Где находится город пальмира. История древней пальмиры

Античный город Пальмира, построенный в Сирийской пустыне в 10 в. до н.э., является музеем под открытым небом, где очень много достопримечательностей и памятников различных исторических периодов. Руины Пальмиры были взяты под охрану ЮНЕСКО, как лучшие образцы древнеримской архитектуры.

Величественные памятники располагаются прямо в пустыне, недалеко от одноименного населенного пункта. Достопримечательности располагаются в Пальмире рядом, что позволяет быстро осмотреть основные из них, увидеть историческую связь каждого памятника с той или иной эпохой. Туристам очень нравиться бродить по главной улице древнего города, осматривать колоннады и величественные арки.

К сожалению, некоторые руины и развалины постепенно исчезают под песочными дюнами, а часть памятников были разрушены в ходе сирийского конфликта. Поэтому государственные структуры, занимающиеся охраной и восстановлением достопримечательностей, постоянно проводить реставрацию стен, храмов, колонн, что активизирует туристический поток в это удивительное место.

Руины города были открыты случайно в 17 в ., и с тех пор тут проводятся регулярнее археологические раскопки. По результатам многочисленных экспедиций было установлено, что Пальмира раскинулась в пустыне на три километра, на протяжении которых можно увидеть руины древних стен и зданий, хозяйственных и дворцовых сооружений, алтарей, храмов. Ученые доказали, что город множество раз переходил из рук в руки, и был в 10 в. н.э. поддан разрушению и разграблению арабов.

На холмах, которые окружают Пальмиру, можно увидеть развалины замка, который некогда возвели рабы. В восточной части страны располагается древнейший храм, посвященный богу солнца Ваал-Гелиосу. Он знаменит тем, что тут прекрасно сохранилась уникальная лепнина, внутреннее оформление в виде листьев, ягод и плодов.

В долине располагаются башни, усыпальницы, погребальные пещеры.

Украшением и центром Пальмиры является Триумфальная арка, возведенная во 2 в. н.э., когда город был центром торговли арабского Востока. Через главные ворота можно было попасть в центр города, прямо на центральную торговую площадь. Состоят ворота из трех частей, что позволяло попасть в ту часть города, в которую нужно было приезжим торговцам. Центральный свод имеет высоту в 20 метров. Триумфальная арка сделана из камня разных видов, полностью покрыта резьбой, многочисленными скульптурами львов с открытой пастью.

Под влиянием временем арка была разрушена, поэтому сохранились только фрагменты этого величественного сооружения древности.

Это старинный дворец, который был построен на холме в долине Эль-Букейя. В дословном переводе с арабского и французского языков название замка означает крепость рыцарей. Замок был построен как важный стратегический пункт, который был необходим для того, чтобы охранят дорогу Антиохия – Бейрут – Средиземное море.

Впервые о замке написали в арабских хрониках в 10-11 вв., как о крепости курдов. Сюда в 1031 г. был переведен специальный военный гарнизон, а спустя более 60 лет форт перешел в руки французских крестоносцев. Крепость решили сохранить, как опорный пункт на пути к Иерусалиму. Управлять замком стал орден госпитальеров, благодаря которым захватить замок не могли более ста лет.

Руины замка свидетельствуют о том, что строение было треугольным в основе, длина которой составляла 270 м, а ширина достигала 9 м. Это было так называемое ядро замка, по бокам которого располагались 5 башен квадратной формы. Внутри крепости находились казармы с изогнутыми сводами, а братья имели возможность служить службу в часовне. Ее форма была сделана как слепая аркатура, что превращало часовню в еще один неприступный объект.

Это самое большое культовое сооружение, которое находится в процессе реставрации. Храм был возведен в 32 г . н.э ., вобрав традиции восточной и античной архитектурных традиций. Фасад здания был оформлен, как большинство греческих и римских храмов, а вокруг находился большой двор святилища. По всему периметру находятся колоны, оформленные элементами греческой и римской лепки, а также восточными компонентами – пышными и грандиозными украшениями.

Храм, как и святилище, были построены на террасе, размеры которой поистине поражают и составляют 2010 на 305 метров . Некогда двор был окружен мощными стенами, сложенных из каменных блоков. Стены были украшены небольшими колонами, крытые портики, опиравшиеся на колоны.

Попасть в середину двора можно было через четыре входа, главный из которых находился на западе. Эти ворота были оформлены неповторимой резьбой, остатки которых можно увидеть во время посещения Пальмиры. Внутри храм – это огромное пространство, не делящиеся на отдельные зоны стенами или колонами.

Это целый архитектурный комплекс, где каждое здание отличается монументальностью и величием. Здесь очень много колонн, которые создают потрясающие колоннады, множество каменных платформ.

Всего в Тетрапилоне есть четыре монументальных платформы, и над каждой высится по 4 колонны, накрытые сверху плоскими плитами. Издали кажется, что комплекс – это уникальная своеобразная триумфальная арка, которыми некогда обрамляли городские площади, ставили на перекрестках главных дорог, торговых центров. Высота каждой колонны составляет 17 метров . Интересно, что только одна колонна сделана из розового мрамора, а остальные – из камня. Когда-то на платформах стояли статуи, но ни одна не сохранилась до этих пор.

Основан в самом конце 4 в. до н.э. императором Селевком Первым Никатором, который родился в древнем городе Эуропос. Поэтому правитель и присвоил крепости – Дара/Дура (название форта на арамейском) – имя родного селения. Туристы могут увидеть отлично сохранившиеся фрески, посвященные религиозным и библейским мотивам, в том числе ангелов, что в иудаизме запрещено. В городе находятся знаменитые ворота, которые вели прямо в Пальмиру. Дорога между двумя городами связывала два населенных пункта в период античности.

В Дара Эуропос отлично сохранилась цитадель, жилые кварталы, а там улицы, различные постройки, дома знати и простых горожан, четырех римских бань, располагающиеся с правой стороны от ворот.

Главная улица Пальмиры обрамлена колоннадой, которую археологи называют Великой. Ее протяженность составляет 1,1 тысячи метров. Примечательна тем, что имеет два изгиба, что для центральных улиц Римской империи не было характерно. Объяснить это можно тем, что улица один в один повторяла караванный путь. Высота каждой колоны составляет 10 м , между столбами находились крытые портики, сделанные из гранита особой розовой асуанской породы и красивого золотистого известняка.

Собрания в Пальмире проводились на главной площади, которая одновременно служила и местом для проведения торгов. Форма агоры – правильный прямоугольник, который со всех сторон окружен портиками. Некогда в самом центре находилась трибуна, откуда оглашались важные решения и указы.

Вокруг Агоры находятся караван-сарай, стела Пальмирский тариф, где делались отметки о налогах и различных тарифах, установленные Сенатом. Этот столб вывезли в Санкт-Петербург, где он и был помещен в Эрмитаж.

Возле храма Аллат – богини мудрости, располагалась статуя Льва. Рядом с ним находилась газель. Весил барельеф около 15 тонн, и достигал высоты в 3,5 метра. Лев был уничтожен боевиками Армии ИГИЛ(запрещена в России) летом 2015 г.

Возведенный в 131 году нашей эры, он был вторым по значимости храмом в Пальмире. Его значение – поклонение божеству Балу , который отвечал за дождь, и соответственно, за урожай. Языческий храм был превращен в христианский в 5 в., став церковью. Взорван, как и статуя Льва, в 2015 г.

Недалеко от Пальмиры находится Долина гробниц или Пальмирский некрополь. Тут хоронили представителей знати, возводили башни. Несколько гробниц отлично сохранились, а под ними располагаются подземные гробницы – гипогеи. Тут хоронили представителей того или иного рода.

Находятся около храма Набо, которые, как считалось длительное время, было построены по приказу императора Диоклетиана . Но раскопки позволили установить, что их возраст другой, как минимум на сто лет раньше. Диоклетиан только реконструировал термы, сделавший бани похожими на римские. Уцелели часть водопровода, каменный бассейн, монолитные колоны, портик.

Заключение

Посмотреть туристы могут не только указанные достопримечательности, но и отправиться на экскурсию к другим памятникам. Обязательно стоит посетить амфитеатр, руины военного лагеря Диоклетиана, Сенат, множество храмов и святилищ. К сожалению большая часть памятников была разрушена.

Город, восставший из песка

Древний город переживет новое нашествие варваров, не раз стремившихся стереть его с лица
земли. Собственно, благодаря варварам Пальмира и сохранилась до наших дней.

В истории имеется много удивительных парадоксов: например, Помпеи сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру - человеческое забвение. Город был брошен людьми и забыт на долгие столетия.

Произошло это после того, как в VII веке город был захвачен арабскими завоевателями, которые
изгнали немногочисленное местное население, а на руинах античных храмов основали крепость,
быстро пришедшую в запустение. Оставленные во власти ветров, песков и времени, грандиозные
сооружения безжизненно замерли до ХI века, когда сокрушительное землетрясение в 1089 году
завершило уничтожение Пальмиры, оставив лишь груду руин на окраине оазиса.

Останки великолепной столицы античности были погребены под песками во время частых здесь
песчаных бурь, а те здания, что остались на поверхности, послужили строительным материалом
для хижин местных жителей. Многое из того, что представляло интерес с точки зрения искусства,
было разграблено и переправлено в крупные города, а оттуда в музеи мировых столиц.
Когда в XII веке испанский раввин Вениамин дошел до Пальмиры, он увидел лишь арабскую
деревушку, расположившуюся на огромном дворе храма бога Бела.

Второе открытие Пальмиры произошо в начале XVII века, когда на античные руины наткнулся
итальянский путешественник Пьетро делла Балле. Около 1692 года сюда приезжает английский
пастор Галифакс. Он первым скопировал три пальмирских надписи, однако прочесть пальмирское
письмо ему не удалось.

Лишь через 70 лет спустя до Пальмиры добрались английские путешественники и ученые Роберт
Вуд (Robert Wood) и Джеймс Доукинс (James Dawkins). Они и составили первое описание развалин
Пальмиры, произвели обмеры и зарисовки, которые впоследствии произвели большое впечатление
на современников.

Сравнивая эти рисунки с более поздними фотографиями мы увидим, что было утрачено и
разграблено арабами, а что восстановлено в наше время.

Благодаря Вуду и Доукинсу, Пальмира получила известность.
Русский путешественник А.А. Рафалович писал в своих
«Путевых заметках о Сирии и Палестине 1844 - 1847»:

«Они (бедуины) с гордостью и почтением рассказывают, что среди их песчаных степей стоят
остатки великого города Тадмора, воздвигнутого мудрым Соломоном, которого они признают
за своего древнего царя.»

Бедуинское почтение, однако, не препятствовало дальнейшему разграблению руин.

На фотографиях, сделанных в 1880 году, Пальмира предстаёт несколько более ощипанной,
чем на чертежах XVIII в.

После первой мировой войны Пальмира становится одной из наиболее актуальных
и привлекательных проблем для археологов.

Ее архитектура и искусство являются своего рода художественным феноменом в культуре Римской
империи, а открытые в результате археологических раскопок памятники и надписи - бесценными
историческими документами. Именно в Пальмире впервые за всю историю произошло мирное смешение
культурных ценностей Востока с идеологией Запада. В результате этого сложилась новая,
поражающая своим богатством и блеском культура, которая не будучи ни восточной, ни западной,
принадлежит в сущности к ним обеим.

Пальмирская религия, например, это конгломерат разных культов древнего Востока смешанных с
элементами западных религий, а именно греческой и римской. Бел и Баальшамин, главные божества
Пальмиры имеют много общего с Зевсом, а богиня Аллат - с Афиной. Фигуры на пальмирских
скульптурах одеты в восточные, парфянские одеяния, а их глаза очерчены по образцу ассирийских
скульптурных изображений. Зато композиция, а прежде всего декоративные элементы восходят к
традиционной орнаментике, типичной для греческого и римского искусства.

Реконструкция храма Бела

Алтарь Баальшамина из Пальмиры. Слева - бог Малакбел, справа - Аглибол.

Алтарь бога Бела (он сидит справа). Стоят: Ярибол, Аглибол и Баальшамин.

Богиня Алатат

Останки храма

Сохранились частично откопанные, частично выступающие из песков пустыни и гравия длинные
колоннады; комплекс святилища Бела, римских терм, агоры, небольшого но хорошо сохранившегося
театра; эспланада западной части города (так называемый лагерь Диоклетиана). Все это окружено
довольно хорошо сохранившимися крепостными стенами.

На арабском языке Пальмира называется Тадмор - это название по всей вероятности досемитского
происхождения. Первое сохранившееся упоминание о Тадморе, встречаемое на клинописных
ассирийских плитках найденных в Кюль-Тепе в Каппадокии относится к началу второго тысячелетия
до нашей эры. В XVIII столетии до н. э. Тадмор упоминается на двух табличках, найденных в Мари
- местности, расположенной на правом берегу Евфрата, где много лет вели свои раскопки французы
под руководством проф. А. Парро. Город Тадмор упоминается также в анналах Тиглатпаласара,
относящихся к началу XI века до н. э. В библейской "Книге царств", возникшей в VI веке до
н. э. где идет речь о строительных работах Соломона, в числе различных местностей упоминается
также Тамар в пустыне; в аналогичном отрывке в "Книге Паралипоменон", относящейся к Ш веку до
н. э., вместо Тамар употребляется уже название Тадмор.

Какого же происхождение названия "Пальмира", встречающееся уже в I веке н. э.? Это название
официально употребляющееся в греко-римский период возникло по всей вероятности на основе
фальшивой этимологии, отождествляющей досемитское слово Тадмор с семитским словом Тамар,
означающим финиковую пальму.

Поселения городского типа в этом пустынном оазисе несомненно существовали уже во втором
тысячелетии до н. э., а находимые в близлежащей пустыне кремневые орудия и изделия
свидетельствуют о наличии поселений в этом районе еще в период каменного века. Бьющий здесь
несколько засоленный ключ Эфка и сернистые воды благоприятствовали раннему заселению оазиса.
Наиболее ранние поселения на территории Пальмиры до сих пор еще не исследованы археологами,
зато начиная с 1 века нашей эры Пальмира была уже большим торговым центром.

Здесь был составлен первый в мире свод с подробным изложением таможенных правил - так
называемый «Пальмирский тариф». Надпись была сделана на пальмирском языке - смеси греческого
и арамейскую языков. Этот свод обнаружил и расшифровал наш соотечественник Профессор
Санкт-Петербургского университета С.С. Абамелек-Лазарев.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии, из Индии и Аравии привозили пряности
и ароматические вещества, постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь… Высоко
ценилась и крашенная пурпуром шерсть: купцы, расхваливая свой товар, дружно утверждали, что
по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали
пеплом.

Под сводами Триумфальной арки всегда стоял многоязыкий гул, но Триумфальной ее назвали
европейцы. В их представлении арки и ворота всегда ставились для прославления славных
военных побед или в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали в данном случае
другую задачу: двойные ворота Триумфальной арки были поставлены под углом и как бы
скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

Эти монументальные ворота из базальта, гранита и мрамора были возведены около 200 года.
Огромная 20-метровая арка опирается на двойные колонны, а две небольшие арки по краям ведут
в боковые улицы. Главной торговой магистралью Пальмиры была улица Больших колоннад,
пересекавшая город из конца в конец. Во всю ее длину (более 1 км) тянулись четыре ряда
17-метровых колонн, за которыми располагались жилые дома, склады и лавки.

В стороне от улицы Больших колоннад находился театр, построенный в самом оживленном квартале
Пальмиры. С правой стороны он примыкал к зданию сената: театр и сенат располагались на
квадратной площади, окруженной портиками в ионическом стиле. Портики были украшены статуями
римских и пальмирских полководцев, чиновников и других знаменитых людей города.

Пальмира, долго сохранявшая свою независимость стала вассалом Рима в первые годы Империи. На
военную службу в римских войсках стали поступать в это время пальмирские лучники, из которых
начиная со времен Траяна формировались отдельные отряды. Адриан около 129 года лично посетил
город, находящийся в это время уже на вершине своего богатства и блеска. Император Адриан
признает право Пальмиры быть вольным городом в пределах Римской Империи, право которым город
пользовался до периода правления Септимия Севера.

В 212 году, в период правления династии Северов, Пальмира официально становится римской
провинцией и остается ею до 260 года, когда персидский царь Шапур разгромил легионы императора
Валериана, а самого его захватил в плен. Персидские войска подошли к самым стенам Пальмиры,
и тогда римляне обратились к пальмирскому правителю Оденату с мольбой о помощи. И произошло
то, что потом будет вызывать недоуменное восхищение летописцев и историков: Оденат, собрав
лучших пальмирских лучников, разгромил персидскую армию.

Оденат

Оправившись от разгрома, персы вновь выступили против римлян, и опять решающая роль в разгроме
врага принадлежала пальмирцам. В благодарность римский император назначил Одената вице-
императором Востока - вторым человеком в Римской империи. Однако правитель Пальмиры понимал,
что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Однако уже независимо
от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке. И
действительно настало время, когда Рим стал бояться своего союзника. Лишить Одената титула
и армии было не за что - он оставался верен присяге, объявить его врагом Рим уже не смел.
И тогда Рим прибег, как это случается весьма часто, к проверенному и испытанному средству -
убийству. Римские власти страны Сури в 267 году пригласили Одената для обсуждения текущих
дел в Эмессу и там убили его вместе со старшим сыном Геродианом.

Власть в стране перешла к его вдове царице Зиновии (или Зенобии). Римляне были твердо убеждены,
что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались!
Пальмирские начальники присягнули на верность Зенобии, а перешедшая на ее сторону армия вскоре
овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим, и император Аврелиан решил выступить против ее армии.
После поражения при Эмессе Зенобия решила отсидеться в Пальмире, но длительную осаду выдержать
не удалось. Оставалось только вывезти из города все богатства и отступить за Евфрат, а там
спасут ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница императора
Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Осенью 272 года т. е.
спустя почти два года после вооруженного восстания Зиновии против Рима Пальмира была взята
войсками Аврелиана, который лично руководил осадой города.

"Прощальный взгляд царицы Зиновии на Пальмиру". Картина Герберта Шмальца.

Какова была судьба образованной и честолюбивой царицы, славившейся также своей красотой?
Согласно античным источникам, Зиновия в цепях была отвезена в Рим - пленная царица должна
была придать блеск триумфу Аврелиана в столице империи.

Древняя стела с надписью, посвященной Зиновии.

Осада Пальмиры, а затем вторичный захват города после восстания, поднятого жителями Пальмиры
в 273 году, привели к серьезным разрушениям города. Сама Зиновия для расширения и укрепления
фортификаций приказала разобрать некоторые гробницы и использовать их блоки для укрепления
стен города; часть гробниц, расположенных в непосредственной близости Пальмиры, была разрушена
солдатами Аврелиана, стоящими под стенами города.

В честь триумфа император Аврелиан велел построить в городе грандиозный дворец (реконструкция) .

Все, что осталось от дворца императора.

Генеральная реконструкция некоторых кварталов и отдельных зданий Пальмиры была начата на
рубеже III и IV вв. при императоре Диоклетияне. При строительстве новых зданий и частичном
восстановлении старых использовались в это время каменные блоки и надгробия из некрополей
окружающих Пальмиру. Как мы видим, потеря независимости, разгром войск королевы Зиновии и
взятие города Аврелианом отнюдь не стали окончательной катастрофой ни для жителей Пальмиры,
ни для развития городского строительства.В византийское время Пальмира, также как и вся
Восточная Империя переживает периоды расцвета и упадка. В период правления Аркадия, около
400 года, Пальмира вновь приобретает некоторые значение как место пребывания легиона, а
спустя 150 лет, при Юстиниане, производится частичная реставрация крепостных стен,
построенных при Зиновии. В это же время в городе строится одна из христианских базилик.

После римлян сюда пришли арабы, и город без сопротивления сдался войскам Халеда ибя-ал-Валида,
одного из военачальников первого халифа Абу Бекра. Жители были изгнаны. Впрочем, они и так уже
давно и не жили в городе, а сбились за стенами святилища бога Бэла, налепив там множество
темных и тесных глинобитных лачуг. Потом сюда на долгие годы пришли турки, которые и сами
ничего не хотели знать о культуре подвластных им народов, и другим не давали ее изучать.
Никому не было дела до блистательной истории умирающего города, а многочисленные землетрясения
довершили разрушения уцелевших храмов, дворцов и колоннад, и наступавшие пески Сирийской
пустыни окончательно поглотили развалины Пальмиры.

Окраина Пальмиры. Видны арабские постройки.

Арабские завоеватели, культуре которых была совершенно чужда тяготевшая к римской архитектура
Пальмиры, приспосабливают городские постройки, колоннады и храмы для оборонных и собственных
утилитарных целей. Так например, при Сельджуках, перестраивается в цитадель великолепный
комплекс святилища Бела.

Арабская Пальмира

Русский археолог Б.В. Фармаковский, принимавший участие в восстановлении Пальмиры, писал:
«Величественные памятники искусства древней Пальмиры давно уже привлекали внимание ученых
и любителей прекрасного. Отрезанные от мира громадной безводной пустыней и расположенные
среди леса пальм в далеком, роскошном оазисе развалины Пальмиры… всегда возбуждали
воображение, всегда представлялись чем-то сказочно великолепным… Древняя Пальмира была одним
из выдающихся культурных центров на Востоке. И здесь было общество, у которого искусство
было существеннейшей потребностью жизни, которое любило и преклонялось перед его создателями».

Пальмира на рассвете

После того, как члены террористической группировки "Исламское государство", известные своим
варварским отношением к предметам культуры и искусства, вошли в Пальмиру, представитель
ЮНЕСКО сообщил, что сотни ценных статуй были благополучно эвакуированы в безопасное место.
Тем не менее, у ученых вызывает большое беспокойство судьбы музеев, массивных саркофагов
и больших скульптур, которые не могут быть вывезены..

Образное выражение «Петербург – Северная Пальмира» знакомо нам с детства. Однако каков сам легендарный прообраз нашей северной столицы, мало кто себе представляет. До недавнего времени многие даже не знали, что Пальмира находится в Сирии. И лишь трагические события наших дней, в результате которых Пальмира оказалась в центре внимания всех мировых СМИ, стимулировали и особый интерес к ней как к уникальному памятнику культуры.

Пальмира потрясает. Начиная с невероятного контраста, кажущейся бесконечной, бесплодной гористой пустыни и темной полосы, внезапно возникающих на горизонте, пальмовых рощ, скрывающих величественные руины древнего города, Вас не покидает ощущение нереальности, фантастичности представшего перед глазами. Не случайно бедуины считают, что Пальмиру построили джинны.

Пальмира. Общий вид от средневековой цитадели Калаат аль-Маани. В глубине слева – храм Зевса-Бела. От него к центру снимка идет Большая колоннада, завершающаяся Погребальным храмом. Справа – лагерь Диоклетиана. В центре колоннады виден тетрапилон, а на ее левом краю – Триумфальная арка. Справа от тетрапилона видны театр и агора. (Фото автора)

Строго говоря, название города в пустыне, являющееся и по сей день его официальным именем, — Тадмор (арамейское «Тадмор Армавут» означает город пальм). «Пальмира» — это лингвистическая калька с арамейского, ставшая его европейским названием. Но, поскольку, именно под этим именем город утвердился в мировой культуре, мы, в дальнейшем, так и будем его называть.

История Пальмиры насчитывает не менее 4-х тысяч лет. На раскопках в северном Ираке была обнаружена ассирийская табличка, датируемая началом II-го тысячелетия до н.э., с текстом контракта, одним из свидетелей которого назван некий Пузур Иштар — тадморянин. Это говорит о том, что уже тогда город существовал и имел обширные торговые связи, что не удивительно, в силу уникального расположения пальмирского оазиса практически на полпути между побережьем Средиземного моря и долиной реки Ефрат.

Пальмира поднялась и расцвела на караванной торговле. Своего апогея она достигла во II-III веках н.э., когда в Риме властвовала императорская династия Северов, имевшая, по женской линии, сирийские корни. А во второй половине III-го века, гордая царица Пальмиры Зенобия (по-арамейски Зубайдат Бат Заббаи) посмела бросить вызов самому Риму. Об этой удивительной женщине мы знаем, в основном, из римских источников, которые, не смотря на враждебное к ней отношение, воздают должное ее уму, отваге и красоте. Зенобия была настоящей амазонкой. Вместе со своими солдатами она выдерживала многодневные стремительные марши и участвовала в сражениях. Ее армия, основу которой составляли лучники и верблюжья кавалерия, рекрутированная из воинственных бедуинских племен, была, даже по римским меркам, грозной силой. Зенобия не только порвала вассальные отношения с Римом, но и сумела в течение 5 лет захватить почти всю восточную часть Римской империи от долины Нила до Босфора.

Случись это два века спустя, Пальмирское царство могло бы стать новой сверхдержавой. Но во второй половине III-го века, Рим был все еще очень силен. Хотя и не без труда, но император Аврелиан смог покарать мятежную царицу. В 272 г. н.э. войска Зенобии были разбиты под Эмессой (современный Хомс). Мятежная царица пыталась бежать в Парфию, но на пути к Ефрату была захвачена римлянами, после чего Пальмира капитулировала. В 274 г, закованную в золотые цепи, Зенобию провели по улицам Рима, вслед за колесницей триумфатора — Аврелиана. Остаток жизни она провела на одной из вилл в Тиволи. Кое-кто из сенаторов иронизировал над императором, победившим женщину. На что Аврелиан отвечал: — «Если бы вы знали, какая это женщина!»

В византийский период и с появлением ислама караванные пути сместились, и Пальмира постепенно угасла. В 20-е годы прошлого века, она была всего лишь бедуинской деревушкой, которая целиком умещалась внутри стен античного храма Зевса – Бела. Но именно прекращение урбанистической жизни обеспечило «капсулирование» ее античного наследия в песках Сирийской пустыни. Когда в XVIII-м веке европейцы снова открыли для себя Пальмиру, и вспомнили о Зенобии, петербургские придворные льстецы стали сравнивать императрицу Екатерину II с легендарной царицей. Тогда и возник эпитет Северная Пальмира. А для сирийцев образ Зенобии является одним из центральных национальных символов. Ее изображение с античной монеты в воинском шлеме украшает 100-лировою банкноту Сирийской Арабской Республики.

Большая часть сохранившегося до наших дней архитектурного наследия Пальмиры, как раз и относится к эпохе, кульминационной точкой которой было краткое и яркое правление царицы Зенобии.

По меркам античности Пальмира была мегаполисом. Длина ее внешней, так называемой, Таможенной стены, которая являлась скорее оградой, чем серьезным фортификационным сооружением, достигала 20 км. Но основная часть древнего города, окруженная настоящими крепостными стенами и башнями, где когда-то проживала его торгово-политическая элита, и где сосредоточены почти все его общественные здания, имеет в плане форму неправильного полу-эллипса, с габаритами, примерно, 1.8 Х 0.8 км. Она расположена на плоской равнине, с северо-запада ограниченной грядой высоких каменистых холмов, с юга и с востока – пальмовыми рощами, а с северо-востока кварталами современного городка Тадмор.

Древняя Пальмира почти не затронута современным строительством, но большая часть ее, и по сей день, скрыта песками, и остается потенциальным эль-Дорадо для археологов. Город строился из местного, очень красивого, золотистого известняка. Дошедшие до нас, в той или иной степени сохранности, архитектурные сооружения сосредоточены, в основном, в южной части его исторической территории. Это, прежде всего, Большая колоннада – главный проспект города, пересекающий его с запада на восток. По сторонам Большой колоннады в ее центральной части расположены театр, и ряд сооружений, сохранившихся более фрагментарно: агора, термы, караван-сараи, жилые, административные и культовые здания. С востока колоннада завершается грандиозным комплексом храма Зевса – Бела. А в западной части древней Пальмиры, на высоту цоколя сохранились здания, так называемого, лагеря Диоклетиана, — комплекса сооружений, которые возвели римляне на остатках разрушенного дворца Зенобии для размещения своего гарнизона и администрации. К северо-востоку от Большой колоннады, до лета 2015 г., особняком стоял небольшой храм Баалшамина. И, наконец, у западной окраины исторического города в широкой и протяженной ложбине между холмами, расположен некрополь древней Пальмиры, — Долина гробниц, — абсолютно уникальный комплекс, архитектура которого не имеет известных нам аналогов в мировой культуре.

Все эти сооружения поражают высочайшим уровнем архитектуры, единством стиля и художественной гармонией. Кажется, что весь город создан по единому замыслу, одним мастером и на одном дыхании. Однако, это ощущение ложно. Реально, архитектурный ансамбль античной Пальмиры складывался на протяжении 2-3-х столетий, но каждое поколение ее строителей, не попирало, а развивало и обогащало то, что было создано его предшественниками. Укор и урок многим архитекторам наших дней!

Многие века Пальмира была важнейшим цивилизационным перекрестком, где встречались Запад и Восток. И это наложило особый отпечаток на ее культуру. Начиная с эпохи Александра Македонского, Сирия, как и весь Ближний Восток, была вовлечена в орбиту эллинистической, а позднее и римской цивилизации. В архитектуре это выразилось в господстве античного ордера. Из трех основных ордеров классической архитектуры, на Ближнем Востоке наибольшее распространение получил самый торжественный и парадный коринфский ордер. Довольно редко встречается ионический ордер, и практически отсутствует дорический. Так же, как и во всей греко-римской ойкумене периода Империи, в Сирии, как правило, возводятся сооружения с гладкоствольными колоннами. Канелированные колонны, типичные для архитектуры Древней Греции и периода эллинизма, с началом новой эры почти повсеместно исчезают.

Несмотря на бурное развитие передовых строительных технологий в метрополии, таких как появление связующих растворов, кирпича-плинфы, монолитного бетона, и, как следствие невероятного прогресса в сводостроении, строительство на Ближнем Востоке, практически до византийского периода, технически остается весьма архаичным. Очевидно что, и сегодня поражающий нас технический прогресс императорского Рима, был столь дорог и требовал столь сложной социальной организации, что был по силам только метрополии. Поэтому, тогда как в Риме возводились Колизей и Пантеон, в Сирии, по-прежнему, повсеместно применялась традиционная кладка из тесаных каменных блоков насухо, с внутренними свинцовыми скрепами. В средние века, когда появилось огнестрельное оружие, бедуины стали выковыривать эти скрепы и отливать из них пули. В результате стены многих античных зданий дошли до нас испещренными отверстиями. Арки так же выкладываются насухо. Повсеместно возводятся плоские перекрытия. При этом, дерево используется только в эксклюзивных объектах, при необходимости перекрыть значительные пролеты, так как в пустыне оно было очень дорого. Единственным сырьем для деревянных конструкций был ливанский кедр. В условиях крайнего дефицита строительного леса, чаще всего, перекрытия выполняются из, плотно подогнанных одна к другой, каменных балок. Даже дверные и воротные полотна делают из, установленных на шарнирах, каменных плит.

В Сирии европейская античность постоянно испытывала сильное воздействие культур Мессопотамии и Ирана, которые, чисто географически, находились к ней гораздо ближе, чем Греция и Италия. А Пальмира в эпоху Римской Империи, фактически, оказалась на самом краю античного культурного мира. И влияние Востока здесь было наиболее значительным. Это и сформировало самобытный вариант пальмирской античности, сплавившей в себе характерные черты Востока и Запада.

Наиболее показательным, в этом плане, является, расположенный в юго-восточной части города, комплекс главного храма Пальмиры, самим своим названием демонстрирующий этот сплав. Верховный бог семитских народов Междуречья и Ближнего Востока Бел или Ваал в эллинизированной Пальмире стал ассоциироваться с греческим Зевсом. Этот религиозный синкретизм и отражен в посвящении храма Зевсу-Белу. То же мы наблюдаем и в его архитектуре.

Дошедший до наших дней ансамбль храма является древнейшим из сохранившихся сооружений Пальмиры. Его начали строить при императоре Тиберии I, в первой половине 1-го в.н.э., а окончательную отделку завершили в начале II в. Ранее, здесь так же существовало святилище, до которого, безусловно, были и более древние культовые сооружения. Во всяком случае, искусственный холм, на котором стоит античный храм, был насыпан еще в библейскую эпоху.

Храм Зевса-Бела. Вид с цитадели Калаат аль-Маани. В центре виден северо-западный угол, окружающих комплекс, колоннад и наружной стены. Четко читается разница в высоте западного и северного фасадов. В центре западного фасада расположен главный вход, перестроенный в XII в. в крепостной бастион. Выше северо-западного угла наружной стены видно святилище с «П»-образным порталом входа и с верхней частью его восточной колоннады. Внизу, — Большая колоннада с Триумфальной аркой на ее переломе. (Фото автора)

В плане храмовый комплекс представляет, ориентированный по сторонам света, квадратный двор со сторонами длиной около 200м. со святилищем, расположенным несколько восточнее его центра. По периметру храмовый двор окружен колоннадами с глухой наружной стеной, декорированной коринфскими пилястрами и ложными окнами-нишами. При этом, северная, восточная и южная стороны двора имеют двухрядные колоннады, тогда как западная, где находился главный вход, — однорядную. Но с этой стороны наружная стена и колонны значительно выше. В центре западной стены находятся парадные пропилеи главного входа в храмовый двор. Некогда с внешней стороны они имели торжественный 8-колонный портик, который, по всей видимости, в традициях сирийской античности венчался фронтоном с аркой над центральным интерколумнием. На фоне протяженных глухих внешних стен храмового комплекса пропилеи воспринимались как драгоценная брошь на строгом платье. Однако, до наших дней, от них частично сохранилась лишь восточная стена, обращенная во двор, поскольку в 12-м веке храм был превращен в крепость, и пропилеи перестроили в боевой бастион, разобрав портик.

Храм Зевса-Бела. Реконструкция.

До лета 2015 г. в центре двора находилось святилище, представлявшее из себя периптер, с глухой целлой и окружающей ее коринфской колоннадой, имеющей 8 колонн по торцам и 17 на продольных фасадах. На всю высоту колоннада сохранялась только на восточном фасаде периптера. При этом, колонны святилища имели канелюры, — что в архитектуре Пальмиры встречается крайне редко, и у них отсутствовали капители. Дело в том, что капители были накладными, изготовленными из позолоченной бронзы. В 272 г. по приказу императора Аврелиана они, как часть контрибуции, наложенной на мятежный город, были сняты с храма и отправлены в Рим.

Храм Зевса-Бела. Святилище. Вид с юго-востока. Целла и, сохранившиеся, 8 колонн восточного фасада. Над карнизом виден ряд типично восточных мерлонов.

Из сказанного, в плане архитектуры, казалось бы, нет ничего необычного. Такие композиции встречаются и в Европе. Но тут-то и начинается самое интересное. Святилище поставлено по отношению к пропилеям не короткой, а длинной стороной, и вход в целлу размещен не с торца, а на продольном фасаде периптера, чего в Европе никогда не встретишь. Поскольку длинная сторона периптера всегда имеет нечетное число колонн, вход находится не по оси фасада, а смещен к югу. Соответственно, само святилище, вход в которое привязан к оси пропилей, смещено к северу. Конечно, такое решение продиктовано не творческим произволом зодчих, а местными культовыми традициями. Но в результате в композиции комплекса возникает легкая ассиметрия, которая не фиксируется визуально, но чувствуется, и усиливает его эмоциональное восприятие. Римскому рационалистичному формотворчеству такое не свойственно.

А далее, совсем необычно. Прямоугольный вход в святилище выделен монументальным «П»-образным порталом, прерывающем колоннаду, что как раз характерно для восточных культовых зданий от Мессопотамии до Египта. Святилище возведено на, довольно высоком, ступенчатом подиуме, что традиционно для европейской античности. Но ко входу в него ведет не лестница, а пандус, что типично для Востока.

Храм Зевса-Бела. Святилище. Вид с северо-запада. Целла и, прерывающий западную колоннаду, монументальный «П»-образный портал входа. (Фото автора)

Для европейской традиции характерно размещение статуи божества в центре целлы храма. Здесь же, внутри целлы святилища, в торцевых стенах имеются монументальные ниши, перекрытые плоскими кессонированными потолками. По-видимому, именно в них находились алтари с изваяниями божеств. При этом к правому от входа алтарю так же ведет пандус. Очевидно, именно здесь стояла статуя Бела, которую жрецы периодически выносили из святилища в ходе религиозных процессий. Для этого и был нужен пандус. Опять же, черта характерная для восточных культовых традиций.

Здание перекрыто не двускатной, а плоской кровлей, что вполне естественно для климата пустыни. Но в соответствии с греко-римской традицией его торцевые фасады увенчаны фронтонами, которые в данном случае являются чисто декоративными аттиковыми стенками. Стены целлы выше плоской кровли колоннады. Таким образом, здание приобретает ступенчатый силуэт, совершенно не свойственный европейской античности.

Наконец, на восточном фасаде над карнизом колоннады до 20-го века сохранилось несколько мерлонов — плоских ступенчатых пирамидок, являющихся традиционным венчающим элементом в архитектуре Междуречья. Очевидно, что ряды мерлонов венчали карнизы длинных сторон колоннады, и, конечно же, и стены целлы. Безусловно, аналогичное завершение было и у внешних стен храмового комплекса.

Храм Зевса-Бела. Святилище. Реконструкция.

Так что, при восприятии извне, главную роль в облике храма играли его внешние массивные и глухие стены с мерлонами, за которыми, на втором плане, возвышался ступенчатый силуэт святилища, так же завершенный рядами мерлонов. Поэтому, скорее всего, храм воспринимался не как античное сооружение с восточным колоритом, а наоборот, как произведение восточной архитектурной традиции, с греко – римскими элементами.

По сравнению с храмом Зевса-Бела, другие сооружения исторического центра Пальмиры имеют более традиционный античный облик. Но и они несут в себе ни мало самобытных черт, свойственных не только сирийскому варианту античности, но и присущих исключительно Пальмире.

Большая колоннада Пальмиры, как уже говорилось, это центральный проспект города, протяженностью около 1,5 км, пересекающий его в широтном направлении. Она возводилась во II-III-м веках на средства состоятельных граждан. Поскольку это была не просто улица, а главный торговый пассаж города, тротуары здесь, по сути, являлись крытыми галереями, отделенными от проезжей части рядами колонн. Такое оформление центральных улиц в первые века нашей эры стало общим местом для всех, сколько-нибудь, значимых городов Ближнего Востока. В условиях жаркого, пустынного климата торговые улицы-колоннады, защищающие от солнца, были очень востребованы. Это был и показатель статуса города, его уровня жизни и комфорта, и, одновременно, средство, позволяющее единым торжественным фасадом колоннады прикрыть хаотичную застройку, стихийно формирующуюся вдоль тротуаров. Так же, поскольку в Пальмире царский дворец располагался в западной части города, а главный храм Зевса-Бела в восточной, очевидно, что, соединяющая их, Большая колоннада служила той парадной трассой, по которой проходили торжественные царские процессии из дворца в храм и обратно.

В римской урбанистической традиции, идущей от военных лагерей, такого рода сквозные проспекты назывались Декуманус Максимус. Но если римские декуманусы, как и большинство торговых улиц-колоннад Ближнего Востока, прямые, как натянутая струна, то Большая колоннада Пальмиры имеет два излома. Очевидно, что в Пальмире упорядоченная планировка в античный период накладывалась на более древнюю иррегулярную основу. Однако архитектура проспекта такова, что эти изломы совершенно не чувствуются. Он кажется прямым.

Первый незначительный излом, с отклонением оси на 3-4 градуса, приходится примерно на середину проспекта. Так же, это место отмечено

Т-образным перекрестком Большой колоннады с, подходящей к ней с юга, поперечной улицей, так же имевшей оформление в виде колоннады. Поперечная улица подходит к Большой колоннаде не под прямым углом, а под углом примерно в 75 градусов. Дабы смикшировать все эти отклонения от ортогональной планировочной структуры, античные градостроители оформили этот пространственный узел в виде небольшой эллиптической площади с, расположенным в ее центре, тетрапилоном. При этом больший диаметр эллипса соответствует направлению Большой колоннады, подчеркивая ее пространственный приоритет.

Тетрапилон в римской архитектуре это, обычно, четырехсторонняя триумфальная арка, установленная на пространственно значимом перекрестке. Но в Пальмире, тетрапилон уникален.

Большая колоннада и тетрапилон. Вид со стороны Триумфальной арки. (Фото автора)

Прежде всего, здесь он не просто отмечает пересечение, значимых для городского пространства осей, но и скрывает их отклонения от прямолинейного направления. Далее, по углам квадратного основания тетрапилона возведены не мощные устои, на которые должны опираться перекрещивающиеся арки, а, на высоких подиумах, установлены четыре группы из четырех корифских колонн, каждая. Колонны из розового ассуанского гранита держат четыре, квадратных в плане, антаблемента с плоскими перекрытиями. Между колоннами на постаментах стояли скульптуры. Трудно представить, что на таком изящном, пронизанном воздухом, основании могли покоиться тяжелые перекрещивающиеся арки. Скорее всего, Тетрапилон Пальмиры не имел общего перекрытия, а группы его колонн завершались небольшими пирамидами.

Другой, более крутой излом имеет место в восточной части Большой колоннады, примерно в 350-х метрах от Тетрапилона. Здесь проспект делает резкий поворот в сторону пропилей храма Зевса-Бела. Чтобы зрительно сгладить его, на этом месте была возведена знаменитая Триумфальная арка, ставшая визитной карточкой Пальмиры, да и всей Сирии.

Большая колоннада и Триумфальная арка. Вид от храма Зевса-Бела. (Фото автора)

Именно она изображена вместе с царицей Зенобией на 100-лировой сирийской купюре. Нам она так же хорошо известна, так как ее изображение украшает обложку учебника истории для 5 класса.

Триумфальная арка. Реконструкция.

Арка в плане имеет треугольную конфигурацию. Ее западный и восточный фасады поставлены под углом друг к другу как раскрытая книга. При этом плоскость каждого фасада перпендикулярна, отходящей от него оси проспекта. Надо сказать, что аналогичный прием был использован Карлом Росси в знаменитой арке Генерального штаба в Санкт-Петербурге, что, видимо, дало дополнительный повод именовать город на Неве Северной Пальмирой.

Триумфальная арка. Вершина планировочного треугольника. (Фото автора)

Триумфальная арка. Основание планировочного треугольника.

Строго говоря, хотя в Пальмире это монументальное сооружение и называют аркой в единственном числе, оно имеет не одну, а три арки: большая центральная – над проезжей частью, и две малых, боковых – над тротуарами. При этом ряды колонн, примыкающие к Триумфальной арке со стороны Тетрапилона, попадают в простенки между средним и боковыми арочными проемами. И, таким образом, с этой стороны Триумфальную арку можно видеть только фрагментарно. А вот со стороны пропилей храма Зевса-Бела, колоннада раздвигается на всю ширину проспекта, вместе с тротуарами. И отсюда арка видна целиком. Видимо эта часть улицы имела уже не столько торговое, сколько торжественно-парадное значение эспланады перед храмом.

Вероятно, арку венчали скульптуры. Об этом говорит греческая надпись в ее северо-восточном проходе, сообщающая, что некие городские стратеги воздвигли здесь статую Иродиана – старшего сына Оденанта – князя Пальмиры (раш Тадмор). Надо сказать, что оба они, отец и сын, прославились победой над персами, одержанной в 262 г. соединенной римско-пальмирской армией под командованием Оденанта. За эту победу Оденант получил от Рима звание дукса (фельдмаршала) и титул местного императора. Кстати, вторым браком он был женат на той самой Зенобии, что закончилось и для него и для его сына весьма печально. В 267 г. они были убиты в результате заговора, за которым, видимо, стояла Зенобия. Так она расчищала путь к трону, формально, своему сыну-младенцу, а, по сути, самой себе. Все это сказано для того, чтобы предположить, что раз уж была статуя сына-принца, то, как минимум, должна была быть и статуя отца-властителя.

Скульптура, безусловно, играла особую роль в архитектурном оформлении главного городского проспекта Пальмиры. Она присутствовала не только на таких знаковых объектах, как Триумфальная арка и тетрапилон, но и, практически, на каждой колонне. Только в Пальмире, и это сугубо ее особенность, колонны главного проспекта имеют со стороны проезжей части консоли, на которых стояли небольшие скульптурные изваяния или, чаще, бронзовые бюсты почетных граждан. Можно вообразить какой нарядной была Большая колоннада в пору расцвета Пальмиры.

Большая колоннада. Статуя почетного гражданина города, установленная на консоли колонны. (Фото автора)

К юго-западу от Большой колоннады, между Триумфальной аркой и Тетрапилоном, находится здание театра. В отличие от Греции, Италии и Малой Азии, где для амфитеатров, как правило, использовался естественный рельеф, большинство театров Сирии возведено на искусственных субструкциях. Таков и театр Пальмиры. В целом, это типично римское сооружение с открытым амфитеатром, обращенным на северо-восток и, смотрящей на юго-запад, сценой. Такая ориентация наиболее предпочтительна для проведения спектаклей во второй половине дня под открытым небом. Как и положено римским театрам, его сцена сзади экранирована роскошным декоративным фасадом.

Глухая северо-восточная стена сценической части со служебными входами проходит строго по красной линии застройки Большой колоннады, вдоль тыльной стороны ее тротуара. С противоположной стороны, внешнюю стену амфитеатра широким полукольцом охватывает эффектная, полуциркульная в плане, площадь, противоположный театру фасад которой представляет такую же по масштабу, как и главный проспект, колоннаду. До наших дней от этой колоннады сохранилась примерно одна треть. Для соединения проспекта и «театральной» площади, справа и слева от театра в Большую колоннаду эффектно вкомпонованы арки, равные по ширине ее проезжей части.

Большая колоннада, театр и, окружающая его, полуциркульная площадь.

С юга от ворот в городских стенах к площади подходит поперечная улица, так же оформленная колоннадами, от которых сохранились лишь основания. Ее ось почти совпадает с поперечной осью театра.

Поскольку амфитеатр сохранился меньше, чем на половину высоты, мы не знаем, какой в целом была архитектура наружного фасада театра. Возможно, в верхних регистрах он был оформлен одним или несколькими рядами арок, по образцу римского театра Марцелла, а может быть, его украшал ряд ниш со скульптурами. Но трудно себе представить, чтобы это могла быть просто глухая цилиндрическая поверхность.

К северо-западу от «театральной» площади, вплотную к крепостным стенам находится комплекс агоры и таможенного двора. А рядом с ними, ближе к площади расположены здания сената и кесариума – офиса наместника римского императора. Эти сооружения дошли до нас, в основном, на уровне цоколя. На всю высоту сохранилось несколько колонн кесариума и агоры, и отдельные фрагменты наружных стен последней.

Судя по ним, агора была площадью, размерами 84Х71м., окруженной по периметру портиками с глухими внешними стенами, создающими тенистую галерею. Все колонны агоры, как и на главном проспекте, имели консоли для бюстов. По мнению историков, северная галерея агоры предназначалась для чиновников, западная для военных, южная для купцов, и восточная для сенаторов. К юго-западному углу агоры примыкает небольшое помещение, скорее всего, служившее банкетным залом.

По всей видимости, здесь же, в центре агоры стояла стелла с текстом, так называемого, Пальмирского тарифа. Стелла была обнаружена в 1882 г, русским исследователем Абамек-Лазаревым, брошенной на таможенном дворе. С 1901г. она находится в Эрмитаже. Пальмирский тариф, — это система взимания пошлин, которая поражает разумностью и гибкостью таможенной политики города, и во многом проясняет экономическую основу его процветания.

Таким образом, рядом с полуциркульной площадью была сосредоточена вся административно – деловая жизнь Пальмиры, основой которой была караванная торговля. А торжественная композиция площади с театром, с выходящей на площадь от городских ворот поперечной улицей-колоннадой и с, перекрытыми арками, проходами от площади к главному проспекту, говорит о том, что этот ансамбль был главным караванным входом в город. Не многие из городов античного мира могли похвастаться столь впечатляющей «прихожей».

Чисто физически, большинство сооружений общественно-делового центра Пальмиры не столь уж велики. К примеру, высота центрального проема Триумфальной арки в замке всего лишь 6 метров. И, тем не менее, зрителя не покидает ощущение мощи и величественности этого ансамбля. Таково одно из таинств Архитектуры с большой буквы, — казаться больше, чем на самом деле.

Если на востоке Большая колоннада заканчивается огромным массивом храма Зевса-Бела, то на западе ее перспектива завершается, довольно скромным по объему, частично сохранившимся, культовым зданием. Это сооружение на высоком подиуме, характерного для античности, перестильного типа с четырех колонным портиком. Так как на сегодня не ясно, какому богу оно посвящено, за ним закрепилось условное название «Погребального» храма поскольку, под его полом находится склеп.

Большая колоннада и тетрапилон. Вид со стороны театра. На переднем плане – руины Кесариума, в глубине, в конце колоннады – Погребальный храм, вдали на холме – средневековая цитадель Калаат аль-Маани. (Фото автора)

С юга к точке окончания главного проспекта и входу в Погребальный храм от Дамасских ворот подходит третья по счету поперечная улица-колоннада. Западнее нее, некогда находился дворец властителей Пальмиры – Оденанта и Зенобии, а после покорения города здесь разместились римская администрация и гарнизон. Частично разрушая, частично перестраивая, а частично используя предшествующие сооружения, римляне, возвели на этой территории, так называемый лагерь Диоклетиана. Несмотря на то, что большая часть территории лагеря еще скрыта песками, а видимые сооружения сохранилась, в основном, на уровне не выше цоколя, его планировочная структура читается довольно четко.

План лагеря Диоклетиана.

Традиционно, лагерь разделен на четыре квартала двумя перекрещивающимися улицами: в меридиональном направлении –кардо, или Виа Принципалис, и в широтном, — декуманус, или Виа Претория. Их пересечение было отмечено тетрапилоном, от которого осталось только основание. При этом обе улицы были, вполне по — пальмирски оформлены колоннадами. Климат, есть климат. А римляне прекрасно усваивали все разумное, что было у покоренных ими народов. Главной осью комплекса была Виа Претория, начинавшаяся у парадных Преторианских ворот, выходящих на Дамасскую улицу-колоннаду, и завершающаяся монументальными пропилеями, ведущими на площадь-форум. Видимо эта площадь (62Х45 м), своей архитектурой, не только репрезентативно являла власть метрополии, но и, одновременно, служила плацем для построений. Ансамбль площади венчался монументальным зданием Претории, фасад которого занимал всю ее западную сторону. Значительность этого сооружения ощущается по одной лишь 16-ти ступенчатой трехсторонней лестнице, поднимающейся с площади к портику входа в него.

Лагерь Диоклетиана. Лестница входа в Преторию. (Фото автора)

На большей части исторической территории Пальмиры, расположенной северо-восточнее Большой колоннады, в античный период преобладала жилая застройка. Общественных зданий, по-видимому, здесь было не много. Хотя, поскольку, эта территория еще археологически исследована мало, окончательно утверждать что-либо преждевременно, и здесь нас могут ожидать самые неожиданные открытия. Но пока, до лета 2015 г. здесь, особняком от остальных памятников древней Пальмиры, стоял небольшой и изысканный храм Баалшамина. В пантеоне древнесемитских богов Баалшамин (в переводе – владыка неба) – бог дождя и грома. Он воспринимался как бог милостивый и близкий к людям. Его не надо было задабривать так же, как Бела-Ваала. Поэтому и храм ему, в отличие от храма Зевса-Бела, является вполне камерным сооружением.

Храм Баалшамина. Вид с востока.

Храм был построен в 130-131 г.г. н.э, на средства городского секретаря Малько — сына Ярхаи, о чем свидетельствует надпись на одной из его колонн, под традиционной пальмирской консолью. Очевидно, что на этой консоли стоял бронзовый бюст ктитора храма. Композиция этого сооружения традиционна для небольшого римского храма типа перестиля, но несет в себе и типичные восточные черты. С восточной торцевой стороны, почти квадратной в плане, целлы, храм украшает не традиционный 4-х колонный, а 6-ти колонный портик, обычного для Пальмиры, коринфского ордера. При этом по главному восточному фасаду расположено 4 колонны и еще по одной колонне стоят сбоку, между угловыми колоннами главного фасада и целлой. Таким образом, портик имеет двойную глубину. При этом, консоли для бюстов у боковых колонн развернуты под прямым углом к консолям главного фасада. На стенах целлы, ритм колонн, заданный портиком, подхвачен пилястрами с коринфскими капителями.

Храм имел характерную для Востока плоскую кровлю и декоративные фронтоны-аттики. Вероятно, над карнизами продольных фасадов, так же как и у храма Зевса-Бела, имелись, ряды мерлонов. По сравнению с европейскими образцами перестильного храма, пропорции храма Баалшамина несколько тяжелее. Они, скорее, ближе к дорическому, чем коринфскому ордеру. Это усиливает монументальность сооружения, свойственную восточной художественной традиции, но не нарушает его гармоничности.

В XX-м веке внутри целлы, из сохранявшихся фрагментов с частичными современными докомпоновками, была восстановлена великолепная архитектурная композиция его алтаря. Благодаря постоянной тени внутри целлы, утратившего древнюю кровлю, храма в нем выросло дерево. Это придавало его облику какую-то особо трогательную ноту.

Храм Баалшамина. Интерьер.

И, наконец, самый необычный комплекс Пальмиры, — ее некрополь, Долина гробниц. Здесь встречается 4 вида захоронений. Самые бедные жители города хоронились в обычных могилах в глиняных гробах. Более состоятельные делали семейные дома-гробницы. Но, помимо этого, сухой и жаркий климат пустыни, обеспечивающий естественную мумификацию останков, привел к тому, что погребение в древней Пальмире стало крайне прибыльным бизнесом. Предприимчивые дельцы строили здесь целые загробные отели, места в которых сдавались в аренду. В Долине гробниц встречается два вида таких захоронений. Один, и самый необычный, — это башенные гробницы.

Долина гробниц. Вид с цитадели Калаат аль-Маани. (Фото автора)

Наличие внутренней естественной вентиляции в гробницах-башнях, делало их наиболее эффективным способом захоронения и естественной мумификации. С другой стороны, башни были наиболее доступны для грабительских посягательств. Поэтому в Пальмире существовал и другой, более традиционный и более дорогой тип захоронений, — это, высеченные в скале, подземные залы, так называемые гипогеи. На сегодня известно около 50-ти башенных гробниц и примерно столько же гипогеев. Хотя вполне возможно еще немало подземных гробниц и оснований погребальных башен скрыто песками.

Большая часть гипогеев находится к северо-западу от исторического центра, у подножия холма Джебель Мунтар, вдоль современной дороги на Дамаск. Наиболее роскошная из подземных гробниц,- гипогей Ярхаи, в XX-м веке был распилен на фрагменты и восстановлен в Национальном музее в Дамаске. В самой Пальмире, единственным доступным для посещения гипогеем, до гражданской войны был, так называемый Склеп Трех Братьев. Это Т-образное в плане сооружение, где, богато оформленный, вход расположен напротив центрального протяженного зала. В наше время, ко входу ведет современная лестница. Ранее он был скрыт песками. Надпись на входе сообщает имена строителей гробницы, — братьев Наамаи, Малэ и Саеди, и указывает дату строительства, соответствующую середине II-го века. Сохранились каменные полотна дверей, весом, видимо в не одну тонну. При этом, одно из них лежит на полу, а другое стоит на шарнирах и даже легко поворачивается от несильного нажатия.

Залы перекрыты, высеченными в каменной породе сводами. Это, пожалуй, единственные сводчатые перекрытия в Пальмире. Стены залов прорезаны рядами ниш с, расположенными по вертикали, направляющими для погребальных носилок. Гробница, как своего рода склад, была рассчитана на 390 захоронений. На стенах в простенках между нишами и на сводах сохранилась изысканная роспись сиро-эллинистического стиля.

Гипогей трех братьев. Интерьер центрального зала.

Встречается мотив крылатых существ, держащих в руках медальоны с портретами погребенных. Точно такие же медальоны встречаются в некрополях Рима и Помпей. В торцах поперечных залов сохранились скульптурные надгробия хозяев гробницы. Их фигуры изображены возлежащими на небесном пиру с чашами вечного вина в левой руке, опертой на подлокотник. Сам такой мотив традиционен для античности, но подчеркнутая статичность фигур и тщательная проработка деталей (причесок, украшений, отделки одежд и даже тиснения на обуви) говорит о местном своеобразии. Аналогичные изображения встречаются и в башенных гробницах. К сожалению, почти все они дошли до нас без лиц, поскольку средневековые предшественники «исламского государства» их фанатично разбивали.

Башня Элахбела. Скульптурное изображение души усопшего на вечном пиру. (Фото автора)

Башенные гробницы расположены к северу от города несколькими группами в долине между небольшим холмом Умм аль-Кейс и самым высоким из окрестных холмов, на вершине которого возвышается средневековая цитадель Калаат аль Маани. Башенные гробницы имеют достаточно четкую типологию. Как правило, это двух — четырех этажные сооружения. Редко встречается пять этажей. Над входом, обращенным в долину на втором этаже, как правило, имеется окно. У наиболее богатых башен окно размещается в арочной нише – лоджии. Обычно на первом этаже размещались захоронения владельцев башни. Верхние этажи предназначались для «сдачи в наем». Как и в гипогеях, стены башен прорезались нишами, с направляющими для носилок. Межэтажные лестницы располагались в толще стены. Перекрытия были плоскими, каменными.

Внешне архитектура башен не по-античному сурова и монументальна. На фасадах нет никаких колонн, никаких пилястр, никаких портиков. Подчеркнуто массивная гладь стен, лишь изредка оживляемая рельефами на парапете лоджии второго этажа, или рельефным архивольтом ее арки. Смеем предположить, что башни могли иметь завершения в виде рядов мерлонов.

Среди башенных гробниц до лета 2015 г. наиболее хорошо сохранившейся была башня Элахбела. В ней уцелели четыре этажа из пяти. Несмотря на это башня имеет очень красивые пропорции. Сильно расширенная двухступенчатая цокольная часть, высотою больше входной двери, придает сооружению ощущение незыблемости в веках. Несколько ниже лоджии с окном на втором этаже, в стену вмонтирована плита с тестом, сообщающем о строителях башни, братьях Элахбеле, Шокаи, Малику и Маанаи, и о времени ее создания. Дата соответствует 103 году нашего летоисчисления. На фоне чистой глади стены, оформление лоджии в виде резного архивольта арки, опирающегося на две не высокие пилястры и рельефный парапет между ними, выглядит как драгоценность.

Но если снаружи башня выглядит как чисто восточное сооружение, то ее интерьер выдержан в строго ордерной традиции. Первый этаж, имеющий форму узкого и вытянутого вверх зала в простенках между погребальными нишами, украшают пилястры, корифского ордера. Редкий случай, — эти пилястры декорированы канелюрами. На противоположной от входа стене в два яруса размещены поясные портреты членов семьи, а над входом – портрет хранителя гробницы Элахбела. Помещение имеет плоский потолок, с декоративными кессонами, сохранившими голубую раскраску фона. В центре потолка находятся четыре кессона, кратно большего размера с бюстами братьев – строителей башни. Строгость и отточенность архитектуры этого зала ставит его в один ряд с лучшими, известными нам, образцами интерьеров эпохи античности.

Башня Элахбела. Интерьер 1-го этажа. (Фото автора)

Таким образом, в архитектуре погребальных башен мы опять видим, характерный для Пальмиры, сплав Востока и Запада.

В заключение, нельзя не сказать о трагедии Пальмиры, произошедшей на наших глазах.

Случаев целенаправленного разрушения Пальмиры в истории нам неизвестно. Захватившие в 272 г. город римляне, наложили на него суровую контрибуцию, но разрушили только дворец мятежной царицы Зенобии. Разрушало Пальмиру время, землетрясения и ветровая эрозия. Средневековый уровень песков отчетливо виден на Большой колоннаде по следам песчаной поземки, сузившей стволы некоторых колонн чуть ли не наполовину. И то, что произошло с Пальмирой в XXI-м веке, не укладывается в сознании.

Строго говоря, начавшийся в Сирии в 2011-м году конфликт, называть гражданской войной давно уже можно только условно. Реально, мы являемся свидетелями агрессии против этой страны черного радикально исламского интернационала. . Дважды захватывавшие Пальмиру боевики «исламского государства» (с мая 2015 г. по март 2016 г. и с декабря 2016 г. по март 2017 г.), своим изуверством и жестокостью превзошли все, видела Пальмира за свою 4-х тысячелетнюю историю. Мало того, что они залили город кровью, летом 2015 г. ими были взорваны храм Баалшамина, Триумфальная арка, святилище храма Зевса-Бела, Тетрапилон, центральная часть сценического фасада театра и башни-гробницы. По сути, все знаковые объекты исторической части города. Заметим, что эти мировые сокровища погибли не в ходе боевых действий, а были хладнокровно и преднамеренно уничтожены по чисто идеологическим соображениям.

Триумфальная арка сегодня.

Нет сомнений, что рано или поздно, «исламское государство» — эта страшная чума XXI века будет уничтожено. Но как быть с порушенным архитектурным наследием Пальмиры? Сердце отказывается смириться с мыслью о безвозвратности этих потерь. Но, насколько реально восстановить хоть что-то?

Святилище храма Зевса-Бела сегодня.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что речь никак не может идти о полном восстановлении разрушенных объектов. Можно говорить только о возвращении им, на сколько, это возможно, того облика, какой они имели на момент разрушения.

В этом плане мировой опыт реставрации памятников античности, в целом, обнадеживает. Есть примеры, когда, многие века назад, разрушенные античные объекты, удавалось вновь собрать как конструктор, частично из подлинных блоков и их фрагментов, а частично с современными вставками. Этому способствует сама природа архитектурного ордера, со, свойственными ему, математическими закономерностями построения. Так что, имея ряд подлинных блоков и их фрагментов, и опираясь на планировочную основу объекта, мы, во многих случаях можем просчитать и точно выстроить геометрию его отсутствующих элементов. Примерно таким способом был в полном объеме восстановлен храм Гарни I в. н.э. в Армении. Не мало удачных примеров подобного рода реставраций в Греции и Италии. В самой Сирии, так же поднимали из руин Большую колоннаду в Афамии, своими размерами превосходящую пальмирскую сестру. Да и в самой Пальмире по схожей методике уже были реставрированы Триумфальная арка и Тетрапилон.

Но вот что особо тревожит. Все известные нам случаи такого рода восстановления касались объектов, разрушенных либо временем, либо в силу природных катаклизмов, прежде всего землетрясений. Но в Пальмире античные памятники были взорваны. А детонация, — это воздействие совсем другого рода. Оно неизбежно оставляет в камне микротрещины, меняющие его структуру. Как это повлияет на несущую способность древних конструкций? Как, после такого воздействия, они будут реагировать на температурные перепады? А в Пальмире зимой не так уж редко бывают ночные температуры ниже нуля. Значит, возможны циклы замораживания и оттаивания конденсированной атмосферной влаги и, как следствие, усиление трещинообразования. Отдельный вопрос, как крепить поставленные в исходное положение блоки и их фрагменты? Насколько корректно использование связующего раствора? Все это вопросы, на которые пока нет ответа.

Но самое печальное то, что если по поводу храма Баалшамина, Тетрапилона, театра и Триумфальной арки определенные надежды не беспочвенны, то, по мнению наших специалистов, посетивших Пальмиру в мае 2016 г., восстановить храм Зевса-Бела можно будет только как новодел. Взрыв, разрушивший его святилище, был такой силы, что на месте его осталась просто груда щебня. На ее фоне лишь стоят, каким-то чудом уцелевшие, пилоны входа. Жуткая картина. А новодел, каким бы точным он не был, никак не заменит памятника. Значение подлинника для культуры абсолютно.

Что касается погребальных башен, то на данный момент мы не располагаем никакой информацией о масштабах и характере их разрушений. Поэтому не можем делать никаких, даже предварительных, умозаключений.

И все же, даже не смотря на чудовищные, возможно и безвозвратные потери, Пальмира все равно остается бесценным перлом мирового культурного наследия, и, как ее называют сирийцы, несравненной «Невестой пустыни». Невестой поруганной и освобожденной.

Пальмира - древний город в Центральной Сирии, в оазисе Сирийской пустыни, вблизи от современного населенного пункта Тадмор (Тадмур, Тудмура). Пальмира (Город пальм) - это греческое и латинское наименование. Тадмором его называли арабы еще раньше, когда здесь был поселок, являвшийся крупной стоянкой караванов, пересекавших Сирийскую пустыню, за что он и получил прозвище «невеста пустыни».

История города

Впервые Пальмира упоминается в XIX в. до н. э. как Тадмор в царском архиве Мари - города-государства на берегу реки в Северной Сирии в III-II тыс. до н. э. В надписи 1100 г. до н. э., относящейся к эпохе ассирийского царя Тиглатпаласара I (правил в 1115-1076 гг. до н. э.), она называется Тадмаром. В Ветхом Завете город упоминается под названием Фадмор (3 Цар. 9, 18; 2 Пар 8,4) - как самый восточный город еврейского царя Соломона (правил в 965-928 гг. до н. э.): «И построил он Фадмор в пустыне…»
Библейские тексты утверждают, что Пальмиру основал в X в. до н. э. именно царь Соломон, которому понадобился укрепленный пункт для защиты от арамейцев. Впоследствии город был разрушен царем Нововавилонского царства Навуходоносором II (около 634-562 гг. до н. э.) во время похода на Иерусалим.
Однако город восстал из пепла и сумел достичь наивысшего расцвета в III-I вв. до н. э. Своим подъемом и довольно продолжительным существованием Пальмира обязана выгодному местонахождению на торговых путях, связывавших Восток и Запад, между Средиземным морем на западе и реки Азии Евфрат на востоке.
Здесь находились крупнейшие склады товаров на Ближнем Востоке.
До прихода римлян Пальмира была самоуправляющимся городом. Город покорился римлянам при императоре Тиберии (42 г. до н. э. - 37 г. н. э.). В 129 г. в Пальмире побывал император Адриан (76-138 гг.) и объявил ее civitas libera (свободным городом). Позднее император Каракалла (188-217 гг.) сделал Пальмиру колонией Рима, но при этом освободил от налогов: доход от торговли Рима через Пальмиру с Месопотамией, Скифией, Средней Азией и Южной Аравией с лихвой перекрывал возможные налоговые поступления. Именно в это время в Пальмире были завершены великолепные постройки: дворцы, дороги, колоннады.
Трудности для Пальмиры начались в III в., когда государство Сасанидов (на территории современных Ирака и Ирана) одержало победу над Парфянским царством (южное побережье Каспийского моря). В 227 г. Сасаниды перекрыли торговый путь к Персидскому заливу, и благополучие Пальмиры закончилось. Римляне пытались противостоять напору Сасанидов и установили в Пальмире личное правление семьи Луция Септимия Одената, продлившееся с 260 по 267 гг.
В 267 г. Оденат был убит по приказу Зенобии (240 г. - после 274 гг.) - его второй жены, желавшей сделать наследником своего сына. В действительности от имени малолетнего сына Пальмирой правила сама Зенобия. Римляне отказались признать ее правление, и Зенобия объявила о независимости от Рима. У нее открылся талант полководца: за короткое время она завоевала Сирию, восточную часть Малой Азии и Египет.
Собрав большую армию, римский император Аврелиан (214-275 гг.) разбил войска Зенобии в битвах при Антиохии и Эмесе. Захваченную Пальмиру римляне разрушили, не пощадив никого из жителей. В 274 г. во время триумфального шествия Аврелиана через Рим Зенобию провели по городу в золотых цепях. Впоследствии она скончалась в ссылке, правда комфортабельной: в поместье Тибур (ныне Тиволи) под Римом.
В правление царицы Зенобии Пальмира стала столицей самостоятельного государства, включавшего Сирию, Малую Азию и Египет. Архитектурные ансамбли столичного города отличались внушительными масштабами и были с пышностью украшены множеством скульптур. Раскопки Пальмиры ведутся с 1900 г., раскрыта часть руин античного города с регулярной планировкой и улицами в обрамлении грандиозных коринфских колоннад.
После того как римляне расправились с Пальмирой, она не сумела вернуть прежнее могущество. Некоторое время она оставалась поселком на Страта Диоклетиана - сети римских укреплений, одним из пунктов на мощеной дороге между Дамаском и Евфратом. В 634 г. Пальмиру разрушили почти до основания арабы, а последовавшее затем землетрясение лишь завершило картину окончательной гибели.
Положение Пальмиры между Востоком и Западом отразилось в смешении культур. Например, одеяния на скульптурах Пальмиры восточные, а их глаза очерчены в соответствии с ассирийскими традициями. При этом декоративные элементы соответствуют традициям греческого и римского орнамента. В древней Пальмире говорили на арамейском языке и пользовались двумя видами письменности: монументальной (иероглифическое письмо для надписей на стенах и колоннах) и скорописной (рукописное месопотамское письмо). В 1881 г. русский князь, путешественник и востоковед Семен Абамелек-Лазарев (1857-1916 гг.) обнаружил так называемый «пальмирский пошлинный тариф»: мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках (250 строк), содержащую таможенный тариф 137 г. н. э., сыгравшую затем большую роль в исследовании арамейского языка. С разрешения местных властей Лазарев вывез ее в Россию, и сегодня она находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
Раскопки Пальмиры открыли древнюю планировку города. Пальмира - один из немногих сохранившихся античных градостроительных комплексов. Главную упицу-декуманус длиной 1100 м и шириной 11 м, протянувшуюся с востока на запад, археологи назвали Большой Колоннадой: первоначально она насчитывала 1500 колонн.
Коринфская колоннада II в. с трехпролетной триумфальной аркой, относящейся к началу III в., соединяла два центра: культовый (с храмом Бэла) на востоке и торговый (с рыночной площадью) на западе. Рыночная площадь была окружена колоннами, на которых устанавливали бюсты знатных горожан: в северной части - военачальников, в южной - чиновников, в западной - торговцев, в восточной - сенаторов.
Южнее колоннады располагались агора (площадь собраний) и здание сената. Особое место занимает так называемый «лагерь Диоклетиана» конца III - начала IV вв., обнесенный высокими стенами, с храмом Знамен.
Самый значимый храмовый комплекс был возведен в честь бога Бэла (вероятно, одного из образов Ваала), которому жители Пальмиры поклонялись как богу неба. Комплекс был завершен к 32 г. и включал двор, окруженный стеной с колоннадами, ритуальные бассейны, алтарь и непосредственно храм, гармонично сочетавший строгость римской архитектуры с восточной пышностью и размахом. Во время раскопок было также обнаружено несколько древних христианских церквей.
В центре Пальмиры стоял театр - постройка II в. - и роскошные термы. В некрополе Пальмиры сохранились нигде более не встречающиеся на Ближнем Востоке башенные гробницы высотой до 20 м и выше, представлявшие собой семейные усыпальницы с массивным цоколем, декоративно оформленным порталом и небольшим балконом. Здесь же находятся подземные скальные склепы - гипогеи. Гробницы и гипогеи богато украшены росписями и скульптурами.
Недавно археологи выяснили, как поддерживал существование этот город с населением в 200 тыс. человек посреди безжизненной пустыни. Была обнаружена сеть каналов и искусственных водоемов, куда собиралась дождевая вода во время редких сезонных гроз, дававших всего 120-150 мм осадков в год.

Общая информация

Древний город на Ближнем Востоке.
Административная принадлежность: Сирийская Арабская Республика.

Столица Пальмирского царства (ныне - поселение Тадмор).
Язык: арамейский (ныне - арабский).
Этнический состав: арамейцы (ныне - арабы).

Религия: языческая - поклонение богу Бэлу (Ваалу), ныне - ислам.

Денежная единица: сирийский фунт.

Цифры

Площадь (в древности): 0,5 км 2 .
Население древней Пальмиры - 200 тыс. чел., ныне в городе Тадмор - 51 323 чел. (2004 г.).
Удаленность: 240 км северо-восточнее города (столицы Сирии).

Климат и погода

Сухой тропический.

Средняя температура января: +8°С.

Средняя температура июля: +32°С.
Среднегодовое количество осадков: около 100 мм.

Относительная влажность воздуха: 60%.

Экономика

Сельское хозяйство: оазисное растениеводство (огороды), животноводство (мелкий рогатый скот).

Традиционные ремесла: ткачество, изделия из металла.
Сфера услуг: туристические, транспортные, гостиничные.

Достопримечательности

Архитектурные

    Храм Бэла (32 г.)

    Башня Ямблиха (конец I в.)

    Главная улица-декуманус (Большая Колоннада)

    Агора (площадь собраний)

    Храм Баалшамина (131 г.)

    Театр (II в.)

    Здание сената

    «Лагерь Диоклетиана» (конец III - начало IV вв.) с храмом Знамен

    Тетрапилон (перекресток)

    Некрополь (Долина гробниц - башенные гробницы и подземные скальные склепы - гипогеи)

    Водопровод и канализация

    Каналы и искусственные водоемы

    Остатки общественных зданий и храмов

Исторические

    Арабская крепость Калаат-аль-Маани (первая половина XVII в.)

Культурные

    Керамические водопроводные и канализационные трубы Пальмиры частично сохранились в хорошем состоянии и вполне пригодны для эксплуатации.

    Согласно одной из древних арабских легенд, Пальмиру создали джинны по приказу самого царя Соломона.

    С середины II в. в Пальмире строили подземные склепы - гипогеи. Самый известный - склеп Трех братьев, построенный братьями Нааманом, Малэ и Саеди. Склеп был рассчитан на 390 захоронений и, несмотря на то что гробницы строили для себя, это было коммерческое предприятие: братья продавали места в гробнице другим семьям.

    Расшифровка «Пальмирского пошлинного тарифа» позволила ученым уточнить географию связей жителей Пальмиры, которые торговали с персами, финикийцами, египтянами и даже индусами.

    Статуи, рельефы, мозаики и росписи Пальмиры хранятся в Национальном музее (Дамаск, Сирия).

    Название Пальмира носят города в США (в штатах Иллинойс, Индиана, Мэн, Миссури, Небраска, Нью-Джерси, Пенсильвания, Юта, Виргиния, Висконсин), атолл в Тихом океане, находящий под юрисдикцией США, город в Австралии, поселок на Украине и город в провинции Гуанакасте, Коста-Рика.

    Северная Пальмира - поэтическое название Петербурга, встречающееся в русской художественной литературе. Придумано придворными льстецами, сравнивавшими Екатерину II Великую (1729-1796 гг.) с Зенобией, а столицу России - с Пальмирой, славившейся богатством, великолепием и красотой архитектуры. Существует предположение, что автор выражения - литератор и издатель Фаддей Булгарин (1789-1859 гг.): это выражение часто встречалось на страницах его газеты «Северная пчела», которую он выпускал с 1825 г.

    Пальмирой также называют вееролистную пальму тропической Азии и гарнитуру шрифта для мелких типографских работ.