Семь чудес света египетская пирамида в гизе. Великие пирамиды гизы

Материал из WikiSyktSU

7 чудес света – это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полноты и совершенства. При этом традиционным жанром эллинистической поэзии являлось прославление списка самых знаменитых деятелей культуры – поэтов, философов, царей, полководцев и пр. либо выдающихся памятников архитектуры.

Пирамиды Гизы

Одним из самых древних и, тем не менее, ярких Чудес света являются Великие Пирамиды, расположенные в Гизе (Египет). Комплекс гизейских строений представляет собой величайший архитектурный памятник, когда-либо созданный человеком. Всего на территории Египта было найдено более сотни пирамидальных строений, но большинство из них не выдержало испытаний временем. Пирамида Хеопса

Крупнейшая из гизейского комплекса пирамида Хеопса – самое большое строительное сооружение в мире. Ее основание представляет квадрат со стороной в целых 227,5 метров. Как предполагается, первоначальная высота строения составляла 146 метров, но несколько верхних камней были разрушены, и сегодня пирамида ниже на 9 метров.

Инженерные исследования показали, что крупнейший гизейский памятник архитектуры состоит из 2,3 млн. каменных блоков, каждый из которых весит не менее 2,5 тонн. Общий объем строения составляет 2,34 млн. кубических метров. Грани пирамиды развернуты по сторонам света, причем вход вовнутрь находится с севера.

Отличительной особенностью сооружения является то, что все до единого строительные блоки настолько хорошо подогнаны друг к другу, что даже теперь, по прошествии нескольких тысяч лет, между ними невозможно просунуть даже тончайшее лезвие. Кроме того, исследователи обнаружили, что раствор, которым скреплялись элементы конструкции, превосходит по своей прочности любой современный материал. Предназначение пирамид

В пирамиде Хеопса отсутствуют надписи, рисунки и украшения. Внутри строения расположены три камеры, в центре одной из которых установлен гранитный саркофаг. Вначале предполагалось, что строение представляет собой гробницу. Многолетние исследования то подтверждали, то опровергали это допущение.

Но ни останков фараона, ни какой-либо утвари или вещей, которые по традиции того времени хоронили вместе с покойным, не были найдены. Правда, есть большая вероятность, что пирамиду попросту разграбили. Однако некоторые детали в гипотезе о предназначении сооружения не сходятся с вариантом о гробнице.

Впрочем, оставим историкам и археологам вопросы о происхождении и цели строительства такого удивительного комплекса строений, вход в который защищает Большой Сфинкс – самая крупная монолитная скульптура на планете. Для нас с вами Пирамиды Гизы, с которыми связаны многие легенды, остаются одним из самых ярких и необычных примеров высоты полета инженерной мысли.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Вавилона являются вторым по значимости Чудом света. К превеликому сожалению, это удивительное архитектурное сооружение не дожило до наших дней, но память о нем все же сохранилась.

Достопримечательность расположена неподалеку от Багдада, и сегодня ее каменные развалины могут впечатлить простого туриста разве что своей масштабностью. Однако история свидетельствует о том, что сооружение было одним из самых прекрасных творений человечества.

Удивительный подарок супруге

Сады были обнаружены Робертом Кольдевеем, который в 1989 году проводил раскопки неподалеку от Аль-Хилла. В ходе археологических изысканий была обнаружена разветвленная сеть траншей, а в их срезах ученый сразу же узнал легендарный архитектурный памятник.

Факты свидетельствуют о том, что Висячие сады были построены по велению Навуходоносора II, правление которого приходится на VI век до н.э. Лучшие инженеры, математики и изобретатели Междуречья днем и ночью трудились, чтобы удовлетворить запрос царя на создание подарка для его супруги Амитис.

Последняя имела мидийское происхождение, а те земли, как известно, были наполнены ароматами цветущих садов и зеленых возвышенностей. В душном Вавилоне царице пришлось несладко, она затосковала по родным краям. Именно поэтому правитель решил разбить необычный парк, который хоть немного напоминал бы его жене родной дом. Споры вокруг Вавилонского Чуда

Висячие сады Семирамиды были описаны многими историками древности. Но до сих пор существуют некоторые сомнения о реальности этого произведения инженерного искусства. К примеру, Геродот, который путешествовал по Месопотамии где-то в V веке до н.э., ни словом не обмолвился об этом сооружении. Хотя, судя по всему, оно было самым величественным и прекрасным в Вавилоне.

Даже летописи самого города не упоминают о Садах. Однако Берос, халдейский священник, занимавшийся летописями в конце IV века до н.э. очень ярко и четко обозначил постройку в своих работах. Бытует даже мнение и том, что все историки, включая современных ученых, опирались именно на его описания, а они слишком сильно приукрашены домыслами и суждениями автора.

Некоторые даже считают, что Висячие Сады Семирамиды спутали с похожими парками, которые были созданы в Ниневии, расположенной на восточном побережье Тибра. Но основу системы орошения этого памятника составляла конструкция Архимедовых винтов, которая была изобретена во II веке до н.э., тогда как строительство Садов датируется VI веком.

Впрочем, может быть, вавилоняне уже имели представление об особой резьбе такого винта, хоть и называли устройство по-другому. И как бы там ни было, загадка Висячих садов Семирамиды до сих пор будоражит умы ученых, археологов и историков.

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса в Олимпии – третье по значению Чудо света, история которого началась задолго до его создания – в 776 года до н.э. Тогда впервые в храм, который был построен в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр.

Представители Малой Азии, Сирии и Сицилии, Египта и, разумеется, Великой Эллады присутствовали на открытии величайшего в истории мероприятия. Первое святилище Зевса было построено в 150 км от Афин. Но с течением времени Игры обретали все больший политический вес, поэтому правители Греции решили выстроить новый Храм. Храм Зевса

Строительство продолжалось свыше 15 лет, и в 456 году до н.э. мир увидел один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса. Проект разрабатывал известнейший античный архитектор – Лебон, творение которого обладало всеми признаками знаменитых греческих святилищ, но превосходило их размахом.

Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали 13 величественных колонн высотой около 10 м и диаметром не менее 2 м, а всего их насчитывалось целых 34. Творение Фидия

Правительство Эллады пригласило в Афины Фидия, прославленного скульптора, который сумел создать нечто превосходное – статую Зевса. Весть об этом произведении искусства мигом облетела весь античный мир, и шедевр занял свое место в списке Чудес света.

Создание статуи датируется приблизительно 440-м годом до н.э. Скульптура отца богов была создана в основном из отборнейшей слоновой кости. По описанию очевидцев, которым удалось застать статую в «добром здравии», она обладала весьма внушительными размерами.

Высота ее составляла не менее 15 м, в конструкции присутствовало около 200 кг золота, современный денежный эквивалент которого превышает 8 млн. долларов. Открытие статуи Зевса Олимпийского припадает на 435 год до н.э. Судьба статуи Зевса

Исторические источники утверждают, что во второй половине IV века н.э. Храм Зевса был закрыт римским императором Феодосием, который был христианином и с неприязнью относился к языческим верованиям греков.

В 363 году статуя была перевезена в Константинополь. Хотя некоторые факты свидетельствуют о том, что этот памятник архитектуры не пережил разграбления и разрушения Храма, которые имели место в конце V века.

В 1875 году были найдены остатки Храма Зевса, а в 1950 году археологи обнаружили мастерскую Фидия. Тщательные исследования места, где был найден архитектурный памятник, позволили воссоздать и сам Храм, и статую Зевса Олимпийского.

Храм Артемиды в Эфесе

Древнегреческий Эфес знавал период небывалого расцвета. Основанный в XII веке до н.э., город являлся крупнейшим центром торговли и излучал богатство и достаток. Покровительствовала ему Артемида. Она, как известно, была богиней плодородия и покровительницей животных, охранительницей рожениц и охотников. Свято почитая ее, горожане решили построить в честь Артемиды величественный храм, который, к тому же, должен был значительно приумножить доход города. Строительство святыни

В VI веке до н.э. в Эфес прибыл Харсифрон, известнейший архитектор. Именно ему принадлежит идея постройки здания из мрамора. Согласно его замыслу, храм должны были опоясывать два ряда внушительных колонн. При этом мастер, судя по всему, обладал незаурядным инженерным умом, поскольку проект является самым сложным и в то же время оригинальным из всех, что разрабатывались в то время. Так как город был богатым и мог себе позволить постройку такого большого и дорого здания.

Но было одно препятствие – не было еще найдено месторождение, способное удовлетворить аппетиты проекта. Но вскоре, благодаря случаю, достаточное количество камня было найдено, и храм успешно построили. Отдельное место в конструкции здания заслуживают как раз монолитные мраморные колонны. Их перевозили сюда прямиком из каменоломен, расположенных в десятке километров от строительной площадки. Фундамент храма представляет собой высший пилотаж инженерной мысли.

Здание строили на болотистой местности, поскольку еще жива была печальная память об обрушившихся на Элладу землетрясениях. На месте будущего строения был вырыт огромный котлован, который строители заполнили древесным углем и шерстью. Это и плюс весьма неортодоксальный фундамент Храма должны были стать гарантией того, что здание выстоит при подземных толчках любой мощности.

В главном зале Храма была установлена удивительной красоты статуя богини Артемиды, высота которой составляла около 15 метров. Она была очень дорогой, поскольку сплошь и рядом ее инкрустировали драгоценными камнями и золотом. В художественном оформлении здания принимали участие выдающиеся греческие художники и скульпторы. Слухи о прекрасной святыне быстро распространились по всему античному миру, и впоследствии Храм Артемиды стал одним из Семи чудес света. Судьба Храма

Следует отметить, что Харсифрон не успел довести строительство до конца. Но дело продолжил его сын, а после – архитекторы Пеонит и Деметрий. И вот примерно в 450 году до н.э. мир увидел непревзойденный Храм Артемиды. Говорят, что если бы он сохранился по нынешний день, то мог бы затмить любой из ныне существующих шедевров архитектурного искусства. Но, к сожалению, в 356 году до н.э. Герострат, одержимый идеей прославиться любой ценой, устроил в здании пожар.

Здание было практически полностью уничтожено, естественно, за исключением тех элементов конструкции, которые были изготовлены из мрамора. После этого Храм Артемиды несколько раз возрождался и вновь прекращал свое существование. Но в 263 году до н.э. он был в последний раз разграблен готами. Окончательно «мраморное» здоровье постройки было надломлено болотистой почвой, а также протекавшей неподалеку рекой Каистрой. И чтобы восстановить первоначальный облик здания, ученым со всего мира понадобилось несколько десятилетий.

Мавзолей в Галикарнасе

Галикарнасский Мавзолей – ровесник второго Храма Артемиды. В его строительстве принимали участие те же лица, что восстанавливали святыню после пожара, устроенного Геростратом. Здание представляет собой зиггурат, то есть одновременно и гробницу, и святилище, и памятник. Следует отметить, что название «мавзолей» происходит от имени властного и жестокого правителя Карии – Мавсола. Начало строительства

Несмотря на то, что уже в IV веке до н.э. государство было колонией персидской Империи, Мавсол правил властно и упрямо, стараясь не прогибаться под имперским давлением. Его положение было столь крепким, а связи настолько широкими, что даже после подавления поднятых им же восстаний ему удавалось оставаться на троне. Во время правления энергичного и амбициозного царя Геликарнас превратился в столицу Карии.

При этом строительство гробницы, которая впоследствии вошла в список семи самых прославленных достопримечательностей античного мира, было начато задолго до смерти правителя – приблизительно в 353 году до н.э. Проект Мавзолея разрабатывался греческими архитекторами – Сатиром и Пифеем. Для оформления постройки были наняты скульпторы Тимофей, Леохар, Скопас и Бриаксид. А всего в строительстве принимали участие сотни талантливейших мастеров, чьи имена, к сожалению, не сохранились в истории. Роскошная усыпальница для царя

Усыпальница представляла собой внушительный архитектурный комплекс, имеющий собственный внутренний двор. В центре последнего была установлена каменная платформа. К вершине вела широкая лестница, охраняемая каменными львами. Внутри здание было оформлено барельефами, изображавшими сцены из древнегреческих легенд и сказаний. Внешние стены Мавзолея покрывали изваяния богов и богинь, а в углах сооружения несли свою службу огромные стражи-воины, вытесанные из камня.

Венчала зиггурат мраморная колесница, ведомая четверкой массивных лошадей. Статуи возниц изображали самого Мавсола и его сестру-супругу Артемиссию. Высота этой скульптуры составляла около 6 метров, а пирамидальную крышу гробницы поддерживали 36 7-метровых монолитных колонн. Судьба Мавзолея в Галикарнасе

Когда правитель Карии скончался, строительство Мавзолея еще не было завершено, а полностью отделка помещений закончилась только в 350 году до н.э. Усыпальница пережила и завоевание Галикарнаса Македонским, и нападение пиратов в начале I тысячелетия. Но в начале XV века в Малой Азии побывали мальтийцы, которые окончательно разрушили здание, забрав мраморные и каменные плиты для строительства крепости Св. Петра, которая располагалась на том самом месте, где стоял дворец Мавсола и Артемиссии. К концу XVI века от Мавзолея осталось одно основание.

Раскопки гробницы Мавсола, руководил которыми Кристиан Джеппезен, были закончены только в 1966-1977-х годах. По найденным барельефам, статуям и другим элементам обстановки и конструкции был восстановлен облик Мавзолея. Его проект послужил основой для строительства Здания Муниципалитета в Лос-Анжелесе, Мемориала Воинам в Индиане, лондонской церкви Св. Джорджа и многим другим архитектурным памятникам современности.

Колосс Родосский

Родос являлся крупным экономическим центром античного мира. Расположенный на юго-западном побережье Малой Азии он часто выступал в роли лакомого кусочка для правителей соседних держав. Так, в 357 году до н.э. новым властителем города стал известный царь Мавлос, а через 17 лет город попал во владения персидской Империи. В 322 году до н.э. Родос был покорен Александром Македонским, но после его смерти между наследниками великого полководца начались междоусобицы и один из них – Антигон – послал своего сына Деметрия, чтобы тот захватил и разрушил мятежный город.

Идея строительства

Следует отметить, что длительная осада не принесла успеха, и полководец был вынужден отступить. На берегу острова его воины бросили огромную осадную башню, которая была настоящим инженерным чудом того времени, а предприимчивые тут же решили ее продать. На вырученные деньги было решено построить статую Гелиоса – покровителя Родоса, чтобы вознести хвалу богу солнца за то, что избавил город от захватчиков.

Начало строительства статуи приходится приблизительно на 304 год до н.э. Создание Колосса было поручено Харесу, ученику известного античного скульптора Лисиппа. Было предложено изобразить Гелиоса стоящим, и в левой руке он должен был держать ниспадающее до самой земли покрывало, а правой прикрывать глаза от солнца. Несмотря на то, что такая поза не соответствовала некоторым канонам скульптуры того времени, мастер понимал, что огромная статуя не удержится на ногах, если Колосс будет указывать рукой вдаль.

Три массивных каменных столба послужили основой 36-метрового изваяния. Они были скреплены железными балками на уровне плеч Колосса, что должно было обеспечить ему устойчивость. Строительство продолжалось на протяжении 12 лет, после чего мир увидел величайшую статую, голову которой украшал лучистый венец. Гибель Колосса

Буквально через полвека остров сотрясли сильнейшие землетрясения, и ноги Колосса Родосского надломились. Статуя бога упала в море и пролежала у побережья около 1000 лет. Поверженный гигант обрастал легендами, но в 977 году н.э. его решили разобрать, переплавить и продать. В летописях сохранились данные, что для переправки бронзы, которой была отделана статуя, понадобилось 900 верблюдов. Современные интерпретации великой статуи

Колосс Родосский вошел в список Семи чудес света. В настоящее время предпринимаются даже некоторые меры по восстановлению огромной статуи. Согласно некоторым данным стоимость современной скульптуры Гелиоса будет составлять около 200 млн. евро. Впрочем, идея создания монументальных скульптур по примеру Колосса Родосского была использована гораздо ранее – в Нью-Йоркской бухте установлена статуя женщины, держащей в руках огромный факел. Этот памятник больше известен миру, как Статуя Свободы, но в основу ее создания лег образ именно родосского шедевра.

Александрийский маяк

История седьмого Чуда света – Александрийского Маяка – связана с основанием в 332 году до н.э. Александрии, города, который был назван в честь великого римского полководца Александра Македонского. Следует отметить, что на протяжении своей карьеры завоеватель основал около 17 городов с аналогичными названиями, однако лишь египетскому проекту удалось дожить до сегодняшних дней. Основание города во славу великого полководца

Македонский отбирал место для основания Египетской Александрии очень тщательно. Ему не понравилась идея расположения в дельте Нила, и поэтому было принято решение разбить первые строительные площадки в 20 милях к югу, неподалеку от заболоченного озера Мареотис. Александрия должна была иметь две большие гавани – одна предназначалась для торговых судов, приходящих со стороны Средиземного моря, а вторая – для кораблей, идущих по Нилу.

После смерти Александра Македонского в 332 году до н.э. город перешел под власть Птолемея I Сотера – нового правителя Египта. В этот период Александрия превратилась в процветающий торговый порт. В 290 году до н.э. Птолемей приказал построить на острове Фарос огромный маяк, который бы освещал путь идущим в гавани города кораблям в темное время суток и в непогоду. Строительство маяка на острове Фарос

Строительство Александрийского Маяка датируется IV веком до н.э., но сама система сигнальных огней появилась только в I столетии до н.э. Создателем этого шедевра инженерного и архитектурного искусства считается Сострат, житель Книдии. Работы продолжались чуть более 20 лет, и в итоге Александрийский Маяк стал первым в мире строением подобного типа и самым высоким зданием античного мира, не считая, конечно, гизейских пирамид.

Высота Александрийского Маяка составляла приблизительно 450-600 футов. При этом строение было абсолютно не похоже ни на один из имеющихся в то время памятник архитектуры. Здание представляло собой трехъярусную башню, стены которой были сложены из мраморных плит, скрепленных свинцовым раствором. Самое полное описание Александрийского Маяка составил Абу эль-Андалусси – знаменитый арабский путешественник – в 1166 году. Он отметил, что маяк помимо выполнения сугубо практичных функций служил весьма заметной достопримечательностью. Судьба великого Маяка

Фаросский маяк освещал путь мореплавателям на протяжении более 1500 лет. Но сильные подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н.э. сильно повредили здание, а мощнейшее землетрясение 1326-го года окончательно разрушило одно из величайших архитектурных сооружений мира. В 1994 году останки Александрийского Маяка были обнаружены археологами, а впоследствии образ строения был более-менее удачно восстановлен с помощью компьютерного моделирования.

Новый список Чудес - и вот 2001 год ознаменовался началом проекта New Open World Corporation. Его основным предназначением был выбор современных Чудес света, достойных того, чтобы навсегда войти в историю. Итак, победителями конкурса 7 июля 2007 года стали:

Великая китайская стена

Является самым большим в мире памятником архитектуры. Строительство стены было начато в III веке до н.э. и продолжалось около тысячи лет. Сооружение своими масштабами захватывает дух – длина стены составляет немногим меньше 9 тысяч километров.

История ее уходит корнями в V век до н.э., время, которое было отмечено распадом государства Чжоу.На его месте образовалось множество мелких царств, которые тут же начали кровавую междоусобную борьбу друг с другом за наследие великой империи. Именно в этот период «враждующих царств» и были вырыты первые котлованы и возведены земляные валы с целью укрепления границ от агрессивных соседей. В 221 году до н.э. правитель одного из царств – Цинь – великий Ши Хуанди сумел усмирить многолетнюю кровную вражду. Он был провозглашен первым китайским императором и за 11 лет своего царствования создал государство с эффективной системой управления и правосудия. Именно ему принадлежит идея соединить уже существовавшие на севере империи оборонительные сооружения единой стеной.

И по приказу повелителя его армия, состоящая из 300 000 солдат, а также около миллиона узников и невольников принялись возводить крепостные стены. Великая Китайская Стена строилась с применением самых разнообразных строительных технологий. Для защиты еще недостроенных укреплений в районе строительной площадки бдительно несли службу многочисленные гарнизоны.

После смерти Ши Хуанди работу продолжил его преемники – императоры династии Хань, которые не только следили за поддержанием сооружения в надлежащем порядке, но и занимались удлинением стены. Последний важный этап в возведении Великой Китайской Стены приходится на эпоху правления императорской династии Мин, на 1368-1644 годы.

Сегодня длина стены составляет в общей сложности 8 851,8 километров, что является абсолютным и, скорее всего, непобедимым рекордом в строительстве.

В 1962 году Великая Китайская Стена заняла почетное место в перечне национальных памятников Китая, а в 1987-м ее приняли в общий список всемирного наследия ЮНЕСКО. Следует отметить, что это единственное строение, которое можно увидеть из околоземной орбиты без использования каких-либо оптических приборов. И в июле 2007 года Стена вошла в список Новых Чудес света, как одно из самых внушительных строений за всю историю человечества.

Римский Колизей

Один из самых величественных амфитеатров, когда-либо построенных человеком. Этот знаменитый древнеримский памятник и по нынешний день возвышается посреди современных зданий итальянской столицы. Очень долгое время Колизей играл в жизни горожан и гостей Рима очень важную культурную роль. На его трибунах собиралось огромное количество народу, который жаждал одного – ярких и захватывающих зрелищ. Именно здесь происходили гладиаторские бои и звериная травля, спортивные соревнования и наумахии. Колизей также является полноправным Чудом света.

Строительство амфитеатра велось на протяжении около десятка лет. А идея создания столь грандиозного сооружения принадлежала римской императорской династии Флавиев. От всех подобных строений Колизей отличается своими размерами – высота его стен составляет 48-50 м, при этом трибуны амфитеатра могли вместить в себя более 50 тысяч человек.

Как и любая другая римская постройка этого типа, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого расположена арена, а его трибуны обустроены в виде концентрических колец. Периметр наружного эллипса римской арены составляет 524 м, большая и малая оси имеют протяженность 187,7 и 155,64 м, а высота стен амфитеатра приближается к отметке 50 м. Результаты простейших расчетов показывают, что Колизей мог легко вместить в себя около 50 тыс. зрителей. Он является самой грандиозной ареной в мире, не считая современных стадионов, способных вместить и свыше 100 тыс. человек.

Колизей вполне заслуженно считался символом римского величия. Философы говорили, что пока он стоит, будет стоять и Великая Империя. Еще в 264 году, во времена правления Деции, в амфитеатре праздновалось тысячелетие Рима. История свидетельствует, что в эту эпоху на арене было убито около 40 диких лошадей, более 30 слонов, 60 львов и множества других диких животных. В 405 году гладиаторские бои были запрещены императором Гонорием, и Колизей снял лавры самой великой арены мира.

Тадж-Махал

Крупнейшая в мире мусульманская мавзолей-мечеть, построенная в Агре по приказу потомка великого Тамерлана – императора Шах-Джахана – в память о его преждевременно усопшей супруге. Строительство святыни было начато в 1632 году и завершилось в 1653-м.

Этот мавзолей олицетворяет собой память о нежной любви мусульманского правителя Шаха Джахана к своей супруге – сказочной красоты женщине по имени Мумтаз Махал. Будущий король Великих Моголов еще был юным принцем, когда в начале XVII века взял себе в жены девятнадцатилетнюю красавицу. Молодожены нежно любили друг друга и, несмотря на то, что у короля был огромный гарем, он просто не обращал внимания на других женщин.

Любимая супруга родила Шаху Джахану шесть дочерей и восемь сыновей, но многочисленные роды надломили здоровье женщины, поэтому, когда на свет появился четырнадцатый ребенок, ее не стало. Горе короля было столь велико, что он возжелал свести счеты с жизнью. Но ответственность за государство и другие причины удержали правителя в этом мире. Буквально на глазах своей свиты он поседел, а вскоре по всему государству был объявлен двухлетний траур, во время которого не было места праздникам, танцам, музыке и веселью.

Несколько позже в столице Могольской Империи – Агре – был возведен грандиозный мавзолей. Строительство Тадж-Махала продолжалось более 20 лет. На строительной площадке трудились более 20 тыс. человек, в числе которых наравне со всеми работали лучшие персидские, турецкие, самаркандские и, конечно же, индийские зодчие и архитекторы. Проект был завершен в 1653 году, и с тех пор это удивительное строение привлекает миллионы исследователей и путешественников.

Внутри Тадж-Махала есть две усыпальницы – шаха и его супруги. Но на самом деле захоронение находится под землей. Мавзолей представляет собой пятикупольное здание высотой 74 метра. Оно расположено на платформе с 4 минаретами, которые наклонены в сторону от гробницы, а примыкает к сооружению удивительной красоты сад с обилием фонтанов и бассейном. Стены Тадж-Махала были выложены из полупрозрачного полированного мрамора, который привозился на стройплощадку из уникального месторождения в 300 км от Агры.

Древнейший азиатский город Петра

Древний город Петра – один из самых удивительных памяток архитектуры. Он вырезан в цельной каменной породе, а вокруг его происхождения витает огромное количество тайн и недомолвок. Считается, что город был основан набатеями – кочевыми племенами, которым в VI-IV веках до н.э. удалось подчинить огромную территорию, на которой сегодня располагаются Иордания, Сирия и Израиль. Был построен на перекрестке крупнейших торговых путей, соединяющих Красное море, Дамаск, Персидский залив и Газу. Строительство здесь практически никогда не прекращалось, и в различные эпохи Петрой правили разные народы, включая идумеев, арабов, римлян и византийцев.

Благодаря выгодному расположению на перекрестке широких торговых путей Петра с годами процветал и богател. Долгие годы он был настоящим спасением для купцов и путешественников от палящего солнца. Однако в IV веке до н.э. по неизвестным до сих пор причинам был покинут. Возможно, жителей выгнал из прохладной каменной тени недостаток воды. Но скорее всего город покинули вследствие потери значимости его расположения в самой глубине скалистой иорданской пустыни.

Город Петра вырублен в скале из красного песчаника. Внешне архитектурные элементы, сохранившиеся до нашего времени, напоминают римскую архитектуру. На территории города археологам удалось обнаружить множество храмов, дворцов, гробниц и даже античный театр. Сооружения Петры возводились на протяжении многих веков, поэтому здесь встречается невероятное переплетение отголосков культуры различных эпох.

Главной городской достопримечательностью является Сокровищница – огромное здание с высеченным из скалы цельным фасадом. Вызывают восхищение и величественная колоннада с амфитеатром, венчающие километровый каньон Сик. Именно они являются наследием римской культуры в истории Петры. Также следует отметить акведук, который поставлял в город воду. Он представлял собой сложнейшую систему терракотовых труб, которые собирали влагу из всех источников, находящихся в радиусе 25 км от города.

Отдельного внимания заслуживает Эд-Дэйр – огромный монастырь, вырубленный прямо в скале на вершине самого высокого утеса в каньоне. Некоторое время он служил даже христианским храмом. Проводя раскопки монастыря, археологи обнаружили здесь усыпальницу набатейского царя. Подняться к ней можно по вырубленной в камне лестнице, состоящей из 800 ступеней.

Сегодня Петра является одним из самых оживленных центров туризма в мире. Каждый год сюда приезжает около полумиллиона желающих своими глазами увидеть это удивительное творение рук человека. В июле 2007 года Петра, немногим ранее вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, стал одним из Новых Чудес света.

Мачу-Пикчу

Археологи считают, что этот потерянный город инков был создан как зимняя резиденция правителя этого древнего народа – Пачакутека – буквально за столетие до того, как сюда пришли испанцы. В 1532 году, когда бравые конкистадоры и одержимые жаждой золота авантюристы вторглись в империю инков, все до одного жители города таинственно исчезли.

Мачу-Пикчу являлся одним из трех домов Пачакутека и попутно выполнял роль святыни. Город имел весьма скромные размеры и вмещал около 200 строений. Городские здания были выстроены из качественно обработанных каменных глыб, подогнанных друг под друга столь плотно, что большинство построек Мачу-Пикчу сохранились до сих пор. Заброшенное поселение было случайно обнаружено только в начале XX века американским археологом Хайремом Бингемом. Несколько десятилетий спустя была найдена легендарная тропа инков, ведущая через долину Урумамбы прямиком к городу.

Изюминкой древнего города являются обширные террасы, на которых инки занимались земледелием. «Украшенная комната», найденная у западной стены главного храма, является ярким свидетельством того, насколько искусным был этот народ. Фундамент помещения выполнен из двух внушительных каменных блоков с вытесанными трехмерными вершинами.

Храм Трех Окон представляет собой самое загадочное сооружение Мачу-Пикчу. Согласно гипотезе Бингема трапециевидные окна, выходящие на восток, были символами дома предков Пачакутека. Но так как архитектурный стиль города относится к позднему инкскому периоду, достоверность такого предположения вызывает у археологов определенные сомнения.

Чичен-Ица

Чичен-Ица – священный город Майя – расположен в 75 милях в восточном направлении от Мерида – столицы Юкатана. Археологи считают древнее поселение, занимающее площадь около 6 квадратных миль, одним из величайших в мире архитектурных памятников. Ранее здесь располагалось несколько сотен сооружений, но до нашего времени большинство из них не сохранилось. Уцелевшие здания, которых насчитывается около 30, представляют огромнейший интерес для археологов, ученых и исследователей.

Останки города археологи условно разделяют на две части – в первой размещены строения, возведенные майя приблизительно в VI-VII веках н.э., вторая же представляет собой памятник культуры тольтеков, которые жили на Юкотане в X-XI веках. Судя по всему, население Чичен-Ицы испытывало достаточно острый недостаток воды. Об этом свидетельствуют многочисленные сеноты – колодцы с крутыми гладкими стенками.

Именно в период майя, который связывают с небывалым расцветом науки и искусства, город приобрел высокий статус культурного и религиозного центра. Ярким подтверждением этому служат постройки, возведенные в данный период – Дом Оленя, монастырь и церковь, Акаб Дзиб, Дом Пали, Храм с тремя перемычками и Красный Дом. После того как цивилизация майя пришла в упадок, причины чего до сих пор окутаны плотной тенью загадок и тайн, города, подобные Чичен-Ице, использовались для захоронений и проведения некоторых ритуалов.

Одним из самых известных строений, сохранившихся в Чичен-Ице, является пирамида Кукулькана, которую местные жители часто называют Эль Кастильо. Высота сооружения составляет 23 м. В день весеннего и осеннего равноденствий после полудня солнце освещает западную балюстраду основной лестницы так, что при этом образуется изображение 7 равнобедренных треугольников, размещенных в особом порядке. При внимательном рассмотрении становится понятно, что фигура, которую создают солнечные лучи, больше всего похожа на огромную змею, ползущую по направлению к своей голове. И чтобы увидеть это захватывающее зрелище, ежегодно 20 марта и 21 сентября здесь собираются тысячи туристов.

Еще одна достопримечательность – Уэго де Пелота – представляет собой самую большую игровую площадку, когда-либо созданную майя. Следует отметить, что в городе есть еще восемь таких сооружений, но «Большое поле для игры в мяч» значительно превосходит их по размерам – его длина составляет 135 м. Особое внимание привлекают картины, вырезанные на стенах, которые ограждают Уэго де Пелота. Они изображают весьма жестокие сцены, причем ученые полагают, что они напрямую связаны либо с практикой жертвоприношения, либо с иллюстрацией игры, служащей заменой кровопролитной войны.

После 1194 года Чичен-Ица окончательно опустел, а вокруг того, что послужило причиной ухода жителей города, ходят многочисленные слухи и легенды. Следует отметить, что жесткая политика испанцев, заправлявших в XI веке в Америке, предполагала казнь священнослужителей майя, а также уничтожение древних книг и манускриптов. Поэтому до наших дней не дошло никаких более-менее правдоподобных сведений о таинственной истории этой древней цивилизации.

Статуя Христа-Искупителя

Статуя Христа-Искупителя установлена на вершине горы Корковадо в Рио-де-Жанейро. Монумент является символом города и Бразилии. Ежегодно сюда приходят миллионы путешественников и туристов, чтобы своими глазами увидеть величественную статую Христа, словно берущего в свои объятия весь современный мир.

История монумента уходит корнями в XVI век, когда португальские мореплаватели окрестили пик Корковадо «горой искушения». В 1921 году (за год до годовщины независимости Бразилии) известное издание «О Крузейро» объявило о сборе средств на сооружение памятника, в результате чего было собрано свыше 2 млн. рейсов.

Проект статуи Христа-Искупителя разработал Карлос Освальд. В 1927 году были сконструированы первые модели монумента, а все необходимые вычисления выполнил Коста Хиссес. В строительстве монумента принимали участие Педро Вьяна и Эйтор Леви, а также скульптор Поль Ландовски, который смоделировал и изготовил гипсовые голову и руки статуи.

Над созданием скульптуры трудилась целая армия инженеров и техников. Стальной каркас монумента было решено заменить на железобетонный, а наружный слой памятника был изготовлен из мыльного камня, специально импортированного в Рио-де-Жанейро из шведского месторождения Lymhamn.

Строительство продолжалось около 9 лет, и в 1931 году мир увидел величественную статую Христа-Искупителя, которой долгое время не было равных по масштабам во всем мире. Высота монумента составляет 38 метров, а вес всей конструкции с учетом основания превышает 1100 тонн. Размах рук статуи составляет примерно 23 метра, а голова и руки Христа-Искупителя весят около 54 тонн.

В 1965 году монумент был освящен папой Павлом VI, а в 1981 году, в день 50-летия памятника, на торжественном празднике присутствовал Иоанн Павел II. Статуя Христа-Искупителя была трижды отреставрирована – в 1980, 1990 и 2010 годах. В 1932-м и 2000-м была модернизирована система ночного освещения статуи, и сегодня она особенным образом выделяется на фоне звездного неба в ночное время.

Следует отметить, что статую Христа-Искупителя миновала сильнейшая буря в июле 2008 года, которая разрушила несколько близлежащих кварталов Рио. Монумент спас тот самый мыльный камень, который выступил в роли диэлектрика и погасил разряды молний на поверхности статуи. На сегодняшний день монумент находится в отличном состоянии.

--Хорошавина Анастасия (обсуждение) 17:37, 1 декабря 2015 (MSK)

--Валерия Лобашова (обсуждение) 22:45, 2 декабря 2015 (MSK)

От редактора

«Все в мире боится времени, а время боится пирамид»,— гласит арабская пословица.

Чтобы снять великие египетские пирамиды, год назад Сергей Семенов уже пытался арендовать вертолет в Каире, но у него ничего не получилось. «Съемки запрещены, поскольку рядом находится военная база» — так объясняли Сергею причины отказа. Кроме отрицательного результата, Сергей также привез из Египта и одну положительную новость: рассказ его друга-гида о том, как ночью, заплатив местным проводникам, на вершину одной из пирамид тайно залез ученый-энтузиаст из Франции с научным оборудованием и замерил силу каких-то там магнитных полей. Надо сказать, что пирамиды огорожены высоким забором с датчиками движения, и охраняются военными автоматчиками и собаками в те часы, когда доступ туристам закрыт. Из рассказа Семенова об ученом я сделал вывод, что в Египте гибко подходят к вопросам национальной безопасности, и у нас все же есть шанс полетать:)

Надо было торопиться, потому что пирамида Хеопса — это единственное из «семи чудес света», сохранившееся до наших дней. И после недавнего просмотра фильма «Трансформеры» я сделал вывод, что в следующей серии эти пирамиды реально могут быть разрушены воинственными роботами до основания:)



Кадр из кинофильма «Трансформеры 2 : Месть падших»

Мы собрали наших ребят в дорогу и отправили их в Египет. На этот раз для съемок мы решили использовать радиоуправляемую модель вертолета. Надо сказать, что судя по сводкам новостей в Каире в это время проходили демонстрации и велась стрельба, так что ребята ехали не очень охотно. Но я позвонил одному знакомому, который жил в Каире, и он меня успокоил: «Стреляют у нас в центре города, а если вы живете на окраине, там, где туристы — то это совершенно безопасно. Только смотрите, чтобы вас таксисты не ограбили»:)

Итак, ребята улетели в Египет снимать пирамиды. И когда от них пришла смска: «Мы взлетели, но нас задержала полиция»,— я особенно не переживал. Это же Египет, и там туристов не обижают, а наоборот, любят. И вскоре пришла вторая смска: чтобы нас отпустили и разрешили снимать, надо заплатить 1000 долларов. И тогда я ответил: «Нет уж, сидите там и торгуйтесь!».

В традиции восточной культуры является крайним неуважением, если ты сразу соглашаешься на предложенную цену, и собеседник будет тебе признателен, если ты хоть немного поторгуешься.

Так и вышло. Но ребята, видимо, были очень расстроены, находясь в окружении военных и полиции, поэтому цену снизили чисто символически и радостно согласились на 800 долларов.

За эти деньги им продали билет на съемку и выделили полицию в сопровождение на целый день. И съемка началась.

Ну а прежде, чем передать слово непосредственному участнику событий Стасу Седову, пилоту радиоуправляемого вертолета, я хочу сказать, что Египет — это своеобразная, но все же замечательная страна, где любят туристов вообще и фотографов в частности. Мой отец ездил в Египет уже 14 раз и не собирается ничего менять...

«Хватит заниматься баловством, ребята! — сказал нам в один из осенних дней Олег.— Отправляетесь в Каир, будете снимать пирамиды».

«Какой Каир?! Там же революции, там стреляют, баррикады на улицах!» — подумал я, но вслух только спросил: «Э-э-э... а когда летим?»

За две недели я собрал и настроил еще один радиоуправляемый аппарат, который служил запасным на случай поломки первого. Каждый вертолет мы упаковали в собственный чемодан — это если вдруг багаж потеряется. Всего наш багаж — два вертолета, инструменты для ремонта, фотооборудование (3 комплекта камер и объективов) весил около 80 кг.

И вот я уже любуюсь пустынными пейзажами Египта, проплывающими за окном нашего лайнера. «Какие, однако, похожие города за окном» — замечает сонный Сергей, а я же замечаю, что мы кружим на одном месте уже более часа. Через несколько минут командир корабля объявляет о том, что повстанцы захватили международный аэропорт Каира, и до разрешения ситуации он будет оставаться в воздухе. Веселое начало!

Покружив еще около часа, наш аэробус благополучно приземлился. В аэропорту пассажиров уже поджидали повстанцы. Шутка, конечно! Никаких следов захвата я не заметил, обычная мирная жизнь международного аэропорта. Оказалась, что это была всего лишь забастовка диспетчеров с требованиями повысить зарплату.

Засидевшись в самолете, мы рвались сходу ехать снимать пирамиды, но из-за позднего прилета прибыли к уже закрытым воротам. Нашего гида — красивую местную девушку — звали Хинда, что в переводе с арабского, однако, означает «100 верблюдов». Мы договорились с ней о том, что попробуем попасть на территорию рано утром — незадолго до открытия музея (нам хотелось сделать несколько снимков без публики).

Надо сказать, что работа комплекса музеев около пирамид ориентирована на многочисленных туристов, которых привозят туда на автобусах. Комплекс открыт с 8 до 16 часов, в остальное время он представляет собой укрепленную военную базу, штурмовать которую не входило в наши планы.

Утром, за полчаса до открытия, мы уже стояли у ворот музея, тщетно пытаясь уговорами и деньгами решить вопрос нашего раннего въезда на территорию. Абсолютно бесполезно! Вопреки ожиданиям, охрана на въезде оказалась неподкупна. Не буду описывать, как мы нервничали в ожидании начала съемки. Только часа через полтора мы наконец смогли попасть на первую точку. И тут возникли новые сложности.

Практически все местные жители, находящиеся около пирамид, так или иначе зарабатывают ими себе на жизнь. И если про погонщиков верблюдов и прочих колоритных личностей нам было что-то известно, то про охрану музея мы знали довольно мало. На месте выяснилось, что около каждой пирамиды, помимо полицейских в форме, есть полицейские в штатском, представители армии в штатском, а также работники музея. Кто из них главнее, сказать не берусь, но мне показалось, что ребята от армии.

Хинда предложила сразу идти договариваться с армейскими, чтобы потом не было неприятностей. Мы были к этому готовы и после продолжительного торга между Сергеем и высоким мужчиной в белом халате и арафатке, сидевшем на верблюде, нам дали добро на взлет. К этому моменту я уже почти «перегорел» от напряжения, неизвестности и жары — уверенности в том, что мы удачно взлетим и так же успешно приземлимся при температуре более 35 градусов в тени не было совершенно. Однако техника не подвела, и мы вполне успешно сделали два первых вылета.

Переместились на другую точку, взлетели, и тут, похоже, удача от нас отвернулась. Кто-то из переодетых сотрудников, охраняющих пирамиды, сделал звонок, и за нами примчалась целая группа захвата, которая в ультимативной форме потребовала проехать с ними.

Нас привезли к зданию администрации музея. Собралось человек 20 народу, кто-то в форме полиции с большими звездами, кто-то от администрации музея. Понять, кто в этой толпе главный, было довольно сложно. Вначале разговор шел на повышенных тонах, наш гид стояла с бледным лицом и практически ничего нам не переводила. В конце концов человек из руководства музея потребовал показать отснятый материал, после чего флешка со снимками была им изъята. Забрав у нас самое «ценное», начальник из музея сразу поменял тон, обстановка разрядилась. Все стали по очереди разглядывать, что за чудо-аппарат мы запускали около пирамид. Мы поняли, что теперь самое время договориться об условиях съемки, о чем и попросили незамедлительно Хинду. «5-10 минут и мы все решим» — перевела она нам слова музейного начальника.

Эти 5-10 минут вылились примерно в 4 часа долгих и продолжительных торгов. С уходами-приходами каждой из сторон, с какими-то немыслимыми требованиями, звонками министру культуры, министру полиции, еще кому-то. В общем, если вы когда-либо были на египетском базаре, можете представить себе это действо, умножив свои впечатления в 10 раз.

Нам пришлось съездить в полицию, где мы случайно наткнулись на премьер-министра страны (я не шучу), — договариваться о полицейском сопровождении съемки. Без полиции музейщики отказывались нам ее согласовывать.

К вечеру нам удалось утрясти практически все формальности, и разговор пошел уже только об окончательной сумме за съемку. Египетская сторона просила около тысячи долларов. Все официально, с оформлением бумаг. Билета на аэрофото у них, конечно же, не было, нам предложили купить билет на профессиональную фотосъемку, типа раз мы летаем — значит, профи! Кстати, с обычных профессиональных камер можете снимать без особых проблем везде, кроме внутренностей пирамид. Немного поторговавшись и сбив цену в сумме до 800 долларов, мы официально оплатили, наконец, заветный клочок бумаги и сопровождение полицией.


Ремонт вертолета перед завтрашней съемкой

Следующий день можно охарактеризовать одной фразой — мы пахали как негры на плантации!

Нам был дан «зеленый свет» практически по всей территории пирамид. Полиция ограждала от назойливых зевак и местных вымогателей денег. К Сфинксу нас запустили за полчаса до основной массы туристов, за что я был очень благодарен руководству музея. Жаль только, что не удалось попасть на археологический помост непосредственно к ногам фигуры. Снимать пришлось с боковых сторон, видимость была ограничена, и я немного переживал о том, что мог вдогонку к уже отбитому носу «подправить» Сфинксу своим вертолетом еще и глаз, но все обошлось.

К вечеру мы так сработались с нашим сопровождением, что уже не хотелось расставаться. Только замдиректора музея, поторапливал нас: музей — режимный объект. Последние туристы покидают его в 16:00. Мы же должны были успеть до 16:30, иначе у нашего сопровождения могли быть проблемы...

В тот день мы еще хотели снять самую известную, красивую и старую мечеть Мухаммеда Али, расположенную в городе, но из-за проходивших демонстраций и беспорядков гид наотрез отказалась туда ехать и очень отговаривала нас это делать. После того, как сотрудник музея подтвердил ее слова, мы решили не снимать мечеть.

Мы были настолько уставшими, что вернувшись в отель, который находился буквально в паре кварталов от пирамид, заснули мгновенно, едва головы коснулись подушки.

На следующий день мы улетали домой.

При входе в аэропорт секьюрити, просвечивавший чемоданы, сказал, что в Египте запрещено провозить в багаже вертолеты, но после небольшого торга я достал 20$, и он любезно мне разрешил сделать это. Второй вертолет в следующем чемодане был встречен уже совсем радушно и обошелся всего в 10$.

Потом мы с Сергеем сидели в кафе в ожидании самолета и перелистывали на ноутбуке фотографии, доставшиеся нам так непросто. А в новостях передавали, что вчера в Каире на площади Тахрир во время столкновений погибли 19 человек... Удивительная страна Египет. Но очень дружелюбная к туристам. Ведь как сказал один из работников музея: «В Египте есть только две ценности, на которых мы можем делать деньги — туризм и Суэцкий канал».

«Все в мире боится времени, а время боится пирамид» — гласит арабская пословица.

Также можно посмотреть небольшой видеоролик о съемке пирамид.

Введение

Чудес было семь: Великая пирамида в Гизе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк, Храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Висячие сады Вавилона.

Число их определялось магией цифры семь, ограниченными возможностями человеческой памяти, пределами античного мира и, главное, устойчивостью традиций. Когда примерно и третьем веке до нашей эры кто-то провозгласил именно это семицветие эталоном чудес, часть человечества, обитающая вокруг Средиземного моря, подчинилось авторитету, и лишь некоторые местные патриоты, не оспаривая самого принципа, старались внести поправки в частности.

Через тысячу лет после падения Рима, когда вновь у людей возродился интерес к происходящему за пределами их маленького мирка, о чудесах света вспоминали, и сила античного авторитета была такова, что упомянутые семь чудес воспринимали уже как незыблемое целое.

До наших дней дожило лишь одно из чудес, как ни парадоксально, самое древнее - Великая пирамида в Гизе.

Великая пирамида в Гизе

Эта грандиозная Египетская пирамида является древнейшим из Семи чудес древности. Кроме того, это единственное из чудес, сохранившееся до наших дней. Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд, по всей видимости, почти 4000 лет.

Царская гробница

Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним из фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено еще две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц. Пирамида Хуфу, самая дальняя на рисунке, является самой большой. Пирамида его сына находится в середине и смотрится выше, потому что стоит на более высоком месте.

Строительство пирамид

Пирамиды стоят на древнем кладбище в Гизе, на противоположном от Каира, столицы современного Египта, берегу реки Нил. Некоторые археологи считают, что, возможно, на строительство Великой пирамиды 100 000 человек потребовалось 20 лет. Она была создана из более чем 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5 тонн. Рабочие подтаскивали их к месту, используя пандусы, блоки и рычаги, а затем подгоняли друг к другу, без раствора.

Блестящий известняк

Когда основное сооружение было закончено, оно напоминало ряд ступеней. Они были затем закрыты блоками из белого известняка с отполированной, блестящей поверхностью. Блоки были так плотно подогнаны друг к другу, что снаружи между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа. По завершении работ Великая пирамида поднялась на 147 метров. Теперь ее вершина обвалилась, кроме того, в настоящее время одна только пирамида сына Хуфу сохранила на самом своем верху известняковую облицовку. Сторона основания Великой пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем девять футбольных полей.

Похороны Фараона

Древние египтяне верили, что в случае смерти человека следует сохранить его тело, чтобы дух мог продолжать жить и после смерти. Они извлекали внутренние органы, заполняли тело солями и оборачивали его льняными пеленами. Так тело превращалось в мумию. Мумию затем хоронили вместе с одеждой, едой, драгоценностями и другими вещами, полезными для загробной жизни. Мумифицированное тело Хуфу было помещено в погребальную камеру в самом сердце его пирамиды

Адрес: Египет, плато Гиза в пригороде Каира
Дата постройки: XXVI-XXIII века до н. э.
Координаты: 29°58"41.3"N 31°07"52.1"E

Содержание:

Там, где зелёная долина Нила сменяется Ливийской пустыней, в пригороде Каира, на плато Гиза незыблемо стоят Великие пирамиды. Взору туриста, приехавшего в Гизу, пирамиды открываются неожиданно: словно мираж «вырастают» они из раскалённых песков пустыни.

Великие пирамиды Гизы с высоты птичьего полёта

В Древнем мире пирамиды считались одним из «7 чудес света », но и сегодня они впечатляют необъятными размерами, а их тайны ещё долго будут волновать фантазию человечества. Пирамидами восхищались «сильные мира сего» - Александр Македонский, Юлий Цезарь и др.

Великие пирамиды Гизы. Слева направо: пирамиды цариц, пирамида Микерина, пирамида Хефрена, пирамида Хеопса

Желая воодушевить французскую армию перед знаменитой битвой с мамлюками, Наполеон, стоя у пирамид, воскликнул: «Солдаты, 40 веков смотрят на вас с этих вершин!» И тут же Бонапарт подсчитал: если пирамиду Хеопса разобрать, то из 2,5 миллионов каменных блоков можно было бы построить 3-х-метровую стену вокруг Франции.

Три Великие пирамиды, охраняемые Большим Сфинксом, - часть огромного некрополя Гизы . Эти пирамиды построены при фараонах IV династии, правившей в Древнем царстве в 2639-2506 гг. до н. э. Их окружают маленькие пирамиды и храмы, где погребены жёны фараонов, жрецы и чиновники.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса (Хуфу)

Крупнейшая из пирамид - пирамида Хеопса - является единственным из «7 чудес света», уцелевшим до наших дней. Более 3000 лет, до постройки в Англии Линкольнского собора (1311 год), пирамида Хеопса была самым высоким сооружением на Земле. Её первоначальная высота - 146,6 метров - соответствовала 50-ти-этажному небоскрёбу, но после землетрясения в XIII веке пирамида Хеопса уменьшилась на 8 метров - она лишилась облицовки и позолоченного камня пирамидона, венчавшего верхушку.

Пирамида Хеопса и музей Солнечной ладьи

Египтяне растащили облицовочные плиты из полированного белого известняка и использовали их в строительстве каирских домов и мечетей. Пирамида Хеопса изумляет своим величием и титаническим трудом людей, поднявших к небу каменные блоки весом по 2,5 тонны с помощью примитивных приспособлений - канатов и рычагов. А в «Камере Царя» гранитные блоки весят до 80 тонн. Арабский историк Абдель Латиф (XII в.) отмечает, что отдельные глыбы настолько плотно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть остриё ножа.

Солнечная ладья

Солнечная ладья

Внутри пирамиды Хеопса находятся погребальные камеры, а снаружи, у её подножия стоит Музей Солнечной ладьи . На этом корабле, построенном из кедра без единого гвоздя, фараон должен был отправиться в загробный мир.

Пирамида Хефрена

Пирамида Хефрена (Хафры)

Вторая по величине древнеегипетская пирамида возведена на 40 лет позже первой фараоном Хафра - сыном Хеопса. Хотя пирамида Хефрена уступает по высоте (136,4 м) усыпальнице его отца, но благодаря расположению на более высокой точке плато она составила достойную конкуренцию Великой пирамиде.

На верхушке пирамиды Хефрена частично сохранилась белая базальтовая облицовка, напоминающая ледник на горе.

Пирамида Микерина

Пирамида Микерина (Менкаура)

Ансамбль Великих пирамид завершает относительно скромная по размерам усыпальница Микерина, построенная для внука Хеопса. Вопреки громкому прозвищу «Херу» (высокая), она достигает лишь 62 метров в высоту, но зато подчёркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена.

Большой Сфинкс

Большой Сфинкс

У подножия плато Гизы высится монументальная скульптура длиной 73 метра и 20 метров высотой. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса - мифического существа с головой человека, лапами и телом льва. По мнению учёных, черты лица Большого Сфинкса сходны с обликом фараона Хефрена . Взгляд Сфинкса устремлён на восток, к восходящему солнцу. Согласно верованиям египтян, лев являлся символом солнечного божества, а фараон - наместником бога Солнца Ра на земле и после смерти сливался с сияющим светилом.

Большой Сфинкс с тыла

Львы стояли у ворот загробного мира, поэтому Сфинкса принято считать стражником некрополя. Лицо статуи сильно повреждено. Чаще всего можно услышать, что нос Сфинксу отбили наполеоновские гренадёры. По другой версии легенды, ущерб скульптуре нанёс один шах, религиозный фанатик. Причина вандализма проста: ислам запрещает делать изображения людей и животных.

Большой Сфинкс на фоне пирамиды Хефрена

Тайны древних времён: для чего строились пирамиды?

До сих пор не умолкают споры о назначении пирамид. Традиционная версия гласит, что возвышающиеся над бренным миром курганы могли быть гробницами фараонов, откуда их прах возносился ближе к небу и солнцу. Одни учёные считают пирамиды храмами, где служители культа солнца совершали религиозные обряды; другие - научными лабораториями, созданными для астрономических наблюдений. Немецкие археологи выдвинули ещё одну гипотезу: пирамиды - это естественные генераторы земной энергии.

В отличие от пирамид, одиноко возвышающихся в пустыне, фараоны Древнего Царства построив на плато Гизы целых три гробницы, создали самый настоящий город-кладбище, с усыпальницами, храмами, дорогами и тротуарами.

Хоронили здесь не только фараонов, их жён и слуг, но и ближайших родственников, а также придворных – словом, всех, кто возжелал отправиться вслед за своим господином в потусторонний мир в надежде, что тот подарит им жизнь после смерти (все эти люди, кроме слуг, были знатного происхождения – простому люду дорога в вечность закрыта была навсегда).

Как выглядят великие пирамиды Гизы

  • пирамиды Хеопса Хефрена и Микерина;
  • храмы, ведущие к ним, расположенные в начале поминальной дороги и в одном из которых египтологами была обнаружена триада – уникальная древняя статуя фараона Микерина и сопровождающих его двух богинь;
  • пирамиды-спутники с усопшими жёнами;
  • четыре кладбища, где были похоронены ближайшие родственники и придворные;
  • самый древний и загадочный монумент нашего мира – статуя Сфинкса.

Этот некрополь известен настолько, что одна из его гробниц, пирамида Хеопса, издавна считается одним из семи чудес древнего мира, а сами пирамиды Гизы недавно едва не возглавили список Семи новых чудес света. Не случилось это только потому, что египетские власти по каким-то соображениям решили в конкурсе участия не принимать – и отозвали заявку. Это не помешало присвоить этому уникальному комплексу звание почетного кандидата: слишком уж много людей хотело видеть в перечне эти усыпальницы .

Расположены великие пирамиды Гизы на западном побережье Нила, в пригороде Каира, в Египте – и на географической карте мира их можно найти по следующим координатам: 9° 58′ 32.72″ с. ш., 31° 7′ 49.53″ в. д. Построены они были на скалистом плато, недалеко от карьера, из которого строители извлекали блоки известняка для возведения корпуса гробниц.

Что касается внешней отделки, то её делали из более качественного белого известняка, который добывали в карьерах Туры, а гранит, что использовали при строительстве переходов и погребальных комнат, привозили из Асуана, расположенного на расстоянии в 800 км в сторону экватора.

Гробница Хеопса

Центральной гробницей является великая пирамида Хеопса, самая большая усыпальница в мире, высота которой в год окончания строительства составляла 149 м (сейчас она на 11 м ниже). Эта гробница интересна тем, что является единственной пирамидой, где есть коридоры как ведущие вверх, так и вниз.

Ещё одной загадкой пирамиды Хеопса являются её вентиляционные каналы, ведущие из погребальных комнат наружу. Усыпальница эта уникальна тем, что имеет целых три склепа, при этом два из них явно незакончены и работы над ними были остановлены в ходе строительства. Существует подозрение, что ни одна погребальная комната не была использована по назначению: фараона по каким-то причинам в этой гробнице не похоронили.

Гробница Хефрена

Интересный факт: пирамида Хефрена считается самым компактным сооружением нашего мира – несмотря на то, что общая площадь гробницы превышает 16 тыс. кв. м, количество свободного пространства в ней составляет менее 1/100 процента. Построена пирамида Хефрена была на полвека позже центральной усыпальницы и расположена менее чем в двухсот метрах от неё.


Интересно, что несмотря на то, что пирамида Хефрена на три метра ниже Хеопса, благодаря большему углу наклона и меньшей длине основания выглядит она значительно выше. Тот факт, что эта усыпальница расположена на самой высокой точке плато, оптический обман значительно усиливает.

При храме, относящемся к этой пирамиде, была найдена одна из самых ценных находок древнего Египта – статуя фараона Хефрена, изготовленная из тёмно-зелёного диорита. Изображает она фараона, гордо восседающего на пьедестале, позади которого находится бог Хор в форме сокола.

Внутри пирамида Хефрена имеет чрезвычайно простую планировку – два коридора и две высеченные в скале погребальные комнаты, одна из которых была запланирована в самом низу усыпальницы на случай, если фараон Хефрен умрёт раньше времени. Пирамида Хефрена имеет два входа – основной находится на высоте 15 м, второй – в самом низу. Больше пирамида Хефрена каких-либо комнат или шахт не имеет.

Гробница Микерина

Пирамида Микерина расположена с южной стороны и по виду немного выбивается из общей картины, поскольку значительно уступает размерами двум соседним гробницам: её высота составляет лишь 66 метров. Интересна пирамида Микерина тем, что внутри неё прослеживается отсутствие единства планировки (это даёт основания учёным утверждать, что Микерин не являлся прямым наследником престола, поэтому когда воцарился, гробницу пришлось перестраивать и увеличивать).

Несмотря на это, пирамида Микерина считалась самой красивой из всех гробниц: в эпоху правления этого фараона развитие скульптуры находилось на очень высоком уровне. Яркими образцами этого времени считаются скульптуры триады, примером которой может являться статуя фараона Микерин в окружении двух богинь, изображённые на храме фараона, расположенном недалеко от пирамиды.

Пирамида Микерина интересна ещё и тем, что для её облицовки было решено использовать сразу два отделочных материала: внизу – плиты из асуанского гранита, вверху – из белого известняка. Отделку свою пирамида Микерина сумела сохранить в течение нескольких тысячелетий, до начала XVI ст., пока до неё не добрались мамелюки, которые и сняли облицовку.

Усыпальница, которую построил Микерин, принадлежит сразу двум периодам: она завершает эпоху, когда строились гробницы огромных размеров и формирует новый стандарт – с этого времени высота усыпальниц находится на одном уровне и отклонения от нормы почти не превышают двадцати метров.

Большой Сфинкс

Охраняет пирамиды Гизы огромный Сфинкс, который находится с восточной стороны пирамиды Хефрена. На данный момент эта скульптура полульва, получеловека, высота которой составляет 20 метров, считается самым старым монументом человечества – при этом интересно, что высечена статуя была из известковой скалы.

В отличие от пирамид, за которыми египтяне ухаживали, сфинксу внимания уделяли намного меньше, поэтому его периодически заносило песком до такой степени, что он на многие столетия исчезал с лица земли – пока к власти не приходил правитель, который спохватывался и приказывал монумент откопать. Работы эти были тяжелы настолько, что Сфинкса от песка долгое время удавалось освободить лишь частично – и полностью он был откопан лишь в двадцатых годах прошлого века.


Загадки древних пирамид

Несмотря на то, что когда именно были возведены пирамиды Гизы, неизвестно до сих пор, принято считать, что возводили их во времена Древнего Царства (XXVI-XXIII в. до н. э), в эпоху правления представителей IV-V династий. Учитывая возраст этих сооружений, египтологов не может не удивлять тот факт, как древние люди могли соорудить сооружения подобного типа с такой математической и геометрической точностью. Многие учёные бьются над этой разгадкой, тайны пирамид до сих пор не разгаданы.

Многих удивляет треугольная форма гробниц – несмотря на то, что до конца непонятно, почему древние египтяне остановились именно на этой конструкции, предположения, конечно, есть. Например, по одной версии, таким образом, они пытались воспроизвести форму гор, на которых жили боги, по другой – пирамиды воспринимались ими как лестницы, по которым дух правителя сможет подняться до небес.

Что же касается самых известных египетских гробниц, то если внимательно посмотреть на карту, на которой они расположены, то можно заметить, что три основных пирамиды Гизы находятся внутри прямоугольника, который образуется, когда центры двух одинаковых кругов расположены на окружностях друг друга. Исследователи заметили, что пирамиды Хеопса Хефрена и Микерина расположены на линии, которая чётко соответствует спирали Фибоначчи.

Ещё один интересный факт, который никак не мог пройти мимо учёных, состоит в том, что все сооружения на плато Гиза как гробницы фараонов, так и другие усыпальницы, идеально гармонируют друг с другом (прежде всего это касается высоты, углов наклона, их взаимного расположения).

Интересно, что тайны пирамид Гизы особенно сильно интригуют математиков и астрологов, которые любят размышлять над ними с линейкой и циркулем в руках. Например, среди интересных фактов, что они обнаружили, являются данные о том, что если высоту пирамиды Хеопса умножить на миллион, получится расстояние от Земли до Солнца.

Не пропустили они мимо своего внимания и тот факт, что сумма граней одной пирамиды равна квадрату её высоты. Сделали они и более простые расчеты: например, подсчитали, что трёхметровой стеной, построенной из блоков трёх пирамид Гизы, вполне можно охватить всю территорию Франции.