На сколько погружается подводная лодка глубина погружения. Глубокое погружение: определение и пределы

Чтобы быть всегда с водой, при этом не перегружая выкачивающее оборудование, важно установить насос на оптимальном уровне. Обычно этим занимаются специалисты, изготавливающие водоносный колодец. Иногда этим приходится заниматься домовладельцам самостоятельно. Вот тогда и возникает вопрос о том, на какую глубину опускают насос в скважину, как определить без специальных приборов и знаний оптимальный уровень расположения водяной помпы. Надеемся, что информация, изложенная ниже, поможет разобраться с возникшей проблемой и правильно установить насосное оборудование в скважине любого типа.

Каждый водоносный колодец индивидуален по основным характеризующим его показателям. Имеется в виду не только диаметр обсадной трубы и общая глубина (расстояние от устья до дна), но и такие показатели:

  • статический водный уровень;
  • динамический водный уровень;
  • дебет скважины (приток).

Эти данные всегда есть в паспорте водоносного сооружения, и они напрямую влияют не только на глубину погружения скважинного насоса, но и на выбор его оптимальной мощности и производительности. Давайте разберемся, что каждая из этих характеристик означает и как влияет на глубину установки водяной помпы.

Если из скважины определенный период не отбирать воду, в полости обсадной трубы установится постоянный уровень. Образовавшийся водяной столб уравновешивает давление в водоносных пластах, которое там стабильно. По этой причине уровень статический, то есть постоянный. Он может незначительно изменяться в течение года в зависимости от гидрологической ситуации и интенсивности забора воды из данного водоносного пласта соседними скважинами. Как правило, чем глубже колодец, тем стабильнее этот скважинный показатель.

Когда происходит откачка воды, верхний уровень в обсадной трубе непостоянный, поэтому называется динамическим. Нас интересует минимальный динамический уровень, что формируется при длительной непрерывной работе насосного оборудования.

Этот показатель зависит от двух факторов:

  • производительность насоса;
  • приток воды в скважину.

То есть, динамический уровень величина непостоянная, ведь не исключена замена помпы на другую, с отличающимися характеристиками, дебет колодца также может претерпевать изменения в процессе заиливания. Но как раз эта характеристика водоносного сооружения интересует больше всего при выборе правильной глубины погружения водяного насоса. Ведь для того, чтобы погружная помпа не оказалась сухой в процессе водозабора, нужно ставить ее ниже минимального динамического уровня в обсадной трубе хотя бы на метр. Это обусловлено особенностями скважинных насосов, о каких узнаете далее.

Какой насос нужен для скважины?


Для работы в условиях скважинного ствола однозначно не подходят погружные вибрационные насосы, и это подтвердит любой грамотный специалист. Нужно только оборудование центробежного типа. Особенность таких устройств в том, что они не всасывают воду активно, - она попадает в полость насоса под давлением столба, находящегося выше. Вот почему важно, чтобы над выкачивающим прибором всегда было не менее метра воды.

Второй причиной, обуславливающей необходимость постоянного нахождения насоса в водяной толще, является способ его охлаждения, которое также происходит за счет воды. Такое оборудование «на сухую» долго не проработает. В отсутствие охлаждающей жидкости подшипники, обеспечивающие вращение вала мотора, попросту расплавятся.

Чтобы насосное оборудование постоянно находилось в воде, следует не только его правильно заглубить в ее толщу, но и верно подобрать производительность помпы. Важно, чтобы этот показатель соотносился или был меньше дебета скважины. Другими словами, нужно создать условия, чтобы при максимальном заборе воды она успевала восполняться за счет притока.

Простой практический способ погружения насоса


Стоит заметить, что такая методика удобна и в большинстве случаев позволяет без определения характеристик колодца удачно поместить оборудование, то есть, на нужную глубину. Но подобный способ работает только на неглубоких скважинах, максимум на тех, где водозабор происходит с песчаного водоносного пласта. Методика заключается в следующих действиях.

  • Насос, оснащенный трубой ПНД, опускается на тросе до дна колодца.
  • После соприкосновения с твердым основанием, оборудование поднимается примерно на 2 м и временно фиксируется в таком положении.
  • Производится тестовый запуск выкачивающего устройства примерно на час. Весь этот период нужно отслеживать напор выходящей воды и ее качество (загрязненность твердыми примесями). Если качество воды удовлетворительное и напор стабильный, значит такое положение оборудования пригодно для постоянной эксплуатации. Когда в воде много песка или других грунтовых частиц, следует поднять устройство примерно на полметра и повторить тест. Если же во время испытания напор резко начал снижаться, нужно сразу же выключить насос, заглубить его и повторить пробу.
  • Когда оптимальное положение оборудования найдено, его надежно закрепляют для постоянной эксплуатации.

Такой способ можно применить для скважины, на которую нет документации с характеристиками, или она утеряна. Общепринятой же методикой определения оптимального погружения насоса в колодец, которой пользуются специалисты, является расположение оборудования по отношению к динамическому водяному уровню.

Оптимальный способ определения глубины установки насоса


Наиболее точно и правильно устанавливается насосное оборудование исходя из имеющихся характеристик скважины, точнее, беря во внимание динамический водный уровень. Этот показатель всегда указан в паспорте водоносного сооружения. Однако следует обратить внимание на сопутствующие данные. В документе, кроме минимального уровня воды во время эксплуатации, указано, при какой производительности насоса он фиксировался. Если хотите воспользоваться данными о динамическом уровне, учитывайте, что более производительное выкачивающее устройство при этом устанавливать нельзя. Если же насос уже куплен и он мощнее положенного, нужно будет его устанавливать глубже расчетного уровня.

Теперь о том, как определить глубину установки оборудования в скважине. Правила погружения насоса говорят о следующем:

  • устройство должно находиться ниже динамического уровня не менее 1 метра (больше можно);
  • оптимальная установка насоса относительно дна колодца, - не менее 3 м.

То есть, выкачивающее воду устройство, следует располагать в оговоренном промежутке. Практически рассчитать, на какую глубину нужно опускать всасывающее оборудование относительно устья скважины можно так.

Общая глубина колодца (от оголовка до дна), - 21 м. Динамический уровень (расстояние от устья до водяного зеркала в момент водозабора), - 14 м. Значит столб воды во время активной эксплуатации скважины составляет 21-14=7 м. Выше упоминалось, что сверху насоса должно быть не менее метра воды, а приближать ко дну менее 3 м не рекомендуется. Остается промежуток 7-(3+1)=4 м, в котором оптимально располагается оборудование. То есть, если брать конкретный случай, нужно опустить выкачивающее устройство на тросе, длиной 15-18 метров.

Важно! Если скважина давно не эксплуатировалась, показатель динамического уровня мог измениться, так как возможно уменьшение мощности водоносного пласта или заиливание дна колодца. Также этот показатель часто снижается в сезон активного водозабора. Это учитывается при выборе глубины установки скважинного насоса.

Наш эксперт - кандидат медицинских наук, заведующий отделением ГБО РНЦХ РАМН, заведующий кафедрой ГБО РМАПО МЗ РФ Владимир Родионов .

Кто на новенького?

Зачастую решение нырнуть на глубину к туристам приходит спонтанно. Например, когда они оказываются в городе, чтобы купить сувениры, и к ним подходят улыбчивые продавцы подводных экскурсий и предлагают осуществить незабываемое путешествие в морские глубины по смешным ценам. Однако покупать сертификат на погружение в случайной экскурсионной лавочке - большая ошибка. Нормальные дайвинг-центры (которые относятся к наиболее известным дайверским ассоциациям - PADI, PDA, CMAS) с такими посредниками не связываются. Низкая цена экскурсии тоже должна насторожить. Третий момент - при заключении договора требуется заполнить специальную анкету, позволяющую выяснить, нет ли у человека каких-то заболеваний, при которых погружение может быть опасным (в первую очередь это касается всех острых недугов и большинства тяжелых хронических заболеваний, особенно легочных и сердечно-сосудистых патологий, а также врожденных пороков сердца).

Первое погружение по всем правилам должно проходить в так называемой «закрытой» воде: бассейне или бухте, а не в море («открытой» воде). Также есть четкое правило безопасности для новичков: максимум два клиента на одного инструктора. На деле же все зачастую происходит совсем не так: туристов сразу вывозят в море, при этом бот бывает переполнен, не редкость, когда на 10 неопытных дайверов - всего 1-2 инструктора.

Не зная броду, не суйся в воду

Погружаться в первый раз разрешено на глубину не более 10-12 метров, поэтому места для дайвинга в нормальных центрах выбирают очень тщательно и так, чтобы там не было никаких подводных течений. У новичков при погружении на глубину больше 40 метров частенько проявляется наркотическое действие азота (так называемое «глубинное опьянение»). Возникшая эйфория часто толкает их на неадекватное поведение и, в частности, заставляет всплывать резко, без остановки. А делать этого нельзя ни в коем случае.

При всплытии даже с небольшой глубины важно не превышать скорость подъема 10-18 м в минуту. Если нарушить режим декомпрессии (то есть всплытия), может развиться декомпрессионная (или кессонная) болезнь. Суть ее вот в чем. По мере погружения в кровь дайвера проникает азот и растворяется там. А при быстром всплытии (под большим давлением и при значительном потреблении воздуха) этот газ не успевает выводиться из организма. В итоге в крови и тканях образуются пузырьки, разрушающе действующие на организм. При легкой степени кессонной болезни чаще всего возникают боли в суставах и мышцах, чувство тяжести в сердце, повышенной усталости. При тяжелых формах возможны поражения легочной ткани, параличи и другие неврологические нарушения, вплоть до летального исхода.

Виноваты французы
Кессонная болезнь называется так по аналогии с изобретением французского ученого Триже, который в 1839 году запатентовал кессон (ящик) для строительства опор мостов. С этого времени люди смогли относительно долго находиться в условиях повышенного давления. Сразу после этого изобретения множество кессонных рабочих умирали от декомпрессионной болезни. Но этот недуг был известен и раньше, еще задолго до изобретения кессона и скафандра, правда, его последствия были менее тяжелыми, так как люди без специальной техники не могли очень долго находиться под водой. Но тем не менее с давних пор японские ныряльщицы ама страдали заболеванием таравана (с 30 лет несчастные женщины отмечали у себя шаткость походки, тремор рук, нарушение памяти). Недуг связывают с гипоксией и образованием газовых пузырьков в центральной нервной системе при систематических ныряниях.

Интенсивность газообразования зависит не только от режима всплытия, но и от индивидуальной устойчивости человека к декомпрессионной болезни. Риск развития недуга прямо пропорционален времени, проведенному под водой и на глубине. Так, при 6‑часовом пребывании на глубине 7-8 м и быстром всплытии заболевают 5% людей; с 16 м - каждый второй; с глубины 24 м - практически каждый человек.

И молимся, чтобы страховка не подвела

Чтобы погружение было успешным, дайвер должен не только заранее продумать выбор режима всплытия (и точно соблюдать его под водой), но и быть на тот момент абсолютно здоровым, отдохнувшим. Также он не должен курить и принимать алкоголь и лекарства (особенно транквилизаторы) ни до, ни после всплытия. Первое время надо также избегать тяжелой физической нагрузки - например, не стоит идти вечером заниматься в тренажерный зал.

Также опасно летать самолетом ранее чем через сутки после погружения (и через 72 часа после многократных погружений в течение одного дня). Это усугубляет развитие декомпрессионной болезни.

На всякий случай нужно узнать, где находится ближайшая рекомпрессионная барокамера, которая необходима для лечения кессонной болезни. Но поскольку 1 час работы этой установки стоит от $700 до 2500, а при тяжелых формах болезни может понадобиться непрерывное лечение в течение нескольких суток, то оптимальный выход для человека, планирующего занятия дайвингом, - приобрести специальную медицинскую страховку. На срок до 20 дней ее стоимость будет около 30 евро, а на год она обойдется примерно в сотню евро.

Дышите глубже!

Если у пострадавшего развилась кессонная болезнь, лучше приступать к лечению как можно раньше, а не ждать до приезда на родину. Тем более что специальных рекомпрессионных барокамер, в которых можно устанавливать особый режим, в обычных российских медицинских учреждениях сегодня, к сожалению, нет. Последний раз такая барокамера работала в РНЦХ РАМН в 90‑х годах, но в связи с большой дороговизной ее использования она уже не функционирует.

Поэтому такие больные могут лечиться только в кислородных барокамерах. Метод гипербарической оксигенотерапии (ГБО) - не самый эффективный в таком случае, но это лучше, чем ничего.

Глубина погружения подводной лодки

расстояние от поверхности воды до места установки глубиномера центрального поста Различают глубину погружения перископную; предельную, на которой прочный корпус подводной лодки при ее погружении и плавании не испытывает остаточных деформаций; рабочую (80-85 % предельной), при длительном плавании на которой гарантируется нормальная работа всех систем и устройств; расчетную (в 1,5-2,2 раза превышает предельную), на которую рассчитывается прочность прочного корпуса при проектировании.

  • - срочный её переход из подводного положения в надводное...

    Словарь военных терминов

  • - переход ПЛ из подводного положения в надводное. Для этого частично нли полностью продуваются балластные цистерны...

    Словарь военных терминов

  • - приведение нагрузки ПЛ к заданным значениям дифферента н плавучести. Производится с целью подготовить ПЛ к погружению и плаванию под водой...

    Словарь военных терминов

  • - величина изменения глубины погружающейся ПЛ в единицу времени. Различают С. п. с поверхности моря н в подводном положении...

    Словарь военных терминов

  • - специальные ёмкости для погружения, управления плавучестью н дифферентом ПЛ, хранения жндкик грузов и других целен...

    Словарь военных терминов

  • - переход подводной лодки из подводного положения в надводное в случае какой-либо аварии...

    Морской словарь

  • - погружение подводной лодки с целью установления достаточности балластировки и правильности распределения на лодке переносного балласта...

    Морской словарь

  • - расстояние от поверхности воды до места установки глубиномера центрального поста Различают глубину погружения перископную...

    Морской словарь

  • - сварная или клепаная балка, привариваемая к днищевой части корпуса подводной лодки для увеличения продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый...

    Морской словарь

  • - состоит из прочного корпуса и легкого корпуса, а также из надстроек и рубки. Прочный корпус состоит из стальной корпусной обшивки, подкрепленной изнутри набором, состоящим из шпангоутов...

    Морской словарь

  • - прочная рубка в средней части лодки, обшиваемая легким кожухом для удобообтекаемости; верхняя его площадка служит мостиком в надводном положении...

    Морской словарь

  • - специальные емкости для изменения плавучести подводной лодки, изменения дифферента, хранения топлива, жидких грузов и других целей...

    Морской словарь

  • - процесс перехода подводной лодки из подводного положения в надводное. Всплытие затонувшего корабля - при судоподъемных работах...

    Морской словарь

  • - приведение плавучести, крена и дифферента подводной лодки к определенным значениям. Производится с целью подготовки подводной лодки к погружению и плаванию под водой...

    Морской словарь

  • - части легкого корпуса простирающиеся от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно. Служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы...

    Морской словарь

  • - совокупность механизмов вспомогательных, трубопроводов с арматурой, цистерн, контрольно-измерительных приборов, элементов управления и других устройств, предназначенных для...

    Морской словарь

"Глубина погружения подводной лодки" в книгах

ГАЛЬЮН ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Из книги Не служил бы я на флоте… [сборник] автора Бойко Владимир Николаевич

ГАЛЬЮН ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Боевая Служба – официальное название. Автономка – то же, что и БС, но в нашем обиходе. Что БС, что автономка, все это – автономное плавание подводной лодки длительное время с целью выполнения задач Боевой Подготовки. Представьте себе подводную

Командир подводной лодки

Из книги Огонь в океане автора Иосселиани Ярослав

Командир подводной лодки

Из книги Огонь в океане автора Иосселиани Ярослав

Командир подводной лодки В каюту поспешно вошел запыхавшийся Лыфарь.- Вот это мне нравится! - развел он руками, хлопнув дверью.- Что? - я отодвинул от себя книгу и повернулся к товарищу.- Тебя везде ищут, а ты...- Кто ищет?- На лодке ищут, - Лыфарь поднял правую руку и

7. Наподобие подводной лодки

Из книги Для юных физиков [Опыты и развлечения] автора Перельман Яков Исидорович

7. Наподобие подводной лодки Свежее яйцо в воде тонет – это знает каждая опытная хозяйка и, когда желает убедиться, свежи ли яйца, испытывает их именно таким образом. Физик выводит из этого наблюдения то, что свежее яйцо весит больше, чем такой же объем чистой воды.

Наподобие подводной лодки

Из книги Физика на каждом шагу автора Перельман Яков Исидорович

Наподобие подводной лодки Желая убедиться, свежо ли яйцо, хозяйка испытывает его нередко таким образом: если яйцо тонет в воде – оно свежо, если всплывает – оно негодно для еды. Физик выводит из этого наблюдения то, что свежее яйцо весит больше, чем такой же объем чистой

1.3. Устройство подводной лодки

Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен

1.3. Устройство подводной лодки Подводные лодки – особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. По конструктивному исполнению (рис. 1.20) подводные лодки бывают:– о д н о к о

Бой подводной лодки «U-29»

автора

Бой подводной лодки М-36

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Бой подводной лодки М-32

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Бой подводной лодки С-13

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Бой подводной лодки «U-29»

автора Хворостухина Светлана Александровна

Бой подводной лодки «U-29» В начале ХХ века Британский военно-морской флот значительно превосходил в силе своих главных соперников: Россию, Францию и Америку. Однако 22 сентября 1914 года самонадеянность дорого обошлась британским судам. В сентябре на Ла-Манше было ветрено.

Бой подводной лодки М-36

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Бой подводной лодки М-36 Подводные лодки Черноморского флота часто попадали в сложные ситуации на мелководье северо-западного района. 23 августа 1942 года капитан-лейтенант В. Н. Комаров, командующий подводной лодкой М-36 XII серии, обнаружил немецкий конвой. Прежде чем

Бой подводной лодки М-32

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Бой подводной лодки М-32 В октябре 1942 года советская подводная лодка М-32 XII серии под управлением капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина атаковала немецкий миноносец «Змеул». К несчастью для Колтыпина, торпеда не попала в цель и лишь указала на место нахождения подводной

Бой подводной лодки С-13

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Бой подводной лодки С-13 В 1945 году советская подводная лодка С-13 находилась на патруле в южной части Балтийского моря. Однажды акустический прибор лодки уловил звуки движения винтов. Командир подводной лодки тотчас же отдал приказ направить судно навстречу противнику. В

1.3.3. Глубина погружения

Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович

1.3.3. Глубина погружения Еще одну особенность хотел бы изложить здесь же. Связь под землей возможна и при более глубоком погружении под землю: радиосвязь под землей почти в равном качестве будет осуществляться как при помещении обоих корреспондентов на глубину 2 метра (в

Погружением подводной лодки назы­вается переход ее из надводного положения в подвод­ное или изменение глубины погружения с меньшей на большую.

Переход подводной лодки из надводного положения в подводное производится заполнением цистерн главного балласта, а изменение глубины погружения с меньшей на большую, как правило, ходом и горизонтальными рулями.

Погружение подводной лодки в два этапа принято называть обычным погружением. Оно произво­дится:

При вывеске;

При дифферентовке в районах, стесненных для ма­неврирования в подводном положении;

С учебными целями, а также по усмотрению коман­дира подводной лодки.

При обычном погружении заполняются сначала конце­вые цистерны главного балласта, затем средней группы при незаполненной цистерне быстрого погружения.

Перед погружением на подводной лодке осушаются трюмы, вентилируются отсеки и аккумуляторная батарея, готовится к погружению мостик, а при подходе к точке погружения стопорится ход и продувается цистерна бы­строго погружения. Погружение предваряется командой командира пл «Все вниз. По местам стоять, к погруже­нию». Личный состав занимает места согласно расписанию по погружению, закрывает забортные отверстия и готовит системы пл для плавания под водой. Главный командный пункт переводится с мостика в центральный пост или в боевую рубку. Наблюдение за горизонтом ведется через перископ и с помощью радиотехнических средств. Затем заполняются цистерны главного балласта носовой и кор­мовой (концевых) групп, причем вентиляция кормовой группы открывается на 1-2 секунды раньше носовой, и подводная лодка переходит в позиционное положение.

В позиционном положении проверяется заполнение во­дой осушительной магистрали и незаряженных торпедных аппаратов, осматриваются отсеки для установления ка­чества герметизации прочного корпуса. Крен и дифферент подводной лодки приводятся к нулю.

После выполнения перечисленных действий заполня­ются цистерны главного балласта средней группы. Клапа­ны вентиляции этих цистерн закрываются на глубине 5-7 м. Если подводная лодка с началом заполнения сред­ней группы начнет быстро погружаться, следует немед­ленно закрыть клапаны вентиляции цистерн средней груп­пы, продуть «среднюю», пустить насос на откачивание воды из уравнительной цистерны за борт и всплыть в по­зиционное положение, после чего установить и устранить причину провала подводной лодки. Лишь после этого повторить погружение. Если с заполнением средней груп­пы подводная лодка не погружается, она считается «лег­кой». В этом случае погашение положительной плавуче­сти производится приемом воды из-за борта в уравни­тельную цистерну. С приходом подводной лодки на глу­бину не более перископной закрываются клапаны венти­ляции всех цистерн главного балласта.

Обычное погружение на ходу

Прибыв в точку погружения и перейдя на необходи­мый режим движения, командир подводной лодки коман­дует: «Все вниз. По местам стоять, к погружению». При исполнении этой команды осуществляются те же действия и в том же порядке, что и при погружении без хода. После команды «Заполнить среднюю» командир прика­зывает: «Погружаться на столько-то метров, дифферент столько-то градусов». При погружении на безопасную или большую глубину не рекомендуется создавать диф­ферент более 5-7°.

При погружении на ровном киле заполнение цистерн главного балласта будет более равномерным. При этом горизонтальные рули перекладываются «параллельно на погружение» таким образом, чтобы дифферент подводной лодки был равен нулю. Такое положение сохраняется до глубины примерно 5-7 м.

С приходом подводной лодки на указанную глубину можно создавать дифферент, заданный командиром.

Если лодка не погружается, следует принимать воду в уравнительную цистерну. При этом, как только глуби­номер покажет изменение глубины, прием воды приоста­навливается. Если после заполнения средней группы ци­стерн главного балласта подводная лодка начнет быстро погружаться, необходимо создать дифферент на корму, ходом и рулями удерживая ее от дальнейшего погруже­ния. Одновременно нужно откачивать воду из уравнитель­ной цистерны за борт. Если этого окажется недостаточно, следует частично продуть среднюю группу цистерн глав­ного балласта, откачать из уравнительной цистерны нуж­ное количество воды, а затем, сняв «пузырь» со «средней», продолжать погружение.

Срочное погружение

Срочное погружение выполняется командиром подвод­ной лодки или вахтенным офицером и, как правило, од­ной боевой сменой. Оно обеспечивает уход подводной лодки под воду в минимальное время.

По команде «Все вниз» личный состав, находящийся на мостике, быстро спускается в лодку. По сигналу «Срочное погружение» личный состав выполняет следую­щие действия:

Останавливает дизели, отключает носовые муфты сцепления, задраивает шахты подачи воздуха к дизелям и другие забортные отверстия, открывает клапаны урав­нивания давления цистерн главного балласта, в которых находится топливо, а также клапан вентиляции цистерны плавучести;

Задраивает верхний рубочный люк (командир пл или вахтенный офицер);

Дает ход электродвигателями;

Заполняет цистерны главного балласта;

Управляет горизонтальными рулями;

Продувает цистерну быстрого погружения и закры­вает ее кингстоны;

Закрывает клапаны вентиляции средней группы и цистерн главного балласта.

При срочном погружении средняя группа цистерн за­полняется после задраивания рубочного люка. Контроль­ный прибор станции сигнализации должен показывать, что рубочный люк, запоры шахты подачи воздуха к ди­зелям, судовой и батарейной вентиляции закрыты.

В начальный период погружения подводной лодки но­совые горизонтальные рули следует положить на погру­жение, а кормовые - на всплытие. В этом случае обе пары горизонтальных рулей создают топящие силы. Кор­мовые горизонтальные рули, создающие дифферентующий момент на корму, способствуют удержанию лодки на ровном киле, уравновешивая дифферентующий момент, появляющийся с заполнением цистерны быстрого погру­жения.

По достижении глубины, когда все цистерны главного балласта окажутся заполненными, кормовые рули следует переложить на погружение, создать дифферент до 10° на нос (в зависимости от проекта пл) и удерживать его в процессе погружения.

Если подводная лодка должна остаться на перископ­ной глубине, цистерну быстрого погружения продувают на глубине, равной половине перископной. При необходи­мости уйти на безопасную глубину цистерну быстрого по­гружения продувают на глубине не менее перископной. Клапаны вентиляции цистерн главного балласта закры­ваются сразу же после ухода подводной лодки под воду.

Как правило, с командой «Срочное погружение» дается приказание командиром пл (вахтенным офицером): «Погружаться на глубину столько-то метров с дифферен­том столько-то градусов». С подходом к заданной глу­бине дифферент отводится, и рулевой-горизонтальщик докладывает глубину погружения по глубиномеру.

При срочном погружении надо быть готовым произ­вести аварийное продувание концевых цистерн главного балласта, если дифферент, быстро нарастая, превысит допустимый. Продувание средней группы цистерн может потребоваться в случае потери плавучести при неверном расчете нагрузки подводной лодки или при запоздалом продувании цистерны быстрого погружения.

Погружение на предельную глубину

В подводном положении пл может находиться на глу­бинах: перископной (7-9 м), под РДП

Подводное кораблестроение преследует несколько целей. Все они, так или иначе, связаны с уменьшением возможности обнаружения подлодки за счет увеличения расстояния между нею и водной поверхностью, а также некоторых других факторов.

Конечно, военно-промышленный комплекс вообще особая область, цели которой зачастую сильно отличаются от стремлений обычного мирного человека. Однако в предлагаемой статье рассмотрим некоторые данные о том, какова глубина погружения подводных лодок, а также пределы, в которых варьируется эта величина.

Немного истории: батискаф

Речь в материале пойдет, конечно же, о боевых кораблях. Хотя исследования человеком морских просторов включают посещение им даже планетного максимума глубины - дна Марианской впадины, которое, как известно, находится более чем в 11 км от поверхности Мирового океана. Однако историческое погружение, состоявшееся еще в далеком 1960 году, было проведено в батискафе. Это аппарат, не обладающий плавучестью в полном смысле, так как он может лишь тонуть, а затем подниматься за счет ухищрений инженерного гения. В общем, при эксплуатации батискафа не идет речи о перемещении в горизонтальной плоскости на сколько-нибудь серьезные дистанции. Поэтому глубина погружения подводных лодок, которые, как известно, могут преодолевать огромные расстояния, значительно меньше рекордной для батискафа, по крайней мере, пока.

Важнейшая характеристика

Говоря о рекордах в области освоения океанских просторов, не следует забывать и об истинном предназначении подлодок. Военные цели и боевой заряд, обычно располагающийся на таких кораблях, подразумевает не только высочайшую мобильность, необходимую для них. Кроме этого, они должны умело скрываться в идеально подходящих для этого водных толщах, всплывать в нужный момент и максимально быстро опускаться на необходимую для выживания после военной операции глубину. По сути, последнее и определяет уровень боеспособности корабля. Таким образом, максимальная глубина погружения подводной лодки является одной из важнейших ее характеристик.

Факторы увеличения

В связи с этим есть несколько соображений. Увеличение глубины позволяет улучшать маневренность подлодки в вертикальной плоскости, поскольку длина боевого корабля обычно составляет не менее нескольких десятков метров. Таким образом, если он находится в 50 метрах под водой, а его габариты в два раза больше, перемещение вниз или вверх чревато полной потерей маскировки.
Кроме того, в водных толщах имеется такое понятие, как «тепловые слои», которые сильно искажают гидролокационный сигнал. Если уходить ниже их, то подлодка становится практически «невидимой» для следящего оборудования надводных кораблей. Не говоря уже о том, что на больших глубинах такой аппарат намного сложнее уничтожить любым имеющимся на планете оружием.

Чем больше глубина погружения подводных лодок, тем прочнее должен быть корпус, способный выдерживать невероятные давления. Это, опять же, на руку общей обороноспособности корабля. Наконец, если предел глубины позволяет ложиться на океанское дно, это также повышает невидимость подлодки для любого локационного оборудования, имеющегося в распоряжении современных систем отслеживания.

Основная терминология

Существует две основных характеристики, показывающих способность подлодки к погружению. Первая - это так называемая рабочая глубина. В зарубежных источниках она также фигурирует как оперативная. Данная характеристика показывает, какова глубина погружения подводных лодок, на которую можно опускаться неограниченное количество раз за весь период эксплуатации. Например, американский «Трешер» нормально совершил 40 погружений за год в пределах данной величины, пока при очередной попытке ее превысить трагически не погиб вместе со всем экипажем в Атлантике. Вторая важнейшая характеристика - расчетная или разрушающая (в зарубежных источниках) глубина. Соответствует такой ее величине, на которой гидростатическое давление превышает прочность корпуса, вычисленную во время проектирования аппарата.

Тестовая глубина

Есть еще одна характеристика, о которой следует упомянуть в контексте. Это глубина погружения подводной лодки, предельная согласно расчетам, нахождение ниже которой может вызывать разрушение самой обшивки, либо шпангоутов, либо другого внешнего оборудования. Она также называется «тестовой» в зарубежных источниках. Она не в коем случае не должна превышаться для конкретного аппарата.

Возвращаясь к «Трешеру»: при расчетном значении в 300 метров он пошел на тестовую глубину в 360 метров. К слову, в США на эту глубину подлодка отправляется сразу после спуска на воду с завода и, по сути, «обкатывается» на ней определенное время, прежде чем передается заказывающему ее ведомству. Завершим печальную историю «Трешера». Испытания на 360 метрах для него завершились трагически, и хотя это было вызвано не самой глубиной, а техническими неполадками с атомным двигателем субмарины, однако случайности, по всей видимости, не случайны.

Подлодка потеряла ход из-за остановки мотора, продувка балластных цистерн не дала результата, и аппарат пошел на дно. Согласно данным экспертов, разрушение корпуса субмарины произошло на глубине около 700 метров, так что, как видим, между тестовым значением и действительно разрушительным есть еще порядочная разница.

Средние цифрыС течением времени, естественно, значения глубин растут. Если субмарины Второй мировой были рассчитаны на значения в 100-150 метров, то последующие поколения повышали эти пределы. С изобретением возможности использования ядерного распада для создания двигателей глубина погружения атомных подводных лодок также увеличилась. В начале 60-х годов она уже составляла порядка 300-350 метров. Современные подлодки имеют пределы порядка 400-500 метров. Пока на этом фронте наблюдается явный застой, похоже, дело за будущими разработками, хотя следует упомянуть о неординарном проекте, созданном в Советском Союзе в 80-е годы.

Абсолютный рекорд

Речь идет о подводной лодке «Комсомолец», к сожалению, трагически затонувшей, однако ей принадлежит все еще непокоренная вершина в освоении морских глубин современными субмаринами. Этот уникальный проект пока не имеет аналогов во всем мире. Дело в том, что для изготовления ее корпуса был использован очень прочный, дорогой и чрезвычайно неудобный в обработке материал - титан. Максимальная глубина погружения подводной лодки в мире пока все еще принадлежит «Комсомольцу». Этот рекорд был установлен в 1985 году, когда советская субмарина достигла 1027 метров ниже поверхности моря.
К слову, рабочее значение для нее составляло 1000 м, а расчетное - 1250. В итоге «Комсомолец» затонул в 1989 году из-за сильного пожара, начавшегося на глубине около 300 метров. И хотя ему, в отличие от того же «Трешера», удалось всплыть, история все равно получилась очень трагической. Пожар настолько повредил подлодку, что она почти сразу пошла ко дну. Несколько человек погибли еще при пожаре, а около половины экипажа утонуло в ледяной воде, пока подоспевала помощь.

Заключение

Глубина погружения современных подводных лодок составляет 400-500 метров, максимальная обычно имеет несколько большие значения. Рекорд в 1027 метров, установленный «Комсомольцем», пока не под силу ни одной из имеющихся на вооружении всех стран субмарин. Слово за будущим