Практическая информация по янгону. В Мьянму своим ходом

Самостоятельная поездка по Мьянме позволила мне осмотреть достопримечательности Мандалая, посетить дворец последнего короля Бирмы, забраться на мандалайский холм, выяснить, где можно поесть в Мандалае недорого; чтобы узнать больше, читайте отчёт про путешествие в Мандалай

Памятуя о том, как проходила посадка на автобус в Лаосе, Вьетнаме и Камбодже, я предполагал, что и Мьянма запомнится мне чем-то подобным. Однако реалии меня порадовали: процедура отъезда прошла как по маслу. Оно, конечно, автовокзал Янгона местечко ещё то, с характерной суетой, пылюкой и отсутствием нормального освещения, но крупные компании обеспечивают своим клиентам максимум возможного комфорта. Чтобы не блуждать по территории, следует заранее предупредить таксиста, какой именно перевозчик нужен, и он тогда заедет с того конца автостанции, откуда отправляются нужные рейсы из Янгона в Мандалай, Баган и другие концы страны. Мой водитель точно знал, возле каких ворот находится офис «JJ Expres» и, расплатившись с ним, я через минуту уже стоял перед входом контору.

Билета у меня на тот момент не было, только бронь места, и как я не старался гнать от себя воспоминания про облом с ночным автобусом от Вьентьяна до Луанг-Прабанга, всё-таки тот негатив прочно сидел где-то внутри моего организма. Хорошо, что мои волнения быстро рассеяли проворные сотрудницы стойки регистрации, присутствовавшие в количестве аж 5 единиц. Они мигом выписали мне обещанный билет, хотя и несколько смутились, когда я попросил заодно оформить и тикет на рейс из Багана в Янгон. Им пришлось куда-то звонить и что-то согласовывать, но в итоге дело за несколько минут решилось положительно. Приятным оказалось и то, что бирманки охотно приняли оплату долларами – в Мьянме это несколько не принято. С другой стороны, в Интернете компания «JJ Expres» указывает долларовые расценки; скажем, «First Class » из Янгона в Мандалай стоит 18 долларов, чтобы первым классом добраться до озера Инле, придётся отдать 19 долларов, и так далее. Короче говоря, рассчитался я, как и хотел, валютой, ну и ладно.

Настало время осмотреться, что из себя представляет офис «JJ » и весь автовокзал Янгона. Помещение для ожидающих довольно невелико, в нём стоит где-то полсотни стульев, и пара столиков. Клиентам, зарегистрировавшимся на рейс, подают чай и кофе бесплатно – первый раз вижу такое в странах Юго-Восточной Азии. Туалет есть, однако он грязноватый и обшарпанный. Примерно то же можно сказать и про всю автостанцию. Вывески контор-перевозчиков горят неоном, а под ногами колдобины и мусор. Зато полно магазинов и кафешек, где можно подкрепиться перед дорогой или прикупить разную снедь. Словом, за время прогулки я решил, что автовокзал Янгона будет всё же поприятнее многих станций отправления в регионе – один только манильский вокзал-гараж чего стоит, не говоря уж про форменное безобразие в Сием-Рипе, где ожидающим отъезда и посидеть толком негде.

Вернувшись туда, где находится офис «JJ Expres», я решил подзарядить смартфон перед дальней дорогой и так как все наличные розетки были заняты, присоседился к тройнику, через который был запитан конторский чайник. Не прошло и пяти минут, как меня стал настойчиво выпроваживать один из местных работников. Я сперва не понял, чего он так старательно машет руками и стал объяснять, что хочу зарядить аккумулятор. Тогда помощник водителя извлёк из глубин памяти запас наличных английских слов и кое-как объяснил, что в поданном транспорте есть розетки. Это было приятной неожиданностью! А, впрочем, я ведь брал «First Class » - чего ж другого ждать!

Помимо розеток салон автобуса меня порадовал удобными сиденьями, позволяющими вытянуться во весь рост, и индивидуальными экранами с наушниками и пультом управления. Я тут же поставил смартфон заряжаться, включил кино и принялся спокойно ждать отъезда.

Замечу, что перед тем как садиться в автобус, даже если он уже стоит под погрузкой, следует отметить билет на стойке регистрации, ибо без нужного штампа водитель в салон не пустит. И никак нельзя терять багажные бирки, выдаваемые при посадке: их очень скрупулёзно сверяют в конечном пункте поездки. И, что важно сделать, так это надеть кроссовки, натянуть на себя джинсы и запасти что-нибудь типа ветровки: ночные автобусы верхнего ценового сегмента снабжены такими кондиционерами, что выхолаживают салон в два счёта, и от создаваемого ими ветерка не спасают даже выдаваемые пассажирам пледы.

А вообще, условия ночного переезда по Мьянме оказались куда лучше, чем я ожидал. Во-первых, мне удалось подремать полулёжа. Во-вторых, остановка была всего одна, и вспомнив, как выглядела поездка из Агры в Джайпур с постоянными посадками-высадками пассажиров, я возблагодарил провидение, что такого свинства не повторилось. В-третьих, мне пришлась по вкусу подборка фильмов, равно как и индивидуальное управление просмотром. В-четвёртых, вскоре после отъезда всем раздали по комплекту из небольшой пиццы, пирожного и бутылки воды, что очень пригодилось мне под утро. И, наконец, в-пятых, шоссе не оставляло желать лучшего – машина шла гладенько, без рывков и торможений, не в пример кенийскому автобусу, которым я ехал из Кампалы в Найроби по сплошным ямам и выбоинам.

Всё шло хорошо вплоть до того момента, когда ночной автобус из Янгона прибыл в Мандалай. Скачать карты Мьянмы на смартфон не было возможности из-за отсутствия таковых, а сориентироваться спросонья, куда мы попали, я не смог – понятно было только то, что дело происходит в городе, а не на автостанции. Когда в предрассветную мглу шестого часа утра вывалились две трети пассажиров, я тоже было рыпнулся выйти, но потом решил всё же сперва добраться до автовокзала Мандалая, а потом уже кумекать, куда двигаться дальше. Знай я, что к чему, всё вышло бы проще…

Собственно, и так вышло неплохо: автобус, выгрузив желающих, развернулся и покатил себе вдоль длиннющей улицы. Как выяснилось позже, это была стрит 78, плавно переходящая южнее в шоссе номер 1. На ней как раз и базируется автовокзал, который по старой доброй традиции, бирманцы вынесли бог знает куда. И ладно бы место отправления было просто у чёрта на куличиках, так ведь транспорта к нему нет никакого нигде. Вроде как можно доехать от автостанции до центра Мандалая проходящими вдоль шоссе автобусами, так ведь неизвестно, куда они привезут в итоге.

Вообще-то, оказавшись на автостанции, я не очень суетился, так как полагал, что раз на часах 6 утра, вряд ли портье обрадуется нежданному гостю. Кстати, зря я так думал, потому что местные весьма спокойно смотрят на раннее заселение в отели Мьянмы.

Скоротав время примерно до семи просмотром фильма, я увидел, что за окном уже рассвело и собрался в дорогу. Бирманские таксисты, караулившие добычу при выходе с автостанции, быстро удовлетворились отказом, и, избавившись от них, я метров через двести столковался с мотоциклистом, согласившимся забросить меня туда, где находится железнодорожный вокзал Манадалая, от которого до моего отеля было рукой подать.

Дорога лёгкой не вышла: пока я наслаждался утренним ветерком, мой водитель с трудом удерживал равновесие скутера – учитывая, что находившийся сзади пассажир с рюкзаком весил вдвое больше его самого, это была нетривиальная задача. Ей-богу, бирманец с видимым облегчением остановил своего железного коня, когда решил, что мы приехали. Но радовался он зря: следующие две минуты мы препирались насчёт точки финиша, ибо мне нужна была «рэйлвэй стэйшн», а мой визави почему-то услышал «Great Wall Hotel». Как ему этот трюк удался, я не знаю…

В конце концов, мы сошлись на том, что он всё-таки привезёт меня на вокзал, я же заплачу три тысячи кьят вместо уговоренных двух. Вздохнув, бирманец опять полез в седло…

Чем ближе к центру мы подъезжали, тем более вытягивалась у меня физиономия: здания вокруг казались мне смутно знакомыми. И что в думаете? Когда мы подрулили к мандалайской станции, она оказалась именно тем местом, где двумя часами ранее выгружался наш автобус. Я-то думал, что народ высаживается на окраине, ну, по петербургским меркам, возле, допустим, Балтийского вокзала или там метро «Парнас». Реальное положение дел мне и в голову не пришло, а разглядеть что-либо во тьме было проблематично. Ладно, хоть дорога от автовокзала в центр Мандалая стоила недорого…

Через 5 минут, перемахнув железнодорожные пути по виадуку, я вошёл в фойе отеля «Royal Pear l», где задержался совсем недолго: мне, несмотря на ранний час, тут же выдали ключи, причём от номера классом выше заказанного.

Скинув вещи, я залез в душ и принялся уговаривать себя пойти смотреть достопримечательности Мандалая. Сложись перелёт в Юго-Восточную Азию так, как было запланировано, я бы сразу отправился на улицу, но так как за предыдущие четверо суток мне довелось нормально проспать только одну ночь, то усталость просто валила меня с ног. Помянув мерзавцев из «China Southern » ещё одной доброй порцией проклятий, я рухнул в постель…

Сон определённо пошёл мне на пользу, однако когда я поднялся, близился вечер, и топать осматривать достопримечательности Мандалая было поздновато. Всё же следовало распорядиться временем грамотно, и, значит, сосредоточиться на практических вопросах. Я решил для начала купить билет из Мандалая в Баган, а потом обжиться в центре города.

К моему великому сожалению, «JJ Express » на нужном маршруте не работал, и для следующего переезда было необходимо отыскать контору «OK Express », гнездящуюся, как я выяснил в Интернете, неподалёку от моего отеля, на 25-й улице, между улицами 86 и 87. Это нормальная практика, так обозначаются почти все адреса в Манадалае, и, надо сказать, с ориентированием проблем нет.

Нет проблем и с билетами: когда я выкупил заветный квиток, в нужной мне вечерней маршрутке оставались свободными ещё две трети мест. Дело прошло просто на ура, и, заплатив 9000 кьят, я в придачу получил твёрдое обещание бесплатного трансфера от гостиницы до места отправления маршрутки.

Замечу, что неплохим способом добраться до Багана из Мандалая служат катера и пароходики, курсирующие по реке Иравади. При подготовке путешествия я всерьёз рассматривал возможность проделать многочасовой путь по воде. Остановили меня два важных обстоятельства: отчаливают кораблики очень рано, в 6-7 утра, а я не создан для ранних подъёмов, и, главное, судя по отзывам, круиз по Иравади интересен первые полчаса, после чего однообразные пейзажи начинают клонить пассажиров в сон. Ну и цена тоже сыграла свою роль: автобус из Мандалая в Баган стоит 8-10 долларов, катеров дешевле 35 долларов просто нет.

Закончив визит в агентство, я поспешил на восток, чтобы выйти к главной достопримечательности Мандалая и поснимать Королевский дворец в закатных лучах.

Огромный комплекс, каждая сторона которого протянулась на 2 километра, окружён широченным рвом и внушительными стенами – всё вместе смотрится на редкость живописно. Интересно, что по внешней набережной рва местами расставлены скамейки, позволяющие любоваться пейзажами в комфортных условиях. Правда, дорога воды неровная, и приходится чаще смотреть не на дворец, а под ноги, чтобы не загреметь на землю.

Королевский дворец Мандалая можно посетить, но так как он нынче занят военной частью, то единственный предусмотренный для визитёров вход располагается на восточной стороне комплекса. При мне парочку туристов, намеревавшихся зайти с юга, часовые вытурили обратно на мост. Что ж, я запланировал визит на следующее утро, и с лёгким сердцем свернул в застройку, направляясь к маячившим вдалеке небоскрёбам.

Надо сказать, что Мандалай, представлявшийся мне чем-то вроде Луанг-Прабанга, оказался больше похож на Пномпень, если его почистить и обновить. Здания по большей части выглядели презентабельно, кое-где попадались так и вообще роскошные особняки за прочными заборами. В отличие от Мексики по улицам не катались вооружённые патрули, даром что в Мьянме всё ещё правит военная диктатура. Частные лавки вели оживлённую торговлю, кафешки предлагали съестное, в общем, вокруг шла мирная жизнь.

Особенно приятно удивил меня торговый комплекс «Diamond Plaza », находящийся на 78-й улице, между улицами 33 и 34. Стоя в окружении зданий современной архитектуры, он и сам оформлен по-современному, и вполне достойно смотрелся бы как на Курфюрстендамм, так и где-нибудь в Дефансе. Однако, Юго-Восточная Азия есть Юго-Восточная Азия, и под боком у громадины устроена барахолка а-ля Черкизовский рынок, а вместо парковки машин вдоль фасада рядами стоят скутеры.

Шоппинг в Мандалае не входил в мои планы, чего нельзя сказать о питании, и я был очень обрадован, обнаружив внутри «Плазы» не только бутики, но и продуктовый супермаркет «Ocean », скроенный по западным лекалам. Попасть в его объятия оказалось можно с 78-й улицы, пройдя по ступенькам вниз.

Оказавшись среди прилавков и стеллажей я первым делом отметил низкие цены на местное спиртное: бутыль популярного в Мьянме пива «Dagon» стоила чуть больше 1000 кьят. Зато цены на соки оказались высокими, и, например, за виноградный нектар требовалось выложить больше 3000 кьят, а моё любимое манго шло по 1600 кьят за литр. Странноватыми мне показался и ценники на фрукты. Мандарины шли примерно по 1200 кьят за кило, как и бананы, но виноград стоил 740 кьят за 100, именно 100 грамм! Это же получается 10 долларов кило!

Прочесав «Ocean Supercenter», я пришёл к выводу, что незачем искать места, где можно недорого поесть в Мандалае: жареные рыба и мясо, салаты, гарниры продавались тут вразвес. Я-то всё ещё опасался за желудок, не успевший привыкнуть к азиатской пище, и потому не решался есть в уличных кафе, так что предложение супермаркета меня очень обрадовало. Как потом выяснится, радовался я напрасно, так как купленная рыба основательно пропиталась каким-то острым соусом, и мне пришлось пострадать животом ввечеру. А на тот момент я считал, что отлично отоварился, купив добрый шмат рыбки под названием Hilsa по 980 кьят за грамм, 500-граммовую плошку риса за 400 кьят и коробку фруктовой смеси на десерт. Даже с учётом сока, мне пришлось отдать на кассе меньше 5 долларов…

Возвращаясь в отеле уже затемно, я по дороге обнаружил место, где можно в центре Мандалая купить поддельные часы всего за 2-3 доллара. Выяснилось, что торговцы этим добром выходят на промысел после 5-6 вечера, занимая западные съезды виадуков, переброшенных через пути возле железнодорожного вокзала. Шоппинг практически на дороге выглядит стрёмно, но цены на часы и бижутерию не просто низкие, они нижайшие…

Рыба, как я уже сказал, мне впрок не пошла, хотя справедливости ради её следует назвать вкусной. Впрочем, наутро я чувствовал себя бодренько и отлично позавтракал на верхнем этаже отеля, где находится ресторан с панорамными видами. Затем, собрав вещи, я сдал номер, оставил рюкзак на попечение портье и отправился изучать достопримечательности Мандалая.

Первейшей моей целью был, понятно, Королевский дворец, с которым я накануне свёл шапочное знакомство. Теперь же следовало посетить комплекс, и я поспешил к восточной его стороне, откуда разрешён вход туристов. Там тоже стоит военная охрана, но сбоку от ворот устроена будочка с надписями на английском. Занимающие её вежливые тётки взяли с меня 10 тысяч кьят, ровно столько, сколько стоит комплексный билет, позволяющий посетить все главные достопримечательности Мандалая. Он действует 7 дней с момент продажи, предъявлять его нужно при входе на очередной объект - служители внимательно проверяют дату и ставят на обороте квитка штампы о проходе.

Завершив формальности я прошёл через ворота, за которыми меня поджидали бойкие дамочки, сдающие напрокат велосипеды. Идея, в целом, не лишена смысла, так как вход в комплекс и двоец разделяет дистанция примерно в километр, которую приходится преодолевать по жаре без возможности укрыться. Цена вопроса 1000 кьят также казалась разумной, но я предпочёл прогуляться – это же всё-таки не храмы Багана, по которым действительно лучше ездить на велике. Тётки, к слову, не слишком огорчились моим отказом, высмотрев за моей спиной сразу трёх бэкпекерского вида личностей, топтавшихся возле кассы. Я не стал разочаровывать бирманок сообщением о том, что вряд ли явившиеся сподобятся арендовать велосипед, учитывая, какие английские слова они произнесли, увидев стоимость билетов - перспектива отдать 8 долларов за все ценнейшие достопримечательности Мандалая показалась им грабежом…

Дошлёпав непосредственно до дворца, я был впечатлён его размерами и отделкой. Потом, впрочем, путеводитель по Мандалаю расставил точки над «i»: строительство ансамбля велось в период с 1857 по 1859 годы, то есть он только выглядит древним. Кроме того, во время Второй Мировой войны английские бомбы оставили до комплекса одни руины, а при восстановлении, начавшемся в 1989 году, бирманцы широко использовали современные материалы вроде железа и бетона. Так что Королевский дворец Манадалая разочаровал меня аж дважды. Поэтому я рекомендую не изучать в деталях его подноготную и просто наслаждаться необычной архитектурой - вот тогда всё будет в порядке. Следует также позабыть о том, что по территории бродят призраки людей, которых, судя по слухам бирманский король велел заживо замуровать при строительстве дворца. Согласно местным поверьям, призраки невинно убиенных бродят вокруг места казни и почему-то охраняют убийц – вот так странны легенды Мьянмы…

Так вот, ансамбль смотрится очень красиво, ошеломляя палитрой сплошь красного и золотого. Местами кажется, что попал в турецкий Топкапи, кое-где деревянные конструкции напоминают отечественные Кижи. В одном из помещений можно увидеть угрюмые фигуры в национальных костюмах: это сидит рядом со своей супругой последний монарх Бирмы Тибо Мин, продувший страну англичанам.

Куда обязательно стоит сунуть нос, так это на смотровую башню, возвышающуюся слева от центрального входа. С её смотровой площадки все здания дворца видны как на ладони, а вдалеке хорошо виден комплекс второй по значимости достопримечательности Мандалая, знаменитого холма, обсаженного храмами.

Лично я отложил восхождение на Mandalay Hill до второй половины дня, потому что собирался сперва осмотреть россыпь пагод, располагающихся к юго-востоку от него. На моей карте были недвусмысленно подчёркнуты аж четыре объекта, две пагоды и два монастыря. К ним я и направился после расставания со дворцом.

Признаться, большого удовольствия прогулка мне не доставила: если дворцовый комплекс и центр города выглядели цивилизованно, то кусок земли между 15 и 18 улицами больше походил на деревню, причём камбоджийскую. Грязь, мусор и развешанное перед жестяными хибарами бельё дополнялось пасущимися тут же, на газоне коровами. Тем разительнее оказался контраст чуть позже, кода я выбрел к величественному монастырю Атумаши - после общего свинства было удивительно лицезреть чистоту прилегающей территории.

Пятиярусную обитель буддийских монахов бирманцы построили в 1857 году по приказу короля Миндона. Он наверняка сильно поразил современников, потому что отличался необычной архитектурой от прочих священных построек: место привычных заковыристых конструкций заняли прямые, ровные террасы. Зато никуда не делись громадные каменные драконы, караулящие вход. Также вход караулит охранник, проверяющий билеты. Ума не приложу, с какого бодуна кто-то писал в Интернете, что, дескать, все достопримечательности Мандалая кроме дворца можно посетить задаром – ничего подобного, объекты археологической зоны находятся под бдительной опекой.

Ради посещения буддийского храма пришлось разуваться и топать босиком. Дворцовый комплекс я одолел обутым, янгонский Шведагон предлагал камеру хранения обуви, тут пришлось оставить сандалии на свой страх и риск. Откровенно говоря, ничего особенного внутри монастырского комплекса нет, меня порадовала разве что прохлада главного зала. Вдобавок путеводитель по Мандалаю и тут подлил яду, сообщив, что оригинальный монастырь Атумаши полностью сгорел ещё в конце 19 века и то, что предстаёт перед глазами туристов ныне, не более чем поздняя реконструкция.

Куда больше по нраву мне пришёлся следующий объект культурного наследия, монастырь Швенандау. Вот это и в самом деле старинная постройка, ранее располагавшаяся на территории Королевского дворца. Монастырь выдержан в традиционном стиле бирманской архитектуры, целиком сделан из тикового дерева, его стены обильно украшены резными фигурами из буддийской мифологии. Я, как его увидел, так обомлел, что как-то подрастерялся и не заметил, где находится вход. Смотрю, значит, народ за оградой ходит, красотой здания любуется, а как попасть внутрь непонятно. Сидевший около решётки американец, по-моему, очень удивился, когда я его спросил, в какой стороне ворота. Оказалось, я не дошёл до них метров пять, будка КПП стоит буквально впритык с 62-й улицей.

Получив очередную отметку на уже изрядно потрёпанный билет Мандалая, я дважды обошёл вокруг монастыря, любуясь искусной работой создавших его мастеров. Для более пристального осмотра, естественно, требовалось снять обувь, и, признаться, мои колебания тянулись долго: я не против проявить уважение к чужим верованиям, однако кругом всё-таки Юго-Восточная Азия со своей спецификой, значит, подцепить какую-нибудь гадость голыми подошвами можно в два счёта. Всё же тяга к прекрасному победила, и следующие полчаса я провёл за детальным изучением узоров, мифологических сценок и фигур.

Оторвавшись, наконец, от монастыря Швенандау, я прошёл пару кварталов на север к следующей достопримечательности Мандалая, пагоде Кутодо. В центре её огромного комплекса находится золотая ступа высотой 57 метров. Но меня поразила не она (Шведагон гораздо больше), а место для молитвы перед статуэткой Будды возле южного входа: за ликом святого располагался экран, то и дело выдававший на-гора цветные спиральки; композиция выглядела как игральный автомат. Другой особенностью ансамбля оказались ковровые дорожки, проложенные по основному двору. Я так и не понял, ради чего их положили, то ли чтобы люди ног не пачкали, то ли ради предохранения подошв от ожогов раскалёнными на солнце изразцовыми плитками. Третий нюанс пагоды Кутодо – торговля каменными масками, статуэтками и прочим барахлом прямо около центральной пагоды. Поскольку прочих мест, где можно купить сувениры в Мандалае, я не обнаружил, советую держать в уме данную заначку.

Находящуюся по соседству пагоду Сандамуни прославили на весь мир 1744 ступы, в каждой из которых хранится мраморная плита с записью из учения Будды. Как только на фотографии из Мандалая покажутся длинные ряды а-ля противотанковое поле, значит, в объектив попала пагода Сандамуни. Другой жемчужиной ансамбля является огромная статуя Будды, сделанная целиком из железа. Заглянув в путеводитель по Мандалаю, я выяснил, что она весит больше 18 тонн…

При входе на оба последних объекта потребовалось снова снимать сандалии, и эта процедура окончательно перестала мне нравиться. Но доконал меня мандалайский холм, чьё подножие находилось по соседству. Не успел я сделать и нескольких шагов по ступенькам ведущей наверх лестницы, как меня остановили и настойчиво попросили разуться. Учитывая, что покрытые плиткой лестничные пролёты перемежались с бетонными площадками, поход очень быстро перестал мне нравиться. Да, с высоты открывались чудные панорамы Мандалая, да, встреченные мной по дороге храмы выглядели весьма солидно. Однако перспектива ещё бог знает сколько топать босиком по не слишком чистой поверхности с каждым шагом меня всё больше утомляла. Казалось, полчища микробов только и ждут, чтобы напасть и «наградить» меня грибком либо ещё какой-нибудь дрянью. Между тем, наградой за подвижничество послужит всего лишь ещё одна пагода.

В общем, дорогу до самого верха я так и не одолел. Плюнул на всё, отщёлкал серию панорамных снимков и засим откланялся. Возможно, следовало вместо того чтобы идти пешком на Мандалайский холм воспользоваться лифтом или эскалатором, а то и добраться наверх машиной, благо такую услугу местные предприниматели охотно предоставляют. К слову, двигаясь вниз по крутому, извивающемуся аки змея шоссе, я встретил двух туристов, выбравших ещё более экзотическую форму подъёма. На мой взгляд, по ступенькам да под крышей идти всё же удобнее, чем вот так по обочине автотрассы, прямо на солнце. Недаром они выглядели совершенно заморенными, когда поинтересовались, далеко ли ещё им идти. Правда, на мой совет подсесть в какую-нибудь машину, ребята помотали головами, знать, упорства им было не занимать…

Добавлю, что там, где находится начало дороги на Мандалайский холм, расположено небольшое святилище бирманского духа Бо Гья, способное стать ориентиром. А опосля похода можно отдохнуть на территории пагоды Чайктоджи. Комплекс, построенный в третьей четверти XIX века, известен огромной статуей Будды, вырезанной из цельного куска мрамора. Мне также понравилось обилие ковров, расстеленных там и сям…

Подходы к пагоде засижены таксистами, мотоциклистами и тук-тукерами, так что желающим быстро добраться до центра Мандалая я советую нанимать транспорт именно тут, пока есть из чего выбирать. А вот лотки торговцев лучше проигнорировать: бирманская еда заслуживает дегустации, но не в таком виде, когда дорогих гостей потчуют из чанов с лапшой и требухой, заливая тарелку острыми соусами.

Неподалёку от знаменитого холма возле северных ворот Королевского дворца находится зоопарк Мандалая. Отзывы о нём лично меня не вдохновили, и особой надобности посещать достопримечательность я не увидел. Другое дело культурно-исторический музей, занимающий здание на углу 24-й улицы и набережной дворцового рва, она же 80-я улица. Там, к сожалению, билет археологической зоны не действует, но так как плата невелика, можно и раскошелиться на три тысячи кьят, чтобы побольше узнать про древнее искусство Бирмы.

Что ещё можно посмотреть в Мандалае, так это пагоду Махамуни, расположенную на юго города, в самом конце 81-й улицы, примерно там, где обозначен на картах старый аэропорт. Святилище является одним из самых почитаемых во всей стране, считается, что его посещение приносит удачу. И ещё есть целое ожерелье небольших памятников архитектуры, сосредоточенных к северо-востоку от кампуса местного университета. Про те достопримечательности Мандалая, что находятся за городом, я уже речь не веду…

Под конец прогулки передо мной встал во весь рост вопрос, где можно недорого и вкусно поесть в Мандалае. Скажу сразу, что достойных ресторанов, предлагающих попробовать кухню Бирмы в элегантной обстановке, с официантами и скатертями на столах, мне как-то не попалось. Что я видел постоянно, так это заведения западного стиля и фаст-фуд. Особенно мне приглянулась контора «Five Star » на 78-й улице к югу от вокзала, предлагавшая куски жареной курицы в сопровождении гарнира по приемлемым ценам в 3-4 тысячи кьят. Я уже почти решился откушать курятины, как вспомнил, чем закончилась давешняя дегустация рыбы, и предпочёл в преддверии длинного переезда ограничиться более скромной трапезой. Почти родной «Ocean supercenter» охотно продал несколько упаковок нарезанных фруктов и, взяв драконову ягоду, дыню и микс, я славно провёл где-то полчаса на солнышке, заняв поребрик фонтана на углу торгового комплекса «Diamond Plaza ».

Уже начинало смеркаться, когда я дошлёпал до отеля и расположился в фойе, ожидая обещанного трансфера. На тот момент будущее казалось безоблачным: у меня имелись билеты, чтобы добраться из Мандалая в Баган , а потом в Янгон, гостиница на ближайшую ночь заказана, снедь к вечернему чаю запасена, план осмотра баганских храмов готов.

Нервничать я начал позже, как только время перевалило за пять, а никакого шаттла перед здание гостиницы «Royal Pearl » так и не появилось…

Следующая цель на нашем пути - Мандалай. При упоминании о поездке из Питера в Москву сразу же на память приходят знаменитые записки Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Точно также о поездке в Мандалай нельзя и подумать без того, чтобы сразу же не вспомнить о стихах Редьярда Киплинга. Вернее, об одном его стихотворении, которое называется «По дороге в Мандалай»:
Поскорей вернись сюда,
Слышишь, хлюпает вода -
К Мандалаю из Рангуна мчат колесные суда.
Конечно, Киплинг ехал не на поезде, а на колесном пароходе вверх по реке Иравади. Но ведь и Радищев описывает поездку не на поезде или автомобиле, а на бричках. Но и тот и другой смогли если и не навечно, то очень надолго «приватизировать» себе по участку дороги.
Из Янгона в Мандалай и сейчас - чисто теоретически - можно доплыть на пароходе. Но на это уйдет не меньше недели. Даже в обратном направлении из Мандалая в Янгон вниз по течению нужно плыть не меньше пяти дней. Значительно быстрее можно доехать на междугородном автобусе - всего за 12 часов. Но трястись на автобусах нам еще предстоит - в Мьянме это главный вид междугородного транспорта. Во многих местах - и единственный. Но из Янгона в Мандалай можно доехать и на поезде. Железную дорогу в Мьянме строили англичане. Она постепенно разваливается, но поезда по ней пока еще ходят. Грех этим не воспользоваться.
Если междугородный автовокзал расположен на окраине на северной города, неподалеку от аэропорта, то железнодорожный вокзал находится практически в самом центре Янгона.

На железнодорожном вокзале

Вокзал, конечно строили англичане, еще в 1877 году - как, впрочем, и все 5000 км бирманских железных дорог. Однако сами же англичане его и разрушили в 1943 году, когда бежали из Янгона. Не хотели оставлять свой вокзал японцам. У японцев до восстановления вокзала руки не дошли. И уже самим бирманцам, после получения независимости, пришлось этот вокзал восстанавливать. Поэтому и получилось здание в типично бирманском стиле - с крышей, как у пагоды и башенками, как в храмах. Новый вокзал открылся в 1954 году. И с тех пор здесь если и проводили ремонт, то чисто косметический. Все сооружения и оборудование уже полувековой давности. Только в зале ожидания (туда пускают только с билетами) новшества - старые ламповые телевизоры (у же не работающие) и красные пластиковые стулья. Кассы остались старые. Никаких компьютеров там, конечно, нет. Билеты продают по-старинке, вручную. Для иностранцев - отдельная касса, инвалютная. Но никаких других ее технических отличий от соседних касс нет. Здесь также выписывают билеты вручную. Хотя все же прогресс есть. В 50-х годах билеты наверняка писали перьевыми ручками, а сейчас - шариковыми. В этом вся разница.

Билеты для иностранцев
Иностранцам в Мьянме билеты на поезд продают только за доллары. Для примера, от Янгона до Мандалая проезд стоит 15 долларов в общем вагоне и 33 доллара - в спальном. Сколько стоит проезд для бирманцев, можно и не спрашивать, чтобы не расстраиваться. Но даже по «интуристовским ценам» поездку на поезде нельзя назвать очень уж дорогой. Но поезда ходят очень уж медленно. Расстояние между двумя «столицами» (Янгон -столица Нижней Бирмы, а Мандалай - Верхней Бирмы) составляет всего 622 км, что на 100 км меньше, чем между Москвой и Питером. Но поезд - вернее, суперскоростной по местным меркам экспресс, а не обычный пассажирский - идет не меньше 15 часов.
Билеты на вокзале заранее не продают - даже иностранцам. И уж тем более, через Интернет их купить нельзя. Либо обращаться в государственное туристическое агентство. Или подойти к кассе примерно за полтора часа до отправления поезда и купить самим - за наличные доллары. Ажиотажа, впрочем никакого нет. По крайней мере, в разгар сезона дождей. Когда мы приехали на вокзал за билетами (пешком дойти было нереально - как раз начался мощный тропический дождь), оказалось, других иностранцев, претендующих на поездку в Мандалай нет.
Мы купили билеты в общий вагон - поближе к простому народу. И действительно, оказались единственными иностранцами в полном вагоне. Общий вагон бирманского поезда по внешнему виду сильно напоминает вагон нашей электричке. Только сиденья неудобные - они рассчитаны на бирманский размер. Для европейцев явно маловато будет. Но ведь хотели быть ближе к народу. Вот и оказались.

Виза. На 28 дней через турфирму на Каосан роад - 2500 бат.
Валюта. 1 доллар США = 700 чат.
Транспорт. Такси от гостиницы Motherland II до жд вокзала Янгона - 2 тыс. Поезд Янгон - Мандалай - 15 долларов в обычном классе, 33 доллара - спальный.
Ночлег. Ггостиница Моверленд II – в Янгоне - 16 долларов 2-мест. Гостиница Гарден Отель в Мандалае - 12 долларов 2-мест.
Еда. Ананас - 200 – 700 чат/шт, манго 200 чат/шт. Печенье 300 гр - 1 тыс. чат. Лапша с мясом - 1500 чат. Пиво Мьянма 1250- 2000 чат. Пиво Мандалай 0.64 - 950 чат. Рис с овощами - 1200 чат. Суп-лапша - 500 чат. Суп - 300 чат. Чай с молоком - 200 чат.
Достопримечательности. Ступа Суле в Янгоне - 2 доллара.

Стоимость перелета всегда зависит от времени путешествия. График позволит сравнить цены на авиабилеты из Янгона в Мандалай, проследить динамику изменения их стоимости и найти оптимальное предложение.

Статистика поможет определить сезон низких цен. Например, в декабре цены в среднем достигают 30 506 рублей, а в июне стоимость билетов опускается в среднем до уровня 10 287 рублей. Планируйте свою поездку прямо сейчас!

Мы анализируем эту информацию и составляем графики, чтобы вам было проще спланировать свои путешествия.


Что выгоднее – покупать авиабилеты заранее, избегая всеобщего ажиотажа, или ближе к дате вылета воспользоваться «горячим» предложением? График поможет вам определить лучшее время для приобретения авиабилетов.


Посмотрите, как менялась цена на авиабилеты из Янгона в Мандалай в зависимости от времени покупки. С начала продаж их стоимость меняется в среднем на 58%. Минимальная цена по направлению из Янгона в Мандалай – за 49 дней до вылета, примерно 9 610 рублей. Максимальная цена по направлению из Янгона в Мандалай – за 4 дня до вылета, примерно 27 558 рублей. В большинстве случаев раннее бронирование помогает сэкономить, воспользуйтесь этим!

Стоимость авиабилетов из Янгона в Мандалай не представляет собой фиксированную и постоянную сумму. Она зависит от множества факторов, в том числе и от дня вылета. Динамика изменений видна на графике.


По статистике, самый доступный вариант рейсов из Янгона в Мандалай – по вторникам, их средняя стоимость – 11 089 рублей. Наиболее дорогие рейсы – по субботам, их средняя стоимость – 21 298 рублей. Стоит учесть, что вылеты в предпраздничные дни, как правило, дороже. Мы надеемся, что эти данные помогут вам наиболее эффективно планировать свои путешествия.

Стоимость авиабилетов зависит не только от даты, но и от времени вылета. В один день авиакомпания может совершать несколько рейсов, и они будут отличаться в ценовой категории.


График показывает стоимость вылета в зависимости от времени суток. Например, средняя стоимость билета из Янгона в Мандалай утром составляет 18 552 рубля. Оцените все условия и выберите оптимальное предложение.

На графике приведены сравнительные цены на авиабилеты из Янгона в Мандалай самых популярных авиакомпаний. Опираясь на эту информацию, вы сможете спланировать свою поездку и купить авиабилеты из Янгона в Мандалай у подходящего вам перевозчика.


Статистика поможет выбрать рейс, ориентируясь на свои финансовые возможности, а также пожелания в плане комфорта и условий перелета. Наиболее низкие цены на авиабилеты из Янгона в Мандалай предлагает Golden Myanmar Airlines Public Co., Ltd, самые высокие цены – Bangkok Airways.

Мьянма (также известная как Бирма) – страна, которая сравнительно недавно открыла свои двери для самостоятельных туристов, поэтому сейчас это лакомый кусочек для путешествующих по Юго-восточной Азии. Конечно же, туризм здесь не так развит, как в соседнем Таиланде или Малайзии. Поэтому бэкпекерам разных стран приходиться импровизировать и включать смекалку, чтоб удобно построить свой маршрут по стране и посмотреть максимум за отведенное время, не пользуясь пакетными турами и не тратя целое состояние. В этой статье мы разложим по полочкам все доступные способы перемещения по стране, чтоб вы могли выбрать для себя самый рациональный и приемлемый.

Как попасть в страну

  • Самолетом

Прямых рейсов из России/Украины/Белоруссии нет, также страна не соединяется рейсами с узловыми аэропортами в Дубае, Катаре, Турции. Прилететь можно только из близлешайших азиатских стран. Многочисленные компании-лоукосты совершают регулярные рейсы в Мьянму из Таиланда (Бангкок, Чианг Май, Пхукет), Малайзии (Куала-Лумпур, Пенанг), Вьетнама (Ханой), Сингапура, также некоторые китайские авиалинии выполняют рейсы из Гуанчжоу и Куньмина, и индийские авиалинии из Калькутты. Стоимость билетов из ближайших городов (Бангкок, Пенанг) колышется в районе 20-50 долларов в одну сторону, но по акции можно найти билеты минимум за $14. В стране два международных аэропорта – в Янгоне и Мандалае.

  • По наземной границе

Наземный въезд в страну возможен со стороны Таиланда, но из 4 наземных пунктов только один стабильно принимает туристов, которые собираются проникнуть внутрь страны по земле. Называется он Mae Sot – Myawady, находится на северозападе Таиланда. Остальные пункты пускают туриста в страну, но из той территории не всегда можно попасть дальше по земле. Попадание внутрь страны порой бывает возможным только внутренними авиалиниями. Также эти пункты используются для визарана живущими в Таиланде. Перед въездом в страну узнавайте актуальную информацию из блогов путешественников, чтоб не потерять однократную визу, въехав не с той стороны.

Из Мьянмы можно добраться в Индию по земле и наоборот, но этот способ непростой и к тому же требует дополнительных денежных затрат. Предварительно через бирманское агентство нужно заранее оформить пермит на посещение отдельных территорий Мьянмы. При этом, вы не сможете провести в дороге неограниченное количество времени и заезжать куда захотите по пути, так как часто к туристу приставляют гида, который гарантирует вашу безопасность и то, что вы не всунетесь куда не нужно. Эта возможность была доступна последние несколько лет, но в июне 2016 года выдача пермитов временно приостановилась. Связывайтесь с мьянманскими турагентствами для уточнения актуальности информации.

Есть один наземный переход из Китая, но впускает туристов только на ограниченную территорию. Погранпереходов с Лаосом и Бангладеш нет.

  • На лодке

Есть возможность попасть в Мьянму на водном транспорте из тайского национального парка Ranong в самый южный бирманский городок Kawthoung. Но, к сожалению, на этом райончике знакомство со страной закончится, так как дальше в страну вы не попадете. Это скорее экскурсия одного дня.

Также есть возможность увидеть территорию Мьянмы с «Золотого треугольника» – границы Таиланда, Лаоса и Мьянмы. Но здесь на лодочной экскурсии вам будет доступна для осмотра одна деревушка и один островок. Экскурсионный вариант, дальше в страну пробраться нельзя.

Перемещаемся внутри страны

Не смотря на недавнюю закрытость Мьянмы, сегодня путешественник может воспользоваться многими видами транспорта, чтоб достаться до главных достопримечательностей. Стандартное 1-2-недельное путешествие по стране обычно проходит по накатанному маршруту, так называемая «золотая четверка»: Янгон – Баган – Мандалай – Инле.

При наличии бОльшего количества времени можно дополнительно посетить бывшую летнюю столицу Pyin Oo Lwin и шанские деревни Hsipaw и Lashio, деревню Кало, золотой камень на утесе около Kyaikto, официальную столицу Нейпьядо, город Моламьян, пещеры в Хпа-Ане, пляжный курорт Нгапали, древний город Мраук-У, и еще с десяток интересных мест. Достопримечательности «золотой четверки» сообщены между собой большим количеством транспорта, в то время как в менее популярные места можно добраться только внутренними авиалиниями или автостопом, так как автобусная и железнодорожная сеть не везде хорошо развита.

Вот примерная карта со всеми видами транспорта в Мьянме:

  • Автобусы

Самый предпочитаемый туристами способ передвижения в Бирме. Четырехугольник «Янгон-Баган-Мандалай-Инле» сообщается большим количеством перевозчиков на любой кошелек. От стареньких обычных автобусов (но при этом с кондиционером), до вип-автобусов с самолетными сидениями и туалетом внутри. Уровень комфорта автобуса напрямую зависит от стоимости билета. Большинство таких автобусов покрывают большие расстояния, поэтому они ночные. Довольно удобный способ добраться куда нужно и одновременно сэкономить на ночевке в отеле.

Неприятная особенность большей половины автобусов заключается в том, что они делают обязательные остановка каждые 4-5 часов. На остановках всех выгоняют на улицу не в зависимости от желания. Быть поднятым в два часа ночи на принудительную остановку не очень приятно. Интересуйтесь заранее, покупая билет, делает ли автобус остановки в ночное время.

Покупка билета

Здесь все тоже не так просто.

Парадокс мьянманских автобусных перевозок заключается в том, что купить билет на автобус дешевле в отеле, чем на автовокзале.

Есть еще специальные точки для продажи билетов от разных компаний (в Янгоне например они расположены напротив ЖД вокзала), но и там с вас возьмут комиссию. Ровно так же, как в отеле или на автовокзале. Поэтому нет смысла кататься куда-то за поиском билетов, удобнее купить билет на ресепшине в вашем отеле или гестхаусе. В этом случае вас могут забрать прямо из-под отеля на трансферном бусике. Самостоятельно же до автовокзала будет добираться долго и, возможно, дорого. Например, в Янгоне автовокзал находится вдалеке от города, доехать туда можно местным автобусом №34 (отправляется от пагоды Суле) за 200 чат (16 центов), или на такси за примерно 8000 чат ($7). При этом нужно учесть, что путь может занять час-полтора, нужно заранее выезжать чтоб успеть на свой рейс. Сам автовокзал в Янгоне огромный и все написано по-бирмански, но вам не нужно разбираться в этом самостоятельно, так как на выходе из автобуса №34 дежурят «помогайки», которые доведут вас до нужного автобуса, и это бесплатно (вы уже оплатили комиссию за их услуги при покупке билета).

Можно попробовать купить билет прямо на автовокзале в день поездки, но это тоже вариант так себе, потому что:

  1. На популярные направления быстро разбирают билеты, вы рискуете не успеть, если приедете в тот же день.
  2. Точки продажи билетов на автовокзале тоже берут комиссию, и иногда она даже выше, чем та, которую предлагают в отеле или в точках продажи в городе.
  3. Если в этот день по нужному направлению едет всего 1-2 автобуса, с вас могут взять неприличную комиссию, потому что выбора у вас особо нет.

Примерная стоимость билетов на автобус на июнь 2016:

  • Янгон – Инле $11
  • Инле – Мандалай $9
  • Мандалай – Баган $9
  • Баган – Янгон $12

Билеты на вип-автобусы в слиппер-класс могут стоить порядка 15 долларов, но это будет современный автобус с «самолетными» сидениями, туалетом внутри, розетками, бешеным кондиционером (вам выдадут плед, но лучше с собой дополнительно взять теплую кофту), также часто выдают водичку и простенький перекус.

При заезде на автобусе в туристические места типа Багана и озера Инле автобус останавливается возле будки сбора денег с иностранцев за въезд на территорию. При этом на самой территории эти билеты почти не проверяют. На Инле сбор составляет около 10 долларов, в Баган почти 25 (на июнь 2016). Если вы не хотите платить этот сбор, нужно будет придумывать альтернативный способ как добраться. Например, будка возле Багана работает до десяти вечера, и если вы приедете туда последним автобусом из Мандалая, то некому будет брать с вас мзду. А если добраться на попутках со стороны юга, то будку вы и вовсе не увидите.

  • Поезда

Очень полезный сайт со всеми маршрутами и ценами . В мьянманских поездах обычно есть три класса:

  1. Ordinary – деревянные лавки, вентиляторы, немного страшноватый интерьерчик, но зато дешево и сердито. Билет из Мандалая в Янгон (700+ км, ехать 14 часов) стоит чуть меньше 4 долларов.

2. Upper – сидения как в автобусе, с белыми накидками под голову, мягкие, но не очень чистые. Посвободней, покомфортней, небольшая разница в цене с ординари классом. Билет из Багана в Мандалай стоит 1800 чат (полтора доллара), ехать 7 часов.

3. Sleeper – типа нашего купе, но оно попросторней, больше площадь, внутри есть свой санузел с умывальником, розетки, столик. Билет из Мандалая в Баган в таком классе стоит около 20 долларов. На расстояние побольше стоимость может быть вполне сопоставима с самолетной.

Поезда едут сравнительно быстро, но очень шатаются и внутри слишком шумно. Во время движения в поезде часто разносят местную еду и снэки. На остановках тоже можно купить покушать и даже выпить. Как и у нас в поездах, тут часто разносят пиво и прочие горячительные напитки. «Европейской» еды никакой не предусмотрено, берите все с собой если хотите. Не забудьте санитайзер для рук, мыло и туалетную бумагу. Здесь такое редко встречается.

Городской поезд – бюджетное развлечение, доступное в Янгоне. Круговая электричка по окрестностям города, стоит 200 чат ($0,16), едет три часа. Отличная возможность познакомиться с жизнью мьянманцев, просто сидя на месте и вертя головой.

Если будете путешествовать на поездах по Мьянме, рекомендуем посетить самый высокий железнодорожный мост в стране, расположенный на пути от Мандалая в горный городок Lashio. Отличный экспириэнс для тех, кто любит пощекотать нервы. Поезд преодолевает расстояние в 600 метров за 20 минут, так как конструкции уже больше ста лет. При этом зрителям открываются великолепные виды из окон поезда.

Внимание!

При покупке билета на поезд дважды переспрашивайте время отправления.

На табло может быть одна информация (если вы еще поймете это табло), в билете другая, а по факту поезд может отправиться позже или даже раньше. И приезжайте на вокзал заранее на всякий случай.

  • Самолеты

Внутри страны летают четыре местные авиалинии:

Пока что все они работают по нединамичному ценообразованию, билеты круглый год стоят почти одинаково, не в зависимости от праздников, загруженности и прочих факторов. Ценник стартует от 90 долларов в одну сторону. Аэропорты есть почти во всех «средненьких» городах страны.

На заметку бюджетным путешественникам:

Если вы хотите посетить Мраук-У, столицу Ракхайнского королевства 15-18 веков, местные турагентства будут в один голос твердить, что добраться туда можно исключительно самолетом, до городка Ситтве, и оттуда лодкой. Якобы по земле нет дороги, и самолет это единственный способ. На самом деле дорога туда есть, но прямых автобусов из Янгона действительно не существует (по крайней мере на июнь 2016). Но можно добраться на автобусе до городка Пияй (Pyay), а оттуда ехать попутками, автостопом. Дорога сложная, горная, но добраться можно.

  • Водный транспорт

По стране можно передвигаться паромами, по реке Иравади. Несколько туристических круизов проводятся по направлению Мандалай – Баган – Янгон (или в другую сторону, но сверху вниз быстрее). Круиз в классическом стиле – вам предоставляют каюту, питание в ресторане на борту, в стоимость включен гид и все входные билеты в достопримечательности на пути. Правда стоимость такого круиза начинается от 1000 долларов.

Более бюджетный вариант испробовать водный транспорт в Мьянме – это проехаться, точнее проплыть, от Мандалая в Баган регулярным рейсом. Билет на паром будет стоить около 20 долларов, зависит от компании-посредника.

На озере Инле возможна аренда лодки на полдня, чтоб вас повозили по окрестностям и показали все самое интересное. Стоимость лодки около 8 долларов, и она разбивается на всех участников тура. Если вас будет шестеро, цена выйдет чуть больше доллара на человека.

  • Автостоп

Здесь такой вид перемещений конечно же не популярен, но вполне возможен, как и везде в мире. Первая сложность будет заключаться во взаимопонимании, так как мало кто в стране разговаривает по-английски, а выучить бирманский хоть до начального уровня вы вряд ли сможете в рамках туристического заезда. Поэтому рекомендуем сделать себе мини-словарик с нужными фразами. Выпишите себе названия городов на маршруте и показывайте местным название города на местом языке.

Показывать местным карту бесполезно, в большинстве они не знают как ею пользоваться. Между мелкими поселками часто ездят легковые машины, набитые пассажирами – это типа местного такси. В целом в Мьянме очень дружелюбный народ, вам с удовольствием будут помогать. Учтите также, что на выезде из больших городов обычно много мотоциклов, которые преграждают правую полосу (в Мьянме правостороннее движение) и вам будет сложно словить машину из потока.

  • На мотоцикле

Теоретически иностранцам в Мьянме нельзя давать мотоциклы в прокат, по закону. Но на деле за этим никто не следит и «все так делают». Здесь прокат конечно не так развит, как в соседнем Таиланде. Но варианты найти можно. Например, в Мандалае есть две конторы аренды, которые дают иностранцам мотоциклы в прокат, причем в ассортименте не только дешевые китайские скутеры, а и эндуро и даже чопперы. Паспорт не берут в залог, но делают ксерокопию. Обычный китайский автомат обойдется вам всего в 4 доллара в сутки, а «Ланза» будет стоить около 25 у.е. На мотоцикле можно совершить путешествие по окрестностям Мандалая, в городок Pyin Oo Lwin и дальше до Hsipaw, а можно сделать большой круг Мандалай – Баган – Инле и вернуться обратно. Некоторые ребята делали такой трип за 7-8 дней. В общем, здесь все ограничивается только вашей фантазией.

Дороги в Мьянме неплохие, но трафик очень хаотичный, к нему нужно привыкнуть. После Таиланда/Малайзии сложно будет перестроиться на правостороннее движение. Гнать скорости тут не получится, всегда нужно быть на чеку. Заправки встречаются не так часто, как этого хотелось бы. Не пугайтесь цен на бензин – обычно цена указана за британский галлон, а это около 4.5 литров. Вдоль дороги нет магазинчиков типа 7/11, да и вообще с магазинчиками тут напряженка. Инфраструктура в стране только начинает развиваться, но в этом есть и свои прелести.

В Багане туристам дают на прокат электромопеды по стоимости около 3.5-6 долларов в сутки. Интересный вид транспорта, который нужно попробовать самому. Обычно эти байки ограничены по скорости, едут максимум 30 км в час. На некоторых есть турбо-кнопка, но владельцы строго просят ее не нажимать (мы вам этого не говорили если что). Также в Багане можно взять на прокат велосипед за примерно 1 доллар в сутки. Но это будет медленней, а территория Багана довольно большая для исследования. Обычные бензиновые мотоциклы в Багане не дают туристам под строжайшим запретом.

Учтите также, что в Янгоне в черте города по закону запрещено использование мотоциклов. Вот такая особенность, везде по стране можно, а здесь нельзя. Янгон наверное один из немногих крупных городов Юго-восточной Азии, где не ездят на мотоциклах.

Транспортная система в Мьянме налаживается буквально с каждым годом. С одной стороны, это очень хорошо для туристов, с другой – едьте прямо сейчас, если все еще хотите застать мьянманскую аутентичность.

Эта статья о том, на чем можно ездить из Мандалая в соседние города и обратно.

Поезда

Главный железнодорожный вокзал Мандалая находится в центре города, на 78-й улице. Расположение вокзала более чем удобно, по крайней мере, удобнее, чем у других транспортных узлов в городе. Поход на ж/д вокзал может впечатлить: это целый ряд кабинок и офисов по продаже билетов на первом этаже, где с Вас норовят содрать больше, чем положено. В частности, обратите внимание на МТТ, который выглядит наиболее профессионально, солидно и официально в этом ряду: но цены там в два раза выше, чем в остальных офисах. За билетами лучше подняться наверх, на второй этаж – правда, иностранцам придется пройти специальные «обряды» в виде заполнения ряда бумажек. Но зато можно сэкономить на билетах! И да, в этом случае придется приехать на вокзал пораньше, чтобы не опоздать на поезд со всеми этими процедурами.

Билеты для иностранцев в любом случае стоят дороже, чем для местных. И платить за билеты чаще просят в долларах. Например, восьмичасовой автобус из Мандалая в Янгон обойдется местным жителям примерно в $ 10, в то время как 12-часовая поездка на поезде будет стоить для иностранца аж $ 40. Более того, на многие местные поезда вход для иностранцев запрещен либо только в лучший вагонный класс, куда билеты стоят дороже. Также имейте в виду, что поезда тут ездят не особенно в соответствии с графиком. Другими словами, придется довольствоваться тем, «что дают». В большинстве случаев автобус – более шустрый способ передвижения, к тому же, более дешевый и гораздо более удобный, но с другой стороны, поезда едут по одним из самых красивых частей Мьянмы: оно того стоит!

Популярные направления поездов из Мандалая следующие:

- в Мемьо, Кяокм, Зипу и Лашо

Самый красивый и известный маршрут движения поездка во всей Мьянме – это, пожалуй, Мандалай - Лашо. На этом пути Вы сможете полюбоваться Готейком , стальным мостом, соединяющим между собой собой города Лашо и Мемьо. В длину мост около 700 метров, а до воды внизу более 100 метров. На момент строительства мост был инженерным подвигом и одним из крупнейших в мире подобных мостов (а строили его в конце 19 века). Стоимость места на поезд в этом направлении - менее $10, а стартует поезд из Мандалая в 4 утра. И да, помимо моста, поезд заедет в Кяокм, Зипу и Лашо.

- в Баган

Если хотите поехать на поезде из Мандалая в Баган, то Вам, как иностранцу, будет разрешено сесть только на экспресс, стартующий из Мандалая в 21:00 и прибывающий в Баган в 4 утра. Стоимость проезда составляет от $ 6 до $ 10, но не забывайте, что железнодорожный вокзал в Багане находится еще дальше Няонг-У, чем даже аэропорт. Придется ехать на такси, причем, часто за немалые деньги, но так же можно поехать в центр Багана на автобусе или лодке, что порой даже удобнее.

- в Тази, Нейпьидо, Таунгу, Баго и Янгон

В Янгон поезд отходит в 06:00, 15:00 и 17:00. Цена на билет начинается $ 40.

- в Кало и Швеньянг (чтобы добраться в Ньоншуэ и к озеру Инле)

Чтобы добраться до озера Инле из города Мандалай на поезде, Вам нужно сесть на маршрут, следующий на юг до Тази, а затем пересесть на поезд, двигающийся в восточном направлении поезд до Швеньянга. Последний участок пути предлагает исключительно живописные виды, правда, поезд там едет уж очень медленно. От Швеньянга Вам нужно сесть на автобус до Ньоншуэ. Если же времени у Вас на все эти перемещения нет, просто поезжайте из Мандалая к озеру на автобусе – будет в разы быстрее.

- в Мьичину (Шуэбо, Наба, Хопин)

Это один из самых авантюрных и красивых поездных маршрутов в стране. Поезд провезет Вас через чудесные пейзажи, которые видели мало кто из иностранных туристов, и доставит Вас в районе, где, между прочим, может быть очень холодно, что может показаться странным. Время отправления – как правило, в 12:00, 14:20, 16:20 и 15:30. Цены на билеты - от $ 36. Поездка займет от 24 до 48 часов.

Автобусы

Недавно в Бирму были вброшены новенькие автобусы из Европы. Самые лучшие из них могут похвастаться не только очень удобными сиденьями, игровыми приставками и телевизорами: некоторые автобусные компании встраивают датчики управлением скорости, так что водители автобусов не могут ехать слишком быстро (чем грешат многие водилы в этих краях). Часто в таких автобусах бывает очень холодно, ведь кондиционеры ставят на морозные 16 градусов, даже зимой. Разнообразные компании курсируют по разнообразным маршрутам, и, в отличие от поездов, тут можно расплачиваться в кьятах, а не долларах, и Вас не будут протаскивать через утомительную бумажную процедуру, как на ж\д вокзале. Автобусы, в отличие от поездов, принадлежат частным компаниям.

Автобусы из Мандалая отправляются с трех станций, разбросанных по всему городу. Автовокзал Chan Mya Shwe Pyi (Kywe Se Kan) является главным, и находится он в10 километрах к югу от города, то есть, примерно в 45-ти минутах езды на такси. С этого вокзала автобусы едут в Янгон, Баган, Таунджи, к озеру Инле, в Кало, Пияй и в более южные направления, такие как Мьявади и Мавламин. Добраться до автобусной станции можно на такси примерно за 6000 кьятов (из центра путь займет 45 минут). Убедитесь, что выезжаете с запасом времени или лучше забронируйте место в автобусе с помощью отельного работника: часто места в таких автобусах быстро раскупают.

Автовокзал Pyi Gyi Myat Shin находится к юго-востоку от центра города, на углу 60-й и 37-й улиц. На 23-й улице, к западу от 88-ой стрит и Дворца, Вы найдете автобусную станцию Thiri Mandala.

Лодки

Река Иравади располагает множеством пристаней, ну а главная (Gawein jetty ) расположена на 35-ой улице. Направления движения паромов и лодок включают древний город Мингун (на другом берегу реки), Баган на юге и расположенный далеко на севере Бамо.

Чтобы поехать в Мингун, лучше всего сесть на лодку на Mayan Chan Jetty, расположенной на 23-ей улице. При нормальных условиях, время в пути - около 1 часа 15 минут. Ежедневно в 09:00 туда отправляется лодка (билеты - от 5000 кьятов с человека). Частные лодки-такси можно нанять для компании от одного до пяти человек за 25000 кьятов или за 5000 кьятов с человека, если в лодку собирается сесть шесть и более человек. Лодочные такси можно поймать на этой пристани до 16:00, а последняя лодка на Мингун отходит в 17:00.

Чтобы отправиться в Баган , можно сесть на лодку, отплывающую в 06:30 (но билеты нужно купить до 6 утра) с пристани на Strand Road (между 26-ой и 35-ой улицами). Поездка занимает около девяти часов и стоит около $ 40 с завтраком, обедом и водой, включенной в стоимость.

Компания Malikha Irrawaddy River Cruises (http://www.malikha-rivercruises.com) организуют круизы, стартующие с причала Malikha Mandalay, что на Strand Road (между 35-ой и 26-ой улицами) в воскресенье и среду, с 05:00 до 18:00. Билет на такое путешествие стоит примерно 15 $ за место на палубе и $ 30 за каюту, но все без еды и воды (все берем с собой или покупаем там). Лучше всего приходить за билетами за час до старта.

Если хотите поехать в Бамо , то круизы вышеуказанной компании отправляются в этом направлении в понедельник, четверг и субботу в 06:00. Поездка занимает три дня и две ночи, в стоимость билета не включено питание и напитки. Билет стоит $ 12 за место на палубе и $ 60 – за каюту.