Алушта массандровский дворец как доехать. Винзавод «Массандра» — колоритное украшение Ялты

Этот сказочный замок посреди леса успел многое повидать. В его стенах жили и цари, и вожди СССР, и простые люди. У каждого дворца в Крыму есть своя особенная история. Массандровский дворец имеет богатое историческое прошлое, но в то же время сохранилась та атмосфера уюта и отдыха, за которую дворец все и любят. Я бы посещала Массандровский дворец именно с целью почувствовать это умиротворяющее настроение и представить, как всё было больше века назад. Кстати, история дворца удобно прослеживается в разных коллекциях, представленных в его стенах. А чего стоят открывающиеся во все стороны виды и сам внешний облик дворца!

Где находится и как добраться

Массандровский дворец территориально расположен в посёлке городского типа , но по факту от основной части посёлка дворец отделён леском. Мне местоположение дворца нравится не меньше самого здания, ведь его окружают крымские горы и лес, вдали виднеются необъятные просторы Чёрного моря. Чаще всего туристы приезжают из , ведь из центра города до дворца можно добраться где-то за полчаса.

Доехать до Массандровского дворца можно:

  • из . Подойдет автобус № 29, идущий от центра Ялты. Также можете садиться на любой автобус в сторону Никиты, Гурзуфа, Симферополя. Эти автобусы отправляются с ялтинского автовокзала. Рядом с автовокзалом расположена троллейбусная станция. Вам подходят все троллейбусы, но лучше садитесь на троллейбус №2, он ходит чаще всего. Стоимость проезда на автобусе – 15-20 рублей, а на троллейбусе – около 10 рублей. От автовокзала Ялты до остановки «Верхний Массандровский парк» меньше 4 километров, а поездка на общественном транспорте займёт минут 15.
  • из . Тут можно сесть на автобус Алушта – или на троллейбус, следующий в том же направлении. Выйти надо на остановке «Верхний Массандровский парк». Предупредите водителя, что хотите попасть именно в Массандровский дворец. На троллейбусе будете добираться чуть больше часа, а на автобусе можно доехать за 40 минут. Стоимость проезда на автобусе – 50 рублей, на троллейбусе будет дешевле.

Откуда бы вы ни ехали, на общественном транспорте можно добраться только до остановки «Верхний Массандровский парк». Дальше придётся идти пешком вверх по асфальтированной дороге. На карте видно расположение остановок на Южнобережном шоссе.

Над дорогой на склоне вы увидите статую каменного орла, а неподалёку от орла будет ответвление с главной трассы. Вам туда. Вы пройдёте метров 500 вверх мимо особняков и выйдите к парковке. Тут надо повернуть налево и пройти мимо жилых двухэтажек. Местные жители часто продают фрукты и овощи со своих грядок. Кстати, обычно проезд к Массандровскому дворцу дальше парковки закрыт, но в середине весны, например, там было открыто и машины подъезжали к воротам у самого дворца. В общем, от парковки мимо домов и дальше по дороге вверх 500 метров и вы у контрольно-пропускного пункта в Массандровский дворец. Там можно купить билеты на экскурсии или сделать это позже в самом дворце.

Добраться до Массандровского дворца можно и другим, более интересным способом. Как насчёт прогулки в лесу? Можно приехать в посёлок Массандра, а оттуда пройтись через лес и выйти прямо ко дворцу. Тропа хорошо протоптана, так что не заблудитесь.


Подходит такой способ тем, кто живёт в Ялте и её окрестностях. Садитесь на автобус №3, 100 или 44 в центре или на автовокзале города. Выходить надо на конечной остановке маршрутов №3 и 100 – остановке «улица Стахановская». Напротив будет двухэтажный магазин «Соседи». Теперь надо пройти 350 метров вверх по дороге до таблички с надписью «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». Ориентируйтесь на ярко-голубую высотку.

Именно тут начинается тропа к Массандровскому дворцу. Протяжённость тропы – чуть меньше километра. Идти легко. Можно пройти даже в шлёпанцах.


Преимущества такой прогулки – чистый сосновый воздух, красивые виды на море и приятная прохлада в тени деревьев. Правда это лучше, чем тот километр по трассе вверх? Да и доберетесь вы в Массандру довольно быстро – минут за 20 с автовокзала, стоимость проезда – 12 рублей.

История Массандровского дворца

Полное название дворца – Массандровский дворец императора Александра III, но оно не отображает всей истории дворца и ничего не говорит о бесконечной смене его хозяев. Расскажу вкратце, а любители истории могут посетить экскурсию.

Строительство Массандровского дворца началось за восемь лет до того, как его приобрели для Александра III в 1889 году. Прекрасное место в лесу облюбовал для себя граф Семён Михайлович Воронцов. Именно он заложил основание дворца, оборудовал фонтаны и пешеходные дорожки на его территории. Но свой законченный замок Воронцов так и не увидел, скоропостижно скончавшись.

В 1889 году аскетичный двухэтажный замок покупают для Александра III и с 1892 по 1902 внешний облик дворца меняется до неузнаваемости. Известный архитектор того времени Максимилиан Месмахер искусно использовал декоративные приёмы, чтобы дворец стал по-настоящему царским. Он оставил изначальный план дворца, но расширил террасы и галереи, украсил дворец лепниной и орнаментом. Массандровский дворец превратился в сказочный терем посреди леса. Именно таким мы и видим его сегодня.

К сожалению, мечты об уединённости и покое среди леса не стали явью для Александра III. Как и Воронцов, император не увидел свой дворец в полной красе. После смерти Александра III, замок перешёл к Николаю II. Последний император России в память об отце достроил дворец, но очень редко останавливался в его стенах. Царская семья предпочитала свой Ливадийский дворец.

Что было дальше с царской семьёй и их собственностью всем известно. В стенах бывшей царской резиденции с 1929 по 1941 год был санаторий «Пролетарское здоровье» для больных туберкулёзом. Позже в Массандровском дворце ненадолго обосновался институт виноградарства и виноделия «Магарач».

С 1948 по 1989 год попасть на территорию Массандровского дворца было практически невозможно, ведь он стал государственной дачей. Несколько десятков лет там отдыхали самые видные политические деятели СССР: Сталин, Брежнев, Хрущев. Чуть выше дворца был даже построен охотничий домик.

После распада СССР дворец некоторые время пустовал, а в 1992 году был открыт уже в качестве музея.

Сейчас Массандровский дворец является филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Коллекция дворцового интерьера, в частности, создана на основе фонда Воронцовского дворца в Алупке.

Массандровский дворец-музей: график работы, цены, экскурсии

Туристы и местные жители приходят прогуляться по дворцовой территории, оценить экстерьер и интерьер дворца. Атмосфера тут располагает к медленным прогулкам. Царь задумывал свой дворец как тихую семейную резиденцию, и уединённость места чувствуется и сегодня, несмотря на большое количество туристов. Впрочем, их тут всегда меньше, чем в Ливадийском или Воронцовском дворце.

Массандровский дворец открыт с 9:00 до 18:00. Касса работает до 17:15. В субботу есть возможность задержаться во дворце подольше – он работает до 20:00 (касса открыта до 19:15).

Экспозиции и стоимость экскурсий в Массандровском дворце:


На территории дворца есть кафе, сувенирные точки, туалеты.

Кафе находится по левую сторону от дворца, если вы стоите лицом к нему перед бассейном. Средний чек на человека – 500 рублей. Выбор сувениров хороший. Можно купить что-нибудь с символикой Массандровского дворца. Мне нравятся расписные тарелочки и небольшие белые вазы. Таки декоративные вазочки можно купить за 300-400 рублей.

Придворцовая территория

Если вы не очень большой любитель истории, или уже посетили Воронцовский и Ливадийский дворец, насмотревшись на царские интерьеры, то можно обойтись и без экскурсии в сам дворец. Я люблю просто гулять по дорожкам парка вокруг здания, присматриваясь к его деталям.

Ландшафтный дизайн смотрится очень выгодно. Встречают посетителей широкие лужайки, а между ними идёт дорога к лестнице. Поднимаетесь по лестнице и с каждой новой ступенькой перед вами всё больше открывается сказочно красивый замок. Тут стоит остановиться и сделать первую фотографию дворца, а заодно осмотреть гигантские секвойядендроны, которым уже 130 лет.

На территории Массандровского дворца можно увидеть разные виды роз. Есть тут и так называемый «Сад ароматов», где растут действительно благоухающие растения: лаванда, мелисса, шалфей, бархатцы, розмарин…

Удивительно, но Массандровский дворец сохранил ту первозданную атмосферу спокойствия, за которую его любили цари, а потом другие видные деятели нашей эпохи. Приходите, гуляйте, исследуйте уголки парка и комнаты царских покоев. Эта «жемчужина» Крыма точно попадёт в копилку самых приятных воспоминаний.

Крым - это не только удивительная природа, исторические памятники и теплый климат. Крым - это целый мир прекрасных и самых разнообразных вин на любой вкус. По моему скромному мнению, побывать на полуострове и не испробовать их - вопиющее кощунство. И старейший в Крыму винзавод Массандры - прекрасное начало путешествия по местным винным богатствам.

Вина Массандры - это не совсем то, к чему мы привыкли. Десертные, ликерные и крепленые сорта все-таки весьма специфичны на вкус. Поначалу они кажутся приторными и чересчур сладкими. Но однажды распробовав и привыкнув, оторваться от них уже весьма трудно! Так было и со мной, и теперь я с трудом признаю другие вина. Так что будьте осторожны! вызывает привыкание:) А сам старинный завод - восхищение и восторг.

Историческая справка

Винные подвалы Массандры - старейшие в Крыму. Они были построены очень известным и искусным виноделом - князем Львом Голициным в конце XIX века. В Крыму это имя второе по популярности после имени президента. У всех крымчан князь в большом почете. Сам винзавод был построен по приказу Николая I, после того как он повторно побывал в Крыму и отведал местного винограда и вин. Восхитившись, император решил поддерживать и развивать это крымское богатство.

По меркам того времени масштабность подвалов была несравненна: 7 длиннющих тоннелей под землей, где постоянно поддерживалась комфортная для выдержки вина температура в 12 градусов. А здание главного винного погреба является уникальным памятником архитектуры и поэтому доставляет туристам недюжинное эстетическое удовольствие. Кроме того, старинные механические часы в главной башне музыкально бьют каждый час.

Второе здание винзавода было построено уже в XX веке. Оно находится сразу напротив первого, нужно лишь перейти через большую площадь. Эта площадь во дворе - не плац и не место проведения мероприятий. Это крыша винных подвалов. Гуляя по ней, вы топчете коллекционные вина:) Посередине площади проведена черта - своеобразная граница между XIX и XX веком в истории этого завода. В здании постройки XX века сейчас располагается администрация завода, а в историческом - все примочки для хранения и обслуживания вин.

Сегодня в Массандре хранятся вина с восьми винодельческих предприятий Массандровского винзавода, разбросанных по всему побережью Крыма. Сам же головной завод, находящийся в Массандре, вина не производит, а занимается только их хранением и выдержкой. Всего в нем хранится около 200 тысяч гектолитров вина 60 различных сортов.

Как добраться

Завод находится по адресу ул. Винодела Егорова 9, в поселке , что расположен на территории Большой Ялты.

Общественный транспорт

Из Ялты можно доехать на маршрутке №40, которая стартует от остановки «Вещевой рынок». Маршрутка заезжает в саму Массандру и останавливается прямо у завода. Время в пути составляет минут 20. Маршрутка ходит каждые полчаса.

Со стороны Алушты и прочих поселков, расположенных восточней Ялты можно доехать на троллейбусе № 52 и № 53, до остановки «Массандра». Летом они ходят каждые 20 минут, в зимний период - каждые полчаса. В принципе можно добраться любыми рейсовыми автобусами, следующими до Ялты из Симферополя или прибрежного поселка, где вы остановились. На Массандре все они обязательно делают остановку. Далее нужно будет пройти по поселку пешком.


Есть вариант попросить водителя остановится на остановке по требованию «Винзавод» - это следующая остановка после «Массандры». Идти пешком от нее немного ближе (на целых 250 метров, согласно Гуглу).


На машине

На машине можно добраться точно так же: сначала доехать по Южнобережному шоссе до поворота на Массандру, который обозначен не только указателем, но и декоративной стелой, а далее следовать по самому поселку по ул. Винодела Егорова, как показано на первой карте.

Что посмотреть

Посмотреть на винзаводе можно только то, что показывают экскурсоводы - без экскурсионного сопровождения вход на территорию завода запрещен, разве что в магазин. Расписание экскурсий меняется летом и зимой, посмотреть его можно на их сайте .

Экскурсия

На экскурсии опытные гиды в деталях поведают вам историю завода, процитируют восхищенные отзывы великих людей, побывавших здесь в разное время; покажут подвалы, где хранятся коллекционные вина и бочки, в которых выдерживают еще молодое вино; посвятят в некоторые тонкости виноделия и расскажут про структуру и работу завода в современности. С экскурсоводом вы также побываете на заводской площади и полюбуетесь старинной архитектурой. Гулять по подвалам, залам и лестницам завода очень атмосферно. Приглушенный свет, вековые каменные стены, ряды запылившихся бутылок, эхо слов экскурсовода - все здесь создает впечатление, будто ты в таинственном, полном загадок замке.

Мне попался очень хороший гид, и все слушали его буквально с открытым ртом. Полагаю, что все гиды в Массандре - мастера своего дела, ведь завод - не только знаковое туристическое место Крыма, но и очень статусное винодельческое предприятие для всей России. Стоимость экскурсии составляет 300 рублей.


Дегустация

Кроме экскурсии на винзаводе можно посетить дегустацию. В старинном сводчатом зале вас посадят за дубовые столы и дадут попробовать 9 сортов марочных массандровских вин.

Совет: на дегустацию стоит прихватить сыра или орехов, чтобы перебивать вкусы вин. К сожалению, эти закуски предоставляют не каждый раз. Я разговаривала с другими туристами, побывавшими там в разное время - кому-то перепало сырка, а кому-то и нет. Так что, будьте дальновидны.

Прежде чем брать билет на дегустацию, убедитесь, что вам уже есть 18 - для несовершеннолетних двери в дегустационные залы, увы, закрыты. Стоимость дегустации составляет 450 рублей.


Магазин

Фирменный магазин располагает почти всеми сортами вин, производимыми на винодельческом комбинате. Там вы можете приобрести вина, запавшие вам в душу на дегустации.

Купите изысканный напиток в стекле или на розлив (в пластиковых бутылках), чтобы было легче везти домой кусочек полюбившейся вам Массандры.

Всем, кто отдыхает в Крыму, в районе Большой Ялты, поездка на винный завод Массандры несомненно доставит огромное удовольствие.

Удивительная история создания крымских вин тесно связана с именем Его Сиятельства графом, а затем и князем, Воронцовым.

После присоединения Крыма к России в период правления Екатерины II в 1784 году, на территории Крыма была образована Таврическая область. В 1823 году император Александр I назначил графа Михаила Сергеевича Воронцова наместником Новороссии.

В России можно найти немного государственных деятелей сделавших для блага Крыма столько, сколько сделал этот человек.

М.С.Воронцов оценил огромный сельскохозяйственный потенциал . Он приобрел обширные имения в Алупке, Гурзуфе, Ай-Даниле и Массандре.

В этих имениях М. Воронцов разбивал виноградники, в которых высаживал лозы, приобретенные по всей Европе.

История завода до революции

Целью М. Воронцова было создание в России промышленного виноделия. Причем, это делалось не столько для получения личной прибыли, а сколько из патриотизма в самой лучшей форме его проявления.

Массандра, великолепно защищенная с севера, была выбрана как одно из лучших мест для выращивания винограда. Так начиналось крымское виноделие.

В Массандре был построен первый небольшой «винокурный» завод, для работы на котором были приглашены виноделы из Франции и Италии.

В 1834 году в виноградниках Массандры было 16 тысяч виноградных лоз нескольких сортов: токай, бордо, кокур и рислинг.

Капиталист по своим убеждениям, М. Воронцов увеличивал производство вина, но не за счет расширения виноградников, а за счет увеличения ассортимента вин высокого качества.

Иностранные лозы в крымском климате при изготовлении из них вин давали новый, оригинальный вкус. Поразительный эффект давало соединение разных сортов винограда.

В 1837 году состоялась встреча М. Воронцова с императором Николаем I, который был восхищен переменами, произошедшими с Крымом за короткий период.
Долины, сплошь засаженные виноградом, фруктовые сады, десятки сортов прекрасных российских вин.

Императору было предложено попробовать больше 30 сортов крымского винограда и столько же бутылок вина разных сортов. Император отметил великолепный вкус мускатного вина.
Владельцы других крымских поместий последовали примеру М.Воронцова и стали сажать виноградники.

Задачей первого российского винодела было вытеснение иностранных вин отечественными, крымскими. Уже в 40-50-х годах 19 века массандровские вина поставлялись в Москву, Петербург, Одессу, Харьков, Ростов-на-Дону, Ялту и другие города России.

Крепкие, густые ликерные вина, мускаты, портвейны стали постепенно завоевывать рынок, вытесняя иностранные. Это исключительно заслуга графа М. Воронцова.

Дело отца продолжил его сын и наследник Семен Михайлович Воронцов. При нем увеличилась площадь виноградников, возросло число городов, в которых продавались крымские вина.

В Массандре был построен еще один винный подвал. Вино стали скупать у частных садовладельцев, потом выдерживали его в массандровских подвалах, улучшали вкусовые качества вина и продавали.

После смерти С.Воронцова массандровское имение стало приходить в упадок. Понимание уникальности крымских вин привело к покупке имения Массандра у наследников Воронцова Удельным ведомством, и Массандра стала имением царской фамилии Романовых .

Удельное ведомство оказалось достойным наследником Воронцовых.
Развитие российского виноделия осталось приоритетным направлением его деятельности. Были посажены новые плантации винограда, приглашены специалисты не только в области виноделия, но и других областях, связанных с выращиванием и адаптацией в Крыму европейских сортов.

На должность главного винодела был приглашен князь Лев Сергеевич Голицын. Выбор был очень удачным. Л. Голицин был человеком широко образованным, страстно преданный делу российского виноделия.

Он был основателем коллекции вин, которая существует и сегодня. При Л. Голицине в коллекцию было заложено 32 тысячи бутылок лучших вин Европы.

Увеличение производства и ассортимента вин Массандры привели к необходимости строительства нового винного подвала. Место было выбрано вблизи Массандровского водопада, главного источника воды Массандры.

Подвал был построен в виде горизонтальных штолен, вырубленных в толще горы. В новом вином хранилище была создана уникальная система вентиляции.

В подвале можно было разместить почти полтора миллиона бутылок и 80 тысяч литров вина в бочках.

Стал одной из выдающейся достопримечательностью не только Крыма, но и мира. Он был уникален по многим показателям.

Постоянная температура 10 градусов в жарком южном климате, башня, от которой веером расходятся 7 тоннелей длиной 150 метров, электрическая вентиляция и освещение, подъемные механизмы – все это было не только современным, а опережало время на десятки лет.

За пять лет работы Л. Голицина в Массандре, крымские вина полностью вытеснили французские с российского рынка.

Массандра после революции

Во время гражданской войны коллекцию вина замуровали так, что никто не смог найти вход в подвал. Виноградники тоже почти не пострадали.

Завод и подвал в Массандре национализировали в декабре 1920 года. Сотрудники завода, массандровские виноделы люди фанатично преданные своей профессии. Смена власти не привела к уничтожению уникальной коллекции.

В 1936 году появился документ за подписью А. Микояна, Народного Комиссара Пищевой промышленности СССР.
Документ признавал особое значение коллекции массандровских вин, предписывал из каждой партии нового вина 500 бутылок закладывать в коллекцию, вести учет в специальной книге.
Этот документ имел важнейшее значение для развития массандровского завода в годы советской власти.

Во время Великой Отечественной войны судьба коллекции висела на волоске, и спасти часть ее удалось чудом. 57 тысяч бутылок и 120 тысяч декалитров вина в бочках успели вывести в Батуми.

Но в морском порту не было вагонов, чтобы вывести вино дальше, и его собирались продать. Спас случай – в военной комендатуре работали бывшие работники завода, которые понимали ценность этого груза. Их вмешательство помогло отправить вино за линию фронта.

Оставшиеся 70 тысяч бутылок замуровали в одной из галерей завода, и их так и не нашли во время войны.

Остальное пришлось уничтожить. Это было трагическое событие. Вино уничтожали люди, его создавшие: открывали краны, разбивали бутылки, бочки. Люди стояли по щиколотку в вине, море стало красным от попавшего в него вина. Уцелевшие бутылки уносили домой. Но уничтожить успели не более трети, остальное досталось немцам, и было увезено в Германию.

Более всего виноделие в Массандре пострадало во время антиалкогольной компании в 80-х годах прошлого века . Вмешательство В. Щербицкого и первого секретаря Крымского обкома партии Макаренко спасло завод от разгрома, но ущерб был огромен.

Оборудование завода уничтожили и заменили на другое, производящее соки. Вырубались уникальные виноградники. Высококлассные специалисты остались без работы. В эти годы потребление водки увеличилось в 10 раз! К счастью, антиалкогольная «эпоха» продлилась не слишком долго.

Винодел А. Егоров

Завод «Массандра» находится на улице Винодела Егорова. Этот уникальный человек отдал заводу всю жизнь, а прожил он 95 лет.
Свою деятельность А. Егоров начинал рабочим, а со временем стал главным виноделом завода.

Он обладал феноменальной вкусовой памятью, что позволяло ему быть не только прекрасным дегустатором вин, но и создателем многих новых сортов вин, известных до сих пор.

А. Егоров стал создателем 19 новых сортов вин. «Десертный Сурож» , мадера «Массандра» и легендарный «Мускат белый Красного камня» — самые знаменитые творения А. Егорова. Во время Отечественной войны многие названия вин и даты их изготовления были утрачены. Феноменальная память А. Егорова помогла в восстановлении этих данных.

А. Егоров пил исключительно столовые вина, потом сменил их на мадеру.
В 92 года он всё еще проводил дегустации с сотрудниками. Это ли не лучшее доказательство полезности массандровских вин.

Со всех уголков Крыма в Массандру приезжают экскурсии, чтобы увидеть удивительные подвалы завода, По опросам туристов, эта экскурсия является самой интересной и запоминающейся из всех проводимых в Крыму.

Прежде чем попасть в Дегустационный комплекс, посетители оказываются в большом дворе ограниченном двумя зданиями.

Старый винный завод похож на средневековый замок: серый камень, толстые стены, узкие окна, ворота из железа с аркой наверху.
В старом здании 4 этажа, из которых 2 находятся под землей.

В подземных этажах расположены галереи для выдержки коллекционных вин. В старом здании винзавода находится цех выдержки десертных виноматериалов, музей виноделия и дегустационные залы.

Новое здание было построено в 1956 году в стиле старого здания. На заводском дворе установлены памятники Л. Голицину и А. Егорову, которые окружают цветочные клумбы и бассейны.

Дегустационный комплекс имеет 4 зала: греческий на 72 человека, мадерный на 35 человек, хересный на 25 человек и VIP зал, вмещающий 20 человек.

Переносит посетителей в мир Древней Греции. На фреске художника К. Поповского изображены древние греки на берегу моря, которые дегустируют вина в сопровождении музыки.

Оформлен в виде палубы корабля не случайно. Мадеру в бочках вывозили с острова Мадейра через Атлантический океан на острова Яву.

Там бочки долгое время прогревали на жарком солнце тропиков отчего она приобретала особенный пряный вкус. Удивительное свойство мадеры улучшать вкус после длительной выдержки на солнце используется в Массандре.

Оформление хересного зала посвящено периоду создания крымского виноделия в 19-20 веках. Здесь можно видеть фотографии Крыма и Массандры этого времени. Виноградные гроздья, которыми украшен зал, тоже напоминают о широкомасштабных посадках виноградных лоз из Франции, Испании, Португалии и Италии.

Музей виноделия Массандры – это уникальная экспозиция, которая рассказывает об история виноделия с античных времен до настоящего времени.

Условно выставка состоит из трех больших разделов: античный и средневековый период виноделия, виноделие времен российской империи и советский и современный период виноделия.

Виноделие является одной из древнейших отрасли деятельности человека.
В Греции вино делали еще в 4-5 веках до н.э. Позже эту традицию продолжили римляне и генуэзцы. Делали его и в многочисленных греческих, римских и генуэзских колониях в Таврии.

В залах музея представлены огромные глиняные сосуды, которые вмещали 300 литров вина. В экспозиции — различные амфоры для перевозки вина, а также античные кубки, чаши, килики из которых пили вино в разные периоды античности и средневековья.

В залах, посвященных периоду российского виноделия в Крыму, представлены фотографии, рассказывающие об этапах развития отрасли под руководством Воронцовых и С. Голицина.

Много материалов посвящено строительству первого винного подвала в Массандре.
Первые крымские вина, созданные Л. Голициным с учениками, также представлены в экспозиции. Многие из них существуют до сих пор.

.

Экскурсии и дегустации по заводу

Экскурсии, которые предлагает посетителям Дегустационный комплекс, очень разнообразны по содержанию, времени и цене. Но любая из них необыкновенно интересна.

1. В программу малой экскурсии входит посещение Музея виноделия и среднего подвала цеха выдержки коллекционных вин. Экскурсия занимает 45 минут и стоит 240 рублей.

2. Большая экскурсия включает, кроме вышеперечисленного, посещение Царского подвала с музейной галереей коллекционных вин. Экскурсия длится 50 минут и стоит 340 рублей.

3. Несколько экскурсий с дегустацией, помимо посещения различных подвалов и музея, заканчиваются дегустацией 9 марочных вин. Цена таких экскурсий, в зависимости от программы от 520 до 620 рублей.

Вина, предлагаемые на дегустации, представляют лучшие образцы разных категорий вин от сухих до мускатов и портвейнов.
Дегустация, которой, как правило, предшествует интереснейшая лекция, не только является увлекательным рассказом о технологии, истории вин, но для многих открывает ранее неизвестный мир одного из величайших изобретений человечества – настоящего, хорошего вина.

На дегустации посетителям предлагается:

    • Сухое красное терпкое не крепленое вино Саперави, которое часто используется как аперитив;
    • Херес четырехлетней выдержки, который считается мужским напитком. Имеет сложный букет, в котором присутствуют ноты каленого ореха и миндаля;
    • Мадера, в отличие от хереса, относится к женским напиткам. Когда Мадера только появилась, из-за ее яркого аромата вино часто использовали вместо духов! В коньячном вкусе мадеры присутствуют ноты ванили, сухофруктов и орехов;
    • Красный портвейн «Массандра» — напиток для согрева. В его вкусе есть коньячные и вишневые тона;

  • Пино-гри «Массандра» — десертное вино, имеющее янтарный цвет, фруктовое послевкусие изюма;
  • Алеатико Аю-даг или Лакрима Кристи – вино, созданное еще до революции. Часто используется вместо кагора в церкви;
  • Легендарное вино Токай было создано еще в 1932 году. Это одно из самых знаменитых и дипломированных вин Массандры. Вино имеет очень нежный и тонкий аромат. С возрастом вкус Токая становится только лучше;
  • Мускат белый «Южнобережный», как и все мускаты завода, великолепный напиток, который доставляет огромное удовольствие;
  • Ликерное вино Пино-гри Ай-даниль – ликерное легкое вино, крепостью 13 градусов. Вино ароматное и вкусное.

Есть в Дегустационном комплексе экскурсии для гурманов, на которые проходят только для дегустации.

Состав вин на таких экскурсиях различен: от 9 марочных вин, до 2-х часовых эксклюзивных экскурсий для VIP гостей.
Стоимость: от 7700 до 13200 рублей. Численность группы не должна превышать 10 человек.

Время проведения экскурсий: 11:00, 13:00, 15:00, 17:00, 19:00.
Время проведения дегустаций: 11:50, 13:50, 15:50, 17:50, 19:50.
Эксклюзивная дегустация проводится по предварительной заявке.

Лучшие вина Массандры

Подвалы Массандры хранят сегодня около миллиона бутылок коллекционных вин. Этот факт занесен в книгу рекордов Гиннеса .
К сожалению, именно на такое количество рассчитана емкость подвала, и поэтому их количество не может увеличиваться.

Вина, выпускаемые заводом «Массандра» можно разделить на 3 больших категории:

  • бутылочные;
  • сувенирны;
  • коллекционные.

Бутылочные вина разливаются в традиционные темно-зеленого цвета бутылки объемом 0,75 литра. На вогнутом дне нанесена большая буква «М».

Все бутылки закупорены натуральной пробкой, произведенной в Португалии, на которой изображен круглый логотип МАССАНДРА.

Этикетки вин имеют 8 цветов в пастельных тонах. На всех этикетках есть изображение завода Массандры и название вина.

Бутылочные вина Массандры представлены в трех группах:

  • марочные вина (столовые сухие, крепленые крепкие, десертные, ликерные);
  • ординарные вина (столовые сухие и полусладкие, крепленые крепкие и десертные).

Девять вин, предлагаемые на дегустации, безусловно, являются лучшими винами Массандры. Их можно приобрести в магазине при заводе, не опасаясь подделок.

Несколько легендарных вин Массандры заслуживают отдельного рассказа.

Этот шедевр виноделия был создан в 1944 году. Марочное ликерное вино глубокого янтарного цвета имеет огромное количество эпитетов и наград.

По-настоящему интересные памятники архитектуры имеют не только оригинальный вид, но и необычную историю. Массандровский дворец может быть хорошим примером таковых в Крыму. Он долго не хотел строиться и, предназначенный для царей, куда лучше послужил диктатуре пролетариата.

Где находится Массандровский дворец на карте

Он располагается на территории Большой Ялты, в небольшом, но крайне живописном поселке Массандра, который хоть и не может похвастать выходом к морю, но востребован не менее морских . Территориально – это восточная окраина селения, рядом проходит Южнобережное шоссе. Вокруг дворца также раскинулся красивейший Массандровский парк, а невдалеке нетрудно найти , о которых мы уже рассказывали здесь.

История дворца в Массандре

Переходящее имение

Место без легенд

Что удивляет в Массандровском дворце – полное отсутствие связанных с ним исторических легенд и «страшных» сказок. Большинство исторических прямо-таки опутаны такого рода фольклором, а это – нет. Не помогла даже очевидная «невезучесть» Массандры, постоянно менявшей владельцев и никого из них не приютившей надолго.

Возможно, это объясняется тем, что призраки имеют привычку обитать в обжитых местах. А Массандровский дворец так никому настоящим жилищем и не стал. Он словно изначально предназначался на роль не человеческого обиталища, а музея. А призрака, заведшегося в музее, бдительный заведующий фондами немедленно возьмет на учет и снабдит инвентарным номером. И от легенды ничего не останется.

Так что все легенды сводятся в основном к появлению дворца на киноэкранах. К примеру, ему довелось «играть» в дом миллионера Моргана снаружи (интерьер взяли в Воронцовском дворце). Скандалов – и то тут не было. Отдыхавшие в Массандре генсеки вели себя смирно.

Архитектура и внутреннее убранство

Смешение стилей и вкусов

Поэтому фактически Массандровский дворец таит в себе довольно мало истории. Но это не мешает ему быть интереснейшим памятником архитектуры. Причем М.Е. Месмахер сумел при его строительстве справиться сразу с несколькими крупными проблемами:

  • обезопасить детище от природных угроз (место для дворца идеальным не было),
  • воплотить в проекте любимую им архитектурную эклектику,
  • потрафить специфическим вкусам венценосного заказчика.

Николай II, не проявлявший к Массандре личного интереса, не вносил в проект изменений, так что он отражает запросы именно Александра III. Массандровский дворец так и называют именем последнего.

Эклектика, то есть смешение в одном нескольких стилей, была в моде на рубеже XIX-ХХ веков. М.Е. Месмахер был принципиальным сторонником такого метода. Поэтому он не просто достроил здание Э. Бушара, он «разбавил» его средневековую готическую строгость элементами раннего барокко, античности, мавританского и даже русского стиля.

Эклектика в действии

Дворец следует рассматривать в комплексе – вместе с прилегающей территорией и ее сооружениями. Интереснейший памятник ландшафтного искусства представляет собой также . Но он много старше дворца – его разбивка была начата еще при Ольге Потоцкой (в замужестве Нарышкиной).

Неотъемлемой частью дворцового комплекса, вместе с террасой и выложенными плиткой лестницами является так называемая подпорная стена со стороны восточного фасада. Назначение у нее сугубо утилитарное – защищать дворцовую площадку от разрушительного действия ливневых потоков и оползней (в это большая проблема).

Однако архитектор выполнил ее с таким эстетизмом, что защитное сооружение превратилось в украшение. Стена выложена метлахской плиткой, снабжена рельефами, скульптурами, вазами. Ее вид заставляет вспомнить не то Францию, не то античное Средиземноморье.

Метлахская плитка стала вообще «фишкой» архитектора в этом проекте. М.Е. Месмахер широко использовал ее для отделки стен снаружи и оформления лестниц. Благодаря плитке здание получило характерный «теплый» оттенок (хотя описание приобретаемого Александром III «имущества» указывало, что двухэтажный дом выстроен из «серого местного камня»).

Однако в нем сохранились от проекта Э. Бушара средневековые элементы – круглые угловые «башни» с узкими высокими окнами и их стреловидные крыши. Французский стиль подкреплен материалом кровли – чешуйчатым графитным шифером. Сочетание теплого желтоватого тона метлахской плитки и холодного серого цвета кровли выглядит строго, но оригинально.

Строгие средневековые башни ограничивают фасады в более легком исполнении. Рельефные ризалиты и балконы, вазы, фронтоны придают зданию нарядность и нейтрализуют средневековую строгость. Полукруглые лестницы. Ведущие от главного входа на второй этаж, тоже заставляют вспомнить пышную эпоху барокко.

Здание снаружи украшают также копии античных статуй из императорской коллекции из Берлина. Изначально их было 29, но до настоящего времени сохранилось только 6. У многих изваяний было символической значение, ибо сфинксы являются символами мудрости, сатиры – плодородия, а химеры должны отгонять от жилища злых духов.

Кровля дворца имеет сложную форму – тут и стреловидные, и куполообразные элементы… Трубы, стилизованные под минареты, и резные украшения представляют мавританский стиль.

Поскольку дворец предполагалось использовать как «охотничий домик», он невелик и лишен «официальных» атрибутов. В нем нет шикарного подъезда и огромного парадного зала. Почти нет и служб – предполагалось наличие только сторожевого домика. По общей идее царской семье не требовался на «даче» большой штат, она не собиралась проводить тут большие приемы и официальные мероприятия. Это должно было быть семейное гнездышко, где можно иногда спрятаться от наскучивших обязанностей и надоедливых подданных.

Интерьер в александровском вкусе

Чтобы правильно воспринять особенности интерьера Массандровского дворца, нужно кое-что знать о личности Александра III. Царь был очень рослым, крупного сложения, грузным мужчиной огромной физической силы. Но при этом он категорически не любил просторных помещений и высоких потолков – ему нравилось, чтобы свод комнаты едва ли не у него на голове лежал (что-то вроде агорафобии, по всей видимости). Царь любил темные цвета и приглушенное освещение. Александр III также был в своем роде «квасным патриотом» – ему нравилось все русское, до боярских бород и допетровских костюмов включительно.

Вот под эти-то вкусы и приспосабливался интерьер Массандры. В нем нет высоких потолков вообще, да и по-настоящему просторных помещений тоже. Даже в общей столовой (поневоле немаленькой, ибо в царской семье было много ) потолок такой низкий, что возникает вопрос: доведись Александру III тут обедать, не набивал бы он себе шишек на макушке?

Дворец внутри сохранился очень хорошо, так что можно в полной мере оценить и замысел архитектора, и стиль жизни венценосного семейства. Правда, из-за «необитаемости» дворца многие помещения остались фактически недоделанными. Так, комнаты третьего этажа (изначально предназначавшиеся для царских детей) никогда не были обставлены.

Полностью отделанными и приготовленными к использованию оказалось всего несколько помещений:

  • вестибюль – без него не обойдешься;
  • приемные царя и царицы;
  • кабинеты венценосной пары;
  • супружеская спальня;
  • гостиная императрицы;
  • столовая;
  • бильярдная.

В интерьере Массандровского дворца Александра III также широко использовалась метлахская плитка. Были тут и изразцовые печи – дань склонности императора к русской традиции. Также в отделке использовано большое количество дерева – его император тоже любил. Применялись разные породы – дуб, орех, красное дерево.

С необычайным мастерством выполнена отделка – сложная резьба (особенно примечателен буфет в столовой) и расцвеченное выжигание по дереву. В этом стиле выполнены двери и стенные панели.

Есть в Массандровском дворце и другие интересные вещи. К примеру, кабинет императрицы украшает уникальный камин из цельной глыбы коричневого мрамора. Имеется также люстра ручной работы и уникальное зеркало. Для отделки помещений использовались также витражи и живопись по стеклу (получался любимый Александром III приглушенный свет) Сохранились многие предметы мебели, включая встроенные шкафы красного дерева.

При посещении дворца нетрудно заметить, что стиль помещений императрицы заметно отличается от комнат, предназначенных для царя. Там и декор другой (к примеру, есть лепные элементы), и даже потолки выше. Это тоже немало говорит о личности царя-заказчика строительства.

Супруга Александра III была женщиной изящной, с утонченным вкусом. А царь являл собой образец примерного мужа – жену любил, уважал и по мере способностей угождал ей. Вот и был создан для стройной, воздушной императрицы совсем иной антураж, чем для ее мужа, сильно смахивавшего на русского медведя.

Кроме красоты, дворец был обеспечен и удобствами. В нем имелись электрическая динамо-машина и центральное отопление от своего котла (камины шли больше для красоты).

Конечно, следует учитывать, что обстановка дворца сохранилась не полностью, и доступные сегодня для обозрения интерьеры дополнены предметами из других императорских собраний. Но делали это люди, хорошо знающие и стиль эпохи, и характеры членов семьи Романовых. Так что за достоверность реконструкции можно поручиться.

Массандровский дворец: фото внутри замка

Экскурсия в музей царей и народа

Сейчас дворцовый комплекс в Массандре имеет статус охраняемого объекта федерального значения. Музей является филиалом Алупкинского музея « ».

Цена вопроса

Для начала: в Массандровском музее нет выходных. Однако режим работы меняется в зависимости от дня недели и сезона, так что лучше либо уточнить расписание по телефону либо через сайт Воронцовского музея, либо рассчитывать на время между 10-00 и 15-00 (с гарантией).

Экскурсионным объектом является и окружающий дворец парк. Но вход на его территорию абсолютно бесплатный, многие отдыхающие в Массандре прячутся там от полуденной жары. Поэтому осмотреть достопримечательности возле дворца (памятный бюст Александра III, скульптуры) и дворец снаружи можно без денег и в любой момент.

Попасть внутрь сложней – за это придется платить. Экскурсионное обслуживание брать не обязательно, можно воспользоваться аудиогидом. Однако для групп (начиная от 3-5 человек, в зависимости от сезона) по предварительной договоренности работают и настоящие экскурсоводы.

Цены нельзя назвать низкими, но и содержание императорской резиденции стоит немало. Кроме того, предусмотрено немало льгот по оплате – детям, пенсионерам, студентам. Точные размеры оплаты лучше уточнять перед посещением – они могут меняться от сезона к сезону. Можно также сэкономить, приобретя «единый билет» на посещение всех экспозиций во дворце.

Массандровский дворец включают в свою программу также многие общие экскурсии (« », общие программы по Ялте…). В этом случае вообще ни о чем особо беспокоиться не придется – все организует и разъяснит туристическое бюро.

Экспозиции музея

Главная музейная экспозиция в Массандре – комнаты, отделанные для царской семьи. Их посещение позволяет ознакомиться как с традициями и представлениями о красоте и уюте рубежа XIX-ХХ вв., так и немало узнать о привычках и вкусах некоторых представителе дома Романовых и отношениях в высочайшем семействе.

Важно помнить, что многие предметы, выставленные там, не были изначально предназначены именно для Массандры. Но это – царская обстановка, либо максимально близкая к ней. Картины и фото больше предоставляют общую информацию об эпохе, чем о самом дворце.

Третий этаж (которым Романовы не пользовались) отдан под временные экспозиции (они бывают самыми разными, нужно следить за новостями), а также под выставку, странную в царском помещении. Это музей советского быта (модная тема в определенный период советской истории).

Однако многим визитерам, особенно молодым (для которых СССР – такая же далекая история, как и правление Романовых) будет интересно сравнить вкусы и возможности царей и народа. Кроме того, нужно же было сохранить во дворце память о санатории для больных туберкулезом крестьян и рабочих – дело-то благородное!

В Массандре также регулярно проводятся разного рода концерты и другие музыкальные мероприятия. Билеты на них продаются отдельно, и расценки и льготы зависят не от Воронцовского музея, а от организаторов мероприятия.