда-сюда. Может быть, жить на Карибах зимой, а на лето перебираться в Мэн? Еще бы хотелось бы от Северной Америки дойти до Европы. Совсем другая жизнь!

Подумайте об этом в таком ключе: иметь лодку в качестве дома, это как иметь мотоцикл на все случаи жизни. Звучит романтично, но насколько это удобно на практике?

william g

Вам не надо оставаться там, где вы не хотите, вы в буквальном и фигуральном смысле «Капитан своего корабля», и никто с этим не поспорит.


Трудно будет найти человека, которому бы не нравилось отдыхать рядом с водой. Как насчет того, чтобы жить рядом с водой? Смелый проект на этот счет представил дизайнер и архитектор Максим Живов.


Люди не так часто вспоминают о том, что почти 71 процент поверхности нашей планеты покрыт водой. В условиях постоянно растущего населения не за горами тот день, когда может появиться необходимость по-настоящему селиться на воде. Серьезных исследований на эту тему почти не проводится, тем не менее, область «надводной» архитектуры развивается за счет энтузиастов. Совсем недавно они представили новую роскошную концепцию жилья на воде, которое получило скромное название HydroHouse. Разработан данный проект был архитектором Максимом Живовым совместно с коллективом Baikal Yachts Group.


Надо признать, что не так часто архитекторы создают что-то действительно креативное, когда речь заходит о домах на воде. В нашем же случаи дом получился действительно интересным, сразу по нескольким причинам. Прежде всего, концепция HydroHouse предлогает достаточный уровень комфорта, для живущих в подобном доме людей.


По-настоящему удивляет HydroHouse тем, что передвигается не только по воде, подобно парому, но и по суше. Само собой не самостоятельно. Перевезти плавающий дом с места на места можно при помощи грузовика с прицепом. Это добавляет несколько баллов к мобильности и универсальности дома. Оказавшись на воде дом, может дрейфовать, а может стать на причал.


При всем при этом, само жилище является причалом! Швартовать у него можно не только лодки, катера и яхты, но даже самолет, способный приземлиться на воду. Само собой, подобная роскошь далеко не каждому по карману, однако куда важнее то, что инновационный HydroHouse демонстрирует все те возможности, которые можно реализовать, когда речь заходит о строительстве плавающего жилья.

Несмотря на непонятный правовой статус, в России становится популярным новый формат жилой недвижимости - плавучие дома.

Фото: Depositphotos/S_Razvodovskij

Плавучие дома всегда были очень популярны в Европе. В России это относительно новое явление, но спрос на такие дома опережает предложение в несколько раз.

В Европе домов на воде гораздо больше, чем в России: в таких странах, как Германия или Нидерланды речные участки значительно дешевле, чем земля, поэтому многие предпочитают селится на воде. Подобный формат жилой недвижимости популярен и во Франции, где для постоянного проживания на воде необходимо купить специальное разрешение в мэрии, которое дает право на обустройство и прокладку коммуникаций к домам-лодкам.


(Фото: Robert Harding / Globallookpress)

(Фото: Lisa S. Engelbrecht / Globallookpress)

"В нашей стране рынок предложения жилья на воде довольно узкий, - говорит коммерческий директор компании "Дом на воде" Михаил Быков. - Мало кто из россиян представляет себе, что такое "плавучий дом" из-за отсутствия грамотной рекламной политики. Многие клиенты просто не знают, где и как представлен этот вид жилья".

Однако спрос на "водное" жилье в России есть, уверяет директор департамента продаж городской недвижимости компании Blackwood Оксана Дивеева. По ее словам, спрос превышает предложение в несколько раз.

Каким бывает плавучее жилье

Самый недорогой вариант - это дом на понтонах . Понтоны объединяются между собой в единую плавучую платформу. Эта платформа и удерживает на воде постройку, расположенную на площадке. Несмотря на довольно внушительный вес, конструкция имеет хорошую устойчивость и обладает свойствами судна, которое хорошо держится на плаву Кроме того, понтон не подвержен коррозии и его срок службы составляет несколько сотен лет. По словам экспертов, у этого вида жилья есть огромный потенциал: понтоны предусматривают возможность постройки дома по индивидуальному проекту.

Баржи , оборудованные под жилье, встречаются гораздо реже. Под жилье можно переоборудовать старую баржу. Но проще заказать баржу на верфи. Такие дома распространены главным образом в Европе и США. В России перспективы использования барж остаются туманными.


Хаусбот совмещает в себе функции яхты и загородного дома. Он предназначен для передвижения на внутренних водоемах. Это целый двухэтажный "дом на воде", полностью готовый для проживания. Хаусбот может быть оснащен одним или двумя двигателями, бензиновыми или дизельными, подвесными или стационарными. Этот плавучий дом передвигается с максимальной скоростью 20 км/час.

Дебаркадер - довольно дорогой вид недвижимости. Эта технологий предусматривает строительство на бетонных конструкциях. Основное преимущество подобных домов на воде в том, что они предоставляют свободу для реализации любых архитектурных замыслов. Здесь практически нет ограничений для фантазии дизайнеров и архитекторов. На прочном бетонном дебаркадере можно возводить довольно большие дома высотой в несколько этажей.

Дебаркадеры могут работать либо автономно, имея свой генератор, свою систему водоснабжения, вентиляции и канализации. Однако их можно подключить и к местным сетям, к центральным коммуникациям города, при необходимости они могут плавать автономно (например, при перемещении на другое место парковки). Однако ремонтировать такой плавучий объект довольно сложно. "Дебаркадер необходимо периодически поднимать на стапеля и обследовать обшивку на предмет течи. Это довольно затратно, если нет возможности осуществлять эти работы с применением стапелей, но водолазные работы для выявления и устранения течей не дают полной картины по качеству выполняемых ремонтных работ", - рассказывает Михаил Быков.

"Любой из этих видов плавучих домов можно оснастить необходимой инфраструктурой, чтобы жить в нем круглый год. Например, можно поставить туалет морского типа с ручным спуском или поставить бак на 100 литров. Но для этого хозяину необходимо продумать схему подъезда ассенизатора к дому или подогнать плавсредство к месту откачки", - советует коммерческий директор компании "Микижа" (создает дома на воде) Дмитрий Собиняков.

Сколько стоят дома на воде

"Безопасность дебаркадера зависит от материалов и технологий, использованных при его постройке, инженерных инфраструктурных систем, но главное - от правильно построенного фундамента. Покупать дебаркадеры нужно после проведения технического аудита", - предупреждает Оксана Дивеева.

Стоимость подобного проекта зависит от размера, качества постройки и инженерной оснащенности. "Сметная стоимость строительства "плавучего дома" начинается от 2 млн рублей, а в некоторых случаях цена доходит до 3 млн долларов", - говорит эксперт из компании Blackwood.

Прописаться в "плавучем доме" нельзя, но его можно зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным суднам как плавсредство. Для этого требуется наличие огней и спасательного оборудования на борту. Проблемы при регистрации могут возникнуть в том случае, если размер дома превышает 20 м в длину. С таким размером уже необходимо обращаться в Речной регистр.

Вера Козубова